Что делать если масло в двигателе потемнело. Почему масло в двигателе быстро чернеет: причины, черное масло в двигателе

Для многих владельцев автомобилей различных моделей является загадкой, почему чернеет масло в двигателе при его эксплуатации. Факторов появления данного эффекта может быть несколько, не все выявленные причины свидетельствуют о низком качестве выбранного смазочного материала.

Моторная смазка - это неотъемлемый элемент любого двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она создает устойчивую масляную пленку на трущихся рабочих поверхностях соприкасающихся элементов, смазывает все внутренние детали и узлы работающего силового агрегата, снижает их температуру.

Без смазывающей жидкости автомашина не работает из-за того, что двигатель заклинит. Выбор и замену смазки необходимо производить с особой тщательностью.

После больших пробегов автомобиля моторное масло темнеет, доходя до черного цвета, теряя при этом свои свойства по смазыванию и защите трущихся поверхностей рабочих деталей. Замена смазочных материалов производится через каждые 5–10 тысяч километров пути. При обнаружении черной смазки раньше этих сроков автовладельцы проявляют беспокойство.

Влияние щелочных присадок на цвет машинного масла

Каждая марка современной смазочной жидкости имеет в своем составе присадки, призванные выполнять разнообразные задачи:

  • снижение силы трения;
  • корректировка температурных характеристик смазки;
  • устойчивость против коррозии;
  • регулирование кислотно-щелочного баланса.

Щелочные присадки, входящие в состав моторных смазочных материалов, являются важными элементами, способствующими появлению следующих эффектов:

  • входят в реакцию с кислотами, образующимися в масляной системе, нейтрализуя и выводя их;
  • не допускают образования лакового нагара;
  • способствуют выходу грязи и мусора.

Недостаточное количество щелочных включений приводит к быстрому износу моторов, появлению вредных отложений, усложняющих прохождение смазочной жидкости по специальным каналам к трущимся поверхностям и создающих эффект «масляного голодания».

При скоплении отложений нарушается температурный режим внутри силового агрегата, ведущий к локальным перегревам, разрушению распределительного вала и других рабочих деталей и узлов.

При длительном использовании смазочных материалов, насыщенных щелочными присадками, снижается их эффективность в результате старения. При активном снижении эффективности присадок почерневший состав необходимо полностью заменить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей и узлов двигателя.

О чем говорит потемнение смазочной жидкости

Почему масло в двигателе быстро чернеет? Моторное масло свободно перемещается внутри силового агрегата по определенному круговороту. Масляный насос закачивает смазку из картера и гонит ее к рабочим элементам двигателя по специальным каналам и сверлениям. Смазывание трущихся деталей, имеющих высокую температуру, производится под давлением.

Под воздействием сверхвысокой температуры внутри двигателя, возникшей из-за неправильной вязкости, высоких оборотов, смазочные вещества могут потемнеть вследствие закипания. Продукты образующегося угара растворяются, смываются смазочной жидкостью и стекают в поддон картера двигателя.

В системе смазки происходит циркуляция одного и того же материала. В процессе эксплуатации все масло быстро темнеет и приобретает черный цвет, теряя свои полезные свойства.

О чем говорит чистота использованных смазочных материалов

Постоянное отсутствие всевозможных загрязнений и изменений цвета смазочных материалов после их длительного использования свидетельствует о неэффективности очищающих присадок, входящих в состав моторной смазки. В таких случаях на элементах силового агрегата остаются нагары, мусор, шламы в виде разрушающих осадков.

Вывод: выбранная марка машинного масла является недопустимой к постоянному применению.

Чистые моторные смазочные материалы современных производителей не характеризуют высокое качество продукта и чистоту силового агрегата автомобиля. Если масло потемнело, значит, оно поглотило вредные продукты, образовавшиеся в процессе изнашивания, связало их, не позволив осесть на рабочих элементах двигателя.

Благодаря щелочной основе присадок замедляются и вовсе останавливаются окислительные процессы, вызывающие коррозию металлических поверхностей.

Опытные автовладельцы знают, что чистота проверочного щупа является признаком плохого качества смазочного вещества, несмотря на приятный внешний вид.

Бывают случаи, когда мотор имеет не просто черное масло, а его цвет и консистенция напоминают мазут. После проверки смазочной жидкости при помощи специального щупа необходимо вытереть его ветошью. Внешний вид характерных разводов, напоминающих мазут, свидетельствует о том, что внутри силового агрегата происходит горение смазочного вещества.

Горение смазки наблюдается при изнашивании деталей цилиндро-поршневой группы. Нарушение герметичности цилиндров приводит к проникновению несгоревших излишков топливных смесей в смазочную жидкость, изменению ее химического состава, непригодному к дальнейшему использованию.

Характерный черный цвет моторного смазочного материала говорит о появлении серьезных дефектов:

  1. Неисправности в двигателе внутреннего сгорания.
  2. Увеличение расхода горючего.
  3. Снижение рабочих характеристик силового агрегата (мощность, крутящий момент и пр.).

Черную смазку, похожую на мазут, необходимо заменить, т. к. она не обладает очищающими свойствами и может стать причиной выхода из строя масляного насоса и других узлов.

Постепенная очистка и восстановление силовых агрегатов

Изменение цвета смазочных материалов внутри движков происходит вследствие влияния таких факторов:

  1. Количество осадков и состав веществ, находящихся внутри двигателя, способствующих загрязнению смазки.
  2. Наличие в смазочной жидкости высокощелочных присадок.

При сильном загрязнении движка, что является нормальным рабочим состоянием, необходимо сменить масляный фильтр на новый экземпляр и залить новое масло. В течение эксплуатации новой порции залитого автомасла до полной утраты его смазочных и моющих свойств нужно неоднократно проводить замену масляных фильтров для того, чтобы постепенно очистить силовой агрегат от осевших взвешенных частиц.

Постепенная очистка должна производиться без использования агрессивных моющих моторных присадок, т. к. агрессивные компоненты при смешивании с рабочими смазывающими материалами оказывают негативное влияние на показатели вязкости, уменьшая их.

Разжижение смазки приводит к быстрому стеканию ее в поддон, ускоренному износу рабочих деталей и узлов силового агрегата. Для проведения успешной очистки мотора также рекомендуется сократить интервалы между полными заменами моторной смазки.

После проведения постепенной очистки двигателя потемнение смазочных веществ существенно замедлится. Потемневший материал после очистительных операций не является тревожным признаком.

В старых износившихся моторах смазка часто чернеет вследствие проникновения газов в картер двигателя, при этом появляется специфический запах горелого масла, увеличивается расход автомасла и горючего. В этих случаях нужно заменить поршневые кольца и расточить гильзы цилиндров, доведя их до нужных размеров.

Чтобы не проводить преждевременную замену моторного масла, можно время от времени доливать смазочную жидкость до нужного объема в течение эксплуатационного периода до наступления момента плановой замены.

По мнению опытных автомобилистов, моторное масло хорошего качества начинает темнеть только после длительных пробегов, равных более 10 тыс. километров.

Почерневшее высокощелочное смазочное средство не имеет разрушающих побочных эффектов, темная окраска масла свидетельствует о том, что оно забрало и растворило вредные отложения и грязь с металлических поверхностей элементов силового агрегата. Замена такого смазочного материала производится по плану, укорачивать временной интервал не требуется.

Автомобильные смазочные жидкости, имеющие высокий процент щелочных присадок, обладают укороченными сроками использования из-за того, что в них отсутствуют компоненты, предупреждающие старение действующего вещества.

Отличные моющие свойства таких смазок не компенсируют короткие интервалы между обязательной сменой масла. Пробег, равный 10 тыс. километров, является оптимальным для прекращения использования одной порции смазочного средства.

Вредно ли использование черного масла?

Новые свежие моторные смазочные жидкости имеют красивые золотистые оттенки. После длительной эксплуатации они приобретают темные и даже черные тона, их полезные свойства утрачиваются.

При обнаружении потемневшей смазочной жидкости в силовом агрегате владельцам автомобилей не рекомендуется производить срочную внеплановую замену масла. Темный цвет смазки означает, что она отлично справилась со своими функциями и в дальнейшем ее использование не представляет опасности для двигателя и машины в целом.

Необходимо регулярно производить плановую замену смазочного материала, чтобы продлить срок эксплуатации двигателя.

Владельцы достаточно часто отмечают такое явление, когда свежее моторное масло после замены быстро чернеет. В масле также может появляться горелый запах, который отчетливо ощущается уже через 200-500 км. пробега. В подобной ситуации многие водители задаются вопросом, должно ли чернеть масло в двигателе и как быстро это происходит.

В самом начале следует отметить, что причин для почернения смазочного материала может быть несколько. В одних случаях быстрое потемнение является нормой, тогда как в других это может указывать на определенные проблемы с двигателем или низкое качество самого моторного масла. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым быстро чернеет масло, а также ответим на вопрос, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном моторе.

Читайте в этой статье

Масло в двигателе темнеет

Начнем с самого смазочного материала. Хорошо известно, что любое моторное масло является минеральной, синтетической или полусинтетической базовой основой, в которой также содержится пакет активных присадок. Указанные присадки позволяют всесторонне улучшать различные эксплуатационные характеристики смазки: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.

В списке химических добавок в базовую основу отдельное место занимает показатель щелочного числа того или иного моторного масла. Другими словами, в составе смазки обязательно должна присутствовать щелочь. Главной задачей этой добавки является нейтрализация кислот, которые образуются в ДВС во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с возникновением отложений в моторе, смывают нагар, кокс и т.п. Если проще, щелочь в составе моторного масла защищает от окисления и выполняет моющие свойства, позволяя поддерживать силовой агрегат изнутри в чистоте.

Получается, от показателя щелочного числа напрямую будут зависеть способность масла отмывать загрязнения. Если учесть эту особенность, тогда распространенное утверждение о том, что качественное автомасло практически не должно темнеть в первые 3-5 тыс. километров пробега после замены является глубоким заблуждением. Обычно качество масла только по скорости потемнения привыкли оценивать водители, которые имели дело с подобной продукцией 15-20 лет назад. Дело в том, что в те годы присадок было меньше и качественное масло заметно отличалось от более доступных аналогов по скорости загрязнения.

Если проще, почернение масла было одним из главных показателей для его замены. Дешевый смазочный материал мог начинать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми 2-3 тыс. км, затем постепенно темнели к 5 тыс. км. и далее чернели. Отметим, что цвет смазки менялся не в результате действия присадок, а с учетом свойств базового масла. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как современные автомасла содержат большое количество активных присадок.

Потемнение масла указывает на то, что смазка удерживает в себе и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Получается, кислоты не имеют контакта с деталями, замедляется коррозия и минимизируется износ ДВС. В процессе замены смазочного материала загрязнения сливаются вместе с отработавшим маслом, а не оседают на поверхностях деталей. Другими словами, все получается с точностью до наоборот — если масло долго не чернеет, тогда оно не моет и не очищает мотор, не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов. Долгая прозрачность и чистота масла указывает на то, что моющие функции смазка выполнить попросту не способна.

Также полезно знать, что если щелочных добавок в составе смазочного материала мало, тогда в случае превышения межсервисного интервала замены двигатель будет подвержен интенсивному загрязнению и скоплению отложений. В ряде случаев указанные загрязнения приводят к снижению пропускной способности каналов системы смазки, в результате чего давление в системе снижается, смазочный материал подается к нагруженным парам трения в недостаточном объеме, возникает масляное голодание и повышенный износ силового агрегата.

Параллельно с этим в местах сопряжения нарушается температурный режим, увеличение силы трения приводит к перегреву. Также засорение каналов масляной системы не позволяет циркулирующей смазке в полной мере обеспечить отвод тепла. В итоге происходит повреждение деталей ДВС, проворачивает шатунные или коренные вкладыши коленчатого вала, выходят из строя рокеры, забиваются гидрокомпенсаторы и т.д. Именно для эффективного противодействия и предотвращения возможных последствий производители сбалансировано добавляют щелочные присадки. Добавим, что сразу после попадания свежей смазки в двигатель начинается активная работа добавки, то есть происходит старение смазки. С пробегом присадка постепенно теряет свои свойства, степень защиты двигателя от кислот и отложений ухудшается, что является поводом к очередной замене масла.

Получается, срок службы современного смазочного материала определяется не по цвету, а по показателю того, сколько моющая щелочная присадка будет находиться в рабочем состоянии. Данная особенность является одной из основных причин, по которой смазку нужно обязательно менять с учетом строго определенных интервалов (в среднем, 10-15 тыс. км. на территории СНГ, что зависит от качества топлива). Становится понятно, что масло предназначено не только для смазки, но и для очистки. По этой причине вполне нормальным явлением можно считать его потемнение в процессе эксплуатации.

Отметим, что особенно быстро смазка темнеет в моторах, которые изначально были загрязнены. Другими словами, потемнение означает то, что масло активно моет двигатель. С учетом данного факта больше должна настораживать чистота масла, то есть когда его цвет практически не меняется с пробегом. Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкую моющую способность и двигатель не очищается.

Для лучшего понимания достаточно вспомнить особенности работы . Моторное масло закачивается из картера двигателя при помощи маслонасоса, затем циркулирует по отдельным каналам. Смазочный материал защищает детали от сухого трения, параллельно смывается нагар и отложения, которые затем попадают в картер. Также нужно учесть и высокие температуры, при которых работает масло. В результате цвет материала постепенно меняется на более темный и происходит это за короткий промежуток времени.

Масло в моторе быстро почернело

Как уже было сказано, потемнение масла указывает на то, что оно работает, то есть активно очищает мотор от загрязнений. При этом также бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.

  1. В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ , то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, затрудненный пуск на холодную и т.д.
  2. Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.

Становится понятно, что в случае проблем с ЦПГ мотору нужен ремонт. Если же масло не подходит для данного типа двигателя, тогда такую смазку нужно немедленно заменить на подходящий вариант, который является рекомендованным производителем ДВС и соответствует всем допускам. Не стоит также забывать о том, что в мотор может быть случайно залита низкосортная подделка. По этой причине рекомендуется приобретать ГСМ только в проверенных точках продажи.

Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.

Как быстро масло в двигателе должно темнеть или чернеть

Итак, все масла независимо от типов и брендов рано или поздно темнеют. При этом один продукт может чернеть раньше или позже другого. Отметим, что на скорость потемнения оказывает влияние ряд общих и индивидуальных факторов, среди которых специалисты выделяют:

  • состояние конкретного двигателя и чистоту его системы смазки;
  • количество моющих присадок в том или ином смазочном материале;

Вполне очевидно, что если смазочная система уже имеет в каналах различные отложения, тогда ускоренное почернение можно считать нормальным. Причем, чем больше моющих добавок в конкретном виде смазки, тем быстрее будет темнеть смазочный материал. Также следует учитывать, что после заливки свежей смазки, она начинает активно отмывать старые отложения, которые потом накапливаются не только в самом масле, но и в . Это значит, что в течение одного межсервисного интервала при быстро темнеющей смазке фильтр лучше сменить дважды и более. Сам интервал замены также можно сократить на 20-40% .

Такой подход позволит «мягко» удалить отложения, которые циркулируют по масляной системе. Другими словами, двигатель постепенно отмывается самим моторным маслом, которое меняется преждевременно, то есть до начала потери моющих свойств. Добавим, что для качественной очистки может понадобиться провести процедуру замены фильтров и масла по такой схеме не один раз, а несколько.

Еще одним способом прочистки является использование промывок в масло, а также непродолжительная эксплуатация ДВС на так называемых промывочных маслах. Отметим, что данные способы имеют как преимущества, так и недостатки. Если коротко, промывки оказывают негативное воздействие на резиновые уплотнения, а также могут привести к различным непредсказуемым химическим реакциям после смешивания с базовой смазкой.

Дополнительным нюансом является то, что после размягчения имеющихся в двигателе отложений под действием промывки они могут забивать каналы смазочной системы. В таких случаях возрастает риск преждевременного выхода из строя рабочего силового агрегата. Если же масло стало быстро чернеть по причине попадания газов в картер, тогда мотору необходима , замена или .

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что если масло чернеет, но расход смазки остается в норме, тогда можно начать с очистки масляной системы. После удаления загрязнений скорость почернения должна прийти в норму или ощутимо замедлится. Если же имеются проблемы по механической части, тогда проблема уйдет только после ремонта силового агрегата.

Что в итоге

Как видно, быстрое потемнение масла сегодня нельзя считать признаком его плохого качества. Если мотор исправен, тогда скорость изменения цвета смазки на темный или черный будет зависеть от степени загрязненности двигателя и щелочного числа используемого масла.

В одинаковых условиях масла с меньшим количеством щелочных добавок будут темнеть медленнее и хуже отмывать двигатель по сравнению с высокощелочными аналогами. При этом смазка с высокими моющими свойствами может потемнеть уже через 300-400 пройденных километров. Параллельно с этим потемнение масла не означает, что его пора менять. Активные присадки и щелочи отмывают и затем удерживают грязь в масле, позволяя смазочному материалу работать на протяжении всего заявленного срока службы.

Также добавим, что при выборе смазки следует учитывать ряд дополнительных особенностей, а не только его моющие свойства. Дело в том, что масла с большим щелочным числом отличаются коротким сроком службы (в среднем, около 6-7 тыс. км). Дело в том, что подобные продукты обычно не содержат большого количества присадок, которые замедляют процесс старения смазочного материала. Другими словами, масло с хорошей моющей способностью рассчитано на меньший срок службы и подвержено ускоренному окислению и старению, что означает необходимость сокращения интервала и более частой замены.

Читайте также

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности.

Моторное масло (далее — ММ), как и любой другой расходный материал, должно обладать определенными функциями и характеристиками. Но иногда ММ темнеет, а может и вовсе становиться черным, что вводит в заблуждение многих автомобилистов. Поэтому мы расскажем вам, почему быстро чернеет масло в двигателе и какие могут быть последствия от этого.

[ Скрыть ]

Причины

Как известно, в составе любого смазывающего вещества для ДВС могут быть присадки. Более того, их может быть множество и каждая из них внедряется в состав расходного материала с определенной целью. В частности, это могут быть химические элементы, отвечающие, к примеру, за снижение трения элементов двигателя, за температурные свойства, за вязкость и так далее.

И одной из таких присадок является вещество, отвечающее за щелочный показатель. И недаром, ведь щелочь — это очень важный элемент в составе любого смазывающего материала. В частности, она ликвидирует химические вещества, которые могут попасть в систему смазки во время эксплуатации моторной жидкости. Кроме того, щелочь предотвращает появление в моторе осадков и отложений, одновременно удаляя всю грязь и вредоносный нагар.

Но если щелочи содержится в ММ недостаточно, то двигатель изнашивается гораздо быстрее и, соответственно, будет засоряться всевозможными осадками и отложениями. А, значит в том, что масло быстро чернеет в двигателе, нет ничего удивительного. Итак, рассмотрим в целом причины, почему ММ может быстро темнеть в моторе:

  • как мы уже разобрались, это недостаток щелочного числа в составе смазывающего материала;
  • попадание продуктов сгорания и окисления в систему смазки в результате физического износа цилиндро-поршневой группы;
  • непосредственно плохое качество расходного материала (не удивляйтесь, если вы купили ММ у какого-нибудь подозрительного продавца на обочине дороги);
  • либо это может быть дорогой и качественный расходный материал, который вымывает отложения и осадки, образовавшиеся в ДВС автомобиля во время эксплуатации масла.

Последствия

Среди отечественных автомобилистов бытует мнение, что если моторное масло стало темным, то оно уже отработало свой ресурс службы и его надо срочно менять. Так ли это? Отчасти да, но точно утверждать этот факт нельзя. Далее, по пунктам рассмотрим возможные последствия того, что ММ быстро чернеет или становится темным.

Итак, недостаток щелочного числа в основе расходного материала . Если моторная жидкость темнеет именно по этой причине, то ее действительно лучше заменить. В случае недостатка щелочи в структуре смазывающего вещества мотор транспортного средства будет больше засоряться отложениями и осадками, а это уж точно ни к чему хорошему не приведет:

  • Во-первых, если двигатель будет кардинально засорен отложениями, которые образовываются в результате нагара, то повышенный расход топлива вам обеспечен. При появлении отложений мощность мотора будет значительно увеличена, что способствует большему потреблению бензина транспортным средством. Это — факт и с ним не поспоришь. На практике если внутри двигателя присутствуют отложения, то расход топлива может вырасти на 1-2 литра.
  • Во-вторых, может потребоваться капитальный ремонт мотора. Если авто долго функционирует с повышенным уровнем нагара в двигателе, при этом мотор не промывается при замене масла, то имейте в виду — со временем вашему «железному коню» понадобится капремонт.Это влетит автовладельцу в немалые деньги.

Черный нагар на внутренних стенках двигателя внутреннего сгорания — последствие регулярного использования некачественного моторного масла

Попадание продуктов сгорания и окисления в мотор. Разумеется, это тоже ничем хорошим не обернется для автовладельца. Ведь ММ чернеет именно по этой причине, а не из-за плохих показателей самого вещества, так что одной заменой смазывающего материала здесь не обойтись. Если вы заметили, что ММ стало черным, но не знаете почему, а после следующей его замены расходный материал опять потемнел, то есть смысл разобрать силовой агрегат.

Для этого потребуется снять как минимум головку блока цилиндров. Если налицо виден явный износ цилиндро-поршневой группы, то с ремонтом лучше не затягивать, иначе это может обернуться не только капремонтом, но и полной заменой силового агрегата.

Плохое качество ММ . Это также может быть причиной, по которой расходная жидкость темнеет в ходе эксплуатации. Отвратительное качество некоторых видов моторных жидкостей может привести к засорению двигателя отложениями и продуктами износа. Продукты износа, собственно, тоже не появляются из ниоткуда — это и есть детали двигателя, вернее их верхний слой. Регулярное использование такого материала приведет к еще худшим последствиям.


Идеально чистый двигатель — это достигается путем регулярной промывки ДВС и эксплуатацией исключительно качественного расходного материала

Хорошее ММ . Может быть, это звучит и нелогично, но даже высокое качество расходного материала может стать причиной, по которой он быстро чернеет. Высокая температура работы силового агрегата, достигающая 100-120 градусов, позволяет моторной жидкости не только хорошо смазывать внутренние компоненты мотора, но и удалять с них нагар.

По этой причине оно и темнеет. Здесь мы возвращаемся к мифу о том, что «если масло потемнело, то его пора менять». Как говорят отечественные автомастера: «так масло работает». Так что потемнение ММ через какое-то время эксплуатации может и не иметь никаких последствий. Будет гораздо хуже, если на протяжении всего срока службы оно не изменило цвет и осталось таким же светлым, каким было при заливе. В этом случае нужно будет подумать о смене ММ.

Как избежать потемнения ММ?

На этот вопрос нельзя дать четкого ответа, поскольку, как сказано выше, причины почернения жидкости могут быть самыми разными.

Правильный выбор

Если ММ некачественное, то его нужно просто заменить. Обратите внимание, некоторые умельцы, когда увидели черное ММ в своем двигателе, меняют расходный материал на такой же. Этого лучше не делать, ведь так вы никогда не поймете, действительно ли от низкого качества расходной жидкости она стала черной.

То же самое касается и ММ, в котором недостаточно щелочи. В таком случае лучше перейти на эксплуатацию другой марки жидкости. Перед тем как сделать это, ознакомьтесь со спецификациями вашего транспортного средства и, в частности — двигателя внутреннего сгорания. Бывают такие случаи, когда смазывающее вещество просто не подходит определенному автомобилю в силу своих свойств и характеристик.

В этом случае нужно изучить не только спецификацию ДВС, но и тщательно подбирать ММ по составу и свойствам. Возможно, некоторые вещества, добавляемые в определенные марки ММ, не должны эксплуатироваться в моторе.

Ремонт ДВС

Возможно, причина, по которой ММ быстро чернеет или темнеет, вовсе не связана с его качеством, а кроется в неисправности ДВС. В этом случае вам потребуется ремонт силового агрегата. Описывать эту процедуру мы не будем, поскольку она индивидуальна для каждой отдельной машины.


Черный нагар внутри мотора — последствия регулярного использования некачественного моторного масла

Рекомендуем вам воспользоваться инструкцией по эксплуатации, если вы решили самостоятельно устранить проблему либо же обратиться за помощью к специалистам. Конечно, в этом случае придется заплатить определенную сумму денег, но иногда лучше один раз переплатить, чем регулярно сталкиваться с одной и той же проблемой. Тем более, если вы не имеете опыта в разборе силового агрегата, то самостоятельно заниматься этим мы вам настоятельно не рекомендуем.

Промывка ДВС

Периодически рекомендуется производить промывку силового агрегата. Особенно, если вы переходите с одной марки ММ на другую. В промывке мотора нет ничего сложного. Если вы хоть раз меняли расходный материал самостоятельно, то процесс у вас затруднений вызвать не должен.

Для приготовьте:

  • старое ведро или любую другую емкость для сбора отработанного ММ;
  • гаечный ключ для откручивания пробки слива;
  • промывочную жидкость.

Краткая инструкция по промывке:

  1. Залезьте под днище вашей машины и найдите пробку сливного отверстия.
  2. Подставьте под нее емкость для сбора отработанного ММ и при помощи гаечного ключа открутите крышку.
  3. Подождите, пока весь расходный материал не сольется. Желательно делать это не на холодном двигателе, поскольку ММ будет вязким и полностью не сможет слиться из системы. Также ДВС не должен быть слишком горячим, поскольку расходный материал может обжечь кожу в случае попадания на нее. Подождите около 20-30 минут, пока основная часть жидкости не сольется в тару.
  4. Затем закрутите пробку сливного отверстия, откройте капот и открутите крышку заливной горловины. В отверстие залейте ровно столько промывочной жидкости, сколько вы заливаете масла при его замене.
  5. Закрутите крышку заливного отверстия. Теперь в вашей системе находится промывочное вещество. Двигатель должен эксплуатироваться на нем какое-то время. Желательно проехать хотя бы 20-30 километров, но в идеале было бы хорошо, чтобы автомобиль хотя бы один день поездил на «промывке». Сам промывочный материал считается маслом, поэтому в том, чтобы несколько дней на нем поездить, нет ничего страшного.
  6. При сливе промывки обратите внимание на ее цвет. Если внутри ДВС действительно много отложений, то промывка должна быть черной или очень темной. Это хорошо. Значит, именно по этой причине ММ в вашем моторе было черное.

Если вы не уверены в том, что «промывка» полностью удалила все отложения, то процедуру можно повторить еще раз. Обратите внимание: некоторые «гаражные» специалисты иногда проводят промывку ДВС обычным керосином или дизельным топливом. Они мотивируют это тем, что «много раз уже такое делали и ничего страшного не произойдет».

Действительно, промывать ДВС керосином можно, но только в соотношении 1:2 к промывочной жидкости. Но лучше не экспериментировать с этим, поскольку на практике промывка ДВС керосинам не вредила только отечественным машинам. Рекомендуем вам не слушать советы людей, в своей жизни занимавшихся только ремонтом «ВАЗов».

Не обращать внимания

Если с вашим ДВС все в порядке и в этом уверены, а также не сомневаетесь в высоком качестве заливаемого вами ММ, то, может быть, не стоит обращать внимания на его цвет?

Как сказано выше, расходный материал высокого качества должен вымывать компоненты ДВС от нагара и отложений, так может нужно радоваться тому, что черное масло, а не внутренние детали агрегата? Вам нужно понаблюдать за этим: в идеале ММ начинает темнеть после 1-2 тысяч километров пробега после замены. Если это так — то бояться вам нечего.

Видео «ММ Кастрол Магнатес после двух часов работы авто»

В этом видео показан черный цвет нового расходного материала, отработавшего несколько часов после замены.

Качество и оттенок моторного масла - один из самых важных и обсуждаемых в среде автовладельцев вопросов. Каким должно быть хорошее масло? С какой частотой его нужно менять? Что делать, если изменился его цвет или консистенция? К каким последствиям может привести использование такого масла? Ведёт ли это к проблемам в двигателе?

Нормальное моторное масло: каким оно должно быть

Качество и цвет машинного масла зависят от множества факторов:

  • качества заливаемого топлива;
  • исправности двигателя автомобиля;
  • качества самого масла;
  • условий, в которых эксплуатируется автомобиль;
  • частоты его смены;
  • добавляемых в его состав присадок;
  • используемой базы.

Особой проблемы в том, что масло сменило свой цвет с янтарного на тёмный или чёрный после 4–6 тысяч километров пробега, нет. Автовладельцу стоит начинать беспокоиться в том случае, если оно начинает пениться или густеть.

Можно ли ездить, если масло изменило свой цвет и вязкость

Если смазочный материал потемнел, то ездить на нём можно. Более того, если после нескольких тысяч километров пробега масло не изменило свой оттенок на более тёмный, то его необходимо поменять - оно не справляется со своими функциями и переносит всю сажу в двигатель.

Почернение масла не вынуждает сразу же его менять. В бумагах к автомобилю производитель указывает интервалы замены смазочных материалов. Рекомендации желательно выполнять, но при этом стоит учитывать и индивидуальные особенности транспортного средства и режим его эксплуатации - к примеру, если на авто часто оказываются большие нагрузки, период замены расходных материалов сильно сокращается.

Наиболее страшным изменением моторного масла является его загустение. Если со щупа не стекает смазка, а по консистенции она напоминает солидол или варёную сгущёнку, то дело плохо. Нужно в ближайшее время провести замену, иначе двигатель будет работать на сухую, что приведёт к деформации клапанов, шатунов и поршней.

Почему изменяется цвет

В состав любого моторного масла входят моющие присадки. Используются такие добавки для растворения продуктов, образующихся в результате неполного сгорания топлива. При растворении продуктов сгорания масло приобретает характерный чёрный оттенок. Несмотря на то, что частички сажи находятся во взвешенном состоянии, на смазывающих характеристиках смазки это не сказывается. Соответственно, водитель может использовать масло на протяжении длительного времени до плановой замены.

Беспокоиться стоит начать в том случае, когда масло не меняет свой цвет даже после длительного времени эксплуатации. Это не является признаком того, что загрязнений в двигателе нет: масло просто не справляется и не может их отчистить. В таком случае необходимо поменять смазочные материалы на новые, желательно - другой марки.

Стоит обратить внимание на сроки, когда начинает чернеть смазка. Если цвет меняется сразу же после заливки, то либо двигатель слишком сильно загрязнён, либо используемое топливо низкого качества. Исправить такую ситуацию просто - достаточно промыть мотор и начать заправлять автомобиль в другом месте.

Причины, почему темнеет в двигателе

  1. Износ цилиндро-поршневой группы, из-за чего продукты сгорания топлива попадают в картер двигателя;
  2. Продукты окисления некачественного масла с небольшим объёмом присадок. Такие составы, вступая в реакцию с воздухом, легко окисляются;
  3. Старое масло, оставшееся в двигателе. Окончательно избавиться от него невозможно - определённое его количество всё равно останется в узлах автомобиля. Соответственно, если оно было чёрного цвета, то при смешивании с новым оно изменит и его оттенок на более тёмный;
  4. Количества присадок в составе смазочной жидкости. Действие специальных добавок направлено на уменьшение трения и растворение загрязнений, поэтому качественный состав со временем может потемнеть, поскольку выполняет свои функции по очистке двигателя;
  5. Перегрев силового агрегата может привести к закипанию и почернению смазки вплоть до изменения её консистенции, то есть таким образом загустить масло проще простого;
  6. Машинное масло низкого качества, не справляющееся со своими функциями.

К чему может привести использование тёмного масла

Потемневшее масло не вредит двигателю и узлам автомобиля. Смена цвета смазочной жидкости означает, что она выполняет свои функции и очищает мотор. Единственное, что нужно делать - вовремя менять масло на новое согласно рекомендациям производителя с учётом особенностей эксплуатации.

Вспенивание: в чём проблема?

Формирование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:

  • Понижение вязкости смазочного состава;
  • Медленный отвод тепловой энергии, из-за чего детали и узлы автомобиля не будут в должной мере смазываться. Масло в системе движется по специальным каналам малого диаметра, и для смазки двигателя в них должно поддерживаться высокое давление;
  • Отсутствие должного охлаждения деталей силового агрегата, приводящее к его перегреву;
  • Увеличивается трение между деталями мотора, что приводит к их быстрому изнашиванию. В самых запущенных случаях это может привести к гидравлическому удару и капитальному ремонту двигателя.

Моторное масло может пениться по нескольким причинам:

  • Проникновение в смазочную систему транспорта тосола по причине повреждения прокладки между блоком цилиндров и его головкой;
  • Попадание в смазку воды, что приводит к изменению её химического состава и образованию масляной эмульсии;
  • Несовместимость смазочных составов. При смене масла полностью слить старое невозможно, из-за чего оно может смешаться с новым.

Разгерметизация системы охлаждения

Причиной появления пены в этом случае становится смешивание масла и антифриза. В большинстве случаев это происходит из-за дефектов прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз может смешаться с моторным маслом в случае наличия в деталях дефектов. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.

Утечка антифриза диагностируется просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого мотор работает в холостом режиме 10–15 минут, после чего выхлопная труба прикрывается белым листом бумаги. Лист тщательно высушивается и проверяется на наличие пятен бензина или масла. Говорить о нарушении герметизации можно в случае, если на сухой бумаге нет никаких следов. Устранить это можно только обращением в сервисный центр, поскольку самостоятельно найти утечку антифриза практически невозможно.

Разные моторные масла

Пенообразование характерно для смешивания двух масел, отличающихся по составу и свойствам. В основном причиной этого становится смешивание синтетики и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: по своим свойствам минеральные масла уступают синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и структура коих включает молекулы одного размера, расположенные на одном расстоянии друг от друга. Смешивание двух разных видов смазки приводит к образованию осадка, который, циркулируя в двигателе, формирует пузырьки воздуха. Устраняется пенообразование единственным способом - использованием моторного масла одного типа и желательно одной марки.

Конденсат

При попадании в двигатель или его детали воды последняя смешивается с маслом, образуя масляную эмульсию. Она не оказывает отрицательного воздействия и не является причиной неисправностей, но говорит о низкокачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к оседанию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать машину перед каждой поездкой в холодное время года.

Изменение консистенции

Загустение моторного масла - самая опасная проблема. Консистенция смазочного материала может походить на сгущёнку, солидол или даже пластилин, последние приводят к негативным последствиям для автомобиля:

  • Плохо заводится двигатель автомобиля, перестаёт реагировать на нажатие педали акселератора. При этом на приборной панели постоянно горит индикатор давления;
  • Шатуны мотора могут оторваться от поршней и пробить стенку блока цилиндров, что выводит из строя весь двигатель.

Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, однако существует несколько основных предположений:

  • Смешивание моторного масла с водой или охлаждающей жидкостью, что приводит к Shell-эффекту. Назван он так потому, что эксперты именно этой компании обнаружили в 40-х годах наличие в загустевшем масле следов антифриза и воды. Стоит сразу отметить, что изменять консистенцию будут далеко не все масла даже в аналогичных условиях, однако наличие воды и антифриза в составе является возможной причиной загустения смазочного материала;
  • Низкокачественное топливо. Согласно теории, продукты сгорания такого бензина могут смешиваться с маслом, вступая в реакцию с присадками, что и становится причиной загустения. Стоит сразу отметить, что данная причина - одна из самых сомнительных и до сих пор находится под вопросом. Некачественное топливо вряд ли может сильно воздействовать на масло: в картер оно попадает в минимальных количествах и находится там недолго, так как температура испарения бензина ниже, чем масла. Помимо этого смешивание топлива и масла приводит к снижению вязкости последнего, а не к её увеличению. Кроме того, изменение консистенции смазки выводит из строя и дизельные двигатели;
  • Человеческий фактор. Часто встречающаяся причина, связанная с заливкой смазки низкого качества или состава, который не имеет никакого отношения к маслу.

Почему снижается вязкость и как быстро с этим справиться

Моторное масло не только густеет, но и теряет свою вязкость. Причин этому может быть несколько:

  • Термический крекинг. Во время данного процесса фракции и компоненты смазки разлагаются на составляющие, из-за чего снижается вязкость состава. Главное - их точка кипения становится ниже, соответственно, они практически не воспламеняются и быстрее испаряются;
  • Загрязнение смазки веществами, которые попадают в двигатель вместе с топливом;
  • Смешивание смазки со специальными веществами-растворителями, которые используются для очистки силового агрегата перед сменой масла. Полностью слить такие составы невозможно;
  • Смешивание масел с разной вязкостью. К этому может привести заливка новой смазки: не полностью слитая старая может отрицательно сказаться на новой, даже фирменной, жидкости.

Устранить все эти явления можно одним способом: заменой моторного масла. Самостоятельно сделать это не совсем просто, особенно если требуется полная очистка всей системы. Проще всего провести всю процедуру в автосервисе, где автомобиль поднимут на специальном оборудовании, промоют систему и зальют новое масло, вязкость которого проверят сразу же после ремонтных работ.

Что делать, если масло по консистенции напоминает солидол

Наиболее страшным для двигателя является излишнее загустение моторного масла. Если по своей консистенции оно напоминает солидол, то это причина немедленного обращения в автоцентр.

Загустение масла до такой степени может происходить по разным причинам:

  • Полимеризация. Под влиянием высокой температуры компоненты и составляющие смазки начинают склеиваться между собой;
  • Окисление масла, вступающего в реакцию с воздухом;
  • Длительное использование смазки без её регулярной замены может привести к накоплению в её составе большого количества сажи и оксидов;
  • Образование водных эмульсий, приводящих к свёртыванию масла.

Как устранить и предупредить загустение смазочной жидкости

  • Регулярно проверять рабочую температуру двигателя;
  • Проверить эффективность сгорания топлива;
  • Не допускать попадания в состав масла воды и тосола;
  • Использовать только качественные оригинальные составы, рекомендованные автодилером.

Если консистенция масла все же изменилась, то необходимо сразу же обратиться в автосервис.

Изменение цвета и консистенции моторного масла может стать источником проблем. Многие из них устраняются своими силами, для избавления от других придётся обратиться в автосервис. Избежать неисправностей бензинового или дизельного двигателя можно, если использовать только качественное фирменное моторное масло и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.

Почернение масла – явление, встречающееся довольно часто. Большинство автовладельцев мало внимания уделяет состоянию автомобиля. А зря. Ведь вовремя обнаруженная неисправность поможет избежать капитального ремонта, за который придется платить немалые деньги.

Самым распространенным признаком, что в автомобиле что-то не так, считается изменение цвета смазки. При заливке цвет состава был прозрачный. Прошло немного времени, и масло почернело. Это явление всегда вызывает тревогу. Причем иногда потемнение происходит очень быстро.

Причины изменения цвета

Для почернения необходимо создание определенных условий. Когда двигатель в норме, возможно, это связано со свойствами смазочной жидкости. Изготовители стараются производить универсальные смазки, которые могли бы выполнять одновременно много функций. Они включают в состав большое количество специальных присадок, увеличивающих период работы ДВС.

Среди всех компонентов находятся вещества, растворяющие отложения, накапливающиеся во время функционирования движка. При замене масла все эти «чистильщики» безвозвратно удаляются.

Если авто работает нормально, не наблюдается никаких сбоев, расход горючего не увеличивается, значит, почерневшее масло не наносит никакого вреда. Достаточно просто поддерживать требуемый уровень.

Почернение может быть связано и с неисправностью мотора. В этом случае чувствуется резкий запах гари. Возможно, произошел износ маслосъемных колец. Когда транспортное средство начинает движение, смазывающий компонент начинает подгорать.

Еще одной причиной изменения оттенка является так называемое «поедание» масла. Такая проблема решается достаточно просто. Необходимо вовремя доливать автомасло, пока не произойдет его полная замена.

Все описанные выше причины справедливы для расходных материалов высокого качества. Если светлый цвет сохраняется длительное время, следует насторожиться. По-видимому, оно не очищает двигатель от вредных отложений, они просто накапливаются в двигателе.

Когда используется дорогое качественное масло, оно быстро начинает темнеть. Это означает, что моющие присадки освобождают поверхность ДВС от оставшейся грязи.

Факторы, влияющие на потемнение моторной смазки

В некоторых случаях масло в двигателе чернеет почти сразу, иногда для этого требуется время. На этот процесс влияют несколько факторов:

  • Загрязненность ДВС.
  • Отсутствие/наличие загрязняющих элементов.
  • Объем щелочных присадок, находящихся в смазочном составе.

Если после замены автомасла в силовом агрегате остались различные отложения, оно начнет быстро чернеть. Важно следить за масляным фильтром и не допускать его загрязнения. Чтобы масляные каналы всегда оставались чистыми, его необходимо часто менять. Если масло отличается высоким качеством, его детергентные свойства не изменяются во время эксплуатации. Взвешенные частицы будут оставаться в фильтре, двигательная система будет постепенно очищаться.

Специалисты советуют осуществлять очистку в несколько этапов. Присадки имеют самые разные свойства, некоторые из них ведут себя очень агрессивно, они могут привести к печальным последствиям.

Хорошие автомобильные масла всегда имеют оптимальную вязкость. Чтобы двигатель меньше изнашивался, не стоит пользоваться обыкновенной промывочной жидкостью.

Почернение моторного масла иногда связано с прорывом газов. В этом случае без капремонта не обойтись. Временно решить проблему поможет:

  • Замена поршневых колец;
  • Расточка гильз.

В основном такая ситуация возникает в старых моторах. Явно виден повышенный расход горючего, масло исчезает прямо на глазах. Только полноценный ремонт сделает мотор работоспособным.

Для опытного автомобилиста нетрудно определить, когда требуется выполнить замену. Он ориентируется по пробегу автомобиля и цвету масляного состава.

Надо ли срочно менять почерневшее масло

Обнаружив, что автомасло потемнело в той или иной степени, не стоит в срочном порядке осуществлять внеплановую замену. Темный цвет состава означает лишь то, что он выполнил свои функции, вычистив элементы двигательной системы. Вреда такое масло двигателю не нанесет, хотя и полезные свойства оно уже тоже утратило.

Соответственно, если автомасло быстро чернеет, но расход не превышает нормы, достаточно просто более часто проводить его замену. Масляный фильтр придется менять дважды. С временем система очистится от грязи, масло начнет изменять свой цвет намного медленнее.