Способы как избавиться от волнения за рулем. Как перебороть психологический страх при вождении машины? Попросить о сопровождении

Мы часто куда-то спешим, считаем свои дела самыми важными. Как специально, если мы опаздываем, то другие водители как-то медленно себя ведут – один на перекрестке долго думает, другой мог бы и побыстрее ехать (не обгонять же его через сплошную или на мосту), третий, когда его обгоняешь, вообще что-то объезжает и смещается левее, притесняя нас к встречной обочине. По крайней мере, нам так кажется.

А может быть, в такой ситуации мы просто нервничаем и воспринимаем происходящее на дороге не совсем адекватно и принимаем не совсем верные решения.

Почему-то мы думаем, что остальные участники дорожного движения никуда не торопятся. И вообще наши дела самые важные.

Вот так, пытаясь всё успеть, мы нервничаем, раздражаемся за рулем. И в результате можем повести себя по-хамски. И даже у обычно вежливых и спокойных водителей бывают случаи, за которые потом стыдно.

Всем нам известно, что за рулем совсем немного времени на принятие решения, и действуем мы порой необдуманно, импульсивно.

Но так не хочется вести себя как хам.

И как предотвратить такие выходки, за которые потом стыдно?

Выскажу свое мнение, а вы, друзья, в комментариях пишите свои мысли.

Итак:

1. Спешить можно до того, как сел в машину и после того, как вышел из неё, но не во время управления.

Управляя транспортным средством надо думать только о соблюдении Правил дорожного движения, следить за знаками, разметкой, поведением других участников дорожного движения (так сказать – мониторить ситуацию, пытаясь заметить максимум и предсказать возможное поведение других).

2. Четко исполнять требования ПДД.

Да, где-то и в чём-то мы считаем себя умнее, быстрее, сообразительнее. Но, соблюдая ПДД мы разгружаем свою психику от лишнего напряжения. Ведь в таком случае нам не требуется перенапрягать мозг, чтобы успеть проскочить.

3. Если начинаете раздражаться на кого-то (на другого водителя или пешехода), то представьте на их месте кого-то из своих родных и близких людей. Всё, что вас раздражало покажется какой-то малозначительной мелочью.

4. Как только появляется раздражение в отношение кого-то, замените его на мысль – «А может быть, этому человеку требуется помощь?»

Вы наверно смотрели видео как пожилой пешеход стоит у перехода и не переходит проезжую часть, даже если его(её) пропускают. Можно нервничать и ругаться, а водитель просто выходит и помогает перейти пожилому человеку через дорогу. Настроение у всех улучшается.

5. Быть добрее.

Раздражаться и злиться легко. И порой это первые реакции на какую-то ситуацию. И мы часто поддаемся им. Как этого избежать? Многие водители как-бы «разговаривают» за рулем с другими водителями и пешеходами (вслух или мысленно). Так вот, в таких «разговорах», не обзывайте других. Начинайте своё «обращение» со слова «друг», «дружище», «друзья». Например, «дружище, почему же ты не пропускаешь» или «друзья, переходите, я вас пропускаю». Поверьте, желание учить, хамить в ответ, да и вообще обижаться на других сразу исчезает.

Дальше ставлю многоточие, а вы в комментариях пишите, что думаете по этому поводу …

Практика – лучший друг начинающего водителя. Этот ответ занял лидирующие позиции. Многие опрашиваемые были уверены, что люди нервничают за рулём из-за недостатка опыта и стажа.


«Чувство уверенности приходит со временем. Первую неделю, после получения прав, тоже нервничал. Ну никак ты этого не переборешь! Но покатаешься пару недель и поймёшь, что это легко, а потом вообще любая паника проходит», - считает один из анкетируемых.


«Практика, практика и ещё раз практика! Каждый день нужно выделять какое-то время на вождение, куда бы ты ни ехал, вплоть до булочной недалеко от дома!» - смеясь, отвечает другой.

Учитель учителю рознь

Второй по популярности вариант: ездите только по ранее известным (желательно безлюдным!) дорогам и с человеком, обладающим опытом вождения. 
Будьте осторожны с выбором наставника! «Убедитесь, что этот водитель терпелив и уважает правила дорожного движения. Выбор неправильного наставника может только усугубить ситуацию!» - предостерегают опрашиваемые.

Известен случай, когда пожилой человек учился водить машину, а инструктор по каждому поводу срывался на него и кричал. Тот от страха и волнения выключал зажигание, бросал сцепление и машина глохла. Конечно, такое поведение с самого начала обучения вызвало у человека неуверенность в своих действиях, волнение, что в будущем могло перерасти в страх перед вождением и с ним пришлось бы работать специалистам, чтобы вернуть его «на дорогу».

Если инструктор вам не подходит, не бойтесь поменять его. В наше время это не должно быть проблемой.

Помимо всего прочего респонденты утверждают, что нужно:

Разобраться, откуда он возник и каковы причины;

Досконально знать правила дорожного движения.
 Из опыта одного из опрошенных: «У меня страх пропадает, когда мне очень сильно нужно куда-то добраться. Есть цель из пункта А попасть в пункт Б. Желание попасть туда, куда ты стремишься, перевешивает чувство страха, и тебе приходится его преодолеть, в обратном случае, ты туда просто не попадёшь».


Спокойно реагировать на любую ситуацию, происходящую на дороге. Как говорил один инструктор: «Видишь дурака, пропусти его!» С этим согласен знаменитый телеведущий, танцор и хореограф Владислав Николаевич Яма:


«На дороге нужно избегать дураков. Даже при наличии опыта, скорости реакции и соблюдении всех правил, есть другие люди, которые этими правилами пренебрегают. И лучше от таких горе-водителей держаться подальше».


«Многие боятся что-либо сделать, потому что кто-то бибикает, подрезает… Ну и плевать! Необходимо отогнать страх того, что некто будет смотреть на тебя. Я еду так, как могу, и если это не мешает движению, меня ничего не должно беспокоить. Тот, кто хочет ехать быстрее, пусть едет, это его право».
 Не бойтесь стоять на своём и просить помощь, если нуждаешься в ней (например, спросить, влезет ли ваша машина по габаритам в парковочное место).

У страха глаза велики

Есть и другие страхи – приобретённые, например, после того, как человек попал в аварию или побывал в ситуации близкой к ДТП. Как быть?

На этот вопрос ответила наш психолог Мария Фролова: «Этим людям противопоказано садиться за руль! Есть определённые психологические тесты, с помощью которых их выводят из состояния страха, потому что это достаточно серьёзная травма и, пока у человека нарушена психика, ему нельзя садиться за руль. Процесс реабилитации требует времени, оно индивидуально для каждого и может занимать от 3 месяцев до конца жизни. Помочь выйти из такого состояния может только грамотный психолог. Но, к сожалению, в настоящее время процент выздоровевших пациентов невелик».


Как работать с людьми, у которых произошла подобная травма? «Это целый период реабилитации, существует множество восстанавливающих программ, которым нужно следовать, чтобы достичь должного результат».

Текст: Анна Бельская

В наше время практически каждый стремится стать автомобилистом. Водительские права нередко входят в комплект документов любого человека – и мужчины, и женщины. Стремление научиться управлять машиной понятно – это полезный навык. Но некоторые люди испытывают дискомфорт и нежелание садиться за руль. Как побороть страх перед вождением? Как перестать нервничать и взять себя в руки? На эти вопросы должен ответить любой, кто проходит обучение в автошколе.

Почему мы испытываем страх и даже панику?

Подсознательно всегда есть опасение, что огромный автомобиль выйдет из-под контроля. В данном случае проявляется скрытая угроза здоровью и жизни. Кроме того, ситуация на дорогах сейчас далека от идеальной – постоянные пробки, загруженный трафик, лихачи и нарушители действуют на нервы. Любой новичок беспокоится о том, что он попадёт в ДТП.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых причин появления страха:

  1. Полная ответственность за себя, пассажиров и других участников движения.
  2. Боязнь сложных и непонятных ситуаций (заглохнет машина, на дороге возникнет спорный момент и т.д.).
  3. Вероятность попасть в ДТП или сбить человека.

Опытные водители уже точно знают, как следует действовать в той или иной ситуации. Они уже способны реагировать на любые ситуации на уровне рефлексов, поэтому не задумываются о значении знаков, не пытаются припомнить правила. Но новичкам постоянно приходится быть начеку, и это очень сильно выматывает.

Помимо этого, молодые люди, как правило, стремятся побыстрее получить водительские права и сесть за руль автомобиля. Но сейчас ситуация такова, что езда доставляет мало удовольствия – пробки, плохие дороги, необходимость искать места для парковки, беспокойство за сохранность машины и т.д. Из-за этого иной раз лучше побыть пешеходом.

В любом случае, даже если машиной не предполагается пользоваться часто, необходимо побороть страх перед вождением. Каждый автомобилист и участник дорожного движения должен чувствовать себя уверенно. От этого зависит безопасность и его и других водителей.

Понимание причин, описанных выше, даёт возможность найти эффективные методы преодоление своих опасений.

Направления работы

Обычно выделяют несколько основных направлений "работы над собой":

  • получение необходимого опыта,
  • совершенствование навыков,
  • подробное изучение ПДД и законов.

Часто говорят, что учиться лучше не в крупных городах. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность. Но, несмотря на это, первое время после вождения рекомендуется нарабатывать опыт.

Главная задача – научиться "чувствовать автомобиль".

Можно ездить вдали от основных городских трасс и по безлюдным улицам - вот как побороть страх перед вождением. На этом этапе стоит посадить рядом с собой опытного водителя, чтобы он объяснял различные моменты. Несколько таких поездок придадут уверенность.

Оттачивание своих навыков и получение опыта – это основные способы борьбы со страхом перед вождением.

Ещё один важный момент – постоянное обучение. Иногда люди расслабляются после того как получат водительские права. Но это неправильно, потому что сначала новоиспечённые автомобилисты ещё не обладают достаточно прочным и надёжным пластом знаний. И это может сыграть злую шутку.

Первое время стоит регулярно повторять ПДД. Для этого можно читать соответствующие книги или просматривать тематические сайты в интернете. Также имеются различные онлайн-тесты, предназначенные для самопроверки.

Во время езды следует подмечать различные знаки и непонятные ситуации, и стараться разобраться, чтобы впоследствии уже не испытывать дискомфорта.

Страх – это нормальное дело для новичка или неопытного водителя. Но обычно он уходит с появлением опыта. Если одновременно с этим оттачивать свои навыки и проявлять осторожность, то никаких проблем не возникнет.

Что делать, если страх не проходит и перерастает в панику?

Некоторым людям действительно очень трудно сесть за руль. Возможно, стоит себя даже ограничить в этом. Но чаще всего, конечно, необходимо добиться какого-то результата.

В этом случае помогут беседы с опытными водителями и самовнушение. В некоторых случаях необходимо обратиться к психологу. Обычно в такой ситуации они подбирают действенные терапии и уже несколько посещений дают определённые результаты. Возможно, стоит принять перед поездкой немного успокоительных и накатывать первичный опыт на безлюдных трассах.

Сочетание различных методов обычно помогает добиться нужного результата. Но некоторые люди всё-таки не являются "водителями" по натуре, и ничего в этом плохого нет. При необходимости они могут управлять машиной, и этого обычно достаточно.

Видео

Предлагаем посмотреть видео и узнать советы по психологической подготовке к вождению:

Начинающие водители нередко испытывают страх перед вождением, только собираясь осваивать автомобиль. И тут вовсе не имеет значение возраст, пол или умение водить машину. Неуверенность испытывают практически все. Однако некоторые могут справиться с волнением, у других же ничего не выходит, поэтому вождение для них превращается в сплошной дискомфорт. Что же нужно делать, чтобы не нервничать за рулем?

1)Очень много ездить. Не нужно садиться за только на пару часов в день. Катайтесь с утра до ночи по всему городу, по незнакомым улицам, так вы наберетесь опыта, начнете ориентироваться в местности, выучите знаки и светофоры. Немаловажное значение имеет умение парковаться. Нередко люди, научившись хорошо водить машину, до сих пор бояться парковаться или просто не умеют это делать. Для того чтобы избавиться от этого страха, нужно заниматься этим постоянно. Во время поездки по городу, останавливайтесь возле каждого торгового центра, заезжайте на парковку и делайте свое дело. Только благодаря опыту вы научитесь этой нелегкой науке.

2)Если даже вы в один прекрасный день поняли, что накопили достаточно опыта и теперь чувствуете себя за рулем, как рыба в воде, не стоит сильно обольщаться. Попробуйте управлять автомобилем в неких экстремальных условиях, например, во дворах жилых домов. Для некоторых наверняка покажется странной мысль о том, что езда по дворам является экстремальным условием. Но посудите сами: здесь достаточно узкие дороги, потому что они и сами по себе не являлись широкими, так еще по краям стоит куча припаркованных машин жильцов дома. Чтобы проехаться без печальных последствий, вам придется быть достаточно аккуратным, дабы случайно не задеть чужой автомобиль. Но самый настоящий экстрим начинается, когда во дворе вам навстречу выезжает другой автомобиль. Разъехаться двум машинам здесь просто невозможно, поэтому одному из водителей придется уступить и начать сдавать назад или временно припарковаться на близлежащей территории. Если же парковаться невозможно по причине отсутствия свободных мест, то придется давать задний ход, а это согласитесь не так просто, особенно учитывая, что со всех сторон стоят машины. В таком случае вам придется быть максимально внимательным и острожным.


3)Вопреки мнению о том, что музыкальное сопровождение мешает концентрации за рулем, можно включить негромко магнитолу, чтобы не ездить в тишине. Ваша любимая музыка поможет вам расслабиться, стать спокойнее. Однако не нужно включать музыку на полную громкость, ведь это может не только начать отвлекать вас, но также помешать услышать звуковые сигналы, которые могут подавать вам другие участники дорожного движения.


4)Берите с собой опытных в качестве пассажира, они смогут дать вам важные советы и подскажут, как действовать в разных ситуациях, которые будут постоянно происходить на дороге. Нежелательно ездить с пассажирами, которые безумолку болтают рядом с вами, отвлекая вас от управления за рулем. Разговоры должны быть только по теме, но никак не посторонние. Когда вы научитесь водить как следует, тогда уже можно позволить себе разговаривать во время движения.

Статья о том, как побороть в себе страх вождения автомобиля, психологические приемы для преодоления фобии, рекомендации психологов и специалистов. В конце статьи - интересное видео!


Содержание статьи:

Эта неприятная проблема может стать камнем преткновения не только для начинающих водителей, но и для тех, кто уже водит машину не один год, а значит имеет за плечами внушительный стаж. Ведь причиной возникновения страха вождения автомобиля становится не только отсутствие практического опыта, но и участие в аварии. И в том, и в другом случае становится сложно заставить себя сесть в автомобиль и спокойно поехать по оживлённым городским улицам.

Бытующее мнение, что эта проблема в основном возникает у представительниц слабого пола, не имеет под собой основания. Мужчины также могут быть подвержены этой боязни, с которой порой приходится бороться на протяжении нескольких лет. В таких случаях даже самая незначительная поездка может стать «каторгой». И тут складывается такая ситуация, что и признаться вроде неудобно, но ничего сделать с собой не получается.

Почему возникает проблема боязни управления автомобилем


Поводов для появления боязни может быть много, а потому рассмотрим только те, которые встречаются чаще всего.

Самым удивительным является то, что, по мнению специалистов, часто причиной страха могут быть родственники, сотрудники или знакомые. Ведь именно от них чаще всего исходят ужасные рассказы о последствиях внезапных поломок, аварий, заносах на дороге, покрытой льдом. У некоторых людей под воздействием этих рассказов, повторяемых многократно, вырабатывается условный рефлекс – машина становится потенциальной опасностью.

И если произошло проникновение этой мысли в подкорку мозга, то для избавления от неё придётся приложить много умственных усилий и накатать большое количество километров.


Ещё одной причиной может стать обучение у неопытного инструктора. У этой причины имеется два аспекта. Первый – некачественное разъяснение пунктов Правил дорожного движения, второй – неправильная организация обучения навыкам вождения. Как первый, так и второй варианты можно назвать «минами замедленного действия», несущими в себе потенциальную опасность.

Если водитель не понял до конца значения того или иного правила, он может проехать под запрещающим знаком и попасть в аварийную ситуацию. Езда с неопытным или недобросовестным инструктором, в качестве которых очень часто выступают родственники или знакомые, сами не имеющие соответствующих навыков, также чревата негативными последствиями, поскольку такой инструктор не в состоянии дать надлежащих объяснений последовательности действий при возникновении определённых ситуаций.

Очень большое влияние на начинающего водителя могут оказывать во время движения члены семьи. Постоянно звучащие команды типа: «не гони, тормози, поворачивай, не обгоняй» и тому подобные уже через двадцать минут могут вызвать состояние ступора. Появляется дрожь в руках, сильно снижается самооценка и возникают сложности с контролем за окружающей обстановкой.

Что делать, чтобы избавится от фобии


Имеется несколько прекрасных методов, позволяющих избавиться от страха вождения автомобиля. Однако наличие положительного результата всецело зависит от водителя, страдающего от фобии. Никому не под силу выполнить переключение визуального тумблера в голове человека, чтобы заставить его поступать определённым образом в каждой конкретной ситуации. Поэтому следует спокойно сесть и постараться понять, в чём заключается причина страха и только потом садиться за руль.

Перед началом движения следует произвести проверку технического состояния автомобиля, и делать это необходимо перед каждым выездом:

  • убедиться в достаточном количестве топлива в баке автомобиля, охлаждающей и тормозной жидкостей в соответствующих бачках и масла в двигателе;
  • проверить давление в шинах и подкачать их в случае необходимости;
  • убедиться в исправности тормозов;
  • проверить уровень заряженности аккумулятора.
Далее необходимо создать себе комфортные условия для езды, приведя в наиболее удобное положение сидения, а также зеркала бокового и заднего вида. Также следует уделить внимание обуви - она должна быть удобной и мягкой.
  • За руль желательно садиться как можно чаще. Для этого необходимо использовать любой повод, даже если нужный объект находится совсем близко, как, например, школа ребёнка или супермаркет;
  • Не получается добиться полного сосредоточения в процессе движения в часы «пик»? Не следует делать из этого трагедию. Можно подобрать оптимальное время, когда поток автомобилей не очень интенсивен, и несколько раз проехать по необходимому маршруту. При этом следует обращать внимание на наличие дорожных знаков, дорожной разметки, рекомендации по выбору скоростного режима, расстановку светофоров. Целью таких поездок является доведение до автоматизма всех движений при преодолении конкретного маршрута;
  • В этих поездках следует наметить план действий при совершении таких манёвров, как повороты, развороты в обратную сторону, парковка рядом с магазинами, банком или бизнес-центром. И всё это привязать к конкретному маршруту;
  • Потренироваться в выполнении движения задним ходом, при этом будет очень хорошо, если получится выполнять этот маневр, ориентируясь по боковым зеркалам;
  • Очень хорошо помогает преодолевать страх прослушивание любимой музыки. Единственное противопоказание в этом случае - слишком большая громкость звука, которая помешает услышать возможные сигналы от сотоварищей по движению;
  • Не следует суетиться на дороге и подстраиваться под режим движения других водителей. Самым оптимальным вариантом является нахождение для себя оптимального скоростного режима движения. Он должен быть таким, чтобы была возможность отслеживать дорожные знаки и оперативно выполнять их предписания;
  • На стекле обязательно надо устанавливать знак «У», чтобы информировать других водителей об отсутствии у вас надлежащего опыта.
В случае поломки автомобиля не следует паниковать - нужно выполнить следующие действия:
  • включить аварийные огни;
  • на расстоянии, установленном ПДД, выставить знак «Аварийная остановка»;
  • позвонить знакомым или в службу эвакуации для буксировки автомобиля.


Имеется несколько психологических хитростей, позволяющих побороть страх вождения, обойти стресс и снизить чувства дискомфорта во время нахождения за рулём:
  1. Появилось чувство, что происходит сбой дыхания с ритма? Ничего страшного - для исправления ситуации существует полезное дыхательное упражнение. Необходимо выполнить десять очень глубоких вздохов, после чего вновь переходить на нормальное дыхание. Если не помогло с первого раза, то упражнение надо повторить;
  2. Не надо избегать езды на автомобиле. Нужно гнать от себя мысли о том, что добраться до места можно быстрей, воспользовавшись маршруткой или метро. Даже в том случае, если это действительно так, следует заставить себя сесть в машину и доехать до необходимого места за рулем;
  3. Необходимо находить эффективные мотиваторы, типа: «Не хочу находиться в зависимости от городского транспорта, ограничивая себя передвижением по проложенным маршрутам», «Я могу доказать всем и себе, в том числе, что мне это по силам», «Освоив передвижение на автомобиле, я смогу больше времени находиться на природе», ну и ещё что-то подобное.
  4. И еще один важный совет, может, даже самый главный – надо уметь посмеяться над собой. Если вы научитесь рассказывать окружающим о своих дорожных приключениях в юмористическом стиле, они (в смысле, дорожные приключения) постепенно перестанут вас пугать.
Видео о том, как преодолеть страх вождения автомобиля: