Технические характеристики маз 5551. Объем кузова маз и другие важные характеристики

МАЗ-5551 является крупнотоннажным автомобилем-самосвалом с компоновочной схемой «кабина над двигателем» и колесной формулой «4×2», который предназначен для транспортировки большого спектра сыпучих грузов (в отдельных версиях – и в составе автопоезда) по дорогам с асфальтовым или твердым грунтовым покрытием…

Этот грузовик появился в модельной палитре «Минского автомобильного завода» в 1985 году, тогда же было начато его серийное производство. С тех пор машина неоднократно подвергалась доработкам, преображаясь как визуально, так и в техническом плане.

На МАЗ-5551 установлена цельнометаллическая малая кабина, оформленная в характерном для белорусского автопроизводителя стиле.

Внешность самосвала не отягощена какими-либо лишними элементами (но из-за этого смотрится устаревшей) – большое лобовое стекло, черная решетка радиатора прямоугольной формы и металлический бампер с аккуратными блоками фар.

МАЗ-5551 обладает весьма компактными габаритами: длина – 5990-6000 мм, ширина – 2500-2550 мм, высота – 2950-3100 мм (по уровню кабины). База колес занимает у автомобиля 3300 мм, а его клиренс вписывается в 270 мм.

В снаряженном виде «беларус» весит от 8125 до 8425 кг в зависимости от решения, а его грузоподъемность колеблется от 9700 до 10000 кг. Общая (конструктивно допустимая) масса самосвала составляет 18200 кг (из них 6700 кг давит на передний мост, а оставшиеся 11500 кг – на задний), а его вес в составе автопоезда может достигать 32000-36000 кг.

Минский грузовик предлагается в нескольких модификациях:

  • «Строительный вариант» МАЗ-555102-220 /-5551А2-320 оснащен цельнометаллической установкой платформой прямоугольного сечения объемом 5.4-8.2 кубических метров с задней разгрузкой (борт закрывается и открывается автоматически), обогревом днища отработавшими газами и максимальным углом подъема в 50 градусов.
  • «Сельхозник » МАЗ-555102-225 /-5551А2-325 /-5551А3 /-555183 может похвастать кузовом прямоугольной формы, вмещающим до 5.5 кубометров груза (с надставными бортами – 7.7 кубических метра) с трехсторонней разгрузкой и предельно допустимым углом подъема в 47 градусов.

Внутри кабины самосвала – незамысловатый дизайн с продуманной эргономикой и двухместная компоновка (водительское сиденье оборудовано механической подвеской и регулировками в нескольких плоскостях, в том числе и по высоте).

Спальных «полок» в салоне автомобиля не предусмотрено даже за дополнительную плату.

Для семейства МАЗ-5551 предусмотрен широкий выбор силовых установок:

  • В большинстве модификаций этот грузовик оснащен V-образными «шестерками» ЯМЗ рабочим объемом 11.15 литра с непосредственным впрыском Common Rail, жидкостным охлаждением, турбокомпрессором и интеркулером:
    • первый вариант – ЯМЗ-236НЕ2 («Евро-2»), который развивает 230 лошадиных сил (169 кВт) при 2100 об/минуту и 882 Н м крутящего момента при 1100-1300 об/минуту;
    • второй – ЯМЗ-6563.10 («Евро-3»), производящий 230 л.с. (169 кВт) при 1900 об/минуту и 882 Н м предельной отдачи при 1100-1300 об/минуту;
    • третий – ЯМЗ-6562.10 («Евро-3»), потенциал которого насчитывает 250 лошадиных сил (184 кВт) при 1900 об/минуту и 1128 Н м доступной тяги при 1100-1300 об/минуту.
  • Кроме того, ставится на самосвал рядный шестицилиндровый агрегат Cummins 6ISBe на 6.7 литра с турбонагнетателем, охлаждением наддувочного воздуха, аккумуляторным «питанием» Common Rail и системой рекуперации отработавших газов, вырабатывающий 242 л.с. (180 кВт) при 2500 об/минуту и 925 Н м крутящей тяги при 1200-1700 об/минуту.

Двигатели устанавливаются вскладчину исключительно с механическими коробками передач – 5-, 8- и 9-ступенчатыми.

Весь запас тяги уходит на задний мост, который оснащен блокируемым межколесным дифференциалом.

Пиково «белорус» способен набрать скорость 85 км/ч (ограничена электроникой) вне зависимости от версии.

В основе МАЗа 5551 лежит рама лестничной конфигурации, сделанная из высокопрочных видов стали. Самосвал оснащен зависимыми подвесками «по кругу» с продольными рессорами полуэллиптической конфигурации (на передней оси – с телескопическими амортизаторами и поперечным стабилизатором).

Машина укомплектована двухконтурным тормозным комплексом, сформированным пневмоприводом, «барабанами» на всех колесах и ABS. В «базе» автомобиль снабжен гидроусилителем руля, 200-литровым топливным баком и 20-дюймовыми колесами с покрышками типоразмером 12.00R20.

На российском рынке стоимость МАЗ-5551 в 2017 году стартует с отметки ~2.3 миллиона рублей.
В штатное исполнение грузовика входят: гидроусилитель руля, цифровой тахограф, ABS, подрессоренное сиденье водителя, 20-дюймовые колеса, аудиоподготовка и прочее оборудование.


Самосвал белорусского производства МАЗ -5551 более 30 лет занимает одно из главенствующих мест на рынке данной спецтехники. За период эксплуатации агрегат неоднократно демонстрировал технические способности, выделяющие его из числа других моделей. Крупногабаритный самосвал отличается поразительной для своего веса маневренностью. Технические характеристики МАЗ 5551 обеспечивают востребованность этой модели среди отечественных и зарубежных покупателей.

Область применения МАЗ

Технические характеристики МАЗ-5551 делают его универсальным транспортом. Базовое предназначение грузовика – работы, связанные с транспортировкой. МАЗ применяется для перевозки сельскохозяйственной сыпучей продукции и строительных материалов.

В сфере строительства агрегат используется не только как грузовик, но и в качестве спецмашины для ухода за зданиями и дорожными покрытиями. Удивительная маневренность модели позволяет ей адаптироваться под площадки любой конфигурации. Этот параметр также влияет на востребованность МАЗа в строительстве.

Особые технические характеристики кузова агрегата позволяют перевозить строительный груз в виде песка, щебня и гравия. Грузовик часто применяется для вывоза строительного мусора с площадок. Модель также зарекомендовала себя как надежный зерновоз.

Общие параметры машины

Технические характеристики МАЗ-5551 раскрывают большой силовой потенциал этого агрегата. Прочная несущая рама автомобиля позволяет ему совершать объемные операции по транспортировке груза. Колесная формула 2*4 расширяет диапазон углов возможного поворота. Четырехтактный двигатель самосвала располагается под водительской кабиной, прост в уходе и эксплуатации.

Самосвал обладает следующими характеристиками:

  • длина – 5900 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2900 мм;
  • масса (полная) – 17620 кг;
  • грузоподъемность – 10000 кг;
  • длина колесной базы – 3960 мм;
  • вместительность грузового отсека – до 12 м 3 ;
  • давление на передние колеса – 5980 кг;
  • давление на задний мост – 10200 кг;
  • общий радиус поворота – 8,6 м;
  • расход топлива – 22 л/100 км;
  • объем топливного бака – 200 л.

При полном заполнении кузова основная нагрузка распределяется на заднюю ось. Максимальная грузоподъемность автомобиля составляет 8500 кг. Шасси автомобиля выдерживает давление многочисленных силовых креплений машины. Бескапотная водительская кабина легко откидывается и открывает пространство для комфортного обслуживания двигателя.

МАЗ-5551 обладает высокими показателями мобильности. Устойчивая ходовая часть автомобиля позволяет производить откидывание кузова в различных вариациях. Цельнометаллический кузов регулируется на нужный уровень наклона. Разгрузка машины осуществляется с помощью откидывающейся задней крышки.

Некоторые модификации машины имеют трехстороннюю разгрузку, а также специальную установку обогрева, эксплуатируемую при низких температурах (до -60 о). Максимальный угол подъема грузового отсека – 50 о. В течение одной минуты самосвал может разогнаться до скорости в 60 км/ч. Максимальная скорость движения грузовика составляет 85 км/ч.

Технические характеристики мотора и комплектующих элементов

Самосвал МАЗ-5551 оснащен мощным двигателем отечественного производства. Шестицилиндровый мотор ЯМЗ-236М2 гарантирует бесперебойную работу машины в течение длительного времени. Крутящий момент (max – 882 Н/м) позволяет грузовику справляться с самым рельефным ландшафтом. Общая мощность двигателя составляет 230 л. с. Последние модификации МАЗ снабжены системой дополнительных усилений, которые стабилизируют скачки в работе.

Тормозная система

Тормозная система МАЗ-5551 – это барабанный пневматический механизм, параллельно управляющий блоками передних и задних колес. Задний мост прикрепляется к раме с помощью подвески. Дополнительные подвески играют роль амортизаторов, которые поглощают давление внешней среды в двухстороннем режиме.

Коробка передач

Механическая коробка передач ЯМЗ-236П также представляет собой отечественный механизм, который включает 5 ступеней управления. Первые версии этого элемента в самосвале МАЗ-5551 отличались возможностью низкой нагрузки, но последние технические преобразования вывели данное устройство на новый уровень.

Коробка передач ЯМЗ-236П - устройство

Гидравлическая система

Гидравлическая система агрегата имеет технические характеристики, обеспечивающие плавное перемещение салона и грузового отсека. Она представляет собой механизм из гидронасоса с цилиндрами. Цилиндры снабжены предохранительными клапанами, не допускающими перегруза кузова. Открывание и наклон отсека с грузом осуществляется дистанционно водителем из кабины.

Система безопасности

Дополнительные системы безопасности грузовика МАЗ-5551 включают конструкцию стабилизаторов, которые повышают устойчивость колес и всей машины в целом. Карданная передача реализует крутящий момент с помощью игольчатых подшипников. Электрическая проводка защищена внутренним регулятором напряжения, который представлен в виде аккумуляторных батарей. Гидроусилитель руля также делает вождение более безопасным и стабильным.

Устройство кабины и водительского места

Дизайн водительской кабины МАЗ-5551 технологичен. За 30 лет производства модели разработчики провели несколько мелких преобразований, касающихся формы фар и боковых стекол. Тем не менее, пространство для водителя отвечает базовым характеристикам комфорта. Внутри кабины установлены: кондиционер и обогреватель.

Поручни и ступеньки, прикрепленные к основной раме, соответствуют эргономическим нормам и делают подъем в кабину максимально удобным. Командная панель представляет собой компактный набор рычагов и кнопок управления. Кресло шофера поддается регулировке, а пассажирское сиденье фиксируется напрямую к полу.

Эта часть МАЗ-5551 снабжена отсеками для хранения личных вещей между водительским и пассажирским креслами. Расширенные панорамные окна позволяют шоферу обозревать рабочую площадку, а лобовое стекло помогает отслеживать наклон кузова.

На просторах большой советской страны МАЗ-5551 участвовал чуть ли не в каждой стройке и других сферах народного хозяйства.

СССР уже не существует, а этот самосвал продолжает выпускаться и модернизироваться в уже независимых державах.

Модель собирают на автозаводе МАЗ в Минске.

Что же делает этот грузовик таким популярным и востребованным уже столь долгое время, несмотря на изобилие зарубежных аналогов и конкурентов?

История развития

Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.

Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.

Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.

После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.

Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.

Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.

Описание самосвала базовой модели и его 020 модификации

Единственным отличием модификации 020 является увеличенный объем погрузочной части за счет изменения исходной высоты бортов. Остальные характеристики идентичны.

Двигатель

Сердцем этого грузовика является дизельный 6-цилиндровый V-образный двигатель.

Со своими обязанностями ЯМЗ-236М2 (Ярославль) справляется отменно, отрабатывая нагрузки без надрывов и нареканий.

Крутящего момента в 667 Нм и 180 л. с. с лихвой хватает, чтобы вытащить нагруженный самосвал из сложных ситуаций.

В последних версиях на заводе ставят ЯМЗ-6563.10, ЯМЗ-6581.10 (изображен на фото слева) или Deutz BF4M1013FC.

Согласно техническим характеристикам, мощность этих агрегатов выше, чем у более старого образца. Кроме того, МАЗ идет в ногу со временем, и последние моторы отвечают стандарту Euro 3, что значительно расширяет возможности их применения.

Трансмиссия и привод

На самосвал МАЗ-5551 устанавливается 5-ступенчатая механическая КПП. Ее технические характеристики нельзя назвать идеальными.

При серьезных нагрузках слишком короткая первая передача, и на нетвердом грунте очень трудно грузовик сдвинуть с места.

Но на ровной дороге двигатель и коробка отлично сочетаются и передвигают груженый самосвал с легкостью. Максимальная скорость – 90 км/ч. Задняя ось является ведущей, соответствуя типу привода 4х2.

Однако серьезным улучшением переключения передач стало конструктивное изменение механизма переключения от рычага к коробке. Это позволило значительно укоротить сам рычаг.

Все нововведения облегчили водителю жизнь, ведь раньше, чтобы «словить» нужную передачу, ломоподобный рычаг нужно было «дергать» по всей кабине, однако сейчас этот процесс стал легок и приятен.

Грузоподъемность

Надежный гидроусилитель руля отлично справляется со своими обязанностями. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости автомобиль уверенно чувствует себя на поворотах, особенно при полной загрузке.

Еще одним преимуществом являются пневматические тормоза. Они очень надежны и проверены временем, такой важный элемент безопасности выполнен производителем на высоте.

Технические характеристики МАЗ-5551 МАЗ-5551-020
Грузовые показатели
Грузоподъемность, кг 10 000 10 000
Длина погрузочной платформы, мм 3 860
Ширина погрузочной платформы, мм 2 265
Высота борта, мм 630
Снаряженная масса грузовика, кг 7 470 7 820
Полная масса, кг 17 620 17 820
Максимальная нагруженность передней оси, кг 6 120 6 320
Максимальная нагруженность задней оси, кг 11 500 11 500
Диаметр колес R20 R20
Эксплуатационные показатели
Тип кузова Самосвал Самосвал
Мест в кабине 3 3
Объем бака, л 200 200
Радиус разворота, м 4,3 4,3
Длина грузовика, мм 5 990 5 990
Ширина грузовика, мм 2 500 2 500
Высота грузовика, мм 2 925 2 925
Колесная база, мм 3 300 3 300
Клиренс, мм 270 270
Подвеска
Передняя Рессорная Рессорная
Задняя Рессорная Рессорная
Тормоза
Передние Барабанные Барабанные
Задние Барабанные Барабанные

Удобство и комфорт

Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?

В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.

В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.

В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.

Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.

Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.

Руль слишком большой, и для его поворота нерослому шоферу требуется постоянно подаваться к нему телом вперед, что вряд ли можно назвать удобством.

Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.

Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.

Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.

Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.

Следующим показателем комфорта можно назвать хорошее и эффективное отопление, которое даже в лютые морозы справляется со своей функцией.

Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.

Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.

Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.

Подрессоренное водительское кресло компенсирует отсутствие системы амортизации кабины, которая напрямую крепится к раме. А вот пассажирское кресло жестко крепится к полу и лишено любых регулировок.

Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.

Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.

Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.

МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.

Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.

Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.

Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.

Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа , обладает хорошими техническими характеристиками.

Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.

Разновидности

Часто встречаются разные версии МАЗа-5551, такие как 020 с увеличенным объемом загрузки.

МАЗ-5551-020Р снабжен еще большей погрузочной поверхностью и объемом.

МАЗ-555102 имеет три комплектации – 220, 223, 225. Серия оснащена двигателями в 230 л. с.

Модель 225 оборудуется самосвалом с трехсторонней разгрузкой и возможностью сочленения в автопоезд. Грузоподъемность 9 500 кг, 220-я и 223-я версии – 10 200 и 10 100 кг соответственно.

Наиболее современными и технологичными двигателями оборудуются МАЗ-5551W3-425-000 (Е-4) и МАЗ-5551Р7-425-000 (Е-4), которые отвечают экологическим стандартам Euro 4 и имеют мощность 245 и 250 л. с. соответственно.

Опционально комплектуются кондиционером, подогревателем двигателя, отопителем салона, надставными бортами, тентом, электропневмогидровыводами на прицеп, задними бамперами и боковым ограждением.

В чем преимущества

В заключение обзора автомобиля МАЗ-5551 можно отметить упорство и стремление белорусов идти в ногу со временем и тем самым удерживаться на плаву в конкурентной борьбе с брендовыми импортными марками.

Во время кризиса в постсоветскую эпоху многие автопредприятия закрылись и прекратили свое существование, но МАЗ выстоял и развил производство до мировых стандартов, соперничая теперь с остальными.

Конечно, перечисляя основные просчеты и недостатки МАЗа-5551, нельзя забывать, что цена его во много раз ниже импортных, которые пестрят различной технологической оснасткой и возможностями.

Важно! Например, модель МАЗ-5551 А2-325 2013 года можно приобрести за 760 000 руб.

Миллионы водителей в странах СНГ воспринимают МАЗ как очень верного друга, который и в зной, и в стужу привезет их домой, несмотря на свои, может, недостаточные комфортность и удобство. Он по праву удостоен народного прозвания «трудяга».

МАЗ 5551 – популярный белорусский грузовой автомобиль, выпускаемый Минским автомобильным заводом. История модели насчитывает почти 30 лет, но своей актуальности благодаря высоким техническим характеристикам она не потеряла. Конструкция техники инновационной не является (основу автомобиля составили элементы, разработанные еще в 1958 году), но МАЗ 5551 по-прежнему остается одним из наиболее востребованных грузовиков России в классе 8-тонников.

Во времена СССР данный автомобиль участвовал практически в каждой стройке. Сейчас популярность МАЗ 5551 снизилась, однако вытеснить его с рынка конкурентам не удается. Главными преимуществами грузовика являются надежность, работоспособность и небольшая стоимость.

МАЗ 5551 считается одной из наиболее старых моделей, выпускаемых Минским автозаводом в настоящее время. Само предприятие появилось в столице Белоруссии в 1944 году. Спустя 4 года завод выпустил свои первые автомобили. Дебют МАЗ 5551 состоялся значительно позднее – в 1985 году. В качестве основы для техники была выбрана модель МАЗ 5337. После заметных доработок новинка была запущена в серию.

Автомобиль получил заметные изменения в сравнении с предшественником. Форма рычага переключения передач, на более ранних версиях выполненная в виде лома, была пересмотрена. Водителю ловить передачи по пространству салона больше не приходилось. При этом прежняя схема переключения скоростей сохранилась.

Среди других доработок следует отметить:

  • отсутствие проблем с «отстегиванием» кабины, присутствующих у предшественников;
  • замену барабанного ручника на элемент с пружинными энергоаккумуляторами. В составе тормозной системы также появились болты для принудительного растормаживания, обеспечивающие торможение при отсутствии в системе воздуха;
  • новую форму фар, отдельных узлов кабины и радиаторной решетки. Раздвоенное лобовое стекло заменили панорамным с большим обзором. Также на крыше автомобиля установили спойлер.

Первые модификации МАЗ 5551 обладали совершенно непримечательной внешностью. Для автомобиля была выбрана кабина бескапотного типа с мощным передним бампером с большими круглыми фарами и небольшой радиаторной решеткой, визуально разделенной на три секции. Классическая вариация получила поднимающийся металлический кузов с одним откидным бортом и задней схемой разгрузки.

В 1998 году МАЗ 5551 пережил рестайлинг. Обновленная версия получила новый дизайн кабины, небольшие конструктивные изменения и пересмотренную приборную панель. Внутри автомобиля стало более просторно. Машину укомплектовали большой 2-местной кабиной с возможностью откидывания для проверки технического состояния.

Рестайлинговый вариант получился более интересным. Радиаторная решетка увеличилась в размерах (прежние разделения убрали), а бампер стал более обтекаемым (на нем помимо фар стали устанавливать поворотники). По бокам рядом с дверями появились пластиковые элементы. Конструктивно обновленный МАЗ 5551 изменился незначительно – были исправлены отдельные недоработки, появились новые двигатели. Именно эта модификация предлагается на рынке в настоящее время.

Семейство МАЗ 5551 довольно обширное. Базовой версией является самосвал с откидным кузовом. Однако Минский автозавод также выпускает и шасси, используемое для установки различного оборудования специального назначения, что увеличивает сферу применения автомобиля. Также доступно сочленение в автопоезд. Для северных областей производится модификация «ХЛ», эксплуатация которой возможна при температуре до -60 градусов Цельсия.

МАЗ 5551 от большинства конкурентов отличается компактными габаритами, потому может использоваться в городских условиях. Традиционно автомобиль востребован на строительных площадках в пределах города. Основным предназначением машины является транспортировка сыпучих материалов на небольшие дистанции. Высокие технические характеристики делают данную модель одной из наиболее популярных в категории самосвалов среднего класса.

Технические характеристики

Габаритные размеры МАЗ 5551:

  • длина – 5990 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2925 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • колесная база – 3950 мм;
  • длина погрузочной платформы – 3860 мм;
  • ширина погрузочной платформы – 2265 мм;
  • высота бортов – 630 мм:
  • минимальный радиус разворота – 8600 мм.

Снаряженная масса автомобиля составляет 7580 кг (нагрузка на переднюю ось – 4130 кг, на заднюю ось – 3450 кг). Полная масса равняется 16230 кг (нагрузка на переднюю ось – 5980 кг, на заднюю ось – 10250 кг). Грузоподъемность – 8500 кг, объем кузова – 5,5 кубометров. Время подъема груженого кузова – 15 сек, время опускания пустого кузова – 10 сек. Угол подъема кузова – 50 градусов.

Динамические характеристики:

  • максимальная скорость – 83 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 50 сек;
  • выбег автомобиля с 50 км/час – 850 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 25%.

Средний расход топлива на скорости 60 км/час – 22-23 л/100 км. Объем топливного бака – 200 л.

Двигатель

МАЗ 5551 оснащается V-образным дизельным агрегатом модели ЯМЗ-236М2 (производитель – Ярославский моторный завод). Двигатель со своими функциями справляется отлично, обеспечивая ход без надрывов и проблем. Версии последних годов оснащаются более современными силовыми установками ЯМЗ-6563.10 и ЯМЗ-6581.10 мощностью до 230 л.с. На некоторые модификации устанавливаются иностранные агрегаты Deutz BF4M1013FC и Cummins. От старого ЯМЗ-236М2 их отличают большая мощность и эффективность. Последние агрегаты соответствуют экологическим нормам «Евро-3», существенно расширяющим возможности применения техники.

Характеристики мотора ЯМЗ-236М2:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 180 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 667 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

Фото






Устройство

МАЗ 5551 является небольшим двухосным грузовиком с колесной формулой 4 на 2 и отличной маневренностью. Машина обладает оптимальной конструкцией для транспортировки груза на небольшие дистанции. Устройство автомобиля с 1985 года претерпело небольшие изменения. Тогда разработчики пытались создать универсальную и надежную «рабочую лошадку», способную выполнять свои функции в любых условиях.

Техника построена по классической схеме с передней и задней подвеской рессорного типа. Конструкция МАЗ 5551 была максимально упрощена, что позволило получить действительно надежную машину. Основу составила прочная рама.

Автомобиль оснащается пневматической тормозной системой с высокой эффективностью. Закачка воздуха выполняется довольно долго, что обусловлено малой мощностью компрессора. На работе тормозов данная недоработка не сказывается. Пневмосистему рекомендуется сразу обернуть, поскольку она расположена близко к раме и со временем перетирается. Передние и задние колеса получили тормоза барабанного типа.

МАЗ 5551 комплектуется 5-ступенчатой механической трансмиссией ЯМЗ, которая является одним из наиболее слабых элементов в конструкции автомобиля. Ее технические параметры далеки от идеальных. На нетвердой почве начать движение грузовику довольно тяжело (особенно при большой нагрузке). Причиной тому является очень короткая первая передача. На ровной дороге подобных проблем не наблюдается – автомобиль идет легко даже с перегрузом. В обновленных версиях МАЗ 5551 трансмиссия получила ряд существенных конструктивных изменений. За счет доработки механизма переключения от рычага к КП удалось существенно укоротить рычаг, что облегчило работу водителя. На максимальной скорости автомобиль остается маневренным и простым в управлении благодаря установленному гидроусилителю руля. Стабилизатор поперечной устойчивости позволяет комфортно входить в повороты.

МАЗ 5551 оборудуется цельнометаллическим кузовом. Открывание заднего борта и опрокидывание кузова осуществляется в автоматическом режиме. Для автомобиля доступна исключительно односторонняя разгрузка. Интересным решением, примененным в модели, является обогрев днища кузова за счет отработавших газов. Это позволяет без затруднений пользоваться самосвальным механизмом даже в сильные морозы.

На грузовик устанавливается просторная и уютная кабина. Без спального места внутри свободно размещаются водитель и 2 пассажира. Грамотно расположенные ступеньки и поручни позволяют легко подниматься в кабину. Высокой эргономикой салон похвастаться не может. Руль имеет регулировки по углу наклона и высоте вылета. Водительское кресло передвигается на салазках, но вот найти оптимальное положение здесь довольно тяжело. Из-за этого водитель быстро утомляется, что негативно сказывается на его работе. Руль сделан слишком большим, потому водителям малого роста приходится подаваться телом вперед. При этом обзор всегда остается на высоте за счет хорошего расположения водительского кресла и больших зеркал. Приборная панель предоставляет достаточно информации, но яркости индикаторам не хватает (днем некоторые элементы рассмотреть очень тяжело).

Отопление в салоне функционирует отменно, потому даже в холода внутри кабины всегда тепло. На высоком уровне сделаны вентиляция и освещение. Между пассажиром и водителем установлено специальное отделение под различные мелочи. А вот рукоятка открывания дверей изнутри расположена очень низко, из-за этого открыть дверь очень тяжело.

Внутренне обновленный МАЗ 5551 отличается от предшественника расположением некоторых элементов управления, новой приборной панелью и более комфортным водительским сиденьем. Благодаря подрессоренному креслу отчасти компенсируется отсутствие у кабины амортизаторов. Пассажирам повезло меньше – их сиденья крепятся напрямую к полу и не имеют регулировок.

Несмотря на солидный возраст, МАЗ 5551 по-прежнему пользуется большим спросом. Автомобиль неслучайно считается «непревзойденным трудягой» – его техническое оснащение и характеристики остаются актуальными и сегодня.

Видео

Стоимость

Стоимость нового МАЗ 5551 начинается от 1,5 миллиона рублей за автомобиль в базовой комплектации.

Однако множество покупателей выбирает б/у модели, поскольку варианты без пробега могут себе позволить далеко не все предприятия. При выборе поддержанной машины МАЗ 5551 особое внимание следует обратить на состояние кузова и рамы.

Цены на б/у автомобили:

  • 1994-1996 года – 190000-260000 рублей;
  • 2000-2002 года – 310000-400000 рублей;
  • 2006-2008 года – 510000-620000 рублей.

Аналоги

Аналогов данная модель практически не имеет. К ним можно отнести ЗИЛ 4520 и КамАЗ 65115, однако данные автомобили имеют колесную формулу 6 на 4 и уступают МАЗ 5551 в маневренности.

Марка, модель автомобиля

Линейная норма,

л/100 км, м 3 /100 км

CAMC HN 3250 (дв. Cummins ISLe340.30, 250 kW, i г. п.=5,73)

DAF FAT CF 85.430 (316 kW)

Daimler Benz 809K 4,0D

IFA мультикар 25

Iveco Ling Ye (дв. WP10.336, 247 kW, i г. п.=5,73)

Magirus 232D 19K

Magirus 290D 26K

MAN 26.430 TGA8 (316 kW)

MAN 35.414 (дв. D2866)

MAN TGA 33.350 (257 kW) 6x4

Mercedes Benz 2628 AK-38 (дв. OM-422, 206 kW) 6x6

Mercedes Benz 407D 2,4TD (53 kW)

Mercedes Benz 410D 2,9D (70 kW)

Mercedes Benz 608D

Mercedes Benz ACTROS 4140 (290 kW)

Mudan MD 1042 3,0TDi (дв. Iveco Sofim 8140.43S, 92 kW)

Renault Maxter 340ti (250 kW)

Tatra 138 S1, -138 S3

Tatra 148 S1, -148 S3

Tatra 815 (221 kW)

Tatra 815-2 (210 kW)

Tatra 815-21A (230 kW)

Volvo F12 (235 kW)

Volvo FM (294 kW)

БелАЗ-540, -540А, -7510, -7526

БелАЗ-540Д (дв. ВГ8М-1015)

БелАЗ-548Л, -7523, -7527, -7548

БелАЗ-549, -7509

БелАЗ-75401

БелАЗ-75405 (дв. ЯМЗ-240)

БелАЗ-7540А (дв. ЯМЗ-240ПМ2, 309 kW, 5 АКПП)

БелАЗ-7540В (дв. ЯМЗ-240М2)

БелАЗ-7540С (дв. Д-280, 5АКПП)

БелАЗ-7540С (дв. ТМЗ-8437.10 195М)

БелАЗ-7545 (дв. ЯМЗ-Э8451.10)

БелАЗ-7546 (дв. ЯМЗ-240)

БелАЗ-7547 (дв. ЯМЗ-240НМ2)

БелАЗ-75471 (дв. ЯМЗ-8401.10-06)

БелАЗ-75473 (дв. Cummins KTA19-C)

БелАЗ-75481 (дв. ЯМЗ-8401.10.06)

БелАЗ-7548А (дв. ЯМЗ-240НМ2)

БелАЗ-7555В (дв. Cummins KTTA-19C)

ГАЗ-3307 (дв. Д-245.12С)

ГАЗ-3309 (дв. Д-245.7Е3)

ГАЗ-3507 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-52 (СТБ-5204, дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-53 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-5307 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-53Б (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-6601 (дв. ЗМЗ-66)

ГАЗ-САЗ-2504 (дв. Д-245.7)

ГАЗ-САЗ-3501-66 (дв. ЗМЗ-513)

ГАЗ-САЗ-3503, -3504 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-САЗ-3507 (дв. Д-240)

ГАЗ-САЗ-3507 (дв. Д-245.1)

ГАЗ-САЗ-3507 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-САЗ-3507, -3507-01 (дв. ЗМЗ-5110ОА)

ГАЗ-САЗ-350701 (дв. ЗМЗ-513, -5130OH)

ГАЗ-САЗ-35071 (дв. Д-245.7)

ГАЗ-САЗ-35071 (дв. Д-245.7Е3)

ГАЗ-САЗ-3508, -35101, -3509 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-САЗ-3509

ГАЗ-САЗ-3511 (шасси ГАЗ-66, дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-САЗ-3705-22 (дв. ЗМЗ-53)

ГАЗ-САЗ-4301 (дв. Д-542)

ГАЗ-САЗ-4509 (дв. 6RD)

ГАЗ-САЗ-4509 (дв. Д-245.1-538)

ГАЗ-САЗ-4509 (дв. ЗМЗ-511.10)

ЗИЛ-130 (дв. ЗИЛ-130)

ЗИЛ-130 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-130 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-131 (дв. Д-240)

ЗИЛ-131 (дв. Д-245.12С)

ЗИЛ-131 (дв. ЗИЛ-508) кузов ММЗ-554

ЗИЛ-131Д (дв. СМД-19)

ЗИЛ-2502 (шасси ЗИЛ-5301 БО)

ЗиЛ-431412 (дв. ЗиЛ-508)

ЗИЛ-45063 (дв. Д-245)

ЗИЛ-45063Г (дв. ЗИЛ-130)

ЗИЛ-45065 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-4508 (дв. ЗИЛ-645)

ЗИЛ-45085 (дв. ЗИЛ-375)

ЗИЛ-45085 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-4514 (дв. КамАЗ-740.10)

ЗИЛ-494560 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-495710 (дв. Д-245)

ЗИЛ-495810 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-ММЗ 4501 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-ММЗ 4502 (дв. Д-243)

ЗИЛ-ММЗ 4502 (дв. Д-245)

ЗИЛ-ММЗ 4502 (дв. ЗИЛ-375)

ЗИЛ-ММЗ 45021 (дв. Д-243)

ЗИЛ-ММЗ 45021 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-ММЗ 45023 (дв. Д-245)

ЗИЛ-ММЗ 4505 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-ММЗ 4505, -45023 (дв. ЗИЛ-509)

ЗИЛ-ММЗ 4508 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-ММЗ-4502 (дв. Д-240)

ЗИЛ-ММЗ-4502 (дв. Д-245.12С-231Д)

ЗИЛ-ММЗ-4502 (дв. ЗИЛ-508, -508.10)

ЗИЛ-ММЗ-45021 (дв. ЗИЛ-375)

ЗИЛ-ММЗ-45023 (дв. ЗИЛ-130)

ЗИЛ-ММЗ-45023 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-ММЗ-45027 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-ММЗ-45085 (дв. ЗИЛ-509)

ЗИЛ-ММЗ-450850 (дв. Д-245.9Е, Д-245.9Е2)

ЗИЛ-ММЗ-554 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М, -554В, -555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555М, -555Н, -555Э, -555-76, -550-80, -45054, -4502, -45022, -45021 (дв. ЗИЛ-130, -508)

ЗИЛ-ММЗ-554М (дв. Д-243)

ЗИЛ-ММЗ-555 (дв. Д-243, -243-202)

ЗИЛ-ММЗ-555 (дв. ЗИЛ-508)

ЗИЛ-СААЗ-4545 (дв. ЗИЛ-508.10)

ЗИЛ-СААЗ-454510 (дв. Д-245.9Е2)

ЗИЛ-СААЗ-454510 (дв. ЗИЛ-508300)

ЗИЛ-СААЗ-454610 (дв. Д-245.9Е2)

КАЗ-4540 (дв. Д-245)

КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В (дв. ЗИЛ-130)

КамАЗ-4310 (дв. КамАЗ-740.10)

КамАЗ-45143 (дв. КамАЗ-740.13-260)

КамАЗ-5320 (дв. КамАЗ-740)

КамАЗ-5410 (дв. ЯМЗ-238)

КамАЗ-5510, -55102 (дв. КамАЗ-740.10)

КамАЗ-55102 (дв. ЯМЗ-236М2)

КамАЗ-5511 (дв. ЯМЗ-238М2)

КамАЗ-5511, -55111 (дв. КамАЗ-740.10)

КамАЗ-55111 (дв. ЯМЗ-238)

КамАЗ-55111С (дв. КамАЗ-740.11-240)

КамАЗ-65115 (дв. КамАЗ-740.30-260)

КамАЗ-65115-045-62 (дв. КамАЗ-740.62-280)

КамАЗ-65115-048-D3 (дв. Cummins 6ISBe2, 210 kW)

КамАЗ-65115С (дв. КамАЗ-740.11-240)

КамАЗ-6520 (дв. КамАЗ-740.51-320)

КамАЗ-6520-024-61, -6520-010-61 (дв. КамАЗ-740.61-320)

КрАЗ-255 (дв. ЯМЗ-238)

КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256БС, -257Б1, -6510 (дв. ЯМЗ-238)

МАЗ-457041, -220 (дв. Д-245.30Е2)

МАЗ-457043-320, -325, -330, -332, -335, -337 (дв. Д-245.30Е3)

МАЗ-503, -503А, -503Б, -503В, -503Г, -510, -510Б, -510В, -510Г, -511, -512, -513, -513А, -5549 (дв. ЯМЗ-236)

МАЗ-504 (дв. ЯМЗ-236, i г. п.=7,24)

МАЗ-5337 (дв. ЯМЗ-236)

МАЗ-5516 (дв. MAN D2866LF15)

МАЗ-5516, -021, -30 (дв. ЯМЗ-238Д)

МАЗ-551603 (дв. ЯМЗ-238М2)

МАЗ-5516-030 (дв. ЯМЗ-238Д1)

МАЗ-551603-221, -2124 (дв. ЯМЗ-236БЕ, -236БЕ12)

МАЗ-551605, -551605-221, -551605-222, -551605-223-024, -551605-225, -551605-230-024, -551605-235, -551605-271, -551605-272Р, -551605-275, -551605-280, -551605-280-024Р, -551605-280-060Р, -551605-280-700Р, -551605-2130-024, -551605-2130-024Р, -551605-2130-24 (дв. ЯМЗ-238ДЕ, -238ДЕ2, -238ДЕ2-3)

МАЗ-551608 (дв. ЯМЗ-7511.10)

МАЗ-551633, -321 (дв. Deutz BF6M1013FC)

МАЗ-551646, -371 (дв. Д-263.1Е3)

МАЗ-55165 (6х6) (дв. ЯМЗ-238Д)

МАЗ-551654-221 (дв. КамАЗ-740.51-320)

МАЗ-551669-325 (дв. D2866LF25, 301 kW)

МАЗ-5516А5, -5516А5-371, -5516А5-371Н, -5516А5-375, -5516А5-380 (дв. ЯМЗ-6582.10)

МАЗ-5516А8, -336 (дв. ЯМЗ-6581.10)

МАЗ-5516А8-345Р (дв. ЯМЗ-6581.10)

МАЗ-5549 (дв. ЯМЗ-238М2)

МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-236, q=10т)

МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-236Н)

МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-238М2, q=10т)

МАЗ-555102, -555102-2120, -555102-2123, -555102-2125, -555102-220, -555102-223, -555102-225 (дв. ЯМЗ-236НЕ, -236НЕ2, -236НЕ2-5)

МАЗ-555102-020 (дв. ЯМЗ-238)

МАЗ-5551-023Р (дв. ЯМЗ-238М2)

МАЗ-555103-225Р (дв. ЯМЗ-236БЕ)

МАЗ-55513 (дв. ЯМЗ-238) 4х4

МАЗ-555132-320, -323 (дв. Deutz BF4M1013FC)

МАЗ-555140-2123 (дв. ЯМЗ-236НЕ)

МАЗ-55514-023 (дв. ЯМЗ-238М2)

МАЗ-555142-120Р, -120Р3, -225 (дв. Д-260.5С)

МАЗ-555142-225 (дв. Д-260.5Ф)

МАЗ-555142-4227 (дв. Д-260.5)

МАЗ-555142-4229 (дв. Д-260.5С)

МАЗ-555142-4231 (дв. Д-260.12Е2)

МАЗ-555147-4327 (дв. Д-260.12Е3)

МАЗ-5551А2 (дв. ЯМЗ-236НЕ2)

МАЗ-5551А2, -5551А2-320, -5551А2-323 (дв. ЯМЗ-6562.10)

МАЗ-5551А2, -5551А2-320, -5551А2-323, -5551А2-325 (дв. ЯМЗ-6563.10)

МАЗ-555402 (дв. ЯМЗ-236НЕ2) 4х4

МАЗ-650108-022 (дв. ЯМЗ-7511)

МАЗ-650108-080Р1 (дв. ЯМЗ-7511)

МАЗ-6501А8, -320-021 (дв. ЯМЗ-6581.10)

МАЗ-651705-231 (дв. ЯМЗ-238ДЕ-2)

МАЗ-75551 (дв. КамАЗ-740.10)

МАЗ-MAN-651268 (дв. D2866LF25, 301 kW)

МАЗ-MAN-651668 (302 kW)

МАЗ-MAN-751268 (дв. D2866LF25, 301 kW)

МАЗ-MAN-753069 (дв. D2840LF, 353 kW)

МАЗ-МА^750268 (дв. D2866LF3m3)

МАЗ-МЗКТ-6515 (дв. ЯМЗ-8424.10)

МЗКТ-651510 (дв. ЯМЗ-7511.10)

МЗКТ-65151-040 (дв. ЯМЗ-7511.10)

МЗКТ-65151-040-05 (дв. ЯМЗ-7511.10-02)

МЗКТ-65158, -320 (дв. ЯМЗ-238Д, -238Д-1, -238Д-6)

МЗКТ-65158-420, -421 (дв. ЯМЗ-238Д-6)

МЗКТ-652511 (дв. ЯМЗ-7511, -7511.10)

МоАЗ-75051 (дв. ЯМЗ-238Б3)

МоАЗ-75051 (дв. ЯМЗ-238Д)

МоАЗ-750511 (дв. ЯМЗ-238Б)

МоАЗ-75054-22 (дв. ЯМЗ-7512.10)

Урал-4320 (дв. КамАЗ-740)

Урал-43202 (дв. КамАЗ-740)

Урал-5557-0010-40 (дв. ЯМЗ-236НЕ2-3)

Урал-5557-31 (дв. ЯМЗ-238М2)

Нормы расхода топлива на самосвалы согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 27 от 7 мая 2012 г.

Марка, модель автомобиля

Линейная норма,

л/100 км, м 3 /100 км

DAF FAD CF85.410T (дв. Paccar MX, 300 kW) 8х4

DAF FAD CF85.430S (дв. DAF XE, 315 kW) 8х4

Mercedes Benz 2540 Actros (294 kW)

Renault Kerax 450Dxi (дв. Renault Dxi 11 450-EC06) 8х4

ГАЗ-САЗ-3507-01-015 (да. ЗМЗ-6606)

ЗИЛ-441510 (дв. ЗИЛ-508)

МАЗ-5334 (дв. ЯМЗ-236)

МАЗ-551605-4275РБ (дв. ЯМЗ-238ДЕ2) с прицепом МАЗ-856100-4022Р

МАЗ-555102-225 (дв. ЯМЗ-236НЕ2, q=10 т)

МАЗ-555131-320, -323 (дв. Deutz BF4M1013FC, 140 kW)

МАЗ-5551-020 (дв. ЯМЗ-236)

МАЗ-650108-280 (дв. ЯМЗ-7511)

МАЗ-6501А5, -320, -330 (дв. ЯМЗ-6582.10)

МАЗ-6501А5-330 (дв. ЯМЗ-6582.10) с прицепом МАЗ-857102-010

МАЗ-6501А9-320 (дв. ЯМЗ-650.10)

МАЗ-6516А8-321 (дв. ЯМЗ-6581.10)

МЗКТ-65151 (дв. ЯМЗ-7511.10)

Нормы расхода топлива на самосвалы согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 467-Ц от 10 сентября 2012 г.

Примечания:

1. Б – бензин.

2. Д – дизельное топливо.

3. СУГ – сжиженный углеводородный газ.

4. СПГ – сжатый природный газ.

5. m сн – снаряженная масса автомобиля.

6. q – грузоподъемность.

7. AWD, 4Motion, 4Matic, 4WD, Quattro, Syncro, 4x4 – привод на все колеса.

8. V k – объем кузова.

9. i г.п. – передаточное число главной передачи.

10. АКПП – автоматическая коробка перемены передач.

11. Для двухтактных двигателей в качестве топлива используется смесь бензина с маслом в пропорции, рекомендуемой заводом-изготовителем.