Восстановление кислотных аккумуляторов. Как восстановить автомобильный аккумулятор: ремонт своими руками Как разобрать автомобильный аккумулятор для ремонта

Автомобильный аккумулятор в большинстве своем предназначен для запуска двигателя автомобиля. Кроме того, аккумулятор поддерживает работу сердца автомобиля во время поломки генератора, и заряжает электроприборы (например, мобильный телефон) при выключенном двигателе. Принцип действия прибора заложен в выработке тока путем взаимодействия оксида свинца и серной кислоты (электролита).

Состав аккумулятора: Стандартная аккумуляторная батарея состоит из 6 элементов, мощностью 2 вольта каждый. Каждый из 6 элементов представляет собой набор решетчатых пластин из свинца, погруженных в емкость с электролитом.
Как правило, даже самые качественные аккумуляторы не служат вечно. Чаще всего устройства выходят из строя в летнюю пору из-за очень высокой температуры ().

Ремонт автомобильных аккумуляторов требуется при следующих неисправностях агрегата:

  • разбухание и деформация блоков пластин;
  • повреждение банок и/или корпуса батареи;
  • замыкание пластин, которое провоцирует осыпание активной массы;
  • сульфатация пластин аккумулятора, вызванная сильным разрядом батареи;
  • внутренний разрыв сети, вызванный механическим разъединением пластин с выводящими клеммами.

Что касается первой неисправности, то для восстановления работоспособности аккумулятора нужно заменить все пластины, поэтому проще и дешевле будет заменить агрегат новым.

Повреждение банок убирается путем их замены либо реставрации трещин любым известным способом. Но опять же целесообразным ремонт такой травмы АКБ не назовешь, потому что стоимость ремонта не будет сильно отличаться от стоимости нового аккумулятора.

Обнаружить короткое замыкание пластин в аккумуляторе очень легко, . Как правило, поломку нужно искать в сильно нагревающейся секции с малым количеством электролита. Замыкание чаще всего происходит, если аккумулятор находится в разряженном или наполовину разряженном состоянии на сильном холоде. Плотность электролита в разряженном аккумуляторе может опуститься до 1,09 г/см3, а замерзание вещества возможно уже при температуре -7 градусов, тогда как для замерзания полностью заряженного аккумулятора с плотностью электролита 1,28 г/см3 возможно при температуре -65 градусов по Цельсию. Эта поломка не подлежит ремонту, здесь требуется только замена пластин. Стоимость данной операции небольшая, но не все автосервисы соглашаются на такой ремонт авто аккумуляторов. Что касается самостоятельной замены пластин, то лучше этого не делать, потому что АКБ содержат в себе серную кислоту, а она очень токсична. Для работы с этой кислотой нужна подготовка, специальная аппаратура и комплекс защитных средств. Для того чтобы подготовка не нужна, лишь изучение особенностей ремонта.

Признаком осыпания пластин в АКБ есть темный цвет электролита. В отдельных случаях возобновить работоспособность аккумулятора можно промывкой пластин дистиллированной водой. Но если осыпавшихся частиц очень много, то механизм, скорее всего не восстановить.

Ремонт аккумулятора своими руками — инструкция

Рассмотрит процедуру десульфатации пластин, которую с легкостью можно сделать самостоятельно. Итак, ремонт и восстановление аккумуляторов, пострадавших вследствие отложений соли на пластинах (сульфатации) состоит из следующих процедур:

  1. Растворите десульфатирующую присадку в свежем электролите плотностью 1,28 г/см3. Четко соблюдайте пропорции, описанные в соответствующей инструкции к аккумулятору ().
  2. Залейте новый электролит в аккумулятор вашего автомобиля.
  3. Открутите пробки и подключите зарядное устройство. Заряжайте небольшим током. Следите, чтобы аккумулятор не грелся и не закипал. Уменьшите еще больше ток по достижению напряжения на клеммах от 13,8 до 14,4 вольт и замерьте плотность электролита. Еще через 2 часа еще раз замерьте плотность электролита. Если показания не изменились по сравнению с предыдущими показателями, то аккумулятор заряжен.
  4. Теперь доведите до оптимальной плотности электролит (1,28 г/см3), добавив электролит повышенной плотности или дистиллированную воду.
  5. После зарядки АКБ необходимо его разрядить, восстановив, таким образом, емкость механизма. Подключите к аккумулятору лампочку и, ограничив подачу тока, дождитесь понижения напряжения на клеммах до 10,2 вольт. Далее проведите расчет емкости АКБ. Для этого умножьте время разряда на ток разряда. Если емкость ниже номинальной, то проводите зарядку-разрядку до тех пор, пока она не восстановится.
  6. Все, ремонт аккумуляторов автомобильных на этом закончен. Добавьте немного десульфатирующей присадки, и все, батарею можно устанавливать в автомобиль.

Есть еще один способ восстановления аккумулятора, он более быстрый:

  1. Зарядите АКБ до максимума и слейте старый электролит. Промойте устройство несколько раз с помощью дистиллированной воды.
  2. Далее залейте минут на 40-50 специальный очищающий раствор, состоящий из аммиака и трилона.
  3. Слейте раствор и промойте полость батареи дистиллированной водой.
  4. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор.

Ремонт клеммы аккумулятора предусматривает восстановление их контакта с болтами аккумулятора.

Итак, ремонт и обслуживание аккумуляторов в отдельных случаях можно проводить и самостоятельно без особых хлопот, но сотрудники сервисов, как правило, имеют специальную подготовку для работы с данными механизмами.

Если у вас аккумулятор не держит заряд, перестал крутить стартер — не спешите его выбрасывать, в большинстве случаев его можно восстановить и он будет служить еще несколько сезонов. А если аккумулятор импортный, то он может пережить еще и новый, из дешевых конечно.Возможно, из-за неправильной эксплуатации и хранения с ним что-то произошло, разберем основные неисправности аккумуляторов и способы их ремонта.

Наиболее распространенной причиной неисправности старых аккумуляторов — засульфатированность пластин. При этом емкость аккумулятора значительно падает, иногда почти до нуля и естественно силы аккумулятора не хватает, для того чтобы крутить стартер.

Некоторые автолюбители сразу же обвиняют в этом стартер, но для стартера нужен хороший пусковой ток, 100 и более ампер. И если его нет, то уж извините — стартер здесь не причем. Если у вас нет прибора для проверки аккумулятора под нагрузкой — возьмите у соседа заранее исправный аккумулятор и попробуйте завестись от него.

Вторая причина — разрушение угольных пластин, осыпание пластин. Такой аккумулятор восстановить в некоторых случаях можно, но не всегда. Признаком неисправности есть — темный, почти черный электролит при зарядке.

Третья — замыкание пластин в какой-то секции. Обнаружить эту неисправность тоже не проблема, секция греется и электролит в секции, как правило, выкипает. Восстановление аккумулятора с такой неисправностью сложнее, иногда приходится менять пластины в этой секции, но все же дешевле, чем купить новый.

Следующая неисправность относится к разряду неправильной эксплуатации и хранении аккумулятора. Известно, что разряженный, или наполовину разряженный аккумулятор на сильном морозе может замерзнуть. И беда в том, что при замерзании происходит повреждение как самих пластин, так и корпуса аккумулятора.

В результате — многочисленные замыкания между пластинами, а при зарядке электролит очень быстро закипает. Такой аккумулятор восстановить уже невозможно. Поэтому, заботливые авто-владельцы зимой снимают аккумулятор и хранят где-то в теплом помещении.

Теперь, что касается восстановления аккумулятора. Начнем с более серьезных неисправностей — осыпание и замыкание пластин. Заряжать такой аккумулятор не стоит, это ничего не даст, а скорее наоборот. Сначала надо сделать промывку дистиллированной водой, до тех пор, пока оттуда не вымоется вся грязь. Не бойтесь аккумулятор переворачивать. Если мусора очень много, пластины сильно осыпались — скорее всего он безнадежен. Часто, устранив осыпавшиеся частички, короткое замыкание пропадает.

Итак, сама технология восстановления кислотного, свинцового аккумулятора:

1. Берем свежий электролит (плотностью 1,28 г/куб.см.) растворяем в нем десульфатизирующую присадку (присадке надо, чтобы раствориться, 2 суток). Все нюансы по присадке, сколько чего надо, исходя из объема аккумулятора — читайте в инструкции.

2. Заливаем в аккумулятор электролит, проверяем плотность ареометром, она должна быть номинальной 1,28 г/куб.см.

3. Выкручиваем пробки и подключаем зарядное устройство. Теперь нам надо сделать несколько циклов зарядка-разрядка, чтобы восстановить емкость аккумулятора. Заряжать будем маленьким током, примерно 1/10 часть от максимального. Сам аккумулятор не должен при этом греться и закипать.

При достижении напряжения на клеммах аккумулятора 13,8-14,4 В, ток заряда еще уменьшаем в 2 раза и замеряем плотность электролита. Если через 2 часа плотность не поменялась — можно считать его заряженным, и отключаем зарядку.

4. Теперь делаем корректировку электролита. Доводим плотность до 1,28 г/куб.см., т.е. номинальной, доливая дистиллированную воду или электролит повышенной плотности (1,40 г/куб.см.).

5. Следующий шаг — разрядка. Подключаем нагрузку (резистор или лампочку), и ограничиваем ток примерно до 1А, и 0,5А для 6 вольтового аккумулятора, ждем пока напряжение на клеммах не упадет до 10,2В, для 6-вольтового аккумулятора — 5,1В. Засекаем время с момента подключения нагрузки. Это важный параметр для измерения емкости аккумулятора. Ток разряда умноженный на время разряда — получаем емкость нашего аккумулятора. Если она ниже номинальной, то повторяем цикл заряда-разряда, пока емкость аккумулятора не приблизится к номинальной.

6. Все, процесс восстановления аккумулятора закончен, добавляем в электролит еще немного десульфатирующей присадки и закручиваем пробки. Такой аккумулятор способен прослужить еще не один год.

Есть еще один способ восстановления автомобильных аккумуляторов, более быстрый, в течении 1 часа. Он состоит в следующем:

Аккумуляторную батарею, на сколько можно, заряжают, затем сливают старый электролит и 2-3 раза промывают дистиллированной водой. Затем заливают специальный раствор, содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Ждем, время десульфатации составляет 40-60 минут, при этом видно как происходит реакция.

В некоторых случаях процедуру десульфатации надо повторить. По завершении ее — сливаем раствор и промываем 2-3 раза дистиллированной водой. Далее заливаем электролит, заряжаем батарею номинальным током…

И напоследок несколько советов по правильному уходу за аккумуляторной батареей.

Чтобы батарея долго служила — регулярно проверяйте, раз в несколько месяцев, уровень электролита и его плотность. Электролит выкипает, как правило, от перезаряда, или летом в жару, тогда надо доливать дистиллированную воду.

Зимой, в морозы, если есть необходимость ездить, подымите плотность электролита до 1,40 г/куб.см., но не более!

Заряжайте свой аккумулятор номинальным током — 0,1 от его емкости в ампер-часах, т.е. если его емкость 55А/ч, то заряжайте его током 5,5 ампер.

Не оставляйте аккумулятор на зиму в не отапливаемом гараже. Он может замерзнуть и прийти в негодность. Морозы в -20-25 градусов не каждый аккумулятор может выдержать, особенно если он разряжен.

Ремонт аккумулятора автомобиля, хотя еще и остается актуальной темой в автомобильном мире, все же она не настолько актуальна, чем, допустим, еще лет 10 – 15 назад.

Причин этому много. Это доступные цены на новые отечественные аккумуляторные батареи, большой их выбор, относительная их надежность при правильной эксплуатации, что в последнее время не может не радовать. И самое главное проведение такого ремонта требует определенной подготовки, наличия соответствующего оборудования и инструментов.

И, конечно же, во многих случает ремонт аккумулятора автомобиля себя просто не оправдывает, так как стоимость такого ремонта может достигать до 80% стоимости нового АКБ, поэтому проще купить новую аккумуляторную батарею и не мучиться со старой.

Однако еще есть водители, которые предпочитают ремонтировать аккумулятор автомобиля самостоятельно или отдавать его для ремонта в специализированные мастерские.

Какие основные неисправности аккумулятора автомобиля существуют, и стоит ли вообще пытаться их ремонтировать

  1. В результате неправильной эксплуатации, или не качественного АКБ может происходить осыпание активной массы внутри батареи. И хотя в современных аккумуляторах свинцовые пластины расположены на некоторой высоте над поверхностью дна, все же в результате активного осыпания может произойти короткое замыкание, что приводит к быстрому разряду батареи.
  2. Внешние повреждения корпуса аккумулятора автомобиля. Тут добавить нечего, корпус может быть поврежден по многим причинам. Но основная причина, это плохо закрепленное АКБ на штатном месте. А учитывая состояние наших дорог, то уже через несколько десятков километров, аккумулятор автомобиля можно будет выкидывать.
  3. Следующая причина, которая может привести к ремонту аккумулятора автомобиля, это сульватация пластин. Сульватация пластин возникает в результате полного разряда аккумулятора автомобиля в результате не правильной его эксплуатации.
  4. Следующая причина, это банальный обрыв внутренней сети самого аккумулятора. В результате разных факторов может произойти отсоединение пластин АКБ от самой клеммы.

Мы назвали основные четыре причины неисправности аккумулятора автомобиля, теперь давайте рассмотрим, стоит ли ремонтировать аккумулятор автомобиля при той или иной неисправности.

Короткие замыкания

При такой неисправности, проводить ремонт аккумулятора автомобиля не рекомендуется. Обычно такой ремонт проводится с помощью замены пластин и стоит он не дорого. Но такой вид ремонта требует серьезной подготовки самого мастера, а найти такого специалиста уже не так и просто. Второе, как уже говорилось выше, для того вида ремонта должно быть соответствующее оборудование. И третье, это серная кислота, которая очень токсична и опасна.

Повреждение сепараторов углом пластины, в результате короткое замыкание.

Но все же такой вид ремонта имеет право на жизнь, и если у Вас есть возможность сделать ремонт аккумулятора автомобиля таким способом, то можно попробовать.

Тем более фирм, которые предоставляют такую услугу по ремонту аккумулятора автомобиля предостаточно, но вот стоимость? Тут нужно все взвесить.

Внешние повреждения корпуса АКБ или механические повреждения банок аккумулятора

Как показывает практика проводить ремонт аккумулятора автомобиля с такими повреждениями не целесообразно и экономически не выгодно. Тут опять нужен высококлассный специалист и специальное оборудование. Проще купить новое АКБ, а это сдать на вторсырье. Во многих случаях это единственно правильное решение.

Обрыв внутренней сети аккумулятора

Для современных аккумуляторов такой вид проблемы теоритически существует, но практически встречается так редко, что нет смысла его описывать. Одно можно сказать, ремонтируется обрыв сети АКБ достаточно легко и не дорого. Поэтому если уж вам не повезло, и у вашего аккумулятора была выявлена такая неисправность, то такой ремонт есть смысл проводить.

Наиболее часто встречается проблема сульфирования пластин аккумулятора автомобиля

К сожалению, многие водители пренебрежительно относятся к правильной эксплуатации АКБ, за что впоследствии, и расплачиваются либо своим кошельком, либо своими нервами.

Но радует одно, что, как правило, ремонт аккумулятора автомобиля при такой неисправности проводить можно и даже нужно. Называется это одним словом — десульфация.

Обычно сульфирование пластин АКБ происходит в результате большого разряда батареи в результате многих причин. На пример забыли отключить массу в автомобиле или оставили включенным на ночь фары или приемник.

В общем, результат один, как правило, утром сразу автомобиль завести не удается, только после интенсивного заряда АКБ, но и то через 2 – 3 дня проблема может повториться. Значит это первые признаки сульфирования пластин.

Как провести правильный ремонт аккумулятора автомобиля при сульфировании пластин, разберем поэтапно

  1. Любой специалист Вам скажет, что в таком случае необходимо провесит контрольно-тренировочный цикл, КТЦ, и правильно скажет.
  2. При КТЦ происходит полный разряд батареи, а потом его заряд током, показатель которого равен десятой части емкости АКБ. К примеру, у Вас автомобильный аккумулятор емкостью 60 А.ч., значит, на приборе выставляем 6 Ампер. При зарядке АКБ следует обращать внимание на посторонние звуки, которые могут возникнуть в результате выхода из строя внутренних контактов. Если звуков нет, то аккумулятор зарядится нормально.
  3. После зарядки АКБ необходимо через 1 — 2 час, когда остынет электролит замерить его плотность и записать.
  4. Через сутки следует опять замерить плотность электролита. Если плотность электролита резко упала, то это указывает на то, что происходит сильный саморазряд батареи.
  5. В этом случае полностью до заряжаем аккумулятор автомобиля и производим замену старого электролита на новый.
  6. После этого повторяем КТЦ, так как указано в п. 1,2.

Вам понадобится

  • - готовый электролит
  • - дистиллированная вода
  • - ареометр
  • - зарядное устройство – например «Кедр» с автоматическим режимом цикл, исключающим перезарядку
  • - десульфатирующая присадка, добавляемая в электролит
  • - пипетка и маленькая клизма

Инструкция

Чаще всего из строя выводит неправильная эксплуатация. Простаивание в пробках с включенными фарами, вентилятором, магнитолой истощают его настолько, что повторный запуск двигателя становиться невозможным. Забывчивость водителей, оставляющих на длительное время включенными габариты – также приводят к проблемам при включении стартера .
Если у него снизилась емкость за счет длительной разрядки, сульфатации пластин – вернуть его к жизни поможет длительный зарядно-разрядный цикл.

«Реанимацию» следует начинать с промывки аккумулятора дистиллированной водой, вылив старый электролит. Перевернуть и вытрясти из него весь мусор. А дальше по пунктам:

Развести в электролите присадку и залить его в аккумулятор.

Подключить зарядное устройство (заливные пробки не закручивать!) и начать зарядно-разрядный цикл в автоматическом режиме.

Цикл проводить, пока напряжение на клеммах не достигнет 13,8-14,2 вольта.

Разрядить аккумулятор через подсоединенную лампочку до напряжения 10, 8 вольт.

Снова начать зарядно-разрядный цикл, отмечать время зарядки и величину зарядного тока. Перемножив, определить емкость аккумулятора. При достижении номинала емкости, восстановление закончить.
Эти операции помогут не только восстановить аккумулятор автомобиля для дальнейшей эксплуатации, но и научат правильно обращаться с ним в дальнейшем.

Источники:

  • восстановления аккумулятора

Причин "гибели" аккумулятора достаточно много, это может быть и засульфатированность пластин, пребывание на сильном морозе и многое другое. Чтобы "реанимировать" аккумулятор, нужно провести ряд действий, которые помогут восстановить его работоспособность.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - присадка;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство.

Инструкция

Оставьте на 48 часов, это необходимо, чтобы электролит выдавил лишний воздух, а хорошо растворилась. Если после этого не хватает объема жидкости, то долейте электролит до рекомендуемого уровня. Обычно на х стоит отметка, до которой должен быть налит электролит.

Подсоедините и включите цикл "зарядка-разрядка". Это нужно для восстановления емкости аккумулятора, заряжать сразу нельзя. После своеобразной "реанимации", включите прибор в режим "зарядка". Включите ток около 0,1 А, не забывайте следить за напряжением на клеммах. Будьте внимательны, нельзя допускать нагревания или кипения электролита, если такое произойдет, уменьшите ток. Заряжайте до тех пор, пока ток на клеммах не достигнет 2,3 - 2,4 В на каждую из секций.

Уменьшите вдвое ток зарядки и оставьте аккумулятор еще на 2 часа. В это время плотность электролита и ток должны оставаться неизменными. Если после прокачки аккумулятора жидкости немного не хватает, долейте электролит или обычную дистиллированную воду.

Разрядите аккумулятор с помощью обычной лампочки. Повторите весь цикл работы с аккумулятором сначала. Его необходимо хорошенько прокачать. Если разрядка происходит очень быстро, попробуйте добавить еще немного присадки. Данный способ восстановления емкости и работоспособности поможет продлить жизнь аккумулятора на долгие годы.

Если во время зарядки электролит безнадежно закипает, можете смело выкинуть аккумулятор, ему уже ничего не поможет. Это же можно сделать и с перемороженным прибором, когда даже визуально можно заметить "распухшие" бока.

Аккумулятор является важнейшей частью автомобиля. Он приводит в движение стартер машины, необходимый для создания оборотов коленчатого вала, который заведет мотор. Автомобили оснащены специальным зарядным реле, которое заряжает батарею во время работы двигателя. Но разрядка аккумулятора все равно может произойти по ряду причин. Во время длительной эксплуатации батареи плотность электролита падает и приходиться восстанавливать аккумулятор.

Вам понадобится

  • - электролит с плотностью 1,27-1,29;
  • - зарядное устройство;
  • - ареометр;
  • - десульфатирующая присадка;
  • - дистиллированная вода.

Инструкция

Выверните пробки аккумулятора. При помощи ареометра измерьте плотность. После этого слейте электролит с батареи. Необходимо промыть его секции при помощи дистиллированной воды. Залейте в каждую горловину воду и через время вылейте ее. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вода не станет выливаться чистой, без угольных примесей и прочего мусора.

Залейте в аккумулятор новый электролит и добавьте десульфатирующую присадку. Теперь в течении двух суток ожидайте, пока присадка раствориться в электролите. За это же время произойдет удаление воздуха из секций батареи. После этого замерьте плотность и в случае необходимости добавьте электролит.

Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Пока не нужно заряжать его полностью. Выставите силу тока в 0,1 ампер. Разряжайте и заряжайте его при помощи выпрямителя. Это необходимо для обеспечения нормальной емкости. Делайте это до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет значения 13,8 Вольт. Следите за тем чтобы электролит не кипел и не нагревался. Это может привести к разрушению батареи. Далее уменьшите силу тока вдвое. Если при зарядке в течении нескольких часов напряжение на клеммах не измениться, прекращайте заряжать.

Долейте дистиллированную воду до необходимой плотности. После этого разряжайте аккумулятор до 10,2 Вольт. После этого проверяйте плотность, и заряжайте снова. Затем добавьте присадки в батарею. После этого аккумулятор можно использовать.

Полезный совет

В восстановленный аккумулятор, также как и в обычный, никогда не добавляйте электролит. Для доведения до необходимой плотности всегда используйте дистиллированную воду. Зарядку проводите на более низких токах.

Если вы имеете на руках не работающий аккумулятор, его можно попробовать восстановить. Конечно, в некоторых случаях, к примеру, если он перемерз и при зарядке электролит сразу же закипает, сделать это невозможно. При некоторых других неисправностях – засульфатированность, частичное разрушение угольных пластин – работоспособность АКБ можно восстановить.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство;
  • - маленький ареометр;
  • - тестр;
  • - десульфатирующая присадка.

Инструкция

Слейте электролит. Промойте дистиллированной водой. Потрясите, переверните, вытряхните весь мусор. Делайте это до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. Если этого не происходит, угольные пластины разрушены. Прекратите промывание - вашему уже ничто не поможет. Однако достаточно часто эта процедура помогает устранить замыкание пластин.

Следующий этап – устранение отложений солей на пластинах. Залейте свежий электролит. Добавьте . Оставьте АКБ на двое суток. За это время присадка растворится, пузырьки воздуха поднимутся на поверхность. При необходимости долейте электролит до номинального объема. Кстати говоря, присадку можно растворить заранее.

Снимите пробки, подключите зарядное устройство. На этом этапе предстоит «тренировка» т.е. зарядка и разрядка аккумулятора до тех пор, пока не восстановится его нормальная емкость. Выставьте ток зарядки приблизительно 0,1 А. Следите, чтобы электролит не нагревался. При необходимости уменьшите ток зарядки. Следите за напряжением на клеммах. Оно должно достигнуть 2,3-2,4 В на каждую секцию аккумулятора.

Уменьшите ток в два раза и продолжите зарядку. Если в течении двух часов напряжение на клеммах не меняется, зарядку прекратите. Доведите плотность до номинальной. Для этого долейте электролит или дистиллированную воду.

Подключите к аккумулятору лампочку, ток которой приблизительно равен 0,5-1 А. Разряжайте аккумулятор до получения значения напряжения на клеммах 1,7 В на каждую секцию. Если емкость не достигает номинального значения, повторите цикл зарядки и добавьте в электролит еще немного присадки. Закройте пробки. Работоспособность вашего аккумулятора восстановлена. В дальнейшем следуйте общим рекомендациям по обслуживанию АКБ.

Видео по теме

Большинство автомобилистов, радуясь, что худо-бедно аккумулятор отслужил гарантийный срок, избавляются от него. Быстрая потеря емкости, частая подзарядка – говорят, как им кажется, о приближающейся кончине батареи. Так ли это на самом деле, и можно ли восстановить автомобильный аккумулятор?

Вам понадобится

  • - зарядное устройство;
  • - аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия);
  • - дистиллированная вода;
  • - свежий электролит.

Инструкция

В практике умельцев применяется несколько способов восстановления работоспособности аккумуляторов. Среди них, например: перезаряд малым током и лечение аккумулятора с глубоким разрядом. Эти способы требуют практически неотлучного присутствия человека и занимают много времени – до нескольких суток.

Электрохимический способ восстановления автомобильного аккумулятора проводится с помощью специального зарядного устройства. Батареи восстанавливаются при заряде их асимметричным током. Этот способ позволяет восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, а также проводить профилактическую обработку исправных АКБ.

Наиболее радикальный и быстрый способ восстановления автомобильного аккумулятора – химический. Для проведения химического восстановления емкости вам понадобится аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия), который содержит 2% трилона Б и 5% аммиака.

Перед тем как приступить к химическому восстановлению, полностью зарядите аккумулятор. После этого аккуратно, с соблюдением мер предосторожности, вылейте из него весь электролит. Затем промойте, желательно дистиллированной водой на 2-3 раза.

В тщательно промытый аккумулятор залейте приготовленный аммиачный раствор трилона Б. Оставьте аккумулятор в таком состоянии на десульфатацию, которая будет сопровождаться выделением газа и образованием мелких брызг. Через 40-60 минут газообразование прекратится, что будет свидетельствовать о завершении процесса.

Слейте раствор и снова промойте 2-3 раза аккумулятор дистиллированной водой. Залейте в банки электролит стандартной плотности и поставьте на зарядку до номинальной емкости. Всё. Еще 2-3 года восстановленный аккумулятор послужит.

Аккумуляторы бывают:

  • Кислотные;
  • Щелочные;
  • Гелевые.

Кислотный аккумулятор наиболее популярный. Пластиковый короб разделен на шесть секций, внутри которых находятся балки, наполненные серной кислотой с дозой воды, и свинцовые пластины, с положительным и отрицательным зарядом. Пластины установлены поочередно – положительный/отрицательный заряд, между ними стоит сепаратор, исключающий случайное соприкосновение друг с другом. АКБ выполняет роль хранилища, а энергия поступает на специальные клеммы, превращаясь в химическую реакцию. При первичном запуске авто, АКБ теряет заряд энергии, которая восполняется через некоторое время. В заряженном состоянии серная кислота находится в электролите на положительных электродах, а в разряженном – в виде сульфата на отрицательных электродах.

Причины и устранение разрядки АКБ

Внешнюю причину неисправности легко обнаружить при осмотре: соединение с бортовой сетью нарушается из-за окисления клемм или из-за повреждения пластикового корпуса (трещины или пробоины механического характера). При серьезных неисправностях починить и пользоваться аккумулятором можно, только если он относится к обслуживаемым АКБ. Окись на клеммах легко удалить, а трещины запаять, предварительно слив весь электролит. Дополнительная промывка батареи может затянуться на месяц, так как после сливки электролита в него заливают дистиллят, промывают, и ставят заряжать. Более быстрая химическая промывка проводится при помощи аммиачного раствора и «Трилона Б». Перед процедурой с разряженного аккумулятора сливают электролит, а аммиачный раствор, добавленный после предварительной промывки дистиллятом, будет кипеть. После кипения, раствор сливают, коробку промывают, заряжают по новой.

Хуже, если повреждены сами пластины: сульфатация – снижение мощности, перегрев, закипание электролита или осыпание намазки с замыканием свинцовых пластин. Удалить неисправность в таких случаях практически невозможно. Именно неправильное обслуживание АКБ (долгий заряд, или, напротив, недостаточный) приводит к необратимым нарушениям.

Чтобы удалить беловатый налет окисления, используйте ветошь, а затем аккуратно зачистите контакты при помощи наждачной бумаги.

Второй шаг – полная зарядка батареи с последующей разрядкой (цикл заряд-разряд при емкости батареи 60Ач при напряжении не более 3,6А). Если все сделано правильно, плотность АКБ должна составлять 1,27. После полной зарядки используют автомобильную лампу накаливания для контрольного разряда. Мощность лампы должна соответствовать емкости батареи. При правильной разрядке, напряжение в клеммах должно понизиться до отметки 10,2 В. Затем вновь поставьте аккумулятор на заряд, на этот раз окончательный.

Более щадящий метод – снабжение АКБ энергией при помощи минимальных зарядов тока. Для этого необходимо иметь специальный генератор.

Если батарея вздулась на морозе, то восстановлению не подлежит, только полная замена. Чтобы проблем с авто не возникало, раз в шесть месяцев проводите полноценную зарядку АКБ.

Есть несколько причин, по которым ёмкость аккумулятора преждевременно начинает падать. Основная – это сульфатация пластин, которая растёт от частых недозарядов, глубоких разрядов или длительно хранящихся разряженных аккумуляторов. Порой восстановленные батареи, особенно из сегмента бюджетных, могут прослужить дольше, чем только купленные. Из данной статьи вы узнаете причины деградации аккумуляторных батарей, что позволит вам в дальнейшем правильно эксплуатировать их, значительно продлевая жизнь.

Почему деградируют аккумуляторы?

Каждый цикл заряда-разряда аккумуляторной батареи наносит разного рода структурные повреждения пластинам. В результате этого ёмкость аккумулятора постепенно снижается и с каждым разом это происходит всё больше, а она разряжается всё быстрее.

Как же происходит такой процесс деградации? Детальное изучение под электронным микроскопом выявило, что аккумуляторные батареи деградируют по принципу, схожему с распространением коррозии по металлу. Конкретнее она начинается в разных точках периметра пластин, а потом разрастается на всю поверхность. Если бы удалось получить точную карту распространения эрозии по материалу, тогда можно было бы разработать методы борьбы с данной проблемой, что в дальнейшем бы способствовало улучшению производительности аккумуляторных батарей.

Исследования показали, что аккумулятор разряжается значительно быстрее при эксплуатации на высоком напряжении. Например при 4,3 В батарея деградирует медленнее, чем при 4,7 В. Данная проблема и далее рассматривается более детально путём изучения химических реакций, происходящих в аккумуляторах.

Способы восстановления кислотных аккумуляторов

Начнём с наиболее серьёзных неисправностей и методов борьбы с ними. Аккумуляторную батарею с проблемой осыпания и замыканием пластин заряжать совершенно противопоказано, так как это не только не даст положительных результатов, но и, наоборот, ускорит процесс. Сначала нужно слить электролит, промыть ёмкости дистиллированной водой, пока вся грязь не будет вымыта. Тщательно проводите процедуру и не бойтесь переворачивать батарею. Если пластины осыпались очень сильно, на что указывает огромное количество мусора, тогда далее не стоит себя загружать бесполезной работой. Аккумулятору пора на покой. Но если же всё не так плохо, тогда продолжайте. Зачастую бывает так, что, устранив отпавшие частички, от короткого замыкания удается избавиться.

Далее необходимо провести десульфатацию пластин – удаление солевых отложений. Есть два способа её проведения. Первый – приобрести специальную десульфатизирующую присадку к электролиту. Второй – с помощью специального зарядного устройства. Если вы выбрали второй вариант, тогда уточните при покупке, предусмотрен ли в устройстве такой режим. Итак, перейдём к детальному рассмотрению технологии восстановления автомобильного кислотного аккумулятора.

1. Возьмите чистый электролит с плотностью 1,28 г/см3 и растворите в нём присадку для десульфатации. Это займёт двое суток. Касательно пропорций и других нюансов, вы всё сможете прочесть в инструкции.

2. Залейте электролит в батарею и проверьте плотность, она должна соответствовать вышеуказанному номиналу.

3. Выкрутите пробки банок аккумулятора и подключите зарядное устройство. Далее проведите несколько циклов заряда-разряда, чтобы ёмкость аккумулятора пришла в норму. Заряжать нужно небольшим током, примерно 10% от максимально допустимого. Проследите, чтобы в это время аккумулятор не грелся и не закипал. Когда напряжение на клеммах батареи стабилизировалось в пределах 13,8-14,4 В, уменьшайте ток до 5%. Если через пару часов плотность электролита не изменилась, значит, аккумулятор зарядился, можно завершать процесс.

4. Теперь наступает время для корректировки электролита. Если плотность его не номинальна, нужно довести до 1,28 г/см3, долив дистиллированную воду (если плотность выше необходимой) или более плотный электролит (если плотность ниже).

5. Следующий этап – разрядка. Подключите нагрузку и ограничьте ток до 1 А, и 0,5 А для 6-вольтового аккумулятора. Подождите, пока напряжение на клеммах не понизится до 10,2 В, для 6-вольтовой батареи - 5,1 В. Засеките время, так как этот параметр важен для измерения аккумуляторной ёмкости. Она вычисляется путём тока разряда, умноженного на время этого разряда. Если она ниже нормы, повторяйте цикл, пока ёмкость не приобретёт номинальный показатель.

6. Процесс подошёл к концу. Добавьте ещё немного присадки в банки и закрутите пробки. Поздравляем, такой аккумулятор прослужит ещё несколько лет. Существует и более быстрый способ восстановления автомобильных аккумуляторных батарей. Это займёт около часа. Делать нужно следующее:

1. Зарядите аккумуляторную батарею по максимуму.

2. Слейте электролит.

3. Несколько раз промойте дистиллированной водой.

4. Залейте специальный раствор трилона Б с содержанием 2% трилона Б и 5% аммиака.

5. Ждите минут 40-60. Будет видно, как происходит реакция. Если случай тяжёлый, процедуру нужно будет повторить несколько раз.

6. Слейте раствор и снова промойте раза три дистиллированной водой.

7. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор номинальным током.

- чтобы аккумулятор прослужил дольше, проверяйте раз в квартал уровень и плотность раствора электролита. Он, как правило, выкипает от перезаряда или в жаркое время, следовательно, увеличивается и плотность. Доливайте дистиллированную воду, доводя её до номинала.

В зимнее время поднимите плотность немного выше номинальной, до 1,40 г/см3, только не больше.

Проводите зарядку батареи номинальным током - 0,1 от его ёмкости в ампер-часах. Например, если его ёмкость 55 А/ч, то заряжайте его током 5,5 А.

- не оставляйте зимой аккумулятор в гараже, который не отапливается. Он может замёрзнуть и стать непригодным для использования. Сильные морозы не каждый аккумулятор выдержит, особенно, если он старый или полностью разряженный.

Поддерживайте батарею в чистом состоянии, чтобы уберечь от утечки тока и других неожиданных неприятностей. Это увеличит его эксплуатационный срок.

Замена электролита

Посетить ближайший сервисный центр и выложить некоторую сумму денег, или заменить электролит самостоятельно – дело ваше. Но приятнее будет, конечно же, сделать это своими руками. На подготовительном этапе вам потребуется следующее:

Тара, куда будете сливать старый электролит.

Резиновая груша для отсасывания остатков электролита.

Зарядно-пусковое устройство с напряжением в 12 В.

Аэрометр, которым будете замерять плотность электролита.

Пластиковая или фарфоровая лейка (можно использовать самодельную).

Длинные резиновые перчатки с повышенной защитой.

Раствор электролита номинальной плотности.

Переходим непосредственно к самой процедуре:

1. Отсоедините аккумуляторную батарею от клемм и поставьте на ровную плоскость.

2. Снимите защиту и открутите крышки.

3. Резиновой грушей извлеките старый электролит.

4. Если электролит попал на открытые участки тела, немедленно промойте их мыльным раствором.

5. Промойте содержимое баночек дистиллированной водой до полнейшего удаления старого серного раствора.

6. Протрите чистой ветошью насухо.

7. Вскройте новый флакон с раствором и залейте до уровня пластмассовых фишек.

8. Замеряйте плотность электролита ареометром, она должна быть номинальной - 1,28 г/см3.

9. Подключите аккумулятор к зарядному устройству, и так, путем цикла «зарядка-разрядка», до полного восстановления плотности. Сила тока должна быть не более 0,1А.

Что делать в том случае, если аккумуляторная батарея неразборная? Всё достаточно просто. Выполняйте те же действия по порядку, что описаны ранее, только необходимо вычеркнуть пункт 2. На этом этапе возьмите дрель со сверлом 12 или 14 и над каждой банкой просверлите отверстия. Иного пути попросту нет, но слить старый электролит всё же нужно. После пункта 9, вырежьте небольшие пластмассовые круги чуть больше диаметра проделанных отверстий и разложите равномерно над ними. Газовой горелкой расплавьте пластмассу, чтобы она запечатала ёмкости максимально плотно, дабы не был разлит серный кислотный состав. Это может разрушить пластины, что приведёт к полной непригодности батареи.