Биография. От семейной фирмы до мирового гиганта: история компании Луи Рено Между двух Мировых

Луи Рено (Louis Renault, 28 февраля 1877, Париж, Франция - 24 октября 1944, Френ, Валь-де-Марн, Франция) – это имя вписано в скрижали автомобильной истории. Тем не менее, многие даже не догадываются, насколько трагично сложилась судьба основателя одной из наиболее успешных автомобильных компаний современности. И еще меньше знают, что этот концерн уже давно не принадлежит семье Рено.

Луи Рено (Louis Renault)

Детство

Родился будущий автомобильный гений в обеспеченной французской семье. Отец его владел фабрикой и торговым центром, будучи не только талантливым мастером, но также и процветающим коммерсантом. Учился в школе Луи не особенно хорошо – его увлекала только техника, из-за чего он мог днями пропадать в старом гараже.

Юность

К окончанию школы отец Луи, которого звали Альфред, пошел навстречу сыну, так как видел, что его семейное дело тот продолжать не намерен. Он познакомил Луи с Леоном Серполле – известным на тот момент конструктором паровых автомобилей. Кроме того, купил сыну старый мотор Panhard, чтобы Луи разбирался в технике далее.

Но взамен отец потребовал от Луи поступления в техническую школу для получения высшего образования. Однако сын не смог этого сделать – на экзаменах он провалился и ушел в армию.

После армии

Вернувшись домой Луи снова отправляется в гараж, а также копит деньги для приобретения De Dion-Bouton – «самодвижущегося экипажа», который и начал совершенствовать. Он упростил конструкцию, установив карданный вал и переработанную КПП, с 3-мя передачами и задним ходом.

Тем не менее, в его автомобиль не верили и он поспорил, что преодолеет на своем автомобиле одну из очень крутых улиц французской столицы, что считалось почти невероятным. Однако Луи смог ее проехать, после чего не только выиграл пари, но также продал свой автомобиль, который прозвали Voiturette («Корзина»), а еще получил 12 заказов на аналогичные авто.

Société Renault Freres

Свою фирму Луи решил создать 25 февраля 1899 года, после громкой победы в споре. Он понимал всю серьезность ситуации и предложил своим братьям – Марселю и Фернану – работать вместе с ним. Братья, имевшие опыт работы в фирме отца, взяли на себя административную и коммерческую сферы, а Луи посвятил себя конструированию. Но уже в 1903 году в автопробеге его брат Марсель погиб, а Фернан ушел из компании в 1908 году из-за серьезных проблем со здоровьем, продав свою долю акций Луи. Через год Фернан умер.

Фото: Renault A Voiturette (1898 год)

Тем временем компания процветала – к Луи сыпались сотни заказов, хотя некоторые модели стоили очень дорого. Примечательно, что в линейке имелись автомобили практически всех классов, отличавшихся кузовами, оснащением, настройками ходовой части. На 1913 год заводы Рено выпускали по 1 000 авто в месяц (очень много по тем временам), а на его предприятиях работали более 5 000 человек, включая ведущих конструкторов.

В это время Луи Рено патентует целый ряд серьезнейших изобретений. Это быстросъемные свечи, которые можно было менять оперативно, не разбирая мотор, наклонная рулевая колонка, пневматический стартер, раскладные сиденья, гидравлические и т. д.

I мировая война

В это время компания Рено проникает во все сферы – создаются авиационные двигатели, медицинские автомобили, автобусы, снаряжение и т. д. Но подлинную известность принес ему танк FT17, оказавшийся настолько удачным, что продержался на вооружении вплоть до II мировой войны.

Между войнами

Фото: Renault Reinastella (1932 год)

В этот период Луи Рено концентрируется на выпуске автомобилей класса люкс. Ими стали 3 модели – Reinastella, оснащенный 7-литровым силовым агрегатом, Nervastella, являющейся закрытым автомобилем на 5 или 7 мест, а также Vivastella, у которой задние колеса были спрятаны под колпаки, что придавало машине элегантность.

Тем не менее, после встречи с Гитлером, которая произошла в рамках проведения Берлинского автосалона, Рено отчетливо осознал неизбежность новой войны. Вернувшись во Францию, он приступил к разработке бюджетной модели, так как понимал, что люксовые машины перестанут пользоваться спросом. Этим автомобилем стал 2-дверный Juvaquatres.

II мировая война

Франция проиграла противостояние за считанные недели и была оккупирована. В результате этого мощности концерна Рено начали работать на нацистов, что и послужило причиной ненависти населения к Луи. Однако он не сотрудничал с врагом – все ключевые должности заняли выходцы из Daimler-Benz, а Луи посадили на декоративный пост зицпредседателя, не имевшего никаких полномочий.

Фото: Renault Vivaquatre (1938 год)

К тому времени Рено был уже в возрасте, а 1942 год и вовсе его сломил, после того, как он воочию увидел, что почти все его производство (порядка 80%) уничтожено в результате налетов союзных бомбардировщиков. Это проявилось в заболевании афазией – у автомагната появились нарушения в речи причиной которых были поражения участков мозга.

В 1944 году последовал его арест, после того, как Луи Рено сам пришел к властям сдаваться, хотя, всеми забытый, мог спокойно уехать. В результате его обвинили в сговоре с неприятелем, тем более что общество требовало наказать виновных, и бросили в тюрьму.

Гибель

Была и иная подоплека. Предоставив населению «козла отпущения», можно было свалить на Рено множество ошибок, совершенных влиятельными людьми и приведших к национальной катастрофе. Так что никакого расследования не велось.

В тюрьме с Рено обращались очень жестоко, постоянно избивали, постоянно водили на допросы. Известно, что промышленник был готов отдать все, лишь бы ему оставили небольшой цех, в котором он мог бы работать дальше и конструировать.

Уже в октябре 1944 года его доставили в клинику Вилль-Эврар, где врачи констатировали у Луи отбитые почки, а также проломленный череп. Он умер 24 октября 1944 года.

Смерть стала удобным поводом для власти, чтобы национализировать огромные богатства и производственные мощности «изменника». Это и было сделано всего через 3 месяца после его кончины. И только в 1967 году его сын Жан-Луи получил от правительства небольшую денежную компенсацию, однако в своих правах восстановлен не был, а его отца так и не реабилитировали.

Луи Рено вошел в историю автомобильной индустрии как гениальный инженер и промышленник, чьи изобретения навсегда изменили автопроизводство. При этом в жизни самого конструктора нашлось место не только стремительному взлету, но и сокрушительному падению.

Из «золотого мальчика» в промышленные магнаты

Рено была уготована судьба «золотого мальчика»: ему повезло родиться в семье богатого коммерсанта, сделавшего себе состояние на галантерее и дамских аксессуарах. Впрочем, Луи совершенно не интересовало делом отца: он грезил всем, что связано с техникой, и уже в 11 лет самостоятельно оборудовал свой персональный сарайчик с электролампой и кислотным аккумулятором. Пока сверстники Луи постигали науки, мальчик мечтал лишь об одном - поскорее разобраться в сложной конструкции паровой машины. Чтобы приблизить мечту, он катается на паровозе со знакомым кочегаром, а в 13 лет поступает в подмастерье к Леону Серполе, который собирал паровые автомобили.


Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин

Чуть позже, несмотря на имеющиеся опыт и рвение, Рено с треском провалит экзамены в техническую школу. Во Франции тех лет для абитуриентов-неудачников был один путь - служить родине. Казалось бы, Луи должен был расстаться с мечтой, но даже на службе он не переставал постигать инженерную науку. Из армии Рено вернулся не с пустыми руками - он приехал домой на автомобиле «Де Дион-Бутон» , который подверг глубочайшей модернизации. На его доработку обратили внимание, и Луи решил начать посторойку собственных автомобилей, пока в обычном сарае.


Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома

На Type A , а именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулем и трансмиссией с прямой передачей. Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами, не прошло и пяти лет!


Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C . Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки

Последующие успехи компании на рынке тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одерживают несколько ярких побед, и заказы начинают сыпаться в огромных количествах.


Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания

Да, именно в начале ХХ века и создавалась великая спортивная марка, которая спустя годы станет непобедимой в «Формуле-1» . А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьезный. В 1903 году в гонке погибает его брат Марсель, и Луи дает себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго, конструктор понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Роковая ошибка и возвращение к корням

До Первой мировой войны фирма весьма неплохо заработала на производстве автобусов, став фактически монополистом на французском рынке такого рода техники. Ну а потом… пришлось помогать своей стране в борьбе с врагами, и предприятие Рено переключилось на выпуск армейских грузовиков и танков. Историки не без оснований полагают, что вклад фирмы в расклад сил на Западном фронте был неоценим. Впрочем, когда война закончилась, компания быстро вернулась к истокам, наладив выпуск сразу нескольких автомобилей, сегодня причисляемых к представительскому классу. А вот про малолитражки в Renault забыли до 1938 года.


Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella , 1935 год

Следующий, 1939 год можно считать поворотным в истории как самого Луи Рено, так и его компании. На Берлинском автосалоне Рено знакомится с Адольфом Гитлером, который советует французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV . По словам самого Рено, после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешевые автомобили.


Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек

И война пришла. Фашистские войска маршировали по Парижу, а предприятия Рено перешли под контроль немцев и вновь начали выпускать военную технику. В 1944 году авиация союзников разбомбила все заводы компании, а в августе того же года Луи Рено был арестован за пособничество нацистам. Генерал Шарль де Голль не стал делать скидок на известность промышленника и разбираться в деталях. Рено был помещен в тюрьму, откуда спустя два месяца был доставлен в госпиталь с пробитой головой: 24 октября 1944 года гениальный конструктор и инженер скончался, так и не дождавшись суда. Впрочем, придуманная им малолитражка 4CV вскоре была запущена в производство, хотя впервые сошла с конвейера уже после смерти своего создателя - в 1947-м.


Установка двигателя на модель 4CV , последнюю машину Луи Рено

Покорение России

История автомобилизации нашей страны тесно связана с маркой Renault , причем началось все 110 лет назад. Да кто бы мог подумать, но уже в 1907 году в России появился первый официальный дилер Renault , и им стал никто иной, как Петр Александрович Фрезе - талантливый инженер и отец первого российского автомобиля. Акционерное общество Фрезе занималось продажей как французских автомобилей, так и созданием собственных конструкций на тех же агрегатах. Особо ко двору в прямом смысле слова автомобили Луи Рено пришлись в 1913 году, когда в парке Николая II насчитывалось целых пять Renault , которые самодержец очень любил. Во время Первой мировой войны французские грузовики возили русских солдат на передовую, а в 1916-м было создано акционерное общество «Рено Россия» с заводом в Рыбинске.

Спустя год в стране началась революция, и предприятие было национализировано, а потом и вовсе перестало существовать. Тут история французской марки в нашей стране могла бы закончиться, хотя В.И. Ленин ездил на автомобиле Renault , а в конце 1930-х французские автомобили работали в качестве такси в Москве. Тем не менее растущая в мире напряженность, Вторая мировая и передел Европы остановили сотрудничество Франции и СССР в автомобилестроении на долгие годы. Лишь в начале 1960-х французы вернулись к нам, чтобы остаться, надеемся, навсегда.

Советский автопром искал свой путь, и во многом его становлению мы также обязаны Renault . Начиная с 1970-х годов СССР и Франция заключили несколько соглашений о сотрудничестве в сфере производства автомобилей. В какой-то момент мы даже чуть не стали выпускать французские автомобили под своей маркой, но сыграла роль политическая конъюнктура, и от Парижа нам достались лишь технологии производства. Что, впрочем, тоже немало.


Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России

В 1998 году историческая справедливость была восстановлена. В Москве, на территории АЗЛК, открылся завод Renault . Это возвращение можно считать почти триумфальным, хоть и произошло оно спустя почти век. Сейчас мы с трудом представляем себе наши города без Duster, Sandero и Logan . Они стали и честными работягами, и членами семей, и одними из самых популярных в службах такси. Но французская марка решила не останавливаться на успехах своих малолитражек. Буквально недавно в России стартовали продажи нового кроссовера Koleos .

Koleos отражает новую философию бренда и его стремление быть одновременно и премиальным, и относительно доступным. Его предшественник был достаточно компактным, а вот новый автомобиль уже претендует на звание самого большого в модельном ряду. Помимо внушительных размеров, кроссовер может похвастаться целым арсеналом новейших технологий как для безопасности, так и для удобства пассажиров.

Наконец, недавно компания Renault предложила новую концепцию: . По прогнозам инженеров, полностью электрический и совершенно автономный концепт-кар Symbioz появится на дорогах к 2030 году. История продолжается!

Фото: adoc-photos / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, adoc-photos / Contributor / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Stringer / Getty Images, Apic/RETIRED / Contributor / Getty Images, Fox Photos / Stringer / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, INA / Contributor / Getty Images, Antoine Gyori - Corbis / Contributor / Getty Images

Луи Рено — изобретатель кардана, гидроамортизатора, коробки передач. Удачливый бизнесмен и локомотив автомобильной промышленности Франции. «Спаситель Франции» в Первую мировую войну и изменник родины во Вторую мировую.

Этот человек своей работой и изобретениями определил развитие автомобильной промышленности в XX веке. Многие узлы, без которых теперь трудно представить автомобиль, были изобретены Луи Рено и впервые использованы на его автомобилях. Но он был не только гениальным инженером, но и отличным бизнесменом, сделав в 30 лет первый миллион на производстве и продаже машин.

ШКОЛЬНИК

Луи Рено родился 12 сентября 1877 года. Он был младшим сыном в семье богатого потомственного галантерейщика Альфреда Рено. У семьи была своя галантерейная фабрика, магазины в Париже и Лондоне. Маленький Луи должен был продолжить дело отца, но с юных лет его интересовала исключительно техника. В 11 лет он оборудовал свою детскую электрическим освещением, а в 12 сбежал из дома, чтобы прокатиться на паровозе с целью изучения его устройства. Отец поощрял увлечения Луи. Он купил ему двигатель «Панард» для экспериментов, познакомил с Леоном Серполе — изобретателем парового автомобиля. Луи должен был поступить в престижную Высшую техническую школу, но завалил вступительные экзамены и отправился в армию.

КОНСТРУКТОР

По возвращении из армии в 1898 году Рено приобрел трицикл «Де Дион-Бутон» с двигателем мощностью 0,75 л. с. Используя его в качестве основы, он создал свой первый автомобиль: добавил к трем колесам четвертое, и, главное, снабдил экипаж новой трансмиссией собственной конструкции. Рено отказался от системы цепей и шестеренок и установил трехвальную коробку скоростей и карданный вал. Коробка передач решала важную задачу: возможность подъема по крутому склону экипажа, снабженного маломощным двигателем. Это гениальное изобретение до сих пор используется в автомобилях.

Модифицированный автомобиль Рено 24 декабря 1898 года, на спор, преодолел парижскую улицу Лепик с уклоном 13°. Луи выиграл не только 60 луидоров, он получил заказ сразу на 12 машин. Через год Рено запатентовал коробку переключения скоростей.

Луи Рено решил выпускать собственные автомобили. С помощью старших братьев Марселя и Фернана Луи в 1899 году открыл автомобильную фирму «Братья Рено». Старшие братья Рено занялись коммерческой стороной дела, а Луи полностью посвятил себя инженерной работе.

За первый год было выпущено 76 автомобилей и 15 машин продано.

АВТОГОНЩИК

Братья Рено прекрасно понимали, что самый лучший способ рекламы — это победы в автомобильных гонках, которые были чрезвычайно популярны в начале века. В своей первой гонке Париж — Трувиль Луи побеждает уже в августе 1899 года. Затем череда побед продолжается. Продажи росли. Победа в гонке Париж — Бордо принесла сразу 350 заказов.

Череда побед братьев Рено заканчивается трагически. В «кровавой гонке» Париж — Мадрид, унесшей жизни десяти гонщиков, погибает старший брат Марсель. Луи, пораженный смертью брата, прекращает участие в гонках. Но сами автомобили «Рено», под управлением других пилотов, продолжают побеждать.

БИЗНЕСМЕН

Луи принимает стратегическое решение о производстве собственных двигателей. Для серийного автомобиля «Рено Н» создается двухцилиндровый ДВС мощностью 14 л. с, а для гоночного «Рено К» — четырехцилиндровый мощностью 24 л. с. В дальнейшем фирма «Рено» будет выпускать не только автомобильные, но и авиационные двигатели.

В 1905 году «Рено» получает большой заказ на производство 250 автомобилей такси. «Рено» становится «законодателем мод» в этом виде транспорта. Такси «Рено» экспортируются в Великобританию, США, Бразилию. В 1906 году Луи становится кавалером ордена Почетного легиона.

Средний брат Фернан в 1908 году отходит от дел, а в 1909-м умирает. Луи становится единственным собственником компании. В 1911 году он посещает заводы Форда, после чего решает резко повысить производительность труда на своих предприятиях. Жесткие меры привели к массовым забастовкам рабочих в 1913 году. К этому времени на заводах Рено работало 5200 человек. Выпуск составлял около тысячи автомобилей в месяц.

«Рено» выпускает практически весь модельный ряд автопродукции на 10 базовых платформах: недорогие и представительские автомобили, такси, грузовики и автобусы.

«СПАСИТЕЛЬ НАЦИИ»

К началу Первой мировой войны «Рено» была готова выпускать технику для французской армии. Тяжелые грузовики, санитарные машины, авиамоторы и даже пушки и артиллерийские снаряды теперь сходили с конвейеров компании.

Самый известный эпизод, связанный с продукцией «Рено», произошел в сентябре 1914 года. В ходе битвы у р. Марна возникла угроза захвата Парижа. Для срочной переброски 3 тыс. солдат было мобилизовано 600 парижских таксомоторов модели «Рено» AG-1, которые ночью за два рейса успешно выполнили задачу.

Одним из символов победы Франции становится легкий танк «Рено» FT-17. Во Франции было выпущено ок. 3500 танков. Кроме того, его делали по лицензии в США и России. Конструкция оказалась настолько удачной, что FT-17 находился на вооружении Франции до начала Второй мировой войны. Он стал прототипом для создания танков в Италии, СССР и других странах.

За вклад в победу Луи получает неофициальный титул «Спасителя Нации». В 1918 году ему присваивают звание офицера ордена Почетного легиона.

МЕЖДУ ВОЙНАМИ

Война позволила компании «Рено» окончательно окрепнуть. После ее окончания Рено работает над развитием международной сети компании. В течение короткого времени открываются 31 филиал в разных странах. В 1922 году Рено запускает свой первый современный сборочный конвейер. Новые изобретения Рено, такие как барабанные тормоза и раскладные сиденья, становятся стандартом промышленности. В 1932 году он уже Великий Офицер Почетного легиона.

В 1936 году производство достигло рекордных 61 146 машин. В том же году Луи был награжден высшей наградой Франции — Большим крестом ордена Почетного легиона.

СМЕРТЬ

В июне 1940-го большая часть территории Франции, включая заводы «Рено», оказывается в руках немцев. Луи Рено отказывается оставить свое детище. Это решение привело его к гибели.

После освобождения Франции в 1944-м Луи арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами и отправлен в тюрьму Френ. Вскоре с проломленным черепом и отбитыми почками его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он скончался 24 октября 1944 года. Никакого расследования не производилось. Луи Рено похоронили в деревне Эреквиль, где у него был дом. Три месяца спустя компания «Рено» была национализирована.

Луи Рено (Louis Renault, 28 февраля 1877 — 24 октября 1944) — французский промышленник, один из основателей компании Renault (Рено).

Луи Рено родился на исходе XIX века. Сын преуспевающего мануфактурщика, делами отца он не интересовался, ни прилежанием, ни послушанием не отличался, был закоренелым прогульщиком и свободное время предпочитал проводить в механических мастерских. Доподлинно известно, что в 11 лет юное дарование электрифицировало свою комнату при помощи оригинальной батареи, у которой цинковые пластины опускались в кислоту посредством тяг, подвешенных у изголовья кровати. Годом позже любознательный школяр "зайцем" проехал на тендере локомотива экспресса Париж - Руан, изучая работу паровой машины. Об этом подвиге прослышал знаменитый конструктор дорожных паровиков Леон Серполе, пригласивший подростка поездить на его трицикле. Тот настолько проникся новыми ощущениями, что уговорил отца купить ему одноцилиндровый мотор "Рanhard", который был приспособлен для привода станков в личной мастерской Луи. Мастерская и сейчас остается одной из достопримечательностей Парижа как напоминание о том, с чего начиналась компания "Renault" - одна из самых мощных промышленных групп Франции.

Свой первый автомобиль он создал в 1898 году, вместе с двумя помощниками модифицировав автомобиль «De Dion-Bouton» с двигателем мощностью 3/4 л.с. Основными нововведениями были передача крутящего момента от двигателя через трёхскоростную коробку передач (конструкцию которой он запатентовал через год) с высшей прямой передачей и карданный вал. Эту машину он назвал «Voiturette» (Корзина).

Выиграв 24 декабря 1898 года пари с друзьями, что его машина сможет подняться вверх по склону Лепик на Монмартре, Луи Рено получил заказ на изготовление 13 подобных автомобилей. Видя коммерческий потенциал своего изобретения, он, вместе со своими двумя старшими братьями, Марселем и Фернаном, 25 февраля 1899 года основывал фирму «Société Renault Frères». Изначально управление компанией было возложено на старшего брата, Луи же взял на себя дизайн и конструкторскую работу, но с 1908 года, после ухода Фернана в отставку по состоянию здоровья, управление фирмой перешло к Луи (Марсель погиб во время автопробега Париж-Мадрид в 1903 году).

Став единственным владельцем, Луи Рено продолжил развивать компанию. Его изобретения, такие как гидравлический амортизатор и барабанный тормоз дошли до нынешних времён. С началом Первой мировой войны фирма перешла на производство необходимой для армии техники. После окончания Первой мировой войны Луи Рено был награждён Орденом Почётного Легиона. В 1918 году у Луи и его 21-летней жены родился сын — Жан-Луи.
К 1920 году фирма Рено производила широкий спектр техники: от малолитражных автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники до промышленных и судовых механизмов. В начале 20-х годов Луи реорганизовал концерн по принципу «вертикальной интеграции». Для увеличения производительности труда - ужесточил дисциплину на производстве. С 1934 года из-за снижения заработной платы, связанной с ужесточением трудовой дисциплины и экономическим спадом, начались волнения рабочих. Только вмешательство правительства в переговоры с рабочими позволило погасить конфликт. В связи с уступками рабочим у компании снизились доходы и Renault вынуждена вернуться к производству малолитражек.

C 1939 года Renault вновь стала одним из самых важных поставщиков для французской армии до падения Франции в 1940 году. Во время оккупации Франции во Второй мировой войне компания Renault оказалась под контролем немцев, и на ключевых должностях оказались люди из Daimler-Benz. После налёта союзников и уничтожения завода в марте 1942 года у Луи произошла афазия.
После освобождения Франции Луи Рено был арестован по обвинению в промышленном сотрудничестве с нацистской Германией и отправлен в тюрьму Френ, где он подвергся жестокому обращению. С проломленным черепом его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он и умер 24 октября 1944 года в возросте 67 лет. Никакого расследования не производилось. Три месяца спустя компания Renault была национализирована.

В 1967 году единственный наследник Луи, его сын Жан-Луи Рено, получил небольшую компенсацию, однако Луи официально не реабилитирован.

После национализации компании она продолжела мощно развиваться и на сегодняшний день является национальным достоянием Франции.