Касательное зимнее средство по снегу. Всё о езде по глубоком снегу

С давних пор человек пытался придумать, как облегчить жизнь в условиях суровой зимы с ее непроходимыми сугробами. В частности - изобрести надежное средство передвижения по снегу. В результате появилось множество приспособлений для этого - от первых самодельных лыж до современных снегокатов.

На чем ездили в 20 веке

Например, так называемые мотособаки. Никогда не слышали такого странного названия? Это средство малой механизации, придуманное в 70-х годах ушедшего столетия и пришедшее на смену традиционной собачьей упряжке. Мотособаками называли сани с рулем, которые оборудовали небольшим мотором.

По-другому их именовали мотобуксировщиками. Конструкция первых моделей была достаточно примитивной, вес - от 40 до 65 кило, но это уже был настоящий прорыв в техническом плане. Впоследствии устройство модернизировалось, и в наши дни приобрести удобный и современный мотобуксировщик не отказался бы ни один охотник или заядлый турист.

Дальше - больше. Со временем человечество выдумало и запатентовало самодельные средства передвижения по снегу в огромном количестве. Порой это весьма оригинальные и даже экзотические приспособления. Речь идет не только о классических снегоходах, но и о сноу-мотоциклах, снеговелосипедах и даже снеготанках. Многие названия до сих пор в диковинку простым смертным.

Западная экзотика

Например, скибобы. Что это такое? По своему типу это - средство передвижения по снегу, напоминающее велосипед, у которого вместо колес - лыжи. Как и в обычном велосипеде, движущей силой служат мускулы человека. Повороты осуществляются при помощи пары коротких прикрепленных к ботинкам лыж.

Существует специальный танк для передвижения по снегу. Тяжелый агрегат (почти 4 тонны), работающий на дизеле, первоначально проектировался в военных целях. Теперь его может купить любой, у кого найдется свободная наличность количеством от 270 тысяч евро.

На Западе разработан и другой агрегат, на гусеничном ходу, элекродвигателем которого передается крутящий момент на каждую из четырех гусеничных осей. Треугольные гусеницы настолько надежны в путешествиях по глубоким снегам, что застревание возможно лишь при полном разряде аккумулятора.

Есть снежные мотоциклы (впереди - лыжа, сзади - привод гусеничного типа). Такие райдеры развивают на склонах скорость не менее 100 км/ч. Существуют и винтоприводные машины - агрегаты будущего, предназначенные для космических разработок.

Современные снегоходы имеют застекленные кабины и мощные электродвигатели. Самые "продвинутые" модели найти в серийном производстве нелегко - пока это скорее эксклюзив. Из вариантов попроще стоит упомянуть аэросани, оснащенные винтом и способные, несмотря на довольно обыденный вид, развивать приличную скорость - около 120 км/ч.

Универсальная техника для передвижения по снегу

Еще в начале второй половины прошлого века на просторах русского Севера начали появляться столь необходимые в условиях суровой зимы транспортные средства, получившие названия каракатов. Это самые настоящие самоделки для передвижения по снегу. Народные умельцы просто-напросто оборудовали обычный мотоцикл мощными камерами, предназначенными для грузовиков.

Каракат без проблем преодолевал небольшие водные преграды и не застревал в пушистом снегу. Позже такой снего- и болотоход был усовершенствован и превратился в современное высокотехнологичное средство, освоить выпуск которого взялись многие отечественные предприятия.

Конструкция любого универсала этого ряда проста, надежна, обеспечивает проходимость в любых условиях и при любой погоде. Каркас кузова - металлическая конструкция из прочных труб, обшитых стальными листами, водонепроницаемая и обогреваемая изнутри. В огромных шинах - сверхнизкое давление, отчего им не страшно бездорожье. Этот универсальный северный транспорт доступен рыболовам и охотникам и вполне экологически безопасен.

Поговорим о самодельных конструкциях

Пожалуй, читателю интереснее всего знать, можно ли средство передвижения по снегу смастерить своими руками? Ведь стоимость подобной техники не каждому по плечу, а охотников-рыболовов и просто туристов среди нас, россиян, немало.

Что ж, запасшись нужным инструментом, смекалкой и некоторым количеством времени, вполне реально собрать подобный агрегат самостоятельно. Основой конструкции нам послужит самый обыкновенный мотоблок. Летом его можно открепить от снегохода и вернуть на место.

Снегоходы бывают как с одной лыжей, так и с парой полозьев, могут иметь разные двигатели (водяного либо воздушного охлаждения) и типы трансмиссий. Они экономичны и - в силу малого веса - быстро преодолевают препятствия, недоступные автомобилям. Вдобавок, высокая маневренность и отличное передвижение по снегу делают их поистине незаменимыми в зимнем лесу (например, для охотников).

Применяют их и в спасательных работах, и на рыбалке, и в путешествиях.

Что нам понадобится

Чтобы собрать на гусеницах, запасаемся следующими комплектующими - двигателем, полозьями, гусеницами и рулем. Выбираем подходящий чертеж либо эскиз (или придумываем собственный). Необходимое условие - наличие двух частей: ведущей (привод, агрегат) и ведомой (руль, полозья, амортизатор).

Рама собирается из обыкновенных труб не очень большого диаметра. Можно также взять готовую раму от мотоцикла. Нужная форма придается сваркой - вначале точечной, затем непрерывным швом.

Двигатель-мотоблок соединяем с гусеницами цепным приводом, который идет непосредственно на ведущий вал. Простота конструкции обеспечивает легкость и отличную маневренность, а также устойчивость и хорошую тяговую силу. Привод из мотоциклетной цепи, пары звездочек и ведущего гусеничного вала собирается аналогично велосипедному.

Смастерить гусеницы достаточно легко, имея транспортную или обычную прорезиненную ленту с траками (грузозацепами) - поперечными рейками из пластика или жести, закрепляемыми равномерно на ленте. Крепят их болтами. Для больших аппаратов лента должна быть достаточно широкой. Полозья саней желательно мастерить из металла либо ударопрочного пластика.

Собираем наш снегоход

На первом этапе сваривается конструкция рамы. Постарайтесь обойтись минимально необходимым количеством деталей. Затем крепим двигатель - либо под сиденье, либо впереди него. Собираются гусеницы и привод. Ведущий вал можно оборудовать реверс-редуктором, который не так уж и сложно найти в продаже. С его помощью проще поставить цепь и можно увеличить тягу.

Затем соединяем раму и гусеницы. Как это сделать: болтами и муфтами колесные оси крепятся к раме, цепью переднее колесо соединяется с мотором. Лишь после проверки работоспособности всей конструкции гусеницы натягиваются и фиксируются на колесах.

Теперь в нашем распоряжении отличное средство передвижения по снегу - сделанный собственными руками снегоход!

Испокон веку, едва установится снежный покров, крестьянин загонял телегу в гараж и перепрягал свою лошадку в сани. Вряд ли он задумывался о физике процессов качения и скольжения, но знал наверняка - по снегу на санях сподручнее. А чукчи - те круглый год снуют по тундре на нартах и уверены: на оленях лучше! Но дороги с тех пор худо-бедно чистят, содержать зимний и летний выезды особой нужды уже нет, а асфальт не ягель - вмиг полозья сточишь.

Только чистят не всегда и далеко не везде, в иную деревню зимой даже грузовик неделями пробиться не может - ждет, пока бульдозер растолкает снежные заносы. А уж о дачах и говорить не приходится - к иным дорога до весны непроходима.

И ладно бы, если не проедешь туда - переждать, когда расчистят, можно и дома. Но если выпавший снег заблокировал вас на даче или отрезал путь домой после лыжной прогулки?

Отбросим вариант «позвонил-приехали-вызволили», будем выбираться самостоятельно. Но сначала поскребем по сусекам, посмотрим, что может пригодиться из подручных материалов.

Из пары стальных дисков получаются отличные барабаны лебедок-самовытаскивателей. Нужно лишь придумать, как закрепить их на ведущих колесах. Оказалось, несложно: из диска вырезаем середину с отверстиями, переворачиваем и привариваем обратной стороной. Получается колесо с огромным вылетом, но именно это нам и нужно. Чтобы при установке барабанов на колеса не выкручивать все болты, два диаметрально противоположных отверстия увеличиваем. Выкручиваем два колесных болта, на два других надеваем барабан и притягиваем его к колесу. Рабочая длина такой лебедки зависит от диаметра троса. Капронового, толщиной в палец, умещается на барабане около 30 м. Кевларового, равного по прочности, диаметром с карандаш, войдет и все сто. Только кевлар - дорогое удовольствие. Для справки: такой канат диаметром 6 мм выдерживает 3,5 т, но стоит под 200 рублей за метр. Десятитонный (!) диаметром 11 мм - более 300 р/м. И это самые низкие цены!

Якоря для троса лебедки - стальные уголки длиной 60–70 см, надежно забитые в грунт. А чтобы потом их можно было вытащить из мерзлой земли, сверху приварены поперечины.

КОРОТКИМИ ПЕРЕБЕЖКАМИ

Перед нами заснеженное поле. Даже с цепями на передних колесах «десятка» прочно увязает в снегу уже через 5 м. Ставим барабаны, вбиваем якоря и вновь штурмуем снежную целину. Совсем другое дело! И пусть бампер загребает снег - машина идет ровно и уверенно, нельзя лишь поворачивать руль - тросы соскакивают. Расстояние броска определяется длиной канатов. У нас примерно 30 м - немного, но даже с учетом перестановок якорей получается быстрее, чем чистить дорогу лопатой.

Еще одно наблюдение - при атаке с лебедками цепи противоскольжения только мешают: зацепившись за грунт под снегом, машина бросается вперед, тросы получают некоторую слабину и могут попасть под колеса.

Итак, если у вас есть колесные лебедки, никакой сугроб не страшен. Тяга на них в полтора раза больше, чем на первой передаче на асфальте. Главное - не оторвать снегом бамперы.

КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ…

А может, следуя опыту крестьянина, превратить машину в подобие саней - поставить задние колеса «десятки» на лыжи? Два сноуборда легко выдерживают ее вес и даже на рыхлом снегу задок остается «на плаву». Условие одно - обязательны цепи на ведущие колеса. Зато не приходится постоянно перетаскивать якоря и остается свобода маневра - на таких лыжах наша «десятка» с легкостью нарезала несколько кругов по целине, пока один сноуборд не выскочил-таки из-под колеса в крутом повороте. Но если не слишком закладывать руль и умерить спортивный азарт, ехать можно. Об отточенной управляемости говорить, конечно, не приходится, о переставках лучше на время забыть, но все же лучше плохо ехать, чем хорошо идти. А тем более сидеть в сугробе. И пусть полноценных саней из сноубордов не сделать - и этот эксперимент считаем удачным.

Не оказалось под рукой двух спортивных снарядов?

Не беда - их можно сделать и из фанеры, лучше из бакелитовой - она более гладкая и не боится воды. Скользит, конечно, хуже сноуборда, но лыжи из нее вполне работоспособны. По крайней мере, зачетный круг по снежному полю «Волга» на таких одолела самостоятельно. Недостаток лишь в том, что на управляемых колесах в поворотах лыжи норовят соскочить, поэтому малые радиусы и энергичные маневры на них противопоказаны. Цепи на задние колеса, естественно, обязательны.Глиссирование на капоте для него не пройдет бесследно. Но в критической ситуации из двух зол выберете меньшее. Главное, что наша теория прошла проверку практикой.

Глиссирование на капоте для него не пройдет бесследно. Но в критической ситуации из двух зол выберете меньшее. Главное, что наша теория прошла проверку практикой.

ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Владельцы «волг» - народ умелый и запасливый, но и на них бывает проруха. Ну нет в запасе ни сноубордов, ни фанеры - замерзать что ли? Вовсе нет - на то она и «Волга», что изначально приспособлена к зиме. Чем не лыжа огромный собственный капот? Отвернул четыре гаечки - и пользуйся. Проверено: скольжение отличное, фиксация под колесами - естественным образом, несущая способность - хватает за глаза! Что еще нужно, чтобы спокойно ехать по снегу? Конечно, есть и недостаток - машину стаскивает в сторону уклона поля, поэтому без помощника, корректирующего курс подталкиванием в крыло, будет тяжело. Да и сам капот после таких поездок дешевле будет заменить, чем выправить. Мы, конечно, использовали старый, уже помятый, открывшийся в свое время при движении (см. ЗР, 2007, № 7), но достоверность эксперимента от этого не пострадала. А еще говорят: цель оправдывает средства. Все дело в том, насколько необходимо ехать. Чтобы довезти роженицу, «съемной деталью кузова» можно и пожертвовать.

30.10.2016

Сегодня машина – это не роскошь, а необходимость, ведь ежедневно на ней добираемся на работу, отвозим детей в сад или школу. Каждый день, даже зимой, нужно выезжать в город. Случается и так, что необходимо поехать на дачу, загород, в гости или в другую страну по заснеженным трассам и дорогам. Какие же машины лучше всего подходят для нормальной езды в зимнее время? Стоит ли беспокоиться о резине, скорости и неочищенных дорогах? Мы выбрали несколько машин, которые относятся к массовому производству и люкс классу, предпочитаемые для езды в зимнее время года. Представляем вам топ-10 самых надежных машин для зимней езды, на которых не страшно ехать 70-80 км/час даже на поворотах.

10. Subaru Outback 2.5i Special Edition

Эта модель хоть и дороже некоторых остальных, но все же, остается на 10-м месте. Она имеет повадки внедорожника и легкового автомобиля, но это не кроссовер. Подобный класс определяют устойчивостью на дороге, сцеплением колес с поверхностью земли. Поведение машины можно сравнить с управляемой игрушечной машиной – такая же простая, легкая, не капризная. Внутри симпатичный дизайн, хороший салон по планировке, модель удачная для семейного автомобиля. Динамичные показатели делают машину универсальной для городской и загородной езды. Особенно зимой она надежна в управлении, имеет ряд устройств для комфортной парковки.

Стоимость машины в пределах 23,800

9. Subaru Forester 2.5XT Limited

Машина просто класс, как говорят владельцы. Зимой она такая же экономичная, легко заводится в самые морозные дни. Быстро прогревается, хорошо держит «равновесие» на скользкой дороге. Новое поколение машин этой модели могут похвастаться колесной базой, которая выросла на 9,0 см. Ко всему прочему автомобиль просторный, багажник вместительный, а двигатель – атмосферный и с турбированным впуском. Ее отличает красивый дизайн, относительно невысокая цена, и возможность ездить зимой на длинные дистанции. Это особенно хорошо, когда нужно отправиться за город к родственником всей семьей.

Стоимость машины в пределах 28,100

8. Lexus LX

Эта машина отлично подойдет для холодных русских зим, когда температура опускается до 30 градусов ниже нуля. Лексус зарекомендовал себя, как надежное транспортное средство, относящееся к классу люкс, но доступное для каждого человека. Это и семейный автомобиль, и машина для гонок, и современный «двигатель» движения. Правда, в пробках на нем весьма дорого стоять, однако зимой нет ничего важнее безопасности. Lexus LX незаменим комфортными сидениями с подогревом, наличием регулятора температуры в салоне. По сравнению с предыдущей версией, эта модель поменяла в себе решетки радиатора, бампер и фонари.

Приборная панель полностью усовершенствована – вы всегда будете следить за движением на дороге, знать о возможных предстоящих заснеженных дорогах, температуре воздуха внутри и снаружи. Машина относится к классу люкс, и это самый настоящий внедорожник со своими прелестями. Благодаря внушительному весу машина устойчива на скользкой дороге, колеса автоматически регулируют силу торможения во время заноса. Полный привод добавляет уверенности за рулем, так что смело можно колесить по загородным заметенным трассам.

Стоимость машины в пределах 75,700

7. Volvo XC70

Теперь о более комфортных машинах, которые подойдут и любителям погонять, и семейным парам. Зимой машина ведет себя более чем аккуратно – система стабилизации работает идеально. Даже входя в опасный поворот зимой на высокой скорости, машину не заносит. Срабатывают датчики движения, система против заноса. В сильные заморозки водителю удобно и тепло будет с режимом подогрева руля и сидений, а экономичность выражается в отключении функций после каждого раза, как мотор будет заглушен. Езда зимой довольно жесткая, но безопасная – не подпрыгивает, не «виляет хвостом». Боковые стекла в машине ламинированы, и они остаются чистыми даже в снегопады и дожди.

Стоимость машины в пределах 37,200

6. Volvo V70

Передний привод, большой вес, маленький расход топлива – то, что нужно в зимнюю погоду. Говорят, печка плохо греет зимой, но ведь это не главное – можно сделать относительно среднюю температуру в салоне. Машину можно использовать для транспортировки крупногабаритного груза – при сложенных сидениях пол ровный. После проведенного тест-драйва исследования показали, что машина способна завестись, будучи в сугробе снега при температуре -40 градусов.

Панель климата – незаменимая вещь в таких машинах, а на скользкой дороге колеса блокируются на определенной скорости, чтобы водитель не мог превысить положенную скорость. «Умный» бортовой компьютер сам рассчитает допустимую скорость на последующих километрах дороги. Стоимость меньше предыдущей модели, однако производители не сэкономили на важных и надежных вещах, отвечающие за безопасность пассажиров.

Стоимость машины в пределах 32,900

5. Volvo S80

Машина, невзирая на высокую стоимость, отлично подойдет для снежных дорог. Эта модель была представлена на презентации, как эталон в своем ряде для зимней езды. В целом, судя по отзывам владельцем, автомобиль приносит только радость. Бесшумная коробка передач, комфортная езда, полное электронное управление, постоянно видны отчеты о работе борт компьютера. Расход горючего зимой удивляет – всего лишь 7-9 литров на сотню, при этом учитываются пробки и заснеженные дороги. Тормозные колодки – отдельное «спасибо» получили от автолюбителей. Такого подарка не ожидал никто, но теперь машина не только безопасна, но и рекомендована во всех странах, где зима – затяжное погодное явление.

Стоимость машины в пределах 39,600

4. BMW X6, xDrive35i

Как говорится, машины для души и тела. Это роскошь, которую может себе позволить далеко не каждый, но человек со среднестатистическим заработком может купить подобное железо. Высокая подвеска, широкая колесная база – идеальное сочетание для преодоления снежных дорог. На скользком покрове ведет себя устойчиво. Полный привод и управление панелью – простое, легкое, непринужденное. Владельцы отмечают приятный дизайн машины, тормозной механизм и расход топлива. Для этого зверя все сделано с учетом езды на длинные расстояния. Пробки и метели не страшны, даже будучи за городом (где снег редко убирается).

Стоимость машины в пределах 55,800

3. BMW X5, xDrive30i

Модель машины идеальна для снежных сугробов. Вы никогда не сможете сказать, что застряли в лавине, на скользкой дороге или вас замело. Такие отговорки не для BMW X5. Ходовые качества отличные – мотор динамичный, управление легкое, постоянное слежение за скоростью. Машина сама вам подскажет, где и куда съехать, чтобы не попасть в непроходимую местность. А попав в нее, вы сможете воспользоваться плюсами модели, испытав все прелести переднего привода. К 2007 году модели снабжены электронным пакетом управления. В ней есть все – от дизайна, до надежности в зимнее время года.

Стоимость машины в пределах 47,500

2. Audi A4 Sedan

Каждый может заявить – отличное сцепление с дорогой при скорости выше 90 км/час. Да, да, и это не шутки. Вы любите гнать, ненавидите пробки и медленную езду – тогда можете смело покупать Ауди, если, конечно, ездить по правилам, поскольку ГАИ никогда не спит. За такую машину не грех отдать все кровные, чтобы чувствовать на дороге уверенность даже на высокой скорости.

Трассы, загородные дороги, плохой асфальт, ямы и прочие «катастрофы», которые встречаются на пути – это чепуха для этой модели. Седан бизнес класса отлично подойдет как мужчине, так и девушке, бизнесмену и домработнице, простому служащему и государственному. После тест-драйва вы забудете обо всех машинах – этот автомобиль покажет вам свою сцепку с дорогой, надежные тормоза, сильные динамиками и отличный интерьер.

Стоимость машины в пределах 31,000

1. Porsche Cayenne S

А вот и долгожданный призер – победитель рейтинга Порш Каен. Эта модель дорогая, как и другие из ряда автомобильной линейки. Резвым и быстрым его трудно представить на скользких дорогах зимой, особенно, не в пределах города. Машина считается люксовой, рассчитанной только для летней езды, комфортными без ям дорогами и приятной музыкой. Однако не так это совсем – Porsche Cayenne отличается устойчивостью. Специально для российских зим сделана широкая колесная база. При снегопаде, при вьюге, при высоте снега до 60 см машина проходит на медленной скорости ее, как по ровному летнему асфальту.

Кроме этого, имеется дополнительная страховка подвески, чтобы на высокой скорости машина могла проходить гололед совместно со снегом. Бывает иногда, дорога засыпана, но под снегом скрывает «приятный» сюрприз в виде льда. Порш не заметит ни одной корки, пройдя препятствие на «ура» даже на высокой скорости свыше 100 км/час. Идеальное сцепление – это отмечают все водители. Стоит намеренно вильнут в сторону, как автомобиль сам снижает скорость, блокирует колеса поочередно, выравнивает езду и сообщает о проделанных манипуляциях водителю через борт компьютер. За такого надежного помощника, который также и в -35 заводится с первого раза, можно отдать почти 60 тысяч долларов.

Стоимость машины в пределах 59,400

А это был наш топ-10 самых надежных машин для зимней езды. Не забывайте – скорость всегда требует сноровки и реакции. Даже имея самый надежный танк, нет однозначной гарантии безопасности. При сильном желании хоть и немного, но можно повредить любимую машину, которая служит вам средством передвижения. Берегите себя на дорогах, соблюдайте скоростной режим, водите в удовольствие.

Skibob

По сути, это велосипед с лыжами вместо колес. Сейчас он настолько популярен, что существует даже Чемпионат мира по скибобу. Концепция этого транспортного средства была разработана еще в далеком 1949-м, но на мировой рынок скибоб попал около 10 лет назад. Для поворотов райдер использует две короткие лыжки, закрепленные на ботинках.

Ripsaw EV2

Изначально эта махина была спроектирована для военных как быстрый танк с высокой проходимостью. Позже Ripsaw EV2 стал доступен каждому, кто готов расстаться с крупной суммой денег. Почти четырехтонную машину приводит в движение 6,6-литровый дизельный двигатель. Ripsaw EV2 способен брать подъемы с углом наклона 75°, его максимальная скорость – 104 км/ч вне зависимости от покрытия.

TH!NK Frost

TH!NK Frost спроектирован студентом для одной из норвежских электромобильных компаний. Его кузов напоминает покрывшийся трещинами ледник, треугольные гусеницы заменяют колеса. Крутящий момент от электродвигателя передается на все четыре оси. Застрять в снегах на таком авто нереально, разве что сядет батарея.

Mountain Horse

Этот кит (лыжа спереди, гусеничный привод сзади) превращает обычный мотоцикл в снежный, позволяя райдерам мчаться по склонам со скоростью до 100 км/ч. Таким байком гораздо легче маневрировать, чем снегоходом. За пять лет продаж компания Timbersled нашла тысячи поклонников и даже создала новый вид спорта.

Snowbird 6

Винтоприводные машины были впервые разработаны в 1960-х русским Космическим агентством для доставки в цивилизацию космонавтов в случае их приземления в снегах Сибири. Конкретно Snowbird 6 создали для пересечения Берингово моря. Во время этого путешествия, которое состоялось в 2002 году, ему предстояло плавать в воде, карабкаться по айсбергам и ехать по снегу. И все это при средней температуре в -40 ºC.

Snow Crawler

Snow Crawler – это эволюция снегоходов. У него есть кабина, электрический двигатель, а сам аппарат выглядит так, будто на нем должен передвигаться Джеймс Бонд. Пока это всего лишь концепт, но он просто обязан появиться в серийном производстве.

Snow Glider

Машина сконструирована отцом и сыном Захрадками. Несмотря на свой незамысловатый вид, Snow Glider может развивать скорость до 120 км/ч. Разработчики пытаются внедрить свои аэросани в скиджоринг – зимний спорт, в котором лыжник едет за тянущим его собаками, конем либо чем-то моторизированным вроде снегохода.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Зимний офф-роуд - это национальная российская забава. Покорять его должен уметь каждый местный водитель…

Почему машина буксует, хоть и не села на «брюхо»? Как ездить по снежной целине? С такими или подобными вопросами зимой сталкиваются большинство неискушенных владельцев полноприводной техники.

МАТЧАСТЬ

Great Wall H6 - автомобиль с современным жестким несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. Антиблокировочная система с функцией распределения тормозных усилий (ABS+EBD) повышает безопасность на скользких покрытиях, а низкий центр тяжести и эффективные амортизаторы позволяют ездить зимой уверенно.

Не для кенгуру. Увлекаться прыжками на этом снегоходе не стоит, конструкция рамы может не выдержать больших нагрузок

А главные сомнения и споры возникают относительно резины. Какой протектор лучше - грязевой, универсальный или зимний? Увы, чудес не бывает. На снегу всегда и во всех обстоятельствах лучше работают зимние шины. Это неудивительно - ведь у них специально сконструированные мелкие ламели, которые крепче других разновидностей умеют держаться за снег и лед. Кстати, если не рассматривать зимнее покрытие рек и озер, а также дорожный гололед, то снег - это тоже разновидность льда, только в более рыхлой форме. Под воздействием шин снег утрамбовывается и может превращаться в нормальный жесткий лед. Крупный рисунок протектора внедорожных покрышек в таких случаях становится абсолютно бесполезным. Универсальный - лучше, но тоже неидеален. Так что выучим первое правило: для движения по снегу используем зимнюю резину, и желательно с шипами.


НЕ ТОРМОЗИ!

Еще не так давно, когда в нашей стране зимняя резина существовала только в виде теории, опытные водители возили зимой в багажнике мешочек с песком. В сильный гололед некоторые подъемы на нечищенных трассах становятся непреодолимыми. А порой не получается даже выехать из ворот частного дома. Подсыпанный песочек помогает избежать пробуксовки.

А самое скользкое дорожное покрытие - лед, смоченный водой при температуре около нуля градусов или чуть выше. Это так называемый «черный лед». По нему автомобиль скользит, как по маслу. Рассмотрим наиболее типичную ошибку новичков. Руль вывернут до упора, а машина продолжает ехать прямо. Рефлекторно давим на тормоз и… вылетаем в сугроб. А что нужно было сделать? Выставить передние колеса в менее вывернутое положение и не слишком сильно нажимать на тормоз, то есть тягой колес «заправить» автомобиль в поворот. Отсюда второе правило: оказавшись на скользком участке, не крутить резко рулем и не пользоваться по возможности тормозами. А потому даже на ровной и прямой дороге следует избегать высокой скорости. Плавные действия рулем и газом заставят машину хоть и нехотя, но все-таки откликаться. Резкое же маневрирование обязательно приведет к неприятностям.

Протектор. Если мороз сильный, а резина холодная, протектор забивается снегом

Тепло. Если резина теплая, например, после интенсивной пробуксовки, протектор будет плавить снег и очищаться

Проверь. Прежде чем преодолеть сугроб, убедись, что под ним не скрывается пенек или забор

ТОНУТЬ, ТОЛЬКО ТОНУТЬ!
Снег не является грунтом. Это замерзшая вода. Ехать по поверхности снега можно толькоy на лыжах, санях и гусеницах, иногда на шинах сверхнизкого давления. Все остальные движители сначала докапываются до твердой основы, а потом двигают вперед. Так работают лапы и копыта животных, ноги человека и колеса автомобиля. Ехать, опираясь на снег, не получается. Так что для езды по глубокому снегу лучше всего подходят узкие шины со злым зимним протектором. С давлением в шинах тоже все наоборот. Его лучше держать не ниже, чем при езде по асфальту. Это позволяет шине быстрее докопаться до твердого дна под снегом. При этом машина меньше «рыскает», легче прорезая колеи в снегу.

ВПЕРЕД-НАЗАД
По сугробам, точнее, по верхнему слою снежного покрытия, если это не «бетонный» наст, можно передвигаться только на лыжах, гусеницах или на шинах сверхнизкого давления. Все остальные движители, прежде чем начнут работать, должны докопаться до основы. Поэтому для езды по рыхлому снегу лучше всего подходят шины со злым зимним протектором и более узким, чем летом. С давлением в них тоже все наоборот. Его желательно немного поднять и держать не ниже, чем для асфальта. Это позволит колесам быстрее добраться до твердой опоры. Также на узких шинах автомобиль будет меньше «рыскать» и легче прорезать колеи.

Зацеп.
В мороз слежавшийся снег дает очень хороший зацеп, почти как на асфальте

Преодолевать сугроб надо ходом, заранее разогнавшись. Только прежде убедитесь, что под ним нет твердых препятствий - например, бетонных блоков или нечто подобного. Двигаясь, все время работайте рулем на четверть оборота вправо-влево, «расталкивая» колесами снег перед собой и эффективно используя боковые зацепы покрышек. Если машина встала - не газуйте и не буксуйте! Включите заднюю передачу и вернитесь немного назад по собственной колее. Затем опять вперед. Так, потихонечку, можно пробить колею даже в глубокой целине. Главный принцип - утаптывать снег под колесами для лучшей опоры. Сложнее, если требуется изменить направление. Каждое колесо пойдет по своей траектории, и колей станет четыре. Не торопитесь и продолжайте использовать технологию «вперед-назад». Это займет больше времени, зато позволит выбраться самостоятельно. Но лучше все-таки стараться выдерживать максимально прямолинейный вектор, избегая поворотов. Или придется доставать лопату и копать. В снегу, так же как и на песке, это самое надежное средство спасения, которое должно быть с вами всегда.

ЗНАТЬ НАЗУБОК
Используй зимой зимнюю резину. По возможности шипованную.
На льду избегай резких движений рулем и действий с тормозами.
При движении по снегу держи повышенное давление в шинах.
Прежде чем штурмовать сугроб, убедись, что под ним нет твердых препятствий.
На целине работай рулем вправо-влево, если не получается продвинуться вперед, не буксуя, сдавай назад.
Всегда держи лопату в багажнике.