Что такое хэтчбек? Чем отличается хэтчбек от универсала? Как выглядит тип кузова хэтчбэк и в чем его отличия от других модификаций авто.

Универсал и хэтчбэк – названия типов кузовов легковых автомобилей. Они оба имеют общие характериные признаки, но и однo принципиально важное отличие

Универсал

Как правило, пяти-дверный легковой автомобиль, у которого четыре двери расположены попарно по бокам, и имеется одна дверь в задней части кузова. Эта дверь является крышкой багажного отделения, при этом само это грузовое отделение сообщается с салоном автомобиля. Задний ряд пассажирских сидений можно складывать, что заметно увеличивает объем багажника. Универсал, как правило, является разновидностью соответствующей модели седана, имеет такой же размер ходовой части, тип привода и прочее. Задняя стенка-дверь по положению ближе к вертикальной. Для перевозки грузов универсал - самый приспособленный из всех легковых автомобилей, поэтому универсалы были (и остаются) так популярны у садоводов, перевозящих рассаду, стройматериалы и прочее на свои загородные участки.

Вазовская четверка-универсал - характерный представитель этого класса


Калина с удлинённым кузовом-универсал

Трёх- или пяти-дверный автомобиль, имеющий заметно укороченный, по сравнению с универсалом или седаном, задний свес кузова. Соответственно, объем багажника хэтчбэка меньше, чем у универсала. Название hatchback взято из английского языка, где hatch – люк, а back - сзади. Тип кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом. Укороченный задний свес является основным признаком хэтчбэка. Появление укороченного кузова, задняя граница которого проходит почти по краю задних колёс, вызвано стеснённостью передвижения и маневрирования в городских условиях. Компоновка всех хэтчбэков в подавляющем большинстве одинакова: передний привод с поперечно расположенным двигателем, что также способствует повышению манёвренности авто. Багажное отделение хэтчбэка совмещено с пассажирским салоном и также позволяет увеличивать его объем за счёт складывающихся сидений заднего ряда.

Калина-хэтчбэк основная модификация

Кратко для запоминания

Универсал

Легковой автомобиль на базе седана этой же модели с задней дверью и совмещенным с салоном багажным отделением.

Легковой автомобиль с задней дверью, совмещенным с салоном багажным отделением и укороченным задним свесом. По длине короче универсала такого же класса, имеет меньший объем багажника, но большую манёвренность.

Пусть узнают про это и ваши друзья:

Похожие материалы

Существует несколько типов автомобильных кузовов — на сегодняшний день на рынке представлены большей частью такие виды, как седан, универсал, пикап, хэтчбек, кроссовер, купе и внедорожник. Реже на территории РФ встречаются лимузины и кабриолеты. Между всеми ними довольно много различий.

Но понять, чем именно отличается седан от хэтчбека и так ли важно знать эти различия в 2020 году, неопытному автомобилисту бывает трудно. На самом деле все не так сложно, и отличить один от другого можно по внешним признакам и присущим только той или иной модели особенностям конструкции, но знать разницу нужно для успешного выбора авто.

Перед тем, как оценивать преимущества и недостатки обоих типов кузова, необходимо знать характеристики каждого из них. Особенности седана:

  • легковое транспортное средство;
  • разделенный салон и отсек багажника;
  • крышка грузового отсека называется задним капотом;
  • не имеет подъемной двери в задней стенке кузова;
  • конструкция двух- или четырехдверная;
  • авто практичное и комфортабельное;
  • имеет презентабельный вид.

Описание авто с кузовом хэтчбек (или хетчбек):

  • цельный объемный кузов, который не имеет разграничения на салон и багажный отсек;
  • в салоне располагается 1-2 ряда сидений;
  • задний свес укорочен, а на задней стенке кузова располагается дверь;
  • передний свес у хэтчбека всегда длиннее заднего;
  • лифтбек схож с кузовом классического авто, но заднее стекло совмещено с багажным отсеком;
  • кузов трех- или пятидверный;
  • багажник входит в состав салона, и находится за последним рядом пассажирских сидений;
  • ряд задних сидений складывается, что увеличивает объем багажного отсека;
  • кузов по сравнению с седаном или универсалом короче;
  • багажная крышка считается дверью автомобиля.

Основные отличия конструкций

После того, как стали ясны параметры и характеристики обоих кузовов, необходимо выяснить основные отличия, а также преимущества и недостатки обоих типов автомобиля.

Основные отличительные особенности:


Преимущества и недостатки моделей

Многие водители предпочитают передвигаться по дорогам страны именно на классических моделях автомобилей, еще с советских времен популярность седанов и универсалов в нашей стране не снижается. Основные преимущества классики:

  • респектабельный вид автомобиля;
  • равномерное распределение веса машины на обе оси – багажник и моторный отсек находятся почти на равной удаленности от колес;
  • размер салона – он шире и длиннее;
  • разделенная стенка между салоном и багажником позволяет перевозить плохо пахнущие грузы;
  • лучший обзор водителя через заднее стекло – потому что оно ближе к водителю и больше по площади;
  • салон быстрее обогревается печкой зимой и охлаждается кондиционером летом.

Основные недостатки классического авто:

  • стоит дороже;
  • нельзя перевезти крупногабаритные грузы;
  • хуже маневренность из-за большей длины авто. Необходимо больше места для разворота;
  • за счет заднего длинного багажника, сложно быстро припарковать машину и есть вероятность того, что можно зацепить бампером бордюр;
  • ниже клиренс, что является недостатком при езде по некачественному дорожному покрытию.

Преимущества авто типа хетчбек:

  • меньше габариты – выше маневренность и удобнее парковаться;
  • удобный в эксплуотации багажник – можно перевозить объемные грузы;
  • стоимость ниже, чем седана.

Хетчбек предпочитают приобретать женщины за счет укороченной длины авто и отсутствия багажника, как в седане, что позволяет более уверенно держаться на дороге и при парковке.

Но есть у него и недостатки:

  • повышенный шум в салоне за счет соединенного багажника;
  • в зимний период при открывании дверцы багажника, холодный воздух быстро попадает в салон;
  • хуже обзорность заднего стекла (его площадь меньше), а при поездке в мокрую и снежную погоду приходится часто включать стеклоомыватель и стеклоочиститель.

В чем отличие седана, хетчбека и универсала?

Универсал – это среднее между хетчбеком и седаном. Как правило, длина второго и универсала практически одинакова. Редко универсалы бывают трехдверными, в основном автокомпании выпускают 5-дверные модели. Иногда автодизайнеры проектируют покатую крышу, но классический кузов универсала – когда крыша авто имеет длину почти до конца автомобиля. Пятая дверь или крышка багажника поднимается вверх или же открывается в сторону.

На заметку! Существуют модели универсалов, в которых стоит 2-створчатая багажная дверь.

Багажный отсек отличается большим объемом за счет длинной ровной крыши. Его можно еще увеличить путем складывания заднего ряда сидений. Салон имеет комфортабельные сиденья, как в седане, но объемный салон, как в хетчбеке. Ширина автомобиля одинакова с классическим авто, поэтому в салоне может разместиться свободно вся семья. У универсала более жесткая подвеска по сравнению с седаном.

При перевозке длинномерных грузов универсал всегда на высоте, потому что другие модели не вместят такой багаж.


На дороге универсал с хетчбеком перепутать невозможно – универсал длиннее и крыша багажника не имеет скошенного заднего свеса.

Также отличить универсал можно по задним стойкам в машине – в нем они длиннее и располагаются вертикально к раме авто, а также выделяются длинные боковые стекла на багажнике, которые заканчиваются на его стойках.

Универсалы предпочтительнее для людей, которые часто путешествуют всей семьей на авто – пассажиры комфортно размещаются в салоне, а все вещи в багажнике. Например, кроссовер такими удобствами не может похвастаться – это более городской автомобиль.

Очень часто покупатели нового авто не представляют, какой автомобиль им лучше подойдет. С каким типом кузова. Седан или хетчбек, а может универсал?

Давайте рассмотрим преимущества и недостатки каждого из типов кузовов автомобилей.

Седан

Седан подкупает своей красотой, эти автомобили, как правило, хорошо смотрятся, хорошо продаются и, вообще, пользуются всеобщей любовью наших покупателей.

Седаны имеют следующие преимущества:
Более мягкая подвеска, по сравнению с хетчбеками, - обусловлена особенностями развесовки массы автомобиля по осям. Высокая популярность, т.к. автомобиль седан имеет традиционную форму кузова: исторически первые автомобили были седанами, при этом многим людям нравятся традиционные вещи и, соответственно, автомобили с традиционным дизайном.

Седаны имеют представительный вид. В связи с тем, что они не такие практичные, как другие виды автомобильных кузовов, то у людей складывается мнение, что если человек купил не совсем практичный автомобиль - значит он имеет высокий доход и высокий статус в обществе.

Недостатки седанов:
Малый багажник, слабые возможности трансформации салона. В седан не уместится горный велосипед, небольшой скутер или детская коляска (в хетчбеки и универсалы все это можно уместить). Малый полезный объем салона для задних пассажиров, т.к. часто их крыша в задней части салона делается покатой, что уменьшает свободное место над головами пассажиров.

Хетчбек

Хетчбеки имеют следующие преимущества:
Практичный салон, широкие возможности трансформации. Как следствие, при желании, можно объединять пространство багажника с пространством салона. Много места для задних пассажиров, т.к. крыша у хетчбеков крайне редко имеет покатую форму.

Недостатки хетчбеков:
Как правило, хетчбеки имеют неоднозначную внешность. И напоминают классический автомобиль - седан с отпиленным багажником. Так же свою лепту в это вносит и то, что они, как правило, выше седанов - издержки практичности.

Подвеска более жесткая чем у седанов в связи с тем, что колеса у хетчбеков разнесены по краям кузова (для увеличение полезного внутреннего пространства, ведь хетчбеки практически всегда компактнее седанов, и, следовательно, внутреннее пространство надо откуда - то добывать).

Универсал

Универсалы имеют следующие преимущества:
Универсалы имеют все те же преимущества, что и хетчбеки, но, кроме этого, имеют еще большее внутреннее полезное пространство. Все это позволяет улучшить внешний вид универсала за счет того, что можно делать более пологой заднюю часть автомобиля, а не почти строго вертикальной, как у хетчбеков.

Недостатки универсалов:
Из недостатков можно отметить, что подвеска у универсалов более жесткая, чем у седанов и хетчбеков. Это обусловлено тем, что они имеют большую грузоподъемность и, соответственно, производителям приходится устанавливать на них более жесткие пружины подвески и амортизаторы с другими характеристиками, что бы избежать пробоев подвески при полной загрузке автомобиля.

В СССР не было не только секса, но и типов автомобильных кузовов. Вернее, тип кузова был всего один - классический седан . Позже страна узнала об универсалах - например, такими были белые «Волги», работающие в медслужбе. А с приходом перестройки появились хэтчбеки - «девятки» ВАЗ-2109. А потом понеслось: купе, родстеры, кроссоверы, микровэны , лифтбеки - сам Генри Форд ногу сломит. А тут еще на помощь производителям пришел маркетинг: автогиганты стали называть свои новые модели и вовсе загадочными словами вроде «четырехдверное купе» или «фастбек». «Комсомолка» попробовала собрать все воедино и разобраться в современных типах автомобильных кузовов.

Отметим сразу - все так смешалось, что подогнать разнообразие современных автомобильных форм к общему знаменателю сегодня невозможно. Что ни возьми за основу - все равно найдутся автомобили, совершенно не попадающие в класс. Упростив отдельные моменты, мы решили разделить все типы кузовов на три группы: трехобъемные, двухобъемные и однообъемные.

Трехобъемные кузова

Главный признак - выступающий капот и багажник, как в классических «Жигулях » первой модели. Это самый консервативный тип кузовов, и постепенно мировая мода на такие машины угасает - мол, никакой универсальности и возможностей трансформации салона и багажника. В эту группу попадают седаны, купе (включая кабриолеты) и пикапы .

Самый яркий представитель трехобъемного кузова - это седан , который пока еще присутствует в модельном ряду практически всех производителей. В отличие от Европы седан имеет огромную популярность на белорусских дорогах, где «престиж это все», а многие водители до сих пор разделяют машины на седаны и не седаны.


Купе - тот же седан, только не с четырьмя, а с двумя дверями. Купе обычно строятся на базе седана и имеют спортивный уклон - более низкий кузов, мощные моторы.


Кабриолет - это седан или купе с мягкой крышей-тентом, которая складывается за задними сиденьями и поднимается в случае необходимости. Но мягкий верх не позволял использовать автомобиль круглый год, поэтому в конце 90-х начал набирать популярность новый вариант открытого кузова - хардтоп-купе. На первый взгляд это обычное купе, но стоит нажать кнопку - и жесткая металлическая крыша поднимается и аккуратно складывается в багажник, превращая купе в кабриолет. Двухместный кабриолет (без второго ряда сидений) называется родстер .


Пикап - это машина с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона жесткой перегородкой. Проще говоря, это уменьшенная копия обычного грузовика - как в фильмах про американских фермеров. Большинство пикапов строятся на одной платформе с внедорожниками и обладают хорошей проходимостью. В Беларуси , да и во всей Европе, пикапы популярностью не пользуются, зато в США от них без ума.

Двухобъемные кузова

У них нет выступающего багажника, а его задняя крышка открывается только вместе со стеклом и считается еще одной дверью. То есть бывают трехдверные и пятидверные автомобили. К двухобъемным кузовам относятся хэтчбеки, универсалы , а также созданные на их базе кроссоверы и внедорожники . Двухобъемные кузова выделяются наиболее вместительными багажниками (универсалы) и компактными размерами (хэтчбеки).



Главное отличие хэтчбека от универсала - это длина багажника. Кроме обычного хэтчбека еще существует лифтбек - хэтчбек с почти трехобъемным кузовом. У лифтбека крышка багажника имеет небольшой выступ и напоминает седан, но открывается вместе с задним стеклом. Основное преимущество хэтчбека - его компактность и маневренность, зато универсал всегда выигрывает по объему багажника.


Большинство внедорожников и кроссоверов (о них чуть позже) по сути - универсалы, но их можно выделить в отдельный класс из-за внешности и размеров. Внедорожник , благодаря большому дорожному просвету, полному приводу и наличию рамного кузова, всегда выше любого универсала и большинства кроссоверов. Кроссовер хоть и старается выглядеть как внедорожник, но не может похвастаться рамным кузовом и внушительным клиренсом и очень часто уступает внедорожнику по высоте. Кроме того, все чаще кроссоверы создаются на базе хэтчбеков и отличаются от них лишь повышенным дорожным просветом и большими колесами. Такие часто называют паркетниками - мол, псевдовнедорожник годится лишь для езды по ровному асфальту.


Однако в последнее время популярность кроссоверов во всем мире, да и в Беларуси, очень сильно выросла. Несмотря на то, что первые кроссоверы появились сравнительно недавно, почти каждый производитель уже имеет в своем модельном ряду такой кузов или планирует его добавить в ближайшее время.

Однообъемные кузова

Они не имеют далеко выступающего капота и багажника - двигатель и багажный отсек находятся практически в салоне. Однообъемные кузова гордятся огромным количеством вариантов трансформации своих просторных салонов. Сюда относятся самые молодые типы кузова: минивэны, компактвэны и микровэны - то есть практически все семейные автомобили любых размеров. Различить эти варианты кузова можно по размерам машины и по количеству рядов сидений.



Микровэн - это просто увеличенный в высоту хэтчбек с более просторным салоном. В микровэне нет третьего ряда сидений. Первые микровэны появились только 5 - 7 лет назад, но уже стремительно набирают популярность в Европе, и даже на наших дорогах их можно встретить все чаще.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Со временем разница между типами кузовов становится все менее заметной. Чего стоит только седан-хэтчбек Skoda Superb (крышка багажника открывается и со стеклом, и без него) или практически однообъемный хэтчбек Honda Civic. Стремление производителей создать максимально универсальный автомобиль скоро приведет к тому, что понять, какой у машины тип кузова, будет невероятно сложно. Например, из-за плавных замыленных форм седан Mercedes CLS рекламщики назвали «первым четырехдверным купе в мире». А внедорожник BMW X6 и вовсе назвали Sports Activity Coupé. Хотя кузов двух последних автомобилей многие специалисты называют фастбек - из-за формы крыши, плавно перетекающей в багажник. Оказалось, что этот термин использовали еще в 1930-е годы для обозначения машин с каплевидной задней частью. В общем, не за горами времена, когда при НАН РБ откроется кафедра истории автомобильных кузовов, а студенты БНТУ или БГЭУ будут защищать дипломы на тему «Четырехдверное купе: отголоски наследия или жертва маркетинга?»

Выбирая автомобиль, мы обращаем внимание не только на объем двигателя, тип коробки передач и его комплектацию. Немаловажен выбор типа кузова. Многие выбирают из хэтчбека, универсала или седана по принципу «мне нравятся такие», но не стоит забывать, что каждый тип кузова разрабатывался для определенных целей. Также у каждого из них есть как свои плюсы, так и минусы.

Хетчбек

Этот тип кузова – идеальный вариант для поездок по городу. Короткая база несколько снижает радиус поворота и позволяет удобно маневрировать среди других машин. Также хетчбек занимает мало места на парковке, что немаловажно в большом городе. Заднее стекло, как правило, довольно большое, дает хороший обзор в зеркало заднего вида и имеет свою щетку стеклоочистителя.

Но хетчбек имеет и свои минусы. В первую очередь – небольшой объем багажника. Конечно, если в машине едет один или два человека, то можно сложить или снять спинку заднего сидения, но вчетвером на такой машине на природу не съездишь.

Еще одна отрицательная сторона – багажник совмещен с салоном. Так как днище багажника почти у всех моделей плохо шумоизолировано, то уровень шума в салоне довольно высок. К тому же, хетчбеки редко комплектуются двигателями большого объема, поэтому он не слишком удобен для загородных поездок.

Универсал

По сути, универсал – это удлиненный хетчбек с большей колесной базой. За счет своей длины он менее маневренный, но имеет багажник внушительных размеров. Как правило, этот тип автомобилей используется для перевозок, поэтому универсалы часто оснащаются двигателями большого объема и дизельными моторами. На этом, пожалуй, плюсы и закончились.

В салоне универсала довольно шумно, по той же причине, что и в салоне хетчбека. Заднее стекло находится довольно далеко от водителя, поэтому уменьшен обзор в зеркало заднего вида. За счет того, что задняя часть высокая, при сдавании задним ходом она постоянно царапается низкими ветками деревьев. Да и парковаться в таком автомобиле не очень удобно. Такая машина подойдет для тех, кто редко бывает в большом городе, скорее она удобна для загородных поездок.

Седан

База у седана длиннее, чем у хетчбека, у некоторых моделей она такая же, как у универсала. Багажник довольно вместительный, а с учетом того, что можно сложить или снять спинки задних сидений, то он вполне приемлем для перевозки крупногабаритных предметов.

Еще один положительный момент – багажник отделен от салона, поэтому в салоне низкий уровень шума. Как правило, именно седаны оснащаются самой широкой линейкой двигателей, начиная от малообъемных бензиновых моторов, заканчивая дизелями большого объема.

Один плохой момент – на заднем стекле у седана нет щетки стеклоочистителя. Также к отрицательным сторонам такого типа кузова можно отнести объем салона. Как правило, расстояние между задними и передними сиденьями у него несколько меньше, чем у хетчбека или универсала. В принципе, седан – это автомобиль, на котором можно ездить как по городу, так и за городом, в своем роде, он универсален.