Безопасное преодоление бордюра или бровки. Как правильно заехать на бордюр

На магистральный бордюр, высотой 450 мм (ГОСТ 6665–91), проблематично заехать даже на автомобиле с большим . Впрочем, и представить такую ситуацию, когда кому-то понадобится это делать, довольно тяжело. Чаще водителям легковушек приходится «штурмовать» дорожные бордюры высотой 300 мм (по ГОСТу). Это размер самого камня, не заглубленного в асфальт или грунт. Если бордюр установлен правильно, то он возвышается над дорогой на высоту порядка 150–160 мм.

Залетать на бордюр с разгона не стоит даже владельцам внедорожников. Возможно, камень не заденет кузов или агрегаты машины, однако подвеска сработает на «отбой», что может вывести ее из строя. К тому же закраина колесного диска при таком ударе может пробить боковину шины. Или помнется сам диск. Так что машину на бордюр лучше, как говорят опытные водители, «затягивать», то есть закатываться не спеша, в натяг. На машине с автоматом левая нога при этом должна быть готова нажать на педаль тормоза. Если у машины механика, положите руку на ручник. Остановите машину, если она откатится.

На низком автомобиле тем более не стоит спешить. Если не получилось заехать с первого раза, можно немного откатиться назад, чтобы было больше места для разгона. А если проделываете это впервые в своей водительской практике, вначале в том, что поблизости нет пешеходов и других машин.

Заезжать на бордюр под прямым углом, 90°, то есть сразу парой колес, передних или задних, - плохая идея. Если у вас автомобиль с механической коробкой передач, скорее всего вы «подпалите» сцепление и чиркнете юбкой бампера об асфальт - либо передней, либо задней.

Оптимально заезжать на бордюр под углом, близким к 45 градусам. Таким образом все колеса закатятся на препятствие поочередно, что уменьшит нагрузку на подвеску и снизит вероятность контакта рычагов подвески, порогов, бамперов, выхлопной системы или поддона картера с камнем. Однако понятно, что поставить машину под таким углом не всегда позволяет пространство. В таком случае нужно задать максимально возможный угол и выкрутить колеса к бордюру. И только после этого потихоньку закатываться на него.

А что делать, если автомобиль ну очень низкий (с маленьким клиренсом), а бордюр очень высокий (не по ГОСТу)? Три варианта. Либо оставить затею, не карабкаться на него, либо искать другой заезд (почитав предварительно пункт 9.9 ПДД о движении по тротуару и статью 12.15 КОАП РФ о наказании за это нарушение). Либо придумать какие-то трапы (например, из длинных широких досок) и закатывать автомобиль очень аккуратно. Может быть, даже заталкивать вручную.

Относительно простой, но более рискованный способ забраться на бордюр, который выше бампера - поставить машину параллельно бордюру на расстоянии 10–15 сантиметров от него, выкрутить колесо к бордюру и постараться затащить автомобиль. И, не останавливаясь, прокатиться вперед, чтобы на бордюр зашло и заднее колесо. Риск в том, что колесо может сорваться с камня и машина рухнет на бампер, и в том, что бордюр можно зацепить порогом. В сырую погоду, когда камень влажный и скользкий, так лучше не экспериментировать. - тем более.

Низкий автомобиль сложно и припарковать у высокого бордюра так, чтобы не повредить дверь, открывая ее. И в этом случае придется ставить машину под углом, достаточным, чтобы спокойно открыть дверь. Удостоверившись, естественно, что вы при этом никому не мешаете и не нарушаете правила парковки.

Заезд на бордюр — это маневр, который должны уметь совершать все водители. Несмотря на то, заезд на тротуар и езда по нему в большинстве случаев считаются нарушениями правил движения, есть много случаев, когда заезжать на бордюр правила разрешают. Перечислим случаи, когда правила дорожного движения разрешают заезжать на бордюр:

  • если установлен знак 6.4 — Парковка с табличками, которые показывают как именно можно расположить транспортное средство на краю тротуара;
  • если в соответствии с пунктом ПДД 9.9 автомобиль, доставляющий товары или выполняющий коммунальные работы, никаким другим образом не может добраться к нужному объекту, кроме как заехать через тротуар.

К тому же, в жилых зонах, где за соблюдением правил дорожного движения редко следят, водители часто заезжают на бордюры, чтобы сократить путь. Жаль только, что в автошколах данному маневру не обучают.

Итак, прежде, чем заезжать на бордюр, вам нужно определить его высоту. Высота бордюра — это понятие относительное и она полностью зависит от высоты бампера вашей машины.

Заезд на низкий бордюр

Низкий бордюр не представляет никаких сложностей, он гораздо ниже высоты расположения бампера вашего авто. Заезжать на него можно под любым углом, но все предосторожности следует соблюдать: при перпендикулярном заезде сначала медленно отпускайте сцепление, чтобы заехали передние колеса, затем так же медленно заезжайте задними колесами.

Заезд на средний бордюр

Средний бордюр ниже вашего бампера, однако можно испытать проблемы с заездом задними колесами, если заезжать из перпендикулярной к тротуару позиции. Поэтому автомобиль лучше ставить под углом в 45 градусов к тротуару и попеременно заезжать каждым колесом по отдельности.

Если автомобиль отказывается ехать, мотор начинает глохнуть, то следует нажать на педаль газа или приметить способ заезда на высокий бордюр.

Высокий бордюр

Высокий бордюр выше бампера вашего автомобиля, поэтому при отсутствии опыта можно не только опозориться перед другими водителями, но и повредить бампер и поддон. Заезжать нужно из позиции параллельной бордюру.

Выворачивайте руль до упора вправо — таким образом колесо окажется на бордюре раньше чем бампер. Затем заезжает заднее правое колесо, для этого нужно проехаться вдоль тротуара немного вперед. Потом опять полностью выворачиваем руль и заезжает переднее левое колесо, и последним — заднее правое.

Такой способ заезда может вызвать сильное давление на покрышки автомобиля, посмотрев на шины мы увидим, как они прогибаются под весом автомобиля. Поэтому старайтесь избегать заездов на высокий бордюр, чтоб лишний раз не перенапрягать ресурс своего автомобиля.

Заезд на бордюр - это то, с чем сталкивался почти каждый водитель. Как правило, в жилых зонах многим водителям часто приходится заезжать на бордюры, чтобы доехать до нужного места.

Тем не менее, как заезд на тротуар, так и проезд по нему чаще всего считается нарушением ПДД, но есть и случаи, когда правила разрешают это делать.

В каких случаях можно заезжать на бордюр?

Давайте посмотрим, что об этом написано в правилах дорожного движения:

В пункте ПДД 12.2 оговаривается, что при наличии знака 6.4 и одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9. парковка для легковых автомобилей с заездом на бордюр - разрешается.

Также пунктом ПДД 9.9 разрешается проезд транспортных средств по тротуару, выполняющих коммунальные или дорожные работы, а также автомобилям, перевозящие грузы к объектам, которые находятся у обочин и не имеющие других путей подъезда.

Как правильно заезжать на бордюр на машине?

Первым делом нужно правильно определять его высоту. Так, как именно от этого зависит метод, которым вы воспользуетесь для преодоления данного препятствия. А высота бордюра напрямую зависит от высоты бампера в автомобиле.

Низкий бордюр

Проще всего заехать на низкий бордюр, по высоте он намного меньше бампера автомобиля. Как правило, у большинства водителей трудностей с его преодолением не возникает, однако при заезде под прямым углом нужно придерживаться некоторых правил, которые помогут избежать ненужных повреждений.

Заезд должен проходить плавно и на маленькой скорости. Так как неправильный заезд на бордюр может плохо отразиться не только на покрышках и дисках, но и подвеске автомобиля. Остановившись у обочины, плавно отпускайте сцепление, пока передние колеса автомобиля не окажутся на бордюре. Также плавно нужно заезжать и задними колесами.

Средний бордюр

Хоть средний бордюр и ниже бампера автомобиля, но въехать на такой бордюр одновременно двумя колесами в большинстве случаев не получится. Чтобы правильно заехать на такой бордюр лучше всего воспользоваться следующей техникой:

Ставим машину под углом 45 градусов по отношению к тротуару - это делается для того, чтобы въезд на бордюр осуществлялся поочередно по одному колесу.

Не доезжая до бордюра выкрутите руль почти до упора в нужную сторону и остановитесь так, чтобы от края бордюрного камня и до переднего колеса авто оставалось 5-10 сантиметров. Если этого не сделать и подъехать в упор, то вы рискуете не заехать, а колеса начнут просто прокручиваться на одном месте.

После того, как основная подготовка была завершена, осторожно отпускайте педаль сцепления, и постепенно прибавляйте обороты двигателя. И как только вы почувствовали легкий толчок в момент наезда на край бордюрного камня, ещё больше нажмите на педаль газа. При правильном выполнении колесо автомобиля должно плавно, без проскальзывания заехать на бордюр. После того как колесо окажется на бордюре, сразу жмите педаль тормоза – это нужно для того, чтобы другое колесо случайно с ходу не залетело и не ударилось об край бордюрного камня. Так как при сильном ударе об край камня, есть вероятность того, что покрышка полностью сожмется и колесный диск прорежет дырку в боковине. Поэтому с ходу заезжать на бордюр нельзя! Принцип заезда оставшихся колес абсолютно идентичен первому.

Теперь расскажу о съезде с бордюра. Съезд с бордюра должен осуществляться по такому же принципу, как и въезд. Точнее сказать, съезжать нужно, как передом, так и задом – по одному колесу. Например, при съезде задом вначале должно спуститься заднее колесо одно, затем второе, потом передние одно и второе. Также во время спуска автомобиля с бордюра, необходимо придерживать педаль тормоза так, чтобы колеса не «шмякались» в низ, а плавно съезжали. Так как если попытаться быстро слететь с бордюрного камня или съехать одновременно двумя колесами, то при приземлении кузов автомобиля сильно присядет и есть большая вероятность того, что защита или бампер ударится об край бордюра.

Высокий бордюр

Метод заезда на высокий бордюр, заметно отличается от заезда на средний, так как он выше бампера авто. Поэтому без должного опыта преодоления таких препятствий, можно не только опуститься в глазах других водителей, но и повредить защиту или бампер. К примеру, вам надо заехать на бордюр, который находится справа. Ваши действия:

Поставьте машину параллельно, на расстоянии 20 сантиметров от бордюра. После этого выкрутите руль до упора вправо – это позволит колесу автомобиля заехать на бордюрный камень раньше, чем в него воткнется бампер.

Остальные действия будут такие же, как и при заезде на средний бордюр, однако в этом случае после заезда переднего колеса, необходимо выровнять руль и проехать вперед, пока не заедет заднее правое колесо. Дальше нужно снова повернуть руль и заехать уже передним левым. И последним у нас заедет заднее левое колесо. Съезд должен проходить в обратном порядке.

Также нужно запомнить, что этот способ заезда сильно влияет на долговечность покрышек, так как при заезде на бордюр под таким углом, боковая часть покрышки испытывает большие нагрузки. Вы это сразу поймете, как только посмотрите на прогиб колеса во время заезда на край бордюра. Поэтому лучше избегайте заездов на такие бордюры, чтоб лишний раз не подвергать свой авто испытаниям на прочность.

Для начала я хочу разделить бордюры на 3 группы:

1. Под низким бордюром будем понимать такой бордюр, въехать на который можно под любым углом не испытывая никаких сложностей.

2. Высокий бордюр - бордюр, высота которого больше, чем расстояние между землей и передним бампером Вашего автомобиля. Въезжать на подобный бордюр нужно очень осторожно, т.к. в противном случае можно повредить автомобиль.

3. Средние бордюры - промежуточный вариант между низким и высоким бордюрами.

Я намеренно не привожу высоту бордюров в сантиметрах, т.к. в зависимости от используемого Вами автомобиля цифры могут быть очень и очень разными.

Как я уже писал выше, въезд на низкий бордюр не вызывает никаких сложностей, поэтому въезжать на него можно под любым углом. После того, как Вы поставили автомобиль перпендикулярно бордюру, медленно отпускайте сцепление, чтобы автомобиль медленно и равномерно въехал на бордюр двумя передними колесами:

Передние колеса на низком бордюре


Аналогичным образом следует занести на бордюр и задние колеса автомобиля:


Задние колеса на низком бордюре


Если задние колеса встретили существенное сопротивление при попытке въехать на бордюр, значит высота камня является средней по нашей классификации и следует воспользоваться следующим способом.

Въезд на средний бордюр несколько сложнее, чем въезд на бордюр низкий. Тем не менее большинство водителей без проблем въезжают и на средние бордюры.

Исходное положение автомобиля несколько отличается от предыдущей ситуации. Машина должна располагаться к бордюру под углом таким образом, чтобы одновременно на бордюр въезжало лишь одно колесо автомобиля.
Руль автомобиля находится в среднем положении, т.е. машина едет точно прямо. После того, как автомобиль расположен под правильным углом следует начать движение на минимальной скорости. Первым на бордюре окажется правое переднее колесо:

1)Правое переднее колесо на среднем бордюре

2)После этого на бордюр попадет левое переднее колесо

3)Передние колеса на среднем бордюре

4)Третьим на бордюр въезжает заднее правое колесо

5)Три колеса на бордюре

Если на одном из предшествующих этапов автомобиль встречает существенное сопротивление и начинает глохнуть, увеличьте обороты двигателя нажатием на педаль газа и повторите попытку. После того, как 3 колеса уже находятся на бордюре, можно начинать выравнивать автомобиль на выбранном парковочном месте. Последнее заднее колесо на бордюр заедет под любым углом. При использовании данного способа важно следить, чтобы одновременно на бордюр въезжало лишь одно колесо.

Мастер парковки на бордюры

Ну и последний способ въезда на бордюр, который целесообразно использовать при въезде на высокий бордюр .
Подчеркну, что в данном случае нужно быть довольно осторожным, чтобы не повредить автомобиль, т.к. бордюр располагается выше его бампера.
Итак, исходное положение существенно отличается от предшествующих случаев. Ваш автомобиль должен располагаться параллельно тротуару. Это нужно для того, чтобы переднее правое колесо въехало на бордюр чуть раньше бампера. В исходном положении следует вывернуть руль автомобиля до упора вправо.

После этого начинайте медленно въезжать на бордюр передним правым колесом

1)Переднее правое колесо на высоком бордюре

2)После этого нужно проехать чуть-чуть вперед под небольшим углом к бордюру, чтобы вслед на передним правым колесом на бордюр взобралось и заднее правое колесо.

3)Правая сторона автомобиля на высоком бордюре

4)После этого следует вновь повернуть руль до упора вправо и занести на бордюр переднее левое колесо

5)Три колеса автомобиля на высоком бордюре

6)Последним на бордюр въезжает заднее левое колесо

Обратите внимание, что не каждый высокий бордюр покорится Вашему автомобилю (особенно не очень высокому), поэтому следует внимательно относится к этому типу парковки.
Еще одно замечание. Никогда не забывайте, что Вы въехали на высокий бордюр! Съезжать с высокого бордюра обязательно нужно в порядке, обратном въезду. В противном случае Вы рискуете повредить бампера и пороги автомобиля. Последним с высокого бордюра должно спускаться переднее колесо, причем бампер в этот момент уже должен быть не над бордюром.

Теперь вы знаете как попасть к шоу СТОП-ХАМ. Чаще запрыгивайте на бордюры, особенно там где нельзя, шансы возрастут! :)) Шучу! Надеюсь, что многим поможет, а также поможет окружающим, которые ждут не очень опытного водителя.

Езда по бордюрам - штука довольно тривиальная, но если вы недавно "сели на колеса", то это может немного пугать. Можно подумать, что-то вроде "я не буду портить велосипед этими прыжками" и останавливаться возле каждой неровности, но на самом деле небольшие прыжки, а также съезды и заезды на бордюр не наносят ущерба вашему велосипеду, а навык заезда на бордюры добавляет вам уверенности в езде, улучшает контроль над велосипедом и делает ваши зубы белее.

Как заезжать на бордюр

Забудьте о том, чтобы спешиваться - настоящий велосипедист не тормозит перед препятствиями! :)

Если бордюр небольшой (сантиметров 10-20), то заехать на него достаточно просто:

1. Привстать на педалях и притормозить перед препятствием. Если у вас велосипед с вилкой, вы можете податься вперед и нагрузить ее, чтобы она сжалась.

2. Отклонившись назад, потянуть на себя и вверх руль и оторвать переднее колесо. Опять же, если есть вилка, то она поможет, разжавшись и придав толчок колесу.

3. После того, как заедете передним колесом, нужно перенести вес вперед и разгрузить заднее, а оно уже легко заедет на бордюр.

Хотя кажется, что тут надо больше тянуть руль вверх, на самом деле эта последовательность действий больше основана на раскачивании вперед назад. Начинать лучше на небольшой скорости, чтобы подскочившее колесо не ударило вас в промежность.

Как съезжать с бордюра

Последовательность примерно схожая. Подъезжая к спуску, нужно перенести вес назад, чтобы колесо разгрузилось и съехало с бордюра с минимальным ударом. Затем перенести вес вперед и разгрузить заднее колесо. Ноги держите полусогнутыми и не напрягайтесь.

После того, как освоитесь, можно уже не сбавляя скорости подбрасывать переднее колесо перед спуском и в прыжке преодолевать бордюр. Главное помните - в полете свернуть сложнее:)

Если у вас велосипед с хорошей вилкой, то все становится еще проще - вилку можно нагрузить перед прыжком.

Распрыгивание

Иногда начать вот так вот прыгать довольно страшно и хочется потренироваться в более спокойных условиях. Нет проблем - найдите ровный участок, немного разгонитесь (10-12 км/ч), встаньте на педалях и начните пробовать раскачиваться и выдергивать руль вверх. Не нужно стремиться сильно дернуть его вверх или сильно раскачиваться - здесь главное поймать ритм и почувствовать, откуда берется ускорение, которое помогает вам прыгать.

В случае, если велосипед с вилкой, то все становится еще проще и интересней. Вы даже не столько раскачиваетесь, сколько сжимаете вилку, а она отбрасывает руль обратно. Именно в момент того отбрасывания и нужно подхватывать руль и тянуть его вверх.

Если уже у вас контактные педали, то все это делается еще более естественно и интуитивно. Если вы когда-то прыгали на скакалке, то ощущение близкое. Вы начанаете раскачивание с нагрузкой вилки короткими движениями, постепенно увеличивая амплитуду. В какой-то момент вы уже чувствуете, что переднее колесо готово оторваться от земли. Потом вы делаете небольшие прыжки с отрывом обоих колес на 2-5-10 см. Главное поймать ритм и увеличивать высоту прыжка постепенно.