История появления мотоцикла. Как и когда появился первый мотоцикл? первые мотоциклы в ссср, мотороллеры и мопеды

О том, когда появился первый мотоцикл , ведется много споров, но мы решим этот вопрос предельно просто – за точку отсчета возьмем именно тот год, когда на два колеса впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания. Первый мотоцикл фото – Мотоцикл Даймлера.

В конце XIX века два немецких конструктора изобретают самый первый мотоцикл в мире – двухколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Тут и началась история мотоциклов. Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах не ставили перед собой цель создать первый подобного рода мотоцикл, их аппарат был всего лишь испытательным стендом для двигателя, которым два немца собирались впоследствии оснащать свои автомобили. Первый мотоцикл представлял собой достаточно оригинально по нынешним меркам выглядящий деревянный велосипед с полукруглым седлом и бензиновым карбюраторным двигателем мощностью в полторы лошадиные силы.

К несчастью, машина сгорела при пожаре в сарае, который служил гаражом для двух первопроходцев и на этом этапе заканчивается история первого мотоцикла и начинается эпоха. Какие новшества привносили инженеры в свои первые мотоциклы? Какой был первый мотоцикл, вышедший в серийное производство и как видоизменялся этот популярный уже долгие десятилетия вид транспорта? С какими трудностями пришлось столкнуться производителям на заре становления этого эпохального явления, наполненного легендами и ставшего культом для многих поколений? Все это нам предстоит узнать История мотоцикла – это увлекательное путешествие в начало XX века, полное легенд и гениальных идей. Фото первого мотоцикла – Мотоцикл Даймлера.

Первый серийный образец

В 1894 году немецкая фирма Хильдебранда и Вольфмюллера начала серийное производство двухтысячной партии мопедов, которое продолжалось 3 года. Это были первые мотоциклы в мире «вставшие на конвейер», при весе в 50 килограмм они разгонялись до 45 км/ч. Мотор располагался внутри рамы и имел зажигание от калильной трубки. Некоторые детали конструкции были позаимствованы прототипов, работавших на паровой тяге, сделанных братьями Хильдебранд пятью годами раннее.

Например, водяной резервуар в форме заднего крыла, новой задачей которого стала подача воды в охлаждающие полости, окружавшие цилиндры, а также шатуны, напрямую приводившие в движение заднее колесо. В этой модели не было ни сцепления, ни педалей – самые первые мотоциклы запускались «с толкача». По этой причине, а также ввиду высокой стоимости эта модель не имела огромного коммерческого успеха, да и не задумывалась для таких целей. Фабрика Хильдебранда и Вольмюллера закрылась после Первой мировой войны в 1919 году, но история мотоциклов продолжалась и несколько экземпляров того самого мопеда сегодня находятся в музеях по всему миру.


Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера
Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера

План истории мотоциклов. 1910-1940 года

Примерно до 20-ых годов двадцатого столетия инженеры много экспериментировали с различными видами конструкций и решениями, мало-помалу отдаляясь от первичных укладов и превращая эту диковинную и ненадежную машину в прочный и быстрый вид транспорта для повседневного пользования, в основе не сильно отличавшуюся от современных аналогов. Эволюция мотоциклов шла медленно, но верно.
В 1922 году в той же Германии появляется первый мотоцикл компании DKW. Эта модель заслужила отличную репутацию и получила огромное распространение благодаря пробегу вокруг страны и очень низкой стоимости, так что, можно сказать, это самые первые мотоциклы в мире получившие популярность в народе. Он развивал скорость 65 км/ч и расходовал 2 литра бензина на сотню километров, заводился от ножной педали, мало весил и обладал незаурядными ходовыми качествами.


Мотоцикл DKW km200 – 1935год.

Примерно в это же время начинает сформировываться мотоспорт, что является отличным подспорьем для улучшения надежности и мощности, прямым образом влияя на развитие мотоциклов серийных. Гонки из многодневных марафонов по обычным дорогам перекочевывают на шоссейные и деревянные кольцевые трассы, ипподромы. Моторы начинают оснащать нагнетателями, появляется «сухой» картер, увеличивается КПД, уменьшается вес, улучшается аэродинамика.
Одной из успешных на спортивном поприще фирм стала BMW. Начавшая свою деятельность в сфере мото еще в 1924 году с успешной модели R32, компания невероятно быстро прогрессировала и наращивала мощности своих аппаратов, что позволило именно BMW неоднократно устанавливать мировые рекорды скорости. Например, в 1937 году одна из пятисот кубовых моделей под управлением Эрнста Хенне развивает 279 с половиной км/ч. Этот рекорд продержится 14 лет. История мотоцикла для детей.


Мотоцикл BMW R32 1924 год.

История которых насчитывает немало экземпляров, выпускались в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге и Серпухове. В начале 30-ых годов выходят в серийное производство первые советские мотоциклы, которые, ввиду отсутствия опыта у инженеров в этой новой стезе, зачастую являются копиями немецких и английских аналогов. Однако уже через несколько лет у советских конструкторов и тут и там проглядывают оригинальные идеи и задумки. В итоге мотопром страны советов приходит к полностью своим разработкам, таким как Л-8 и МЛ-3.


Советский мотоцикл Л-8

МЛ-3, пожалуй, первый советский мотоцикл, разработанный с нуля, начали выпускать в 1939 года на заводе в Серпухове, его оснащали легким двигателем объемом 123,7 кубических сантиметров мощностью 3,5 л/c. и трехступенчатой коробкой передач. Это был простой по конструкции мотоцикл, который задумывался как массовая народная модель. Помешала его распространению вскоре начавшаяся война, но на ней история советских мотоциклов еще не закончилась.


Советский мотоцикл Мотоцикл МЛ-3 1939 год.

История первых мотоциклов в военный период

История развития мотоциклов в ходе Второй мировой войны принимает особый характер, ведь мотоциклы в это время являются самостоятельной боевой единицей. Их производство в военное время по большей части носит утилитарный характер.
Из наиболее известных военных мотоциклов сразу выделяется BMW R75, отбывавший службу преимущественно с 40 по 42-й год. Он обладал повышенной проходимостью, двигателем мощностью в 26 л/c, девяти-ступенчатой коробкой и гидравлическим задним тормозом. Стоила такая модель как два автомобиля и поэтому не использовалась на территории Германии, а отправлялась в африканскую пустыню Сахара.


Мотоцикл BMW R75 1940 год.

Позже Германия начала переключаться на легкую мототехнику, к примеру, DKW RT125 и DKW NZ350. Последняя модель выпускалась исключительно в армейских целях, разгонялась до 105 км/ч и была весьма проходима вследствие низких передаточных чисел. напрямую связана с моделью RT125, последний являлся прототипом для советского аппарата, а в качестве же основы ИЖ-350 был взят NZ350.


Мотоцикл RT125 1942 год.

Развивая тему советских военных мотоциклов стоит отметить легендарный «М-72», скопированный с R71 BMW. Производство машины осуществлялось на Московском заводе, а затем переехало в города Тюмень, Горький, Ирбит. Оборудованный оппозитным нижнеклапанным двигателем М-72 развивал скорость 85 км/ч при весе 380кг с коляской. Всего было выпущено 8500 экземпляров и позже в середине 50-х годов мотоцикл поступил в свободную продажу вплоть до 1960-го года. Мотоцикл позднее несколько раз дорабатывался и имел несколько спортивных модификаций, в том числе кроссовых. В 1947 году на 750-кубовой модификации М-80 был установлен всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч.


Советский военный мотоцикл Урал М-72

Не обошлась война и без ленд-лизовских машин, таких как Indian, Velocette, Matchless. Однако впереди всех, благодаря своей надежности и «всеядности» оказался американский Harley Davidson WLA 42, в народе прозванный «Валуем» за свою некапризность и безотказность.

История мотоциклов в послевоенный период

В разгромленной и обедневшей послевоенной Европе не было места для дорогой техники. Обычный человек едва ли мог позволить себе велосипед. Мотопром был вынужден подстраиваться под эти условия и выпускать очень дешевые машины. На арену вышли двухтактные моторы – топливо тогда было еще сравнительно дешевое. Военный период привнес много новых нестандартных решений в промышленность, в том числе и в сферу мотоциклостроения.
Результатом одного из таких решений стало появление нового класса – мотороллеров. В 1946 году по проекту авиационного инженера Коррадино Де Асканио итальянская компания Piaggio запускает чрезвычайно удачную серию Vespa. Совсем не похожий на классику, это был первый мотоцикл в мире такого типа и являлся воплощением простоты и функционала, был прост в изготовлении и быстро получил распространение по всему земному шару. Он имел безрамную конструкцию, небольшой маломощный мотор и всего три скорости. Вертикальная посадка обеспечивала особый комфорт для ездока, «Веспами» без труда пользовались женщины и пожилые. Став законодателем новой моды, «Веспа» часто появляется в кинематографе XX и XXI века, а также наряду с другим скутером Lambretta являлась неотъемлемой частью британской молодежной субкультуры 50-х годов.


Первый мотороллер Vespa 1946 год.

История возникновения мотоциклов в Японии начинается в 1946 году, когда Соичиро Хонда строит свой самый первый мотоцикл, который представляет собой велосипед с 50-ти кубовым электромотором, а через четыре года на внутренний японский рынок выходят такие известные сейчас марки как Suzuki и Kawasaki. Примечательно, что практически все знаменитые компании, занимающиеся производством мотоциклов, ранее имели несколько иной род деятельности, это правда совсем не означает, что такие фирмы переквалифицировались на создание только мотоциклов. Так было с Yamaha, создатель которой в 1897 году начал свой бизнес с выпуска музыкальных инструментов, а уже в 1950-м году был создан первый двухтактный Yamaha YA-1. И если в начале своего пути японцы также, как и мы занимались по большей части копированием немецких аппаратов, то уже к концу 60-х японские аппараты заполнили международный рынок.


Двухтактный японский мотоцикл Yamaha YA-1 1950 год.

Современная эра создания мотоцикла

К 70-м годам автомобили как средство передвижения начали вытеснять мотоциклы. В Европе расширяется и упрощается производство дешевых авто и мотоцикл становится скорее хобби, стилем жизни. Появляется мода на тяжелые и скоростные шоссейные модели. Здесь преуспевают японские мотоциклы с четырех цилиндровыми моторами. Одновременно с этим возрастает мода и на лихачество, агрессивную езду, которая доходит и до СССР. Сам образ мотоциклиста сильно пострадал из-за преимущественного использования данного средства передвижения грабителями и вандалами. Однако вернуть благородный облик удалось буквально через десять лет.


Мотоцикл Honda CB350 1970 год.

Мотоспорт активно развивался и делился на различные специализации, что послужило появлению мотоциклов класса «стрит», а также внедорожных «эндуро» и «триал», так и появились . История появления мотоцикла с тремя и четырьмя колесами, именуемыми, соответственно, трайками и квадроциклами, начинается примерно в эту же временную эпоху с появлением арочных шин низкого давления.
В начале 1980-х активно возрастает применение электронных элементов, а также изготовленных из пластика деталей. Двухтактные моторы отходят на второй план, во многом из-за увеличения кубатур двигателей. Возрастают и обороты скоростных серийных машин. Мотоциклы начинают оснащать пневматической подвеской, дисковыми тормозами. С точки зрения дизайна начинает вырабатываться современный стиль, немногим отличающийся от сегодняшних моделей. Фильмы история мотоциклов.


Мотоцикл Honda CB250 1980 год.

Современные мотоциклы России история крайне плачевная, поскольку их просто-напросто нет. Произошло это в связи с падением спроса, ввиду того, что большинство населения в 90-х обзавелось автомобилями. Любые попытки восстановить производство потерпели неудачи – оборудование устарело, качество сборки крайне низкое.


Мотоцикл Honda CBR250 1990 год.

Вывод

История мотоцикла на этом не заканчивается – экспоненциальное развитие технологий и науки в любом случае очень скоро приведет изобретателей к применению новых материалов, отказу от нефтяного топлива, увеличению КПД моторов и еще многому, о чем мы пока даже не можем подозревать.

Мотоцикл относится к двухколесным самодвижущимся машинам, отличающийся среди других транспортных средств удобством и доступностью. Не только как транспортное средство используется мотоцикл в наши дни, но и как спортивная машина, и поклонников у него по всему миру много. Счет производителей мотоциклов идет на сотни, о каждом из них можно узнать на сайте http://onlymotorbikes.com/ Когда же и кем был создан первый мотоцикл?

Когда и кто изобрел первый мотоцикл

«Отцом» первого мотоцикла стал немецкий инженер Готлиб Даймлер, появление его детища датируется 1885 годом. Машина имела сходство с беспедальным велосипедом. Бензиновый одноцилиндровый двигатель Даймлер установил на раме, сооруженной из дерева, деревянными были и колеса. Крутящий момент колесам передавалось от мотора с помощью ремня. Во время испытаний машина весом 70 кг показала способность развития скорости в 12 км в час.

Инженер Э. Батлер создает мотоцикл в Англии 1887 году, вслед за ним последовала разработка первого мотоцикла французским инженером Ф. Милле, а потом в Италии Э. Бернарди. С появлением этой двухколесной машины ее поклонники стали страстно стремиться к установлению мировых рекордов по скорости. Об истории изобретения мотоцикла известно почти все.

Начиная с середины 19 века, стали работать над созданием силовой установки в виде парового двигателя, который хотели позже установить на двухколесном экипаже. Но такие двигатели были несовершенными.

Вклад Даймлера в мотоциклостроение

Именно Даймлеру удалось сконструировать двигатель внутреннего сгорания, работающего на керосине. В последние дни августа 1885 года он испытал свое детище, выезжая на самодвижущемся изобретении. Даймлер даже и не думал в тот момент, что стал создателем такой культовой транспортной машины, как мотоцикл. Он просто хотел показать работу нового двигателя, предназначенного для четырехколесных экипажей.


Таким образом, мотоцикл с ДВС появился раньше автомобиля, хотя признание и слава пришли к мотоциклу не сразу. Сейчас в том велосипедоподобном мотоцикле не узнаешь прародителя современных «железных коней». В то время это чудо было в виде оригинального велосипеда с четырьмя деревянными колесами на деревянной раме, движущегося с помощью мотора.

Колеса были оббиты железом. Под сидением мотоциклиста располагался мотор, который завести было сложно. Первым делом необходимо было для воспламенения горючей смеси раскалить калильную трубку, сделанного из меди, с помощью бензинового нагревателя, а потом запустить мотор заводной рукояткой.

Таким образом, джин был выпущен из бутылки – с начала 20-ого века мототехника начала свое стремительное движение по континентам.

Современные мотоциклы показывают впечатляющие показатели скорости и мощи. Далее речь пойдет о самых быстрых мотоциклах, оставивших значительный след в истории.

Пятое место: Bimota YB6 EXUP

Данная модель была создана специалистами двух ведущих компаний – японская «Ямаха» и итальянская «Бимота». Если работу над силовой составляющий взяли на себя японцы, дизайн продумывался европейской компанией.


В итоге мотоцикл «YB6 EXUP» был представлен на суд общественности в конце 1989 года. Он завоевал расположение людей по всему мира, а в Италии данный мотоцикл и вовсе стал культовым – он выпускался на заводе в Римини. Мотоцикл имеет мощность 145 л.с. и способен развивать скорость до 270 км/ч.

Четвертое место: Kawasaki Ninja ZX-11

Этот «японец» производился в Японии с 1990 по 2001 год. Известен также под маркой «Ninja ZZ-R1100». На североамериканском рынке он имел невероятный успех и продавался там именно под маркой «Ninja ZX-11».


Примечателен тем, что не менее шести лет являлся самым быстрым мотоциклом в мире. На тот момент рекордная скорость мотоциклов – 272 км/ч, которую, собственно и удавалось развить 145-сильном «Ninja ZX-11».

Третье место: Honda CBR1100XX Super Blackbird

Этот японский спортивный мотоцикл увидел свет в 1996 году. Компания «Хонда» потрудилась на славу, выпустив крайне надежную, исключительно комфортную и по-настоящему мощную двухколесную машину.


В 1999 году японцы внедрили в модель двигатель мощностью 153 л/с, который позволил ему стать самым быстрым мотоциклом в мире на тот момент – скорость 290 км/ч. По сей день всемирная популярность «CBR1100XX Super Blackbird» не угасла.

Второе место: Suzuki Hayabusa


Модель обладает уникальным аэродинамическим дизайном, который положительно отражается и на управлении машиной – 176-сильный мотоцикл невероятно устойчив даже такой запредельной скорости, как 305 км/ч.

Первое место: MV Agusta F4 R 312

И, наконец, самым быстрым мотоциклом является «MV Agusta F4 R 312». Только этот зверь из Италии смог прервать гегемонию японских конструкторов. Модель была выпущена в конце 2007 года.

Легкий и маневренный мотоцикл имеет силовой агрегат в 183 лошадиные силы, которые позволяют ему разгоняться до 320 км/ч. Рекорд был неоднократно подтвержден ведущими мотоизданиями, и по сей день остается не тронут.

Вот такие они, самые быстрые мотоциклы в мире. Каждый поклонник двухколесных машин должен знать, что развивать такие высокие скорости могут только профессионалы, на специально оборудованных трассах, в городских же условиях следует соблюдать меры безопасности и не нарушать скоростной режим.

Популярнейший вид транспорта - мотоцикл - появился приблизительно в то же время, что и автомобиль. Впрочем, есть такие исследователи, которые утверждают, что авто – более позднее изобретение.

В далеком 1885 году Готлиб Даймлер предъявил общественности агрегат, очень напоминающий современный мотоцикл, однако весьма своеобразный: он был схож с велосипедом, к которому приделали моторчик. Более того: сама рама и даже колеса нового чуда техники были выполнены из… дерева. Колес было не два, а четыре, и вместо привычной резины они были отделаны железом. Новое транспортное средство не было мощным – всего 0,5 лошадиных сил, топливом служил бензин или керосин. Чтобы завести мотоцикл, нужно было потрудиться: бензиновым нагревателем следовало раскалить специальную трубочку, назначением которой было воспламенение горючего, после чего заводной рукояткой запускался двигатель - вся операция длилась минуту. Чтобы начать движение, мотоциклисту нужно было изменить силу натяжения двух плоских кожаных ремней, которые предназначались для передачи энергии двигателя на колесо сзади. Торможение осуществлялось так: ослаблялись ремни, а к заднему колесу прижималась деревянная колодка. Транспортное средство имело вес около 70 килограммов, а его скорость была всего 12 километров в час. Каким бы примитивным и даже смешным ни казался нам этот первый экземпляр, его современники приходили в восторг! Два дополнительных колеса вызывали вопросы об их предназначении, но оказалось все просто: Даймлер не умел управлять велосипедом, поэтому два боковых колеса остерегали его от падений.

С тех пор как мир увидел описанный выше чудо-агрегат, мотоциклы по своим техническим и дизайнерским характеристикам ушли очень далеко. Модернизировать транспортное средство Даймлера продолжили Гильдебранд и Вольфмюллер, и в 1894 году был сконструирован мотоцикл по оригинальной схеме, который позже стали продавать в странах Европы. Впрочем, в 1989 году производство были вынуждены прекратить, потому что модель оказалась неудачной. Неудача не остановила разработчиков: они начали изобретать новую конструкцию. В то же время в Париже появился мотоцикл братьев Вернеров. Развитие мотоциклетного транспорта началось и успешно продолжилось: Лаурин и Клемент из Чехии создали собственную разработку, которая по сравнению с предыдущими моделями была куда более «продвинутой». Важным моментом было расположение двигателя в центре рамы, а также зажигание от магнето. После первой мировой войны пошло повсеместное появление мотоциклов: в городской и сельской местностях их приобретали люди, которые не могли себе позволить автомобиль. В последующие десятилетия модели появлялись – одна интереснее и совершеннее другой. Известная американская фирма в 1930 году презентовала новый довольно тяжелый мотоцикл «Харлей-Дэвидсон 750» (двухцилиндровый мотор и трехступенчатая коробка, ручной рычажной переключатель передач, на руле - фары).

Этим завершился обширный и содержательный период мотоциклетной истории - примерно с 1880 по 1930 годы, - когда были разработаны основные технические принципы мотоциклов. В последующие годы мототехника совершенствовалась все больше, началась жесткая конкурентная борьба, в результате которой каждая модель в чем-либо отличалась от своих «собратьев». Современный мотоцикл – это стильный дизайн, высочайшая скорость и полный комфорт.

Видео. Эволюция мотоцикла - история изобретения

Во всем мире принято считать датой рождения мотоцикла 29 августа 1885 года. Именно в этот день немецкий изобретатель инженер Готлиб Даймлер выехал за ворота своей мастерской на специально сконструированном двухколесном экипаже с установленным на нем бензиновым двигателем.
Собственно, Даймлер тогда не помышлял о создании мотоцикла — он лишь хотел испытать двигатель. Но так случилось, что использованная им компоновочная схема оказалась очень удачной и дожила до наших дней почти без изменений.

Небезынтересным будет узнать, что помощником Готлиба Даймлера в данном предприятии был также прославивший свое имя на века Вильгельм Майбах. Историки утверждают (что трудно проверить), что после первой в истории мото-прогулки смельчак Вильгельм Майбах воскликнул: «Я вас поздравляю, Готлиб! Это не машина, а костедробилка!»

Первая «костедробилка» имела деревянную раму общей массой 50 килограммов с одноцилиндровым бензиновым двигателем на ременной передаче с рабочим объемом цилиндров 254 кубических сантиметров. Первый мотоцикл развивал мощность около половины лошадиной силы и скорость целых 12 километров в час (скорость неподготовленного бегуна). Весьма скромно по сегодняшним меркам.

Забавный факт состоит и в том, что эта «двухколесная повозка» была условно двухколесной: с обеих сторон ее располагалась дополнительная пара вспомогательных подрессоренных колес. Примерно как у современных детских велосипедов. Сами же колеса мало походили на колеса нынешних «двухколесных друзей», а были взяты с обычной допотопной повозки: на металлических ободах и деревянных «спицах».

Новые времена рождали новые потребности. Мотоцикл оказался чрезвычайно востребованным на рубеже XIX-го и XX -го веков. А во время Мировой войны принят на вооружение многими воюющими странами. Ведь мотоцикл был значительно дешевле в производстве, нежели автомобиль, при сохранении важных скоростных качеств.

К сожалению, уклон в сторону мировой автомобилизации в середине XX-го века привел к падению спроса на мотоциклы. Курс на производство дешевых «народных» автомобилей выбил почву из-под колес мотоцикла. Мода на мотоциклы, не как на средство передвижения, а как на предмет роскоши и культа стала возрождаться сначала в Америке в 60-е годы прошлого столетия. Затем эта волна захлестнула и весь остальной мир.

Особняком в это время стояла Советская Россия. В то время как на Западе волна автомобильного бума накатывала с новой силой, а мода на мотоциклы то пропадала, то вновь возрождалась, мотоцикл в российской глубинке пользовался неизменным спросом вплоть до начала «новых времен» - до середины 90-х прошедшего столетия.


Первый в мире мотоцикл, а точнее, велосипед с мотором, создал в 1885 году Готлиб Даймлер. Немецкий изобретатель не умел ездить на двухколёсном велосипеде, и поэтому у его мотоцикла было еще два боковых колеса, чтобы поддерживать равновесие. Он был способен разгоняться до 12 км/ч, что было немалой скоростью для того времени. Рама из дерева и четыре деревянных колеса, обитых железом - этот «драндулет» выглядел совсем не так, как привычный нам современный мотоцикл. Но именно он послужил основой для дальнейшего развития мототехники. Расцвет производства мотоциклов в СССР наступил несколько позже, чем в других странах Европы, а именно в 1950-х годах.

Первый советский мотоцикл - мотоцикл «Союз», который был выпущен заводом «Авиахим», а спроектирован инженером П. Н. Львовым, известным своим участием в создании скульптуры "Рабочий и колхозница". В 1924 году 22 августа, вместе с другими советскими и зарубежными мотоциклами, «Союз» проехал от Москвы до Харькова и вернулся обратно в столицу, преодолев 1476 километров. Это было удачное испытание, в котором «Союз» доказал свою способность соперничать с иностранными марками. Первый мотоцикл имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель, многодисковое сцепление сухого типа и всего три передачи. Вес мотоцикла составлял 112 килограммов, а максимальная скорость - 70 километров в час. На 100 километров пути он расходовал 3 литра топлива. Недостатком было то, что при довольно большом объеме - 500 кубических сантиметров, двигатель обладал недостаточно высокой мощностью. К сожалению, «Союз» так и не допустили к серийному выпуску, потому что «Авиахим», нацеленный на строительство авиатехники, не был ориентирован на мотоциклы.

В отличие от мотоцикла, мопед обладает не таким мощным двигателем и предназначен для небольших скоростей - до 50 километров в час, а объем двигателя мопеда не превосходит 50 кубов. В 1958 году на Рижском мотозаводе «Красная Звезда» вышел первый в СССР мопед - Рига-18. Модель получилась не лучшего качества, и, после практики на чешском заводе JAWA, в 1961 году начался серийный выпуск уже улучшенных моделей - Рига-1. Эта модель была достаточно легкой, всего 45 килограммов, и достигала скорости 40 километров в час. Мопед имел одноцилиндровых двухтактный двигатель, запуск которого осуществлялся с помощью педалей, двухступенчатую коробку передач и двухдисковое масляное сцепление. Мопеды постоянно модернизировали, выпуская все новые модели. На вождение мопеда получать права не требовалось, поэтому этот вид транспорта был особенно популярен среди подростков. И вообще мопед считался модным средством передвижения в советское время, например, «Приключения Электроника», один из главных героев - Сыроежкин - ездит именно на мопеде Рига. После распада СССР в Латвии начался кризис, и в 1998 году производство мопедов было остановлено, а «Красную звезду» распродали по частям.

Мотороллер и скутер - это названия одного и того же транспортного средства - закапотированного легкого мотоцикла с вертикальной посадкой водителя. Двигатель «младшего брата» мотоцикла расположен сзади под сидением. Самым первым мотороллером СССР является «Вятка ВП-150», вышедшая в 1957 году на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. Советская модель - копия культового итальянского скутера «Vespa GS150», что в переводе означает «оса». Действительно, итальянская модель, созданная в 1946 году фирмой Piaggio, - грациозная, утонченная и . В 1953 году «Оса» полностью завладела сердцами молодежи, благодаря фильму «Римские каникулы», в котором знаменитая актриса Одри Хэпберн появляется на скутере «Vespa». «Вятка ВП-150», весом 118 килограммов, способна разгоняться до 70 километров в час. Советский мотороллер имеет одноцилиндровых двухтактный двигатель объемом 148 кубов. Однако советская модель имеет свои отличия от итальянской. Итальянский скутер имеет четыре передачи, в то время как у советского мотороллера их три. Замок зажигания у «Вятки» является отдельным прибором, расположенным на руле, а у «Осы» он помещен в корпус фары. Также есть отличия в форме спидометра, надписи и в других внешних деталях. В частности, на крыле переднего колеса советской модели красуется флажок с красной звездой. «Вятка ВП-150» был самым стильным мотороллером в СССР, но в 1966 году его сняли с производства.

Мы живем в современном мире и наблюдаем за созданием новых мотоциклов, мопедов и скутеров. С каждым годом они становятся качественнее, удобнее, мощнее. Но существуют и поклонники так называемых ретро-моделей, которые считают их более привлекательным. И таких любителей немало. Существуют целые клубы, в которых люди обмениваются опытом, занимаются куплей-продажей и реставрацией, продлевая жизнь стареньким отечественным моделям.