Плавающее авто. Лучшие автомобили-амфибии

Раньше автомобили-амфибии пользовались популярностью лишь у военных. Для гражданского использования они были чересчур дороги, непрактичны и имели не слишком привлекательный вид, напоминающий лодку с приделанными к ней колесами.

Первым массовым гражданским «водоплавающим» автомобилем стал немецкий Amphicar, который выпускался с 1961 по 1968 год. Кабриолет, «вооруженный» 1,1-литровым мотором, развивал до 104 км/ч на асфальте и плыл со скоростью до 11 км/ч.


За 7 лет было выпущено около 4 тысяч амфибий, каждая из которых стоила около 12 000 дойчмарок. Чтобы получить возможность передвигаться по суше и по воде, владелец «Амфикара» должен был иметь не только обычные водительские права, но и разрешение на управление яхтой.

После банкротства Amphicar рынок амфибий замер на долгие годы. Среди немногочисленных экземпляров, собранных частными мастерами или небольшими компаниями, встречаются и довольно интересные образцы. К примеру, создатели Amphiborghini, взяли за основусобранную на трубчатом каркасе реплику Lamborghini Countach. Плавающий суперкар имеет регулируемую подвеску и устройство для создания дымовой завесы, как на авто Джеймса Бонда.

Эта же команда британских специалистов «спустила на воду» знаменитое лондонское такси Austin FX4 (проект получил название Amphicab), а также поучаствовала в подготовке плавающих автомобилей для программы Top Gear.


В двухтысячных годах интересных проектов плавающих автомобилей стало значительно больше. В 2004 году интересную модель Splash предложила компания Rinspeed. Благодаря складывающимся подводным крыльям автомобиль-гидроплан может перемещаться по воде соскоростью до 80 км/ч.

На суше передние крылья складываются по бокам кузова, а задние превращаются в развитый спойлер. Хорошая аэродинамика и небольшой вес позволяют 140-сильной легковушке набирать сотню за 5,9 с и передвигаться со скоростью до 200 км/ч.


Через 4 года швейцарцы представили еще один концепт под названием Rinspeed sQuba. Симпатичный родстер умел не только плавать, но и нырять на глубину до 10 метров (водитель и пассажир при погружении должны были надеть специальные маски).

Электромоторы обеспечивали sQuba максимальную скорость в 120 км/ч на твердом покрытии, 6 км/ч на водной поверхности и 3 км/ч под водой.

Интересные амфибии выпускает американская компания C.A.M.I. Изготовленный из алюминия и стеклоткани Hydra Spyder оснащен 6-литровым V8 Corvette LS2 мощностью под 400 л.с. Его «максималка» достигает 85 км/ч на воде и 200 км/ч на асфальте.




В США находится еще один производитель амфибий под названием WaterCar. Дизайн этих автомобилей напоминает внедорожники Jeep, а под капотом скрывается 3.7-литровый Honda VTEC


Продукция фирмы GIBBS Sports Amphibians Inc. больше напоминает квадроцикл, способный превращаться в водный скутер и снегоход.



Такая «игрушка» пригодится не только любителям экстрима, охотникам и рыболовам, но и спасателям, а также силовикам.


Голландская тюнинг-компания DAT занимается созданием амфибий из внедорожников Toyota Land Cruiser и больших экскурсионных автобусов. Первый проект получил название Amphicruiser, второй - Amphicoach.


В дальнейшем планируется выпустить еще AmphiMini (плавающий 19-местный миниавтобус), а также спецтранспорт AmphiAmbulance и AmphiFire.

На Филиппинах можно увидеть сразу 2 автомобиля-амфибии: трехколесную прогулочную Salamandra, предназначенную для развлечения туристов и автомобиль береговой охраны CROC.




Производство амфибий освоили и отечественные автопроизводители. В Набережных Челнах налажен выпуск вездеходов Викинг-29031, способных передвигаться по воде, бездорожью, а также дорогам общего пользования.




В XX столетии автомобильная промышленность развивалась очень динамично. Не остались без внимания и так называемые автомобили-амфибии, которые считались самыми прогрессивными транспортными средствами. Но за пределами военной отрасли амфибии в то время так и не нашли широкого применения. В этом обзоре самые яркие примеры советских «плавучих автомобилей», созданных для выполнения военных задач и так и не попавших в массовое производство.

1. ГАЗ-46 «МАВ»


Название этой машины расшифровывается, как «Малый Автомобиль Водоплавающий». Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем от небезызвестной «Победы», а также трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69. Выпуск амфибии начался в 1953 году. Двигаться по воде машина могла при помощи стандартного гребного винта. Что касается назначения, машина служила для перевозки десантников и выполнения инженерных работ на воде. Модель была скопирована с американского аналога Ford GPA и использовалась до 1958 года.

2. ЗИС-485 «БАВ»


Прочитав о предыдущем, представители уже можно догадаться, что название этой машины звучит, как «Большой Автомобиль Водоплавающий». Название как нельзя лучше передает и всю вытекающую специфику машины. На борт амфибия могла брать 25 тонн груза или 25 человек. Машина была в состоянии поднять другие автомобили и даже артиллерийские орудия. Копировали ЗИС-485 «БАВ» с американской модели GMC DUKW-353. Выпущен «БАВ» был в 1950 году и использовался почти 12 лет.

3. ЛуАЗ-967


ЛуАЗ-967 - это скорее моторизированная лодка, чем автомобиль. И на суше, и в воде машина приводилась в движение при помощи колес. Управлять ей можно была в лежачем положении. Создавалась специально по заказу ВДВ для вывоза раненных с поля боя. Габариты, грузоподъемность и запас хода у машины были очень малыми.


Объем двигателя не превышал одного литра. Куда важнее и интереснее, что эта машина стала предшественником куда более известной модели ЛуАЗ-969 «Волынь».

4. НАМИ-055




Автомобиль-амфибия НАМИ-055 стал продолжением НАМИ-011 и ГАЗ-46, на создание которых оказал большое влияние американский Ford GPA. В отличие от всех предшественников машина имела куда более обтекаемый цельнометаллический корпус. Она также получила 41-сильный двигатель от «Москвича» и новейший задний гребной винт. Все это позволило разгоняться на воде даже при полной загрузке до 12 км\ч.

5. ВАЗ-Э2122


Данная модель автомобиля-амфибии была сконструирована в 1976 году на базе «Нивы» по заказу Министерства обороны СССР. Отличалась от других подобных транспортных средств новая амфибия в первую очередь тем, что на амфибию как раз почти не походила. Но внешность в этом случае обманчива, как никогда. Благодаря мощному 1.6-литровому двигателю машина могла двигаться по воде со скоростью в 5 км\ч. Вот только есть одно «но», до конвейера модель добраться так и не смогла.

6. УАЗ-3907 «Ягуар»



УАЗ-3907 «Ягуар» - ещё один автомобиль-амфибия, который был создан в СССР, но так и не попал в серийное производство. Водоплавающий автомобиль был изготовлен на базе узлов УАЗ-469, а его отличительными особенностями были герметичные двери и водоизмещающий кузов. Функцию рулей инженеры закрепили за передними колёсами, а перед задним мостом установили два гребных винта.


К 1989 году было произведено 14 советских «Ягуаров». Машину приняли на вооружение. На ходовых испытаниях машина проплыла по Волге по маршруту Ульяновск – Астрахань – Ульяновск. Но после распада СССР в 1991 году военный заказ был закрыт и руководство завода приняло решение прекратить подготовку автомобиля-амфибии к серийному производству.

Современные автопроизводители тоже интересуются нишей плавающих автомобилей. Благодаря их стараниям появились .

(Фаунтин-Вали, штат Калифорния, США). Пожалуй, самая заметная компания-производитель автомобилей-амфибий. Будучи основанной в 1999 году, она сделала себе имя на производстве «самой быстрой амфибии в мире» (в 2010-м автомобиль Watercar Python попал в Книгу рекордов Гиннесса). Сегодня компания делает одну модель — Watercar Panther с двигателем Honda, поколение которой обновлено в 2017 году. Машины строятся под заказ, с учётом требований каждого покупателя, поэтому двух абсолютно одинаковых нет (на сайте компании есть шикарная галерея изготовленных Panther).


Стоит Panther недёшево — от $139000 до $172000 в зависимости от комплектации. Watercar Panther на воде:


В 2017-м компания, помимо гражданской, освоила пожарную версию машины. Основная «фишка» амфибии в том, что она может с воды тушить прибрежные объекты, засасывая воду прямо из-под днища.


CAMI (Риджленд, штат Южная Каролина, США) . CAMI расшифровывается как Cool Amphibious Manufacturers International, то есть «Международный производитель клёвых амфибий». В отличие от Watercar у CAMI очень немаленькая производственная линейка, в которой есть не только легковые автомобили, но — что главное — автобусы. Именно амфибийные автобусы сделали компании имя и являются основной строкой их сбыта. Туристический автобус CAMI Hydra-Terra вмещает до 49 пассажиров (30 сидячих мест):


Дизель-электрический автомобиль-амфибия для охотников или туристов CAMI Hydra Gator:


Основной конкурент Watercar, модель CAMI Hydra Spyder, разгоняется до 85 км/ч на воде:


Шикарный плавающий дом на колёсах CAMI Terra Wind:


Помимо того, компания делает экстремальный плавающий внедорожник CAMI H2OEX Extreme на шасси Ford с двумя дизельными двигателями, амфибийный автомобиль для служб спасения CAMI Responder , оборудованный всеми необходимыми для МЧС системами, и так далее.

Gibbs (Нанитон, Уорвикшир, Великобритания). Не только американцы делают гражданские амфибии. Gibbs — известная британская фирма, до Watercar державшая рекорд скорости в своём классе транспортных средств, да и сейчас славящаяся быстрыми и комфортабельными плавающими машинами. В производственной линейке Gibbs восемь различных амфибий самого разного назначения. Вот, например, Gibbs Aquada, шикарный кабриолет, развивающий 150 км/ч на суше и 60 км/ч на воде, конкурент Watercar и CAMI Hydra Spyder:


А вот Gibbs Quadski, квадроцикл-амфибия. Существует также в удлинённой версии Quadski XL:


Ещё более удивительная конструкция — скутер-амфибия Gibbs Biski!


Грузовая амфибия Gibbs Phibian грузоподъёмностью до 1,5 тонн:


« Шерп » (Москва, Россия). Мы не строим развлекательных амфибий, зато строим очень крутые амфибийные вездеходы для экстремальных условий. Компания «Шерп» была основана в 2012 году, её модели основаны на дизайне Алексея Гарагашьяна, изобретателя и инженера, специализирующегося на вездеходах. Первая модель «Шерп» была показана в 2015 году.


«Шерп» не боится вообще никаких условий, может проходить завалы, снежные сугробы, водные препятствия, любое бездорожье. Он может даже взбираться на ступеньки высотой до 70 см!


Производится он в двух основных комплектация — «Шерп» и «Шерп-Пикап» (как нетрудно догадаться, это пассажирская и грузовая версии), плюс дорабатывается под клиентов.


Searoader (Акингтон, Глочестершир, Великобритания). Компания, основанная Майком Райаном, производит ряд амфибийных машин разного назначения. Основная «фишка» Searoader в том, что компания переделывает в амфибии обычные автомобили — её визитной карточкой является водоплавающий Lamborghini.

SeaRoader Mk1 — простейший амфибийный автомобиль, продающийся в виде кит-кара для самостоятельной сборке. Клиент может дорабатывать машину любыми доступными способами.


Грузовая амфибия Searoader Amphitruck 4x4.


А это пример «переделки». Searoader Amphicab был построен в 2012 году по заказу небезызвестного Стивена Фрая.


Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом «совершенно секретно» и были известны лишь высшим военным чинам, пусть большинство из них так и не вышло из стадии опытных образцов, вся эта небольшая водоплавающая армия амфибий «от мала до велика» на деле доказала настойчивость, творческий талант советских конструкторов и мощь отечественного Военно-промышленного комплекса.

В нашем сериале о секретной автотехнике СССР мы уже рассказывали , об уникальнейших уральских амфибиях, закамуфлированных или .

В этом обзоре, поскребя по сусекам, вспомним о других не менее оригинальных и секретных амфибиях для Советской армии.

ВАЗ-2122 «Река» (1976–1987 гг.)

Начнем с достаточно известного плавающего варианта легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река», способную передвигаться по скоростным магистралям и скользить по поверхности неглубоких внутренних водоемов.

Идея создания собственного простого и недорогого плавающего джипа на шасси внедорожника «Нива» возникла в начале 1970-х, а для маскировки он значился как «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды». Летом 1976-го были построены первые 80-сильные образцы Э2122 с цельнометаллическим водоизмещающим кузовом, а все последующие годы конструкторы провели в многократных доработках первенца, которые свелись к улучшениям системы охлаждения двигателя.

Только в 1984-м Волжский автозавод собрал пробную партию из 10 машин пятой серии ВАЗ-2122.500, а вся эта долгая эпопея завершилась через два года, когда появились три последних доработанных образца ВАЗ-2122.600. Перестройка и бурное разоружение страны заставили ВАЗ свернуть свои смелые эксперименты за государственный счет. В целом он собрал 21 опытный джип серии 2122.

УАЗ-3907 «Ягуар» (1983–1989 гг.)
(Фотографии из архива УАЗ)

Являясь ведущим советским предприятием по производству легких вездеходов, Ульяновский автозавод не мог не прийти к воплощению заманчивой идеи создания на их основе собственного плавающего варианта. Работа над ним началась в 1977-м, но только через шесть лет появился многоцелевой автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» для Советской армии и погранвойск, способный доставлять грузы до 600 кг, легкое вооружение или раненых на носилках.

Автомобиль оборудовали цельнометаллическим кузовом с аркой безопасности и двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями с рычажными запорами (задрайками). Унифицированная с серией УАЗ-469, амфибия оснащалась 77-сильным мотором и раздаточной коробкой с отбором мощности на гребные винты и лебедку. Два водяных винта устанавливались под ее днищем непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. В середине 1980-х собрали еще два пробных образца с узлами от УАЗ-3151.

До 1989 года УАЗ собрал 14 амфибий, удачно прошедших заводские и военные испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов, который укомплектовали двумя парами лыж и клеткой для розыскной собаки.

В 1991 году амфибию УАЗ-3907 приняли на вооружение, но с распадом Советского Союза все работы по ней были свернуты.

НАМИ-0281 (1989–1990 гг.)
(Фотографии из архива НАМИ)

Бесславно завершив разработку легких амфибий НАМИ-032, , Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) в течение почти 30 лет воздерживался от соприкосновения с этой тематикой. Только в 1989-м по заказу Министерства обороны там построили оригинальный низкопрофильный заднемоторный транспортер НАМИ-0281 класса 1,25–1,5 тонны для доставки подразделений быстрого реагирования.

Конструктивно он представлял собой комбинацию легкого транспортера переднего края и открытой боевой машины с центральным размещением рабочего места водителя. В ее открытом несущем корпусе на двух продольных сиденьях спинками друг к другу помещался боевой расчет из восьми человек. Главными новинками являлись независимая гидропневматическая подвеска, двухвальная раздаточная коробка с отводом мощности на гребной винт и принудительная блокировка дифференциалов.

На шоссе машина развивала скорость 125 км/ч и внешне напоминала скорее экскурсионно-прогулочный катер, чем эффективную боевую машину. Это была последняя работа НАМИ в области легких армейских амфибий.

Урал-375П (1975–1976 гг.)
(Фотографии из архивов НАМИ и Андрея Карасева)

В одной из первых глав нашего сериала, посвященной , мы упоминали предшествовавшие им разработки других советских предприятий. Так в середине 1970-х, в процессе создания перспективного военного семейства «Суша», важную роль сыграл институт НАМИ. Он занимался «изучением возможности придания плавучести грузовику Урал-375», проводил научно-исследовательскую разработку будущей машины, сборку и испытания опытного образца.

Уникальный плавающий автомобиль Урал-375П был построен в НАМИ в 1975 году под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко. Будучи предшественником семейства «Суша», эта машина не требует подробного рассказа о своей конструкции: она уже давно и достаточно подробно описана в статье, посвященной . Здесь же стоит лишь отметить главные черты московского образца: стальной герметизированный кузов с высокими бортами, обеспечивавший плавучесть, волноотражающий щит с воздуховодом и навесные поплавки с пенополиуретановым наполнителем.

В отличие от будущей амфибии Урал-43221 «Суша» на нем установили только один гребной винт и люк во всю ширину крыши серийной кабины, в которой водителю приходилось работать в водонепроницаемом костюме.

В начале 1960-х, после передачи с Московского автозавода ЗИЛ в Брянск всей документации по четырехосным машинам, для СКБ под руководством В. А. Грачева наступил критический момент. Оно лишилось государственной поддержки и было вынуждено самостоятельно изыскивать заказчиков и источники финансирования. Как ни странно, именно к этому периоду относились самые смелые и наиболее оригинальные проекты вездеходов, в том числе плавающей машины ЗИЛ-135П.

ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965–1970 гг.)
(Фотографии из архивов СКБ ЗИЛ и Романа Данилова)

Уникальная советская амфибия ЗИЛ-135П (8х8) претендовала на звание самой быстроходной в мире колесной плавающей машины, а с технической точки зрения являлась одним из направлений развития . В прежние времена она считалась лишь «гадким утенком Грачева», хотя достигала высшего мирового уровня, и в СССР не получила никакого применения.

С 1961 года работы по автомобилю ЗИЛ-135П были нацелены на применение его в качестве самоходного парома «Челнок», имевшего все шансы превзойти выпускавшиеся за границей паромные машины, но уже в процессе проектирования его признали ненадежным и слишком дорогим. После переделки в законченном виде амфибия с условным названием «Дельфин» появилась зимой 1965 года.

Амфибия ЗИЛ-135П со стеклопластиковым кузовом на испытаниях в Балтийском море

1 / 2

2 / 2

Модернизированный вариант ЗИЛ-135П имел компоновку с передней кабиной управления, силовыми агрегатами в кормовом отсеке и центральным расположением пассажирского салона для размещения 22 человек. Его базой являлось длиннобазное сухопутное шасси ЗИЛ-135К с двумя 180-сильными моторами, бортовыми трансмиссиями, жесткой подвеской всех колес и системой регулирования давления воздуха в шинах, на котором смонтировали несущий корпус из стеклопластика. Привод двух гребных винтов осуществлялся от коленчатых валов двигателей через редукторы и карданы, а сами винты помещались в кольцевых подъемных и поворотных насадках, что позволило отказаться от водяных рулей.

Свои первые испытания на Москве-реке машина провалила. Повторные пробы состоялись в Балтийске на базе Балтийского флота, где в соответствии с потребностями ВМФ СССР ее переоборудовали открытым грузовым отсеком, превратив в мореходную транспортную амфибию ЗИЛ-135ТА.

Летом 1970-го представилась возможность испытать ЗИЛ-135П в качестве перегру­зочного плавсредства (лихтера) для челночной доставки грузов с рейдовых судов на берег и обратно. Для этого уже заброшенная машина была реанимирована и оснащена перегрузочным краном, а потом короткое время возила грузы на побере­жье Северного Ледовитого океана. По возвращении в лоно родного завода ее разукомплектовали.

Паромная амфибия ПММ «Волна» (1974–1985 гг.)

В истории советской автотехники для форсирования водных преград самой необычной и прогрессивной считается система самоходных четырехосных паромов с кодовым наименованием «Волна», которая до сих пор применяется в Российской армии.

Проектирование упомянутой выше паромной машины «Челнок» на базе стеклопластиковой амфибии ЗИЛ-135П привело к необходимости оснащения такой техники более прочными цельнометаллическими конструкциями. С конца 1960-х дальнейшей разработкой таких систем занималось СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из Кременчуга. В 1974-м там построили первый прототип понтонно-мостовой машины (ПММ), входившей в состав самоходного понтонного парка (СПП).

Амфибия ПММ, ее алюминиевый корпус и движители были разработаны и собраны в Кременчуге на сухопутном 300-сильном шасси , на котором смонтировали упрощенную трехместную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с почти плоской передней стенкой. Передвижение на воде обеспечивали два гребных винта, расположенные в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями.

На плоской грузовой платформе (палубе) помещались две пары уложенных друг на друга понтонов (передних и задних) и четверо средних подъемных аппарелей. На плаву они откидывались в разные стороны и вместе с палубой образовывали типовой однозвенный паром с полезной нагрузкой 42 тонны. При взаимном соединении таких машин друг с другом можно было создавать более тяжелые самоходные паромные системы или плавающие мосты для пропуска тяжелой военной техники. Все 24 амфибии, входившие в состав парка СПП, можно было в течение 30–40 минут объединить в крупные 50-тонные переправы длиной до 260 метров.

Водоплавающие автомобили СССР August 29th, 2015

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего. И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.


ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

ЗИС-485 «БАВ»

«БАВ», как вы, наверное, уже догадались - это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии - GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев - в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

ВАЗ-Э2122

Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа - ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.