Что делать, если потек радиатор охлаждения? Несколько простых способов. Течет батарея отопления что делать, как устранить течь в короткие сроки Потек радиатор охлаждения причины

Избежать перегрева двигателя помогает система охлаждения. Неисправности в ней могут привести к серьёзным поломкам силового агрегата. Регулярный осмотр компонентов охлаждающей системы поможет избежать неприятностей в дороге.

Маленькая течь способна создать большие проблемы. Многие автовладельцы, которые столкнулись с поломкой системы охлаждения, знают это не понаслышке. Получив печальный опыт, они тщательнее следят за своим автомобилем и контролируют узлы и агрегаты, в том числе и систему охлаждения.

  • радиатора;
  • водяной помпы;
  • расширительного резервуара;
  • патрубков и шлангов;
  • термостата.

Радиатор – решётка из труб и пластин, изготовленных из лёгкого металла: алюминия, латуни или меди. Многочисленные трубки позволяют уменьшить объём для охлаждения, а пластинки увеличивают площадь теплообменника.

Теплообменник для системы охлаждения авто изготавливают из алюминия, меди или латуни

Все компоненты соединены друг с другом патрубками и шлангами. Водяной насос (помпа) прогоняет охлаждающую жидкость по одному из контуров. Термостат отвечает за циркуляцию хладагента по длинному или малому кругу. Из учебника физики знаем, что жидкость при нагревании увеличивается в объёме. Расширительный резервуар помогает компенсировать это физическое свойство антифриза.

Причины и пути устранения утечки

Важно следить за уровнем хладагента в системе. Для этого в расширительном бачке есть специальные отметки. Если уровень постоянно падает и приходится доливать жидкость, то система негерметична. Надо искать причину и побыстрее устранить её. Рассмотрим основные причины появления протекания и способы решения проблемы:

  1. Если радиатор имеет горловину, то необходимо проверить крышку. Охлаждающая жидкость нагревается до 120 градусов Цельсия и циркулирует в системе под высоким давлением. Если крышка не способна удерживать давление, то антифриз испаряется из теплообменника и уровень падает. Эта проблема решается путём замены крышки на новую.

    Одна из причин утечки антифриза - это плохая герметичность крышки радиатора

  2. Вторая причина вытекания антифриза – износ резиновых патрубков. Проверьте места соединения с радиатором. Если есть следы вытекания охлаждающей жидкости, то замените патрубки и хомуты.
  3. Самая неприятная поломка – это появление течи в самом радиаторе. Она возникает в результате механического удара, физического износа или из-за использования антифриза низкого качества.

    Большое отверстие в радиаторе заметно, через него идёт густой пар и брызгает антифриз

    Обнаружить большое отверстие не составит труда – из него будет валить горячий пар . Устранить такой дефект в дороге сложно. Доберитесь побыстрее до ближайшей станции техобслуживания и проведите ремонт или замену теплообменника. В любом случае предстоит демонтаж старого радиатора и его осмотр. Некоторые мастера умеют заваривать отверстия. Если радиатор изготовлен из меди или латуни, то он поддаётся пайке. Алюминиевый ремонтируют с помощью аргоновой сварки.

    Теплообменник из меди или латуни поддаётся пайке при помощи мощного паяльника. Алюминиевый радиатор заваривают с помощью аргоновой сварки

    Как показывает опыт, такой ремонт редко удаётся провести качественно, и уже через несколько месяцев автовладелец вынужден поменять радиатор на новый.

    Обнаружить небольшую течь сложнее, но в поиске поможет сам антифриз. В его химическом составе содержится краситель, который подсвечивается в ультрафиолетовом свете. Достаточно посветить на радиатор специальной лампой и увидите места протекания охлаждающей жидкости.

    Обнаруженный дефект в условиях гаража устраняют с помощью холодной сварки. Это двухкомпонентная эпоксидная смола. Приготовленный состав похож на пластилин и его наносят на обнаруженный дефект. Предварительно зачищают поверхность: удаляют грязь, масло и пыль. Через 15-30 минут сварка затвердевает и течь устранена.

    Двухкомпонентная эпоксидная смола помогает устранить течь радиатора в гаражных условиях

    Есть мнение, что устранить небольшую течь можно народными способами, например, с помощью сухой горчицы. Этот продукт добавляют в радиатор, под действием температуры частицы увеличиваются в размере, разносятся по системе и где есть течь собой закрывают отверстие. Помните, что с устранением дефекта инородные вещества забивают и всю систему: каналы двигателя, соты радиатора. Не применяйте народные способы. Найдите другой вариант добраться до сервисной станции или используйте герметик для радиатора.

Диагностика на видео-примере

Тест современных герметиков

Для повышения герметичности системы охлаждения и устранения протекания в радиаторе для автовладельцев предлагают специальные герметики. Их ещё называют “Стоп-течь”.

Отношение к герметикам двойственное. Такое же, как к присадкам для моторного масла и таблеткам в топливный бак. Мнение производителей автомобилей отрицательное. В книгах по обслуживанию авто в разделе, посвящённом системе охлаждения двигателя, ни слова нет про присадки типа “Стоп-течь”. Их ответ на протекание - это замена радиатора на новый.

Но что же делать если в дороге резко упал уровень антифриза а до точки назначения ещё довольно далеко? Выход есть. В магазинах и на автозаправочных станциях продают присадки, которые могут помочь и устранить течь. Это аварийный метод, позволяющий без проблем доехать до ближайшего СТО. Вылечить радиатор от протекания навсегда герметикам не под силу. Главная проблема присадок - это образование лишних отложений в системе охлаждения автомобиля.

Присадки типа ‘Стоп-течь’ - это аварийный метод устранения протекания радиатора. Герметик помогает добраться до ближайшего сервиса и провести ремонт теплообменника

Облегчить выбор поможет сводная таблица с двумя характеристиками: время закупорки отверстий разного диаметра и уровень отложений. Для оценки последнего параметра использовали массу термостата до и после применения присадки. Такое испытание герметиков проводили на кафедре “Двигателей внутреннего сгорания” Санкт-Петербургского политехнического университета.

Герметик

BBF Супер Liqui Moly K-Seal Hi-Gear Gunk Fillin
Время закупорки калибровочных отверстий, с
0,3 мм 20 30 75 35 154 126
0,5 мм 85 62 115 96 224 612
0,7 мм 124 88 315 345 245 292
1,0 мм 146 118 380 630 218 -
Изменение массы термостата, г
Разница +1,454 +1,324 +0,965 +1,970 +2,798 +1,735

Из таблицы видно, что герметики справляются с микротрещинами успешно, даже большие отверстия перекрываются на протяжении 2-10 минут.

В случае если у вас возникла течь радиатора системы охлаждения двигателя, не спешите менять радиатор. При использовании средств восстановления работоспособности системы охлаждения, есть большая вероятность починки такой неисправности. При выборе герметика для устранения течи радиатора необходимо определится с тем, что сегодня представлено на рынке, и с задачами которые он должен решить

Задачи герметика для устранения течи радиатора автомобиля

Применяемые составы как правило при попадании в систему скапливаются в застойных зонах, где образуют довольно прочную структуру препятствующую выходу охлаждающей жидкости. Герметики надежно устраняют выход тосола или антифриза по месту не полной пропайки медных радиаторов, по месту стыка пластиковых банок с алюминиевым радиатором, через перебитые трубки радиатора (до ремонта необходимо сжать инструментом трубки выше и ниже течи для минимизации щелей), через прокладку (сальники) помпы или термостата (белые пятна подтеков на поверхносте двигателя), через патрубки радиатора и крана отопителя, через уплотнение крана отопителя печки салона (тосол течет в салон), из радиатора отопителя салона (в салоне запах тосола и потеют стекла).
Принцип работы герметика прост. В тех местах где есть постоянный поток, (проходные зоны) герметик не задерживается. В местах где сформировались застойные зоны, или незначительное течение, частички герметика скапливаются и успевают склеится, в итоге образуется своебразная пробка, которая и обеспечивает герметизацию.

Виды герметиков для устранения течи радиатора автомобиля

Если обратится к исторически сложившимся фактам, то стоит сказать о горчице. Сухая горчица засыпанная в ОЖ системы охлаждения (радиатор) в итоге разбухнет и будет обладать "низкими" свойствами герметика. Горчица в итоге как бы сваривается и превращается в единый комок в застойной зоне. К сожалению данное "лечение" не всегда эффективно, так как горчица все же не герметик. У нее низкие когезионные свойства, и если даже она и спрапвилась первоначально со своей задачей, ее может вымыть и течь откроется вновь. Кроме того, для эффективной ее работы требуется слишком значимый объем горчицы, в итоге ее излишки могут скопится в патрубках, трубках и забить проходые отверстия.

Порошковый герметик для устранения течи радиатора автомобиля.

Порошковые герметики работают по принципу сухой горчицы. Выше мы уже описали принцип работы таких герметиков, (на примере горчицы) их плюс низкая цена, минус - низкая эффективность. Порошковые герметики для устранения течи радиатора, могут быть представлены в виде полимерных, но по факту не являтся таковыми. Так в бутылку с жидкостью добавляют порошок, при этом порошок не реагирует, не спекается, пока не нагреется. Чаще всего это бутылочки с довольно жидкими составами и явно выраженными разделенными фракциями порошок и раствор в котором они находятся. Полимерный герметик для радиатора имеет однородный состав и цвет, о нем далее

Полимерный герметик для устранения течи радиатора автомобиля.

Существует между тем и действительно неплохие полимеризующие герметики для радиаторов. (для примера Higear - препарат HG9025 / 325 мл (HG9029 (FLEET) / 444 мл) HI-GEAR RADIATOR STOP LEAK - Состав для ремонта радиаторов и системы охлаждения)
Продаются они как правило в фирменных одноразовых баночках, наподобие пивных, но стоят, правда, недешево. Герметик похож на канцелярский клей с однородной консистенцией. Принцип его работы основан на полимеризации при соприкосновении в горячем состоянии с воздухом. Проще говоря, добавляете его в радиатор, прогреваете мотор, и "плачущий" радиатор на глазах "успокаивается" в тех местах, где герметик нагрет и реагирует с воздухом, фактически в местах течи. В месте течи образуются прочные склейки. Трубки радиатора и печки при этом не пострадают, так как герметик не содержит твердых частиц и в ОЖ не должно быть явных воздушных объемов.
Современные составы таких герметиков не испаряются, выдерживает высокую рабочую темпрературу, остаются в системе и препятствует возникновению течей в дальнейшем. Могут использоваться с различными охлаждающими жидкостями
-тосол;
-антифриз;
-вода;

С проблемой утечки охлаждающей жидкости из радиатора ВАЗ может столкнуться каждый. Бывают ситуации, когда нет возможности поехать на станцию техобслуживания и приходится решать проблему своими силами. В таких случаях какого-то универсального средства не существует, но выход найти можно всегда. Главное – трезво оценить ситуацию.

В первую очередь нужно найти место утечки. Иногда это сделать довольно легко, а в некоторых случаях придется снимать радиатор. В первую очередь стоит проверить места крепления верхнего и нижнего патрубков к радиатору – большинство протечек происходит именно там.

Если же патрубки в порядке, нужно максимально очистить радиатор от грязи и пыли, завести двигатель и дать ему хорошо прогреться. Давление в системе охлаждения повысится и трещина станет видна. Если трещина небольшая и охлаждающая жидкость уходит из системы с небольшой скоростью, необходимо снять радиатор и внимательно его осмотреть.

Даже самая небольшая трещина будет видна при скрупулезном изучении радиатора. Все работы с радиатором лучше производить, когда он снят с автомобиля.

Самый простой, но не всегда целесообразный способ устранить течь радиатора ВАЗ – воспользоваться специальными присадками, которые нужно добавлять в охлаждающую жидкость. Такие присадки имеют свойство полимеризироваться при соприкосновении с воздухом.

Во время работы двигателя охлаждающая жидкость вместе с присадкой будет выходит, за счет чего создастся своеобразная пробка, которая закроет место течи. Единственный минус такого способа устранения проблемы – в случае с крупной трещиной он займет много времени.

Многие заливают такую присадку в целях профилактики – при появлении самой маленькой, даже микроскопической трещины, она надежно ее перекрывает и не дает ей увеличиться.

Второй вариант – использование холодной сварки. Если течь образовалась на пластиковой части радиатора, необходимо обезжирить проблемное место и нанести холодную сварку. Если же утечка происходит в металлической его части, вопрос осложняется – не всегда можно подобраться к нужному месту.

В таком случае можно отогнуть или срезать несколько ребер радиатора в месте протекания (это не повлияет на его работу), после чего использовать холодную сварку. При нанесении холодной сварки лучше всего обработать весь периметр трубки, чтобы избыточное давление и вибрация не привели к ее отслаиванию.

При работе с холодной сваркой нужно помнить, что наносить ее можно только на тщательно очищенный и обезжиренный металл, а из радиатора должна быть слита вся охлаждающая жидкость. Нелишним будет продуть его с помощью , если же нет такой возможности – то просто хорошо просушить.

Наиболее радикальный способ – пайка радиатора. Не каждый сможет это сделать, так как стенки трубок достаточно тонкие и во время работы есть опасность их повредить. Также многие считают, что алюминиевые радиаторы запаять невозможно и нужно просто устанавливать новый.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Рано или поздно все выходит из строя. Но когда течет батарея отопления - что делать многие не знают. А ведь с этой проблемой приходится сталкиваться практически всем.

Для того, чтобы не было ущерба для своего и соседского имущества, необходимо придерживаться определенного порядка действий. Кроме того, во время отопительного сезона в батареях течет горячая вода, которой можно обжечься. Поэтому знать о том, что делать если течет батарея отопления, должен знать каждый.

Течет батарея отопления - что делать

Первое, что нужно сделать, если течет радиатор, как на фото – это перекрыть воду. Но если протечка серьезная, то необходимо срочно вызвать аварийную бригаду – у сантехников имеются все необходимые инструменты и материалы для ликвидации проблемы, если потекла батарея.

Как устранить течь

Существует несколько вариантов решения проблемы, при этом пользуются:
  • болтом-саморезом;
  • резиновой накладкой с проволокой или хомутом;
  • цементно-гипсовой повязкой;
  • тканью, пропитанной термо- и водостойким клеем;
  • специальным герметиком;
  • сваркой.
Самый простой вариант устранить небольшую течь чугунного радиатора – это закрепить в отверстии саморезный болт.

Нужно помнить, что все эти способы устранения протечек являются лишь временной мерой – желательно поменять старые радиаторы на новые изделия как можно скорее.

Цементно-гипсовая повязка для устранения протечки батареи отопления

Перед тем, как устранить течь в батарее отопления, нужно подготовить требуемые материалы и инструменты:
  • цемент;
  • алебастр (гипс);
  • емкость с водой;
  • соль;
  • медицинский бинт.
Чтобы устранить течь, повязку накладывают на поврежденное место.

Порядок действий после отключения воды выглядит таким образом:
  • в емкости с водой разводят цемент до консистенции густой сметаны;
  • нарезают бинт полосками длиной 25-30 сантиметров;
  • тщательно пропитывают бинт цементной смесью;
  • обматывают полосками место повреждения.
Процесс повторяется до получения прочной повязки.

Если же воду перекрыть не удалось, то вместо цемента нужно использовать алебастр, который высыхает гораздо быстрее. Затем на гипсовую повязку накладывается бинт с цементном.

В том случае, если протечка батареи отопления произошла на резьбовом соединении, то можно воспользоваться солью:

  • намочить полоски ткани или бинта в воде;
  • тщательно обвалять материал в соли;
  • обмотать место течи.
Щель закроется в результате растворения соли в воде. Сверху накладывают цементную повязку.

Применение хомута и резины как средство для устранения течи радиатора

В том случае, если повреждение находится на стыке магистральной трубы и радиатора, то на некоторое время удалить протечку можно, используя проволоку и резиновый бандаж (автомобильный хомутик). Кусок резины обматывают вокруг поврежденного места и закрепляют проволокой.

Если не удается найти специальное средство для устранения течи радиатора, то можно просто нарезать куски резины из велосипедной камеры – полоски должны быть 30-35 сантиметров в длину и 4-5 сантиметров в ширину. С помощью хомута на некоторое время течь можно остановить. По этой причине не помешает иметь дома в запасе несколько хомутов – цена на них невысока.

Герметичная пломба для устранения течи

Что касается того, как устранить течь радиатора отопления, то при небольшом повреждении можно применять герметик на порошковой или полимерной основе. Их можно найти в хозяйственных магазинах.

Такой состав при контакте с воздухом полимеризуется, и в результате затвердевания образуется прочная пломба, которая дает время для проведения существенного ремонта. Некоторые герметики являются двухкомпонентными полимерными составами, и затвердевают в результате смешивания двух их составляющих. Затвердевание других средств происходит в результате химической реакции с воздухом. С помощью герметиков, предназначенных именно для устранения протечек, можно решить проблему за считанные минуты.

Применение сварки

При наличии определенных навыков и сварочного аппарата можно просто сварить место протечки. Это самый лучший способ решить проблему, однако он подходит не для всех радиаторов – только для стальных приборов.
Если протекает батарея что делать, то первое, что необходимо выполнить – это остановить подачу воды в отопительный прибор. Хорошо, если протечка произошла летом, но гораздо чаще они случаются именно в отопительный сезон. Так как горячей водой можно попросту ошпариться, нужно в первую очередь отключить подачу теплоносителя.

В случае серьезных повреждений необходимо вызвать аварийную бригаду – опытные сантехники смогут быстро решить возникшую проблему. Если же протечка небольшая, то ее можно устранить с помощью подручных средств. Но нужно помнить, что любой способ устранения течи поможет лишь на время возобновить работу отопительного прибора, поэтому в ближайшее время его рекомендуется поменять.

Один из способов, как устранить течь батареи показан на видео:

Одной из самых неприятных неисправностей системы охлаждения является течь радиатора, несвоевременное обнаружение которой может привести к необратимым последствиям. Без надлежащего уровня охлаждающей жидкости (ОЖ), очень быстро может наступить перегрев двигателя со всеми вытекающими...

В этой статье вы узнаете, как действовать в случае если потек радиатор, а также о том, как устранить течь радиатора своими силами.

Откуда берется протечка?

Течь радиатора свидетельствует о нарушении герметичности корпуса радиатора. Это может произойти в результате: появления трещины, механического воздействия, а также в результате износа. Понять, что радиатор течет можно по характерному мокрому пятну, которое появляется на асфальте после длительной стоянки. Если вам повезет и вы обнаружите течь радиатора охлаждения после длительной стоянки, вам возможно удастся избежать проблем с двигателем, однако если это случится во время длительной езды, последствия могут быть весьма плачевными.

Если радиатор охлаждения потек в дороге, то вряд ли у вас получится выполнить его замену или серьезный ремонт, в таких случаях лучше использовать временные решения, позволяющие быстро решить проблему.

Специальный герметик

Такими герметиками можно заделать небольшую течь в системе охлаждения. Способ применения довольно прост, содержимое тюбика с герметиком выливается в расширительный бачок или в радиатор охлаждения. Растекаясь по системе средство герметизирует отверстие, не забивая при этом каналы и патрубки.

Недостаток такого типа средств в том, что размер отверстия должен быть не более 1,5-2 кв. мм. После застывания герметик способен выдерживать высокие и низкие температуры. Кроме того, случаются ситуации, когда кроме течи такие герметики закупоривали каналы в системе охлаждения, еще более усугубляя ситуацию. Поэтому перед теме как устранить течь радиатора при помощи такого герметика хорошенько подумайте готовы ли вы так рисковать.

«Холодная сварка»

Более серьезный ремонта радиаторов предусматривает использование "холодной сварки", которая представляет собой термостойкий герметик на основе эпоксидной смолы и металлического порошка. «Холодная сварка» чаще всего поставляется в виде двух отдельных тюбиков, в которых находятся герметизирующие компоненты. Два компонента смешиваются между собой, после чего наносятся на подготовленную поверхность. Для надежности слой "холодной сварки" укрепляется сеткой или стекловолокном.

Преимуществом холодной сварки является то, что для работы с ней не нужно обладать какими-то выдающимися знаниями или умениями, достаточно соблюдать инструкцию по применению. Кроме того, сохнет такая заплатка довольно быстро, примерно 15-20 минут будет достаточно для того, чтобы холодная сварка полностью отвердела, а уже спустя час ее можно обрабатывать, а саму деталь использовать. При соблюдении всех правил нанесения, течь радиатора в этом месте больше никогда не образуется.

Пайка радиатора

Данный метод, пожалуй, самый эффективный, однако вместе с тем и самый трудоемкий и сложный с точки зрения реализации. Запаять трещину если потек радиатор может далеко не каждый. Такую работу, как правило, доверяют квалифицированным специалистам и сварщикам. Перед тем как запаять радиатор охлаждения автомобиля необходимо снять сам радиатор, очистить и обезжирить отверстие, которое будет паяться. Для надежности поверх пайки можно нанести слой "холодной сварки" или автомобильного герметика.

Кардинальные меры

Если трещина или пробой слишком велики и ни один из вышеперечисленных методов не подходят, единственное, что остается - это заменить радиатор полностью. Замена радиатора может выполняться как самостоятельно, так и на СТО. Все в большей степени зависит от марки автомобиля, сложности демонтажа и уровня знаний того, кто будет производить данную работу.

Чтобы не допустить течь радиатора следует регулярно , а также самого радиатора и вовремя выполнять замену антифриза. Также следует избегать механических повреждений, которые довольно часто становятся причиной неисправности радиатора.