Как узнать работает ли кондиционер. Проверка работы кондиционера в автомобиле

С приходом тёплой летней погоды, находиться в автомобиле зачастую становится жарко и некомфортно. Поддерживает оптимальную температуру воздуха в салоне кондиционер или система климат контроля.

Кондиционер — это совокупность устройств, которая благодаря изменению температуры хладагента (газа) охлаждает салон авто. Бытует мнение, что кондиционер охлаждает хуже, чем климат-контроль. В действительности отличие между ними только одно: если автомобиль оборудован обычным кондиционером, то вы самостоятельно изменяете температуру потока воздуха холоднее/теплее, в случае с климат контролем, вы выставляете температуру, к примеру 20 градусов, и она всё время поддерживается.

При покупке авто на вопрос: «Работает ли кондиционер?», зачастую отвечают: «Да, нужно только заправить!», но, к сожалению, всё может оказаться не так просто, поэтому верить таким заявлениям не стоит. Заправить систему стоит недорого, поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что если она не заправлена, то в ней есть утечки и неисправности. Просто заправить систему кондиционирования после длительного нахождения в негерметичном и/или незаправленном состоянии, без диагностики и устранения поломок, может привести к выходу из строя дорогостоящего компрессора или других её элементов. Чтобы сразу определить исправна ли система кондиционирования, разберём из чего же она состоит и как функционирует?

Хладагент

В современных автомобилях используется газ фреон r134a, так как он имеет самую лучшую зависимость температуры от давления: при увеличении давления температура повышается, при понижении — наоборот. Фреон не горюч, и относительно несложно производится, поэтому так широко распространён. Для того, чтобы кондиционер правильно и полноценно работал, система должна смазываться маслом, растворённым в фреоне. Для разных видов компрессоров (бытовых, промышленных, автомобильных) оно отличается, поэтому и фреон бывает разный, и заправлять, например, систему домашнего кондиционера газом для автомобильного и наоборот нельзя.

Компрессор

Основной и самый дорогостоящий узел. Поршневой или плунжерный насос, который сжимает газ в системе до 10-15 Бар давления, имеет шкив с приводным ремнём от коленвала. К нему и от него подходят две магистрали: низкого и высокого давления.

Конденсор

Радиатор кондиционера, расположен в кассете радиаторов первым сразу за передним бампером. Набегающим потоком воздуха либо вентилятором охлаждает горячий газ, поступающий в него под давлением из компрессора, который превращается в жидкость.

Осушительный фильтр

Содержит селикагель, впитывающий вредную для системы влагу из жидкого фреона. На современных авто не требует замены на весь срок эксплуатации.

Терморегулятор давления (дроссель)

Устанавливается непосредственно на испарителе в салоне или на стыке трубок с моторным щитом. Распыляет остывший фреон из жидкого частично в газообразное состояние, испаряя его в испаритель. При этом давление газа, как и температура, сильно падает (примерно до -2 градусов).

Испаритель

Радиатор, установленный в салоне (внутри торпедо), с которого происходит подача холодного воздуха в салон. Из испарителя по трубке низкого давления фреон всасывается обратно в компрессор.

Как проверить работоспособность кондиционера?

Каким же образом проверить любой кондиционер за минуту? Завести автомобиль, включить кондиционер. Далее около компрессора или дросселя, просто прикоснуться к двум трубкам магистралей: высокого давления (толще) и низкого (тоньше). Трубка высокого давления должна быть горячей (примерно 50 градусов), а низкого — холодной (около нуля). Если в системе недостаточно газа или она не герметична, неисправен компрессор, то температура трубок будет примерно одинакова, а значит кондиционер работать не будет.

Автомобильные компрессоры старого типа работают в двух положениях: вкл. и выкл., нового типа имеют плавную регулировку. Это способствует снижению нагрузки на двигатель и экономии топлива. Загруженность может варьироваться в зависимости от температуры в салоне и оборотов двигателя: при резком нажатии на газ (например при обгоне) компрессор может и вовсе отключиться, позволяя передавать всю мощность двигателя на колёса. Давление в системе кондиционирования зависит не от количества газа, а от его температуры. Именно по этому фреон заправляют килограммами. Даже при минимальном количестве газа кондиционер включится, но будет плохо охлаждать и компрессор быстро выйдет из строя. Вредно и избыточное количество газа: фреон не будет успевать испаряться в испарителе, и в жидком состоянии попадёт в компрессор, что приведёт к его фатальной поломке. По этим причинам заправлять систему кондиционирования необходимо в строго указанном заводом изготовителем количестве, и только на специализированных СТО и автосервисах , учитывая количество газа, оставшееся в заправочных трубках (обычно это около 50 гр.).

В профилактических целях необходимо включать кондиционер даже зимой, предварительно нагрев салон, а затем включив подачу холодного воздуха, а для предотвращения коррозии трубок и соединений, следите за чистотой под капотом, тогда кондиционер долго прослужит без поломок, а салон автомобиля будет радовать прохладой даже в самый жаркий день.

Когда речь идет об автомобильных кондиционерах, почему то всегда хочется думать, что это герметичное и устойчивое оборудование способно работать без поломок на протяжении многих десятилетий. Ведь советские холодильники могут работать по полвека, почему же устройство со схожими функциями выходит из строя? Разница между ними заключается в условиях функционирования и если говорить об автомобильных кондиционерах – то им приходится очень несладко.

Каждый год они переносят сильные перепады температур и эксплуатируются в условиях с повышенной загрязненностью и влажностью воздуха. Поэтому и нестранно, что диагностировать и ремонтировать их также приходится регулярно.

Ниже Вашему вниманию представлена статья, которая подробно ознакомит Вас со всеми особенностями обслуживания автомобильного кондиционера. Отдельно ознакомимся на неисправностях, которые можно обнаружить при диагностике, самостоятельной заправке кондиционера и рекомендациях по эксплуатации устройства.

Диагностика кондиционера авто – для чего и когда ее нужно проводить?

Перед тем, как перейти к необходимости диагностировать состояние автомобильного кондиционера, стоит разобраться, что же являет собой это устройство и как оно функционирует. В самом общем понимание, автокондиционер является охладителем воздуха, который поступает в салон извне. Понятно, что необходимо это для повышения комфортности езды в автомобиле, так как в летнюю жару его железный корпус может буквально накалятся под палящим солнцем. А так, включил кондиционер – и уже через несколько минут у Вас в салоне альпийская прохлада.

Функционируют все автомобильные кондиционеры по одному, довольно простому, принципу. Когда Вы включаете саму охлаждающую систему, ее компрессор начинает сжимать фреон, который также используется и в холодильниках. Пока кондиционер не работает, это вещество находится в газообразном состоянии и свободно циркулирует по всей системе кондиционера. Под давлением фреон начинает разогреваться и перетекает в конденсор. От самого названия устройства понятно, что здесь происходит охлаждение фреона и его конденсация до состояния жидкости.

После этого наступает этап, когда фреон попадает в специальный ресивер осушитель. Здесь он очищается и дальше его путь лежит в испаритель. Однако, прежде чем туда попасть, жидкообразный фреон протекает через терморегулирующий вентиль, способствующий снижению давления жидкости, что, в свою очередь, приводит к ее охлаждению. Далее, уже из испарителя, фреон снова в газообразном состоянии попадает в компрессор, и весь этап его циркуляции начинается заново, пока кондиционер не будет отключен.

Понятно, что если в системе постоянно функционирует жидкость, она должна постоянно находиться в герметичном состоянии. В противном случае, фреон будет вытекать, что станет причиной серьезных поломок кондиционера. Однако, не смотря на очевидность подобного, случаются утечки довольно часто. При чем, ответственность за подобное должны нести мастера, халатность которых зачастую и приводит к разгерметизации системы кондиционирования автомобиля. Любой автомеханик согласится, что обслуживание автокондиционера – дело очень сложное и не каждому профессионалу хватит опыта, чтобы с эти справиться. По этой причине, самостоятельные манипуляции с охлаждающим устройством можно проводить только после предварительной и очень тщательной подготовки.

Ну что же, перейдем к сигналам, которые будут указывать об острой необходимости в диагностике. В первую очередь это шумность работы кондиционера, которая сопровождается пониженной эффективностью охлаждения салона. Виной всему может быть никто иной, как конденсор. Этот элемент системы охлаждения больше всего подвержен таким загрязнениям, как грязи и соли, накопление которых в большом количестве, несомненно, приводит к разгерметизации всей системы. Случается это из-за появления трещин и дыр различных размеров, через которые и начинает выкапывать жидкость. Поэтому, даже если Вы не отнеслись внимательно к звукам, которые издает во время работы кондиционер, то наличие на нем следов масла обязательно должно вызвать у Вас подозрения.

Еще один, не менее заметный признак, который обязан сподвигнуть Вас на проведение диагностики, это неприятный запах внутри салона автомобиля. Конечно же, он может быть вызван и другими поломками, однако при неисправности работы испарителя кондиционера, он также обязательно появляется. Сопровождаться такая поломка будет плохим качеством работы кондиционера.

Как проверить кондиционер на наличие неисправностей: поэтапное описание работ

Проверять кондиционер необходимо независимо от того, какое время года на улице, и насколько активно проводится его эксплуатация. Для того, чтобы диагностика кондиционера была максимально полной и дала результат о реальной ситуации его состояния, ее необходимо проводить в два этапа.

1. Перед тем, как начать ковыряться во «внутренностях» кондиционера, необходимо произвести тщательный осмотр его внешних деталей. Делается это для того, чтобы обнаружить механические или другого рода повреждения (если они конечно имеются). Однако, даже если явных признаков разгерметизации Вам обнаружить не удалось, радоваться нет причин. Не забывайте, что фреон может находиться как в состоянии жидкости, так и состоянии газа, который может вытекать даже через микрощели. Для того, чтобы установить наличие такой утечки, эффективнее всего использовать специальный «течеискатель». Этот прибор способен улавливать даже самое незначительное количество фреона, который присутствует в воздухе.

Еще один способ поиска протечек в системе охлаждения салона автомобиля – это ультрафиолетовая диагностика. Такой способ проверки обычно предлагают на очень крутых автосервисах. Суть ее заключается в том, что в систему кондиционера до отказа заливается фреон, в который предварительно была подмешана ультрафиолетовая присадка. После этого водитель должен определенный период времени поездить на авто с включенным кондиционером. Если протечки есть, то мастера смогут обнаружить их при помощи специальной ультрафиолетовой лампы и примут необходимые меры.

2. Второй этап диагностики предусматривает проверку того, как работает компрессор и насколько эффективна его производительность. Как мы уже упоминали, наиболее характерным признаком его неисправность является неестественный шум во время его работы. Также, желательно произвести диагностику исправности электрических составляющих системы кондиционирования салона автомобиля, которыми являются все датчики, вентиляторы и электромуфты. Однако, самостоятельно осуществлять подобные проверки не рекомендуется.

Неисправности кондиционера автомобиля, которые наиболее часто встречаются в практике автомехаников

Мы уже упоминали о неисправном компрессоре и разгерметизации системы кондиционера. Однако, это далеко не единственные поломки, которые можете обнаружить Вы сами или же на которые Вам укажут в автосервисе. К примеру, не менее серьезные последствия имеет неисправность конденсора (в народе его именую радиатором кондиционера, поскольку он выполняет туже функцию, что и радиатор двигателя, охлаждая фреон). В случае, если он не будет выполнять свои функции, в салон автомобиля будет поступать такой же горячий воздух, как и на улице. Основная причина неисправности может крыться в загрязнении, что приведет к недостаточному охлаждению. В следствие, климат-контроль может периодически сам отключаться. Оставлять подобную поломку без ремонта просто недопустимо. Если радиатор не почистить, он будет постоянно перегреваться повышая давление в системе. Подобное может иметь очень неприятные последствия.

Испаритель кондиционера страдает не менее часто. Случается это из-за коррозии, которая является результатом загрязнений и закупоривания трубки, через которую сливается влага. В подобной ситуации Вы будете замечать не только снижение эффективности работы всего устройства, но и появившуюся в салоне воду и характерный запах.

Халатность во время заправки кондиционера зачастую приводит к неисправной работе ресивера-осушителя (или же фильтра-осушителя). Это устройство предназначено для удаления влаги и очистки фреона от мусора, который попадает в него из-за износа компрессора. Если же во время заправки или ремонта системы кондиционирования в фреон попало большое количество грязи – фильтр будет безнадежно захламлен и не сможет выполнять своих функций. Как следствие, шланги кондиционера могут периодически обмерзать из-за застоя жидкости, что также может привести к самопроизвольному отключению всей системы.

Не менее важную роль в работе системы кондиционирования салона автомобиля выполняет и терморегулирующий вентиль . При помощи его расширительного клапана контролируется и регулируется подача фреона, которая осуществляется с учетом температуры и давления внутри системы. Если терморегулирующий вентиль приходит в неисправность, Вы обязательно столкнетесь с такими последствиями: цикличная работа кондиционера, когда холодный воздух поступает с перебоями; обмерзание шлангов испарителя; периодические бесконтрольные отключения системы. Подобные неисправности могут быть вызваны несколькими причинами:

- повреждения клапана, которые имеют механический характер;

Неправильное регулирование режимами работы кондиционера;

Сильное загрязнение внутренней части системы охлаждения;

Падание внутрь системы воздуха или воды.

Однако, нестабильность работы кондиционера и его самопроизвольное отключение может быть связано и с поломкой датчика давления. Он устанавливается на систему для того, чтобы в случаях повышения давления до критических значений, отключать систему. Зачастую к его неисправности приводят загрязнения или же неисправность электронных деталей – контактов, реле или предохранителя. На некоторых системах кондиционирования на конденсоре устанавливается вентилятор, который служит в качестве дополнительного охладителя фреона. Если этот вентилятор приходит в неисправность, он может либо вообще не работать, либо работать очень шумно. Причина такой поломки может быть очень банальна – изношенный подшипник или же нарушение в электрических соединениях, которые и приводят вентилятор в действие. Также, вызвать подобную поломку могут повреждения механического характера.

Что же приводит к подобного рода последствиям? Зачастую, это условия, в которых эксплуатируется автомобиль и все его системы. Среди них и те, которые являются причиной чрезмерного разогрева:

- слишком жаркие летние температуры, с которыми кондиционер не то что не справляется, так еще и сам от них страдает;

Езда на очень высоких скоростях и очень большом количестве оборотов двигателя, в результате чего разогревается не только пространство под капотом автомобиля, но и его салон;

Очень яркие лучи солнца, которые безпрепятственно пробиваются в салон сквозь окна автомобиля.

Можно ли самостоятельно отремонтировать автокондиционер и произвести его заправку?

Иметь дело с автомобильным кондиционером не так уж и просто, поскольку даже определить наличие поломки могут даже не все специалисты автосервиса. Тем более, если Вы нашли место утечки – залатать его необходимо не только правильно, но очень важно, чтобы это выглядело эстетично. Ведь большее количество наиболее уязвимых деталей системы кондиционирования находятся непосредственно в салоне автомобиля. Поэтому наш совет – в случае обнаружение неисправностей кондиционера или если Вам нужна заправка кондиционера авто, лучше обратится в сервисный центр, который предоставляет подобные услуги. Особенно важно, чтобы на станции техобслуживания Вам представили мастера, который занимается исключительно обслуживанием охладительных систем, что действительно будет свидетельствовать о его компетентности.

Но все же, если кондиционер Вашего железного коня нуждается только в заправке, то подобную процедуру вполне реально осуществить собственными руками. Однако, чтобы в последующей эксплуатации системы охлаждения не возникло проблем, перед началом работ необходимо уточнить некоторые детали. Во-первых , фреон имеет огромное количество разновидностей и чтобы подобрать именно тот, который Вам нужен, необходимо ознакомиться с потребностями конкретно Вашего кондиционера. Подобную информацию производители кондиционеров обычно указывают на деталях системы. Поэтому, подробно изучите поверхность корпуса конденсора, фильтра-осушителя или же испарителя и изучите указанную информацию. Если Вы не смогли интерпретировать ее самостоятельно, то можете просто сделать фотографию, которую покажете в магазине продавцу.

Во-вторых , у каждой охладительной системы есть своя норма жидкости, которую необходимо заливать. Эту цифру также можно найти либо под капотом автомобиля, либо же внимательно перечитать инструкцию по эксплуатации. Ну и последнее, что важно знать начинающим «автомеханикам», это то, что при наполненности системы кондиционирования всего на половину, необходимо также производить вакуумирование. Итак, чтобы заправка кондиционера авто была произведена правильно, Вам придется вооружиться следующими вспомогательными инструментами:

- шланги;

Переходник;

Баллон с фреоном;

Манометр.

Далее открываем капот автомобиля и ищем магистраль, по которой движется фреон. Отверстие, через которое можно залить жидкость, обычно защищается при помощи специального колпачка, который также необходимо отыскать на магистрали. Место вокруг него необходимо тщательно очистить, а сам колпачок снять. Вместо него на отверстие сразу же надевает заправочный шланг. Для осуществления дальнейших работ Вам обязательно понадобиться помощник. Попросите его завести двигатель на холостом ходу и поддерживать его работу на 1500 оборотах . Находясь в салоне Ваш помощник также сможет включить функционирование кондиционера на максимальном уровне. Вы же в это время выполняйте следующие действия:

- возьмите баллон с фреоном;

Переверните его и откройте кран-проколку;

На шланге необходимо открыть вентиль низкого давления;

Подключайте баллон с фреоном к магистрали.

Все, заправка осуществляется. Однако, оставлять процесс без присмотра нельзя. Вам необходимо следить за показателями манометра, а Ваш помощник должен поддерживать холостой ход двигателя. Уровень давления, которого должна достигнуть жидкость внутри магистрали, равен 285кПа. Однако, очень важно, чтобы фреон не пузырился, то есть, в него не попал воздух. Определить это можно через специальное окошко. Когда в салон начнут поступать довольно холодные потоки воздуха, градусов так в 5-8, баллон с фреоном можно перекрывать и потихоньку разбирать всю остальную конструкцию. Но еще раз подумайте, прежде чем вообще браться за подобную роботу. Ведь без специального опыта можно вызвать неисправность многих элементов системы охлаждения автомобиля. Перед тем как приступать, хотя бы ознакомьтесь со специальными видео, которых в сети Интернет можно найти великое множество.

Для того, чтобы потребность в заправке и ремонте кондиционера Вашего автомобиля вообще не возникала, необходимо придерживаться основных правил и рекомендаций по его эксплуатации и уходе за ним. Об этом расскажем далее.

Что делать, чтобы кондиционер работал без перебоев и дозаправок: правила и рекомендации

1. Даже когда в холодное время года потребность в охлаждении салона отсутствует, включать кондиционер необходимо в «профилактических» целях. Делать это нужно 1-2 раза в неделю и всего на 10-15 минут, однако подобные действия позволят сохранить работоспособность компрессора и всех его деталей, уберегут масло от засыхания.

2. Когда вы включаете кондиционер зимой, предварительно необходимо полноценно прогреть салон автомобиля. То есть, «торпедо» ни в коем случае не должна напоминать на ощупь ледяную глыбу. Иначе датчики кондиционера не смогут корректно выполнять свои функции.

3. Когда Вы моете автомобиль, не забудьте также промыть и продуть конденсатор автомобильного кондиционера. Хотя делать это нужно очень острожно, посколько без особых усилий можно погнуть ребра его ячеек.

4. Держите кондиционер в чистом состоянии и регулярно проводите очистку всех его узлов, которые больше всего подвержены загрязнениям. Ознакомьтесь со всеми правилами эксплуатации конкретно Вашего кондиционера.

5. Когда только садитесь в автомобиль, ни в коем случае не включайте кондиционер сразу же на максимальную мощность. Чтобы компрессор не пришлось преждевременно менять, охлаждать салон необходимо постепенно.

Будьте внимательны к своему автомобилю и всем его системам. Тогда он будет работать без перебоев и никогда не разочарует неожиданными поломками. Желаем Вам комфортной езды под потоками прохладного воздуха из кондиционера!

Кондиционер автомобиля работает по принципу бытового холодильника, в его герметичную систему заправляется фреон.

Приобретая подержанный автомобиль, покупателю следует убедиться, что система кондиционирования работает нормально, но часто будущий автовладелец не знает, как проверить компрессор кондиционера автомобиля. В этой статье мы рассмотрим, как убедиться в исправности компрессора, какие характерные неисправности ему свойственны, что делать, если кондиционер не работает.

Наиболее надежной способ проверки системы кондиционирования – диагностика в специализированном автосервисе, но у покупателя не всегда имеется возможность проверить исправность автомобиля на станции технического обслуживания. Часто продавец на вопрос, работает ли кондиционер, начинает уклончиво отвечать:

  • система работает, только не заправлен фреон;
  • лопнула одна из трубок, ее нужно заменить, а так кондиционер в порядке;
  • на зиму сняли ремень, так как он порвался.

Все ответы подобного рода должны настораживать, так как основная причина неисправности системы кондиционирования – выход из строя компрессора, именно эта деталь является самой дорогой в системе кондиционирования. В компрессоре в первую очередь из строя выходит муфта, поэтому следует проверить ее работоспособность.

Как проверить муфту компрессора кондиционера? Делаем следующее:

  • включаем кнопку работы кондиционера, должен загореться индикатор включения;
  • во время включения в моторном отсеке должен быть слышен щелчок, так муфта соединяется с самим компрессором.

Проверку желательно проводить вдвоем – один из участников нажимает на кнопку, второй человек смотрит под капотом, как происходит соединение муфты с кондиционером. Когда компрессор отключен, на нем вращается только шкив, а прижимная пластина остается на месте. При включении кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву – вместе с ним начинает вращаться приводная ступица, поэтому и раздается отчетливый щелчок.

Следует отметить, что такая проверка действительна не для всех автомобилей, на некоторых современных моделях пластина вращается вместе со шкивом, а соединение со ступицей происходит внутри. Есть авто сложной конструкции с множеством дополнительных агрегатов, и рассмотреть муфту компрессора в подкапотном пространстве сложно. Но в любом случае следует ориентироваться на щелчок, во время примагничивания муфты он должен быть слышен. Если щелчка не слышно, скорее всего, муфта не включается, и это говорит о неисправности компрессора.

Есть другой способ проверки работоспособности муфты, для этого двигатель запускать не нужно. Проверяем следующим образом:

Таким способом можно проверить муфту даже без фреона в системе, все равно рабочая муфта должна передвигаться с характерным звуком.

Проверка работоспособности компрессора автомобиля

Проверить, работает ли сам компрессор, можно при помощи манометра, но проверку следует проводить в условиях специализированного автосервиса на специальном оборудовании:

Когда компрессор работает, масло циркулирует по системе, после выключения кондиционера в нем остается часть масла. Проверяем уровень масла в компрессоре так:

Если кондиционер не включается или он недостаточно охлаждает, нужно произвести диагностику системы кондиционирования. Сначала следует проверить давление газа (фреона), проверка осуществляется с помощью специального манометра. Для установки манометра есть штуцеры, они находятся почти на изгибах трубок в районе правого лонжерона.

Также наличие хладагента можно поверить, нажав на клапан в штуцере, который находится под колпачком. Если кондиционер нормально заправлен, при нажатии на клапан газ под давлением будет выходить из системы, он зашипит.

Если газ не выходит, в системе есть утечка – ее необходимо найти и устранить неисправность. После устранения утечки фреона систему следует заправить газом. Есть способы самостоятельной заправки кондиционер фреоном, но все же рекомендуется заправляться на специальных станциях в условиях специализированного автосервиса.

В некоторых случаях автомобиль заправлен фреоном полностью, но при этом кондиционер не включается. Следует отметить, что не включаться муфта может по нескольким причинам, и необязательно дефект скрывается именно в ней. Причины несрабатывания муфты:


Проверить реле достаточно просто – нужно его демонтировать, контакты под ним замкнуть между собой куском проволоки, нажать кнопку включения кондиционера. Если при перемыкании раздается громкий щелчок, это свидетельствует о том, что муфта кондиционера исправна, а реле необходимо заменить.

Если происходит недостаточное охлаждение воздуха в салоне автомобиля, следует провести диагностику оборудования в автосервисе на стенде, проверить, какое давление имеется в системе. Давление должно быть определенным, не ниже и не выше положенной нормы.

Кондиционер может недостаточно охлаждать воздух, если конденсор (радиатор кондиционера) забит грязью. Когда на соты радиатора не поступает воздух, охлаждение системы получается недостаточным, и она работает неэффективно. На Рено Логан конденсор расположен спереди автомобиля, и чтобы почистить радиатор снаружи, необходимо снимать:

  • решетку радиатора;
  • передний бампер;
  • электровентилятор охлаждения.

Отсоединять конденсор от трубок нежелательно, так как в этом случае автомобиль придется заново заправлять фреоном. Также неисправными в системе кондиционирования могут быть следующие элементы:

  • ресивер-осушитель, признаки его неисправности – самопроизвольное выключение кондиционера, замерзание шлангов в системе;
  • терморегулирующий вентиль – при его дефекте холодный воздух поступает в салон с перебоями;
  • датчик давления – если он неисправен, кондиционер работает нестабильно;
  • испаритель – при засорении в салоне появляется неприятный запах.

При покупке подержанного Renault Logan рекомендуется съездить на диагностику в автосервис, проверить работоспособность кондиционера на специальном оборудовании.

20 февраля 2017

С целью повышения комфорта для водителя и пассажиров большинство легковых машин оснащается не только системами отопления, но и охлаждения салона, причем в базовой комплектации. Такое удобство имеет и обратную сторону – возрастает цена авто и повышается расход горючего, особенно в городских пробках. Вдобавок конструкция автомобиля усложняется новыми деталями и агрегатами, требующими периодического контроля и обслуживания. Чтобы принимать правильные решения в случае возникновения неполадок этих узлов, владельцу желательно знать, как проверить компрессор кондиционера и автомобильную систему охлаждения салона в целом.

Устройство системы кондиционирования

Для проведения самостоятельной диагностики хозяин авто должен понимать общий принцип работы кондиционера, из каких деталей он состоит и где они располагаются. Система включает в себя такие элементы:

  1. Внешний теплообменник (техническое название – конденсор), устанавливаемый перед радиатором охлаждения двигателя либо рядом с ним.
  2. Внутренний теплообменник (испаритель). Спрятан под передней панелью автомобиля.
  3. Компрессор с электромагнитной муфтой стоит около двигателя и соединяется с ним ременным приводом.
  4. Магистрали в виде трубок, соединяющие оба теплообменника. По ним движется специальное вещество – хладагент (фреон).
  5. Вентиль терморегулирующий (ТРВ). Чаще всего находится под торпедо.
  6. Ресивер – осушитель в виде вертикального бачка. Устанавливается в подкапотном пространстве неподалеку от конденсора.

В некоторых моделях авто наружный теплообменник оборудован собственным электрическим вентилятором.

Работа любого кондиционера, в том числе и автомобильного, зиждется на свойстве фреона закипать и испаряться при невысокой температуре. В момент испарения, происходящего во внутреннем теплообменнике, это вещество отнимает много тепла из салонного воздуха и таким образом охлаждает его. После газ перемещается в компрессор, который поднимает его давление и температуру. Дальнейший процесс идет так:

  1. Горячий газообразный хладагент нагнетается в наружный теплообменник, обдуваемый потоком воздуха, и там конденсируется, отдавая забранное из салона тепло.
  2. Превратившись в жидкость, хладагент проходит через ресивер, отделяющий влагу, и попадает в ТРВ.
  3. После вентиля давление жидкого фреона снижается и он снова направляется к внутреннему радиатору, чтобы испариться.

Работа системы кондиционирования управляется электроникой , отключающей ее в случае превышения максимального давления фреона или при низкой температуре окружающего воздуха (-5 °С и меньше).

Почему важно следить за состоянием кондиционера?

Главная причина – дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Стоимость заправки фреоном стартует от 1000 руб, а замена поломанного компрессора может обойтись и в 1000 у. е. Малоопытные водители нередко «попадают на деньги» в следующих ситуациях:

  • продолжают эксплуатировать барахлящий кондиционер, отчего выходит из строя компрессор или ТРВ;
  • покупают подержанную машину с неисправной системой кондиционирования, не подозревая, во что это выльется.

Ушлые продавцы авто на вторичном рынке зачастую отключают неисправный охладитель с целью обмана покупателя – снимают приводной ремень, выпускают фреон из контура и так далее. Чтобы избежать лишних затрат после приобретения, надо знать, как проверить работу кондиционера в автомобиле. При подозрении на неисправность вы сможете потребовать снижения цены на величину ремонта .

Когда кондиционер начинает плохо охлаждать воздух, а то и вовсе отказывать, желательно сразу проверить его работоспособность. При утечке либо перегреве фреона одинаково страдает наиболее дорогостоящий агрегат – компрессор.

Диагностика системы охлаждения салона

Лучший способ досконально разобраться с кондиционером – обратиться в специализированную мастерскую, где герметичность системы испытают вакуумным стендом и проконтролируют работу нагнетателя, ТРВ и ресивера. Если подобной возможности нет, вам придется действовать самостоятельно. Ниже представлен алгоритм, как проверить компрессор кондиционера и остальные элементы климатической установки:

  1. Запустите двигатель и нажмите кнопку «А/С» включения охладителя. Если в машине установлен климат-контроль, отрегулируйте его на минимальную температуру воздуха.
  2. Проверьте подачу холодного воздуха через салонные решетки на холостом ходу и в процессе движения.
  3. Нет или мало холода при работе двигателя на месте? Скорее всего, внешний радиатор забит грязью и листьями, его нужно срочно прочистить. Иначе фреон в трубках перегреется, давление поднимется и может случиться прорыв либо излишек газа будет сброшен клапаном в атмосферу.
  4. Заглушите мотор и откройте крышку капота. Найдите все узлы и трубки охлаждающего контура – ресивер, конденсор и компрессор. Отличить последний от насоса гидроусилителя руля можно по трубкам, идущим к радиатору.
  5. Срабатывание электромагнитной муфты компрессора вы можете проверить без фреона в системе и даже без приводного ремня. Для этого отключите от нее штатный разъем и куском провода соедините контакт с плюсовой клеммой аккумулятора. Муфта должна сработать и «подтянуть» шкив, чтобы ремень мог вращать ось нагнетателя.
  6. Снова заведите двигатель, включите систему в режим охлаждения и возьмитесь ладонью за толстую трубку, идущую из салона к компрессору. В течение 3-5 сек. после включения она должна стать ледяной. Если это не так, то в контуре нехватка хладагента из-за утечки через соединения или пробитый радиатор.
  7. Аккуратно потрогайте трубку, соединяющую нагнетатель с конденсором. При температуре на улице до 20 °С она должна быть теплой, а во время жары – сильно горячей.
  8. Прикоснитесь к тонкой магистрали, проложенной от внешнего радиатора внутрь салона. Она не должна быть очень горячей в любую погоду.
  9. Напоследок внимательно осмотрите стыки и видимую часть конденсора на предмет масляных потеков, свидетельствующих о разгерметизации системы.

Подобное тестирование нельзя назвать объективным, ведь обычный автолюбитель может и ошибиться. Поэтому при малейшем подозрении стоит посетить автосервис при первой возможности.

Определенные сложности с диагностикой системы кондиционирования возникают в зимнее время, когда электроника не желает включать охлаждение из-за низкой температуры воздуха. Чтобы его запустить, следует прогреть двигатель до рабочей температуры и максимально натопить салон . Тогда сработают соответствующие датчики и кондиционер включится, если он исправен.

Если при покупке авто вам говорят, что система кондиционирования работает, но просто порвался ремень или надо заправить фреон, не доверяйте такому продавцу. Досконально проверить охладитель без привода вы не сможете, поэтому сразу договаривайтесь о снижении цены автомобиля на 300-500 у. е.

Приобретая автомобиль, особенно бывший в употреблении, в обязательном порядке проверьте работоспособность его кондиционера. Эта опция давно превратилась в базовую и присутствует на большинстве легковых машин, при этом обслуживание и ремонт системы кондиционирования достаточно дороги и требуют обращения к квалифицированным специалистам. Рассказываем, как правильно проверить работоспособность этого хитрого, но полезного устройства.

Для начала удостоверьтесь, что в автомобиле действительно присутствует система кондиционирования воздуха и что все её компоненты находятся на своих местах. Проще всего спросить об этом самого продавца. Представитель дилерского центра или прежний владелец наверняка расскажет и покажет, где находятся компоненты устройства, а также продемонстрирует его работу.

Вам стоит особо насторожиться, если в ответ вы услышите, что кондиционер есть, но...

Его надо просто заправить;

Фреон вытек (нужно заварить радиатор, поменять трубку и т. д.);

В этом году ещё не использовался;

Выпустили хладагент на зиму;

Сняли ремень с компрессора;

Сняли радиатор/компрессор/трубку (надо просто поставить обратно).

Любой из них и подобных означает: кондиционера в машине нет; то есть он, вероятно, был, но в настоящее время отсутствует. Учтите, что восстановление его работоспособности потребует массы времени и финансовых затрат. Это достаточно веский повод отказаться от покупки и выбрать другой автомобиль. Система кондиционирования - герметичная и технически сложная система, включающая в себя компрессор с управляющей электроникой и длинную магистраль, по которой циркулирует фреон. Малейшее повреждение каждого из компонентов превращает устройство в груду металлолома, и не даёт вашему автомобилю ничего кроме лишнего веса и энергопотерь.

Прежде всего выполните внешний осмотр системы. Для этого вам придётся открыть капот и вооружиться фонариком. Радиатор кондиционера расположен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя - все камни и дорожная грязь прилетают именно в него. На некоторых моделях он смещён к одной из сторон подкапотного пространства. Изучите радиатор. На нём не должно быть видимых повреждений, белёсых или маслянистых потёков. Затем пройдитесь по подводящим трубкам и гибким шлангам - они также должны быть чистыми, без признаков повреждений. Наличие или отсутствие фреона в системе можно проверить, аккуратно надавив длинным острым предметом на золотник магистрали низкого давления. Если фреона нет, вы это сразу поймёте. Увидеть хладагент своими глазами на некоторых моделях можно, отыскав ресивер. Для этого нужно проследить за тонкой трубкой системы кондиционирования - в районе радиатора она входит в небольшую цилиндрическую ёмкость, на которой может находиться прозрачный «глазок». Нелишним будет проверить наличие самого компрессора. Порой это довольно трудно сделать, поскольку агрегат расположен в труднодоступном месте. Помните - его шкив приводится в движение ременным приводом; отыскать компрессор можно по ремню навесных агрегатов.

Если все компоненты системы находятся на своих местах и внешних повреждений не видно, можно приступать к проверке работоспособности кондиционера. Для этого вам нужно запустить двигатель и включить заветную кнопку «AC» в салоне автомобиля. Операция сильно усложняется, если проверка проводится в холодное время года, когда температура окружающего воздуха не превышает +5° С. В таком случае сперва настоятельно рекомендуем заехать в отапливаемый гараж и хорошенько прогреть автомобиль (в противном случае электроника не позволит компрессору включиться).

После нажатия на кнопку включения в салоне под капотом должен раздаться характерный щелчок - это сработала муфта включения. Параллельно с этим могут начать вращаться дополнительные вентиляторы (на некоторых моделях). Лампочка индикации на кнопке в салоне должна светиться. Работу компрессора можно проверить, посмотрев на торец шкива. В выключенном состоянии на большинстве автомобилей прижимная пластина не вращается - ремень крутит шкив вхолостую. После включения прижимная пластина примагничивается к шкиву и начинает вращаться вместе с ним, приводя в движение поршни компрессора.

Если компрессор включается в работу, кондиционер явно находится в рабочем состоянии: при отсутствии фреона электроника попросту не позволит запустить систему. На некоторых моделях (как правило, немецких брендов) прижимная пластина вращается постоянно, а включение осуществляется внутри устройства.

После того как вы убедились, что кнопка в салоне работает, а компрессор включается, плотно сожмите рукой толстую алюминиевую трубку, выходящую из салона и идущую к компрессору. Через несколько секунд она станет очень холодной. Чем холоднее эта трубка, тем эффективнее работает кондиционер.