Как уцелеть на скользкой дороге. Упражнения на автомобиле без АВS

Один из учеников, по профессии пилот самолёта, сказал: «Не оставляйте полёты на конец осени, женщин на конец жизни, а тормоза на конец полосы».

Умение правильно тормозить особенно актуально при управлении автомобилем в сложных погодных и экстремальных условиях для вождения.

Рассмотрим некоторые виды торможения:

Принципиальной ошибкой водителей при торможении на скользкой дороге является торможение в пол. Неприемлемо так же делать какие либо резкие движения рулём и педалями газ и тормоз. Такие действия в любое время года, а особенно в зимнее, при низком коэффициенте сцепления шин с дорогой, способствует блокировке колёс, что вызывает последствии снос передней оси или занос задней оси автомобиля.

Тормозить на скользкой дороге водитель должен только импульсно (ступенчато или прерывисто). Такой метод торможения позволяет притормаживать ДО кратковременной блокировки колёс, не вызывая занос автомобиля. С точки зрения физики движения, преимущество импульсных методов торможения состоит в том, что вес автомобиля перераспределяется менее интенсивнее, в результате чего суммарное сцепление зимних автомобильных шин с дорогой (пятно контакта шин с дорогой) увеличивается, поэтому автомобиль на скользкой дороге становится более устойчивым.

При достаточном месте для торможения можно так же использовать комбинированный метод, то есть одновременно с торможением включать пониженные передачи. Однако, в этом случае очень важно не перекрутить двигатель (включить передачу при соответствующем скоростном диапазоне), так как избыточная тяга на ведущих колёсах так же может привести к потере устойчивости автомобиля.

И так, как правильно тормозить зимой? Левая нога должна находится на подставке (как для автомобиля с механической коробкой переключения передач, так и для автомата), ремень пристёгнут – так мы чувствуем поведение автомобиля и его управляемость. Правая нога – пятка на пол, носком притормаживаем. Прерывистое торможение – прилагаем дозированное усилие на педаль тормоза. Ступенчатое торможение – постепенно увеличиваем тормозное усилие до полной остановки, завершающее усилие сопровождается выключением сцепления. Метод комбинированного торможения – притормаживаем до включения соответствующей пониженной передачи, при этом очень важно не перекрутить двигатель!

Рассмотрим некоторые ситуации на дороге, и каким образом необходимо действовать во избежание аварийной ситуации.

Торможение на светофорах, перед пешеходными переходами.

Необходимо помнить, что именно на этих участках и перед ними дорога может быть особенно скользкой из-за постоянного притормаживания транспортных средств. Тормозить необходимо заблаговременно импульсно или комбинированно. Не стараемся сразу же начать движение: на светофоре кто-то может ещё заканчивать проезд перекрёстка, даже на красный сигнал светофора; на пешеходном переходе нужно быть дважды аккуратным, даже прошедший дорогу пешеход может неожиданно споткнуться и упасть.

Торможение в потоке, в заторах.

Так же тормозим заблаговременно (ступенчато, прерывисто или комбинированно), а именно: необходимо смотреть в перспективу дорожного потока и начинать тормозить, когда тормозят далеко впереди вас (третий, четвёртый автомобиль, как можно дальше) – в случае необходимости это поможет увеличить дистанцию для беспрепятственной остановки автомобиля.

Движение по обледенелым спускам.

Двигаться необходимо только с включённым сцеплением, иначе автомобиль может потерять устойчивость.

Действия водителя при неожиданном появлении препятствия на скользкой дороге

Как мы уже говорили ранее самый эффективный метод, который позволяет остановиться на меньшем участке пути – импульсный. Однако применение даже этого метода требует оценки дорожной ситуации. Ведь, если на дороге появился какой либо предмет, возможно, его лучше объехать, предварительно осмотревшись в зеркала заднего вида.

Tags: Как, правильно, тормозить, на, скользкой, дороге

Торможение на скользкой дороге

КАК ПРАВИЛЬ ТОРМОЗИТЬ НА МЕХАНИКЕ? | Автор топика: Andrey

КАК ПРАВИЛЬНО ТОРМОЗИТЬ

Далеко не каждый начинающий водитель знает как правильно тормозить на автомобиле. Для того чтобы затормозить на машине с автоматической коробкой передач нужно просто нажимать педаль тормоза. Но, обычно вождение в автошколах и экзамены в ГАИ сдают на автомобилях с механической коробкой передач. На таких авто тормозить немного сложнее.

Как правильно тормозить

Если вы хотите затормозить на механике и полностью остановиться, вот самый безопасный способ торможения особенно на спусках, мокрой дороге и в гололед: отпустить газ, затем плавно нажать тормоз и перед самой остановкой выжать сцепление чтобы не заглохнуть. Далее переключаемся на нейтралку и отпускаем педали. Есть еще один способ. Способ для торможения в хорошую погоду на ровной дороге: сперва надо полностью отпустить газ, выжать сцепление до упора левой ногой, а затем плавно нажимать на педаль тормоза правой ногой до полной остановки. После того как машина полностью остановилась, переключитесь на нейтралку и только после этого отпустите педали тормоза и сцепления. Педаль газа всегда лучше отпускать плавно, не бросать. Если вы планируете покинуть автомобиль, пусть даже на несколько минут, то обязательно стоит его поставить на стояночный тормоз.

Как правильно притормаживать

Для того чтобы притормозить и лишь немного сбросить скорость, нужно, отпустив педаль газа, кратковременно и не сильно нажать на тормоз, при этом не трогая сцепления. Не стоит боятся, что машина заглохнет. Если вы планируете притормозить настолько, что придется переключать передачу на более низкую, то выжимать сцепление придется.

Как тормозить в гололед

Экстренное торможение в гололед имеет свои особенности, о которых знают далеко не все водители. Обычно вопрос про торможение в гололед есть в билетах на экзамене. В гололед эффективнее всего тормозить кратковременными прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.

Техника торможения на скользкой дороге - Автошкола

Jan 28, 2012 - Техника торможения на скользкой дороге. При управлении автомобилем в сложных погодных условиях очень важно уметь правильно...

Торможение - это всегда вынужденная мера, призванная быстро снизить скорость во избежание наезда или для остановки транспортного средства. Зимой увеличивается необходимость торможения, в том числе экстренного и аварийного, так как в эту пору года препятствий и помех на дороге намного больше. Тормозить на скользкой дороге очень опасно, поскольку автомобиль резко переходит от плавного движения в неконтролируемое скольжение из-за частичной или полной блокировки колес.

При резком торможении колеса блокируются и водитель теряет управление, что чревато серьезной аварией. Кстати, если резко добавить тяги, то колеса могут вообще сорваться в пробуксовку, что также приведет к несчастному случаю.

Самая распространенная ошибка водителей заключается в том, что, когда внезапно появляется препятствие, они со всей силы жмут на педаль тормоза, забывая, что под колесами не сухой асфальт, а укатанный снег или лед. В результате автомобиль начинает сносить в неожиданном направлении, он уже не слушается руля и педалей, а водителя охватывает паника.

Можно выделить два принципиально разных приема безопасного торможения зимой: торможение на автомобиле с АБС и без нее. Тормозя при наличии АБС, вы энергично нажимаете на педаль: система сделает все для того, чтобы не допустить движения автомобиля юзом. Слабое нажатие тормоза может быть расценено системой неверно, и она не включится. Как тормозить без АБС - приходится применять прерывистое или ступенчатое торможение. Подробнее мы поговорим о нем позже. А здесь скажем, что прерывистое торможение выполняется серией коротких импульсных ударов по тормозной педали, которые имитируют работу АБС. Ступенчатое торможение - то же самое, но с нарастающим усилием. Главное - не допустить блокировки колес: тормозить ровно до того момента, пока они не перестают вращаться, и сразу же отпускать педаль. При последнем тормозном импульсе, который приводит к остановке автомобиля, нужно выключить сцепление, чтобы не заглушить двигатель, и перевести рычаг КПП в нейтральное положение.

Как тормозить с АБС

Чтобы оценить, насколько покрытие скользко и получить навык того, как тормозить с АБС , проведите нехитрый тест. Для начала убедитесь, что за вами не следуют транспортные средства, а впереди есть достаточно свободного места. Затем несколько раз, слегка разогнавшись (примерно до 20-30 км/ч), резко нажмите на педаль тормоза. Если ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной системой (АБС, она же АВ8), а под колесами будет скользко, машина пойдет юзом, практически не слушаясь руля и неактивно замедляясь. Если же машина оснащена АБС, то на скользком покрытии педаль тормоза будет потрескивать и вибрировать. Это говорит о том, что колеса имеют низкий коэффициент сцепления с дорожным покрытием. На той же невысокой скорости можно резко повернуть руль в сторону и сразу же вернуть его в исходное положение. Если автомобиль последовал за рулем, значит, сцепление с дорогой уверенное, а если отреагировал с опозданием или не отреагировал вообще, то на дороге лед. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.

Как правильно тормозить с АБС на механике

Старайтесь меньше использовать рабочую тормозную систему, особенно на поворотах. Чаще применяйте торможение двигателем - движение без подачи топлива на одной передаче. В таком случае вы полностью устраните блокировку колес и потерю управления, поскольку даже кратковременная остановка вращения колес в повороте может обернуться разворотом или вылетом за пределы дорожного полотна.

Из этого совета вытекает следующий: никогда не тормозите на снегу или льду с выключенным сцеплением. Такими действиями вы лишаете колеса силовой связи с двигателем, а себя - возможности влиять на замедление и ускорение.

Двигаясь в городе, где транспортные потоки довольно плотные, тормозите осмотрительно, обращая внимание на ситуацию позади вас. Не забывайте почаще поглядывать в зеркала заднего вида. Если ваш автомобиль обут в шипованные покрышки, всегда помните о том, что на чистом асфальте тормозной путь увеличивается в 1,2-1,5 раза по сравнению с нешипованной резиной.

Перед светофорами и пешеходными переходами покрытие, как правило, более скользкое, так как в таких местах оно отшлифовывается частыми торможениями других автомобилей. Это также необходимо иметь в виду, рассчитывая тормозной путь.

На шоссе соблюдайте дистанцию до лидера. Опять же принимайте во внимание возможную разницу в шинах ваших автомобилей: если впереди идущее транспортное средство едет на шипованных колесах, то на гололеде его тормозной путь короче вашего, если у вас шипов нет. Желательно даже смотреть чудь дальше вперед, чтобы видеть третью-четвертую машину от вас и начинать постепенно притормаживать уже тогда, когда загораются их стоп-сигналы.

С наступлением зимы напряженность на дорогах существенно возрастает, поскольку двигаться по заснеженной и местами обледенелой дороге в «летнем» режиме уже невозможно, а быстро изменить стиль вождения получается далеко не у каждого автовладельца. Ввиду отсутствия постоянного и качественного сцепления колес с дорожным покрытием, торможение, особенно в экстренных ситуациях, может привести к потере контроля над транспортным средством. Поэтому с наступлением холодов следует как минимум сменить агрессивный стиль вождения на более спокойный.

Опытные автовладельцы с многолетним стажем именно так и поступают, начинающие же учатся на своих ошибках. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно на скользкой и обледенелой дороге, необходима постоянная практика, поскольку все вместе взятые теоретические советы не позволят обрести требуемый опыт, чувствовать автомобиль, интуитивно чувствовать приближающуюся опасность. При этом следует понимать, что несмотря на оснащение современных автомобилей разнообразными системами, помогающими в управлении, к примеру, ABS, слепо рассчитывать на них не следует.

ABS - помощь или помеха на льду

Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты - это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.

При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:

Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.

Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS

Перед тем как разбираться с вопросом - как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:

  • соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
  • резина должна соответствовать сезону - необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
  • избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
  • не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.

Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:


Внимание! Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности - торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно.

Как правильно тормозить зимой на механике

При торможении в зимнее время, когда дорога обледенелая или заснежена, необходимо понимать, что тормозной путь существенно увеличивается, и мероприятия по остановке автомобиля следует начинать заблаговременно. Наиболее оптимально использовать комбинированный способ торможения, то есть помимо педали тормоза, следует использовать коробку передач, особенно если позволяет дистанция. Такое торможение включает в себя не только нажатие на педаль тормоза, но и переход на пониженные передачи.

Но следует понимать, что понижать передачи следует постепенно, при соответствующих показателях на спидометре - если резко перейти на низкую передачу, когда скорость авто высока, есть вероятность «сбить» двигатель, что приведет к полной потере управляемости. Зимой необходимо полностью забыть о такой технике торможения, как «педаль в пол». Это не только неэффективно, но и опасно, поскольку при блокировке колес управление автомобилем становится практически невозможным.

Чтобы знать, как тормозить на льду, если автомобиль не оборудован АБС, следует вспомнить, как эта система работает. Достаточно часто и прерывисто нажимать на тормоз, когда требуется быстро снизить скорость, чтобы избежать потери управляемости и притормозить. Находясь на скользкой дороге очень важно сохранять спокойствие и избегать резких нажатий на педаль тормоза и движений рулевым колесом, помня о том, что такие действия в большинстве случаев способствуют потере контроля над автомобилем.

Особое внимание сложным участкам дороги

Если движение происходит преимущественно в городской черте, особую внимательность необходимо соблюдать на перекрестках. Они представляют повышенную опасность даже в летний период, зимой же риск ДТП здесь многократно повышается. Чтобы правильно тормозить с АБС зимой, процесс необходимо начинать за несколько десятков метров до самого перекрестка. Достаточно слегка нажать на педаль тормоза, позволив все остальное сделать АБС.

Важно! Если машина тормозит рывками не стоит паниковать - это нормальное явление, и любые действия водителя в этот момент могут помешать быстрой остановке.

На перекрестах соблюдать особую аккуратность необходимо не только в момент остановки. Не следует стремиться стартовать одним из первых, едва красный начнет мигать. Другие участники дорожного движения могут запросто не успеть закончить маневр и полностью прекратить движение, особенно, если их автомобиль не оснащен АБС.

В зимнее время, в отличие от летнего, показатель сцепления шин с дорогой существенно меньше, в результате мороженого асфальта, гололеда и снега. Поэтому зимнее торможение очень отличается от летнего. Об этом далее в статье.

В первую очередь следует отметить, что одно из наиболее главных требований правильного торможения в условиях гололеда — выбор автомобилистом «зимней» скорости езды. Как правило, с наступлением зимы опытные водители автоматическим образом переходят на более спокойную манеру движения, которая основывается на снижении средней скорости езды и на увеличении дистанции с окружающими автомобилями. Кроме того, большинство автовладельцев переходит на специальный метод управления автомобилем.

Что касается водителей с небольшим стажем, то они постепенно нарабатывают опыт, анализируя все недостатки собственной манеры вождения и учась на своих ошибках. Другими словами, чтобы научиться уверенно себя чувствовать на покрытом льдом дорожному полотну, необходимо постоянно совершенствовать свою водительскую технику, вне зависимости от срока пребывания за рулем автомобиля.

Автомобиль без АВS, техника торможения авто без ABS, как отработать технику прерывистого торможения

Если ваше авто не оборудовано механизмом автоблокировки колес, а вы сами являетесь автомобилистом-новичком — будьте более внимательны и научитесь «прислушиваться» к поведению своего автомобиля. Тут нужно отметить способность различать специфический звук блокируемых колес во время нажатия на педаль тормоза. Данный звук сигнализирует водителю, что управление транспортом выходит из-под контроля, а машине будет сложно остановиться — вспомните принцип детских санок, которые будут катиться с горки, пока у них на пути не появится какое-либо препятствие.

Чтобы дело не дошло до столкновения с препятствием, при появлении специфического звука необходимо отпустить педаль тормоза с целью разблокировки колес — в таком случае контроль над управлением вновь перейдет к водителю с помощью силы инерции. Чтобы подобная ситуация в дальнейшем не повторилась, водителю необходимо отрабатывать специальную технику т. н. прерывистого торможения, которая достигается посредством частого и недолгого нажатия на тормозную педаль. В данной ситуации торможение на льду удобно тем, что транспорт снизит скорость, но колеса не заблокируются, что позволит машине не только затормозить правильно, но и не отойти от выбранной траектории езды.

Ошибка водителя, почему в гололед нельзя делать резких движений ни рулем, ни педалями тормоза и газа

Самая главная ошибка водителя — торможение на льду методом «в пол». Любые резкие движения — педалями газа и тормоза или рулем — вообще категорически не рекомендованы в период гололеда, когда коэффициент сцепления шин с дорогой очень низок. Во время резких движений на скользком дорожном покрытии, колеса неминуемо блокируются, что приводит к заносам передней или задней осей автомашины. Поэтому, как уже было сказано выше, тормозить следует ступенчато и прерывисто — тогда автомобиль притормозит еще до того, как заблокируются колеса, а вы, таким образом, сможете избежать заноса.

Комбинированный способ торможения зимой

Если место для торможения достаточно обширное, можно применить т. н. комбинированный метод торможения в зимнее время, который основывается на включении понижения передачи и торможения одновременно. При применении данного способа главное — не сбить мотор, для чего следует включать передачи лишь при соответствующем им интервале скорости, чтобы чрезмерная тяга, которая направлена на ведущие колеса, не смогла помешать устойчивости авто.

Торможение с ABS, техника торможения

К сожалению, антиблокировочная система автомашины не всегда совершенна — в особенности ее первые вариации. Владельцы автомобилей, оборудованных ABS, должны помнить, что тормозной путь их автомобилей, в некоторых случаях, способен стать даже длиннее, чем на авто без антиблокировочной системы.

Компьютерные «мозги» ABS предназначены для считывания и анализа колесных тормозных импульсов, чтобы у системы была возможность уравновешивать колеса, когда одно из них блокируется. Однако на скользких участках данная система «не может понять», каким образом ей действовать, с чем связана чрезмерная длина тормозного пути. Несомненно, более современные ABS, как правило, не имеют таких проблем, а в экстренной ситуации с помощью работы системы можно остановится вовремя, а также «дотянуть» еще некоторое время на не заблокированных колесах, чтоб разминуться с препятствием.

Чтобы в зимнее время правильно затормозить на автомобиле, который оснащен антиблокировочной системой, необходимо сильно надавить на педаль тормоза и выжать сцепление. В данном случае ABS начнет самостоятельно тормозить, но блокировка колес не будет производиться. Данный способ следует усовершенствовать на специальной учебной площадке, чтобы идеально изучить поведение вашего авто при экстренном торможении на льду.

Торможение двигателем, техника торможения

В зимнее время торможение мотором является одним из наиболее полезных профилактических навыков водителя на льду, которое дает возможность избежать заноса. Чтобы выполнить данное торможение, отпустите педаль газа, когда сцепление включено на конкретной передаче. В данном случае подача топливной смеси к мотору прекратится, но крутящий момент он будет получать с помощью трансмиссии. Другими словами, двигатель будет тормозить трансмиссию, потребляя энергию, и, как результат — затормаживать и колеса. С помощью силы инерции, передние колеса приобретут дополнительный вес и, соответственно, повысится устойчивость автомобиля в целом.

Тормозные колодки не будут блокировать колеса, в отличие от влияния на них рабочей тормозной системы. Тормозящее усилие, при помощи дифференциала, распределится на все ведущие колеса авто. Именно поэтому торможение мотором в зимнее время так распространено среди автомобилистов в виде профилактической меры безопасности на мокром или скользком дорожном покрытии.

В общем торможение мотором должно происходить по конкретной схеме, во избежание возможной поломки либо быстрого износа элементов синхронизаторов. Требуемый порядок действий должен досконально знать каждый водитель, особенно новичок.

  1. В первую очередь необходимо отпустить педаль акселератора.
  2. Далее водитель должен выжать педаль сцепления, после чего выключить повышенную передачу.
  3. Затем следует, не включая передачу, отпустить сцепление.
  4. Теперь выжимаем сцепление и включаем пониженную передачу.
  5. На заключительном этапе отпускаем сцепление.

Если четко следовать вышеописанной инструкции, то можно не только избежать вероятного вреда для синхронизаторов, а и существенно повысить уровень безопасности в процессе торможения мотором.

Улучшать такой метод торможения сначала следует на учебной площадке, а применять его на дороге лишь тогда, когда он уже досконально освоен. Еще одно преимущество этого способа — у водителя есть возможность лучше изучить поведение своего автомобиля и получить четкое представление о его остановочном пути.

Советы профи, как избежать неприятных ситуаций на дороге зимой

При торможении на пешеходном переходе, автомобилист должен помнить, что дорога на данных участках, как правило, более скользкая, чем на других участках дорожного полотна. Это обусловлено тем, что именно здесь чаще всего притормаживает разнообразный транспорт. Тормозить на светофорах рекомендовано импульсно либо комбинированно — причем действовать нужно заранее. Стартовать тоже лучше не сразу, так как другие автомобили к данному моменту могут еще не закончить преодоление перекрестка, даже несмотря на красный свет светофора. В особенности нужно быть внимательным на пешеходных переходах, где существует вероятность падения пешехода, что также представляет на зимней дороге серьезную опасность.

Кроме того, будьте предельно внимательны в потоках и заторах, в данном случае следует тормозить комбинированным, ступенчатым или прерывистым способом. Важно начинать тормозить уже тогда, когда находящиеся далеко впереди машины начинают торможение (третий — пятый автомобиль). Данные меры предосторожности дадут возможность увеличить расстояние для безопасной остановки авто при необходимости.

Что такое экстренное торможение?

Дню жестянщика посвящается:)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги...

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)

Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги с незначительным уклоном и последующим поворотом под 90 градусов.

По закону подлости именно в этом месте в тот вечер проезжую часть не присыпали реагентом, а блестящий мокрый асфальт под колесами на поверку оказался замерзшим. К тому же, ледяная поверхность уклона перед поворотом была отполирована ранее проехавшими автомобилями, от чего скользила еще больше.

Но узнала об этом Маша позже, когда на этой самой горке по привычке стала снижать скорость плавно нажимая на тормоз. Машина чуть замедлилась, но несмотря на шипованную резину останавливаться не думала. Маша еще больше вдавила среднюю педаль. Не помогает. А тут как на зло еще и поворот. И что за наваждение! Машина предательски ехала прямо, несмотря на выкрученный в сторону руль…

Это была первая Машина экстремальная ситуация на льду, т.к. зимой она еще не ездила.
До своего дома моя знакомая в тот вечер все же доехала, но уже с ободранным передним бампером, примятым крылом и разбитой фарой. А одиноко стоящий в конце поворота столб, был небрежно помечен ссадиной серебристого цвета.

«Я же знала, как нужно правильно тормозить!» - повторяла она вновь и вновь...

Скрыть...

Как правильно тормозить в критической ситуации?

Иногда ситуация на дороге меняется настолько внезапно, что у водителя не остается другого выбора, кроме как «ударить по тормозам». При этом случается, что из-за неправильных действий педалью тормоза автомобиль все же достает до препятствия. И все слышат «БА-А-АМС»:(

Экстренное торможение - это как вы наверно догадались не что иное, как резкое, аварийное торможение, применяемое для максимального замедления автомобиля.

Справка

При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).

Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением.

ABS (англ. Anti-lock breaking system - антиблокировочная система) - сложная электронно-механическая система, предотвращающая блокировку (юз) колес транспортного средства при торможении. Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд. Наличие ABS можно распознать также по очень легкой и чувствительной педали тормоза.

Часто на авто без АВ S к ужасающим последствиям приводит первичный рефлекс любого неподготовленного человека в критической ситуации давить что есть мочи на тормозную педаль.

Именно с этого врожденного рефлекса водителя, который унес множество человеческих жизней, мы и начнем наше знакомство с основными правилами торможения.

Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к данной статье со всей серьезностью. А если нужно, (а скорее всего нужно), то проверьте наличие у себя именно правильных навыков работы тормозной педалью. для их отработки приведены в конце статьи.

Правила работы тормозной педалью при экстренном торможении довольно сильно отличаются в зависимости от наличия или отсутствия в вашем автомобиле электронного помощника ABS. Вы можете не загружать себя лишней информацией и далее внимательно ознакомиться только с подходящими для вас разделами этой статьи.

(выделены темно-синим шрифтом).

Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS

Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик:)

На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно:) Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).

Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит - это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки.
________
* - Для правильной работы системы ABS при экстренном торможении рекомендуется нажимать именно две перечисленные педали одновременно, исключая двигатель от процесса торможения.

Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.

От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!

Плюсы АВS при экстренном торможении:

  • в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
  • авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
  • в повороте при таком торможении машина не уходит в занос* или снос;
  • от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).

_________
* - Если занос возник не из-за торможения, то ABS будет бессильна. (Например, часто причиной заноса в повороте является неправильно выбранная скорость и последующий чрезмерный доворот руля и др.). Поворот очень неподходящее место для торможения вне зависимости от оборудования вашего автомобиля.

Внимание!
Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!

За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.

Как работает АВS? Основной принцип работы

Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*.
Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.

Задача АВS - обеспечить торможение на грани блокировки колес, тем самым, сохраняя управляемость автомобиля.

_________
* - сложный алгоритм работы электроники антиблокировочной системы также наверняка предусматривает ее срабатывание и без остановки колес, но на сухом асфальте в результате ее работы почти всегда можно обнаружить штрихи кратковременного юза (блокировки) колес.

Недостатки (минусы) ABS

Иметь на борту ABS - здорово, но на всякий случай знайте и помните про минусы подобной системы, т.к. некоторые из них значительны.

1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.

Связано это с тем, что на неровных участках «подпрыгнувшее» колесо блокируется намного раньше, чем при торможении на ровной дороге. Именно в этот момент, когда колесо на подлете и имеет минимальное сцепление с дорогой, ABS подает команду на приотпускание тормозных колодок. Но дальше, когда колесо приземляется, его сцепление с дорогой увеличивается, а сила торможения уже неоптимальна - уменьшена электроникой.

На неровных участках дорог вариантов противодействия данному недостатку немного: снижаем скорость до подобного участка либо - после (на ровном покрытии). Безопасная дистанция - само собой разумеющееся условие.

Можно ли при неудовлетворительной работе ABS применять импульсное торможение?
А вот здесь мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что прерывистые нажатия педали тормоза на подобных авто положительного результата не принесут, другие это допускают, но утверждают, что ABS старого поколения при этом будут реагировать только на полное отпускание педали тормоза. Выигрыш в тормозном пути в таком случае остается довольно сомнительным. Как проверить? Наверно только практически на конкретном автомобиле. Я на своем пока не проверял:) Так что вопрос остается открытым.

2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт - лед - асфальт - снег - лужа.

На более скользком покрытии колеса блокируются раньше, что приводит к чрезмерному приотпусканию тормозных колодок и на последующем участке. Иными словами, ABS в данном случае не может быстро реагировать и подбирать для конкретного малого участка дороги оптимальное тормозное усилие. Несомненно, это приводит к увеличению тормозного пути.

Меры борьбы те же - увеличенная дистанция, а, в идеале, снижение скорости до подобного участка.

3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).

На подобных покрытиях при торможении юзом перед колесом нагребается утрамбованный «валик», например, из того же снега, который остановит колесо быстрее, возникает так называемый эффект плуга. Т.е. на рыхлых поверхностях эффективнее тормозить юзом.

4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!

Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.

Т.е., например, зимой на обледенелом съезде в подземную парковку вы применили торможение «в пол». Машина с пульсирующей ABS продолжает медленно и верно скатываться с горки и до конца останавливаться не желает. Такое может произойти именно на скользких уклонах*.

Как быть? А вот здесь я даже и не знаю какой можно придумать выход. Ручник? Возможно. Прерывистое торможение? Может быть... На авто с АКПП в подобных ситуациях думаю что предпочтительнее тормозить на «Нейтрале» (режиме «N»). Слава Богу, что подобные условия встречаются не часто.

5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!

Обычно на дорогих автомобилях антиблокировочные системы «умнее», да там и электронных помощников побольше будет. На бюджетных же авто их результативность
за последние годы хоть значительно и возросла, но все же на отдельных покрытиях, особенно заснеженных, их показатели не идеальны.

Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.

Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Продолжение)

Давайте вернемся к описанному вначале случаю с Машей. Вы наверняка догадались, что автомобиль у нашей героини был без АБС. И, что самое интересное, Маша теоретически отлично знала, как правильно тормозить на скользком покрытии. Она с легкостью практически без ошибок решала экзаменационные билеты и уже неоднократно слышала про прерывистое торможение.

Но летом во время обучения вождению ей никто не привил этот жизненно важный для зимней, и не только для зимней, езды навык.

Что уж там говорить… Даже водители со стажем за лето отвыкают от зимней манеры вождения и часто утрачивают необходимые навыки торможения на скользком покрытии!

Скрыть...

Как экстренно тормозить на авто без АВS?

Если ваш автомобиль не имеет АВS, то вам самим придется быть подобной системой и контролировать момент блокировки колес при торможении.

Как уменьшить тормозной путь?

Каждый из нас слышал визг шин тормозящего автомобиля. И конечно же все видели черные следы на асфальте оставленные после такой остановки.
Подобное торможение с блокировкой колес неэффективно, а часто даже опасно, особенно если его применяют на скользком покрытии или на большой скорости.

Торможение блокировкой колес опасно тем, что:

  • увеличивает тормозной путь (иногда значительно);
  • практически всегда приводит к заносу автомобиля (его вращению);
  • машина при заблокированных передних колесах не реагирует на повороты руля (не управляема);
  • на повороте такое торможение приводит к сносу автомобиля (машина при этом также не управляема).

Блокировка колес может происходить не только на скользких покрытиях. Даже на сухом асфальте на относительно небольшой скорости резкое нажатие на тормоз приведет к торможению юзом, с полным набором всех негативных последствий.

При торможении подобным способом покрышка колеса при трении с поверхностью дороги нагревается до такой степени, что начинает плавиться и даже гореть. Языков пламени, конечно, вы не увидите - не те скорости - а вот дым запросто.

Понятное дело, что на плавящейся, как сыр в духовке, резине особо эффективно не остановишься. При торможении юзом на льду или укатанном снеге в точке их касания с колесом обязательно возникает прослойка воды, которая почти всегда приводит к неуправляемому заносу и требует большего расстояния для остановки, чем при торможении… на грани блокировки колес.

Самое эффективное торможение - торможение на грани блокировки колес!

Что значит торможение на грани блокировки?

Это значит, что вы давите на тормоз с такой силой, которая еще позволяет прокручиваться колесам, но на грани их остановки, т.е. если нажать на педаль чуть сильнее, то колеса заблокируются (остановятся).

При торможении на грани блокировки соприкасающаяся с дорогой поверхность покрышки в каждый момент времени разная, что не дает температуре в точке касания подняться до критического уровня.

На практике поймать «грань блокировки» давя на тормоз с определенным постоянным усилием нереально. Почему? Да потому что при малейшем снижении скорости эта «грань» наступает уже при другом усилии. Поэтому опытные водители, даже сама ABS, применяет

А чтобы уметь тормозить таким образом, т.е. эффективно, нужно обязательно научиться чувствовать момент блокировки колес вне зависимости от покрытия дороги.

Признаки блокировки колеса при торможении:

  • возникла вибрация колес или ухудшилось замедление автомобиля*;
  • появился звук скребущихся по поверхности дороги покрышек или их визг;
  • возник занос автомобиля, он перестал реагировать на повороты руля (поворачивать);

__________
* - Обычно на скользком покрытии в момент блокировки особенно отчетливо ощущается ухудшение замедления. Машина сначала реагирует на торможение, а потом в какой-то момент тормоза как будто пропадают - колеса срываются в скольжение. Это и есть тот самый момент блокировки!

Как правильно тормозить на авто без ABS?
Основные способы торможения в критических ситуациях

В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов.

Резкое торможение (оно же экстренное)

Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр.

  • Сильно жмем на тормоз. Чем лучше сцепление с дорогой, тем позднее колеса перейдут в юз.

Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес.

Почувствовав блокировку колес (визг шин, появление вибрации или вдруг уменьшившееся замедление), следует тут же уменьшить нажатие на педаль тормоза* и приступить к импульсному торможению - прерывистым нажатиям на педаль.

Этим вы избежите длительного юза колес и, тем самым, устраните его негативные последствия (занос, неуправляемость, увеличение остановочного пути).
__________
* - В критической ситуации приотпустить тормозную педаль не так-то просто, как кажется, особенно если места для остановки крайне мало. Даже водители со стажем, испугавшись, подчас жмут тормоза что есть мочи. От подобных ошибочных действий защитят только практические тренировки и, как говорится, холодный расчет.

Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами.

Ступенчатое торможение

Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза. Нажимать педаль необходимо до возникновения юза, и тут же следует немного отпустить ее. Как только вы почувствовали исчезновение блокировки - снова нажать.

Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить…

  • Рулем при необходимости корректируем траекторию движения автомобиля, при этом стараясь избегать поворота руля в момент блокировки колес.

Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия.

Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали.
При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить).

Прерывистое торможение

Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт - лед - асфальт - укатанный снег и пр.

  • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза, каждый раз полностью отпуская ее. При этом нажимать на педаль следует до возникновения юза колес.

Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить…

  • В момент растормаживания колес при необходимости поворотом руля корректируем траекторию движения автомобиля (подруливаем).

Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения.

Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно.
Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и

Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.

Что делать если машину заносит?

Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.

Когда выжимать педаль сцепления?

На авто без АВS при экстренном торможении про педаль сцепления можно забыть! Да, машина при такой остановке заглохнет. Но эффективность замедления будет больше, т.к. дополнительно к торможению педалью добавляется торможение двигателем. В идеале выжимать сцепление следует непосредственно перед остановкой, а при

Нужно уметь, а не только знать! Знания в голове, а навыки в теле

Не надо думать, что после знакомства с различными способами торможения вы автоматически научились правильно тормозить на реальном автомобиле. Навык (автоматизм) вырабатывается только в процессе многочисленных тренировок (повторения одних и тех же действий).

Поэтому для получения реальных положительных результатов необходимо найти время, выбрать безопасное место и наработать правильные навыки. И время от времени восполнять (вспоминать) их, особенно перед зимним сезоном. Для подобных упражнений идеально подошла бы заледенелая площадка, т.к. именно на ней очень хорошо можно почувствовать момент блокировки колес и выработать правильные навыки остановки автомобиля. Но если таковой не имеется, то для начала подойдет даже сухой асфальт.

Все приведенные упражнения лучше выполнять на сравнительно малой скорости. Здесь главное наработать, так называемую, мышечную память.

Упражнения на автомобиле с АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте почувствовать момент срабатывания АВS, отработайте принцип «сломай педаль». Т.е. жмите на педаль тормоза что есть силы до полной остановки.

Если у вас изначально отсутствовала привычка прерывистого нажатия на педаль тормоза, то с тренировками можете не усердствовать - в экстремальной ситуации с перепугу вы будете жать на тормоза как надо.

Если же в вас сидит привычка прерывисто жать на педаль тормоза, например вы пересели с более простого автомобиля, то тут уж вам придется постараться. Нужно будет отучиться от первоначального навыка и научиться жать на тормоза с постоянным усилием не отпуская педали.

Упражнения на автомобиле без АВS

Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте избавиться от рефлекса жать на педаль что есть силы, и при первых признаках блокировки колес отработайте прерывистые ударные нажатия на педаль. Закреплять такой навык можно при любом более-менее резком торможении даже не реальной дороге.

На площадке также оттренируйте различные способы сравните разницу в замедлении при применении различных способов.

Если под колесами лед, то на малой скорости попробуйте отработать торможение при одновременном повороте руля (уход от препятствия). Сравните разницу в управляемости авто при торможении юзом.

Оборудован ли ваш автомобиль электронными помощниками или нет, в любом случае не следует забывать, что длина тормозного пути, в первую очередь, зависит от скорости движения и состояния покрытия дороги. Причем влажное покрытие увеличивает тормозной путь примерно в 1,5 раза, укатанный снег или лед в 3 - 5 раз(!).

В любом случае безопасная дистанция, скорость и своевременный прогноз опасности должен быть превыше всего!

Разведка боем. Некоторые хитрости опытных водителей.

Временами, как правило, зимой, возникает необходимость прямо на ходу удостовериться на сколько хорошо колеса цепляются за дорогу.

Самый верный и надежный способ - при движении по прямой на сравнительно небольшой скорости нажать на педаль тормоза и прочувствовать момент начала блокировки колес (срабатывание ABS). Думаю, излишне напоминать о необходимости перед этим посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в безопасности такого торможения.

Обычно при первых заморозках это самый быстрый способ определить, мокрая ли дорога под колесами или тонкая прослойка воды превратилась в лед. А такое возможно уже при температуре +3ºС за бортом. Первыми начинают леденеть мосты и эстакады, они находятся над землей и лучше обдуваются, поэтому охлаждаются быстрее.

Такими нехитрыми тренировками (начинать желательно на площадке) можно развить у себя чувство сцепления колес с различными покрытиями и попутно натренировать глазомер в определении необходимых расстояний для остановки с различных скоростей. Так сказать, наработать опыт. Но не забывайте о мерах безопасности.

Старайтесь резко не тормозить на линиях дорожной разметки, т.к. можно поскользнуться и берегитесь свежеуложенного асфальта. Тонкая битумная пленка на его поверхности "смажет" любое торможение.

Внезапно сработавшая ABS или, чего хуже, визг колес при торможении - это сигнал о допущенной вами ошибки в оценке сцепления колес с дорогой. У опытного водителя таких неожиданностей практически не бывает, как в прочем и резких торможений.

Желаю вам поменьше неожиданных ситуаций на дороге!