Системы помощи водителю в автомобиле. Электронные системы безопасности автомобиля

Сегодня мы поговорим про системы активной безопасности автомобилей, так как практические уже каждое современное авто обладает такими системами, но не многие покупатели автомобилей про них знают.

В такт с развитием электронной техники и цифровых технологий до неузнаваемости изменился и автомобиль.

Технологии не стоят на месте

И если всего каких-то 20-30 лет назад антипробуксовочная система была непременным атрибутом автомобилей премиум-класса, то сегодня она идет уже в минимальной комплектации на многих марках бюджетных автомобилей.

Сегодня львиная доля электронных систем в автомобиле так или иначе входит в набор так называемой, активной безопасности.

Эти электронные системы помогут неопытному водителю удержать автомобиль на своей траектории, преодолеть крутые спуски и подъемы, осуществить безаварийную парковку и даже объехать препятствие без заноса при экстренном торможении.

Более того, многие современные электронные системы «научились» следить за «мертвой зоной», боковым интервалом и дистанцией, они могут распознавать разметку, дорожные знаки и даже пешеходов, пересекающих дорожное полотно.

Мы уже частично затрагивали эту тему в статье .

Но и это далеко не исчерпывающий список вспомогательных электронных систем. Для комфортабельного движения по загородным дорогам многие автомобили оснащены системами адаптивного .

Именно благодаря им водитель может взять своеобразный тайм-аут и следить лишь за дорогой, а все остальное, включая соблюдение дистанции, траекторию движения и управление дроссельной заслонкой будет делать электроника.

А если водитель слишком расслабился или даже задремал, его разбудит электронная система, следящая за поведением водителя.

Похоже, что будущее, когда автомобиль станет еще и авто-управляемым, совсем близко? Может быть.

Но, пока у электронных систем есть не только почитатели, но и противники.

Они утверждают, что обилие электронных систем лишь мешает водителю проявить себя, а в ряде случаев электроника даже усугубляет положение.

Прежде, чем вставать на сторону тех или других, следует сначала разобраться как работают электронные системы безопасности, каких неприятностей они помогают избежать и в каких случаях они бывают «бессильны».

ABS (Anti-block Braking System)

Антиблокировочная система торможения.

Именно под этой аббревиатурой принято скрывать ту самую антиблокировочную систему, которая не только стала первым электронным помощником водителя, но и послужила основой для создания на ее базе многих других электронных систем активной безопасности.

Сама антиблокировочная система препятствует полной блокировке колес при торможении и оставляет автомобиль управляемым даже на скользком покрытии.

Впервые подобная система была установлена на автомобили Mercedes-Benz еще в начале 70-х годов прошлого века.

Современная антиблокировочная система существенно сокращает тормозной путь при срочном торможении на скользком дорожном покрытии.

Принцип работы современной заключается в циклах сброса и подъема давления тормозной жидкости в контурах, ведущих к исполнительным механизмам колес.

Электроника управляет клапанами, получая информацию от датчиков вращения колес.

При прекращении вращения какого-либо из колес, электронные импульсы от датчика перестают передаваться на центральный процессор.

Сразу же в действие включаются электромагнитные клапаны, сбрасывающие давление, заблокированное колесо растормаживается, после чего клапаны снова закрываются, поднимая давление в тормозных контурах.

Этот процесс проходит циклически, с частотой около 8 - 12 циклов подъема и сброса давления в секунду, пока водитель удерживает педаль тормоза.

Водитель ощущает работу АБС по пульсирующему биению тормозной педали.

Современные антиблокировочные системы позволяют не только осуществлять так называемое прерывистое торможение, но и управлять тормозными усилиями колес на каждой оси в зависимости от их проскальзывания. Эта система называется EBD, но о ней мы поговорим позже.

Недостатки АБС.

Но, у каждой медали имеется еще и обратная сторона.

Главная проблема любой АБС заключается в том, что электроника практически полностью заменяет водителя в управлении торможением, оставляя ему лишь пассивно нажимать на педаль.

Система включается в работу с некоторым запаздыванием, поскольку для оценки тормозных усилий и состояния дорожного покрытия процессору нужно время.

Обычно это доли секунды, но как показывает практика, очень часто их хватает на то, чтобы автомобиль вошел в занос.

Также АБС может сыграть с водителем еще одну злую шутку на скользком покрытии. Все дело в том, что на скоростях движения меньше 10 км/ч АБС автоматически отключается.

Это означает, что, если водитель успел сбросить скорость до значения ниже порога отключения системы в условиях очень скользкой дороги, а впереди него препятствие в виде столба, отбойника или стоящий автомобиль, вероятнее всего, водитель будет удерживать педаль тормоза нажатой.

А это легко может обернуться в условиях гололедицы мелким дорожно-транспортным происшествием.

Именно в момент отключения вспомогательной системы водитель должен брать на себя полное управление торможением.

При блокировке задних колес клапаны сбрасывают давление до еще более низкого значения.

При повышении скорости вращения задних колес клапаны закрываются и давление вновь нарастает.

Система работает в сочетании с ABS и является ее дополняющей частью.

Она пришла на замену знаменитому «колдуну» — механическому регулятору тормозных сил, отключающего тормозные контуры задних колес в зависимости от наклона кузова автомобиля.

ASR (Automatic Slip Regulation)

Антипробуксовочная система.

Эта электронная система активной безопасности предназначена для недопущения пробуксовки ведущих колес автомобиля.

В настоящее время она устанавливается на многие современные автомобили, включая полноприводные кроссоверы и внедорожники.

У многих автопроизводителей антипробуксовочная система может иметь разные названия. Но принцип работы практически одинаков и основывается на работе антиблокировочной системы торможения.

Также ASR включает в себя системы управления электронной блокировкой дифференциала и регулированием тяги двигателя.

Принцип ее работы базируется на кратковременной блокировке буксующего колеса и перебрасывания крутящего момента на другое колесо на этой же оси на низких скоростях движения.

На высокой (свыше 80 км/ч) скорости движения, пробуксовка регулируется при помощи регулировки угла открытия дроссельной заслонки.

В отличие от ABS и EBD система ASR при считывании показаний датчиков скорости вращения колес сравнивает не только стоящее и вращающееся колесо, но также и разницу угловых скоростей, ведущих и ведомых.

Управление кратковременной блокировкой ведущих колес осуществляется по аналогичному циклическому принципу.

В зависимости от марки и модели автомобиля, система ASR способна управлять тяговым усилием двигателя при помощи изменения угла открытия дроссельной заслонки, блокирования впрыска топлива, изменения угла опережения впрыска топлива в дизеле или угла опережения зажигания, а также управление программной алгоритма переключения передач роботизированной или автоматической коробки передач.

Активируется с помощью кнопки.

Недостатки ASR.

Одним из существенных недостатков этой системы является постоянное задействование тормозных накладок при пробуксовке ведущих колес.

Это означает, что они будут изнашиваться намного быстрее, чем тормозные накладки обычного автомобиля, не оборудованного ASR.

Поэтому, владелец автомобиля, часто использующий антипробуксовочную систему должен гораздо тщательнее следить за толщиной рабочего слоя на тормозных накладках.

Система курсовой стабилизации (Electronic Stability Program)

Электронная система курсовой устойчивости (стабилизации).

В настоящее время у многих автопроизводителей эта система называется по-разному.

Одни автопроизводители называют ее «системой стабилизации движения». Другие — «системой курсовой устойчивости». Но суть ее работы от этого практически не меняется.

Как следует из ее названия, эта электронная система активной безопасности предназначена для сохранения управляемости и стабилизации движения автомобиля в случае отклонения от прямолинейной траектории движения.

С некоторого времени оснащение автомобилей наряду с ABS является обязательным в США, а также в Европе.

Система способна стабилизировать траекторию движения автомобиля при его разгоне, торможении, а также маневрировании.

Собственно, ESP является «интеллектуальной» электронной системой, обеспечивающей безопасность на более высоком уровне.

Она включает в себя все другие электронные системы (ABS, EBD, ASR и др.) и следит за наиболее эффективной и слаженной их работой.

«Глазами» ESP являются не только датчики скорости вращения колес, но также датчики величины давления в главном тормозном цилиндре, датчики поворота вала рулевого колеса и датчики фронтального и бокового ускорения автомобиля.

Кроме этого, ESP управляет тягой двигателя и автоматической трансмиссией. Система сама определяет наступление критической ситуации, следя за адекватностью действий водителя и траекторией движения автомобиля.

В ситуации, когда действия водителя (нажатие педалей, вращение рулевого колеса) отличаются от траектории движения автомобиля (благодаря наличию датчиков), система включается в работу.

В зависимости от вида аварийной ситуации, ESP будет стабилизировать движение при помощи притормаживания колес, управления оборотами двигателя и даже углом поворота передних колес и жесткостью амортизаторов (при наличии систем активного подруливания и управления подвеской).

Подтормаживая колеса, ESP препятствует возникновению заноса и увода автомобиля в сторону при прохождении крутых поворотов.

Например, при неадекватной траектории движения при прохождении поворота с малым радиусом, ESP подтормаживает внутреннее заднее колесо, изменяя при этом обороты двигателя, что способствует удержанию автомобиля на заданной траектории.

Крутящий момент двигателя регулирует система ASR.

В полноприводных автомобилях крутящий момент в трансмиссии регулируется при помощи межосевого дифференциала.

Современная система ESP может опираться на работу других систем: управления экстренным торможением (Brake Assistant), системы предотвращения столкновения (Braking Guard), а также электронной блокировки дифференциала (EDS).

При эксплуатации автомобиля, оборудованного интеллектуальной электронной системой курсовой устойчивости владельцу автомобиля необходимо помнить о более интенсивном износе тормозных дисков и накладок.

А также о психологическом моменте - фальшивом чувстве безопасности, которое заключается в том, что все ошибки водителя при выборе скорости движения, недооценке скользкого покрытия или дистанции до движущегося впереди автомобиля ESP способна своевременно устранить.

Ведь несмотря на все более совершенствующиеся электронные системы активной безопасности водительское мастерство и ответственность за собственную жизнь и жизни пассажиров пока еще никто не отменял.

Именно это правило следует помнить всегда, даже при езде в компании электронных помощников.

Описание

Инновационное устройство, позволяющее водителю чувствовать себя увереннее на дороге. Оснащено интеллектуальной системой на Android, которая получает информацию от датчиков (GPS , 6-осевой гироскоп , геомагнитный сенсор ) и обрабатывает видеопоток, поступающий от бинокулярной камеры. Голосовые подсказки предупреждают об опасном сближении с впереди идущим автомобилем, о смене полосы движения , о пешеходах на проезжей части. Также есть ещё несколько полезных функций, среди которых дублирование сигналов светофора и тревожная сигнализация, не позволяющая водителю заснуть. Гаджет может получать интернет из мобильных сетей (GSM, WCDMA, CDMA) и раздавать в салоне автомобиля с помощью Wi-Fi .

Данный гаджет универсален и может с успехом применяться на автомобилях любых марок!

Презентация системы помощи водителю "ADAS N2"
Скачать этот видеоролик [.mp4, 22 Mб]

Нервы на пределе в "час пик", когда вы за рулем? Воспользуйтесь системой помощи водителю "ADAS N2", которая позволит избежать аварийных ситуаций на дороге!

Количество автомобилей на дорогах растет, и плотность потока увеличивается день ото дня. Особенно это заметно на улицах больших городов с многорядным движением, где машины идут практически впритирку друг к другу, а многочисленные нарушения со стороны водителей и пешеходов становятся причиной ДТП. В этой ситуации, когда человек на пределе своих возможностей пытается контролировать ситуацию на дороге, значительно облегчит управление автомобилем электронная система помощи "ADAS N2".

Этот инновационный прибор с помощью современных технологий в состоянии отследить положение автомобиля относительно линий дорожной разметки, выявляет внезапно появившихся пешеходов, определяет расстояние до движущихся впереди автомобилей и сигнализирует, если они оказываются в опасной близости. Благодаря помощи этого умного гаджета вы всегда будете предупреждены о нештатных опасных ситуациях, созданных другими участниками движения, будете чувствовать себя уверенней на дороге даже в "час пик" в плотном потоке автомобилей.

Преимущества

  • Раннее предупреждение о лобовом столкновении (FCW). Устройство распознает впереди идущие транспортные средства и высчитывает время до сближения, учитывая дистанцию и скорость движения обоих автомобилей. При достижении опасных параметров звучит предупреждающий сигнал и включается световая сигнализация.


  • Предупреждение о смене полосы движения (LDW) . Гаджет умеет определять вашу полосу движения на многополосной дороге. При выезде автомобиля за пределы полосы звучит предупреждающий сигнал, который особенно полезен, когда необходимо строго соблюдать рядность движения.


  • Идентификация пешехода на "зебре" (ZCPD). Прибор напоминает водителю, что на пешеходном переходе есть люди, которые имеют преимущество на дороге, поэтому есть потенциальный риск столкновения, если не снизить скорость.


  • Контроль внимания водителя (AAS) . Система оценивает поведение водителя и выявляет момент, когда водитель склонен к засыпанию. Звучит сигнал, который не дает водителю заснуть.

Принцип работы системы помощи "ADAS N2"

Устройство оснащено быстродействующим 8-ядерным процессором Cortex A53 c оперативной памятью 2 Гб и флеш-памятью 16 Гб, установлена операционная система Android 6.0. Также есть все необходимые датчики, определяющие положение автомобиля и его динамику в движении: GPS, 6-осевой гироскоп и 3-осевой геомагнитный датчик. Качественное видео обеспечивается камерой с двумя объективами. Система обрабатывает данные, поступающие с датчиков и видеокамеры, по специальным алгоритмам и выдает водителю предупреждающие сигналы в случае потенциальной опасности.

Статистические исследования работы системы помощи "ADAS N2" показали, что в среднем предупреждающие сигналы об опасности поступают на 2,7 секунды раньше, чем их замечает водитель, что снижает риск попасть в ДТП на 79%!

Пример работы системы "ADAS N2"
Скачать этот видеоролик [.mp4, 16 Mб]

Дублирует сигналы светофора

Устройство умеет считывать сигналы светофора и по цвету определяет - разрешено движение или нет. Водитель получает соответствующие голосовые подсказки, поэтому ему не надо на перекрестке все время следить, когда зажжется зеленый цвет - система вовремя подскажет, что можно начинать движение.

Записывает видео с высоким качеством

Система оснащена видеокамерой, которая работает в режиме видеорегистратора - записывает видеоролики с HD-качеством на съемную карту памяти объемом до 32 Гб.


В любой момент можно узнать точное местонахождение автомобиля

Система постоянно фиксирует местонахождение автомобиля по сигналам GPS. Вы в любой момент можете получить точные координаты своего автомобиля, где бы он ни находился.

Автоматическая тревога в случае аварии

В случае ДТП, когда срабатывают датчики гироскопа, система способна определить опасную ситуацию и отослать тревожный сигнал в автоматическом режиме. Это могут быть специализированные службы (полиция, скорая помощь) и назначенные заранее номера телефонов близких вам людей.


Функция определения выезда на левую полосу

Система постоянно следит за удержанием автомобиля на своей полосе. В случае выезда на левую полосу, что бывает, если водитель засыпает, звучит тревожный сигнал с просьбой вернуться на правую полосу движения.

Может работать как роутер Wi-Fi

Прибор работает в сетях GSM, WCDMA, CDMA, FDD-LTE и TSCDMA, кроме того, он снабжен модулем Wi-Fi с функцией роутера и умеет раздавать интернет с мобильных сетей в салоне автомобиля для смартфона, планшета и других устройств.


Технические характеристики:


Система "ADAS N2" - вид сбоку

Комплект поставки:

  • электронная система помощи водителю "ADAS N2";
  • инструкция по эксплуатации;
  • гарантийный талон;
  • упаковка.

Гарантия : 12 мес.

Не так давно основной, и зачастую, единственной электронной системой на борту автомобиля была система электронного зажигания. Но времена меняются, и автомобильная промышленность, семимильными шагами движущаяся в будущее, с завидным рвением начиняет "железных коней" все большим и большим количеством электронных помощников. ABS, ASR, CDC, EBC, HBA... от одного многообразия англоязычных аббревиатур становится страшно (к тому же разные производители по разному называют одни и те же системы). Судя по всему, близится то время, когда автомобиль, словно сошедший с экрана фильма «Пятый элемент», начнет не только летать над дорожным полотном и давать водителю советы приятным женским голосом, но и в целом возьмет процесс управления на себя. Если вы, дорогие читатели портала, не хотите что бы светлое автоматизированное будущее встретило вас пугающими аббревиатурами, то читайте нижеизложенную статью.

Комфорт управления

В последнее время все ведущие автоконцерны уделяют комфорту и безопасности в управлении автомобилем самое пристальное внимание и все больше и больше электронных систем создаются именно для того что бы сделать процесс управления автомобилем самым настоящим отдыхом и удовольствием.

Самой известной и распространенной электронной системой, помогающей автолюбителям, является, конечно же, ABS. АBS- это антиблокировочная система тормозов, предотвращающая блокировку колес, и не допускающая появления юза при торможении. При возникновении угрозы блокировки АBS снижает давление в рабочих цилиндрах тормозов соответствующих колес до тех пор, пока они не начнут вращаться, обеспечивая максимально эффективное замедление. АBS пригождается водителю для того, что бы сохранить управляемость автомобиля в критических ситуациях. (используется в таких автомобилях как: Citroen C4, Land Rover New Range Rover). Следующая по популярности система - EBD - электронное распределение тормозных сил. Учитывает распределение динамической нагрузки между колёсами во время торможения и перераспределяет в соответствии с этим тормозные усилия между соответствующими колёсами. В последнее время эти две системы объединяют в одну. (Например используется на: Citroen C4 , Hyundai Grandeur).

Так же очень распространенной системой является парктроник (в наше время его можно встретить даже на Оке). Многие испытывают проблемы с парковкой автомобиля, а эта замечательная система, как вы наверное уже догадались, помогает водителю наиболее «безболезненно» припарковать автомобиль. Существует два вида парктроника: пассивный (при приближении автомобиля к препятствию сзади или спереди включается звуковой или визуальный сигнал, предупреждающий водителя) и активный (в случае приближения к препятствию автомобиль автоматически останавливается).(Например используется на: Land Rover Range Rover).

День изобретения этой системы многие работники ГИБДД объявили своим профессиональным днем траура. Догадались, о чем я говорю? О круиз-контроле. Круиз-контроль или GRA, поддерживает постоянную заданную скорость автомобиля, не давая водителю случайно достичь большей скорости чем нужно (и схлопотать заслуженный в таком случае штраф). Кроме этого существует еще и адаптивный круиз-контроль или АСС . От обычного круиз контроля его отличает то, что АСС включает в себя систему автоматического регулирования дистанции, которая поддерживает постоянным заданное временное расстояние до впереди идущего автомобиля. (Например используется на: Jaguar X-Type , Hyundai Grandeur).

Еще одна электронная помощница - система ASR . Это противопробуксовочная система, предотвращающая пробуксовку колеса путём уменьшения крутящего момента двигателя при резком старте или при попадании на скользкий или рыхлый участок дороги, обеспечивая эффективный разгон.

Так же часто используется EDS - электронная блокировка дифференциала. Оказывает тормозящее воздействие на соответствующее ведущее колесо не допуская его пробуксовки на дороге со скользкими участками для увеличения силы тяги.

Замечено, что некоторые водители в ситуации, когда необходимо экстренное торможение, теряются и недостаточно «дожимают» педаль тормоза. Именно для таких автолюбителей хитроумные производители придумали - HBA - гидравлический «ассистент» торможения. HBA распознает такую попытку торможения и самостоятельно обеспечивает эффективное торможение. (Например используется на: Jaguar X-Type).

Довольно часто в условиях Российских дорог нам приходится тормозить двигателем, однако это не так и просто и сделать это правильно получается далеко не у всех. Чтобы облегчить задачу водителям авто производители придумали систему MSR. MSR - это система управляемого торможения двигателем. Предотвращает блокирование ведущих колес при торможении двигателем, например, когда резко отпускают педаль газа (или в случае торможения переключением на пониженную передачу) или при торможении двигателем в сложных дорожных условиях.

Я думаю каждый так или иначе попадал в ситуацию когда при сносе передних колес на повороте передняя часть автомобиля скользит к краю дороги (или при заносе проскальзывают задние колеса с разворотом).Для того, чтобы с честью выйти из такой ситуации хитроумные инженеры придумали систему ESP - систему поддержания курсовой устойчивости. Датчики системы считывают информацию о сносе или заносе автомобиля и включают соответственную левую или правую систему передних (при заносе) или задних (при сносе) тормозов. При этом всё таки настойчиво рекомендую не забывать о законах физики. (Например используется на: Citroen C4).

Следующей электронной системой, необходимой для осуществления комфортного и безопасного управления автомобилем, является автоматическая просушка тормозов. Как вы, наверное, уже догадались она эффективна во время дождя. Специальные датчики подают сигнал о том что автомобиль находится в мокрых условиях и тормозные колодки периодически прижимаются к тормозным дискам на небольшой период времени с небольшим усилием просушивая тормоза. Благодаря этому при возникновении необходимости торможения тормоза всегда готовы к эффективной работе.

Не так часто используемая система CDC - это независимая пневматическая подвеска всех колес с автоматически изменяемым дорожным просветом в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Обеспечивает высокую плавность хода при любых дорожных условиях движения.

Бытует мнение, что из-за распространения всех этих технологических приятностей мастерство водителя выходить из сложных ситуаций на дороге снижается, но мне как блондинке кажется, что комфорт в управлении автомобилем является немаловажным фактором при выборе железного спутника на дороге.

Комфорт внутри салона

Лично меня, как женщину, больше всего в автомобилях интересует их уровень комфорта в салоне. Как и любая обладательница длинных ног я ценю величину полезного пространства внутри автомобиля, и как любая обладательница сложной укладки волос, уважаю наличие в машине климат контроля (а не открытого окна в качестве альтернативы оному). Так что, дорогие мужчины, если комфорт вашей второй половины имеет для вас не последнее значение, то обратите внимание на нижеописанные системы, да и вам самим, я думаю, их наличие будет не менее приятным.

Первой и на мой взгляд самой важной системой является Климат-контроль - программируемая автоматическая система поддержания заданных параметров климата в салоне. Что не говори, а при нашем изменчивом климате такая система никогда не будет лишней. Существует и еще более совершенные системы климат контроля - кондиционеры, с возможностью поддержания индивидуальной температуры в 2- 4 зонах салона соответственно. Специальное построение системы обеспечивает полное отсутствие сквозняков. (Например используется на: Toyota RAV4 , Citroen C4 , KIA Cerato).

Очень удобной, в условиях российской зимы, системой является автономный отопитель . Это обогреватель который работает вне зависимости от системы вентиляции или отопления автомобиля, и может использоваться как при движении автомобиля так и при стоянке.

Следующая система - Easy-Entry существенно облегчает процесс посадки и высадки пассажиров. Эта система автоматически отодвигает кресло при открытии двери. А в двух дверном автомобиле отодвигающиеся вперед сидения облегчают посадку задних пассажиров. Еще существует ее аналог, который обеспечивает комфорт посадки водителя. Специальная система автоматически запоминает удобное для вас положение руля и сидения отодвигает их если вы выходите из салона и возвращает в прежнее положение при вашем возвращении (Например используется на: Toyota RAV4 , Volvo XC90). Так же существует опция, благодаря которой подголовник в случае аварии сохраняет наклон головы водителя или пассажира, тем самым предохраняя шею от переломов.

Если возможность всегда оставаться на связи является необходимым условием вашей жизни, то специально для вас разработчики внутреннего автотюнинга изобрели уникальную опцию - устройство громкой связи с интерфейсом Bluetooth , постоянно пребывающее в полной рабочей готовности. Просто и гениально: мобильный телефон водителя соединяется с электроникой бортовой сетью без проводов и может оставаться в кармане. Функции мобильного телефона берет на себя стационарно установленный автомобильный телефон, использующий данные SIM-карты мобильного. Для этого мобильный телефон должен иметь возможность доступа к SIM-карте через Bluetooth интерфейс. (Например используется на: Land Rover Range Rover).

Следующая система - GPS - глобальная система позиционирования. Некогда военная разработка, нашедшая применение в мирных целях. Спутниковая система, позволяющая определять положение объекта на местности с точностью до 5-10 метров. Что не позволит вам заблудиться ни в городе ни за его пределами.

Так же удачной разработкой автомобилестроителей являются датчики дождя - специальное устройство контролирующее погоду за бортом автомобиля и в случае начала дождя (загрязнения ветрового окна) автоматически приводящее в работу дворники. (Например используется на: Hyundai Grandeur, Renault Megane) .По такому же принципу работают датчики света - автоматически включающие фары с наступлением сумерек (въезде в тоннель).(Например используется на: Hyundai Grandeur , Land Rover Range Rover).

Выгодное преимущество при походе по магазинам или в путешествии обеспечит крышка багажного отсека которая открывается радиоключом , избавляя вас от необходимости освобождать руки от сумок и багажа.(Land Rover New Range Rover). Так же благодаря появлению такого устройства как Электролюк , водитель больше не должен вручную открывать люк на крыше автомобиля. Открывание и закрывание электролюка осуществляется посредством поворотного переключателя. (Например используется на: Hyundai Grandeur). А для тех кто не любит пользоваться ключом зажигания существует опция: Доступ без ключа . Стартерная кнопка, находящая в удобном месте осуществляет пуск и остановку двигателя одним нажатием кнопки.

Для того что бы облегчить процесс управления всеми этими техническими приятностями хитроумные автостроители придумали разместить на Многофункциональном рулевом колесе клавиши, предназначенные для управления различными устройствами и системами автомобиля.(Например используется на: Toyota RAV4).

Все перечисленные системы призваны облегчить вам управление автомобиля и повысить его комфортность и безопасность. Однако это далеко не все существующие электронные системы. Только в одном единственном лимузине количество электронных и электрических устройств уже давно перевалило за сотню, и судя по всему это еще не предел. А что ни может не радовать все эти хитроумные опции облегчающие жизнь автомобилисту теперь можно встретить не только в стоящем баснословные деньги лимузине но и в продающихся за приемлемые деньги вазовских авто. Не так давно АвтоВАЗ порадовал поклонников своих автомобилей тем, что установил на "Калину" электроусилитель руля, ABS и прочие радости.

Системой управления двигателем называется электронная система управления, которая обеспечивает работу двух и более систем двигателя. Система является одним из основных электронных компонентов электрооборудования автомобиля.Технический прогресс в области электроники, жесткие нормы экологической безопасности обусловливают неуклонный рост числа подконтрольных систем двигателя. Простейшей системой управления двигателем является объединенная система впрыска и зажигания. Современная система управления двигателем объединяет значительно больше систем и устройств, в том числе:

топливная система;

система впрыска;

система впуска;

система зажигания;

выпускная система;

система охлаждения;

система рециркуляции отработавших газов;

система улавливания паров бензина;

вакуумный усилитель тормозов.

Система управления двигателем имеет следующее общее устройство : входные датчики; электронный блок управления; исполнительные устройства систем двигателя.

Входные датчики измеряют конкретные параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Информация, получаемая от датчиков, является основой управления двигателем. Система управления двигателем включает следующие входные датчики:

используется в работе топливной системы датчик давления топлива;
используется в работе системы впрыска датчик высокого давления топлива;
используются в работе системы впуска расходомер воздуха; датчик температуры воздуха на впуске; датчик положения дроссельной заслонки; датчик давления во впускном коллекторе
используются в работе системы зажигания датчик положения педали газа; датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик детонации; расходомер воздуха; датчик температуры воздуха на впуске; датчик температуры охлаждающей жидкости; кислородные датчики;
используются в работе выпускной системы датчик температуры отработавших газов; кислородный датчик перед нейтрализатором; кислородный датчик после нейтрализатора; датчик оксидов азота;
используются в работе системы охлаждения датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры масла;
используются в работе вакуумного усилителя тормозов датчик давления в магистрали вакуумного усилителя тормозов

В зависимости от типа и модели двигателя номенклатура датчиков может изменяться.

Электронный блок управления принимает информацию от датчиков и в соответствии с заложенным программным обеспечением формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства систем двигателя. В своей работе электронный блок управления взаимодействует с блоками управления автоматической коробкой передач, системой ABS (ESP), электроусилителя руля, подушками безопасности и др.

Исполнительные устройства входят в состав конкретных систем двигателя и обеспечивают их работу. Исполнительными устройствами топливной системы являются топливный электронасос и перепускной клапан. В системе впрыска управляемыми элементами являются форсунки и клапан регулирования давления. Работа системы впуска управляется с помощью привода дроссельной заслонки и привода впускных заслонок. Катушки зажигания являются исполнительными устройствами системы зажигания. Система охлаждения современного автомобиля также имеет ряд компонентов, управляемых электроникой: термостат, электронасос, клапан вентилятора, реле охлаждения двигателя после остановки. В выпускной системе осуществляется принудительный подогрев кислородных датчиков и датчика оксидов азота, необходимый для их эффективной работы. Исполнительными устройствами системы рециркуляции отработавших газов являются электромагнитный клапан управления подачей вторичного воздуха, а также электродвигатель насоса вторичного воздуха. Управление системой улавливания паров бензина производится с помощью электромагнитного клапан продувки адсорбера.

Принцип работы системы управления двигателем основан на комплексном управлении величиной крутящего момента двигателя . Другими словами, система управления двигателем приводит величину крутящего момента в соответствия с конкретным режимом работы двигателя. Система в своей работе различает следующие режимы работы двигателя: запуск; прогрев; холостой ход; движение; переключение передач; торможение; работа системы кондиционирования. Изменение величины крутящего момента производиться двумя способами - путем регулирования наполнения цилиндров воздухом и регулированием угла опережения зажигания.


Система АБС автомобиля.

При экстренном торможении автомобиля возможна блокировка одного или нескольких колёс. В этом случае весь запас по сцеплению колеса с дорогой используется в продольном направлении. Заблокированное колесо перестает воспринимать боковые силы, удерживающие автомобиль на заданной троектории, и скользит по дорожному покрытию. Автомобиль теряет управляемость и малейшее боковое усилие приводит его к заносу.

Антиблокировочная система тормозов (АБС , ABS , Antilock Brake System) предназначена предотвратить блокировку колес при торможении и сохранить управляемость автомобиля. Ведущим производителем систем ABS является фирма Bosch .

Система АБС устанавливается в штатную тормозную систему автомобиля без изменения ее конструкции.

Наиболее перспективной является антиблокировочная система томозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса. Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.

Антиблокировочная система имеет следующее устройство :

датчики угловой скорости колёс;

датчик давления в тормозной системе;

блок управления;

гидравлический блок;

контрольная лампа на панели приборов.

Схема антиблокировочной системы тормозов ABS

Датчик угловой скорости устанавливается на каждое колесо. Он фиксирует текущее значение частоты вращения колеса и преобразует его в электрический сигнал.

На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на испольнительные устройства - электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.

Гидравлический блок обединяет следующие конструктивные элементы:

впускные и выпускные электромагнитные клапаны;

аккумуляторы давления;

насос обратной подачи с электродвигателем;

демпфирующие камеры.

В гидравлическом блоке каждому тормозному цилиндру колеса соответствует один впускной и один выпускной клапаны, которые управляют торможением в пределах своего контура.

Аккумулятор давления предназначен для приема тормозной жидкости при сбросе давления в тормозном контуре.

Насос обратной подачи подключается, когда емкости аккумуляторов даления недостаточно. Он увеличивает скорость сброса давления.

Демпфирующие камеры принимают тормозную жидкость от насоса обратной подачи и гасят ее колебания.

В гидравлическом блоке устанавливается два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры по числу контуров гидропривода тормозов.

Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует о неисправности системы.


Похожая информация.


Научно-техническая революция начала свой забег в середине ХХ столетия, и до сих пор не может остановиться. Это особенно заметно, если заглянуть под капот современного автомобиля: транспортные средства сегодня превратились в настоящие крепости на колесах, которые могут защитить водителя от многих неприятностей. И не последнюю роль в этой всей истории с гарантией удачной поездки играют системы безопасности автомобиля.

Ситроеновская система AFIL, отслеживающая положение авто относительно разметки

Фото

Каждый день конструкторы автомобильных концернов усложняют чертежи автомобилей, делая их все заковыристее и непонятнее для рядового пользователя. Сегодня бал правят интеллектуальные системы безопасности, а также различные средства, обеспечивающие комфортное вождение. И если учесть, что обстановка на дорогах мира, мягко говоря, далека от идеала, то автомобилю, который не оснащен современными средствами пассивной и активной безопасности, все сложнее «пробиваться» к покупателю.

ABS - антиблокировочная система

Задача ABS (anti-lock braking system ) заключается в том, чтобы предотвратить блокировку колес притормаживающего автомобиля, а также сохранить его управляемость и курсовую устойчивость.

Когда колеса блокируются, и машина, кажется, вот-вот сорвется в занос, электроника начинает методично «отпускать» и «прижимать» тормозные колодки, что дает возможность колесам проворачиваться. Эффективность системы ABS зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она настроена. Если, например, она срабатывает слишком рано, то тормозной путь может существенно увеличиться.

Принцип действия

Механизм функционирования ABS довольно прост. Датчики вращения колес издают сигналы, которые попадают на анализирующий их компьютер. Происходит как бы имитация действий профессионального водителя, который использует метод прерывистого торможения.

Насколько же эффективна данная система? Следует сразу отметить, что с момента ее появления не умолкают споры по поводу того, больше от нее пользы или все же вреда. Но, как бы там ни было, даже противники ABS не могут игнорировать такие ее полезные качества, как значительное сокращение тормозного пути, а также сохранение контроля над многотонным авто во время экстренного торможения. Да, при срабатывании АБС очень сложно рассчитать длину тормозного пути, но лучше в полном неведении остановиться неизвестно за сколько метров до фонарного столба, чем «поцеловать» его, точно зная, сколько автомобиль протянет во время торможения. Два противоборствующих лагеря решили сойтись на том, что ABS придется как нельзя кстати неопытным водителям, а «шумахеры» всегда смогут переиграть систему. Но мы ведь говорим с вами о революционной научной мысли, потому сегодня уже смело можно утверждать, что в схватке «ABS - опытный водитель» безоговорочную победу одержит, конечно же, электроника.


Фото

Современные многоканальные ABS позволяют избавиться даже от вибрации тормозной педали при включенной системе. Когда-то причиной дорожно-транспортных происшествий становилось резкое срабатывание ABS: педаль начинала вибрировать, а машина - стонать, потому неопытные автомобилисты пугались и отпускали тормоз. Сегодня же нужно быть крайне чувствительным, чтобы почувствовать, как срабатывает ABS, входящая в стандартную комплектацию почти всех автомобилей. При этом она служит основой для других более сложных электронных систем безопасности.

ASR - антипробуксовочная система

У системы ASR (anti-slip regulation ) есть масса названий, самыми распространенными из которых являются TRC , или «трэкшн-контроль », STC , ASC+T и TRACS . Эта активная система безопасности автомобиля функционирует в тесной связке с ABS и EBD и предназначается для предотвращения пробуксовки колес, независимо от состояния дорожного полотна и усилия, применяемого для нажатия на педаль газа. Как мы уже сказали выше, многие системы безопасности работают на основе ABS. Вот и ASR использует датчики антиблокировочной системы, фиксируя пробуксовку ведущих колес, снижает обороты мотора и, если возникает такая необходимость, притормаживает колеса, обеспечивая эффективный набор скорости. Иными словами, даже если вы «утопите» педаль газа в пол, ASR не даст жечь резину и заниматься шлифовкой асфальта.


Сегодня автомобили оснащают даже приборами ночного видения

Фото

Главное назначение ASR - обеспечение устойчивости авто при резком старте или же при движении в гору по сколькой дороге. «Прокрутка» колес нивелируется благодаря перераспределению крутящего момента силовой установки на те колеса, который в данный момент имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Для ASR действуют определенные ограничения. К примеру, она работает исключительно на скоростях, не превышающих 40 км/ч.

Недостатки

Нельзя не сказать и о некоторых недостатках данной системы. Так, ASR будет очень мешать опытным водителям, пытающимся вытащить застрявшую машину «в раскачку». Система будет не к месту и не ко времени притормаживать и сбрасывать газ. Известны случаи, когда антипробуксовочная система настолько «душила» двигатель, что автомобиль вообще не мог двигаться.

Или вот, к примеру, активные драйверы. Им ASR вставляет палки в колеса при управляемом заносе, контролируя этот занос тягой. Но это не идет ни в какое сравнение с той пользой, которую приносит система: она блокирует дифференциал, притормаживает колесо, загруженное в повороте, и уравнивает скорость вращения колес, позволяя максимально эффективно использовать крутящий момент «сердечка» автомобиля.

Многие автопроизводители сегодня забывают о стрит-рейсерах и делают ASR неотключаемой. Но разве наших изобретательных водителей может что-то остановить? Они просто извлекают предохранитель и потакают своим амбициям гонщика. Однако тут есть и свое «но»: если вы уверены в том, что ASR помешает вам посадить на поводок скорость, мы напоминаем, что данную систему используют в болидах Формулы 1.

EBD - распределяем тормозное усилие

EBD (electronic brake distribution ), или EBV - это активная система безопасности авто, отвечающая за распределение тормозного усилия между всеми колесами. Снова-таки, EBD всегда работает параллельно с основополагающей ABS.

Примечательно, что EBD начинает действовать до реакции ABS, или же страхует последнюю в том случае, если она неисправна. Так как эти системы тесно связаны и всегда работают в паре, то в каталогах очень часто можно встретить обобщающую аббревиатуру ABS+EBD.

Благодаря EBD мы получаем оптимальное сцепление колес с дорогой, значительно повышенную курсовую устойчивость авто при экстренном торможении, а также гарантию того, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критической ситуации. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля относительно дороги и загрузка транспортного средства.

Brake assistant - безопасное торможение

Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS ) представляет собой активную систему безопасности автомобиля, которая работает в одной упряжке с ABS и EBD. Она включается в момент экстренного торможения, когда водитель недостаточно сильно, но довольно резко нажимает на педаль тормоза. Brake Assist самостоятельно измеряет усилие и скорость нажатия на педаль и, если необходимо, немедленно повышает уровень давления в тормозной магистрали. Это дает возможность торможению быть максимально эффективным и значительно сократить тормозной путь.


Brake Assist

Фото

Система умеет различать панические действия водителей или же те моменты, когда они довольно продолжительный отрезок времени давят на тормозную педаль. BAS не будет вступать в работу при резких торможениях, которые входят в разряд «прогнозируемых». Многие считают, что эта система является помощником в основном для представительниц слабого пола, ведь у милых дам иногда попросту не хватает сил для осуществления экстренного торможения. Потому в критической ситуации им на помощь приходит система Brake Assist, которая и «дожимает» тормоз до максимального замедления.

EDL: блокируем дифференциал

EDL (electronic differential lock ), которую еще называют EDS , - это система, отвечающая за блокировку дифференциала. Этот электронный помощник дает возможность повысить общую безопасность автомобиля, улучшить его характеристики тяги при неблагоприятных условиях, облегчить момент трогания, обеспечивает интенсивный разгон, а также движение на подъем.


Фото

Система блокировки дифференциала определяет угловую скорость каждого из ведущих колес и сопоставляет полученные результаты. Если угловые скорости не совпадают, например, при пробуксовке одного из колес, EDL подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока скорость его вращения не сравняется со скоростью другого ведущего. Если разность частот вращения достигает отметки в 110 оборотов в минуту, система включается автоматически и действует без каких-либо ограничений на скоростях до 80 км/ч.

HDC: контролируем тягу во время спуска

HDC (hill descent control ), а также DAC и DDS - электронная система контроля тяги для спуска со скольких и крутых уклонов. Функционирование системы осуществляется через подтормаживание колес и «удушение» силового агрегата, однако при этом действует фиксированное ограничение скорости в пределах 7 км/ч (при заднем ходе скорость не превышает 6,5 км/ч). Это пассивная система, которая как включается, так и выключается самим водителем. Регулируемая скорость при спуске в полной мере зависит от первоначальной скорости автомобиля, а также от включенной передачи.


Фото

Система, контролирующая скорость, позволяет отвлечься от тормозной педали и сосредоточиться исключительно на управлении. Этой системой комплектуются все полноприводные транспортные средства. HDC, в автоматическом режиме включающая стоп-сигналы, отключается сразу после того, как скорость автомобиля переваливает за отметку 60 км/ч.

HHC - облегченный подъем

В отличие от системы HDC, помогающей водителям спускаться с крутых склонов, HHC (hill hold control ) предотвращает откат машины при движении в гору. Альтернативными названиями данной системы безопасности являются USS и HAC .


Фото

В тот момент, когда водитель перестает взаимодействовать с педалью тормоза, HDC продолжает удерживать высокий уровень давления в тормозной системе. Лишь в тот момент, когда автомобилист достаточно сильно нажмет педаль газа, давление снижается, и автомобиль начинает движение с места.

ACC: в круиз на автомобиле

ACC (active cruise control ) является адаптивным круиз-контролем, используемым для поддержания заданного скоростного режима автомобиля и контроля безопасной дистанции. PBA (predictive brake assist ) является прогнозирующей системой торможения, которая работает совместно с адаптивным круиз-контролем.


Круиз-контроль

Фото

Если расстояние до впереди идущего авто сокращается, система начинает притормаживать до тех пор, пока дистанция не восстановится до заданного уровня. Если же впереди идущий автомобиль начинает отдаляться, ACC начинает прибавлять скорость.

PDC - парковка под контролем

PDC (parking distance control ), в простонародье Parktronik - система, использующая ультразвуковые сенсоры для определения расстояния до препятствия и позволяющая контролировать дистанцию при парковке.


Парктроник

Фото

О том, насколько велико расстояние до ближайшего препятствия, водителя информируют специальные сигналы, частота которых изменяется при сокращении дистанции - чем ближе автомобиль к опасному участку, тем короче паузы между отдельными сигналами. После того, как до препятствия остается 20 см, сигнал становится непрерывным.

ESP - гарантия курсовой устойчивости

У системы ESP (electronic stability program ), наверное, больше всего альтернативных названий, в которых и черт шейку бедра сломит: ESC, VDC, DSTC, VSC, DSC, VSA, ATTS или Stabilitrac . Данная активная система безопасности отвечает за курсовую устойчивость автомобиля и работает вместе с ABS и EBD.

В тот момент, когда возникает опасность заноса, на сцену выходит ESP. Проанализировав скорость вращения колес, давление в тормозной магистрали, положение руля, угловую скорость и поперечное ускорение, ESP за каких-то 20 миллисекунд вычисляет, какие колеса необходимо притормозить и насколько нужно снизить обороты двигателя для того, дабы стабилизировать авто.


Фото

Электронные системы безопасности вовсе не превращают наши автомобили в высокоинтеллектуальных роботов, которые смогут проделать всю работу за водителя. Краеугольным камнем в этом случае пока остается водитель, который должен уметь трезво оценивать дорожную ситуацию, свои возможности и возможности своего автомобиля. А, как известно, опасней иллюзии, чем иллюзия собственной неуязвимости, не существует.