Уход за аккумулятором автомобиля. Наиболее распространенные АКБ

Подавляющее большинство автомобилистов не уделяют аккумулятору (АКБ) абсолютно никакого внимания, и вспоминают о нем лишь когда он полностью разрядился или вовсе вышел из строя. Современные батареи могут похвастаться высоким качеством и выносливостью, но как вы знаете, ничто не вечно и даже эти доведенные до совершенства устройства способны выходить из строя или давать сбой в самый не подходящий для этого момент.

Для того, чтобы этого не произошло, за аккумулятором необходимо ухаживать и соблюдать определенные несложные правила эксплуатации которые позволят продлить его срок службы и свести к минимуму вероятность отказа. В данной статье я расскажу об этих правилах для того чтобы вы могли правильно ухаживать за аккумуляторной батареей своего автомобиля.

Уровень электролита

Электролит очень важен для полноценного функционирования АКБ, каждый уважающий себя и свой автомобиль водитель обязан регулярно следить за его уровнем, особенно в летний период. Проверка уровня электролита в жаркие летние дни нужно производить не реже чем раз в неделю максимум в две. Кроме того нужно следить, чтобы плотность электролита была в пределах нормы (при помощи ареометра) подробнее об этом можно прочесть .

Чистота - залог успеха!

Как бы удивительно это не звучало чистота для аккумулятора важна не меньше чем уровень и плотность электролита. Речь идет непосредственно о клеммах и околоклеммном пространстве, продукты окисления, посторонние жидкости, или другие элементы которых не должно быть в непосредственной близости возле аккумуляторных клемм - способствуют его быстрой разрядке и приводят к преждевременному старению батареи. Потому не рекомендую доводить клеммы до такого состояния, лучше лишний раз открыть капот и смахнуть пыль при помощи сухой тряпки. Более сложные загрязнения хорошо удаляются при помощи нашатырного спирта. Перед тем как приступить к чистке аккумуляторных клемм обязательно отключите провода напряжения и оденьте средства защиты (резиновые перчатки, защитные очки, фартук и т. д.).

Правильная зарядка аккумулятора

Каждый опытный водитель знает, что продолжительность жизни аккумулятора зависит от правильности его зарядки. Общие правила знают почти все, а вот о тонкостях - лишь "продвинутые или бывалые". Важно также понимать тот факт, что АКБ бывают разные и каждый из них нужно заряжать по-своему, для этого перед покупкой лучше ознакомиться с основными характеристиками и правилами эксплуатации.

Неправильная зарядка аккумуляторной батареи может привести к сокращению срока эксплуатации, преждевременному старению аккумулятора. Кроме того если зарядка батареи будет с нарушением рекомендованных производителем значений, часть электролита может испариться в результате вы рискуете надышаться ядовитыми испарениями, безвозвратно повредить банки, спровоцировав процесс сульфитации.

Длительное хранение

Когда автомобилем по каким-то причинам перестают пользоваться на протяжении длительного времени, необходимо обеспечить оптимальные условия в которых аккумуляторная батарея будет храниться без потери своего ресурсы и емкости. Длительное хранение АКБ требует соблюдения некоторых правил:

  1. Аккумулятор должен быть максимально заряжен перед тем как на долгое время "законсервируется".
  2. Также правильное хранение требует соблюдения температурного режима, это позволит минимизировать расходы электролита, также недопустим перегрев АКБ.
  3. Два раза в месяц производите подзарядку аккумулятора и при необходимости доливайте электролит.

Ну, пожалуй все, соблюдения этих незамысловатых правил будет достаточно для того, чтобы ваша аккумуляторная батарея прослужила вам правдой и верой не один год. Не пренебрегайте этими правилами и у вас никогда не будет проблем с неожиданно севшим или "умершим" аккумулятором. Каждое из вышеперечисленных правил неоднократно подтверждало свою важность и действенность, поэтому будьте бдительны и не ленитесь соблюдать их.

Наверное, каждый пользователь сталкивался с проблемой, когда его смартфон крайне быстро терял заряд. Самое неприятное в такой ситуации является то, что невозможно рассчитать, сколько еще устройство сможет выдержать под нагрузкой.

В такой ситуации становится уже бессмысленно говорить о том, какой у смартфона мощный процессор, или же сколько у него оперативной памяти. Ведь неспособность мобильного устройства держать заряд сводит на нет любой плюс его характеристик.

К сожалению, технологии развития портативных аккумуляторов отстает намного по сравнению с остальными комплектующими смартфона. Для этого, пользователю стоит крайне трепетно относится к эксплуатации аккумулятора, чтобы тот сохранял свои возможности на долгое время.

Конечно, сейчас существует масса способов заряжать телефон, без того чтобы клиент использовал какие-нибудь неудобства, такие как: беспроводные зарядные устройства и Power Bank-и разной мощности. Но, стоит заметить, что неправильное использование такого вида зарядки, незамедлительно приводит к ухудшению самого аккумулятора устройства.

Как правильно ухаживать за аккумулятором умного телефона

В обществе все еще существует миф, что аккумулятор надо полностью заряжать до 100%, а потом использовать до тех пор, пока тот не разрядиться полностью что приведет к отключению телефона.

Вставьте сюда ваш текст или добавьте ещё текстовые блоки. Вы можете добавлять сколько угодно текстовых блоков, заголовков, фотографий и фраз.

Все современные мобильные телефоны используют литий-ионные аккумуляторы, для которых полный заряд и разряд является очень вредным явлением. Вместо этого лучше всего использовать частые, короткие зарядки, каждый раз избегая полного заряда.

Оптимальный заряд аккумулятора является 40%-80%, использование устройства в рамках этого заряда обеспечит долгосрочную службу и использование телефона.

Частые разряды

Специалисты не рекомендуют оставлять полностью разряженную батарею на внушительный срок. Если все же такое случилось, то пользователю стоит смириться с тем, что его смартфон будет держать заряд намного меньше, если же срок оставления батареи является крайне большим, то аккумулятор может полностью потерять свою емкость.

Полная зарядка:

Так же как и в случае с разрядкой, полная зарядка батареи приводит к потере емкости. Оставлять полностью заряженный телефон на длительное время, приведет к сокращению время службы батареи.

Воздействие температуры

Высокая температура негативно сказывается на здоровье аккумулятора. Если регулярно, в течение года подвергать батарею к температурам выше 55 градусов Цельсия, то аккумулятор потеряет больше 80% своей емкости.

Низкая температура воздействует аналогично на емкости батареи, так что в холодное время года стоит быть крайне осторожным со своим девайсом.

  • Придерживание оптимального заряда в 40%-80%.
  • Избежание полной зарядки/разрядки телефона, до полного заполнения/потери заряда.
  • Краткие и частые зарядки;
  • Постоянное использование устройства, без длительных пауз в пару суток/недель/месяцев.
  • Избежание высоких и низких температур.

Не многие автолюбители следуют правилам использования аккумуляторов, но, несмотря на это, эффективность и продолжительность работы любого аккумулятора напрямую зависит от соблюдения нескольких важных условий.

Практически каждый автомобилист попадал в такую ситуацию, при которой автомобиль в морозное время года отказывался работать. В таких случаях, важное для машины оборудование в виде аккумулятора давало три-пять тихих оборотов и замолкало навсегда.

Именно в этот момент владельцы автомобилей понимают истинное значение аккумулятора, что не только двигатель приводит машину в движение, но и способствует этому аккумулятор, без которого о нормальной поездке можно забыть.

Перед началом обсуждения правил ухода за аккумулятором, необходимо разобраться в трех главнейших показателях, которыми обладает батарея:

Во-первых, это емкость. Она измеряется в ампер/часах и показывает на протяжении какого промежутка времени аккумулятор способен поддерживать определенную силу тока. К примеру, если емкость батареи равна сорока ампер/часам, то это значит, что он способен подавать ток равный одному амперу на период, продолжительность которого равна сорока часам (или же ток в 2 ампера на период в 20 часов и так далее).

Во-вторых - резервная мощность. Обычно этот показатель применяется только в Америке, но желательно быть в курсе его значения. Характеристика резервной мощности показывает водителю, на протяжении какого времени его аккумулятор способен подавать ток равный 25 амперам. То есть, простыми словами, сколько времени способен продержаться аккумулятор при неработающем генераторе.

В-третьих, пусковая мощность. Данный показатель рассчитывается при -18 градусах по Цельсию и показывает максимум мощности, которую аккумуляторная батарея может выдать за 30 секунд работы. Этот показатель служит наглядным примером того, насколько аккумулятор хорошо справляется с запуском двигателя в холодных условиях.

Уход за аккумулятором

Многие автомобилисты уверены, что аккумулятор сам по себе абсолютно не требует ухода, и бывают очень удивлены, узнав обратное. А ведь всего лишь соблюдение нескольких простых правил использования могут избавить владельца машины от потери большого количества времени и денежных средств.

Чтобы поддерживать аккумулятор в должном состоянии всего-навсего необходимо хоть изредка проверять уровень электролита. Его низкий уровень может означать, что аккумулятор перезаряжен. Обычно это происходит при неправильной работе генератора. В случае если уровень электролита низок только в одном элементе, то аккумулятор скорей всего выйдет из строя уже в ближайшее время. При этом в теплое время года он еще как-то сможет справляться с нагрузкой, но с приходом холодов, его можно будет выкидывать.

Раньше популярными были аккумуляторы, за которыми невозможно было следить из-за конструктивных особенностей. На таких аккумуляторах нельзя было открыть верхнюю крышку. Но их время прошло, так как регулярный осмотр автомобильной батареи избавляет водителей от многочисленных проблем в дальнейшем.

При доливании электролита в аккумулятор есть одна важная особенность. Дело в том, что при зарядке, уровень электролита немного увеличивается, поэтому при добавлении его в аккумулятор, обязательно учитывайте этот фактор. Ведь все мы в курсе, что бывает, если кислота попадает на кузов автомобиля или на поверхность самой батареи.

Зарядка аккумулятора

Совсем недавно аккумулятор можно было просто подключить на ночь к зарядному устройству и ни о чем не беспокоиться. Теперь же для правильной зарядки аккумулятора следует вычислить максимально эффективную скорость зарядки аккумуляторной батареи, иначе в будущем могут возникнуть различные проблемы в ее работе.

В совершенстве, ток, подаваемый от зарядного устройства к аккумулятору, должен быть равен 10% от его показателя емкости, измеряемого в ампер/часах. К примеру, если полностью разрядившийся аккумулятор имеет 20 ампер/часов емкости, то заряжать его стоит со скоростью в 5 ампер/часов на протяжении десяти часов. Крышки при этом должны быть сняты. Крайне не желательно увеличивать рекомендуемую скорость зарядки, так как это может привести к перегреву электролита или даже к его закипанию. В этом случае очень вероятно повреждение пластин, а использовать такой аккумулятор будет уже невозможно.

Если вы счастливый обладатель полностью герметичного аккумулятора с невозможностью открытия крышки, то его придется заряжать еще дольше. Входящая мощность тока на такой аккумулятор не должна превышать 2,5% от его номинальной емкости. Если взять, к примеру, такой же аккумулятор в 50 ампер/часов, то на его полную зарядку уйдет около 40 часов.

Самое основное правило тут - чем медленнее идет зарядка, тем лучше. Правда лучше не стоит заряжать аккумулятор дольше назначенного срока. Момент, когда нужно отсоединять зарядное устройство от аккумулятора, у всех разный. Кто-то вычисляет время исходя из емкости аккумулятор, а кто-то просто дожидается времени, при котором все начнет пузыриться. Лучше всего, конечно, провести один раз небольшие расчеты, чтобы аккумулятор прослужил как максимально долго.

Уход за аккумуляторной батареей заключается в периодическом осмотре батареи и поддержании ее в чистоте и в заряженном состоянии.

Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов на клеммах, а также неплотные соединения вызывают быстрый саморазряд аккумуляторной батареи, препятствуют надлежащей ее зарядке и ухудшают условия стар-терного запуска. Частое и длительное пребывание батареи в разряженном или даже полуразряженном состоянии вызывает сульфатацию пластин (покрытие кристаллами сернокислого свинца). Это приводит к снижению емкости батареи и к увеличению ее внутреннего сопротивления. При длительном пребывании в разряженном состоянии батарея в результате сульфатации полностью выходит из строя.

Для обеспечения правильной работы и долговечности аккумуляторной батареи необходимо прежде всего поддерживать в ней должный уровень электролита. При испарении электролита из его состава уходит вода, поэтому для пополнения убыли электролита следует доливать в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. Понижение уровня электролита также может вызывать сульфатацию обнаженных частей пластин.

Если нет дистиллированной воды, вместо нее можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Применять водопроводную воду нельзя ни в коем случае, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), которые разрушающе действуют на пластины аккумуляторной батареи.

При нормальной эксплуатации на автомобиле аккумуляторная батарея постоянно заряжается в процессе работы и не требует дополнительной зарядки. Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась (более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом), то ее следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 часа после разрядки.

При прекращении эксплуатации автомобиля на длительное время, во избежание порчи батареи от саморазряда и сульфатации пластин, ее необходимо снять с автомобиля и полностью зарядить на зарядной станции.

Хранить заряженную батарею с электролитом следует в прохладном помещении, по возможности при постоянной температуре не ниже минус 25° и не выше 0°, во избежание саморазряда и преждевременного выхода из стр"я бятарей из-за коррозии положительных пластин.

Бчтареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током нормального заряда.

На батареях же, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 15°С) ниже 1,230.

При остановке автомобиля менее чем на месяц нужно убедиться, что батарея заряжена, и отключить ее, отъединив один из проводов от клеммы.

Плотность электролита в батарее должна соответствовать климатическим условиям района работы автомобилей, указанным в таблице 9, учитывая температуру замерзания электролита согласно таблице 10.

При температуре электролита, отличной от 15°С, нужно делать поправку в соответствии с таблицей 10.

При эксплуатации автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 зимой во всех возможных случаях следует утеплять аккумуляторную батарею вой-

локом или сукном. На автомобилях ГАЗ-12, М-13, М-20 и М-21 аккумуляторную батарею можно не утеплять, так как она подогревается воздухом от двигателя.

При длительном пребывании автомобилей на открытой стоянке возникает угроза замерзания электролита. В этих случаях батарею следует подзаряжать для поддержания необходимой плотности электролита, указанной is таблицах 9 и 10.

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот аккумуляторную батарею снимают с автомобиля и ставят на нормальную зарядку током в 5 с. В конце зарядки, при непрекращающемся токе заряда, нужно доводить плотность до значений, указанных в таблице 9. Это делают в несколько приемов при помощи резиновой груши, отсасыванием электролита из элементов и доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,400. Промежутки между двумя добавка-ми воды или электролита должны быть не менее 30 минут.

Устанавливая аккумуляторную батарею на автомобиль, необходимо соблюдать правильную полярность клемм (положительная клем-ыа больше отрицательной).

Ежедневный уход.

Осмотреть аккумуляторную батарею ипри необходимости очистить ее от пыли и грязи.Электролит, пролитый на поверхность батареи,вытереть ветошью, сухой или смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареии наконечники проводов очистить, неконтактные части смазать техническим вазелином илисолидолом.

Проверить плотность крепления батареи.Барашки, притягивающие рамку крепления,следует затягивать туго от руки, без применения какого-либо инструмента, так как излишняя затяжка может привести к поломке бакабатареи.

Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с клеммами батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи клемм и образования трещин в мастике.

4. Прочистить вентиляционные отверстия батареи. Прочищать отверстия следует осторожно, так как под ними находятся отражательные пластины, которые можно повредить.

После каждой 1000 км пробега, но не реже чем через 10-15 дней зимой и 5-6 дней летом: 1) проверить уровень электролита во всех шести банках аккумуляторной батареи и. если нужно, долить дистиллированной воды;

проверить плотность электролита дляопределения степени разрядки батареи. Передпроверкой плотности, если производилась доливка воды или электролита в элементы батареи, нужно запустить двигатель и дать емупоработать для подзарядки батареи. При этомэлектролит перемещается и будет однородным;

проверить надежность присоединенияпроводов аккумуляторной батареи, а такжесостояние бака.

Один раз в месяц проверить нагрузочной вилкой состояние батареи по напряжению каждого элемента. Напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным в течение 5 секунд. Колебание напряжения в отдельных элементах не должно превышать 0,2 в.

Предупреждение:

Во время ухода за аккумуляторной батареей необходимо пользоваться только переносной лампой.

Применение открытого огня, а также замыкание элементов металлическими частямиможет вызвать взрыв гремучего газа, скопившегося в банках батареи.

Попавшую на кожу кислоту необходимобыстро вытереть насухо и нейтрализовать10-процентным раствором кальцинированнойсоды или смыть сильной струей воды.

Для того, чтобы аккумуляторная батарея вашего автомобиля прослужила вам долгий срок, необходимо постоянно ухаживать за ней, следить как за внешним, так и за техническим ее состоянием. Если вы хоть раз покупали новый АКБ для своей машины, то к нему обязательно прилагается инструкция, где четко и ясно прописаны все правила эксплуатации и ухода за данными элементами питания автомобиля.

Основные принципы ухода за аккумулятором автомобиля

Стоит отметить, что в настоящее время все больше появляется необслуживаемых батарей, что приводит к минимальным требованиям по уходу, но все же еще остается немало обычных аккумуляторов, которые нуждаются в регулярном обслуживании.

Внешний уход и чистота корпуса АКБ

Следите за тем, чтобы поверхность аккумулятора всегда была чистой. Чем сильнее загрязнения, тем быстрее происходит саморазряд. Особенно важно следить за тем, чтобы на верхней части в месте расположения клемм не было отложений пыли, грязи или иных инородных образований, которые могут навредить нормальной работе элемента.

Чтобы сохранить внешний вид в чистоте и порядке, необходимо регулярно протирать корпус чистой влажной салфеткой. Также, предпочтительно делать это смочив тряпку в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После чего, разумеется, протираем все насухо.

Своевременная зарядка батареи

Даже если ваш новый аккумулятор является необслуживаемым, то это вовсе не говорит о том, что его не нужно заряжать от устройства. Более того, для таких типов наоборот есть некоторые меры предосторожности.

  1. Во-первых, так называемые «лабиринты» отвода газов сделаны таким образом, чтобы допустить минимального испарения жидкости. Соответственно, отвод газов будет более медленным в отличие от обычной обслуживаемой батареи. Это говорит о том, что во время зарядки необходимо устанавливать более меньший ток, равный 1/20 от емкости батареи.
  2. Во-вторых, любой автомобильный аккумулятор не способен полностью заряжаться от генератора, поэтому его время от времени стоит «погонять» специальным зарядным устройством. Более подробную информацию можно прочесть здесь: .

Смазка клемм специальной смазкой

Думаю, многим владельцам приходилось видеть такую картину, когда на клеммах образовывался ужасный налет окиси. Чтобы этого избежать следует соблюдать три простых правила:

  1. Следить за затяжкой клемм, чтобы они не болтались и были зафиксированы как положено
  2. Соблюдать их чистоту
  3. Регулярно смазывать специальной смазкой или литолом при ее отсутствии

Длительное хранение

Если вы не эксплуатируете свой автомобиль, скажем, в зимнее время года, то аккумуляторную батарею лучше всего снять с машины и поставить на хранение. Для этого пункта также есть свои рекомендации.

Существует такое мнение, что чем ниже температура хранения АКБ, тем медленнее он разряжается. Все же, принято считать, что оптимальным является именно диапазон от 0° до -30 °C. Чтобы не допускать саморазряда, даже в таких условиях, рекомендуется заряжать батарею хотя бы раз в два месяца.

Контроль уровня электролита

Как уже говорилось выше, сейчас большинство аккумуляторов являются необслуживаемыми, поэтому доливать дистиллированную воду нет необходимости. Если же вы являетесь владельцем обычной батареи, то следить за уровнем обязательно.

При недопустимом остатке, доливать до максимальной отметки именно дистиллированную воду, так как именно она испаряется при активной эксплуатации автомобиля, особенно в жаркую погоду.