История АвтоВАЗа. Интересные факты и фото

АвтоВАЗ - автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Находится в городе Тольятти Самарской области. Официальное наименование: полное - Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое - ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущее название - Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок ВАЗ, «Lada» и «Ока».

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, Центральным Комитетом КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.
Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
14 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха. В этот же год стройка завода была объявлена Всесоюзной ударной. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

Январь 1970. Выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

19 апреля 1970 г. был собран первый, еще не серийный автомобиль ВАЗ-2101, созданный на базе итальянского FIAT-124. Автомобиль был "спущен с конвейера" за 6 месяцев до того, как был построен сам конвейер: уж очень хотелось отрапортовать о рождении нового ВАЗ-2101 к 100-летнему юбилею Ленина, который праздновали 22 апреля 1970 г.


Почему иностранцы? почему итальянцы? Почему FIAT-124?

В конце 60-х гг. стало ясно, что Советскому Союзу необходим новый "народный автомобиль", который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить "ненасытный" советский рынок. Модель, которую планировали выпускать многотысячными партиями, должна была стать дешевой, простой и надежной. Иными словами, требовалось, чтобы эта машина была по карману хотя бы городским советским семьям, а техническое обслуживание автомобиля мог провести сам советский автолюбитель. Ни один из производившихся в то время в СССР автомобилей таким требованиям не удовлетворял, а разработка принципиально новой модели потребовала бы еще больших затрат. Стало ясно, что будущую красу и гордость советской автомобильной промышленности придется покупать у "гнилого Запада".

Почему за основу самой популярной марки в СССР был взят автомобиль корпорации ФИАТ, "Фабрики Итальянских Автомобилей в Турине", основанной в 1896 г.?

Свои услуги по строительству автосборочного завода в СССР предлагали "Дженерал моторс", "Форд", "Фольксваген" и "Рено", однако председатель Совета Министров Алексей Косыгин остановил свой выбор на продукции туринских конструкторов. В первую очередь советское руководство волновали политические мотивы, исключавшие сотрудничество с американскими и немецкими компаниями. В этом смысле сотрудничество с традиционно "левыми" итальянцами наносило гораздо меньше ущерба имиджу развитой социалистической страны. Еще за два года до строительства ВАЗа городок Ставрополь-на-Волге в Самарской области, затопленный после строительства Куйбышевской ГЭС и перенесенный на 10 км от воды, назвали именем Пальмиро Тольятти, лидера итальянских коммунистов, скончавшегося в том же 1964 г. В 1996 г. именно в этом городе под руководством итальянских инженеров начнут строить корпуса крупнейшего в Европе автогиганта - Волжского автомобильного завода.

Политические мотивы не исчерпывались чистой идеологией: в то время советский Союз стремился помочь наиболее крупным и влиятельным европейским компартиям - итальянской и французской. В Европе идеология была гораздо менее важна, и для поддержки этих коммунистических партий требовались какие-то конкретные меры по обеспечению безработных Италии и Франции рабочими местами. При заключении договора с ФИАТом в 1966 г. эту политическую выгоду, безусловно, учли. К слову, чуть позже новый производственный комплекс АЗЛК в Текстильщиках оснастили новейшим технологическим оборудованием, которое поставлял французский концерн "РЕНО".

Как ни странно, в пользу ФИАТа были и коммерческие аргументы: только итальянцы готовы были не только построить в СССР автосборочный завод, передав его затем в собственность советского правительства, но и предоставить Советскому Союзу право выпускать на этих мощностях современный автомобиль.

Немаловажным аргументом в пользу Турина было и то, что в 1966 г. в женевском дворце "Пал-Экспо" посетителям международного автосалона была представлена итальянская новинка: FIАТ-124. В том же году, по итогам голосования европейских специалистов, эта модель была признана лучшим автомобилем Европы. 4 мая 1966 г. в Турине министр автомобильной промышленности СССР А. Тарасов и почетный президент итальянского акционерного общества "ФИАТ" В. Валетта скрепили подписями копии соглашения о техническом сотрудничестве. Договор предусматривал совместную разработку конструкции массовой легковой модели на базе ФИАТ-124, а также совместное проектирование и строительство в Тольятти автомобильного завода для ее выпуска. Этот проект обошелся советской казне в 1,7 млрд долларов.

Однако не надо думать, что другие страны остались в стороне от создания советских автомобилей. За все время разработки серии "Жигули" с Тольятти сотрудничали много иностранных фирм-поставщиков из ФРГ, Франции, Швейцарии, Англии, США, Японии. Это и понятно: практически на 80% ВАЗ-2101 создавался из новых для отечественного автопрома материалов - пластмасс, обивки, резинотехнических изделий, лаков и красок. Более высокие требования, чем в отечественном автомобилестроении предъявлялись по качеству изготовления деталей и узлов. Часть комплектующих поставлялись иностранными компаниями, а когда их производством занялись заводы СССР, практически все отрасли промышленности страны были вынуждены подняться на качественно новую ступень. Стандарты и нормы "ФИАТа" соответствовали мировым, и это позволило отчасти преодолеть отсталость советских отраслевых стандартов.

Почему за основу была взята именно модель классической компоновки, а не на переднеприводная "Аутобьянка-Примула", которую ФИАТ выпускал с 1964 г.? По воспоминаниям Данте Джакоза, занимавшего в то время должность главного конструктора ФИАТа, решение о выборе классической модели принял Тарасов, министр автомобильной промышленности СССР. "У меня были опасения, что выбор модели "124", возможно, не идеален для такой гигантской страны, - пишет Джиакоза, - но советские инженеры и, прежде всего, сам министр и его заместитель были удовлетворены им и верили в него... Многочисленные инженеры из НАМИ, которые участвовали в обсуждениях по этому поводу с нами, стояли за переднеприводную модель". "Примула" тогда шла в ногу с новейшими тенденциями и хорошо показала себя в СССР на сравнительных испытаниях с французскими, английскими и немецкими моделями. Однако Витторио Валетта, возглавлявший ФИАТ в то время, тоже считал, что "Примула" гораздо перспективнее, а потому постарался продать СССР модель классической компановки… Обмануть Тарасова было несложно: Валетта использовал то, что внутризаводской индекс "Примулы" был "123", а индекс модели классической компановки - "124". Поэтому для главы ФИАТа не составило труда убедить представителей Минавтопрома в том, что переднеприводная машина с более ранним индексом "123" вряд ли имеет перспективы дальнейшего развития.

ФИАТ-124 не был чем-то совершенно уникальным. В нем было мало от "моды", он не мог ошеломить своей начинкой или внешним видом. Преимущества автомобиля были в другом: он был бесконечно правильным, ладно скроенным и на удивление прочным. С самого начала он разрабатывался как настоящий народный автомобиль: дешевый, практичный и долговечный, основное назначение которого - безотказная работа в любых дорожных и климатических условиях.

Шасси ФИАТа были сделаны так, что их узлы вообще не требовали смазки. Для того, чтобы сэкономить на производстве, ФИАТ-124 заставили похудеть: без заправки он весил всего 820 кг. Под капотом скрывался 4-цилиндровый 1,2-литровый мотор мощностью в 60 л. с., способный развить скорость до 140 км/час.

Автомобиль оснастили сдвоенным горизонтальным карбюратором, 5-опорным коленвалом, синхронизаторами на всех четырех передачах и дисковыми тормозами на всех колесах. Впрочем, у советского автомобиля на задних колесах дисков не было: их заменили барабанными тормозами.

Автомобиль 1965 г. требовалось серьезно адаптировать для российских условий. Под руководством Владимира Соловьева, первого главного конструктора ВАЗа, русские и итальянские инженеры значительно изменили машину, приспособив ее к плохим дорогам, плохой погоде и советским условиям производства. Специально для наших дорог итальянцы усовершенствовали подвеску и силовые детали кузова. Клиренс увеличили до 170-175 мм. Значительные изменения претерпели трансмиссия и синхронизаторы коробки передач, которые до сих пор восхищают отечественных автолюбителей плавностью и точностью работы. Чтобы упростить систему управления, специалисты из МЗМА и НАМИ расположили рычаг коробки передач не на рулевой колонке, а справа на полу. Система смазки тоже была принципиально упрощена, что позволило значительно увеличить сроки смены масла. Конструкция двигателя, также значительно измененная, обеспечивала устойчивый пуск при низких температурах. "Жигули" лучше подходили для езды зимой, чем прежние советские машины. Мотор легко заводился в любой мороз, мощная печка отлично обогревала салон, вместо воды в радиатор заливали незамерзающий тосол. Вместе с "Жигулями" появились моторные масла, тормозная жидкость и автокосметика нового поколения.

Машина стала гораздо надежнее, но и значительно дороже. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового советского гражданина. С каждой новой моделью цены на "Жигули" росли. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар ВАЗа отнюдь не залеживался.

По удельной мощности, динамике разгона, максимальной скорости "Жигули" превосходили все отечественные легковушки. Более того, уровень токсичности выхлопа этих автомобилей тоже был гораздо ниже, чем у других советских автомобилей. В мае 1972 г. ВАЗ-2101 был удостоен международной премии "Золотой Меркурий" - своего рода "Оскара" европейской торговли. Проведенные испытания показали, что капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока. О надежности автомобиля говорит и то, что даже сейчас на дорогах страны можно встретить "Жигули" выпуска 1970 г., гордо разъезжающие на зависть владельцам более поздних и целиком отечественных "трешек". ВАЗ-2101 сейчас никто не считает антикварным или ретроавтомобилем. Это такой же долгожитель, как "Форд-Т" или "Фольксваген-жук", только из более близкой эпохи. Дело не только в том, что модернизированные варианты "Жигулей" продолжают выпускаться и пользуются громадным спросом. Подержанный ВАЗ-2101 остается полноценным транспортным средством, пригодным для повседневной езды. "Копейку" в хорошем состоянии можно купить всего за 300-500$. Сохранились сотни тысяч "Жигулей", выпущенных 20, 25, 30 лет назад: есть машины с маленьким пробегом и "родной" краской, есть экземпляры с "заменой железа по кругу" и салонами от "шестерок" и "семерок" Известны случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта все эти 20, 25 и 30 лет: на спидометрах таких машин от 300 тыс. км и больше. Ни до, ни после "копейки" таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли. ВАЗ-2101 выпускались с 1970 по 1983 гг.; за все время производства было выпущено 2,7 млн таких малолитражек. К слову, в Италии и Испании ФИАТ-124 также продолжали выпускать до 1980 г.

"Русифицированный" ФИАТ-124, малолитражный ВАЗ-2101 с 5-местным кузовом, быстро получил в народе прозвище "копейка" - за цифру "1" в индексе модели. Именно с 2101-го ВАЗа в отечественном автопроме началась рациональная числовая классификация моделей по классам. Первые две цифры указывали на малый класс автомобиля, а две последние - на номер модели. Позже появилась и пятая цифра, которой стали обозначать модификации одной и той же модели.

Автомобиль ФИАТ-124 породил не только серию "Жигули", но и все семейство ВАЗовской классики, которое выпускается до сих пор, в том числе - серии "Лада" и "Нива". Модификации "Копейки" появились довольно быстро: во второй половине 70-х годов - модель ВАЗ-102 с кузовом типа "универсал", а в 1977 - новая полноприводная модель ВАЗ-2121 "Нива".

До сих пор "копейка" и ее версии, 21011 и 21013, не говоря об универсале 2102, составляют значительную часть российского автопарка, а в таких странах, как Казахстан, - и большую его часть. Несмотря на то что модель уже 20 лет как снята с производства, никто не воспринимает эти автомобили как седую архаику. Вряд ли наше поколение доживет до тех дней, когда "Копейки" составят часть экспозиции на выставках ретроавтомобилей… Многие полагают, что "21" - это обозначение века наиболее активной эксплуатации этих машин!

Автомобиль сошел с конвейера раньше, чем конвейер был достроен

Биография Волжского автомобильного завода началось 27 июля 1966 г. В этот день ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 558 - короткий документ в полторы страницы текста, 6 пунктов которого определяли строительство в Тольятти современного автомобильного завода производительностью 600 тыс.ч легковых автомобилей в год.

Строительство завода-гиганта в Тольятти началось в сумасшедшем темпе. 21 января 1967 г. был вынут первый ковш мерзлого грунта, а уже с сентября 1970 г. на всю мощь заработал главный конвейер. Первые 6 легковых автомобилей ВАЗ-2101 "сошли с конвейера" 19 апреля1970 г., ровно за 5 месяцев до пуска завода…

Однако 19 апреля 1970 г. главного конвейера еще не существовало, шел только его монтаж. Вспомним выступление тогдашнего секретаря парткома ВАЗа И. Н. Федюнина на собрании Куйбышевского партактива 18 февраля 1970 г.: "Основными пунктами наших социалистических обязательств являются: приступить к выпуску двигателей и начать производство автомобилей на главном конвейере с июля 1970 г. ..." А вот выдержка из статьи технического директора ВАЗа А.А. Житкова, опубликованная в журнале "За рулем" (1974 г.): "Первая линия главного конвейера начала работать в сентябре 1970 г.". Наконец, сообщение газеты "Правда" от 9 сентября 1970 г.: "С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки". Да и первый товарный экземпляр "копейки", находящийся ныне в заводском музее ВАЗа, датирован 18 августа.

Все дело в том, что отрапортовать о производстве первой партии автомобилей нужно было в канун 100-летнего юбилея В. И. Ленина. И руководству страны, и самому коллективу ВАЗа хотелось приурочить выпуск первых ВАЗов к знаменательной дате. Какой-то партийный деятель даже предлагал присвоить малолитражке серийный номер ВИЛ-100!

6 автомобилей, собранных к юбилею в основном из итальянских деталей и узлов, нельзя было назвать серийным выпуском. Их собрали в экспериментальном цехе, и в новорожденных автомобилях не хватало алюминиевых деталей: первая очередь цеха алюминиевого литья принята в эксплуатацию лишь 3 сентября 1970 г. Более того: название "Жигули" тоже появилось лишь в августе 1970 г. …

Юбилейные автомобили не получили серийных номеров. Не исключено, что их сразу же разобрали на запчасти. В серию машины пошли только с 1 августа. На первых порах завод выпускал по 50 автомобилей в сутки, но постепенно производство наращивалось. За первый год было прооизведено около 21000 новых автомобилей, но все ВАЗы первого года собирались из советских и итальянских деталей. Постепенно импортные комплектующие замещались узлами собственного производства, и уже на следующий год процесс был завершен. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971 г.

Заводские корпуса строились еще почти год после торжественного "спуска на воду" первых "копеек" и были сданы лишь 21 марта, в подарок предстоящему XXIV съезду КПСС. Никто уже не помнит, чем был знаменит XXIV съезд, но год появления первых "копеек" все автолюбители помнят отлично.

За исключением "копейки" и "двушки" (универсала ВАЗ-2102), все, что в дальнейшем производил Волжский автозавод на сборочном конвейере, построенном итальянцами, прямого отношения к ФИАТу не имело. Однако деловые отношения, налаженные в 60-х гг., сохранились с другими отделениями концерна. По этим линиям сотрудничества в СССР поступали грузовики, тракторы и различное технологическое оборудование.

Друг советского народа

ФИАТ-124, он же ВАЗ-2101 по советскому паспорту, оказал советскому народу неоценимую помощь как в деле реорганизации автомобильной промышленности, так и в партийно-воспитательной работе с населением без отрыва от основной работы.

Освоение новой советской малолитражки смело можно назвать техническим прорывом в области отечественного автомобилестроения и в конструкции машины, и в методах производства, и в соответствующем ему оборудовании, закупленном через посредничество ФИАТа. Напомним, что автомобильная отрасль динамично развиваться может лишь в тех странах, которые находятся на подъеме или, по крайней мере, в стабильном состоянии. Америку автомобили вытянули из Великой депрессии, а Германия и Япония воспрянули благодаря им после Второй мировой войны. Экономика Южной Кореи, Испании и Бразилии также в немалой степени обязана автомобилестроению. Не беда, что выпускаемая там техника зачастую копирует или впрямую представляет собой машины, спроектированные в других странах. Важно другое: автопром работает в единой связке практически со всеми отраслями промышленности - металлургической, нефтехимической, электротехнической, текстильной. Именно поэтому страны, считающиеся лидерами по валовому внутреннему продукту, оказываются лидерами и в автомобилестроении. Это означает, что достаточно серьезно повлиять на одну эту отрасль, чтобы влияние сказалось и на других. В результате сотрудничества с "Фиатом" советская сторона приобрела не "линию отверточной сборки", а полноценное автомобильное производство, позволившее на тот момент спасти советский автопром.

В 60-е гг. советская промышленность выпускала всего 150-200 тыс. легковых машин в год. Автомобилей в СССР было намного меньше, чем людей, способных и желающих их купить. Отсюда - дефицит и многолетние очереди. ВАЗ изначально планировался как крупнейший в Европе автозавод, способный производить по 600 тыс. машин в год. После выхода ВАЗа на проектную мощность в 1974 г., годовой выпуск легковых машин в СССР перевалил за миллион, и собственный автомобиль стал доступен многим.

Не менее важным был и психологический эффект от появления качественных и относительно доступных "копеек". В советские годы легковые автомобили строили всего 8 заводов, не считая АвтоВАЗа. Если учесть гигантский разброс климатических и дорожных условий в СССР, то ассортимент выпуска был чрезвычайно скудным. Самых "раскрученных" марок было всего 4: "Волга", "Запорожец", "Москвич" и "Жигули", идеально отображавшие структуру советского общества. "Волга" - для номенклатуры, "Москвич" - для пенсионеров и консерваторов, "Запорожец" - для "правящего" рабочего крестьянства. До 1980 г. советские заводы выпускали всего 14 базовых моделей, включая и "Жигули", выгодно выделявшиеся на общем фоне.

В начале октября 1970-го, "русифицированный" ФИАТ появился в гараже своего первого покупателя. Первая модель ВАЗ-210 быстро завоевала популярность. Розничную цену на ВАЗ-210 советское правительство установило в 5500 руб. Несмотря на тогдашний довольно небольшой уровень среднемесячной заработной платы в 164,5 руб., право на покупку этого автомобиля пришлось "распределять". 7 декабря 1972 г. "Жигули" получили государственный Знак качества, а 21 декабря 1973 г. с конвейера сошла миллионная машина. Родился самый массовый автомобиль в стране, ставший настоящим символом эпохи. Благодаря ВАЗу, парк легковых автомобилей в личной собственности граждан нашей страны вырос с 1 млн 325 тыс. (данные на 1 января 1970 г.) до 7 млн 390 тыс. (на 1 января 1980 г.) - в 5,5 раз. "Копейка" сыграла решающую роль в автомобилизации СССР и России. С 1970 по 1986 гг. с конвейеров сошли 2,7 млн "копеек" и 640 тыс. ее модификаций с кузовом "универсал" (ВАЗ-2102). Добавим сюда модернизированную "копейку" ВАЗ-21011 во всех модификациях, которая с 1974 по 1988 гг. была выпущена в количестве 2,2 млн штук. Получается, что за 19 лет страна получила 5,5 млн машин во всех их разновидностях. Это блестящее свидетельство того, что "копейка" действительно стала тем народным автомобилем, который был так необходим нашей стране. По результатам опроса журнала "За рулем", ВАЗ-2101 был признан лучшей отечественной моделью XX века. За него проголосовало около 25% опрошенных. На второме месте "Волга" ГАЗ-21 - 19% голосов. Простая малолитражка обошла изысканный "Руссо-Балт", легендарные АМО Ф-15, ЗИСы, ЗИМы и знаменитую "эмку". Кинофильм Ивана Дыховичного "Копейка" был последним штрихом, превратившим малолитражку ВАЗ-2101 в икону советских автомобилистов.

Подлинно народное признание эта машина завоевала именно своей народностью в сочетании с весьма высоким качеством исполнения. "Жигули" произвели революцию в отношении советского человека к автомобилю. Он перестал быть атрибутом небожителей того времени - генералов, знаменитых артистов, "удачливых" хозяйственников и т. п. Теперь стало возможным его купить. Благодаря действительно массовому производству и выверенной конструкции, а также последовавшему за строительством автогиганта развитию сервисной сети, ВАЗ-2101 стал доступным средством передвижения.

В первой половине 70-х ВАЗ освоил целый модельный ряд: четыре отличающихся внешним видом и салоном седана, 1 универсал, 4 модели двигателя с разным литражом. При этом сохранялась почти полная взаимозаменяемость запчастей. ВАЗ-2103, ВАЗ-21011 и ВАЗ-2106 по дизайну не повторяли в точности ни одну из моделей ФИАТа и выглядели не хуже, чем "люксовые" и улучшенные версии "Фиата-124". Процесс усовершенствования "Жигулей" никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск 9 моделей, среди которых самыми популярными после "копейки" стали "шестерка" и переднеприводная "девятка". Постепенное замещение "шестерки" "десяткой" началось лишь в 1997 г.

В 80-е гг. был создан и экспортный вариант "Жигулей" - серия "Лада". Почти половина экспорта советских машин приходилась на развитые капиталистические государства. Не беда, что рынок сбыта в этих странах СССР удерживал на демпинговых ценах - сказывались отставание от технического уровня и низкое качество. Действительно серьезной проблемой стало то, что качество не повышали, а скорее снижали. Уход "ФИАТа" с Волжского автозавода оставил "Жигули" практически на уровне 70-х гг. Чтобы понять пропасть, возникшую с годами между двумя практически одинаковыми заводами, достаточно поставить рядом две машины, серийно выпускаемые сегодня "ФИАТом" и "АвтоВАЗом".

Встретились через 30 лет ФИАТ-124 И ВАЗ-2101…

После распада Советского Союза АвтоВАЗу, как и всем остальным промышленным гигантам советской эпохи, пришлось полностью реорганизовать свою деятельность. Уже 9 февраля 1991 г. Волжский автомобильный превратился в "Акционерное общество ВАЗ", а 5 января 1993 г. образовано Акционерное общество "АвтоВАЗ", существующее до сих пор. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х гг. АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1997 г. общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук. В 1998 г. с заводского конвейера сошла новая модель - "2111-я", а автомобили "десятого" семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями.

Сейчас АО "АвтоВАЗ" - один из крупнейших производителей малолитражных автомобилей в Европе. Кроме головного предприятия - Волжского автомобильного завода - в состав АО "АвтоВАЗ" входят 25 дочерних предприятий со 100-процентным вазовским капиталом и около 300 предприятий с его долевым участием. Концерн выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.

В апреле 2000 г. АвтоВАЗ торжественно отпраздновал 30-летие "народного автомобиля". В программу мероприятий вошла даже первая с 1983 г. сборка ВАЗ-2101 на конвейере. Правда, сборка была чисто символической: на конвейер навесили целенькую машину, взятую из заводского музея, сняв с нее на время только колеса. "Копейка" и проплыла до самого финиша конвейерной реки под аплодисменты вазовцев, как бы пережив свое второе рождение. Впрочем, начиналась ее история с такой же символической сборки в предъюбилейной суете 1970 г. …

Основной проблемой АвтоВАЗа до сих пор остается сравнительно невысокое качество "Жигулей", позволяющее корейским и японским автофирмам захватывать российские рынки. Надежды на улучшение качества АвтоВАЗ связывает с выпуском модели "Опель Астра", которую планируют производить совместно с корпорацией "General Motors".

Впрочем, положение самого ФИАТа на российском рынке в наши дни тоже незавидно: продажи автомобилей итальянского концерна неуклонно сокращаются. Пока что ФИАТ на российских дорогах появляется благодаря 12 официальным дилерам компании "ФИАТ АУТО". В 1997 г. было реализовано 1092 автомобиля, в 1998 г. - 2005, в 1999 г. - 835, в 2000 г. - 567, а в 2001 г. - 553 автомобиля. В прошлом году продано всего 356 машин. Это ничтожно мало, учитывая, что только один из конкурентов ФИАТа - "Шкода" - продал в 2002 г. 10 930 автомобилей.

В 1997 г. генеральный директор компании ФИАТ Паоло Кантарелла (на фото выше, слева) и президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин (на фото выше, справа) подписали соглашение о создании в Нижнем Новгороде совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей. Все заговорили о втором пришествии итальянцев на Волгу и начали обсуждать, какую из моделей ФИАТа будет выпускать это предприятие - "Брава", "Мареа" или одну из модификаций прославленной "Ланчи". После дефолта 1998 г. эти разговоры прекратились, а в 2000 г. ГАЗ был куплен "Сибирским алюминием" и было объявлено, что завод сосредоточится на выпуске грузовиков и автобусов. Сейчас ходят слухи о том, что СП "Нижегород моторс" будет выпускать последнюю на сегодняшний день модель ФИАТа - "Стило". Но даже при самом благоприятном для ФИАТа развитии событий больше, чем он сделал для советской промышленности в 1966 г., ему не сделать никогда. Правда, ни одной другой автомобильной корпорации тоже не сделать больше, чем сделал ФИАТ.

Полное название: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».
Другие названия: Волжский автомобильный завод.
Существование: 1967 - наши дни
Расположение: Россия, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
Генеральный директор: Комаров Игорь Анатольевич.
Продукция: Легковые автомобили.
Модельный ряд: Заднеприводная классика: ВАЗ-2101/ВАЗ-2102; ВАЗ-2103/ВАЗ-2106; ВАЗ-2104/ВАЗ-2105/ВАЗ-2107;
Переднеприводные легковые: ВАЗ-2108; ВАЗ-2109 / ВАЗ - 21099; ВАЗ-2110/ВАЗ-2111/ВАЗ-2112; ВАЗ-2113/ВАЗ-2114/ВАЗ-2115; ВАЗ-2170/ВАЗ-2171/ВАЗ-2172; ВАЗ-1111; ВАЗ-1117; ВАЗ-21123; ВАЗ-Э1101; LADA Vesta;
Внедорожники и минивены: ВАЗ-2121; ВАЗ-2131; ВАЗ-2120; ВАЗ-Э2121 ч.1 / ВАЗ-Э2121 ч.2 ; LADA Xray

Является крупнейшим автомобильным заводом, как на территории стран СНГ, так и во всей Европе. Российское предприятие, которое специализируется на выпуске легковых автомобилей, среди которых такие известные марки, как «Лада», «Жигули», «Нива». Начиная с 1970-х годов и по 2007, автогигантом было выпущено несколько десятков миллионов авто (за офиц. данными 23 млн.). За этот период значительно вырос сам потенциал производства, который сейчас позволяет производить ежегодно более 7 тысяч машин. Марку «Жигули» на самом начале было задумано, как народную. Предполагалось, что при более-менее доступной цене, данный автомобиль станет доступным каждому и должен будет заполнить национальный рынок. Но все сложилось иначе, дело в том, что стала актуальной проблема цены, то есть с новым выпуском авто дорожало на неопределенную сумму и идея о доступности в скором времени исчерпала себя… Наиболее популярными стали 1-я, 6-я и конечно же 9-я модели. Прототипом «копейки» стал Фиат, который был избран международными экспертами лучшим автомобилем 1966 года.

Предыстория.

4 мая 1966 года был подписан договор с итальянским автогигантом. Руководитель итальянского концерна настаивал на укомплектование по типу модели №124, так как она имела массу преимуществ. Решающую роль сыграло именно расположение деталей и механизмов на данной модели. Для производства нового ВАЗ 2101 в глобальных масштабах был построен завод-гигант в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Предполагалось выпускать более полмиллиона машин в год.

Фундамент будущего предприятия-гиганта был заложен в 1967 г. Управляющим заводом был назначен Поляков В.Н. – тогдашний заместитель министра автомобильной промышленности СССР. 19 апреля 1970г. была выпущена первая модель, а уже осенью того же года было налажено массовое производство легковых малолитражек. Данный автомобиль получил прозвище «Жигули».


Через четыре года был выпущен миллионный автомобиль данного концерна.

Ваз 2101 в скором времени обрел огромную популярность, и слава о советской «копейке» ходила по всей Европе. В1973 году она победила на выставке в Соединенных Штатах, еще через год в Англии. Интересно то, что за два года до этого была выпущена ВАЗ 2103, которая мощностью значительно превосходила первую модель. В 1975 году на международной авто-выставке в Германии, которая проходила в Лейпциге, первенство взяла одиннадцатая модель. Первая полноприводная модель категории ВАЗ, так называемая «Нива» появилась через два года после выставки. Вообще за весь советский период производства был воплощен в жизнь выпуск девяти моделей, одной из которых была и усовершенствованная ВАЗ 2105, которая была названа «Лада» и производилась в первую очередь именно на экспорт. После развала Союза, было принято решение о замещении ВАЗ 2106, машинами категории ВАЗ 2109.

Финансовые трудности.

В декабре 1987 года была выпущена первая камская малолитражка «Ока-1111» Волжского производства. В начале 1990-х на предприятие прибыло модернизированное оборудование, которое так и осталось лежать на складах. Груз был оплачен правительством СССР, но на выпуск автомобилей уже не хватало средств, так производство было временно приостановлено. Следующей проблемой фирмы стала выплата налогов.

Так как инвестиций ждать было неоткуда, а государство уже не могло ни чем помочь, пришлось работать в условиях недоплаты налогов. Ради выпуска новой десятой модели, завод был вынужден пойти на риск и выплачивать в бюджет федерации половину назначаемой суммы. А на 1996г. в связи с выборами президента было перечислено всего 4%. Благодаря такому рискованному ходу удалось наладить выпуск «десятки». Однако уже через год сумма задолженности государству составляла около 2 млрд. долларов. Акции были переданы в залог федерации, могло начаться разорение, но России было экономически невыгодно терять цветущий концерн, и власть пошла на уступки. Была подписана договоренность о долговой реструктуризации.


После распада СССР предприятие оказалось в состоянии производственной перестройки. Кризис оказался слишком долгим, но уже на середину 90-х удалось полностью наладить производство выпускаемой продукции. «Одиннадцатая модель» была выпущена уже в девяносто восьмом, а предыдущая ВАЗ 2110 стала оснащаться новым типом двигателей. Через два года был выпущенный первый отечественный хэтчбек, что представлял собою «двенашку». Так началась новая эпоха производства.

Современное положение дел.

Сейчас на заводе проведена полная комплектная модернизация по производству и выпуску пластмассовых деталей и покрасочных работах. Серийно с конвейера начали выпускаться современные модели, такие как «Лада Самара» или «Лада Классик» - одноприводные седаны. Так же было налажено производство семейств «Лада 110» и «Лада Нива». Новое поколение автомобилей данной категории было поставлено на конвейер в 2004 году, это новая модель «Лада Калина». Поскольку фирма начала получать огромный процент от производства, структуры ВАЗ были переброшены и в другие регионы. Сейчас по продажам продукция данного концерна занимает все лидирующие места на постсоветском пространстве. Фирма прошла долгий этап интеграции.

Благодаря этому, был подписан контракт с «Дженерал Моторс» (“General Motors”) и Европейским банком о финансировании совместного производства новой модели «Shevrolet-Niva».

Первая партия прогрессивных автомобилей типа «Калина» была запущена еще в 2004 году и добилась значительных успехов производства.

Через три года был налажен конвейерный выпуск «Приоры» (ВАЗ 2170). После этого последовали производственные проекты данной марки в таких категориях, как «хэтчбек» и «универсальная». Так же говорится о налаживании выпуска новой модели «Classic» уже к 2011 году.

Ни для кого не секрет, что в Тольятти, родине автомобилей ВАЗ, можно купить не только автомобили этой компании. Тому подтверждение

К началу шестидесятых годов по дорогам СССР колесили «Запорожцы», «Москвичи», «Волги» и «Победы». Однако огромной развивающейся стране не хватало легковых машин. Автомобили было почти невозможно купить - их распределяли только по спискам на предприятиях. Поэтому в июле 1966-го года ЦК КПСС приняло решение о строительстве нового автозавода. Ему следовало стать самым большим автопроизводителем в стране, чтобы удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Так началась история Волжского автозавода. Завод был построен в рекордные сроки. Потребовалось всего три года из отведенных шести. Производственное оборудование для ВАЗа изготавливалось на 844 заводах СССР, 900 заводах других социалистических стран, а также в странах Европы и в США.

История создания

Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам. Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» - Волжский автомобильный завод. Назвать его по аналогии с другими заводами страны, например, Горьковским и Ульяновским, не позволили соображения политкорректности и правила именования: неуместных шуток было бы не избежать.

Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову. Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой - вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R». Курьез обошелся без скандалов - бракованные логотипы в срочном порядке заменили.

Взлеты и падения

С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год работы завод выпустил 100 000 «копеек», а через еще два с половиной года – с конвейера сошел миллионный «ВАЗ».

В 1973 году «копейку» начали поставлять за границу. Тогда же появился «экспортный» бренд «Lada». Как выяснилось, название «Жигули», которое носили все автомобили ВАЗ, у французов созвучно со словом «Жиголо», то есть «мужчина, танцующий за деньги». Поэтому пришлось переименовывать экспортные «Жигули» в «Лады». Впоследствии маркировать Ладами стали и автомобили для внутреннего рынка, впоследствии и вовсе запретив название «Жигули»..

С приходом девяностых и распадом СССР завод столкнулся с невиданным до этого понятием – «конкуренция». На фоне криминальных войн за контроль над ВАЗом, унесших сотни человеческих жизней, в страну хлынул поток подержанных иномарок. Десятилетия существования без конкуренции тормозило развитие атвогиганта, и автомобили ВАЗа безнадежно отстали от зарубежных. Интерес к «Жигулям» у россиян был потерян, а заводу пришлось сокращать объемы выпуска автомобилей. Государство попыталось решить проблему, повысив таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, но это не помогло.

После долгих лет поиска выхода из кризисного положения он был найден в сотрудничестве с Renault-Nissan. В 2008-м году альянс стал владельцем 25% акций АвтоВАЗа. В этом же году АвтоВАЗ заполучил нового главного дизайнера – Стива Маттина. Прежде он занимал аналогичные должности в Мерседесе и Вольво.

От «Классики» до модерна


Первым автомобилем, сошедшим в 1970-м году с конвейера ВАЗа, стал слегка переработанный Фиат. Это был седан Fiat 124, адаптированный для советских условий эксплуатации. Модель получила увеличенный со 110 до 175 мм клиренс, усиленную подвеску и тормоза, а также обозначение ВАЗ 2101, за что в народе ее прозвали «Копейкой». Это был символ советской автомобильной эпохи и родоначальник целого семейства заднеприводных седанов и универсалов - «классики». «Копейка» пережила не одну реинкарнацию в последующих моделях АвтоВАЗа. Одну из наследниц «Копейки», ВАЗ 2104, сняли с производства лишь в 2012 году.

Вслед за «Копейкой» в 1971 году в производство был запущен универсал ВАЗ 2102. Затем появилась «Тройка» ВАЗ 2103 – «люксовая» модель ВАЗа. По сути, она была основательно переработанной «Копейкой». Четыре фары, хром, щегольская панель приборов. Ей на смену пришел ВАЗ 2106, который вошел в историю как самая продаваемая модель автогиганта. За 30 лет жизни на конвейере, было реализовано 4,3 миллиона «Шестерок». После серьезного рестайлинга «Копейки» появились ВАЗ 2105, ВАЗ 2107 и ВАЗ 2104. Автомобили получили прямоугольные фары, обновленный салон и модернизированные моторы. В настоящее время «Тройка» крайне популярна у любителей старины, а «Шестерка» - у таксистов из теплых стран.


К концу семидесятых автогигант начал выпускать первую модель повышенной проходимости ВАЗ 2121 «Нива» (с 2006 года – Lada 4x4). В её конструкции широко применялись элементы дизайна и детали от «Шестёрки», а салон и вовсе был взят почти без изменений. ВАЗ 2121 был единственной собственной разработкой АвтоВАЗа и первым в мире кроссовером.


Абсолютно новое поколение автомобилей («Спутник») появилось у ВАЗа лишь в середине 80-х годов. За индекс 2108 его прозвали «Восьмёркой», а за клиновидную форму передка – «Зубилом». Новый двигатель, коробка передач, аэродинамика, силовая структура кузова, передний привод, подвеска МакФерсон и многое другое – результат тесного сотрудничества тольяттинцев с Porsche и подразделением Фиата (UTS). В рамках этого партнерства велись работы по созданию «Восьмерки» по всем фронтам кроме дизайна. Его немцам не доверили. Позднее в производство пошли версии «Восьмерки» с кузовами пятидверный хэтчбек и седан. Последние параллельно с ВАЗ 2108 готовили сами тольяттинцы.


К концу восьмидесятых на ВАЗе запустили производство дешевой микролитражки «Ока». Идеи и технические решения тольяттинцы позаимствовали у Daihatsu Cuore образца 1980 года. На протяжении 20 лет, начиная с 1988 года, « » выпускал сначала АвтоВАЗ, а затем КАМАЗ и СеАЗ.


В начале девяностых в модельной гамме завода появился . Седан, разработанный на шасси «Восьмерки», получил оригинальный кузов и интерьер. За ним последовали хэтчбек и универсал. После этого почти 10 лет завод не пытался поставить на конвейер новинки.


В 2003-м году на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ начали выпускать . На следующий год тольяттинцы наладили производство компактного семейства Калина (седан, хэтчбек и универсал). А в 2007-м году на ВАЗе выпустили глубоко модернизированную «десятку» - . В конце 2011-го года на смену седану Калина пришла его удешевленная и перелицованная модификация, которую назвали Гранта. А в 2012-м году на конвейер встал построенная на базе универсал .


В ближайшее время запланирован старт производства еще нескольких моделей на платформе альянса Renault-Nissan. Но в компании уверяют, что автомобили собственной разработки АвтоВАЗа будут модернизироваться и конвейер не покинут.


Около 70% деталей нового седана Гранта достались ему от Калины.

Разработчик «Нивы» Пётр Михайлович Прусов утверждает, что автомобиль был назван в честь его детей Натальи и Ирины и детей первого главного конструктора ВАЗа Соловьёва Вадима и Андрея.

ВАЗ 2121 «Нива» была единственной советской моделью, которая когда-либо официально продавалась в Японии.

Изначально город Тольятти носил имя Ставрополь. Однако 28 августа 1964 г по решению Президиума Верховного Совета РСФСР он был переименован в честь генсека Итальянской компартии Пальмиро Тольятти, умершего неделей раньше во время посещения детского лагеря «Артек».

В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти

С советских времен и по наши дни Lada является излюбленным объектом тюнинга. Начиналось все с тормозной жидкости, плещущейся в круглых фарах классических моделей, и длится до сих пор. За все годы тенденции в тюнинге вазовских автомобилей неоднократно менялись.

В 1977 году АвтоВАЗ получил Государственную премию СССР в области искусства, литературы и архитектуры.

Долгое время подъем на задней части крыши моделей 2108 и 2109 считался «вредительством» специалистов Porsche, ведь из-за него сильно загрязнялось заднее стекло и увеличивался коэффициент аэродинамического сопротивления. Позже выяснилось, что этот «хвостик» необходим для большей стабильности автомобиля на скорости.


Летом 2010-го года премьер Владимир Путин проехал более 300 км по новой трассе «Амур» из Хабаровска в Читу за рулём ярко-желтого седана Лада Калина. Вскоре этот цвет кузова был переименован из «Спорта» в «Премьер». Кстати во время этой поездки за кортежем Путина на всякий случай ехали еще две точно такие же запасные Калины. Одна своим ходом, а вторая на эвакуаторе.

Спустя год после автопробега на заводе началось производство современных инвалидных колясок.

Последний представитель отечественной «классики» ВАЗ 2107 (или «Семерка») с 2006 года и до сих пор выпускают на египетском заводе Lada-Egypt.

Первая «Копейка» с порядковым номером 0000001, выпущенная в 1970-м году, 30 лет была в руках одного хозяина в Самаре. В 2000-м году завод выкупил ее для своего музея. По соседству хранится и миллионный ВАЗ 2103.

Главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин до 2005-го года участвовал в разработке облика Мерседесов А-класса, S-класса, M и GL-класса. После этого до 2009 года он был вовлечен в создание дизайна моделей Volvo S60, V60 и XC60.

— автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе.

Предыдущие названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966‑1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" (1971‑1993).

Решение о строительстве крупного автомобильного завода в городе Тольятти Куйбышевской области (ныне — Самарская область) было принято советским правительством 20 июля 1966 года.

В 1967 году строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль ВАЗ‑2101, который послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей — автомобилей классической компоновки ВАЗ‑2102, ‑2103, ‑2104, ‑2105, ‑2106, ‑2107.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода.

Является градообразующим предприятием города Тольятти.

В состав производственных объектов ОАО "АвтоВАЗ" входят : производство, ремонт и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно‑кузовное производство, механо‑сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно‑промышленное производство, участок окраски кузовов. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке. Также при "АвтоВАЗе" действует научно‑технический центр.

Ранее предприятие выпускало автомобили марки "ВАЗ" с наименованиями "Жигули", "Нива", "Спутник", "Самара", "Ока". В настоящее время производит автомобили под торговой маркой Lada ("Лада"), которые неофициально по‑прежнему именуются ВАЗами.

На данный момент серийно выпускаются автомобили: LADA Largus (универсал 5 мест, универсал 7 мест, фургон), LADA Granta (седан), LADA Kalina (универсал, хэтчбэк, Sport), LADA Priora (седан, универсал, хэтчбек, Coupe), LADA Samara (хэтчбек, седан), LADA 4x4, LADA-21074 (не на мощностях "АвтоВАЗа").

"АвтоВАЗ" в 2012 году Lada — 17 сентября с конвейера Ижевского автозавода, находящегося в управлении ООО "Объединенная автомобильная группа", сошла последняя их партия.

Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год.

В Группу "АвтоВАЗ" входят около 270 дочерних предприятий. Предприятия Группы участвуют в таких областях, как телекоммуникации, энергетика, строительство, а также оказывает финансовые и страховые услуги.

Чистая прибыль группы "АвтоВАЗ" по МСФО по итогам 2011 года составила 6,7 миллиарда рублей, чистая прибыль в январе‑сентябре 2012 года сократилась по сравнению с этим же периодом 2011 года в два раза — до 1,2 миллиарда рублей против 2,5 миллиарда рублей.

Выручка акционерного общества в январе‑сентябре 2012 года показала рост на 4,1% — до 133,7 миллиарда рублей (за 9 месяцев 2011 года — 128,4 миллиарда рублей).

Продажи крупнейшего российского производителя легковых автомобилей по итогам 2011 года выросли на 10,6% по сравнению с предыдущим годом — до 578,387 тысячи автомобилей Lada, в январе‑сентябре 2012 года .

Был создан в 60-х годах прошлого столетия. Это производство было на то время просто необходимо. Правительство с его строительством стремилось удовлетворить потребность советских граждан в персональном авто. ВАЗ изначально планировался как наиболее крупное производство машиностроительной отрасли СССР. За годы своей работы легендарное предприятие знало взлеты и падения. Его легковушки до сих пор встречаются в большом количестве на дорогах нашей страны.

Разработаны также История автогиганта богата событиями и интересна для каждого автолюбителя. Ведь по мощи этому производству не было равных на всей территории Советского Союза.

Создание производства

История создания автогиганта начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 году было принято решение построить машиностроительное производство в г. Тольятти. «АвтоВАЗ» создавался очень быстро.

Оборудование, принимающее участие в технологических циклах, производилось на заводах не только СССР и дружественных ему стран, но и предприятиях Европы и США.

В августе 1966 года руководство страны заключило договор с итальянским «Фиатом». Этот концерн помогал возводить в г. Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в строительном процессе, но и обучали технологии выполнения технологического цикла персонал.

На этом этапе известна небольшая казусная ситуация. В эмблеме, придуманной советскими художниками, была допущена ошибка. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «R». Брак быстро устранили.

История создания ВАЗ была бы неполной, если бы не было рассмотрено несколько интересных фактов. В период переговоров с представителями итальянской компартии советское руководство разрабатывало план строительства огромного машиностроительного предприятия в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.

Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генсека коммунистической партии Италии П. Тольятти. Его постигла скоропостижная кончина во время посещения его делегации пионерского лагеря «Артека». В этот период советские руководители обговаривали со своими партнерами детали предстоящего совместного предприятия.

Чтобы почтить память генерального секретаря в его честь был назван город, где был возведен первый завод «АвтоВАЗа».

Начало работы

С 1970 года начинается работа знаменитого ВАЗ. Волжский автомобильный завод возводился ударными темпами, поэтому первая партия «Копеек» появилась на свет очень скоро. Это легендарная Она была произведена в количестве 6 штук. Этой машине было присвоено название «Жигули». За первый год работы предприятия было создано 100 тыс. машин, которые распределялись между работниками советских предприятий как поощрения за ударный труд.

Спрос на «Жигули» ограничивался только производственными возможностями ВАЗ. История развития говорит также об экспортном направлении реализации продукции автогиганта. Только для поставок заграницу название «Жигули» поменяли на Lada. Первоя наименование на французском языке звучало, как «жигало», то есть мужчина, танцующий за деньги.

Разработка моделей

После начала производства в Тольятти «АвтоВАЗ» появились новые модели. На мировой рынок вышли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это были модификации уже полюбившейся всем «Копейки».

С 1966 по 1991 год производственные мощности были сконцентрированы на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АвтоВАЗа» Поляков В. Н. (фото представлено далее) и весь трудовой коллектив завода адаптировали первую модель автомобилей под условия отечественных дорог.

«Копейка» была создана по прототипу седана Только у нее конструкторы увеличили клиренс до 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» же считалась на то время «люксовой» моделью. Ее отличал от «Копейки» дизайн. «Тройка» обладала 4 фарами, улучшенный вид приборной панели, а также хромированные элементы.

«Классические» модели

В следующие годы было разработано еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История выделяет их как самые покупаемые автомобили. К ним относятся ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но наиболее популярной стала именно «Шестерка». За 30 лет ее серийного производства (начиная с 1976 года) было распродано более 4,3 млн автомобилей этой марки.

«Четверка» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнерами были разработаны модная на то время прямоугольная форма фар. Салон каждой последующей модели переделывался и модернизировался.

Улучшения проводились и в области двигателя. Все «классические» модели хорошо продавались. И ныне можно встретить представителей этого поколения легковушек на наших дорогах.

Последующая модернизация

Последующие модели «АвтоВАЗа» разрабатывались в 80-х годах прошлого столетия. Первым представителем этого поколения легковушек стал «Спутник». В народе его сразу же стали называть «Восьмеркой». В индексе эта машина имела соответствующую цифру. ВАЗ-2108 наделялся клиновидной формой передка. За это его также окрестили «Зубилом».

Эта модель обладала улучшенной коробкой передач и обновленным двигателем. Все внутренние компоненты «Восьмерки» компания создала совместно с Porsche. Главный директор «АвтоВАЗа» Исаков В. И. поручил разработку дизайна отечественным художникам. Через некоторое время в продажу поступили пятидверные «Восьмерки» с кузовом типа седан и хэтчбек.

Конец 80-х годов ознаменовался выходом в свет малолитражки под названием «Ока». Прототипом этого авто стал Daihatsu Cuore.

Распад СССР

Кризис коснулся практически всех предприятий. Не исключением стал и ВАЗ. История этого предприятия знала длительный кризис. Причиной тому стало множество внутренних и внешних причин.

В первую очередь, «АвтоВАЗ» столкнулся с таким понятием, как конкуренция. В те годы рынок наводнили импортные подержанные автомобили. Отечественные легковушки на их фоне не выдерживали никакой критики. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно уменьшился.

В 90-х годах автомобили «АвтоВАЗа» стали производиться гораздо меньшими объемами. В это время сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные дотации и повышение таможенных пошлин на зарубежные автомобили, спрос катастрофически падал.

Работа в кризисный период

ОАО «АвтоВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидела одна из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» представляла собой улучшенную версию «Восьмерки». Эта модель седана обладала более совершенным дизайном салона и оригинальной формой кузова.

В последующие десять лет производство не знало существенных изменений. Только в 2003 году в серийное производство поступила Chevrolet Niva (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.

Существует интересное утверждение главного конструктора «Нивы» Прусова П. М. о присвоении названия этой модели. Он говорил, что это аббревиатура из первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «GM-АвтоВАЗ» (Вадим, Андрей).

Инвестиции в производство

ОАО «АвтоВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого было недостаточно, чтобы пробудить предприятие из долгого кризисного состояния. Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были зафиксированы случаи хищения имущества в очень крупных масштабах. Эти суммы равнялись годовой выручке от реализации компании. Поэтому все эти события не способствовали выходу из убыточного состояния.

В 2009 году снижение выручки от реализации достигло рекордного уровня 39%, сравнительно с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала за всю свою историю. Чтобы предприятие не прекратило свою работу, требовались кардинальные меры. Для этого в активы вливались огромные инвестиции.

В июле 2009 года уставный капитал предприятия увеличился на 240 млн. евро. При этом компания Renault-Nissan владела 25% акций, а «Ростехнология» - 44%. На должность главного дизайнера был назначен Стив Маттин. Он ранее занимал аналогичную должность в концернах Мерседес, Вольво. С этого времени начался период возрождения.

Музей «АвтоВАЗа»

Несомненно, история «АвтоВАЗа» богата событиями. Его продукция стала настоящим символом той эпохи. Неудивительно, что существует музей «АвтоВАЗа». Он находится в г. Тольятти. Это учреждение посвящается известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Лада». Ведь именно он стал известен всему миру, как машина, сделанная в нашей стране.

Здесь представлено множество значимых для автогиганта экспонатов. Здесь можно встретить и первые модели, выпущенные после развала СССР, и самые давние экземпляры. Некоторые из представленных на экспозиции авто сейчас уже не встретить на дорогах. Их не только не выпускают уже много лет, но и полностью изъяли из эксплуатации.

Музей «АвтоВАЗа» готов продемонстрировать своим посетителям первую «Копейку» вишневого цвета, которая была продана через сеть реализации. Ее владелец эксплуатировал свое авто более 19 лет. В 2000 году он подарил его музею. За это «АвтоВАЗ» презентовал меценату новую машину, только что сошедшую с конвейера завода. Это крупнейшее заслуживает славы и признания.

Предприятие сегодня

После выхода из затяжного, глубочайшего кризиса ВАЗ, история которого испещрена самыми разными событиями, снова наращивает производство. Еще в 2004 году свет увидели универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся неустанные разработки нового дизайна и составных компонентов «Лады».

В 2007 году была выпущена новая модель под названием «Приора». Спрос в это время все еще падал. Чтобы его стимулировать, была разработана более дешевая версия «Калины». Ее назвали «Гранта». Это время знаменуется для «АвтоВАЗа» выходом из кризисного состояния. Наращиваются производственные мощности.

В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была разработана «Лада» модели «Ларгус». Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход, новые, неординарные идеи и достаточное инвестирование. При правильном подходе эта компания снова сможет приносить государству огромную прибыль. Для этого у современного «АвтоВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть свое звание легендарного предприятия отечественного и мирового машиностроения.