Законность эвакуации. Правила эвакуации, выдачи и оплаты машины на штрафстоянку

Телеканал "360" узнал, как сделать так, чтобы машину не увезли на штрафстоянку.

Водители, особенно в столице, даже когда хотят припарковаться в разрешенном месте, иногда просто не могут этого сделать - все занято. Бросают автомобиль, где придется, а затем получают три тысячи штрафа за неправильную парковку, отдают пять тысяч за услугу эвакуатора и проводят полдня в очереди на штрафстоянке. Те, кто от этого устал, ищут способы защититься от эвакуаторов.

Мифы об эвакуации

Говорят, что если вывернуть колеса до упора, то машину на погрузчик затащить не получится. Это не так, эвакуаторы оснащены специальными крепежами, которые цепляются за колеса под любым углом.

Или другое утверждение - если припарковаться вплотную к бордюру, машину не удастся подцепить. Это тоже миф - опытный погрузчик с этой задачей справится. Как и с большими автомобилями вроде "ГАЗели" - для их эвакуации используется крупногабаритная техника.

Способ №1. Снятие номеров

Водители скручивают автомобильные номера. Ездить без государственного номера нельзя - штраф пять тысяч рублей или лишение прав по решению суда. Но стоять на месте без номеров и никуда не двигаться можно. Правда, ваша машина может вызвать подозрения у полиции - мало ли, что там внутри.

Способ №2. Автомобильный хомяк

Ни сотрудники полиции, ни сотрудники службы эвакуации не имеют права увозить автомобиль, если внутри находится человек или животное. Поэтому некоторые водители специально оставляют в салоне собак или заводят автомобильного хомяка. Дело в том, что любая эвакуация может причинить вред живому существу. Речь идет и о транспортировке машины, и о возможном простое на штрафстоянке. Но кормить животное на штрафстоянке никто не будет. Подумайте об этом, если только что по-другому посмотрели на своего кота.

Способ №3. Цепь

Те, кто не готов рисковать домашними животными, привязывают свои автомобили цепями и буксировочными тросами. Ко всему подряд: к забору, дереву или соседней машине. Дело в том, что без замка снять цепь невозможно, а сделать это иначе сотрудникам ГИБДД не позволяет закон. Ведь то, чем вы прицепили свою машину, - это ваше имущество, портить которое нельзя. Это может сделать сотрудник полиции, которого в таких случаях могут вызвать.

Способ №4. Велосипед на крыше

Некоторые водители начали возить на крыше автомобиля велосипед. Для этого монтируются специальные крепления для перевозки двухколесного транспорта. В результате этого, фактическая высота машины увеличивается на полтора метра. Этот способ не подходит для владельцев легковых автомобилей, так как итоговая высота автомобиля становится идентичной высоте небольшого грузовика. Такие автомобили эвакуировать могут. Зато большие внедорожники и минивэны с велосипедом на крыше имеют все шансы остаться на своем парковочном месте после приезда погрузчика.

Способ №5. Антиэвакуатор

Принцип работы устройства простой - стальной щит при помощи болтов крепится к одному из колес, тем самым его закрывая. Стоит от двух до четырех тысяч рублей, в большинстве своем действительно затрудняет погрузку машины.

Но, судя по видео в сети, есть и такие эвакуаторы, которым щит не помеха. А вообще, лучше в поисках парковочного места дать лишние пару кругов, но все-таки оставить машину в положенном месте. И время и деньги будут целее.

человек поделились статьей

На сегодняшний день эвакуация автомобиля на штрафстоянку — весьма распространённая и неприятная ситуация. Скажем прямо, что сегодняшняя ситуация с принудительной эвакуацией, по сравнению с предыдущими годами, усложняется. Увеличиваются штрафы, появляются новые основания задержания авто, отменяются положения, которые были удобны водителям.

В частности, еще совсем недавно действовало Постановление Правительства № 759 от 18 декабря 2013 года, содержащее следующую оговорку: эвакуацию автомобиля на штрафстоянку осуществляют при невозможности устранения на месте причины, ставшей ее основанием. Например, ранее водитель, забывший документы дома, мог позвонить своим близким и попросить, чтобы ему их привезли. И инцидент считался исчерпанным. Теперь Постановление Правительства № 759 отменено, и возможность устранения вами нарушений на месте очень спорна.

Есть и непонятные моменты в законе. Так, из новой редакции КОАП исчезла норма о том, что нахождение автомобиля на штрафстоянке первые сутки должно быть бесплатным. Однако есть московский закон № 42, который разрешает взимание оплаты только за полные сутки. Видимо, спорные ситуации придется разрешать в суде. К тому же, не всем понятны правила, на основании которых осуществляется эвакуация, и их законодательное происхождение. Когда возможна принудительная эвакуация транспортного средства? Нужно ли за нее платить, и если нужно, то сколько? Что делать, если вы не нашли свой автомобиль на прежнем месте?

Для того чтобы разобраться в правилах эвакуации автомобилей и в своих правах в этой ситуации, необходимо знать, какими законодательными актами регламентируется принудительная эвакуация.

А их несколько:

  • КОАП РФ (Закон № 195-ФЗ от 30.12.2001).
  • Распоряжение Департамента экономической политики Москвы от 09.09.2013 г. № 35-Р, в котором утверждены размеры оплаты расходов на перемещение автомобилей на штрафстоянку и их хранение.
  • Постановление Правительства Москвы от 09.04.2013 г. № 216-ПП.
  • Закон города Москвы от 11.07.2012 г. № 42, касающийся порядка перемещения транспортных средств на штрафстоянку, их возврата, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.

Вооружившись этими законами и нормативами, Вы будете разбираться с вопросами о принудительной эвакуации.

Итак, когда же допускается эвакуировать автомобиль?

Перечень ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:

  1. Управление автомобилем человеком, который не имеет при себе документов, разрешающих управление (статья 12.3 ч. 1).
  2. Управление автомобилем с неисправными тормозами (статья 12.5 ч. 2).
  3. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (статья 12.7 ч. 1-2).
  4. Управление автомобилем нетрезвым водителем (статья 12.8, ч. 1, 3, 8).
  5. Игнорирование правил, обозначаемых дорожными знаками или разметкой, которые запрещают стоянку или остановку (статья 12.16 ч. 4-5).
  6. Парковка () или остановка на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров до него или на проезжей части, если это помешало движению других авто (статья 12.19 ч. 3, 4, 6).
  7. Несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (статья 12.21.1 ч. 1-3).
  8. Нарушение правил перевозки опасных грузов (статья 12.21.2 ч. 1).
  9. Отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
  10. Употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (статья 12.27 ч. 3).

Указанный перечень исчерпывающий. Если ваш автомобиль эвакуировали или пытаются эвакуировать по другим основаниям, знайте: это незаконно.

Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку.

Перед тем как эвакуировать автомобиль, сотрудник ГИБДД обязан составить протокол о его задержании — обязательно в двух экземплярах. Протокол подписывается сотрудником и нарушителем. Если последний отказывается ставить свою подпись, в протоколе делается соответствующая запись. Составление протокола должно происходить при участии свидетелей или с использованием видеозаписи.

В протоколе указываются: точное время, дата, место. Обязательно прописывается основание принудительной эвакуации автомобиля — одна из вышеприведенных статей КОАП. Также должны быть указаны фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, и его должность. В протокол вносятся сведения об автомобиле и его владельце, а также об органе, который будет осуществлять задержание машины, и о его представителе. Если задержание автомобиля происходит в вашем присутствии, потребуйте внести в протокол информацию о наличии личных и ценных вещей в автомобиле, а также настаивайте на том, чтобы инспектор описал все имеющиеся на данный момент неполадки и повреждения автомобиля.

Все места доступа в автомобиль опечатывают.

Перемещение автомобилей на штрафстоянку, их хранение и оплата за эти действия регламентируются законами субъектов Российской Федерации. Единых норм и законов для всех регионов России сегодня не существует.

Срок задержания начинается с момента составления протокола.

Стоимость эвакуации автомобиля на штрафстоянку, как вы уже поняли, в различных российских городах и регионах не одинакова. В Москве она устанавливается Распоряжением № 35-Р от 09.09.2013 г.

В столице эвакуация машины обойдется:

  • Категории А, В (с двигателем до 80 л.с.) — 3 000 рублей.
  • Категория В (с двигателем более 80 л. с. до 250 л. с.), кроме грузовых — 5 000 рублей.
  • Категория В (с двигателем более 250 л. с.), кроме грузовых — 7 000 рублей.
  • Категория D, грузовые авто, кроме негабаритных — 27 000 рублей.

Хранение автомобиля на столичной штрафстоянке (за сутки) обойдется:

  • Категория А — 500 рублей.
  • Категории B, D (разрешенная масса до 3,5 тонн) — 1 000 рублей.
  • Категория D (разрешенная масса более 3,5 тонн), C, E — 2 000 рублей.
  • Негабаритный транспорт — 3 000 рублей.

Обратите внимание, что, согласно закону № 42 от 11.07 2012 г., оплате подлежат только полные сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке (статья 6 п. 2). Также помните о том, что оплата услуг по эвакуации и хранению автомобиля не освобождает Вас от уплаты штрафа за совершенное правонарушение.

Иногда сотрудники ГИБДД перед выдачей разрешения требуют оплатить штраф за неправильную парковку. Но в этом случае нужно понимать, что такое требование незаконно, так как в 2015 году на уплату штрафа законодательство отводит 60 суток .

А вот ещё новые изменения, которые коснулись статью 12.35 КоАП:

Было: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -

Стало: Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав, на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Обратите внимание, данный штраф относится не к водителям, а к сотрудникам ГИБДД. Начиная с 19 июня 2015 года штраф 20 000 рублей может, быть наложен за большее количество нарушений.

Пример. Водитель лишен прав на 4 месяца. После завершения срока лишения он обращается в подразделение полиции для возврата прав, однако ему их не выдают. Дежурный сотрудник заявляет, что водитель не получит удостоверение еще в течение 30 дней, так как срок лишения начал отсчитываться на месяц позже. Это связано с технической ошибкой в базе данных ГИБДД. Права полицейский выдавать отказывается.

Начиная с 19 июня 2015 года, водители смогут «наказать» должностное лицо на 20 000 рублей за нарушение установленного порядка лишения прав.

А вот ещё одно интересное нововведение затронет в первую очередь водителей, которые любят парковать автомобили в запрещенных местах. Статья 27.13 часть 11:

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Начиная с 19 июня 2015 года, автомобиль не будут отправлять на штрафстоянку, если появится водитель и сможет устранить причину задержания . Отмечу, что водитель должен появиться до того момента, как эвакуатор начал движение.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Распространенный случай нарушения правил остановки и стоянки. Автомобиль неправильно припаркован, его начинают грузить на эвакуатор. Водителю этого автомобиля достаточно появиться в любой момент до начала движения эвакуатора, чтобы прекратить процесс задержания. Естественно, штраф за нарушение правил остановки или стоянки все равно будет наложен.

2. Задержание транспортного средства, водитель которого находится в состоянии опьянения. В данном случае следует найти другого водителя до момента отправления эвакуатора на штрафстоянку. Если водителю удастся найти кого-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости и имеющих водительские права, он сможет избежать штрафстоянки.

3. Задержание транспортного средства, имеющего неисправную тормозную систему. Если водитель сможет устранить неисправность на месте (до отъезда эвакуатора), то он сможет продолжить движение на автомобиле самостоятельно.

Действия полицейских при задержании транспортного средства. Еще одно интересное изменение вводится частью 3 статьи 27.13:

Было: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства.

Стало: Часть 3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Обновленный пункт КоАП требует, чтобы сотрудник ГИБДД присутствовал на месте задержания до начала движения эвакуатора. Именно сотрудник ГИБДД принимает решение о прекращении задержания транспортного средства. Поэтому водителю, который появился до отъезда эвакуатора, нужно обращаться не к водителю эвакуатора, а к сотруднику полиции.

Сотрудник ГИБДД составляет документы о задержании транспортного средства и помещении его на специализированную стоянку. Начиная с 19 июня 2015 года полицейские, будут составлять дополнительную копию протокола. Статья 27.13 часть 7:

Было: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Стало: Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Дополнительная копия протокола вручается исполнителю решения о задержании транспортного средства, т.е. водителю эвакуатора.

Последнее изменение, которое будет рассмотрено в рамках данной статьи, — особенности информирования водителей о введении нового порядка движения на конкретном участке дороги. Оно вводится Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»:

Не позднее, чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств, либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением, либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Суть данного изменения в том, что водители теперь будут дополнительно информироваться о применении новых дорожных знаков или разметки.

Особенности данного нововведения:

Информирование производится не позднее, чем за 20 дней до изменения схемы движения.

Публикуется информация только о размещении знаков и разметки, запрещающих въезд в данном направлении (знак 3.1. «Въезд запрещен»), обозначающих одностороннее движение (знаки 5.5 — 5.7.2), запрещающих остановку и стоянку (знаки 3.27 — 3.30).

Информирование может осуществляться разными способами: через интернет, на информационных стендах.

Судя по всему, данное нововведение предназначено для невнимательных водителей, которые ездят по привычке и не обращают внимания на дорожные знаки.

Обратите внимание, информирование будет производиться только в отношении небольшого количества дорожных знаков. Все остальные знаки будут появляться на дорогах по-старинке, т.е. без дополнительного предупреждения. Так что расслабляться не стоит.

Большинству автомобилистов доводилось столкнуться с не самой приятной из процедур - принудительной отбуксировкой (эвакуацией) транспортного средства с отправкой на штрафстоянку. Чаще всего правила данного действия оказываются не вполне понятными, как и правомерность их с точки зрения закона. Поэтому очень часты вопросы: на каких основаниях возможна принудительная эвакуация транспортных средств, требуется ли за это платить и сколько конкретно? И что вообще делать водителю, внезапно обнаружившему отсутствие на месте собственного автомобиля?

В этой статье мы попытаемся ответить на основные вопросы, касающиеся данной процедуры.

Что говорит закон об эвакуации транспортных средств?

Главный нормативный акт, на основе которого городские власти разрабатывают собственные документы по теме, - Кодекс об административных правонарушениях. Далее речь идет о принятом со ссылкой на него законе номер 195-ФЗ, вышедшем в декабре 2001 года. Если в качестве примера взять нашу столицу, конкретно для нее имеются и другие нормативные документы - закон № 42 от 11.07.2012 (устанавливает порядок процедуры погрузки машины на эвакуатор и транспортировки его на территорию стоянки, а также правила, по которым производится ее возврат и возмещение денежных расходов). Затем - Распоряжение № 35-Р департамента экономической политики (сентябрь 2013 года), в нем перечислены суммы оплаты подобных действий. А также - Постановление № 216-ПП (апрель 2013 года) правительства Москвы.

В регионах существуют собственные нормативные документы, содержащие всю информацию об эвакуации транспортных средств. Положения их более или менее совпадают, и ориентироваться следует на главный из них - КоАП РФ.

Ситуации, когда авто эвакуировать можно

Вот список тех случаев, когда задерживать автомобиль и принудительно увозить на штрафстоянку разрешает закон согласно статье 27.13 КоАП:

1. Случай отсутствия при управлении авто водительского удостоверения.

2. Использование транспортного средства с тормозами, находящимися в неисправном состоянии.

3. Если машина управляется водителем, лишённым прав или вовсе их не имеющим.

4. Установлено нахождение водителя в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического).

5. Игнорирование владельцем машины разметки либо дорожных знаков, говорящих о запрете стоянки или остановки.

6. Если авто припарковано на проезжей части и служит помехой для движения прочих транспортных средств. То же самое относится к случаям парковки на расстоянии менее 5 метров от пешеходного перехода.

7. Если не соблюдаются правила перевозки тяжеловесных либо крупногабаритных грузов.

8. Если с нарушением перевозятся опасные грузы.

9. В случае подозрения на алкогольное опьянение и отказа водителя от прохождения медосвидетельствования (при требовании такового сотрудником ГИБДД).

10. Когда после совершения ДТП водитель употребил алкоголь либо наркотики до момента прохождения такого освидетельствования.

Список данных оснований эвакуации транспортного средства можно считать исчерпывающим. То есть прочие нарушения не влекут за собой принудительного увоза и в данном случае не рассматриваются.

Общие правила процедуры

Регламент их определён достаточно четко и не подразумевает каких-либо отклонений. транспортных средств состоит в следующем.

Обязанность задержавшего авто сотрудника ГИБДД - составить в двух экземплярах соответствующий протокол, расписаться в нём должны водитель и полицейский. Если же владелец отказывает служителю закона в подписи, проставляется отметка, фиксирующая факт данного отказа. Обязательные условия составления протокола - наличие понятых либо фиксация процедуры с помощью видеосъемки.

1. Место и дату с точным временем его составления.

2. Чётко указанное основание акта эвакуации транспортных средств со ссылкой на статью КоАП РФ.

3. Полное указание звания, должности, фамилии с инициалами того сотрудника ГИБДД, который составляет и подписывает протокол.

4. Все необходимые сведения об авто и водителе.

5. Данные о том органе власти, чьим сотрудником является задержавший машину полицейский.

6. Если задержание происходит при водителе, обязательно составление описи личных и ценных вещей, обнаруженных в машине на момент составления протокола. Следует также описать все имеющиеся неполадки и повреждения машины на текущий момент.

О чем еще нужно помнить

Помимо правил заполнения протокола водителю в данной ситуации следует знать, что:

1. Необходимо опечатать все места, через которые доступен вход в автомобиль.

2. Правила эвакуации транспортных средств, их хранения и размеры платы могут различаться на территории отдельных субъектов федерации, так как те наделены полномочиями устанавливать их самостоятельно. И потому местные законы следует изучить особенно внимательно. Это касается не только родного города, но и территорий, по которым планируются дальние поездки.

3. Срок задержания начинает отсчитываться с того момента, когда был составлен протокол.

Сколько же стоит эвакуация?

Оцениваются подобные услуги (эвакуация и последующее хранение авто на штрафстоянке) по-разному в каждом регионе. Решают это территориальные органы власти. В Москве тарифы на эвакуацию транспортных средств перечисляет уже упомянутое выше распоряжение номер 35-Р. Приведем для примера несколько цифр из данного документа:

1. Если автомобили относятся к категории А или В и мощность двигателя не превышает 80 л. с., вам предстоит уплатить сумму в 3000 руб.

2. Транспортное средство категории B, обладающее мощностью в пределах 80-250 л. с., "потянет" на штраф в размере 5000 руб. Это не относится к грузовым автомобилям.

А хранение?

Плата за парковку на специализированной стоянке для рассчитывается посуточно и равна для авто категории А пятистам руб., для ТС категорий B или D (до 3,5 тонны разрешенной массы) - тысяче рублей, при массе более трех с половиной тонн (а также при категории C или Е) - двум тысячам. Сутки хранения негабаритного транспорта обойдутся владельцу в 3000 руб.

По закону при начислении оплаты учитываются сутки полностью. Кроме того, следует помнить, что оплата услуг эвакуатора и хранения авто на стоянке не отменяет одновременного положенного за нарушение штрафа в органы ГИБДД.

Как это происходит

Как правило, ситуация выглядит так: припарковав, допустим, автомобиль в месте, которое считается неположенным, водитель отправляется по собственным делам. В это время "на сцену" выступает наряд полиции, сотрудниками которого факт нарушения ПДД фиксируется документально. Ими же вызывается соответствующая служба. Эвакуация "брошенного" транспортного средства происходит быстро, и, вернувшись, водитель не может понять, где машина и куда звонить.

Если владельцу довелось явиться до момента увоза эвакуатором его авто (даже если машину уже погрузили на платформу, но движение в сторону штрафстоянки пока не началось), закон дает право снятия и возврата транспортного средства. Затем инспектором оформляется протокол нарушения ПДД с выпиской штрафа. Уплатив его на месте, водитель возвращает себе право вернуться к управлению собственным автомобилем.

Как еще можно избежать отправки на спецстоянку?

Существуют следующие варианты:

1. Вы вызываете эвакуатор самостоятельно и отправляете его вместе с погруженным автомобилем в собственный гараж. В данном случае вам предстоит оплатить лишь услуги по договору эвакуации транспортного средства.

2. Если собственнику-водителю инспектором запрещено садиться за руль, попробуйте найти желающего помочь вам и переправить авто своим ходом (допустим, на буксире).

3. Некоторые из поломок либо неисправностей можно попытаться устранить непосредственно на месте.

Как быть, когда эвакуатор с погруженным на него автомобилем пришёл в движение? Остановить его водитель права уже не имеет. То есть придется забирать машину уже со стоянки, и лишь получив соответствующее разрешение инспектора, которым был произведен арест ТС.

Когда отправляться за машиной

Самое главное в такой ситуации - срочно добыть официальную информацию об адресе отправки вашего железного друга. Наиболее легкий вариант - когда нужные данные удаётся получить сразу же на месте у инспектора ГИБДД. Он же оформляет и разрешение, касающееся возврата машины. В этом случае вам хотя бы не предстоят долгие выяснения, кем машина была задержана и отправлена на штрафстоянку и в какое из отделений ГИБДД вам отправляться решать вопрос.

Возврат авто

Если разрешение в руках, можно ехать за машиной. Для оформления возврата автомобиля от водителя требуется наличие при себе ряда определенных документов, а именно:

1. Протокола о задержании, в котором проставлена отметка о разрешении на возврат.

2. Пакета всех необходимых документов на машину.

3. Водительского удостоверения.

4. Личного документа (паспорта).

Заплатить за услуги по эвакуации транспортных средств и за хранение можно прямо на специализированной стоянке. Покончив с формальностями, можете забирать машину. Принимая автомобиль, убедитесь, что все вещи на месте, а на самой машине отсутствуют следы повреждений, возможных при неправильной или неаккуратной процедуре перевоза.

Новый порядок эвакуации транспортных средств

С июня 2015 года на территории нашей страны началось действие новых правил, касающихся процедуры автомобильной эвакуации. Положения, содержащиеся в них, несколько улучшают ситуацию с правами рядовых водителей. Какие же именно изменения содержит данный документ?

1. Вызвав эвакуатор и оформив все необходимые документы, инспектор ГИБДД обязан не покидать места происшествия до момента, пока платформа вместе с погруженным авто не начнет движение. Вернувшийся к данной минуте водитель имеет право на немедленную разгрузку эвакуатора, после чего вывоз автомобиля невозможен. Дело ограничится выпиской штрафа с обязанностью немедленной оплаты. Его размер составляет 1500 руб. повсеместно и 3000 руб. - в городах федерального значения.

2. Нарушение инспектором вышеуказанного требования влечет удержание с него административного штрафа в сумме 20 000 руб., что прописано в статье 12.35 КоАП.

3. С августа 2015 года вводится дополнительное уточнение - производить эвакуацию можно лишь тогда, когда дорожному знаку сопутствует табличка "Работает эвакуатор". Если такой информации не имеется, акт вывоза признается незаконным. Данное новшество помимо этого сопровождается правилом, обязывающим работников ГИБДД предупреждать об установке подобных табличек за 20 дней путем публикации предварительной информации. Кроме того, все сведения такого рода обязаны содержаться на официальных сайтах органов, контролирующих дорожную ситуацию.

4. Процедура эвакуации объявляется незаконной и тогда, когда нарушение состоит в отсутствии у водителя удостоверения. Обязанности инспектора теперь - проверка по базе наличия такового и наказание забывчивого автовладельца штрафом в 500 руб. Если же права отсутствуют в принципе либо водитель лишен их по суду, применение эвакуатора законно и оправдано.

5. Новые правила содержат и момент, не относящийся непосредственно к эвакуации. Речь идет об отдельных водителях, незаконно украшающих собственную машину табличкой "Инвалид". Подобное нарушение карается штрафом того же размера - 500 руб. Если же наблюдается парковка в специальном месте для инвалидов, штраф увеличивается десятикратно - до 5000 руб.

Если вы в какой-то момент отправляетесь на место парковки и не обнаруживаете там собственное авто, не исключена вероятность банального угона. В данной ситуации в первую очередь следует позвонить по телефону 02.

Помните, что большинство случаев вызова эвакуатора сотрудниками полиции связано с неправильной или незаконной парковкой в зоне действия знака, запрещающего ее.

Порядок эвакуации транспортных средств позволяет забрать машину непосредственно с эвакуатора лишь до тех пор, пока не поставлена подпись в протоколе о задержании, а также в акте приема автомобиля. Если же данные документы уже скреплены автографом водителя, визита на штрафстоянку избежать не удастся. Поэтому лучше всего проявлять максимум внимания при собственных действиях.

Нестандартные ситуации

Автомобили с находящимися в салоне людьми эвакуации не подлежат. В случае отказа пассажиров покинуть машину инспектор полиции может оформить дополнительный протокол, указав причиной нарушения неповиновение органам ГИБДД.

Порой возникают ситуации из разряда спорных. Автомобиль может неожиданно прийти в неисправность, и водитель оставляет его в неподобающем месте (в зоне действия запрещающего знака). На стекло машины им прикрепляется записка о том, что автомобиль неисправен, с указанием промежутка времени, через который возможен вывоз машины. Если сотрудники ГИБДД всё же оформят отправку на штрафную стоянку, возможно обращение в суд. Тогда, предъявив документы, доказывающие реальную неисправность машины, вы не только выиграете дело, но и получите компенсацию за нанесенный ущерб.

Многие слышали о том, что введены новые правила эвакуации, но мало кто знает детали. Мы собрали ответы на все вопросы по теме. С какого момента де-юре начинается процесс эвакуации? Что должно быть на руках у водителя эвакуатора? И как вас должны предупреждать о грядущей установке знаков, запрещающих остановку? Тонкостей очень много.
19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое
Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, по ходу чтений в Госдуме претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос – это момент начала эвакуации. А точнее – когда наступает тот момент, когда нельзя вернуть машину прямо на месте нарушения? Существовавший в законе пробел лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила
С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему так много? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? В таком случае все, на первый взгляд, будет по букве закона: эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предусмотрел и вероятный произвол эвакуаторщиков.

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент трогания эвакуатора с места, и в этот самый момент у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона. Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы уже писали).

Частные случаи

Забытые права
Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это положен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и безо всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Поздравляю: наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

Знак «Работает эвакуатор»

Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что утащить машину смогут только при наличии особого знака, так вас еще и обязаны заранее предупредить!

Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки. Правда, законом не определено, где же искать эту информацию.

Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.

Что не сделано?
До сих пор ни в одном из законов прямо не прописаны условия, при которых в принципе возможна установка знаков «Остановка запрещена». Это еще одна типично спорная ситуация. Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.

Второй явно упущенный момент – это лазейка для разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.

В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто любит вдаваться в тонкости, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.

P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.

Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного дви