Регулятор холостого хода: назначение и ремонт РХХ. Определение и устранение неисправности регулятора холостого хода За что отвечает регулятор холостого хода

Как известно, в автотранспорте за стабильность оборотов мотора на холостом ходу, ответственность несёт так называемый датчик холостого хода. В связи с этим, каждый может задуматься:

1. Важное ли данное устройство или нет.

2. Возможна ли работа транспорта без него.

3. Как узнать о его неисправности, и что делать в случае её возникновения.

Но стоит знать одни нюанс, что поломка регулятора отразится на вашем автомобиле на 100%. И чтобы определить, для чего необходим контроль за его нормальной регулировкой, нужно разбираться в работе двигателя, что мы сейчас и сделаем.

Для стабильной и безотказной работы мотора, нужно как следует следить за правильной подачей топлива и воздуха, а иначе горение компонентом не будет эффективным, но даже если и будет то очень плохим. По этой причине сам механизм регулятора холостого хода, несёт ответственность за подачу кислорода на холостом ходу. А выполняется это в обход дроссельной заслонки, которая может открываться только во - время нажатия акселератора. Конечно, если рассудить то пошаговый электродвигатель, который имеет в себе конусную иглу, а также пружину, отвечает за регулирование кислорода (в меньшую и большую сторону). Еще он функционирует в одной схеме с датчиком массового расхода воздуха и регулирует процесс, который во многом зависит от полученной информации.

Конечно, такой момент может показаться странным, но для мотора очень сложным и непростым периодом, является именно работа при минимальных оборотах. И данное действие создаётся по некоторым причинам, а именно:

1. В момент запуска транспорта, горючее в бачке холодное и поэтому для дальнейшей эффективной работы, мотору необходимо прогреться.

2. Еще немаловажным моментом, является давление между впускным, а также выпускным коллектором. Это давление не должно иметь разницу так, как такое действие может поспособствовать быстрому сгоранию продуктов и попаданию их в цилиндры. Вследствие чего в дальнейшем создаётся очень большое снижение эффективности работы мотора. Также в несколько раз быстрее изнашиваются детали, и значительно возрастает количество вредных газов при выхлопе.

Подобное действие происходит в связи с очень медленной подачей кислородно-топливной смеси в механизм выпуска.

Еще очень часто можно услышать такой разговор, в котором твердят, что разработчики автотранспорта создают такие механизмы и расчёты, дабы регулятор холостого хода служил так же как и сам мотор, то есть до полной его поломки.

Но в реальности регулятор очень часто выходит из строя. И происходит это из-за неисправности проводки. Чтобы не столкнуться с данной проблемой и обеспечить бесперебойную работу мотора на холостых оборотах, следует применять различные механизмы. Одним из таких устройств как раз и является механический регулятор холостого хода, благодаря ему уменьшается вредность выхлопных газов.

Момент «бить» тревогу − категории проблем

Давайте далее поговорим о том, при каких отклонениях мотора, стоит задуматься. Но здесь стоит учитывать тот момент, что к поломкам двигателя может привести, к примеру, и плохой бензин или даже неисправность датчика дроссельной заслонки. Но существуют и нестандартные особенности:

· На холостом ходу неустойчиво функционирует мотор. И этот момент трудно не услышать, так как перепады оборотов практически невозможно пропустить. Еще можно услышать вибрацию мотора, что негативно влияет на его эффективную работу. И вследствие этого, очень быстро снижаются эксплуатационные сроки работы двигателя.

· Еще он может глохнуть в период выключения передачи. И особенно данная проблема может возникнуть, на зебре или светофоре, а это довольно опасно.

· Нестабильные обороты - самостоятельно падают, а также возрастают, при этом возникают «танцующие» звуки.

· Во - время запуска мотор прекращает функционировать на больших оборотах. Это объясняется просто, когда вы давите на гашетку, в ответ нет никакой реакции.

· При включении каких - либо электроприборов, кондиционера или лампочек дальнего вида - возникает понижение оборотов мотора.

Но такие неисправности в основном возникают уже в критической и запущенной ситуации. И если вдруг, у вас появится что-то из выше упомянутого, то вам немедленно нужно принять меры.

Причины, по которым возникают эти проблемы

В общем, много думать не надо из-за чего возникла неисправность, и не стоит затягивать этот момент. Производить диагностику агрегата, а также устранять поломку или заменять механизм необходимо сразу, так как данный вид неисправности плохо воздействует на работу мотора. А причины могут быть следующие:

1. Возник износ направляющих игл.

2. Окислился и отсоединился провод внутри датчика.

Верный способ выявления неисправности

Итак, если у вас появились ранее описание проблемы, тогда первым делом нужно найти источник поломки, так как могут иметься отклонения в датчике дроссельной заслонки. В связи с этим следует, искать проблему в комплексе, а не рассматривать нехарактерные виды неисправностей. Чтобы это сделать, можно воспользоваться некоторыми способами, а именно:

1. Для первого способа необходим помощник. Нам нужно снять датчик. Но как только произвели демонтаж, следует снова присоединить разъем содержащий четыре контакта. А вот на сам конец иглы регулятора, положите палец. Попросите товарища, который вам помогает, включить зажигание. И когда он это сделает, датчик должен выдвинуть саму иглу. Если такое действие случилось, то значит, поломки нет, а проблему нужно искать в механизме дроссельной заслонки. По той причине, что признаки поломки очень похожи.

2. Во - втором случае также выполняем демонтаж и посредством мультиметра измеряем величину сопротивления обмотки датчика. Таким образом, между контактами A − В, а также C − D показания должны быть примерно от 39 Ом до 80 Ом. И в том случае, если нет проблем с показателями нужно для уверенности произвести еще перекрестные замеры, а именно А - D и В − С. Однако, если приспособление показывает знак бесконечности, то с ним проблем нет.

Как провести демонтаж старого и монтаж нового регулятора

В автомобилях оборудованных карбюраторами, налаживание холостого хода всегда выполнялось вручную. И для этого процесса использовали специальные венты (регулировочные). Конечно, это довольно непростая процедура и требует некоторых навыков и специальных приборов:

· газоанализатор;

· тахометр.

Но, как известно, в наше время такие автомобили считаются большой редкостью. А вот если сравнить этот момент с заменой регулятора, то тут можно обойтись без особых трудностей и проблем. Однако при этом нужно соблюдать, как правильность, так и последовательность выполняемой работы. Итак:

1. Данную работу можно делать, только при заглушенном моторе, так как этого требует техника безопасности.

3. Соответственно новый регулятор ставится также, только действия нужно выполнять наоборот.

4. Берём и устанавливаем его на место и плотно затягиваем болты, так как регулятор не должен двигаться. Также стоит запомнить, что расстояние между датчиком и монтажным фланцем не может быть больше 23 мм.

5. Потом подключаем четырехконтактные разъемы.

6. После всей проведенной работы, следует включить зажигание на некоторое время (от 7 до 10 секунд). И в этот самый момент благодаря электронному блоку производится калибровка датчику холостого хода.

7. И только после всех выполненных этапов, можно произвести запуск мотора, а также спокойно использовать его.


Вот можно сказать и все. Вы теперь знаете, что регулятор холостого хода является незаменимым механизмом, который не подлежит ремонту. Конечно, бывают такие моменты, в которых на него может повлиять химия«WD-40», а именно производится наружная чистка. Вам нужно снять регулятор и обработать его этим веществом с помощью простой ватной палочки. Также стоит знать, что данный прибор является высокоточным и химией заливать его не нужно.

И напоследок повторимся. Если вы заметили, что мотор вашей машины на холостом ходу ведёт себя странно, плохо работает, появились рывки, обороты резко падают и возрастают - отнеситесь к этому серьезно и не думайте, что все исчезнет самостоятельно. Просто внимательно прочитайте нашу статью и воспользуйтесь простыми советами - произведите диагностику, а также замену самого регулятора холостого хода. Стоит знать, что много времени этот момент не займёт. Но сделав это вовремя, вы обеспечите мотору нужную подпитку в непростой период.

Чем отличается двигатель со впрыском топлива от карбюраторного с точки зрения пользователя? Здесь не нужно ни вытягивать подсос, ни играть с педалью газа при запуске двигателя. Автомобиль сам поднимает обороты для уверенной работы холодного мотора, сам опускает их до нормальных и никак не реагирует на включение фар или кондиционера, несмотря на увеличение нагрузки. До перехода на электронные дроссели эти функции выполнял отдельный узел – регулятор холостого хода (РХХ). Что такое РХХ? Это электронно-управляемый клапан, позволяющий системе впрыска увеличивать или уменьшать количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от положения дроссельной заслонки. Как только системы впрыска «научились» управлять непосредственно дросселем, надобность в отдельном РХХ пропала.

Часто употребляемый термин «датчик холостого хода» в корне неверен. Датчик – это узел, передающий какую-то информацию ЭБУ впрыска, регулятор ХХ – механизм исполнительный, которым ЭБУ воздействует на работу двигателя. Они стоят в разных концах алгоритма работы системы впрыска, и что-то общее иметь не могут. Появление термина «датчик холостого хорда» связано с малой технической грамотностью: любой непонятный узел, подключенный к «мозгам», можно посчитать датчиком. Датчик холостого хода действительно существовал на примитивных системах впрыска – это был простейший концевик, замыкавшийся при отпускании педали газа. И вот он-то и сообщал ЭБУ, что машина перешла на холостой ход. В дальнейшем же это определялось уже по датчику положения , и отдельный «датчик холостого хода» был не нужен.

Конструкции регулятора холостого хода

Где находится РХХ? Ответ зависит от конкретной конструкции регулятора. Распространены два варианта:

  • с шаговым двигателем
  • широтно-импульсным управлением.

Первые традиционно устанавливаются на корпусе дроссельной заслонки, вторые из-за больших габаритов устанавливаются отдельным узлом. Исключение – ряд японских автомобилей, где ШИМ-регуляторы компактны для установки на дросселе.

Регулятор холостого хода с шаговым управлением – это клапан, установленный на резьбовом валу шагового электродвигателя малой мощности. Так как шаговый мотор может чисто конструктивно совершать поворот только на определенный угол, то каждый управляющий импульс превращается в перемещение штока клапана на строго определенное расстояние. Этот тип РХХ широко распространен, а благодаря всем известен.

Главный недостаток таких регуляторов в необходимости установки нуля. ЭБУ не имеет возможности точно узнать, насколько открыт клапан регулятора, поэтому при включении зажигания вынужден пытаться полностью закрыть РХХ и считать это положение нулевым, рассчитывая перемещения клапана от него.

Второй тип регуляторов с широтно-импульсным управлением из отечественных автомобилей знаком по «Газелям» и «Волгам» (его принято называть РДВ – регулятор дополнительного воздуха). Здесь, пока на его обмотки не подается напряжение, секторная заслонка открывается автоматически, пропуская полный поток воздуха. При работе РХХ же на его обмотки приходят импульсы с постоянной частотой, но с изменяющейся длительностью – чем она выше, тем меньше угол открытия заслонки РХХ и меньше объем проходящего сквозь регулятор воздуха. Но может быть и наоборот (импульсы будут пытаться открыть нормально закрытую заслонку).

Достоинство таких регуляторов холостого хода – в гарантированной самоустановке нуля: в момент включения зажигания клапан РХХ точно открыт или закрыт. К тому же он меньше покрывается нагаром за счет высокочастотной вибрации ротора (за промежуток между импульсами возвратная пружина успевает сдвинуть заслонку назад), даже если мотор работает на установившемся режиме. В то же время шаговые РХХ на постоянном режиме работы двигателя неподвижны и нагар собирают активнее.

Неисправности РХХ

Так как работает РХХ, исходя из названия, в первую очередь на холостом ходу, то и его неисправности заметны на этом режиме. Как и у любого электромеханического узла, у регулятора холостого хода выше вероятность отказа механики. Подвижные части покрываются отложениями от картерных газов, если же на моторе установлена система УПК (рециркуляция выхлопных газов), то РХХ «коптится» еще быстрее.

Поскольку ЭБУ впрыска не может отслеживать реальное изменение проходного сечения регулятора холостого хода, то малейшие подклинивания штока или ротора заслонки моментально выдадут себя. Плавание, зависание оборотов холостого хода, невозможность запуска без педали газа указывают на то, что регулятор холостого хода подклинивает или не движется вовсе. Такие неисправности РХХ не вызывают появления каких-либо кодов ошибок в памяти ЭБУ впрыска.

Проблемы с электрической частью встречаются реже, причем обычно не в самом регуляторе, а в разъеме и проводке: обрывы, короткие замыкания, окисление контактов. Здесь уже будет установлена ошибка со стандартным кодом по OBD-II:

  1. P1513 – короткое замыкание на массу.
  2. P1514 – обрыв цепи.

Самостоятельная диагностика регулятора

Признаки неисправности регулятора холостого хода – повод провести хотя бы базовую проверку. Извлеките регулятор и проверьте состояние: обильные отложения углерода станут прямым поводом выполнить чистку, чтобы исключить их влияние на РХХ.

В этом плане клапана с ШИМ-управлением удобнее: в них можно залить очиститель карбюратора и оставить регулятор холостого хода «отмокать», шаговые РХХ же моют под давлением струи из баллона, расход средства при этом выше.

Когда РХХ извлечен, сразу проверьте его уплотнение (прокладку или резиновое кольцо), если на автомобиле РХХ установлен на патрубок или дроссель. Внешние РХХ соединяются со впускным коллектором резиновыми патрубками – внимательно осмотрите их в поисках трещин или разрывов. Дефектную прокладку или патрубок потребуется заменить.

Гораздо проще проверить РХХ при наличии хотя бы простейшего диагностического оборудования, например – адаптера ELM327 с соответствующим программным обеспечением. Рассмотрим проверку регулятора холостого хода на примере программы OpenDiag (которая есть и в бесплатной, и в платной версии, в том числе и для смартфонов).

Как проверить РХХ на работающем моторе? Запустите программу и обратите внимание на две строки: желаемое и текущее положение регулятора. Цифры изменяются синхронно с изменением оборотов (снижение по мере прогрева). При включении фар или кондиционера Вы увидите изменение степени открытия РХХ, но обороты мотора при этом не должны падать. Причем первой меняется строка «желаемое положение» (этот параметр рассчитывается ЭБУ впрыска каждый цикл), а за ней – «текущее положение» (для шаговых РХХ – после передачи каждой серии импульсов на регулятор смещение составит один шаг, вплоть до совпадения «текущего» и «желаемого»). Если же данные меняются, а обороты нет – то у нас или серьезный подсос воздуха, компенсировать который закрытие РХХ не может, или сам регулятор не движется.

Можно проверить РХХ еще быстрее. Перейдем в меню управления исполнительными механизмами, вызываемое из верхнего левого угла. Здесь нас интересуют параметры «Желаемое положение регулятора ХХ» и «Желаемые обороты ХХ»: нажимая кнопки «вправо-влево» при работе мотора, можно либо изменять текущее положение клапана РХХ, либо устанавливать по желанию обороты, точно так же управляя клапаном. Любое вмешательство должно сразу отражаться на работе двигателя. Если же в каком-то участке хода команда на его изменение не вызывает реакции, то становится видно, что в этом месте регулятор холостого хода подклинивает.

Печать

«Лада» 14-й модели - весьма популярный в России автомобиль. Он представляет собой усовершенствованную версию «девятки». Помимо инжекторного впрыска, в конструкции ДВС появилось много датчиков. Один из таких - ДХХ. Данный элемент необходим для контроля и создания оборотов двигателя в режиме холостого хода. Датчик холостого хода ВАЗ-2114 - это немного неправильное название для элемента. Это регулятор холостого хода. Внутри него заключен электромотор, а также игла конусной формы. Этот элемент периодически может выходить из строя. Каждый владелец данного автомобиля должен уметь диагностировать этот датчик. И в сегодняшней статье мы расскажем, как это сделать.

Принцип действия элемента

При повороте ключа и включении зажигания шток, находящийся непосредственно на датчике холостого хода ВАЗ-2114, выдвигается полностью и заходит в отверстие, которое есть на патрубке дросселя. Затем регулятор вычисляет нужное количество шагов, а игла возвращается в свое изначальное положение. Оно зависит от типа прошивки автомобиля. Так, для популярной «Январь 5.1» положение составляет 110 шагов на горячем моторе, а на прошивке от "Бош" - 50 шагов на прогретом двигателе.

Когда агрегат достиг своих рабочих температур, в момент регулирования оборотов датчик установлен на отметке в 40. С ростом или падением количества шагов воздух, который проходит через отверстие в дроссельном патрубке, постоянно меняется. Если шток выдвигается, то количество шагов растет, и наоборот. Полный ход штока датчика холостого хода ВАЗа 2114-й модели - 250 шагов.

На новом регуляторе, который еще не устанавливался на двигатель, расстояние от штока до фланца составляет не более 23 миллиметров. При покупке нового датчика следует измерить длину головки, которая выступает. В мотор подается определенный объем воздуха, который нужен для нормального его функционирования. За счет этого регулируется холостой ход. Затем воздух исследуется ДМРВ, и по его количеству ЭБУ подает нужное количества топлива через форсунки в цилиндры. При помощи ДПКВ ЭБУ контролирует обороты коленчатого вала и изменяет положение регулятора холостого хода. Так осуществляется подача нужного количества воздуха для оптимального сгорания топлива.

Когда силовой агрегат еще не прогрет, датчик холостого хода ВАЗ-2114 регулирует объем воздуха так, чтобы смесь была обогащенной. При этом автоматически выставляются повышенные обороты. Так, можно сразу начать движение на автомобиле без необходимости предварительного прогрева.

Симптомы неисправности

Установленный в автомобиле бортовой компьютер имеет очень ограниченный функционал и не способен сообщить водителю о неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114. Компьютер, как и регулятор, не оснащены системой самостоятельной диагностики. Но есть симптомы, которые подскажут, что РХХ вышел из строя.

Один из самых явных признаков, говорящих о неправильной работе датчика, - это неровная работа силового агрегата на холостом ходу. Особенно яркий симптом - мотор останавливается, когда водитель снимает машину с передачи при движении.

Характерные признаки неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114 - это низкие обороты после запуска силового агрегата «на холодную». Но все эти признаки полностью идентичны тем, что бывают при выходе из строя ДПДЗ. Это усложняет диагностику. Но как не запутаться? Проверяется это следующим образом - в случае с ДХХ на приборной панели загорится лампа «Проверьте двигатель».

Как проверить регулятор?

Если появились эти признаки, датчик холостого хода ВАЗ-2114 нужно проверить. Деталь отсоединяют от колодки. Затем нужно убедиться, что на регулятор приходит нужное для его работы напряжение. Выполнить данную операцию можно при помощи мультиметра. Проверка выполняется следующим образом. Нужно выключить зажигание автомобиля, а затем измерить напряжение. Если его нет, то проверяют всю цепь (в том числе и ЭБУ). Если напряжение есть, а его уровень составляет около 12 В, то датчик исправен. Скорее всего, разрядился аккумулятор. После этой проверки включают зажигание, а ДХХ присоединяют к колодке. Датчик холостого хода инжекторного ВАЗ-2114 неисправен, если при этом его игла не будет двигаться.

Демонтаж

Если после диагностики выяснилось, что причина в датчике, то его необходимо демонтировать и заменить. Данный элемент на автомобилях ВАЗ имеет небольшие габариты. Находится он на дросселе, в посадочном месте. Демонтаж выполняется очень легко. Зная, где находится датчик холостого хода на ВАЗ-2114 (расположение элемента показано на фото ниже), нужно открутить два винта. Иногда в редких случаях может возникнуть необходимость в снятии дросселя.

Демонтаж выполняют следующим образом. Первым делом автомобиль ставят на стояночный тормоз. Затем отсоединяют минусовую клемму аккумулятора. Далее отсоединяют колодку от регулятора. Обязательно нужно очистить место, где датчик соединяется с корпусом дросселя. Это нужно, чтобы грязь и ржавчина не попала в отверстие. Затем выкручивают винты, удерживающие датчик.

Чистка

Любые неработающие РХХ вначале рекомендуется тщательно очистить. Это позволит окончательно убедиться в неисправности. Данная процедура очень проста и не потребует от автовладельца много времени. Для работы пригодится очиститель карбюратора, а также универсальное средство ВД-40.

Очистку выполняют следующим образом. С регулятора снимается колодка. Далее на ватную палочку наносят один из очистителей. Затем палочкой тщательно обрабатывают контакты. После этого можно открутить винты, на которых закреплен регулятор, и вынуть его из посадочного места.

Когда датчик будет устанавливаться на свое место, важно максимально точно провести замеры расстояния между корпусом и иглой РХХ. На нормально работающем датчике этот зазор должен составлять 23 миллиметра. Если датчик не заработал после такой чистки, то можно говорить об износе направляющей иглы или о внутреннем обрыве. В данных случаях ремонт невозможен, а решить проблему можно только путем замены элемента.

Качественные датчики на ВАЗ

Опытные автолюбители рекомендуют приобретать РХХ, изготовленные группой "Омега". Также неплохие отзывы получает продукция от КЗТА. Купить регулятор можно в любом магазине запчастей, а цена составит около 350 рублей. При покупке стоит проверить, что магазин не предлагает подделку.

Заключение

РХХ - небольшое устройство, которое может создать водителю серьезные проблемы. Диагностировать и чистить данный элемент несложно, а процесс замены потребует наличия минимума инструментов. Все работы легко можно сделать собственными руками.

Датчик холостого хода - это специальное устройство, которое используется для регуляции оборотов при холостом ходе. Что же оно собой представляет? Датчик холостого хода является шаговым двигателем с подпружиненной конусной иглой. Когда автомобиль заглохнет при выключении передачи, или при запуске непрогретого двигателя нет повышенных оборотов, это значит, что с датчиком происходит что-то не то. Подобные симптомы указывают на то, что регулятор срочно нужно проверить.

Где располагается?

Многие люди интересуются таким вопросом: «Где находится датчик холостого хода?» Он размещен во всех автомобилях на дроссельном узле. Найти датчик также можно еще и по воздуховоду. Располагается этот агрегат на самом корпусе дроссельной заслонки. Для его фиксирования обычно используется крепление к заслонке либо двумя винтами, либо же приклеиванием. Внешне датчик имеет вид небольшого цилиндра.

Каким образом осуществляет свою работу регулятор холостого хода?

В момент включения зажигания шток регулятора находится в выдвинутом положении и упирается в калибровочное отверстие, расположенное в патрубке дросселя. После этого датчик холостого хода отсчитывает шаги и направляет клапан в начальное положение - оно будет целиком и полностью зависеть от прошивки.

Когда мотор уже немного прогрелся, датчик должен будет выдать отметку примерно в 30-50 шагов. В основном 250 шагов считают ходом штока. При покупке этого датчика обязательно нужно знать и учитывать длину выступания головки.

Какие признаки могут свидетельствовать о поломке, неисправности или дефекте датчика?

При появлении перечисленных ниже проблем следует провести проверку, очистку или замену датчика:

  1. Плавают холостые обороты.
  2. Автомобиль глохнет на холостых оборотах.
  3. Отсутствие повышенных оборотов.
  4. Глохнет машина при переключении передач.

Как правильно проверить работоспособность датчика?

Для осуществления проверки датчика потребуются такие инструменты:

  • Мультиметр.
  • Провода с контактами.

Ход работы:

  1. Следует подготовить машину к проведению работ.
  2. Далее нужно освободить фиксатор колодки жгута, а тем временем аккуратно рассоединить колодку и регулятор холостого хода.
  3. К массе двигателя необходимо подсоединить «минус».
  4. Потом нужно запустить зажигание, а на выводах A и D жгута провода проверить напряжение.

Напряжение на датчиках холостого хода превышает 12 В. В том случае, если напряжение меньше указанного значения, или его и вовсе нет, то это может означать, что аккумулятор разряжен или же есть неисправности цепи питания датчика.

Датчик холостого хода ВАЗ 2115

Датчик, как правило, устанавливается на корпус дроссельного узла рядом с датчиком положения дроссельной заслонки. Иногда он прикручен двумя винтами или же приклеен. Для того чтобы узнать, работает ли датчик, необходимо для начала выключить зажигание, потом рассоединить колодку жгута и регулятор. После этого определить значение сопротивления между контактами A и B, C и D - оно должно колебаться в пределах значений от 40 до 80 Ом, не больше и не меньше. Замена датчика холостого хода - это совсем несложное занятие, справиться с этим сможет каждый человек.

В том случае, если все-таки регулятор холостого хода в результате проверки оказался неисправен, то следует заменить его на новый. Новый датчик стоит недорого, примерно 350 рублей. Конечно, никто не может дать гарантию, что он проработает долго, но все же заменить его просто необходимо.

Опишем, как производится замена датчика холостого хода ВАЗ. Пошаговая инструкция:

  1. Зажигание необходимо выключить и отсоединить колодку проводов от датчика.
  2. Затем следует открутить два винта или же, если датчик приклеен, то просто оторвать его.
  3. Иногда бывает так, что датчик следует только прочистить, и он вновь заработает так же, как и раньше. Для этого просто нужно снять уплотнительное кольцо.
  4. Затем необходимо почистить седло клапана (независимо от того, новый датчик или нет), поверхность и воздушный канал.
  5. Уплотнительный канал должен быть смазан моторным маслом и установлен на место.
  6. Регулятор необходимо поставить в обратной последовательности.

Установка датчика холостого хода на "Калину"

Датчик холостого хода "Калина" устанавливать позволяет, только когда снят дроссельный узел. Для того чтобы заменить регулятор, нужен следующий набор инструментов:

  • Тестер.
  • Торцовый ключ на 13.

Как в данном случае меняется датчик холостого хода? "Калина" замену предусматривает следующим образом:

  1. Рассоединить разъем жгута проводов и регулятор холостого хода.
  2. Включить зажигание и измерить тестером напряжение.
  3. Затем следует переключение тестера в режим омметра и определить значение сопротивления между выводами A и B.
  4. Для того чтобы заменить датчик, следует снять дроссельный узел.
  5. После этого вывернуть винты крепления и извлечь из отверстия дроссельного узла регулятор холостого хода.
  6. Далее следует очистка седла и воздушного канала от загрязнений.
  7. Затем необходимо уплотнительное кольцо смазать и установить на "Калину" регулятор холостого хода в обратном порядке. Винты крепления нужно очень аккуратно закрепить, чтобы не сорвать резьбу.

Очистка датчика своими руками

Для того чтобы почистить датчик своими руками, необходимо подготовить следующие материалы:

  • Светлую ткань без ворса.
  • Отвертку.
  • Очистительную жидкость, которая используется для карбюраторов.

Ход работы:

  1. Самостоятельную очистку датчика необходимо проводить тогда, когда двигатель был выключен и остыл. Сначала следует снять воздуховод, соединяющий воздушный фильтр и крышку дроссельной заслонки. Потом следует отсоединить трубку вентиляции картера и снять крышку дроссельной заслонки. Чистку нужно проводить максимально аккуратно, ничего не повредив.
  2. На закрытую дроссельную заслонку следует нанести жидкость для чистки карбюраторов. После того как она была распылена, необходимо протереть заслонку светлой тканью без ворсовой структуры, после чего снова распылить жидкость, но теперь нужно захватить и стенки камеры. Теперь следует снова протереть все тканью - такие действия нужно проводить, пока пространство над дросселем не будет чистым. Далее необходимо открыть заслонку. Пространство, которое было открыто, следует прочистить точно так же, как это делалось с заслонкой. Нельзя допускать грязь во впускной коллектор!
  3. Теперь можно перейти к самому датчику холостого хода. Для начала его необходимо отключить от разъема проводов. Для этого требуется открутить два винта гаечным ключом. Затем при открытой заслонке следует заглушить тканью без ворса отверстие воздушного канала и тщательно прочистить все до мелочей. Нельзя упускать из виду также посадочное место регулятора.
  4. Датчик следует чистить жидкостью, используемой для чистки карбюраторов. Делать все необходимо предельно аккуратно, ведь шток смещать нельзя. Последнее необходимое действие - это аккуратно очистить крышку дроссельной заслонки, протерев её, и поставить все обратно в исходное положение.

Датчик холостого хода "Дэу-Нексия"

Чистить регулятор холостого хода для автомобиля "Дэу-Нексия" следует по такому алгоритму:

  1. Сначала прочистить уплотнительное кольцо, воздушный канал и, конечно же, седло клапана. Желательно промыть эти детали с помощью жидкости для карбюраторов. Также следует проверить состояние кольца, ведь если на нем есть трещины, то его нужно немедленно заменить.
  2. После чистки кольца необходимо замерить расстояние, отделяющее конец запорного элемента от плоскости фланца.
  3. Потом уплотнительное кольцо и клапан холостого хода смазать моторным маслом. Винты затянуть так же, как и до снятия датчика. Теперь можно перейти к электрическому разъему.
  4. Затем нужно включить зажигание, не запуская двигателя, и соединить клеммы диагностического разъема (на момент времени не более 5 секунд), отсоединить клеммы и на 10 секунд выключить зажигание. Теперь можно запустить двигатель и протестировать датчик холостого хода.

Регулировка холостого хода на инжекторе

Датчик холостого хода (инжектор) предназначен для контроля за работой двигателя. Его регулировка происходит в следующем порядке:

  1. Первым делом следует отключить аккумулятор.
  2. Далее снять регулятор холостого хода.
  3. Промыть посадочный канал, потом разобрать регулятор, далее проверить втулку и заменить ее.
  4. Осмотреть иглу и, если есть какие-то дефекты, заменить ее.
  5. Проверить тестером обмотку и очистить контакты.
  6. Установить регулятор в исходное положение, подсоединить разъем питания, подключить сам аккумулятор.
  7. Завести двигатель и проверить работу датчика.

Регулятор холостого хода (датчик холостого хода, РХХ) — устройство для автоматической стабилизации и регулировки холостых оборотов. Указанный датчик холостого хода зачастую является электродвигателем, который имеет конусную иглу.

Назначением РХХ является подача необходимого для стабильной работы двигателя количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостых оборотах. Другими словами, если мотор работает на холостом ходу, дроссельная заслонка закрыта. При этом воздух поступает в по дополнительному каналу. Регулировка оборотов холостого хода становится возможной благодаря изменению сечения данного канала, который перекрывает игла датчика холостого хода.

Принцип работы датчика холостого хода (РХХ) заключается в следующем. Количество поступающего воздуха определяется воздухорасходомером , после чего двигателем получает соответствующий сигнал и подает через инжекторные форсунки нужное количество топлива. Также ЭБУ учитывает показания (датчик положения коленвала), определяя таким образом обороты двигателя на разных режимах работы. Параллельно электронный блок управления ДВС контролирует работу регулятора холостого хода. После выхода мотора на режим холостых оборотов регулятор холостого хода РХХ под управлением ЭБУ приоткрывает дополнительный канал, чтобы в двигатель поступало необходимое количество воздуха для поддержания заданных холостых оборотов двигателя.

Также РХХ меняет холостые обороты в зависимости от степени прогрева силового агрегата. Если двигатель не прогрет до рабочих температур, ЭБУ посылает сигнал на РХХ, регулятор увеличивает проходное сечение дополнительного канала. Количество воздуха увеличивается, блок управления увеличивает подачу топлива, тем самым повышая обороты холостого хода. При повышенных оборотах двигатель быстрее прогревается.

Подобным образом ЭБУ компенсирует и меняющиеся нагрузки на мотор в режиме работы на холостых (включение фар, подогрева зеркал или сидений, подключение климатической установки и других мощных потребителей.) Благодаря синхронной работе ЭБУ и исполнительного устройства РХХ удается динамично увеличить или уменьшить количество поступающего воздуха, который идет в обход дроссельной заслонки. В результате двигатель на холостом ходу работает стабильно.

Неисправности датчика холостого хода обычно проявляются в виде следующих признаков:

  • мотор не заводится;
  • двигатель неустойчиво работает на холостом ходу;
  • обороты плавают «на холодную» и/или «на горячую»;
  • происходит самостоятельное повышение или понижение холостых оборотов на прогретом моторе;
  • после выхода на режим холостого хода двигатель глохнет;
  • во время запуска холодного двигателя обороты не повышаются для прогрева;
  • холостые обороты падают после включения энергопотребителей (габариты, фары головного света, кондиционер, обогрев и т.д.);

Указанные неисправности регулятора холостого хода могут проявляться как по отдельности, так и в совокупности. Отметим, что «check» на приборной панели обычно не горит в случае проблем с РХХ. Также неисправности датчика холостого хода напоминают по симптомам поломки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). При этом сбои в работе ДПДЗ сопровождаются загоранием «check».

Для точного определения поломки необходимо проверить регулятор холостого хода. После снятия РХХ для диагностики, чистки или замены и его последующей установки, необходимо дополнительно осуществить калибровку устройства. Для этого перед установкой регулятора понадобится снять клемму с . После установки устройства клемма возвращается на место, затем на 10-15 сек. включается зажигание без запуска мотора. В это время ЭБУ проводит калибровку РХХ. Обратите внимание, без снятия клеммы с АКБ электронный блок управления не будет калибровать регулятор. Затем мотор следует запустить для проверки работоспособности регулятора холостого хода на работающем двигателе.

Читайте также

Настройка холостых оборотов на карбюраторном и инжекторном моторе. Особенности регулировки ХХ карбюратора, регулировка холостого хода на инжекторе.

  • Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.
  • Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Виды ДПДЗ, распрстраненные неисправности и спсобы проверки датчика.