Срок полезного использования легкового автомобиля. Что такое амортизация автомобиля и прочих транспортных средств

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее - Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, ).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4 , 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» - Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля - это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1 , п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей .

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие (

У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Разберемся, в чем особенность их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера.

И в бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.

Определяем срок полезного использования

Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.

В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.

Считаем норму амортизации

Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 месяцев, то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 процента (100% : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).

Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 процента (1: 48 мес. x 100%) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тысяч рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.

Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 процентов и на поправочный коэффициент 0,5 (письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 месяцев норма амортизации будет 1,05 процента.

В бухгалтерском же учете такого правила нет и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. № 16-00-14/ 318).

Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, так как Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).

Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Пример

Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 000 руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова.

В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 месяцев). Код по Классификатору – 15 3410010.

Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 месяцев.

Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 процента и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб.

В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 процента. В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5000 руб. в месяц.

Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5000 руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).

В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:

Дебет 09 Кредит 68

– 14 400 руб. (60 000 руб. x 24%) – отражен отложенный налоговый актив.

В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.

Дебет 68 Кредит 09

– 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

В результате сальдо по счету 09 отсутствует.

Год начисления амортизации
Сумма амортизации в бухгалтерском учете
Сумма амортизации в налоговом учете
Временная разница (гр. 2 – гр. 3)
Отложенный налоговый актив (г. 3 х 24%)
1
2
3
4
5
1-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
2-ой год
120 000
60 000
60 000
14 400
3-ий год
120 000
60 000
60 000
14 400
4-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
5-ый год

60 000
-60 000
-14 400
6-ой год

60 000
-60 000
-14 400
7-ой год

60 000
-60 000
-14 400
8-ой год

60 000
-60 000
-14 400

Упростим жизнь бухгалтеру

Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Только не забудьте указать об этом решении в учетной политике.

Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).

Есть еще одно «но». С 2006 года фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.

В этом случае никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бух-учете не сделает одинаковыми суммы амортизации и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.

Автомобиль модернизировали

Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тысяч рублей. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например поставить кондиционер.

В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации.

Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).

Добровольные коэффициенты

В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.

Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).

Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

Т. Бурсулая, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа» Источник материала -

Как рассчитать амортизацию автомобиля в 2019 году, зависит от вида учета - налоговый или бухгалтерский. В налоговом учете амортизацию можно считать двумя способами, а в бухгалтерском - четырьмя. Формулы и примеры расчета амортизации автомобиля смотрите в статье.

Что такое амортизация автомобиля

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств , переносят свою стоимость на затраты через амортизацию. Амортизация - это списание стоимости транспортного средства в зависимости от степени его физического износа. Начисление амортизации предполагает постепенное списание стоимости автомобиля по частям на протяжении всего срока его эксплуатации.

Начислять амортизацию нужно с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль приняли на учет в качестве основного средства (п. 21 ПБ 6/01). Прекращать амортизировать следует с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Можно ли приостановить начисление амортизации

Отвечает Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Компания вправе не начислять амортизацию в случаях, которые прописаны в пунктах 23 и 26 ПБУ 6/01. В частности, не нужно амортизировать авто за период ремонта продолжительностью более 12 месяцев. Полный перечень случаев .

Как рассчитать амортизацию автомобиля в 2019 году в налоговом учете

В налоговом учете амортизацию начисляют одним из двух способов — линейным или нелинейным. Выбранный метод компания закрепляет в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 259 НК РФ).

С начала очередного календарного года организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного метода на линейный можно не раньше, чем через пять лет после начала его использования (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Линейный метод

Несомненный плюс этого способа - простота применения. Если компания решит применять именно его, начислять амортизационные отчисления нужно по каждому объекту равномерно в течение всего срока полезного использования. Как определить срок полезного использования , рассказал начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина Олег Хороший. Правильно установить срок поможет специальный сервис .

Определять норму амортизации для каждого объекта нужно по формуле:

Ежемесячная сумма амортизации рассчитывается как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта на норму амортизации (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Пример. Как определить сумму ежемесячной амортизации

Организация приобрела легковой автомобиль по цене 960 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования 4 года. Согласно учетной политике для целей налогообложения амортизация начисляется линейным методом.

Бухгалтер организации рассчитал норму амортизации. Она составила 2% (1: 48 мес. х 100%). Ежемесячная сумма амортизации равна 19 000 руб. (950 000 руб. х 2%).

Нелинейный метод

Нелинейный метод в первые годы начисления амортизации позволяет списывать стоимость имущества быстрее, чем линейный. Однако он требует более сложных расчетов. Правила применения этого метода изложены в статье 259.2 НК РФ. Когда нельзя использовать нелинейный метод >>

Начислять амортизацию новым нелинейным методом надо отдельно по каждой амортизационной группе. Делать это необходимо ежемесячно. Определять сумму амортизации за месяц нужно по формуле:

Суммарный баланс - это сумма остаточной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, которые относятся к данной амортизационной группе. Поскольку амортизацию начисляют ежемесячно, то и суммарный баланс нужно определять на 1-е число каждого месяца.

Нормы амортизации по группам установлены в пункте 5 статьи 259.2 НК РФ. Например, для первой группы норма равна 14,3.

В марте 2019 года компания приобрела и ввела в эксплуатацию автомобиль стоимостью 500 000 руб. Срок его полезного использования - 60 месяцев (третья амортизационная группа). Для упрощения предположим, что за период эксплуатации объекта никакие основные средства и нематериальные активы в компанию не поступали и не выбывали.

Для третьей амортизационной группы нормы амортизации равна 5,6%. Соответственно амортизация за апрель составит 28 000 руб. (500 000 руб. х 5,6: 100), за май - 26 432 руб. [(500 000 руб. - 28 000 руб.) х 5,6: 100)], июнь - 24 952 руб. [(500 000 руб. - 28 000 руб. - 26 432 руб.) х 5,6: 100)] и т. д.

Как рассчитать амортизацию автомобиля в 2019 году в бухгалтерском учете

В зависимости от характера использования автомобиля начисленную по нему амортизацию включают либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08...) Кредит 02

Начислена амортизация по автомобилю.

Самый распространенный способ амортизации — линейный, с ним вы уже знакомы. Но помимо него бухгалтерское законодательство предлагает на выбор еще три варианта: способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента - 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, .

Способ уменьшаемого остатка

Годовая сумма амортизационных отчислений зависит от остаточной стоимости основного средства на начало отчетного года и нормы амортизации, увеличенной на коэффициент ускорения. Размер коэффициента вы устанавливаете самостоятельно и отражаете в учетной политике. При этом его величина не может быть больше 3. Получается, что ежемесячную сумму амортизации вы должны ежегодно определять следующим образом.

Сначала определите годовую норму амортизации. Для этого используйте формулу:

Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:

Организация приобрела легковой автомобиль. Первоначальная стоимость - 600 000 руб. Автомобиль введен в эксплуатацию в декабре 2018 года. Срок полезного использования автомобиля - четыре года. Повышающий коэффициент согласно учетной политике равен 2,0.

Годовая норма амортизации равна 25% (1: 4 х 100%), с учетом коэффициента ускорения - 50% (25% х 2).

В первый год эксплуатации амортизационные отчисления будем исчислять исходя из первоначальной стоимости основного средства. Сумма амортизации составит 300 000 руб. (600 000 руб. × 50%). С 1 января по 31 декабря 2019 года ежемесячно нужно списывать по 25 000 руб. (300 000 руб. : 12 мес.).

Остаточная стоимость основного средства на начало второго год равна 300 000 руб. (600 000 руб. - 300 000 руб.). Годовая сумма амортизации — 150 000 руб. (300 000 руб. х 50%). Ежемесячные амортизационные отчисления, отражаемые с 1 января по 31 декабря 2020 года, составят 12 500 руб. (150 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячная амортизация за третий и четвертый год эксплуатации автомобиля рассчитывается аналогично.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Годовая норма амортизации для расчета не нужна. Поэтому сразу определяйте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:

Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.

Метод амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования эффективен в случаях, когда автомобиль используют интенсивнее вначале, чем потом.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Начисление амортизации зависит от объема продукции (работ, услуг), произведенного в отчетном периоде, и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования. Анализируя пункт 19 ПБУ 6/01, можно сделать вывод, что годовая сумма амортизации не определяется, а ежемесячная — рассчитывается по формуле:

Преимущество этого способа состоит в том, что начисленная амортизация наиболее точно отражает физический износ основного средства. Недостатком является высокая трудоемкость расчетов.

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

 

Амортизация автомобиля - это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 . Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода - линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации - 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний - наименьшая.

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ .

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом - 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.