«Такого не было несколько лет». Что происходит с продажами автомобилей

Начинается сентябрь, и покупательский спрос на автомобильном рынке вновь резко повышается. Так что в конце лета и в начале осени не стоит ожидать каких-то выгодных акций, скидок, распродаж и прочих предложений. Спрос удерживается на высоком уровне с середины осени, после чего начинается его постепенное падение. Но если вы ждёте максимальной выгоды от покупки, в октябре или ноябре ждать её не стоит. С подержанными авто ситуация не лучше. Осенняя погода вносит свои коррективы в состояние машин, да и в настроение самих продавцов. Грязь и слякоть скроют возможные дефекты кузова, а из-за давления серой погоды владельцы не настроены торговаться и скидывать цену просто так. Лучше дождаться более благоприятного времени.

Оптимальные сезоны для покупки

И здесь вы догадались, в какое время года вам лучше покупать автомобили. Это зимний и весенний периоды. Многие люди просто так любят эти отрезки года. Зимой приходит долгожданный снежок, меняется погода, наступают новогодние праздники. Весна же возвращает нас в тепло, но при этом не приходится страдать от летней знойной жары. Интересно, что и автомобильный рынок с приходом этих сезонов позволяет совершить ряд выгодных покупок.

Зима

Эксперты уверены, что именно зимой поступают самые выгодные предложения на рынке новых и подержанных автомобилей. Судите сами. В декабре у многих дилеров остаются автомобили текущего модельного года, а вскоре будут доступны машины уже нового образца. Чтобы распродать остаток, постепенно снижаются цены. Для повышения привлекательности таких машин дилеры предлагают не только скидки, но и приятные подарки, бонусы покупателям, какие-то бесплатные аксессуары и многое другое. Но всё же в декабре торопиться не стоит. Можете подождать немного, присмотреться, прицениться и уже в январе сделать покупку. Это обусловлено тем, что пик выгодных приобретений приходится именно на этот месяц. Праздники закончились, а потому пора брать собранные деньги и идти за машиной.

Дело всё в том, что после праздников активность покупателей снижается до невероятных показателей. Это легко объяснить затратами на Новый год, разными поездками, приобретением подарков и прочими расходами. Люди просто не готовы расставаться с крупными суммами для приобретения автомобиля. А вот те, кто понимает всю суть рынка, отправляются за автомобилем в январе. Действуют на прошлогодние модели, а в комплекте с машиной идут приятные бонусы.

Вторичный рынок также весьма благоприятный. Осеннее затишье заметно сократило количество звонков по объявлениям продавцов. Да и после внушительных трат в праздничный период велик соблазн получить круглую сумму за свой автомобиль. Сам же покупатель в январе может достаточно тщательно осмотреть авто, поскольку зачастую в это время грязи нет, машина чистая и ухоженная. В феврале есть определённый риск остаться без прошлогоднего авто в салоне, либо получить максимально выгодную скидку. Тут главное не затягивать, иначе придётся брать машину нового модельного года уже безо всяких скидок. Обычно в последний месяц зимы все остатки авто распродают.

Весна

Март и апрель следует считать выгодными периодами для покупки автомобиля. Начинаются новые праздники, дилеры предлагают специальные акции, добавляют к покупке бесплатные подарки. Но не ждите обвала цен на автомобили. Скидок уже не будет, поскольку впереди период самого высокого спроса на новые автомобили, который стартует в мае. Весна может принести выгоду только в первой своей половине. Если вы затянули с покупкой дольше, чем до середины апреля, тогда оставьте деньги в надёжном месте и ждите зимы. Также весну нельзя считать оптимальным периодом для покупки подержанных авто. Увеличивающийся спрос на машины затрагивает и вторичный рынок. Потому дольше середины апреля ждать категорически не стоит. Покупателю будет мешать и погода, которая сопровождается постоянной слякотью и грязью.

Не забывайте про колебание курса валют. Если следить за положением экономики, порой можно с выгодой для себя использовать скачки рубля по отношению к доллару. Особенно это актуально среди тех, кто в валюте. Они часто оставляют ценник на прежнем уровне, хотя рубль относительно доллара дорожает, либо падает цена самой американской валюты. В результате долларовый ценник становится выгодным для ряда покупателей, которым стоит этой ситуацией воспользоваться.

Мы говорим сугубо о ситуации последних нескольких лет. Статистика может кардинально меняться, причём в совершенно противоположную сторону. Потому вам следует самостоятельно следить за актуальными тенденциями, проверять цены и наличие специальных предложений у официальных дилеров. Как только увидите выгодное для себя решение, обязательно им воспользуйтесь. А вот ждать месяцами или годами, когда цены на автомобили упадут, точно не стоит. Тенденция такова, что стоимость машин будет только увеличиваться. Потому порой лучше купить авто сейчас, нежели ждать неизвестности. Кто знает, может уже через год эта же машина станет дороже на несколько десятков или сотен тысяч рублей. А сезонная скидка лишь вернёт ценник на уровень до повышения. Ни о какой выгоде здесь речи не идёт.

Покупка нового автомобиля

Теперь более детально поговорим касательно того, когда лучше покупать себе новую машину. Для этого нужно определиться с автосалонами и постараться сузить потенциальный список машин. Всё же вы должны знать, чего сами хотите. Просто брать машину только по причине её доступности не стоит. Каждый автодилер в любом автосалоне планирует собственные продажи. То есть существуют так называемые квартальные и годовые планы. Для их выполнения нужно осуществить определённую норму по продажам. Учитывая это, можно определить, когда лучше покупать новую машину в салоне. Выполнение продавцом плана позволяет рассчитывать на солидную премию. Потому каждый дилер заинтересован в том, чтобы реализовать максимальное количество машин.

Спрос на новые авто существенно падает к началу нового года, поскольку все прошлогодние модели автоматически становятся старше на год. Чтобы справиться со снижением покупательской активности, автосалоны начинают проводить специальные акции и распродажи. Тем самым они завлекают людей покупать автомобили. Это оптимальный период, когда лучше покупать новый автомобиль в автосалоне. Причём автодилер наделён определёнными полномочиями, которые позволяют ему сделать скидку на авто. Потому лучше обсуждать этот вопрос с непосредственным руководством, поскольку они могут организовать для вас внушительный бонус.

Потенциальный процент скидки во многом зависит от самого автомобиля. Если речь идёт о дорогих машинах, то на них скидки есть всегда. Вопрос только в размере. А вот на бюджетные автомобили редко скидывают даже небольшие суммы, поскольку машины сами по себе недорогие. Чтобы сэкономить на покупке нового автомобиля, лучше всего посещать автосалоны в период завершения месяца, квартала или отчётного года. Тогда практически наверняка вы получите скидку.

Подобные акции предоставляются в виде уменьшения стоимости самого автомобиля в размере 5 – 10%, либо же в качестве дополнительных комплектующих. То есть вам могут дать комплект качественной зимней резины, дисков или иного полезного и необходимого оборудования для машины. Поскольку подобные подарки стоят далеко не дёшево, а те же диски и шины всё равно пришлось бы покупать, это можно рассматривать как крайне выгодную сделку. Но даже когда автомобиль новый, проверять его нужно обязательно. Распродажа прошлогодних авто часто осуществляется за счёт машин, которые долгое время находились на открытой стоянке. Это может негативно отразиться на лакокрасочном покрытии и состоянии кузова.

Покупка подержанных автомобилей

Приобретая автомобиль с пробегом, важно также знать и понимать, когда его лучше покупать. Здесь есть свои правила и нюансы, позволяющие получить неплохую выгоду от совершаемой сделки. Статистика показывает, что основная часть бывших в употреблении, то есть б/у машин, реализуется в период весны и лета. В этот период на вторичном рынке наблюдается заметная активность, потому спрос самый высокий. Но тут следует внимательно рассматривать вопрос о том, когда лучше покупать подержанный автомобиль. Повышенный спрос и активность покупателей приводят к тому, что добиться скидки в этот период практически невозможно. Да, зато вы сможете изучить состояние авто за счёт отсутствия слякоти и грязи.

Совсем иначе дела обстоят осенью, а ещё лучше зимой. Не всем потенциальным покупателям хочется ездить и смотреть машины, когда на улице снег, слякоть, грязь или дождь. Покупательская активность на вторичном рынке заметно падает, потому продавцы, которые хотят быстро реализовать автомобили, вынуждены скидывать цену.

Опытные специалисты подсказывают, когда лучше покупать подержанный автомобиль. Наибольшую выгоду от «бэушного» авто покупатель может получить в холодный зимний день непосредственно перед праздниками. В большинстве случаев продажа машины в это время связана с желанием взять новое авто. Причём продавец хочет сделать это сейчас, пока действуют специальные праздничные предложения.

Совет! Есть ещё одно преимущество покупки зимой. Можно сказать владельцу, чтобы он не заводил двигатель. Так вы сможете лично наблюдать, как работает зажигание в мороз. Если с пуском нет проблем, это доказывает хорошее техническое состояние машины.

Статистика владения ТС

Планируя приобрести автомобиль, большинство людей изначально думают о том, сколько эта машина будет у них в эксплуатации. И здесь существует специальная статистика, позволяющая определить важные нюансы:

  1. В настоящее время в России средняя продолжительность владения новым автомобилем с момента его покупки в автосалоне составляет 55 месяцев, то есть около 4,5 лет. Эта цифра распространяется на все легковые машины.
  2. Автомобили отечественного производства держатся в гаражах россиян намного дольше. Машины марки УАЗ эксплуатируются в течение 5,8 лет, а продукция компании АвтоВАЗ находится у людей около 5,5 лет в среднем. Поскольку предыдущее значение указывалось с учётом всех машин, становится понятным, почему в среднем автовладелец эксплуатирует авто более 4 лет. Всё же доля отечественных автомобилей в России огромная.
  3. Среди иномарок наибольшими долгожителями являются представители японских автопроизводителей. Модели от компаний Honda и Suzuki покупают в среднем на 56 месяцев, а автомобилями Mitsubishi россияне владеют около 58 месяцев.
  4. Самыми часто переходящими из рук в руки машинами являются представители премиум-сегмента. Средний показатель продолжительности владения составляет 3,4 года. Это обусловлено статусностью таких машин. Владеть дорогой иномаркой много лет не особо престижно, поскольку регулярное обновление автопарка считается показателем хорошего финансового положения. Всё же дорогие иномарки покупают преимущественно не с позиции средства для передвижения, а для статуса.

Опираясь на эти данные, можно приблизительно прикинуть, в руках скольких людей находится продаваемый подержанный автомобиль. Большинство предпочитает покупать машину от одного владельца, поскольку так меньше шансов столкнуться со скрытыми проблемами, проще узнать историю автомобиля и получить ряд другой полезной информации.

Напоследок дадим несколько полезных советов, которые могут вам пригодиться в поисках наиболее выгодного предложения.

  1. Финансовый год. В большинстве случаев у автодилеров он заканчивается в марте. Но иногда это первый месяц зимы, то есть декабрь. Лучше об этом узнать заранее, если вы заинтересованы в предложениях конкретного автосалона. Тем самым не пропустите наиболее выгодный период скидок и специальных предложений.
  2. Серые сделки. Есть ситуации, когда автодилеры предлагают выгодные, но не совсем честные сделки. Они заключаются только с проверенными и надёжными продавцами, либо по знакомству. У каждого дилера есть определённый лимит скидок, которым он может воспользоваться для реализации автомобилей. Суть заключается в том, что при нормальных показателях продаж менеджер может выделить солидную скидку. Но при условии, что вы вознаградите его за это определённой суммой. Схема серая и немного напоминает мошенничество, но по факту никакой кражи или обмана не происходит. Каждый получает то, что он хочет.
  3. Покупка в первом квартале. Когда появляются машины нового модельного года в салоне, начинается активная продажа старых авто. Но покупка последних будет выгодной не всем. Тут всё зависит от того, насколько долго вы собираетесь эксплуатировать автомобиль до последующей перепродажи. Если вы не планируете ездить на машине более 3 лет, тогда лучше сразу приобрести по более высокой цене авто нового модельного года. Это объясняется тем, что при перепродаже будет учитываться год выпуска, а не год покупки. Тем самым за более новую машину вы получите большую сумму от покупателя. А если авто приобретается на 5 – 7 лет, тогда действительно выгодно по скидке взять модель минувшего модельного года. Спустя те же 5 – 7 лет на вторичном рынке год разницы уже не будет играть особой роли.

Как вы поняли, на стоимость автомобилей и возможность получить выгодные скидки непосредственным образом влияют сезонный спрос и планы автодилеров по реализации транспортных средств. Но не стоит отталкиваться только от сухой статистики. Ситуация постоянно меняется, некоторые автосалоны могут предоставить солидные бонусы даже в разгар спроса. Потому нужно тщательно следить за динамикой рынка, отслеживать актуальные тенденции и наблюдать за изменениями. В какой-то момент вам обязательно повезёт, и вы сможете взять желанную машину по очень выгодной цене, либо с дополнением в виде приятных бонусов, аксессуаров и оборудования для нового автомобиля.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.

Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.

ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года

Место Модель Продажи в марте 2018 года, шт. Разница, %
1 Ford Focus 787 — 14,5
2 Hyundai Solaris 716 — 4,0
3 Kia Rio 523 + 16,5
4 Skoda Octavia 516 + 24,0
5 Toyota Camry 418 + 7,0
6 Volkswagen Polo 383 + 15,0
7 Opal Astra 343 — 15,0
8 Mercedes-Benz E-Class 333 — 11,0
9 BMW 5 series 318 — 4,5
10 Volkswagen Passat 309 — 19,0

На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.

Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).

По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.

На 17,3%, июль оказался еще более шокирующим. Продажи автомобилей рухнули сразу на 22,9%! Такого падения, кажется, не ожидал никто.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?», - иронизирует председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Причем с высокой долей вероятности можно утверждать, что дна рынок еще не достиг. Наверняка падение будет продолжаться в ближайшие месяцы.

Среди лидеров рынка сильнее всего от кризиса пострадала компания Chevrolet - продажи в июне сократились практически в два раза (минус 23% по итогам 7 месяцев 2014 года). В нелегкой ситуации оказались и дилеры Volkswagen (-32% в июле). «АвтоВАЗ» потерял много, но это уже никого не удивляет - минус 25%. Также можно отметить серьезное падение спроса на Mitsubishi (-42%) и Ford. Сразу минус 52% за один месяц, и теперь Ford, который когда-то был одним из лидеров российского рынка, занимает в общем зачете лишь 12 место (по итогам 2014 года Ford уже потерял 41% - это самое серьезное снижение среди всех более-менее крупных игроков рынка).

Однако есть компании, которые даже в нынешних условиях умудряются удерживать свои позиции. И даже увеличивать продажи! Например, Skoda в июне смогла вырасти на 4%, а Mazda на 13%.

А еще в очередной раз стало ясно - премиальным маркам в России никакой кризис не грозит. Легковое подразделение Mercedes-Benz в июле увеличило продажи на 13% (и +18% по итогам года), спрос на Lexus вырос на 21% (+17% по итогам года), а Porsche прибавила 29%.

В «личном» зачете лидирует по-прежнему Lada Granta (в июне было продано 11 819 штук). Однако обратите внимание - Hyundai Solaris разошелся в количестве 9 778 автомобилей! Причем с каждым месяцем разница между двумя этими моделями неуклонно сокращается. А это значит, что уже в конце года на первое место по продажам в России может выйти иномарка! Пусть и российского производства (для сравнения, в июле 2013 года разница между Granta и Solaris была совершенно иной: 14 542 против 9 482 в пользу Lada).

На третьем месте идет Kia Rio (6 853 шт.), на четвертом закрепился Renault Duster (5 694 шт.), а замыкает пятерку Renault Logan - 5 630 машин. Далее Lada Largus и Kalina, Volkswagen Polo, Lada Priora, а на десятом месте идет Toyota Camry.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ

Lada 28 014 37 549 -25% 220 822 264 278 -16%
KIA 15 303 17 099 -11% 109 276 111 969 -2%
Renault 15 219 18 013 -16% 111 640 122 646 -9%
Hyundai 14 461 14 753 -2% 104 035 104 219 0%
Toyota 13 312 14 599 -9% 89 800 87 653 2%
Nissan 9 136 11 605 -21% 91 484 75 352 21%
VW 9 010 13 303 -32% 76 363 90 583 -16%
Chevrolet 8 457 15 487 -45% 73 749 95 687 -23%
Škoda 7 064 6 805 4% 49 111 49 652 -1%
ГАЗ ком.авт. 5 517 7 245 -24% 37 298 45 425 -18%
Opel 4 926 6 551 -25% 38 440 46 144 -17%
Ford 4 500 9 293 -52% 35 818 60 416 -41%
Mercedes-Benz 4 323 3 835 13% 28 085 23 865 18%
Mazda 3 743 3 300 13% 27 544 23 442 17%
Mitsubishi 3 501 6 087 -42% 41 957 43 662 -4%
УАЗ 3 002 4 158 -28% 22 560 29 141 -23%
Daewoo 2 841 3 908 -27% 26 860 31 182 -14%
Audi 2 600 2 954 -12% 20 566 21 135 -3%
SsangYong 2 421 3 651 -34% 13 844 19 516 -29%
BMW 2 178 3 515 -38% 21 735 22 789 -5%
Lifan 1 861 2 603 -29% 12 011 14 083 -15%
Land Rover 1 716 1 715 0% 12 086 11 307 7%
Lexus 1 575 1 298 21% 10 304 8 774 17%
Citroёn 1 426 2 925 -51% 12 461 16 772 -26%
Geely 1 351 2 773 -51% 10 671 14 474 -26%
Peugeot 1 338 2 907 -54% 13 506 20 464 -34%
Great Wall 1 307 1 708 -23% 9 403 12 122 -22%
Honda 1 278 2 246 -43% 12 424 14 520 -14%
Chery 1 217 1 853 -34% 10 369 11 525 -10%
Suzuki 1 146 2 551 -55% 11 048 16 372 -33%
Subaru 1 146 1 304 -12% 9 346 9 929 -6%
Volvo 1 053 1 021 3% 9 093 8 407 8%
VW ком.авт. 920 1 312 -30% 7 522 9 010 -17%
Mercedes-Benz ком.авт. 600 411 46% 3 851 2 416 59%
Jeep 573 364 57% 4 460 2 413 85%
FIAT 541 678 -20% 4 241 4 181 1%
Porsche 385 299 29% 2 557 2 163 18%
Infiniti 374 625 -40% 4 743 5 051 -6%
FAW 253 461 -45% 1 934 2 329 -17%
MINI 155 234 -34% 964 1 584 -39%
SEAT 135 370 -64% 1 044 2 292 -54%
Jaguar 135 175 -23% 981 938 5%
Changan 112 - - 563 - -
ZAZ 92 219 -58% 478 2 111 -77%
Haima 87 37 135% 417 136 207%
Cadillac 81 114 -29% 788 909 -13%
Isuzu 74 20 270% 253 73 247%
BAW 72 134 -46% 720 1 017 -29%
Acura 64 - - 409 - -
JAC 58 - - 189 - -
Brilliance 50 - - 232 - -
smart 30 26 15% 186 108 72%
ТагАЗ 14 170 -92% 105 282 -63%
Chrysler 8 21 -62% 85 114 -25%
Alfa Romeo 8 - - 37 - -
Luxgen 2 - - 77 - -
Dodge 2 26 -92% 26 147 -82%
Иж 0 55 - 19 585 -97%
BYD 0 0 - 5 100 -95%
Foton 0 0 - 11 6 83%
Итого 180 767 234 365 -22.9% 1 410 606 1 565 470 -9.9%

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ

1 Granta Lada 11 819 14 542 (2 723) 1 Granta Lada 83 294 98 787 (15 493)
2 Solaris Hyundai 9 778 9 482 296 2 Solaris Hyundai 65 352 66 491 (1 139)
3 New Rio KIA 6 853 7 651 (798) 3 New Rio KIA 54 033 51 887 2 146
4 Duster Renault 5 694 7 348 (1 654) 4 Duster Renault 46 761 48 058 (1 297)
5 Logan Renault 5 630 4 289 1 341 5 Kalina Lada 39 902 40 870 (968)
6 Largus Lada 4 798 4 867 (69) 6 Largus Lada 39 718 29 569 10 149
7 Kalina Lada 4 436 3 789 647 7 Polo VW 36 526 41 720 (5 194)
8 Polo VW 4 389 7 000 (2 611) 8 Logan Renault 30 335 30 180 155
9 Priora Lada 3 429 4 882 (1 453) 9 Priora Lada 28 282 36 763 (8 481)
10 Camry Toyota 3 122 4 207 (1 085) 10 Almera Nissan 27 335 4 484 22 851
11 New Cee’d KIA 2 857 2 955 (98) 11 Niva Chevrolet 23 544 29 816 (6 272)
12 Niva Chevrolet 2 692 3 961 (1 269) 12 Octavia A7 Skoda 22 051 1 757 20 294
13 Octavia A7 Skoda 2 635 778 1 857 13 Sandero Renault 21 413 26 044 (4 631)
14 4×4 Lada 2 605 3 431 (826) 14 RAV 4 Toyota 21 368 23 389 (2 021)
15 Corolla Toyota 2 582 1 812 770 15 4×4 Lada 21 281 25 320 (4 039)
16 Rapid Skoda 2 578 0 - 16 ix35 Hyundai 20 325 18 063 2 262
17 RAV 4 Toyota 2 489 3 474 (985) 17 Camry Toyota 19 309 20 465 (1 156)
18 Cruze Chevrolet 2 488 6 644 (4 156) 18 Cruze Chevrolet 18 769 31 296 (12 527)
19 Sandero Renault 2 314 3 806 (1 492) 19 Corolla Toyota 17 573 14 443 3 130
20 ix35 Hyundai 2 238 2 859 (621) 20 Qashqai Nissan 17 373 19 388 (2 015)
21 Almera Nissan 2 196 1 548 648 21 Focus Ford 16 989 39 913 (22 924)
22 Sportage KIA 2 060 2 675 (615) 22 Sportage KIA 16 505 19 030 (2 525)
23 Focus Ford 2 056 5 749 (3 693) 23 New Cee’d KIA 16 093 18 735 (2 642)
24 Qashqai Nissan 2 017 3 242 (1 225) 24 Astra Opel 15 019 22 532 (7 513)
25 Mokka Opel 1 938 490 1 448 25 Outlander Mitsubishi 13 545 13 079 466

В условиях роста цен на новые автомобили в последние годы многие покупатели предпочитали уходить на вторичный рынок, где можно найти машину по любому карману. В результате этот сегмент оказался достаточно устойчивым к кризису: продажи бэушек показали падение лишь в 2015 году, и с тех пор спрос на них стабильно увеличивается. Впрочем, темпы этого роста значительно ниже, чем на рынке новых машин, где с прошлого года измеряется в двузначных величинах. Так, в 2017-м россияне купили 5,3 млн автомобилей с пробегом - лишь на 2,1% больше, чем годом ранее. И хотя в количественном выражении вторичный авторынок более чем в три раза превосходит первичный, можно констатировать, что часть потребителей сегодня возвращается к своей мечте о покупке новой машины. Поэтому продажи бэушных автомобилей хоть и продолжат расти, но более умеренными темпами.

«Подержанные машины по-прежнему значительно популярнее у россиян, чем новые. Однако факторы, сдерживающие продажи автомобилей с пробегом, также присутствуют: началось на первичном рынке, предложение свежих машин в возрасте до 3 лет сократилось - многие автомобилисты увеличили сроки владения авто», - комментирует руководитель «Avito Авто» Сергей Литвиненко.

В свою очередь, директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко отмечает, что возвращение потребителей в сегмент новых автомобилей, в частности, связано с хорошими скидками по программам трейд-ин, которые дилеры стали активно развивать в последнее время. В целом же динамика спроса на вторичном рынке находится в пределах статистической погрешности, и ни о каком росте сегодня говорить не приходится.

Закон сообщающихся сосудов

Согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», в 2018 году вторичка вырастет на 3,2%, до 5,47 млн машин. Через год рынок автомобилей с пробегом прибавит еще 1,5% и достигнет 5,5 млн штук. Темпы роста будут снижаться и далее, и в 2020 году реализация бэушек составит 5,6 млн единиц. Таким образом, после пяти лет восстановления сегмент «секонд-хэнда» так и не сможет достигнуть докризисного уровня в 6,1 млн авто. Как говорится в исследовании «Автостата», сформировавшийся отложенный спрос, а также неизбежное увеличение парка создают предпосылки для роста вторичного рынка в ближайшие годы. В то же время продолжающееся удорожание жизни при отсутствии роста реальных доходов могут заставить россиян на неопределенный срок откладывать дорогостоящие покупки, к которым относится и автомобиль. Это приведет к увеличению срока владения автомобилем и как следствие уменьшению продаж подержанных машин.

В ГК «Рольф» также прогнозируют рост рынка автомобилей с пробегом в 2018 году, особенно в сегменте до семи лет, с которым как раз активно работают официальные дилеры. Это будет следствием наметившегося увеличения продаж новых машин, ведь объем вторичного рынка зависит не только от размера автопарка страны, но и от динамики реализации новых автомобилей. По словам директора подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексея Баринова, сейчас на рынке не так много «первичных» сделок, когда покупатель выбирает свою первую машину. Значит, с приобретением нового автомобиля он отправляет предыдущий на вторичный рынок. Как ожидается, уменьшится и число случаев, когда автомобиль продается и ничего не покупается взамен - в разгар спада в экономике такие продажи были не редкостью.

Однако с завершением программ господдержки и возможным повышением цен из-за очередной индексации рынок новых автомобилей ждет сокращение спроса, что через несколько лет отразится и на вторичке , полагает генеральный директор CarPrice Денис Долматов. Впрочем, падение продаж подержанных машин в целом маловероятно, но отдельные возрастные сегменты уже в ближайшее время могут уйти «в минус». «Прежде всего это касается „трехлеток“, ведь в 2015 году продажи новых автомобилей значительно просели, из-за чего сейчас на вторичный рынок будет выведено существенно меньше машин в возрасте трех лет. А сокращение предложения неизбежно вызовет рост цен», - предупреждает Денис Долматов.

Молодые набивают себе цену

Между тем уже в прошлом году «трехлетки» показали по сравнению с другими возрастными сегментами - на 9,6%, согласно оценкам «Автостата». Это связано с тем, что именно с 2014 года новые автомобили начали расти в цене, а сейчас они выходят на вторичный рынок. Также повышение цен было зафиксировано по машинам в возрасте двух (+3,8%) и четырех (+5,2%) лет. При этом старые автомобили (10 лет и старше), помимо того что их число на рынке существенно увеличивается, наоборот, дешевеют (-1,3%). В целом средневзвешенная стоимость автомобиля с пробегом в декабре 2017 года составила 561 тыс. рублей - это на 1,9% меньше, чем годом ранее (572 тыс. рублей). При этом снижение цены обусловлено в первую очередь изменением структуры вторичного авторынка в сторону более старых машин.

Статистика «Avito Авто» подтверждает эту тенденцию: средняя стоимость по всем опубликованным объявлениям о продаже машин в 2017 году снизилась на 9% - до 511 тыс. рублей. При этом активнее всего (в 65% случаев) покупатели интересовались машинами старше семи лет, что объясняется, прежде всего, их относительно невысокой средней ценой - 284 тыс. рублей.

Согласно данным CarPrice, снижение средней цены в прошлом году было на уровне 0,8%, что говорит о стабильности бюджета на покупку автомобиля. «Люди готовы тратить не больше, чем в прошлом году - в районе полумиллиона рублей. Эта сумма для многих комфортна, поскольку позволяет обойтись без кредита. Впрочем, небольшая коррекция цен в большую сторону вполне возможна. Причиной могут стать новые кредитные программы для покупателей подержанных машин», - отмечает Денис Долматов. По его мнению, свежие подержанные автомобили, приобретенные в 2015 году по новым посткризисным ценам, будут продаваться дороже, чем сейчас. Но на машинах, которым 10 и более лет, это подорожание никак не отразится, поскольку там на стоимость влияет лишь состояние, а не цена, за которую машина когда-то приобреталась новой одним из предыдущих владельцев.

Сильно постарел

А вот в ГК «Рольф» прогнозируют постепенное подорожание на вторичном рынке, и коснется оно автомобилей любого возраста: цены на новые машины продолжают расти, а за ними постепенно подтягиваются и цены на автомобили с пробегом . «При этом логично, что покупатели, у которых нет необходимой суммы для покупки нового или „молодого“ автомобиля, вынуждены выбирать из более доступных, а следовательно - более возрастных вариантов», - рассуждает Алексей Баринов.

Действительно, в условиях падения реальных доходов потребителей спрос на старые автомобили растет с каждым годом. В стране миллионы людей, которым нужен автомобиль, но не хватает денег на новый, и единственная альтернатива для них - это покупка старой машины за 200–300 тыс. рублей. Только в прошлом году более 2,65 млн россиян купили себе машины старше 10 лет. В результате доля таких автомобилей на вторичном рынке впервые превысила отметку в 50%, констатируют в агентстве «Автостат». Для сравнения: до 2014 года она составляла около 40%, а в кризисные 2015–2016 годы выросла до 44–45%.

Как считает директор по продажам «Авилон-Трейд» Антон Демкин, эта тенденция, прежде всего, обусловлена машин в возрасте до трех лет, поскольку многие автовладельцы увеличили сроки владения автомобилем из-за нехватки денег на смену машины.

В свою очередь в CarPrice прогнозируют, что доля автомобилей старше десяти лет продолжит расти до того момента, пока не стабилизируются цены на новые автомобили . Ведь спрос на «десятилетки» поддерживается во многом благодаря продолжающемуся удорожанию новых машин, которое подтягивает за собой и цены на свежую вторичку.

Корейский прорыв

Между тем марочная структура продаж новых машин за последние годы постепенно начинает влиять на расстановку сил в сегменте автомобилей с пробегом. Так, рвутся вперед корейские Hyundai и Kia , которые в прошлом году смогли обогнать по продажам подержанных машин Chevrolet и Volkswagen соответственно. И если у Hyundai впереди остались только Toyota и Nissan , которые пока сохраняют значительный отрыв, то Kia уже в этом году должна обойти Ford .

Топ-10 марок на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Марка 2017 г. Изм., %
1. Lada 1 442 975 -0,2
2. Toyota 586 528 -0,6
3. Nissan 284 587 3,1
4. Hyundai 242 116 10,1
5. Chevrolet 229 480 3,4
6. Ford 207 735 2,4
7. Kia 201 826 15,3
8. Volkswagen 201 722 6,5
9. Renault 175 812 9,5
10. Mitsubishi 160 448 -1,5
Всего 5 301 190 2,1

Улучшают позиции в рейтинге продаж и бестселлеры этих марок: Solaris по итогам 2017 года впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок с пробегом, став популярнее таких седанов, как Toyota Camry , Renault Logan и Daewoo Nexia . А Kia Rio в прошлом году оставил позади Volkswagen Passat и Mitsubishi Lancer . Кстати, Passat пока является самым продаваемым подержанным автомобилем у Volkswagen, однако уже в ближайшей перспективе этот статус займет Polo седан, реализация которого набирает обороты на вторичном рынке. Бестселлерами же среди иномарок с пробегом остаются Ford Focus и Toyota Corolla, несмотря на то что их парк уже многие годы пополняется очень слабо.

Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)

Модель 2017 г. Изм., %
1. Lada 2114 155 503 -0,8
2. Lada 2107 141 172 -3,2
3. Ford Focus 132 731 2,6
4. Lada 2110 119 413 -4,1
5. Lada 2170 105 659 6,2
6. Toyota Corolla 102 172 -1,7
7. Lada 4x4 97 475 -0,9
8. Lada 2112 88 232 -2,5
9. Lada 2115 87 374 -0,6
10. Hyundai Solaris 79 637 27,6
«Volkswagen Passat и Toyota Corolla хорошо продавались на протяжении многих лет, а также ввозились из-за рубежа уже с пробегом. Доля этих автомобилей в автопарке достаточно велика, и пока они остаются бестселлерами. Ford Focus также сохраняет лидерские позиции, завоеванные в прежние годы, во время выпуска второй генерации модели. Однако в ближайшее время рынок будет пополняться молодыми моделями бюджетного сегмента B+, и скоро именно они выйдут на первые места в структуре продаж», - комментирует Алексей Баринов.

По мнению Дениса Долматова, лидерам продаж последних лет - Hyundai Solaris и Kia Rio - нужно время, чтобы вытеснить бестселлеры конца 2000-х, но рано или поздно это произойдет.

Падение продаж новых автомобилей в России в 2016 году составило 11%. По подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ушедшем году было реализовано 1,425 млн машин — на 176 тыс. меньше по сравнению с 2015-м.

Годовой показатель мог бы немного улучшиться за счет ажиотажного предновогоднего спроса в декабре. В последний месяц года на российском рынке было продано 145 тыс. автомобилей — всего на 1% меньше, чем в декабре 2015-го. Однако многие участники рынка после успешного ноября, когда рынок впервые за долгое время вышел в плюс, ожидали более впечатляющих показателей.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года), — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг . — Это хороший результат, если сравнивать его с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».

Практически все лидеры рынка по объему продаж ушли в минус по итогам года. Так, например, Lada завершила год с результатом в 266,2 тыс. проданных машин — на 1% меньше, чем в 2015-м.

Просела на 10%, продав за 12 месяцев 145,2 тыс. автомобилей. Результат Kia оказался на 9% ниже, чем в 2015 году, — 149,5 тыс. реализованных автомобилей. Марка показала снижение на уровне 3% (117,2 тыс. продано). Компания Toyota ушла в минус на 4%, реализовав 94,5 тыс. машин, а Volkswagen ухудшил результат 2015-го на 5%, продав 74,2 тыс.

Марок, которые смогли нарастить продажи за год, не так много: ГАЗ (55,8 тыс., +9%), Skoda (55,3 тыс., +1%), УАЗ (48,8 тыс., + 1%), (42,5 тыс., +10%), Lexus (24,1 тыс., +19%) и китайский бренд Lifan (17,4 тыс., +15%). Есть положительная динамика и у нескольких других компаний, годовые объемы продаж которых исчисляются сотнями единиц.

Модели Lada сместили с пьедестала

Таким образом, впервые в истории российского авторынка иномарка возглавила годовую статистику продаж по моделям.

Последние несколько лет первенство удерживали модели Lada Kalina и Priora, затем — Grantra, которая сейчас оказалась лишь на второй строчке, хоть и с небольшим отставанием от конкурента — 87,7 тыс. единиц. Третье место в списке самых продаваемых моделей — Kia Rio, которая разошлась в количестве 87,6 тыс. единиц.

Тем не менее, как заверил «Газету.Ru» глава , в 2017 году автогигант намерен удержать занятую им 20-процентную долю рынка.

В 2017 году есть надежда на рост

В АЕБ надеются, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.

«Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году»,

— заявил глава комитета.

В рамках ежегодной пресс-конференции комитета АЕБ Шрайбер также рассказал, что основными факторами, которые позволяют делать положительные прогнозы на 2017-й, являются рост цен на нефть, рост ВВП и, конечно, господдержка рынка — продолжение хорошо зарекомендовавших себя программ по утилизации, льготному автокредитованию и трейд-ин.

При этом, по словам источников «Газеты.Ru» в ряде автокомпаний, положительную динамику в продажах действительно можно будет увидеть только в случае продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Но пока никаких точных данных об инструментах, которые планируют запустить в , нет.

«В прошлом году заместитель министра промышленности и торговли пообещал нам очень многое, но серьезная часть этих обещаний оказалась не исполнена, — отметил один из представителей автокомпаний. — Поэтому вопросов к нему и Минпромторгу очень много. Да, нам говорят, что уровень господдержки останется на прежнем уровне. Но пока это только слова, на основании которых сложно строить планы на будущее. Кроме того, нас убеждают, что льготное автокредитование себя исчерпало. Но ведь этот инструмент работает и хорошо себя показал. Зачем придумывать что-то новое только ради того, чтобы просто что-то придумать?»

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о новых инструментах стимулирования спроса, которые разрабатывает правительство, Шрайбер отметил, что слышал только названия новых программ и не знает подробностей.

«Первый автомобиль» и «машина для села» — это звучит здорово. Будем надеяться, что новые программы станут такими же эффективными»,

— добавил он. При этом Шрайбер в очередной раз посетовал на то, что соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивает определенные льготы, у большинства автопроизводителей истекает в 2019 году, а ясности с предложенным взамен этому инструменту также пока нет.

Эксперты прогноз АЕБ в целом разделяют. «Рост авторынка в 2017 году может составить 5-6% — начнется постепенное восстановление, — говорит «Газете.Ru» аналитик « » . — После четырех лет падения спроса настроения потребителей уже должны начать улучшаться».

Гендиректор агентства «Автостат» полагает, что рост авторынка может оказаться более существенным. «Все зависит от цен на нефть, это ключевой фактор. Если она будет стоить в районе 70 руб. за баррель, тогда продажи могут вырасти и на 20%, но если цены начнут падать, то авторынок вполне может не показать роста вовсе. Но это лично мой прогноз, а консолидированного мнения агентства пока не сформировалось».