Правила безопасного вождения автомобиля. Безопасное вождение по городу

За время обучения в автошколе мы все приобретаем самые, что ни на есть, первоначальные навыки вождения. Этого более или менее достаточно, чтобы сдать экзамен в ГИБДД, но этого ой как недостаточно для уверенного управления автомобилем в реальных условиях. Вот теперь-то и начинается настоящая учёба! Каждый день, впитывая в себя приобретаемые на дороге знания, новичок постепенно превращается в опытного водителя.

Курс «Основы безопасности» рассчитан на то, чтобы подготовить вас к вождению в сложных дорожных условиях хотя бы теоретически.

1. Как держать безопасную дистанцию и безопасный боковой интервал.

Знакомая всем картинка: тот, кто ехал впереди, затормозил, тот, кто ехал сзади, не успел среагировать. В 99,9% случаев виноват тот, кто ехал сзади. И обвинение будет стандартным – несоблюдение безопасной дистанции.

Так какой же она должна быть, эта самая безопасная дистанция? Правила не содержат никакого численного значения, да и не могут содержать. Безопасная дистанция зависит от множества причин и в каждом конкретном случае определяется водителем самостоятельно.

Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. На сухом покрытии дистанция одна, на скользком – другая. Опытный водитель, даже двигаясь «бампер в бампер», никогда не ударит едущего впереди. Новичок же может стать виновником ДТП, держа увеличенную дистанцию.

Конечно, существуют некоторые известные рекомендации. Например, на сухой дороге дистанция (в метрах) должна быть не менее половины скорости (в км/час), а на скользкой дороге – не менее абсолютного значения скорости. То есть при движении со скоростью 60 км/час на сухой дороге дистанция должна быть не менее 30 метров, на скользкой дороге – не менее 60 метров. Знать и использовать такую рекомендацию, безусловно, не вредно. Однако в реальной действительности всё происходит несколько иначе.

В процессе движения каждый из нас невольно осуществляет постоянный мониторинг дорожной ситуации, компьютер внутри нас анализирует поступающую информацию и выдаёт результат – сигнал опасности, нам страшно! Водитель инстинктивно увеличивает дистанцию, чтобы избавиться от неприятного чувства тревоги. В этом смысле у всех водителей безопасная дистанция одна и та же – когда не страшно.

Но всё-таки, держать безопасную дистанцию, ориентируясь только на «страшно-нестрашно», как-то уж очень субъективно и совсем ненаучно. А что по этому поводу говорит наука?

Каждый раз, когда водитель обнаруживает препятствие на дороге, дальнейшие события развиваются следующим образом:

– глаза сообщают информацию в головной мозг;

– головной мозг тут же сигналит спинному мозгу;

– спинной мозг командует определённым группам мышц, и ваша правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза.

Это время (от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента начала нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя .

Экспериментально установлено, что время реакции у разных людей разное и оно может изменяться в пределах от 0, 4 до 1, 6 секунды. (Начинающему водителю лучше считать, что это именно у него время реакции – 1, 6 секунды).

Но и это ещё не всё. Инженеры измерили время срабатывания гидравлического привода тормозов, и оно, как выяснилось, может достигать значения 0,4 секунды. То есть тормозные механизмы могут срабатывать с опозданием в 0,4 секунды после того, как водитель начинает давить на педаль тормоза.

И всё это время

(целых 2 секунды после того, как у едущего впереди вспыхнули стоп-сигналы)

ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!

И только по истечении 2-х секунд начнётся собственно торможение!

Получается, что на сухом асфальте безопасной дистанцией может считаться расстояние, которое проезжает автомобиль за 2 секунды.

При скорости 60 км/ч – это чуть более 33 метров, а при скорости 90 км/ч – ровно 50 метров.

И про эти 2 секунды на экзамене спрашивают:

И про время реакции тоже спрашивают:

Что понимается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Комментарий к задаче

Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза – это только одна из составляющих общего времени реакции водителя. Сначала глаза сообщают информацию в головной мозг, затем головной мозг общается со спинным, спинной мозг командует мышцам, и только потом начинается перенос ноги с одной педали на другую.

Так что правильный ответ – второй.

Начинающие водители ещё не умеют безошибочно отслеживать дорожную ситуацию. Тем более, что всё их внимание сосредоточено на самом процессе управления – ещё не наработана мышечная память – ноги путают педали, а руки «не помнят» где какой рычаг. Любой из нас на первых порах вместе с положительными эмоциями испытывает и постоянный стресс. Естественная реакция – отодвинуть от себя подальше всех остальных участников движения. Хорошо, если бы их вообще тут не было!

Вынужден вас разочаровать. При сегодняшней жизни вам не удастся постоянно держать комфортную дистанцию. Освободившееся жизненное пространство тут же займут продвинутые коллеги. Так что с первых шагов вам придётся ездить в условиях, когда расстояние до движущегося впереди транспортного средства будет пугающе малым. Особенно в «пробках».

В связи с этим хочу дать несколько советов.

Вам повезло – синий Опель, едущий перед Вами – «прозрачный». Сквозь него прекрасно видно, что происходит дальше на дороге.

Следите за тем автомобилем (который перед Опелем), и как только у него загорятся стоп-сигналы, можете начинать притормаживать. Ещё секунда, и стоп-сигналы вспыхнут у Опеля, но Вы уже к этому готовы.

Но можно и так – сдвигайтесь слегка влево в пределах своей полосы и контролируйте развитие событий впереди. По крайней мере, левые стоп-сигналы у едущих впереди визуально легко определяются.

Наконец, есть ещё и такая возможность – следите за тенями автомобилей впереди Вас. Днём тени могут быть от солнца, ночью – от фонарей уличного освещения.

Если тени далеко впереди начали останавливаться, пора и Вам переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Теперь о безопасном боковом интервале.

Интервал (боковой интервал) – это расстояние между боками автомобилей. Важно соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к соседям, едущим в попутном с Вами направлении справа и слева, но во сто крат важнее соблюдать его по отношению к встречным транспортным средствам. Боковое касание при встречном разъезде неизбежно приводит к жутким последствиям. И здесь необходимо понимать следующее. При малых скоростях мы можем, как говорится, и в игольное ушко пролезть. Но чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

Да, вот ещё что. Чуть не забыл! Но вы, наверное, уже и сами поняли – если Ваш автомобиль «прозрачный», это создаёт комфортные условия тому, кто сзади. А, следовательно, вероятность того, что он «зевнет» и ударит Вас, резко снижается.

2. Как правильно «жать на тормоза».

Для того чтобы нам в будущем было легче понимать друг друга, давайте усвоим следующие три термина:

1. Путь, пройденный за время реакции водителя – это путь, пройденный от момента обнаружения опасности до начала принятия мер по её избежанию.

2. Тормозной путь – путь, пройденный от начала принятия мер до полной остановки.

3. Остановочный путь – путь, пройденный от момента обнаружения опасности до полной остановки.

То есть остановочный путь включает в себя и путь, пройденный за время реакции водителя, и, собственно, тормозной путь. А тормозной путь – это путь, пройденный автомобилем с момента срабатывания тормозов до момента полной остановки.

Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена природой. Временем срабатывание тормозного привода мы тоже не управляем. Эти составляющие общего остановочного пути не в нашей власти. А вот длина и траектория тормозного пути очень даже зависит от умелых или неумелых действий водителя.

Рассказываю о ДТП, которое произошло у меня на глазах.

Водитель красного автомобиля выезжает из двора и видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и через мгновенье оказывается на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались!

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс .

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

В сборнике ГИБДД есть задачки, где вас спрашивают именно о такой технике торможения:

Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Комментарий к задаче

Какой ответ правильный понятно – второй. Только не надо понимать выражение «…способом прерывистого нажатия на педаль тормоза» буквально. Это не значит, что нужно нажать – отпустить, нажать – отпустить.

Раз уж речь идёт о ситуации, когда требуется максимально сократить тормозной путь, значит, на тормоз надо давить и давить надо сильно. Но, не блокируя колёса! Как только водитель почувствует, что машина скользит, надо чуть ослабить нажатие на педаль и тут же снова усилить нажатие, и снова ослабить, если потребуется. И так до полной остановки. Это и есть способ прерывистого нажатия на педаль тормоза.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti lock breaking system – антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS .

И об этом на экзамене спрашивают:

Что такое – торможение двигателем.

Здесь в наших разговорах о технике безопасного управления автомобилем наступил момент, когда нам требуется уточнить одно очень важное условие.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с МКПП. Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей с механической коробкой перемены передач.

На сухой дороге с качественным покрытием блокировка колёс – событие маловероятное.

В то же время на скользкой дороге достаточно лёгкого нажатия на педаль тормоза, и колёса уже не катятся, а скользят.

В такой ситуации самое эффективное торможение – это торможение двигателем. А ещё лучше – комбинированное торможение, то есть одновременно и двигателем, и уже известным нам прерывистым нажатием на педаль тормоза на грани блокировки колёс. Правда в этом случае нажимать на педаль тормоза придётся не просто плавно, но ещё и нежно.

А торможение двигателем это означает всего лишь убрать ногу с педали газа. Причём убирать её надо тоже не рывком, а плавно уменьшая нажатие на педаль. Обороты двигателя начнут падать, и если до этого вы двигались на пятой передаче со скоростью 90 км/час, то постепенно на той же пятой поедете со скоростью 60 км/час. Но колёса при этом не скользят, а принудительно вращаются, и автомобиль по-прежнему управляем!

Переходите с пятой передачи на четвёртую, или даже сразу на третью, затем на вторую, а если потребуется, то и на первую передачу. Правая нога при этом на педали тормоза, всё время слегка притормаживает, и вот, наконец, скорость упала до вполне безопасной, и можно продолжать движение даже по такой скользкой дороге. Далее придётся «пилить» на второй передаче со скоростью пешехода, ну а что делать: «Тише едешь – дОльше будешь!».

Опытные водители любят торможение двигателем и в той или иной степени применяют его практически всегда.

Даже в самой безобидной ситуации, например, останавливаясь на красный сигнал светофора, опытные водители предпочитают не двигаться накатом на «нейтралке», а просто переносят ногу с педали акселератора на педаль тормоза, в таком режиме подъезжают к перекрёстку и только уже в непосредственной близости от стоп-линии переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

Особый случай – движение на затяжном спуске.

Тормозные диски легкового автомобиля при городском ритме езды нагреваются максимум до двухсот градусов. Это нежелательно, но вполне терпимо – тормоза остаются работоспособными.

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Такое может случиться, если на затяжном спуске катиться вниз на нейтральной передаче, всё время притормаживая, не позволяя автомобилю слишком разогнаться.

Тормоза можно поберечь, если спускаться, применяя торможение двигателем. Достаточно включить понижающую передачу (третью или вторую) и убрать ногу с педали акселератора. Автомобиль и рад бы разогнаться, но его сдерживает коленчатый вал двигателя, который не желает вращаться быстрее (вы же не давите на педаль акселератора, а в режиме холостого хода частота вращения коленвала все лишь 800-900 об/мин.). А при таких оборотах да на второй передаче автомобиль едет медленно.

На эту тему (движение на крутом спуске) в сборнике ГИБДД имеются две задачки, и, по крайней мере, одна их них требует небольшого комментария.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Комментарий к задаче

Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы». Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть.

Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, чтобы потом безопасно спуститься.

Ещё один особый случай – водная преграда.

При скорости движения (80 км/час и выше) вода попросту не успевает «убежать» от колеса.

В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин , шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым.

Такое явление ещё называют аквапланированием. При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!

Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, и колеса продавят воду!

Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.

Колёса – это, конечно, не лыжи, да и весит автомобиль поболее лыжника. Но если лужа глубокая, а скорость под 100 км/час, то скользить по водной глади можно и на автомобиле. Только это уже не удовольствие, а смертельная опасность.


Что будем делать, если под колёсами образовался «водяной клин», и началось аквапланирование?

1. Будем давить на педаль тормоза.

2. Ни в коем случае! Тормозить будем двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора. По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля. И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге.

Отсюда вывод – если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.

Но одного этого мало. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.

А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.

Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!

Что делать? Ждать пока они высохнут? Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, так и вообще колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?

Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно: занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза. От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

3. Скорость движения.

В идеальных условиях (при движении по сухому асфальту да в ясную погоду) водители могут смело двигаться со скоростью, разрешённой Правилами на данном участке дороги. Однако, если покрытие скользкое или видимость недостаточная, водители инстинктивно снижают скорость до такой, которая им кажется безопасной в данных конкретных условиях.

То есть в сложных дорожных условиях выбор безопасной скорости носит субъективный характер – каждый водитель решает сам для себя, с какой скоростью он далее поедет. И ориентируется в таком случае водитель уже не на показания спидометра, а на собственные ощущения. При этом непреложным остаётся универсальное правило:

В любых условиях безопасная скорость это такая, при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости!

Помимо этого необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор несовершенный. Многочисленные исследования подтвердили – в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости глаза обманывают нас и притом обманывают в сторону большей опасности!

В тумане кажется, что встречные автомобили едва ползут, и водитель слишком поздно начинает готовиться к встречному разъезду. А вот это уже по-настоящему опасно!

Лучше, если бы нам казалось, что они едут быстро, тогда мы бы заранее снижали скорость и увеличивали боковой интервал.

А вот расстояние до предметов в условиях недостаточной видимости представляется большим, чем в действительности.

И это опасно!

Нам только кажется, что до автомобиля, терпящего бедствие, ещё далеко. На самом деле уже давно пора тормозить! В тумане расстояние до предметов воспринимается искажённо и всегда в сторону большей опасности.

Лучше, если бы нам казалось, что до него уже рукой подать, и мы бы начали заранее принимать меры.

Да и при ясной погоде не всё так уж безупречно – с увеличением скорости резко сужается поле зрения водителя – впереди водитель все контролирует, а вот опасность сбоку может и не увидеть.

4. Некоторые особенности применения внешних световых приборов.

При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).

С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).

Луч фар ближнего света, короче (45 – 50 метров), и сквозь 50-метровую стену тумана кое-что пробьется – часть светового луча достигнет полотна дороги. А если ещё и добавить противотуманки, то видимость дороги станет вполне сносной.

Плоский и широкий луч света противотуманных фар хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.

С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.

Вывод:

При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар .

Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!

В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться на ближний свет фар !

Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.

А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).

5. Маневрирование. Требования к безопасности.

5.1. Начало движения.

Экзамен по практическому вождению можно не сдать, если неправильно сесть в автомобиль и неправильно из него выйти. В Правилах по этому поводу никаких указаний нет, и в жизни можете садиться и выходить из автомобиля как угодно – никакими нормативно-правовыми актами наказание за это не предусмотрено.

Другое дело, что от этого зависит безопасность, а безопасность, как известно, превыше всего.

Поэтому про правильную посадку-высадку вас начнут спрашивать уже на теоретическом экзамене:

Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3.

Комментарий к задаче

Речь идёт о посадке в леворульный автомобиль, припаркованный на правой стороне дороги.

Если при посадке обходить авто сзади , то можно не увидеть собственную погибель.

Вот так оно гораздо безопаснее.

Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3. Допустимы оба варианта действий.

Комментарий к задаче

Если после высадки обходить авто спереди , то можно опять-таки не увидеть собственную погибель.

А если после высадки обходить авто сзади , тогда вам видна приближающаяся опасность.

Есть реальный шанс уцелеть.

5.2. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории справа.

На экзамене по практическому вождению автомобиля вас вполне могут попросить развернутся на такой узкой дороге с использованием въезда во двор.

В принципе можно и так – свернуть направо во двор, остановиться, а затем задним ходом пересечь дорогу.

Правда, в этом случае придётся изрядно повертеть головой – опасность приближается к вам со всех сторон.

Но можно и наоборот – заехать во двор не передним, а задним ходом. Чтобы завершить разворот, осталось только повернуть налево.

Вам не кажется, что так оно и удобнее, и безопаснее?

5.3. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории слева.

Если двор слева, тогда заезжать в него задним ходом ой как непросто.

В этом случае лучше «нырнуть» во двор передним ходом.

Выезжать, правда, придётся задним ходом, ну так и опасность может быть только сзади. А вы как раз туда и смотрите.

И опять-таки должен вам сказать, что в жизни доведётся разворачиваться и так и эдак, и никто вас за это не накажет. А на экзамене надо обязательно продемонстрировать знание безопасных приёмов маневрирования, иначе это зачтут как ошибку.

О таких разворотах (с использованием прилегающей территории) есть вопросы и Билетах. Там прямо так и спрашивают: «На каком рисунке показан справа

Или: «На каком рисунке показан способ разворота с использование прилегающей территории слева , обеспечивающий безопасность дорожного движения»?

Теперь я вправе рассчитывать, что ответы не вызовут у вас затруднений.

5.4. Грамотная тактика прохождения криволинейного участка дороги.

Если дорога поворачивает направо.

Если дорога поворачивает направо, водитель может позволить себе занять крайнее левое положение на своей половине проезжей части. Делается это для того, чтобы максимально «выпрямить» траекторию движения на повороте.

Обратите внимание – на выходе из поворота траектория движения – уже почти прямая линия.

А вот это крайне важно! – если у траектории движения нет кривизны, то нет и центробежной силы, стремящейся снести или опрокинуть автомобиль.

На этом рисунке водитель изначально прижался к правому краю проезжей части. Таким образом он рассчитывал спрямить кривизну поворота. И на начальном этапе ему это удалось.

Но к чему привела такая тактика! – он «уткнулся» в сплошную линию разметки, и теперь, чтобы не вылететь на встречку, нужен резкий поворот руля! При этом ещё и придётся тормозить, и тогда занос задней оси автомобиля почти гарантирован.

Если дорога поворачивает налево.

В этом случае для того, чтобы максимально выпрямить кривизну, надо в начальной фазе поворота максимально прижаться вправо. А на выходе из поворота надо задавать такую траекторию движения, чтобы она не сильно отличалась от прямой.

На этом рисунке водитель всё сделал наоборот – сначала прижался влево, потом «уткнулся» в обочину, тормознул, резко вывернул руль влево, а далее движение автомобиля приняло неуправляемый характер.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказки в виде автомобилей, уходящих в занос. Будут только показаны траектории – грамотная и неграмотная. Но разве это проблема для грамотного водителя.

5.5. Обгон – самый сложный и опасный манёвр.

Обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения. И, следовательно, прежде чем решиться на обгон, водитель должен безошибочно просчитать путь предстоящего обгона – успеет ли он вернуться на свою полосу, не создавая помех ни водителю обгоняемого автомобиля, ни водителю встречного автомобиля.

И ещё крайне важно расположиться так, чтобы водитель обгоняемого автомобиля всё время видел вас в зеркало заднего вида и знал о ваших намерениях.

На душе гораздо спокойнее, если держать безопасную дистанцию. Отсюда, кстати, и встречная полоса неплохо просматривается, и водитель грузовика вас видит в зеркало заднего вида.

И даже если попытка обгона окажется неудачной, ещё не поздно вернуться назад на свою полосу.

6. Остановка и стоянка на уклонах.

При остановке и стоянке Правила обязывают водителей принимать все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Это требование можно прочитать в последнем пункте Раздела 12 Правил.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.8. Водитель может покидать своё место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Правила не уточняют, что такое «все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства». Да и вообще, что такого на дороге должно быть, чтобы наш автомобиль отправился без нас в самостоятельное путешествие.

Такое может случиться при остановке или стоянке на уклонах дорог.

Конечно же, первым делом оба водителя должны затянуть ручной тормоз. Но это ещё не «все меры». Если вы покидаете машину, то, выключив двигатель, не забудьте включить первую передачу (если машина с механической коробкой перемены передач). Это как бы ещё один ручной тормоз – колёса не могут вращаться, будучи связаны с неподвижным коленчатым валом двигателя.

Ну, а если автомобиль с АКПП, тогда, естественно, ручку селектора в положение «Р».

Но, оказывается, и это ещё не «все меры»!

И ручник, вроде бы, затянут, и передача включена, и, тем не менее, статистика знает немало случаев, когда транспортные средства, припаркованные на уклонах, вдруг начинали катиться вниз, калеча технику и людей. Поэтому грамотные водители в этом случае применяют ещё один мудрый приём:

Необходимо правильно вывернуть направляющие колеса автомобиля!

Автомобили А и Б стоят на спуске .

Автомобиль А передними колёсами упирается в бордюр тротуара и никуда не поедет в отсутствии водителя.

Автомобиль Б может начать самопроизвольное движение (если, например, у него неисправен ручник).

Автомобили В и Г стоят на подъёме .

АвтомобильГ тоже может катиться вниз (до тех пор, пока заднее правое колесо не упрётся в бордюр тротуара). И, как вы понимаете, это не есть хорошо.

У этой дороги нет тротуара, а, значит, нет и бордюра. Есть только обочина, которая всегда расположена на одном уровне с проезжей частью.

Автомобили А и Г , если уж поедут без хозяина, то поедут за пределы дороги. И это гораздо лучше, чем на проезжую часть.

А вот автомобили Б и В как раз поедут на проезжую часть, что совершенно недопустимо.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказок, показывающих, траекторию самопроизвольного движения автомобилей. Будет только показано, кто в какую сторону вывернул колёса. Но разве это проблема для вас, для грамотных водителей.

7. Занос автомобиля.

При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.

В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

Это явление и называют заносом автомобиля.

Откуда возьмется это боковое усилие?

К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно!

7.1. Занос автомобиля при резком торможении.

При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).

Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.

В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

Дальнейшее движение автомобиля будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуацию может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль. Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд! Не беда, Поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам. Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».

Посмотрим, как об этом вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД:

Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

1. Прекратить начатое торможение.

2. Выключить сцепление.

3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза.

Новички среди автолюбителей часто интересуются принципами безопасного вождения, так как всем хочется избежать аварий и различных ДТП в первые годы своего водительского стажа, да и на протяжении всего владения своим автомобильным транспортом. В этой статье мы собрали воедино основные правила безопасного вождения автомобиля, о которых вам и расскажем.

Во время эксплуатации автомобиля нас ожидает множество препятствий и сложных ситуация на дорогах. К ним можно отнести:

— внезапное препятствие на повороте;

— залитые дождевой водой дороги;

— гололед зимой;

— глубокие ямы и колдобины на дорогах;

— опасные горные серпантины и другие.

Основные правила безопасного вождения

В таблице ниже мы собрали основные правила безопасного вождения автомобиля, которые помогут новичкам адаптироваться в общем потоке машин на дорогах.

Безопасное управление Правила
Руление Руки должны быть на руле в положении на «без пятнадцати три». Большие пальцы должны быть на руле, но не охватывать его, так как в случае аварии с кручением руль их легко сломает.
Повороты Заходить в поворот нужно по внешней стороне окружности. В апексе (центре поворота) автомобиль должен проезжать по внутреннему радиусу дороги, а на выезде из поворота вновь уходить к внешнему радиусу. Такое правило позволяет проходить повороты на более высокой скорости без риска заноса.
Интервал движения При движении важно выбирать безопасный интервал между автомобилями. Интервал должен быть такой, чтобы у вас было в запасе минимум две секунды на реакции после торможения впереди едущего автомобиля с учетом его инерции при остановке.
Переключение передач на механической коробке передач При переключении передач в КПП левая рука должна находиться в верхнем секторе рулевого колеса, чтобы вы могли маневрировать в обе стороны в случае непредвиденного препятствия. В поворотах нельзя переключать передачи, чтобы при вывернутых колесах не произошла их блокировка, которая приведет обязательно к заносу.
Торможение Тормозить нужно с таким усилием, чтобы не было блокировки колес. В помощь водителю на современных автомобилях установлена антиблокировочная система. Нужно выбирать такой интервал движения, чтобы никогда не пришлось резко тормозить. Возможно, что сзади едущий водитель просто не успеет затормозить и въедет в зад вашего автомобиля. В случае экстренного торможения необходимо с усилием нажимать на педаль тормоза и отпускать, когда вы чувствуете, что произойдет блокировка колес. Делать такие движения нужно резко один за другим, пока автомобиль не остановится.
Внезапное препятствие Внезапное препятствие лучше объезжать резким маневрированием. В автошколах экстремального вождения водителей учат так называемому лосиному тесту – объезду внезапного препятствия на скорости 60-70 км/час с последующим резким возвращением в свою полосу движения.
Преодоление водной преграды Преодолевать брод или низменность, залитую дождевой водой целесообразно, если глубина уровня воды не превышает половины колеса. Ни в коем случае не надо форсировать воду с разгона. Вы поднимите волну, которая достигнет воздушного фильтра, и ваш мотор получит гидроудар с последующим капитальным ремонтом.

Существует несколько обязательных правил безопасного вождения..

1. Если планируется поворот, торможение следует заканчивать до его начала. При торможении на повороте снижается боковая устойчивость автомобиля, а движение с большой скоростью может привести к опрокидыванию. Кроме того, при частом использовании такой практики быстро изнашиваются шины, а также детали рулевого управления и ходовой части.

Траектория движения автомобиля должна иметь наибольшую крутизну в начале поворота, иначе говоря, входя в поворот, нужно повернуть руль на максимальный угол, а затем по мере прохождения поворота постепенно вернуть его в исходное положение. Сразу после входа в поворот плавно нажмите на педаль газа и увеличьте скорость.

2. После окончания торможения педаль тормоза следует отпускать плавно. Это уменьшает нагрузку на клапаны и манжеты главного тормозного цилиндра, а соответственно, повышает их долговечность.

3. В случае экстренного торможения не следует полностью блокировать колеса. В этом случае увеличится тормозной путь, а если плохо отрегулированы тормозные механизмы колеса, машину может занести вплоть до опрокидывания. Поэтому, если вы чувствуете, что машина пошла юзом, ослабьте давление на педаль. Начинать торможение следует при выключенных передаче и сцеплении. Таким образом, колеса не окажутся заблокированными даже в том случае, если вы нажмете на педаль сильнее, чем это требуется.

4. Эффективность торможения снижается, если накладки тормозных колес мокрые. Поэтому опытные автомобилисты перед большой лужей слегка выжимают педаль тормоза и преодолевают препятствие, слегка притормаживая. Так прижатые к барабанам накладки тормозных колодок практически не намокают. Проехав через глубокую лужу после ливня, проверьте работу тормозов и в случае необходимости подсушите накладки легким нажатием на педаль тормоза во время движения на низкой передаче.

5. Тормозной путь на обледенелой дороге значительно длиннее, чем на сухой. В гололед рекомендуется использовать метод комбинированного торможения. Иными словами, торможение следует осуществлять только двигателем, а тормозами лишь помогать. Торможение двигателем осуществляется следующим образом: сбрасывается газ, при выключенном сцеплении дается промежуточный газ, затем выжимается сцепление, переход на более низкую передачу и снова включается сцепление.

Чтобы выполнить прерывистое торможение, сильно нажмите на тормоз и сразу же отпустите педаль. Даже если колеса не заблокируются на грани юза, они все же успеют раскрутиться и восстановить сцепление с дорогой, замедляя таким образом занос. Затем необходимо снова нажать на тормоз, но уже чуть слабее, и снова отпустить. Такие действия выполняются до тех пор, пока скорость не снизится до 20–25 км/ч.

6. Если вы чувствуете, что автомобиль начинает заносить, сразу поверните руль в сторону заноса. Прекращая занос задних колес в одном направлении, вы можете почувствовать, что машину начинает заносить в другую сторону. В этом случае нужно повернуть руль в противоположную сторону. Для предотвращения обратного заноса не следует ждать, пока прекратится неуправляемое движение задней части автомобиля. Если вы убедились в положительном эффекте от поворота руля, вращайте его в обратном направлении, опережая новый занос в противоположную сторону.

Дело в том, что, если не среагировать своевременно, машину будет заносить из стороны в сторону, в результате чего может произойти опрокидывание. Если наблюдается боковой занос, следует немедленно отпустить тормоз, поскольку в противном случае может произойти блокировка колес.

Помните: при езде по скользкой дороге необходимо избегать резких торможений, ускорений, поворотов и других маневров.

7. Если после выхода из заноса автомобиль одной или обеими сторонами выехал на обочину, не следует пытаться выруливать на проезжую часть. Дело в том, что край асфальта представляет собой небольшой уступ, который не препятствует выезду передних колес, однако задерживает задние, что может спровоцировать занос. Поэтому выезжать с обочины на проезжую часть можно лишь после того, как скорость будет понижена до 15–20 км/ч.

8. Разгонять автомобиль следует достаточно быстро, но не резко. При внезапном разгоне быстро изнашиваются детали двигателя. Следует также избегать длительного движения на промежуточных передачах.

9. Подъемы и спуски на скользкой дороге предпочтительнее преодолевать на пониженных передачах, не переключая при этом передачу, не сбавляя и не увеличивая газ, не изменяя скорость. Если нет возможности объехать крутой подъем или спуск в гололед, перейдите на выбранную передачу до начала склона и продолжайте движение с минимальными оборотами двигателя, не применяя резких поворотов руля. Короткие подъемы и спуски можно преодолеть с разгона.

В случае пробуксовывания колес и скольжения назад на подъеме следует поставить машину наискось к дороге, используя в качестве опоры камень, дерево, бордюр.

10. Если автомобиль застрял в снегу, нельзя допускать, чтобы долго буксовали колеса, поскольку под ними могут образоваться обледенелые лунки. Вычистите снег из-под автомобиля и расчистите небольшую колею. Незначительные снежные заносы можно преодолеть с разгона под прямым углом. Если вы чувствуете, что не можете преодолеть сугроб, остановитесь, дайте задний ход и повторите попытку после расчистки дороги.

Следует учитывать, что, если колея, образованная ранее прошедшим автомобилем, слишком глубока, автомобиль будет задевать днищем о снег, что затруднит маневрирование. Двигаться по снегу предпочтительнее без остановок и переключений передач, поскольку в противном случае автомобиль может потерять скорость и остановиться, а трогаться с места по снегу очень тяжело.

11. Движение при начинающемся дожде опасно, поскольку вода и еще не смытая дорожная грязь образуют пленку, в результате чего автомобиль может заносить. Поэтому трогаться с места и разгонять автомобиль в таких условиях следует очень плавно и осторожно. Категорически не рекомендуется резко газовать и тормозить. Следует также увеличить дистанцию до соседнего автомобиля и снизить скорость на поворотах.

Помните: скорость езды в ливень не должна превышать 60 км/ч, даже если вы едете по хорошей дороге. Данного правила рекомендуется придерживаться и при движении на тех участках дороги, где скапливается вода. Если машина на высокой скорости движется по дороге, залитой водой, может возникнуть эффект водоскольжения (перед передними колесами образуется водяной вал, колеса постепенно замедляют вращение и начинают скользить по валу, что приводит к заносу).

12. Начиная движение по скользкой дороге, предпочтительнее включать не первую, а вторую передачу. Помимо этого, под колеса можно насыпать немного песка или подложить противобуксовочные коврики.. Дорога бывает скользкой не только из-за снега и льда. Сразу после начала дождя очень скользким становится асфальт. Такая же дорога бывает и ранним утром в туман.

Особенно скользким дорожное покрытие становится в местах остановок, перекрестков и пешеходных переходов (из-за частого торможения). Поэтому по мере приближения к таким участкам необходимо заранее снизить скорость методом прерывистого торможения.

Двигаясь по скользкой дороге, безопаснее проехать через ухаб или выбоину, не меняя прямолинейной траектории движения автомобиля. Дело в том, что, пытаясь объехать препятствие резким маневром, вы можете спровоцировать занос машины. Тормозить на скользкой дороге следует комбинированно (преимущественно двигателем, нажимая на педаль тормоза).

Короткие, труднопроходимые участки на грунтовой дороги следует преодолевать с разгона. В том случае, если след автомобиля, прошедшего по дороге с мягким грунтом, не слишком глубокий, лучше ехать по нему. А вот глубокие колеи следует пропустить между колесами. На мокрых глинистых участках автомобиль может пойти юзом.

Что касается грязной дороги после дождя, по ней предпочтительнее двигаться на более высокой передаче и малом газу. Перед сложными грунтовыми участками своевременно переходите на более низкую передачу. Особенно опасны лужи на грунтовых дорогах, поскольку под водой могут оказаться камни или ямы.

13. Если вам приходится ездить по бездорожью, придерживайтесь следующих рекомендаций:

– рвы, придорожные канавы и насыпи переезжайте на пониженных передачах под углом, близким к прямому;
– автомобиль должен двигаться через препятствие плавно, без резких поворотов и переключений передач. Если произошел наезд на препятствие, чуть прибавьте газ. После преодоления препятствия газ следует сбросить и чуть притормозить;
– переезжать рвы и насыпи под острым углом крайне опасно, поскольку может произойти перекос автомобиля;
– по мягкому грунту предпочтительнее ехать на низкой передаче, крепко удерживая руль и равномерно подавая топливо;
– проехав брод, нажмите на педаль тормоза во время движения, чтобы просушить тормоза.

14. При обгоне основная часть ДТП приходится на столкновения не со встречными, а с попутными машинами, поскольку автомобили идут на больших скоростях с малым расстоянием одна от другой. Поэтому необходимо выработать навык определения расстояния до встречных и попутных автомобилей. При обгоне учитывайте, что водитель машины, которую вы обгоняете, может не заметить предупредительных сигналов обгона и неожиданно вильнуть в сторону.

Перестраиваться в правую полосу после обгона можно лишь при условии, что расстояние до автомобиля, который вы обогнали, позволяет видеть его в зеркало. Это значит, что расстояние должно составлять не менее 20 м. Перестраиваясь в правую полосу, не забудьте включить указатель поворота.

Замедление движения на обгоне при виде встречного автомобиля недопустимо. Чтобы предотвратить аварийную ситуацию, необходимо подать сигнал обгоняемому автомобилю и своевременно вернуться на свою половину дороги.

15. Чтобы не попадать в аварийные ситуации, необходимо быть готовым к тому, что водитель соседней машины может нарушить правила дорожного движения. Помните: автомобилисту жизненно необходим четко выработанный навык быстрой реакции.

16. Следует быть особенно внимательным при обгоне на перекрестках. В результате неверного толкования правил дорожного движения на перекрестках часто происходят столкновения автомобилей, движущихся в одном направлении - сайт. Это происходит следующим образом: обгоняющий водитель, выйдя на полосу встречного движения и не заметив сигнал левого поворота машины, идущей впереди, продолжает маневрировать, полагая, что перестраиваясь водитель обязан уступить дорогу автомобилю, движущемуся попутно в прямом направлении. Однако никем не учитывается, что данное положение правил дорожного движения предполагает только перестроение при движении в параллельных рядах в пределах проезжей части для одного направления.

В случае с обгоном на перекрестке обгоняющий, заметив, что движущийся впереди автомобиль подает сигнал левого поворота и приближается к середине проезжей части, выполняет обгон только справа.

17. Если вы обгоняете велосипедиста, необходимо соблюдать интервал не менее 1 м. Во время обгона контролируйте ситуацию чрез зеркало заднего вида. Не следует производить перед велосипедистом неожиданные маневры. Учитывайте, что велосипедист – это тот же пешеход, просто он движется с большей скоростью.

18. Не выключайте стандартные фары в туман, снегопад и ливень, поскольку это приводит к ухудшению видимости, образуя перед глазами световую стену. Оптимальная видимость достигается при условии, что все огни на автомобиле погашены, однако это недопустимо, поскольку таким образом автомобиль становится незаметным для других водителей.

Существенно облегчают управление так называемые противотуманные фары. Если туман слабый (видимость дороги при дальнем свете более 100 м), рекомендуется использовать фары дальнего света в сочетании с противотуманными фарами. При разъезде со встречными автомобилями дальний свет следует переключить на ближний и погасить противотуманные фары.

При среднем тумане и сильном дожде фары ближнего света должны быть постоянно включены вместе с противотуманными фарами, а при густом тумане и сильном снегопаде нужно использовать исключительно противотуманные фары.

19. Будьте особенно внимательны на нерегулируемых перекрестках. ДТП в зоне перекрестка, как правило, обусловлены несоблюдением безопасной дистанции, нарушением правил маневрирования, а также невыполнением указаний дорожных знаков.

20. Объезжая автобус или газель, стоящие на остановке, будьте готовы к тому, что из-за них может выйти пешеход. Следите за просветом между кузовом стоящего автобуса и дорогой. Держите в поле зрения пешеходов, идущих по краю тротуара или дороги. Необходимо учитывать, что пешеход может в любой момент начать переходить улицу. Кроме того, среди пешеходов могут оказаться слабовидящие люди, поэтому необходима внимательность.

Пешеход может поскользнуться и упасть на дороге. В этом случае следует отъехать к бордюру тротуара или направить автомобиль в сугроб или кусты. Будьте особенно внимательны после 16 часов, поскольку, согласно статистике, именно в это время совершается наибольшее число наездов на пешеходов.

21. Следует помнить, что опасность аварийной ситуации увеличивается при наличии хотя бы одного из следующих условий:

– плохое самочувствие водителя;
– слишком тугой руль или тормозная педаль;
– скользкая дорога;
– туман, снегопад;
– приближение источника опасности сбоку;
– недостаточная освещенность или контрастность источника опасности;
– управление автомобилем в состоянии эмоционального перенапряжения;
– прием успокоительных лекарственных средств;
– курение во время движения (предпочтительнее остановиться на несколько минут и покурить на воздухе).

Необходимо учитывать, что при температуре выше 28 °C снижается внимательность, поэтому, если в салоне вашего автомобиля нет системы кондиционирования воздуха, совершать поездки в жаркие дни лучше рано утром или поздно вечером.

Даже при незначительном утомлении большинство людей теряет чувство скорости. Кроме того, у многих автомобилистов возникает ощущение, что управлять автомобилем стало тяжелее. Нередко у водителей встречается так называемый синдром автомагистрали, обусловленный длительной ездой с постоянной скоростью. Равномерное мелькание фонарей и линий разметки вызывает зрительное привыкание. В подобном состоянии автомобилист по-прежнему реагирует на внешние раздражители, однако скорость реакции существенно снижается. Эффективным средством, отвлекающим от монотонности, является ритмичная музыка.

Учитесь воспринимать управление автомобилем как ответственную работу. На поездку нужно настраиваться заранее, а во время езды проявлять внимание и интерес к окружающей обстановке. Отсутствие дисциплины, раздражительность, подавленность, усталость и нервный стресс являются основными причинами аварийных ситуаций.

22. В городских условиях при движении со скоростью 60 км/ч дистанция между автомобилями должна составлять 20 м, а за городом при скорости 90 км/ч – 40 км. Двигаясь со скоростью 60 км/ч, автомобиль за секунду проходит 16,7 м, при 90 км/ч – 24,5 м. При этом тормозной путь при скорости 90 км/ч вдвое больше, чем при скорости 60 км/ч. Поэтому несоблюдение дистанции чревато столкновением при экстренном торможении.

Слишком большая дистанция также нежелательна, поскольку дает возможность другим водителям совершать обгон и перестроение, а пешеходам – переходить улицу именно перед вашим автомобилем.

Определяя оптимальную дистанцию, учитывайте, что тормозной путь груженого автомобиля на 10–15 % превышает тормозной путь негруженого. Необходимо также учитывать, что тормозной путь грузовиков или автобусов больше, чем тормозной путь легковых автомобилей. Правда, при движении по скользкой дороге тормозные возможности разнотипных машин уравниваются.

При выборе дистанции необходимо учитывать и то, что на обледенелой дороге шипованные покрышки на 20–40 % повышают тормозные возможности автомобиля. Помните, что на скользкой дороге следует тормозить, как только загораются стоп-сигналы у впереди идущего автомобиля.

Учитывайте и цвет автомобиля. Согласно статистике, от наездов сзади больше всего страдают машины черного цвета. Дело в том, что темные предметы визуально кажутся меньше, а расстояние до них большим, чем есть на самом деле. Как известно, туман также искажает восприятие расстояния между автомобилями.

23. При встречном разъезде ночью и в условиях плохой видимости старайтесь держаться ближе к правому краю дороги. Здесь необходимо удерживать максимальный боковой интервал до встречного автомобиля. Если навстречу едет транспортное средство с одной фарой, это может быть не только мотоцикл, но и автомобиль с неисправной фарой. При подъезде к повороту по внешней стороне обратите внимание на правую сторону дороги, стараясь избежать света фар встречного автомобиля. Если же вы двигаетесь по внутренней стороне, вы должны первым переключить свет с дальнего на ближний.

При разъезде со встречными автомобилями в ночное время суток переключать дальний свет на ближний следует за 100–150 м. Если вам мешает свет фар встречного автомобиля, снизьте скорость. Менять дальний свет на ближний следует также при обгоне, выезде из ворот и переулков, а также при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.

24. Если автомобиль повело под действием бокового ветра, забудьте про тормоза. В данном случае необходимо плавно повернуть колеса в противоположную сторону. Как известно, особенно опасен ветер на скользкой дороге. Поэтому необходимо ехать таким образом, чтобы между вашим автомобилем и препятствием, к которому его может снести, оставалось достаточное расстояние. Таким препятствием может быть и встречный автомобиль, поэтому соблюдайте необходимую дистанцию. Чтобы автомобиль сохранял устойчивость, не размещайте на крыше багажника тяжелый груз.

25. Нередко при езде по скользкому асфальту предпочтительнее съехать с дороги. Помните: автомобиль должен съезжать с дороги под углом 30–40° на максимально низкой скорости. Такой угол движения сводит к минимуму риск опрокидывания. Выбирая место для съезда, избегайте столбов и деревьев, а вот мелкий кустарник может снизить скорость автомобиля.

26. На закрытых поворотах горной дороги независимо от крутизны нужно переходить на самые низкие передачи. Нелишне предупредить других водителей звуковым сигналом (днем) или переключением ближнего света на дальний (ночью). Следует учитывать, что необходимым условием безопасности движения по горной дороге является исправность тормозной системы. Предпочтительнее тормозить комбинированным способом на пониженных передачах. Необходимо помнить, что использование только ножного тормоза может привести к перегреву колодок.

27. При движении на затяжных подъемах, как правило, перегревается двигатель, что ухудшает его работу и усиливает испарения электролита. Поэтому при необходимости следует остановиться и охладить двигатель. В горах особое значение имеют герметичность и исправность системы охлаждения.

28. При движении накатом не забывайте отпускать педаль сцепления. Многие водители продолжают по инерции держать ногу на сцеплении до тех пор, пока не возникнет необходимость переключения передачи. Это абсолютно недопустимо, поскольку подшипник выключения сцепления не рассчитан на длительную непрерывную работу.

Педаль сцепления следует отпускать плавно, так как в противном случае увеличивается нагрузка на трансмиссию и двигатель. Кстати, чем тяжелее нагружен автомобиль, тем более плавно нужно отпускать педаль сцепления.

29. Если автомобиль движется вперед, ни в коем случае нельзя включать задний ход. Не следует включать передачи сразу же после нажатия на педаль сцепления. Сделайте небольшую паузу в нейтральном положении рычага и лишь после этого включайте передачу. Таким образом, частоты вращения соответствующих шестерен уравняются. В случае несоблюдения этого правила зубья шестерен коробки передач будут подвергаться сильному износу.

30. Каждые 5-10 с водитель должен смотреть в зеркало заднего вида. Прежде чем обгонять другой автомобиль, тормозить, а также перед поворотом необходимо посмотреть, что происходит сзади вашей машины.

31. На автомобилях с противоугонными устройствами, блокирующими рулевое управление, нельзя во время движения выключать зажигание. Опытные водители с целью экономии топлива на пологих длительных спусках выключают зажигание, а затем включают в конце спуска, однако этот метод подходит не для всех современных автомобилей.

32. На перекрестках при повороте налево держитесь как можно дальше от центра перекрестка. Таким образом ваш автомобиль не будет мешать движению встречных потоков.

33. Движение в условиях города предполагает соблюдение той скорости, на которой идет основной поток автомобилей. Не стоит переходить из ряда в ряд без необходимости или обгонять ряд остановившихся автомобилей.

34. Прицеп автопоезда при движении смещается к центру поворота.

35. Если в гололед вы неожиданно попали в небольшой скользкий участок, его лучше проезжать, нажимая на педаль сцепления или тормоза, не меняя скорости.

36. После долгой езды на шоссе многие водители преуменьшают реальную скорость движения. Нельзя терять чувство скорости. Следует время от времени бросать взгляд на спидометр.

37. Если при движении возникла опасность, необходимо снизить скорость или остановить машину.

38. Нужно учитывать, что зеркала заднего вида, имеющие сферическую форму отражающей поверхности, увеличивают расстояние между объектами.

39. Если требуется припарковать автомобиль на спуске дороги, где есть бордюрный камень, поставьте машину под углом у края проезжей части, уперев переднее колесо в бордюрный камень.

40. Длительное торможение автомобиля с включенным сцеплением на крутых спусках, как правило, сопровождается перегревом тормозов или их отказом.

41. Совершая обгон на дороге с большим уклоном от центра к обочинам, учитывайте возможность заноса вниз по уклону. Чтобы предотвратить занос, после начала обгона немного задержите автомобиль на середине дороги, а затем плавно переведите его на левую сторону, опередите обгоняемую машину и постепенно переместитесь на правую сторону.

42. Помните о том, что на работоспособность водителя за рулем влияет то, как он сидит. При неудобной посадке вы устанете значительно быстрее.

43. Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево, направо, налево и опять направо.. Повторный взгляд налево и направо необходим для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка. Следите за предупредительными сигналами, которые подают другие водители, соотносите их с расположением транспортных средств на проезжей части, ведь случается и так, что сигнал и позиция автомобиля противоречат друг другу.

44. Если на заднем сиденье автомобиля находятся дети, закрывайте двери на замок. Водители преклонного возраста должны быть особенно внимательны за рулем. Известно, что после 35 лет неизбежно сужается поле зрения, ухудшаются его острота и способность к адаптации в различных условиях.

45. Не садитесь за руль сразу после того, как вы вышли из освещенного помещения. Острота зрения также снижается при курении.

Энциклопедия начинающего водителя Ханников Александр Александрович

Основы безопасного вождения в зимних условиях

Для начинающих водителей самым трудным и сложным периодом для поездок на автомобиле является зима. Даже при небольшом ветре на дороге могут образоваться наносы, сугробы и переметы.

Небольшой низкий сугроб лучше всего преодолевать на скорости. В этом случае необходимо разогнать автомобиль и пробиваться через снег за счет инерции, не допуская пробуксовки колес. Если водитель почувствовал, что с ходу сугроб не пройти, нужно остановиться, дать задний ход и повторить попытку по уже проложенной колее. Небольшой, но высокий сугроб правильнее разгрести лопатой. Если впереди застряла машина, не пытайтесь сразу объезжать ее. Остановитесь, помогите водителю, а затем двигайтесь по его следам.

Движение в снегопад, тем более ночью, сложнее, чем в тумане. Падающий снег и непроглядная белая стена впереди очень утомляют зрение. Ночью нужно пользоваться таким же освещением, как при движении в тумане, так вы ограничите отсвет от направленных вверх лучей. Двигаться в снегопад следует очень медленно, так как следить за дорогой в такую погоду еще труднее, потому что края занесены снегом и не видно куда дорога ведет. Необходимо включать свет даже днем, чтобы предупредить всех находящихся на дороге. Если вообще ничего нельзя различить, и вам кажется, что вы потеряли ориентацию, нужно остановиться и обследовать дорогу пешком. Такая задержка лучше, чем падение в занесенную снегом канаву.

На дороге водитель видит снег в разных видах: свежий, укатанный, мокрый, талый и обледеневший. Передвигаясь по свежему снегу, шины автомобиля, вминаясь в него, предотвращают юз, и, если двигаться равномерно, без резких поворотов и торможения, ехать по нему будет неплохо. Лучше всего ездить по слежавшемуся, но еще не укатанному снегу. При езде по свежему снегу обычно укатывается середина дороги. По краям дороги лежит еще глубокий снег, который прекращает занос и возвращает автомобиль на середину. Однако такой снег опасен при обгоне и при разъезде машин. Канавы, занесенные снегом, могут быть незаметны, поэтому следует быть осмотрительным. Выезжая на свежий снег, следует заранее проверить, куда едете. Разъезжаясь, делайте это осторожно, встречные автомобили, как правило, заезжают в глубокий снег. Лучше будет, если при разъезде один водитель остановится. Еще более осторожным нужно быть при обгоне, потому что, въехав в глубокий снег на краю дороги, автомобиль может скользнуть назад. Обгон лучше выполнять на широком месте дороги или оставить его до ближайшего населенного пункта.

Хорошо передвигаться по укатанному, но еще не затвердевшему снегу. Неудобство представляет только колея, выбитая на узкой дороге посредине. С такой дороги трудно сворачивать, например, при встрече с другим автомобилем. На слегка укатанной или разъезженной дороге применяют обыкновенные шины с нестершимся протектором. Нужно всегда помнить, что тормозной путь на снегу и возможности для юза увеличиваются в несколько раз.

Пешеходы на снегу неустойчивы. Поэтому, даже когда поверхность дороги позволяет развить сравнительно большую скорость, заметив пешехода, необходимо ее снизить. В населенных пунктах не следует забывать о детях, которые могут кататься по мостовой на санках.

Очень тяжелым является мокрый, разжиженный снег. При движении это чувствуется сразу. Если слой его небольшой и колеса достают до мощеной поверхности дороги, движение очень опасно. Толстый слой такого снега скользит как грязь, особое внимание при движении по нему необходимо при торможении и на поворотах. При езде по глубокому снегу используют шины с соответствующим протектором и цепи, которыми опутывают ведущие колеса.

Для начинающего водителя самым неприятным и опасным является езда в гололедицу, когда сцепление шин с поверхностью дороги снижается, тормозной путь удлиняется почти в 5 раз и удержать автомобиль становится очень трудно. Проскальзывание колес может произойти из-за небольшого поворота руля, из-за того, что вы слегка дотронетесь до тормозной педали или прибавите газ.

В такой ситуации главными условиями безопасности являются: повышенная внимательность, осмо трительность, низкая скорость и плавность хода. Торможение должно быть весьма ограниченным, остановку следует производить преимущественно торможением двигателя. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, необходимо заранее переключиться на низшую передачу, чтобы не применять тормоза. Включая сцепление, одновременно прибавляют газ, чтобы при этом не произошло рывка ведущих колес. Пока это возможно, ехать нужно по середине дороги. Если все-таки придется тормозить, следует несколько раз подряд нажать на педаль тормоза, чтобы в случае юза колеса вновь вошли в сцепление с дорогой. Направление передних колес меняйте не спеша во избежание юза, из которого в гололед трудно выйти. При разгоне газ прибавляют осторожно, если газ прибавить быстро, немедленно произойдет юз. Но юза бояться не следует. Конечно, нужно стараться ездить так, чтобы его избежать, но научиться выходить из юза необходимо непременно. Сознание, что вы умеете справляться со скольжением, придаст вам в себе уверенности. В случае, если автомобиль внезапно занесет в сторону, не следует терять голову, а спокойно, легким движением рулевого колеса или изменением открытия дроссельной заслонки вывести его из заноса. Если вас занесло на ровной сухой дороге – значит, вы допустили ошибку, либо у автомобиля плохо отрегулированы тормоза: одно или оба колеса одной стороны тормозят больше, чем другой, либо вы слишком резко затормозили, либо едете на поворотах с большой скоростью.

Занос происходит при резком торможении. Ни одни тормоза не действуют абсолютно одинаково, при резком торможении одно колесо будет всегда блокироваться раньше другого. Незаблокированное колесо тормозит сильнее заблокированного, и вот автомобиль уже едет боком. Даже когда тормоза отрегулированы очень хорошо, причиной заноса может быть поверхность дороги. Левыми колесами вы едете ближе к центру, правыми по краю, где больше пыли и песка. Различное сцепление шин с поверхностью дороги способствует блокировке колес, и поперечный выпуклый изгиб дороги занос усиливает. В случае блокировки нужно мгновенно ослабить нажим на педаль тормоза. Это правило является главным для прекращения заноса и мы его не раз будем повторять. О нем нужно постоянно помнить, им нужно, постоянно упражняясь, овладеть на практике, пока оно не станет выполняться бессознательно в любое время года на любой дороге.

На поворотах газ прибавлять не следует, лучше подождать с разгоном, пока автомобиль не пойдет в прямом направлении. На подъемах нужно двигаться равномерно, без остановок, так как нет уверенности, что снова удастся стронуться с места. Если начали буксовать передние колеса, следует дать задних ход и разогнаться снова. Место для остановки выбирайте с таким расчетом, чтобы оба ведущих колеса, по возможности, стояли на твердой почве, что обеспечит им опору при трогании.

Гололед не прощает ошибок. Он очень обманчив и не всегда заметен издалека. Если водитель едет осторожно, ему проще проехать покрытую льдом часть дороги, если он и не подозревает о льде. При движении на большой скорости пространство, покрытое льдом, на которое водитель въезжает внезапно, может оказаться местом аварии. Поэтому следует быть осторожным в оттепель. Наиболее опасен занос – движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Причиной заноса, как уже отмечалось, является плохое сцепление колес с дорогой. В этом случае резкое торможение, движение на поворотах с повышенной скоростью ведут к тому, что сила инерции становится больше силы сцепления и отрывает колеса от дороги, которые продолжают движение юзом и скользят по направлению силы инерции: вперед при резком торможении, а на поворотах – вбок. Именно поэтому на скользкой дороге следует избегать резких торможений и больших скоростей на поворотах, которые, даже очень плавные, следует выполнять без выключения сцепления.

В случае заноса на повороте необходимо прекратить торможение, быстро повернуть руль в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить рулевое колесо в первоначальное положение. Основной причиной заноса, как уже отмечалось, является блокировка колес, особенно задней или задних осей при торможении. Занос передних колес происходит не от резкого торможения, а на поворотах. Опасность блокировки колес имеется всегда. Тормозные силы рассчитываются на определенное значение коэффициента сцепления шин с дорогой. Однако состояние дорог бывает различным и при движении сцепление меняется.

С только что начавшимся заносом бороться легче, так как еще не так велика скорость бокового скольжения и автомобиль не так далеко ушел в сторону. Большое боковое смещение опасно: сбоку могут быть другие машины, люди, препятствия. Занос прекращается тем раньше, чем раньше водитель повернет передние колеса в сторону начавшегося заноса задних колес. Может случиться, что прекратившийся занос задних колес в одном направлении начнется в другом, и водителю приходится вновь возвращать руль обратно, в сторону нового скольжения. Занос нужно гасить как можно раньше, рефлекторно, быстрым резким поворотом руля. При выводе автомобиля из заноса не нужно дожидаться полного прекращения движения задней части автомобиля, а едва почувствовав эффект от поворота руля, начинать обратное вращение, опережая новый занос в другую сторону.

Если на скользкой дороге начался боковой занос, нужно моментально отпустить тормоз. Затем торможение следует продолжить, но тормозить осторожно, чтобы не вызвать повторной блокировки колес. Когда все колеса заблокированы и одновременно скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом руля нельзя, потому что изменение положения некатящихся передних колес не может изменить траекторию движения. Здесь следует применить прерывистое торможение. Этот способ несложен и вполне доступен начинающему водителю. Он значительно сокращает тормозной путь автомобиля и избавляет его от опасных заносов. Удобным и надежным способом торможения в гололед является комбинированный, преимущественно двигателем, путем плавного уменьшения частоты вращения коленчатого вала с одновременным нажатием на тормозную педаль.

Из книги Энциклопедия начинающего водителя автора Ханников Александр Александрович

Основы безопасного вождения в ночное время Ночью управлять автомобилем значительно труднее, чем днем. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих предметов, нарушается представление о пространстве, ослабляется внимание, утомляется быстрее, чем днем

Из книги Энциклопедия комнатных растений автора Шешко Наталья Брониславовна

Основы безопасного вождения в дождь Ночных поездок при желании можно избежать, а вот от дождя укрыться довольно сложно. Сильный дождь неприятен тем, что уменьшает видимость, сужает поле зрения, ухудшает состояние дорог и способность автомобиля передвигаться. После

Из книги Новейший справочник автомобилиста автора Волгин Владислав Васильевич

Основы безопасного вождения при движении в тумане Наиболее опасным погодным условием является туман. Он значительно ухудшает видимость, меняет окраску световых лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый – желтоватым.

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Основы безопасного вождения в условиях бездорожья Управлять автомобилем в условиях бездорожья так же непросто, как и в условиях гололеда, и здесь есть свои особенности.Для обычных автомобилей на бездорожье губительны малый дорожный просвет, длинная база и большие

Из книги Школа вождения для женщин автора Горбачев Михаил Георгиевич

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

Из книги Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до Я автора Казаков Юрий Николаевич

Особенности вождения Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля Понятие о деятельности водителя Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен

Из книги 30+. Уход за телом автора Колпакова Анастасия Витальевна

Важные нюансы безопасного вождения

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Приметы и средние даты некоторых зимних фенологических явлений в Петербурге и окрестностях 1 декабря – ледостав малых рек (Тосны, Сестры).4 декабря – Введение Богородицы во храм; первые морозы, которые, однако, зимы не ставят.9 декабря – Георгий Победоносец, Юрий холодный

Из книги Большая энциклопедия рыбалки. Том 2 автора Шаганов Антон

Производство земляных работ в зимних условиях Гидромеханизированные земляные работы в зимний период следует выполнять по специальному ППР.В зимних условиях преимущественно применяется намыв сооружений под воду. Допустимое возвышение конусов грунта над уровнем воды

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Правила безопасного загара Поход на пляж подарит массу новых впечатлений, зарядит вас отличным настроением и придаст свежих сил, поэтому не отказывайте себе в этом удовольствии. Но помните: в солнечных ваннах тоже можно «утонуть», поэтому будьте осторожны и соблюдайте

Из книги автора

Глава 1 Принципы безопасного вождения Начну книгу с совета, или, если хотите, правила, известного как «правило трех Д». Это означает: «Дай Дорогу

Из книги автора

Оснастка зимних кивковых удочек Все, что сказано выше об удильниках и лесках для зимней лещовой рыбалки, вполне относится и к поплавочным, и к кивковым удочкам. Спортивные варианты кивковых удочек, т. н. «балалайки», при ловле леща не применяют, разве что

Согласно статистике, каждый год в мире от ДТП гибнет более 1.2 млн. человек. Страшная цифра! Около полумиллиона .

И большую часть пострадавших несчастье настигает в зимний период. В это время года наши, и так далеко не идеальные дороги, превращаются в ледяные катки.

Во всём мире так или иначе сталкиваются с проблемами снегопадов и гололеда, однако справляются с ними по-разному. Но для водителей и пешеходов зимнее время года — это каждодневное испытание на выживание.

И любые советы по основам безопасного вождения не будут лишними. Идеальный вариант, когда вы являетесь членом какого-либо клуба или форума автолюбителей. Там вы всегда оперативно, из первых рук получите полную информацию об актуальной проблеме.

Водитель с самого утра на взводе. Снега выпало немало, а значит про блемы в пути гарантированы.

Но до машины ещё надо добраться. А гараж замело основательно.
А ещё попробуй завести на холодную.

Всё-таки электрическая тепловая пушка — вещь крайне необходимая в холодном боксе.
В интернет- магазине всегда можно найти пушку любой мощности и недорого.

Давайте ещё раз вспомним о некоторых основах безопасного вождения автомобиля. И начнём с самого начала. Для этого воспользуемся советами по управлению автомобилем от Громова В.И . и Васильева Г.А .

Сегодня покупка автомобиля не составит особой проблемы. И далеко не секрет, что у многих автолюбителей права просто куплены. Однако опыт вождения не купишь ни за какие деньги.

Начнём с выбора автомобиля

В любом случае, с цветом и маркой авто определяться только вам.
Помните лишь о некоторых специфических свойствах вашего будущего железного коня.

К примеру, яркий цвет (оранжевый, кр асный) гораздо лучше заметен днём, а вот белый — ночью.

И понятно, что чем заметнее авто, тем меньше риск. А если вы хотите просто выделиться из серой массы обычных авто, то сегодня это сделать очень легко!

Существует масса методов превращения обычного транспортного средств в объект, к которому будут притягиваться взгляды окружающих. Наиболее модный и эффектный метод - покраска автомобиля в матовый цвет.

  • Переднеприводным управлять легче. А длинный капот сыграет роль буфера при столкновении.
  • Управление рулевым колесом. Классическое положение рук — «без пятнадцати три» (держим руль не снизу или сверху, а справа и слева). Большие пальцы при этом охватывают руль с внутренней стороны. При резком повороте — перекрёстная смена рук.

При поворотах

В движении

  • Старайтесь двигаться так, чтобы со всех сторон от автомобиля было побольше свободного пространства.
  • Соблюдайте 2-секундную , а в идеале 4-секундную дистанцию между впереди и сзади едущими собратьями.
    Это поможет при экстренном торможении уйти от столкновения.
  • Двигаясь в полосе движения, старайтесь ориентироваться не на разметку или обочину, а на какую-то точку впереди машины, где окажетесь через пару секунд.
  • Переключая передачи правой рукой, левой рукой удерживайте руль в его верхней части — на случай непредвиденного маневра.
  • Возьмите за правило не переключаться на поворотах: есть вероятность блокировки колес и управлять одной рукой крайне неудобно.
  • Помните, что и при внезапном торможении очень опасна блокировка, так как тормозной путь резко увеличится.
    Если всё-же блокировка колеса произошла — на мгновение отпустите тормоз, а потом снова жмите на педаль.
  • При необходимости быстрого торможения — нажмите на тормоз 2-3 раза — сильно, но не доводите до блокировки.
  • При плавном торможении — медленно вдавите педаль, затем плавно отпускайте по мере уменьшения скорости.
  • При экстренном торможении — не давите на сцепление! , так как двигатель уменьшает блокировку
    колес.
  • При неожиданном торможении, по инерции вас прижимает к рулевому колесу. Противодействуя этому не упирайтесь в педаль тормоза.
  • При неожиданном препятствии, естественная реакция — давить на тормоз. Не следует этого делать, если до препятствия расстояние меньше, чем тормозной путь. Возможен занос, поэтому пробуйте объехать помеху.
  • При управлении автомобилем в ночное время суток, помните о ряде специфических правил безопасного вождения.
  • Долговременный просмотр телевизионных передач резко снижает остроту зрения не менее, чем на 1.5 — 2 часа . Отдохните, расслабьтесь и только потом в путь.
  • При необходимости переключения на ближний свет — внимательно окиньте взглядом пределы дороги, обочину.
  • Старайтесь не смотреть на встречный транспорт. Пусть он лучше контролируется периферийным, боковым зрением.
  • Если всё-же вас ослепило — плавно уменьшите скорость и встаньте на обочине. Необходимо немного времени для восстановления зрения.

Кстати, если средства не позволяют купить новенький, дорогой автомобиль и принято решение о приобретении бюджетного — будьте внимательны при выборе автосалона. Это крайне важно. И для начала внимательно читайте отзывы.

  • Всегда оставляйте включенными
    фары, особенно ранним утром. В такое время надо быть особо видным другим водителям.
    Кто-то устал с ночи в пути, кто — то выехал рано утром и еще не проснулся.
  • Преодолевая водную преграду помните — вода не должна быть выше половины колеса.
    Не пытайтес ь въезжать в воду с разгону — поднятый вал легко зальет двигатель.
    И давите на газ, иначе вода просто заполнит глушитель.
  • При движении по льду не забывайте о его безопасной толщине. Для авто массой до 2 тонн, толщина должна быть не менее 15 см. На каждую дополнительную тонну — 5 см дополнительной толщины.
  • Услышав треск льда и появление воды — не покидайте машину сразу, давите на газ и увеличивайте скорость. Однако дверца авто должна быть открыта и пассажиры высажены заранее.
  • Старайтесь чаще пополнять бензобак: в неполном баке на стенках может намёрзнуть лед, перекрывая отверстия для подачи топлива.
  • И, конечно-же, достаточный запас одежды, пищи, сухого спирта никогда не будет лишним при зимней поездке. Снежный буря, даже в густо населенных пунктах может создать серьёзные проблемы.
  • Бывает, что двигатель глохнет на железнодорожном переезде . Эта ситуация достаточно часто ставит в тупик неискушённых водителей. А если вы один и некому подтолкнуть? Лучше лишний раз убедитесь в безопасности переезда и последующего манёвра.
  • Преодолевая выступы, колдобины и ямы заранее притормаживайте, а перед самым препятствием давите на газ.
  • В горных районах при дожде и таянии снега возможно образование . Крайне нежелательно останавливаться вблизи горных ручьев, оврагов. Там, где можно наблюдать следы уже прошедших ранее оползней и селей, достаточно высока вероятность повторения этих природных бедствий.
  • Погода в горах меняется очень быстро. Ещё час назад ярко светило солнце, но вот надвигаются тяжёлые тучи и проблем в пути не избежать. Особенно крайне опасны туманы, когда резко понижается температура.
    Поэтому, собираясь даже в короткие поездки, обязательно держите в машине аварийный запас.

Продолжение поста об основах безопасного вождения читайте . Ниже подборка аварий за первый месяц нового високосного года. Поделитесь с друзьями-автовладельцами. Удачи в пути!

И будьте внимательнее в нашем !