Какой бывает транспорт окружающий мир рабочая тетрадь. Урок по окружающему миру "виды транспорта"

Современный мир невозможно представить без транспорта: автомобилей, поездов, самолетов. Благодаря этим изобретениям человек получил возможность свободно путешествовать по всему миру, перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, тщательно исследовать планету. В этом уроке мы узнаем, какой бывает транспорт.

История развития транспорта

В древности люди передвигались самостоятельно, и на себе таскали все грузы. Однако так не могло долго продолжаться, и вскоре на помощь человеку пришли его верные помощники - домашние животные. С их помощью люди уже могли путешествовать на большие расстояния, покоряя новые земли.

В разных странах вьючные животные были самыми разнообразными, в зависимости от региона проживания. Это были лошади, ослы, волы, верблюды, олени, собаки и даже слоны.

Спустя время человек изобрел лодку и парус - так появился первый водный транспорт, который со временем начал совершенствоваться.

Рис. 1. Старинная парусная лодка

Грузы, которые нужно было перемещать, становились все тяжелее, и животные уже не справлялись с ними. На смену четвероногим помощникам пришли транспортные средства.

С изобретением двигателя прогресс в области перевозок стремительно пошел вперед. Поначалу люди придумали паровоз и успешно пользовались своим изобретением много лет. Он был очень удобен, но имел один существенный недостаток - мог передвигаться только по рельсам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Тогда изобретатели представили миру свое детище - автомобиль, который очень быстро завоевал популярность по всему земному шару. Далее человечество, освоив принцип работы транспортных средств, начало строить самолеты, подводные лодки, ракеты, метро.

Рис. 2. Первый автомобиль

Виды транспорта

Транспорт может быть очень разным, и, в зависимости от того, передвигается ли он по земле, воде или воздуху, его делят на такие виды:

  • Наземный - передвигается по земле (автомобили, поезда, автобусы, трамваи, тракторы).
  • Воздушный - передвигается по воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, воздушные шары).
  • Водный - передвигается по воде или под водой (корабли, яхты, лодки, парусники, подводные лодки).
  • Подземный - передвигается под землей (метро).

Все виды транспорты приносят человеку большую пользу. Одни помогают перевозить грузы и пассажиров на большие расстояния, с помощью других строят дома. Многие люди пользуются личным транспортом - автомобилем.

В зависимости от своего назначения транспорт делится на 3 группы:

  • пассажирский - доставляет людей по месту назначения;
  • грузовой - перевозит различные грузы;
  • специальный - необходим для оказания помощи людям, попавшим в беду.

Специальный вид транспорта – это машины скорой помощи, полицейские и пожарные машины. Чтобы вызвать одну из спасательных служб, каждый ребенок должен наизусть выучить самый важный телефонный номер - 112. Если позвонить туда, любая служба быстро придет на помощь.

На данном уроке мы с вами узнаем, какой бывает транспорт, какими этапами он развивался и на какие группы его можно разделить.

Тема: Природа

Урок: Какой бывает транспорт

В нашем мире существует большое количество различных видов транспорта. Все их вы хорошо знаете. Это самолеты и поезда, машины и корабли.

С чего же все началось? Изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Они были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные - ослики, лошади, а в некоторых странах - слоны, стали перевозить грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.

Через некоторое время человек изобрел лодку и парус. Тогда человек научился передвигаться по воде, и помогал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже начали строить корабли и ходить по рекам, морям и даже океанам и открывать новые земли.

Потребности человека росли, грузы становились больше и тяжелее, и перемещать их нужно было на более дальние расстояния. Животные уже не могли помочь человеку. Тогда-то и пришлось изобрести транспортные средства. Первое, что изобрел человек - это воздушный шар. Он мог переместить достаточно большой груз и на дальние расстояния, но, к сожалению, был не очень удобен, потому что шар летел только в том направлении, куда его гнал ветер.

Затем, спустя некоторое время, человек изобрел двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели были паровые, то есть работали на углях и на дровах. Тем не менее, такой двигатель позволил человеку придумать паровоз и успешно использовать это средство передвижения на протяжении долгого времени.

Паровоз был очень удобен, потому что мог перевозить людей и грузы на большие расстояния. И все же у паровоза тоже были свои недостатки - он мог передвигаться только по рельсам, для этого их предварительно нужно было проложить, а это не всегда представлялось возможным. Решение было очевидным - убрать рельсы и оставить только колеса. Так появился первый автомобиль.

С тех пор виды транспорта постоянно совершенствовались, и со временем появился подземный транспорт (метро), ракеты, подводные лодки.

Итак, мы сегодня упомянули такие виды транспорта:

1. Наземный (передвигается по земле).

2. Водный (передвигается по воде или под водой).

3. Воздушный (передвигается по воздуху).

4. Подземный (передвигается под землей).

Все виды транспорта нужны и важны человеку. Транспорт еще можно разделить по его назначению на такие группы:

1. Грузовой.

2. Пассажирский.

3. Специальный.

Грузовой транспорт перевозит различные грузы, пассажирский доставляет пассажиров по месту назначения, а для чего нужен специальный транспорт?

Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку в его беде. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте.

К специальному транспорту относятся пожарные машины, скорая помощь, полицейские машины.

1. Выполни задания.

1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74-75.

2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).
В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.


2. Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

а) наземным, пассажирским, личным: легковой автомобиль;

б) наземным, пассажирским, общественным: автобус, пассажирский поезд, трамвай, троллейбус;

в) водным, пассажирским, личным: лодка, катер, водный мотоцикл;

г) водным, пассажирским, общественным: теплоход, речной трамвай.

3. Запиши номера телефонов, по которым вызывают:

а) пожарных — 01

б) полицию — 02

в) «Скорую помощь» — 03

Запиши единый номер телефона экстренной помощи: 112

4. Сравни размеры транспортных средств, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй их в порядке увеличения размеров, а в синих квадратиках - в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя.

5. Составьте и запишите общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

1) Транспорт в древности.
2) Изобретение парового двигателя.
3) Появление транспорта на двигателе внутреннего сгорания.
4) Появление авиации.
5) Полёты в космос.
6) Электродвигатели – будущее транспорта.

История различных видов транспорта

В древние времена люди тоже использовали различные виды транспорта. Большинство из них люди используют до сих пор. Например и сейчас можно увидеть лошадь, тянущую телегу, а деревянные лодки, выдолбленные из стволов деревьев, участвуют в спортивных соревнованиях. Также люди ездили и перевозили грузы на собаках, верблюдах, слонах, ослах и других домашних животных.

В 19 веке произошло событие, которое резко изменило транспорт — изобретенный в 17 веке паровой двигатель начал применяться и в транспорте. Так в 1801 году построили первый в истории паровоз и были сооружены несколько повозок, ездящих на паровой тяге. Также примерно в это время был построен первый пароход.

В конце 19 века был изобретен и более совершенный двигатель — двигатель внутреннего сгорания. В 1885 году был построен первый мотоцикл, а в 1886 году — первый автомобиль. Чуть позже началось стали массово выпускаться более совершенные, по сравнению с пароходами, теплоходы. Через несколько десятилетий по железным дорогам поехали и тепловозы.

В 20 веке развитие транспорта пошло семимильными шагами. в 1903 году братья Райт впервые подняли в воздух самолет. Самолёты быстро усовершенствовались. Стали появляться самые разные виды авиационного транспорта: спортивный, пассажирский, грузовой, военный. Двигатели, на которых работали самолёты тоже быстро становились все более мощными. Сейчас самолёты летают на реактивных двигателях, некоторые из которых способны преодолеть скорость света.

12 апреля 1961 года произошло величайшее событие — первый полёт человека в космос. Российский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил один оборот вокруг земли и благополучно приземлился. Это событие стало началом эпохи космического транспорта.

Сейчас, в начале 21 века, человечеством используются самые разные виды транспорта, работающих на различных двигателях. Увеличивается скорость их передвижения, удобство использования и экологичность (безопасность для природы). Кстати, на экологическую безопасность транспорта сейчас обращается особое внимание. Именно поэтому сейчас на улицах городов самым лучшим транспортом считаются троллейбусы и трамваи, в железнодорожном транспорте используется электровозы и электрички, а в качестве личного транспорта все больше становится электромобилей.

6. Наш жизнерадостный Попугай предлагает тебе раскрасить воздушный шар так, чтобы он стал красивым и весёлым. Можно провести в классе конкурс на самый весёлый воздушный шар.
Приходилось ли тебе видеть настоящие воздушные шары? Если да, расскажи о своих впечатлениях. В рамке справа ты можешь наклеить фотографию воздушного шара.

Подготовила и провела: учитель начальных классов Абакумова Ольга Ивановна

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта

Задачи: узнать, какие виды средств передвижения изобрёл человек, какие транспортные проблемы приходится решать в современном городе; каким бывает наземный, водный, воздушный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть, как их можно решить.

Выявить транспортные проблемы современного города. Каким бывает наземный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть. Транспорт, пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, общественный, личный; правила безопасного поведения на транспорте.

Умение проводить наблюдения, анализировать их; работать с блок-схемами алгоритмов.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Еду в нём на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колёса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит –
Днём и ночью он не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт. (Корабль.)

— По каким признакам вы разгадали загадки?
— Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим как влияет транспорт на окружающую среду.

3. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.
— Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)
— Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)
— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

2. Работа с текстом.

Виды транспорта.

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

  • Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.
  • Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.
  • Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.
  • Подземный – к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом.

— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?
— На какие еще группы можно разбить транспорт по его предназначению?

  • пассажирский,
  • грузовой,
  • специальный

— Скажите, по какому номеру можно вызвать специальные службы?(01,02,03,04)

  • общественный
  • личный

— Трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу.
А представьте себе, что может случиться, если исчезнут машины скорой помощи, пожарные и другие специальные машины?
Всегда ли автомобили приносят пользу?
— Как автомобили вредят природе?
— Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?
— Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?
— Какую помощь можете предложить вы?
— Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду.
— Эти люди очень умные. А вы хотели бы быть такими изобретателями?
— Значит, надо хорошо учиться уже сейчас.

Закрепление изученного материала.

— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

  1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
  2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
  3. Корабль является наземным транспортом. (–)
  4. К подземному транспорту относится метро. (+).
  5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
  6. Транспорт приносит только вред человеку. (–)
  7. Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
  8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
  9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
  10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

— Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2 ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».
Работа по ТПО с.34-35

Итог урока.

— Что такое транспорт?
— На какие виды мы разделили весь транспорт?
— Как человек использует транспорт в своей жизни?
— Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?
— Каким должен быть транспорт, чтобы он не загрязнял воздух?
Д.З.
Учебник с 83-89, ТПО с.36-37
Придумать «экологически чистую» машину, зарисовать ее.

Тема: Какой бывает транспорт?

Цель: систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы – опоры, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

У. На этом уроке мы занимаемся изучением окружающего нас мира. Но мир можно изучать не только по страницам учебников или научных книг, но и отправляясь в дальнии путешествия по городам и странам, морям и океанам. Представьте, что мы решили совершить путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Какие бы виды транспорта мы предпочли для этого?
Д. Самолёт, поезд, машина и др.
У. Сформулируйте тему нашего урока?

3. Постановка учебной задачи

У. Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы и будем говорить сегодня на уроке.

4. Изучение новой темы

У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль?
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан?
Д. Это воздушный транспорт.
У. Какой вы знаете водный транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи.
У. Почему этот транспорт мы называем водным?
Д. Потому, что он передвигается по воде.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту?
Д. Метро.
Вывод : транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)

У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы.

У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
У. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.

5. Работа по учебнику

6. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1, 2, 3, 4 –
Вот летит ракета ввысь!

7. Закрепление изученного

У. Отгадайте загадки. О каких машинах идёт речь? К какому виду транспорта вы их отнесёте?

(Дети отгадывают, учитель вывешивает иллюстрации к соответствующим названиям в таблицу)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

У. Какой вид транспорта самый распространённый и им может пользоваться любой человек?

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)

У. Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем?
Д. Водитель, шофёр.
У. Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
Д. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др.

Игра «Отгадай»

– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)

2. С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)

3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)

4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)

7. Самостоятельная работа

Работа в тетрадях № 1. Отметить карандашами разных цветов название водного, воздушного и подземного транспорта буква ПГС отметить пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

8. Итог урока

– Какие виды транспорта вы знаете?
– Основное назначение транспорта?
– Какой транспорт мы называем специальным?