Рено логан ремонт и обслуживание своими руками. Руководства по эксплуатации

Иммобилайзер – это охранное устройство автомобиля. Его задача – защита транспортного средства от угона путем блокировки (разрыва) электрический цепей подачи топлива, стартера, зажигания.

Что такое автомобильный иммобилайзер?

Иммобилайзер (в отличие от стандартной охранной системы) имеет более высокую степень защиты от вероятного взлома. В нем продумана интеллектуальная система. Управление устройством производится не с большого расстояния, как это происходит в сигнализациях, а посредством «близкого» контакта – «замок-ключ». При таком способе у угонщиков нет возможности перехватить радиосигнал, который передается от брелока охранного устройства к ЭБУ.

Даже если машина вскрыта, иммобилайзер поможет предотвратить угон

Кроме этого, дорогие автомобили, которые сдаются на ремонт в неблагополучные автосервисы, часто оказываются не защищенными. Сделать «копию» с существующего брелка – дело нескольких минут. Угнать потом автомобиль не составляет труда, ведь «ключ» уже готов. Что касается иммобилайзера, то в нем электронную копию ключа сделать крайне сложно – для этого необходимо иметь под рукой мастер-карту, которой у злоумышленника нет.

Современные иммобилайзеры очень компактны. Их монтаж выполняется в скрытом для посторонних глаз месте. Если установка произведена правильно, то вычислить тип охранной системы и место ее нахождения практически невозможно. И даже это еще не все. Некоторые иммобилайзеры оборудованы функцией «защита от ограбления», способной работать без участия водителя.

Из чего состоит иммобилайзер?

Основным элементом системы является электронный блок управления. Работает он на базе микросхемы, «прошитой» под определенную программу действий (последняя активируется при попытке угона). В микросхеме вшит свой код обмена, который используется при «опросе» ключа автомобиля. Кроме этого, в схеме управления иммобилайзера есть так называемая катушка, которая осуществляет оперативное считывание информации с ключа.
Второй конструктивный элемент иммобилайзера – исполнительное устройство. В его состав входит одно или несколько электромагнитных реле. Коммутирующие устройства по команде электронного блока управления(ЭБУ) разрывают цепи сигналов, идущих к различным жизненно важным элементам машины. При необходимости возможно дополнительное включение электромагнитной системы для блокировки работы неэлектрических элементов.

Транспондер, или «метка», которая находится в ключе зажигания

Третий элемент – специальный запрограммированный чип — транспондер, который находится в каждом из ключей зажигания к конкретному автомобилю. Электронный блок авто распознает уникальный код и только после этого дает «разрешение» на заводку мотора транспортного средства.

Принцип работы иммобилайзера

Принцип работы иммобилайзера очень прост, но от этого не менее эффективен. Все происходит следующим образом. Как только хозяин машины вставляет ключ в замок зажигания, электронный блок управления автомобиля осуществляет опрос чипа ключа посредством отправки электромагнитного импульса заданной частоты. Если код, который отправляет чип, совпадает с запрограммированным кодом в блоке управления, то электрические цепи охраняемого транспортного средства не блокируются. Если же код не поступает или он неправильный, то иммобилайзер осуществляет блокировку всех основных цепей машины.

Виды иммобилайзера

На сегодня существует несколько основных видов иммобилайзера – контактные и бесконтактные. Бесконтактные различаются по радиусу – они бывают малого радиуса действия и большого радиуса действия.

Принцип работы иммобилайзера контактного типа

Один из вариантов контактного иммобилайзера. Только место ключа к сканеру прикладывается палец

Иммобилайзеры контактного типа управляются при помощи ключа, который прикладывается к ответной части замка или вставляется в специальное отверстие. Такой тип устройства применяется все реже. Причина – низкая надежность, ведь грамотный прекрасно знает место установки устройства и может воспользоваться данной информацией.

Принцип работы иммобилайзера бесконтактного типа

Бесконтактный иммобилайзер может управляться с помощью брелка

Иммобилайзеры бесконтактного типа имеют приемную антенну, которая спрятана в обшивке салона. Управление системой осуществляется от карточки или брелка (могут быть различные варианты). Такие транспондеры в народе называются «метками». Отличительная особенность иммобилайзеров бесконтактного типа – их скрытость от глаз злоумышленников, которые могут и не знать о существовании охранной системы.

Как уже упоминалось, бесконтактные иммобилайзеры могут иметь различную зону действия (зависит от мощности антенны). Устройства малого радиуса будут работать только в случае приближения ключа к приемнику на расстоянии ближе 10 см. Водителю при посадке в машину необходимо подвести транспондер к антенне внутри салона, чтобы снять систему с охраны и разблокировать все цепи.

Иммобилайзеры с большим радиусом действия могут работать на расстоянии до двух метров. Водителю в этом случае проще, ведь он никуда не должен подносить «метку» — брелок сам посылает нужный сигнал и производит разблокировку всех систем. Самое главное, что передаваемые каналы являются кодированными, поэтому перехватить их крайне сложно.

Как работает система управления иммобилайзера

В каждом виде иммобилайзера может быть своя система управления. К примеру, в контактных моделях охранных систем управление осуществляется путем замыкания одной или нескольких контактных групп посредством секретного ключа (кода). Отключение такого иммобилайзера происходит после открытия замка или замыкания контактных групп вручную.

Еще один вариант управления – цифровой набор кода (для этого предусмотрена специальная клавиатура). Но у таких систем есть слабое место: злоумышленник может подсмотреть защитный код и воспользоваться полученными знаниями при угоне автомобиля.

В иммобилайзерах нового типа применяются современные технологии, которые практически исключают взлом. Особой популярностью пользуется система бесконтактного (транспондерного) управления. Отличительная особенность таких устройств – отсутствие своего источника питания и, соответственно, малая дальность работы. Принцип работы бесконтактного иммобилайзера прост — электронный чип в брелке ключа получает сигнал от основного блока автомобиля и дает свой ответ (код). Если он совпадает с тем, что «прошит» в системе, автомобиль можно заводить.

Более надежными считаются криптотранспондеры, которые при каждом посыле сигнала генерируют новые кода. Кодовая комбинация состоит из 32-х цифр, и она постоянно меняется, поэтому перехватить сигнал и расшифровать его злоумышленнику не удастся.

Набирает популярности технология DID, задача которой надежная защита метки от электронного взлома. Система особенна тем, что распознавание кода осуществляется по довольно сложной системе. Метка получает сигнал, что она находится в зоне действия системы. После этого ЭБУ отправляет случайный код, который метка принимает и отправляет обратно (по секретному алгоритму, конечно). Только после анализа поступающего на ЭБУ кода машина снимается с охраны. Такая система уникальна, ведь с кода невозможно сделать «копию» — он постоянно меняется.
Еще одна современная технология – Bluetooth, которая гарантирует постоянную радиосвязь между устройствами. Информация надежно шифруется, и расшифровать отправляемые сигналы может только та система, которой сигнал адресован.

Как происходит блокировка электрических цепей с помощью иммобилайзера

Блокировка той или иной цепи авто осуществляется посредством специальных реле, которые бывают различных видов – аналоговые и более продвинутые – цифровые. Передача блокирующего сигнала может осуществляться по проводу и посредством радиосигнала. При этом сам цифровой сигнал, передающийся к реле-блокиратору от иммобилайзера, бывает двух видов – статический и динамический. Первый вид подразумевает передачу одного неизменного кода от брелока к реле. Второй вид – более надежный, ведь он с каждым новым посылом меняется. В случае передачи блокирующего сигнала по проводу отключение иммобилайзера упрощено, можно просто отрезеть провод. При передаче сигнала через радио отключение иммобилайзера более проблематично, сигнал надо перехватить и расшифровать, либо найти передатчик.

Можно ли отключить иммобилайзер?

Иногда возникает ситуация, когда для завода двигателя необходимо отключить штатный иммобилайзер (к примеру, при потере ключа). Сделать это можно в ЭБУ автомобиля. В большинстве случаев достаточно отрезать провод, который идет от иммобилайзера к блоку управления, или же отключить физически, запретив ЭБУ делать опрос иммобилайзера. Есть вариант отключения охранной системы посредством установки в ЭБУ специального эмулятора, который вносит корректировки в управление электрическими цепями.

Есть автомобили, в которых аккуратно отключить иммобилайзер не получится. При попытке это сделать велика вероятность нарушения работы многих систем автомобиля. В этом случае придется полностью менять систему и заново ее программировать.

Чем отличаются штатные иммобилайзеры от дорогих?

Штатные иммобилайзеры оснащены контактными реле блокировки, управление которых осуществляется по штатной проводке, что само по себе очень ненадежно. Штатные иммобилайзеры плохо продуманы. Основные цепи авто блокируются только через 10-15 секунд после отключения зажигания, чего может хватить угонщику.
В более дорогих устройствах иммобилайзер может похвастаться большей надежностью. Система распознает по сигналу, посылаемому от брелка, что за руль сел владелец. Только после проверки всех данных дается добро за запуск двигателя. Если же за рулем окажется не владелец ТС, то активируется сирена и блокируются все жизненно важные системы. Кроме этого, современные иммобилайзеры снабжены специальным антиразбойным алгоритмом, который может защитить от угона при остановке на светофоре (что также часто случается).

Дорогие иммобилайзеры имеют большую функциональность, они блокируют большее количество цепей и самое главное – такие системы гораздо сложнее взломать чем штатные иммобилайзеры.

Как можно «усилить» штатный иммобилайзер?

Иммобилайзер – это надежный защитник автомобиля. Но многие угонщики научились с ним «работать» и взламывать, поэтому не лишним будет предусмотреть дополнительную защиту. К примеру, на контроллер устройства можно установить металлический кожух, который закроет доступ злоумышленнику к блоку управления и разъему. К диагностическому разъему (на цепь шины) можно подключить дополнительную блокировку с действием от стороннего устройства. Кроме этого, не лишним будет предусмотреть блокировку в разрыв штатной считывающей антенны.

Еще один вариант защиты – установка дополнительного замка на капот. Это необходимо, ведь беспроводное реле часто ставится именно в двигательном отсеке. Злоумышленник, когда не может добраться до ЭБУ, может попытаться получить доступ к реле блокировки. Наличие же дополнительного замка может оказаться как нельзя кстати.

Его задача – это блокировка запуска двигателя до момента получения разрешающего сигнала (валидации). В роли же источника сигнала могут выступать различные устройства – цифровая клавиатура, контактная метка наподобие домофонного ключа, однако сейчас де-факто стандартом для иммобилайзеров стали носимые радиометки небольшого радиуса действия. Это неудивительно, так как в любой системе безопасности самым уязвимым местом остается сам хозяин автомобиля: чем больше действий нужно совершать для снятия/постановки на охрану, тем больше вероятность того, что при короткой отлучке они не будут выполнены. С радиометками же никаких действий предпринимать не нужно вовсе, и это максимально удобно.

Что такое иммобилайзер и принцип его работы

Иммобилайзер не обязательно должен представлять собой отдельное устройство – высокого уровня также предлагают подобный функционал. В этом случае методом валидации могут быть:

  • ввод секретного кода со штатных кнопок автомобиля (доступно практически на всех моделях автомобилей с CAN-шиной);
  • наличие в салоне сигнализации (например, у систем );
  • дополнительная радиометка (применяется, в частности, ).

Конструктивно же иммобилайзер состоит из одного или нескольких (на модульных системах) электронных блоков, набора блокирующих механизмов (радиореле, механических реле и так далее), а также транспондера – считывающей антенны на иммобилайзерах с радиометкой, контактного гнезда при использовании чипов с микросхемами 1-Wire и им подобных.

Видео: Иммобилайзер StarLine i95/i95Lux

Методики реализации блокировок иммобилайзера

Наиболее простой и очевидный способ блокировки запуска – это врезка в одну или несколько цепей силовых реле, однако считать его серьезным методом защиты не стоит. Причин тому несколько:

  1. Нештатное реле выделяется и легко может быть обнаружено, соответственно, потребуется большой объем работы по скрытию как самого реле, так и подходящего к нему управляющего провода от центрального блока иммобилайзера.
  2. Для обхода релейной блокировки угонщику достаточно найти только управляющий провод и либо перерезать его (если используется реле с нормально замкнутыми контактами), или принудительно подать на него плюс питания (реле с нормально разомкнутыми контактами).
  3. Износ самих контактов в случае применения нормально разомкнутой схемы, когда иммобилайзер должен замыкать реле при каждом снятии с охраны, потенциально снижает надежность автомобиля, так как при отказе реле двигатель будет заблокирован и, возможно, в самый неподходящий момент.

С основными недостатками электромеханического реле удалось справиться, создав радиореле. Такие реле управляются центральным блоком через радиоканал и соответственно очевидной физической связи с ним не имеют. Главный же их плюс в том, что даже после извлечения центрального блока иммобилайзера угонщик не получает возможности и должен затратить дополнительное время на поиск самого радиореле. Место расположения такого реле ограничивается в основном фантазией установщика, кроме того, существуют специализированные радиореле, встраиваемые, например, в модуль погружного бензонасоса – искать подобное реле в салоне бесполезно, а принудительная подача питания на разъем бензонасоса не даст эффекта.

С распространением CAN-шин на автомобилях даже бюджетного класса начал набирать популярность косвенный метод блокировки – блок иммобилайзера либо передает на ЭБУ системы впрыска команду запрета запуска, либо забивает шину бессмысленными пакетами данных, парализуя работу бортовой электроники. Главное преимущество такой методики в полном отсутствии блокирующих цепей как таковых, но и для устранения такой блокировки достаточно разорвать связь иммобилайзера с CAN-шиной. Поэтому оптимальным набором блокировок по современным меркам стоит считать сочетание радиореле с косвенной блокировкой.

Видео: Штатный иммобилайзер. Секрет угона. Часть 1.

Блокируемые цепи

Существует большое число цепей, разрыв которых не дает двигателю работать. Однако большинство из них слишком очевидны, и для угонщика не составляет труда обойти подобную блокировку:

  • разрыв силового провода питания бензонасоса однозначно определяется по отсутствию характерного шума при включении зажигания. На автомобилях, где доступ к разъему модуля бензонасоса нетруден, угонщик даже не будет затруднять себя поиском места разрыва, подключив насос напрямую к источнику питания времянкой на самом разъеме;
  • разрыв цепи питания ЭБУ впрыска также неэффективен без дополнительных мер – отсутствие индикации check engine в момент включения зажигания точно указывает на подобную блокировку. Если блок управления находится в салоне, то питание на него восстанавливается точно так же – времянкой непосредственно на разъем. Блок управления, находящийся под капотом, должен обязательно защищаться связанным с иммобилайзером замком, причем крайне желательно отсутствие прямой связи с центральным блоком – угонщик не должен получить доступ к управляющим проводам замка из салона. Поэтому многие производители противоугонных систем предлагают радиоуправляемые подкапотные модули, наиболее стойкие к угону.

Точно таким же образом обнаруживается и обходится большинство силовых блокировок. Наиболее трудоемок обход неочевидных разрывов, например, цепи датчика положения коленчатого вала: ЭБУ впрыска будет отображать срабатывание такой блокировки как обычную неисправность, а размещение блокирующей цепи в подкапотном пространстве заставит потратить время на взлом дополнительного замка капота (будем считать его установку обязательной при нахождении каких-либо элементов противоугонного комплекса под капотом).

Модульные системы

Одним из наиболее актуальных течений в современном конструировании противоугонных систем стало создание модульных электронных комплексов. Если ранее сигнализация или иммобилайзер выполнялись как единый центральный блок, то сейчас производители стремятся разнести его функции по нескольким отдельным модулям. В таком случае стойкость автомобиля к угону возрастает в разы:

  1. Каждый модуль системы может управлять несколькими блокировками. Соответственно при грамотной установке угонщик не получит возможности запуска двигателя, пока не обнаружит все точки разрыва, а в случае применения косвенной блокировки по CAN-шине ему придется найти и сами модули системы, точное количество которых ему заранее не известно.
  2. Обнаружение одного из модулей не дает возможности отключения через него остальных, так как они «общаются» между собой через кодированные посылки. Более того, часть блокировок может срабатывать именно при пропадании связи с каким-либо модулем системы.

Межмодульная связь реализуется как правило через проводную шину. Применение с этой целью радиоканала разумно только в сочетании с автоматической блокировкой запуска при пропадании межмодульной связи, так как иначе дополнительные модули могут быть обезврежены глушением соответствующего радиочастотного диапазона. Проводную же связь заглушить нельзя, но трудоемкость установки возрастает: чтобы исключить возможность легкого поиска блоков, шина иммобилайзера должна прокладываться строго по штатным жгутам с возвратом их в первоначальный заводской вид.

Видео: Штатный иммобилайзер. Эффективная защита. Часть 2.

Как выбрать иммобилайзер

Итак, подведем итог статьи: наилучшим выбором станет иммобилайзер, удовлетворяющий следующим требованиям:

  1. Использование для валидации пассивной радиометки с большим радиусом действия и динамическим кодом: в этом случае нет необходимости носить метку в строго определенном месте или прикладывать ее к считывателю каждый раз перед запуском, а отсутствие батареек гарантирует, что она всегда будет работоспособна. Динамическое изменение кода (подобно тому, как это реализовано в радиобрелоках сигнализаций) не дает угонщику возможность «клонирования» радиометки, единожды считав ее RFID-сканером.
  2. Наличие возможности управления несколькими радиореле блокировок, желательна возможность реализации косвенной блокировки. При разрыве любой подкапотной цепи обязательно наличие возможности сопряжения иммобилайзера с электромеханическим замком капота (либо как крайний случай подключение замка капота к сигнализации).
  3. Минимальное энергопотребление: не стоит снижать ресурс аккумулятора.
  4. Стоит присмотреться к модульным системам наподобие комплексов «СПРИНГ» отечественной разработки – стоимость их установки выше, чем у моноблочных иммобилайзеров, но одновременно значительно вырастает и стойкость к угону.

Штатный иммобилайзер.

В штатный ключ автомобиля установлен чип, именующийся транспондер, в котором хранится код для разрешения запуска двигателя. Если выточить точно такое же металлическое жало ключа, как у Вашего автомобиля, и попробовать запустить двигатель то штатный иммобилайзер опросит ключ на наличие чипа транспондера. Не обнаружив его, штатный иммобилайзер запрещает пуск двигателя.

Для чего нужен нештатный иммобилайзер.

Дополнительно установленный иммобилайзер состоит из центрального блока, цифрового реле для блокировки двигателя и метки которую автовладелец должен всегда носить с собой. Центральный блок иммобилайзера начинает опрашивать метку сразу после того как вы завели двигатель автомобиля. В случае если метка не обнаружена, центральный блок иммобилайзера передает информацию по радио каналу на цифровое реле блокировки. Которое в свою очередь блокирует необходимые электрические цепи в автомобиле для запрета запуска двигателя.

Не всем знакомо такое понятие, как знают в основном владельцы дорогих автомобилей, заботящиеся о безопасности транспортного средства. Лишняя безопасность никогда не помешает, особенно если вопрос касается недешёвой покупки в виде автомобиля. В некоторых случая устройство прилагается в комплекте, но нередко отсутствует, вследствие чего требуется установка.

Иммобилайзер: что это такое в машине

Иммобилайзер представляет собой специальную схему, предназначенную для максимального усложнения угона транспортного средства. Принцип действия основан на блокировании работы двигателя в ситуации, когда машина открывается и заводится не родным ключом.

Дистанционный ключ, который имеется в комплекте каждого автомобиля имеет специальный чип, запрограммированный совместно с платой противоугонного устройства. Единый код, максимально сложный для подбора, позволяет чётко определить принадлежность ключа владельцу транспорта от попытки вскрыть машину сторонним устройством. Иммобилайзер блокирует запуск мотора в случае, если код чипа и противоугонного устройства не совпадает.

Подобный механизм значительно надёжнее стандартной сигнализации, и является самым лучшим выбором в пользу безопасности. Кроме того, бесшумное действие противоугонной системы добавляет ей популярности среди автолюбителей.

Принцип работы устройства

Итак, иммобилайзер, что это такое в машине выяснили, теперь для полного понимания стоит более детально вникнуть в принцип действия противоугонной системы. Он может быть различным, но суть, единую для всех устройств постараемся разобрать.

Устройство состоит из следующих элементов.


Принцип работы основан на взаимосвязи двигателя с системой управления. Фактически электронный ключ замыкает цепь и запускает двигатель. При использовании стороннего ключа цепь не замыкается. При этом у разных производителей это действует на различные участки работы двигателя, например, подачу топлива. Либо могут быть реализованы специальные программные помехи для сбоя работы бортового компьютера. Эти тонкости нужно уточнять в момент покупки автомобиля как минимум на случай поломки транспорта, чтобы иметь возможность разъяснить на чём построена работа противоугонной системы работникам СТО.

Сегодня можно выделить следующие виды иммобилайзеров:

  • системы, содержащие дополнительное реле, способное предотвратить запуск двигателя машины в случае, если пытаются завести машину просто замкнув провода;
  • устройства, блокирующие коробку передач, рулевое управление, тормоза и прочие части системы;
  • системы, имеющие комбинированное действие сразу на несколько систем работы и управления автомобиля.

Использование таких механизмов в большей степени способно предотвратить угон, чем стандартная «визжащая» сигнализация. В отличие от последней, иммобилайзер максимально усложняет сам процесс хищения. Опытные водители советуют устанавливать противоугонки самостоятельно, чтобы усовершенствовать имеющуюся систему.

Категории иммобилайзеров

Помимо информации о том, иммобилайзер, что это такое в машине , пользователям стоит знать какие типы устройств бывают и которое из них более предпочтительно в применении. Рассмотрим несколько электронных блокировщиков автомобилей с различными способами коммуникаций.

Контактные устройства

Это ранняя модификация устройств, которая сейчас не распространена в автомобилях и встречается только в более устаревших моделях. В этом случае для успешного запуска транспортного средства необходимо вставить специальный ключ в разъем на панели. Считывание кодов выполняется только после непосредственного контакта.

Такая система имеет массу недостатков, во-первых, похитителю заранее известно место, где расположено считывающее устройство. Во-вторых, требовалось вручную ввести код, который можно было без труда подобрать.


В этом случае обмен информацией между чипом и считывающим устройством происходит на расстоянии. Противоугонная система отправляет сигнал ключу и получает ответ. Присутствие такого устройства сложно обнаружить удалённо.

Системы подразделяются исходя из радиуса действия. Если он небольшой, то сработает чип только достигнув нужной зоны распространения сигнала. Для этого ключ подносят к специальному месту на панели автомобиля, после чего происходит запуск. Это может скомпрометировать устройство, так как угонщики, наблюдающие за автомобилем, не пропустят характерного движения водителя.

Современные бесконтактные иммобилайзеры имеют радиус действия до нескольких метров. В этом случае лишних движений производить не нужно. Перехватить и расшифровать сигнал возможно, но это крайне сложно и требует участия дорогостоящей техники.