На какие машины распространяется утилизационный сбор. Утилизационный сбор

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.

Такой платеж, как утилизационный сбор на автомобили, введен был несколько лет назад, однако до сих пор владельцы машин сталкиваются с вопросами. Как его платить, кому, и в каком размере? Получится ли самостоятельно посчитать размер сбора? Мы расскажем, для чего взимается этот платеж, и ответим на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Итак, что такое утилизационный сбор? В первую очередь отметим документ, который ввел этот платеж. Им является ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработанный еще в 1998 году. Статья 24.1 дополнила закон в 2012 году, и если обратиться к ней, то можно понять, что утилизационный сбор является платежом в пользу государства. Взимается он с собственника авто только один раз.

Взнос за утилизацию является некой компенсацией для охраны прав человека и обеспечения экологической безопасности. То есть в дальнейшем фактически эта плата пойдет на утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Кто обязан платить утильсбор

Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.

Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:

  • лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
  • если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.

Ввоз иномарки

Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.

Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:

  • платежный документ и его копии;
  • уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
  • копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
  • договор купли-продажи;
  • доверенность при необходимости.

Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.

Покупка отечественного авто

Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.

Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.

Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.

Отметки в ПТС и их особенности

Утилизационный сбор в ПТС – это специальная отметка, которая фиксирует факт его оплаты. При отсутствии подобной отметки машину нельзя будет зарегистрировать в ГИБДД.

Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.

Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.

При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.

Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.

Расчет платежа

Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:

  1. Базовая ставка.
  2. Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).

Узнать больше информации по коэффициентам и ставкам можно из таблицы:

Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.

Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.

Освобождение от уплаты сбора

В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:

  1. Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
  2. Дипломаты, а равно члены их семей.
  3. Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.

С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.

При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.

Последствия неуплаты

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

В каких случаях можно вернуть сбор

При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:

  • налоговые органы (отечественный автопром);
  • таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).

Существует специальное , предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.

Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:

  1. Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
  2. Копии и личный паспорт собственника ТС.
  3. ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
  4. Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.

Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.

Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана :

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов :

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно :

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы :

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

Одним из новшеств на автомобильном рынке за прошедшие несколько лет стало введение утилизационного сбора — довольно изобретательного способа в очередной раз облегчить карманы налогоплательщиков.

Что за зверь такой

Дело в том, что уничтожение отслужившего свой срок автомобиля, автобуса или другого транспортного средства — дело непростое. Перед тем как пустить его в переработку, нужно аккуратно слить все агрессивные жидкости, а затем открутить все, что агрессивно к окружающей среде. Лишь только после всех этих манипуляций можно воспользоваться прессом и шредером, пустив в переплавку получившееся сырье. Ясное дело, что такой трудоемкий процесс должен подразумевать дополнительные налоги и сборы.

Утильсбор, собственно, и есть плата за полное уничтожение вашего автомобиля, отслужившего свой срок. Существует два способа его получения:

  • изначально заложить стоимость утилизации в цену нового транспортного средства;
  • предложить автовладельцам оплачивать сбор дополнительно.

В России было отдано предпочтение второму варианту. Целями введения такого сбора стали:

  • необходимость дополнительно экономить природные ресурсы через использование переработанного вторсырья;
  • желание улучшить экологические показатели через стимулирование обновления автопарка и, как следствие, уменьшение негативных выбросов в окружающую среду.

История появления

В общей мировой практике такой вид сбора существует не так давно. Утилизационный сбор в России был введен с 1 сентября 2012 года. Изначально он был призван компенсировать потери государства от уменьшения ввозных таможенных пошлин на импортные транспортные средства, а также дополнительное стимулирование отечественного производителя.

Однако уже с 2014 года дополнительный утилизационный сбор стал взиматься и с российских предприятий — автопроизводителей. Теперь поддержка государственного автопрома стала осуществляться за счет дотаций и специальных программ, стимулирующих покупателей отдавать предпочтение отечественным моделям. В 2012-2014 гг., уплатив соответствующий сбор и передав старый автомобиль на уничтожение, можно было рассчитывать на достаточно неплохой бонус — от 50 тыс. рублей.

Подобные программы действуют и сегодня. Хотя необходимость уплаты «уничтожительного» сбора и возмущает российских автопроизводителей, вызывая жаркие дебаты, программа по утилизации старых транспортных средств действует и сегодня.

Какое авто можно утилизировать

Для того чтобы сдать транспортное средство на переработку, необходимо соблюсти несколько условий:

  • автомобиль должен быть старше 6 лет, при этом максимальный возраст значения не имеет;
  • машина должна находиться у вас в собственности не менее шести месяцев;
  • транспортное средство должно быть снято с учета в ГИБДД с целью утилизации, о чем у владельца должна иметься справка, подтверждающая этот факт;
  • автомобиль должен соответствовать заводской комплектации — нельзя оставить на память любимые сиденья или продать соседу коробку передач.

В утиль можно сдать автомобиль какой угодно марки и грузоподъемности, страна происхождения тоже не имеет значения.

Как рассчитать УС для юридических лиц

Итак, сколько? Утилизационный сбор очень легко можно рассчитать самостоятельно, нужно перемножить между собой всего две величины:

Бс х К(а) = УС

Первый показатель — это базовая ставка — фиксированная величина, исчисляемая в рублях. Базовые ставки утилизационного сбора равны:

  • 20 000 руб. — для легковых машин;
  • 150 000 руб. — для автобусов и грузовых автомобилей.

Коэффициент К(а) имеет различные значения в зависимости от объема двигателя или грузоподъемности транспортного средства, а также его возраста.

Величина К(а) для легковых автомобилей:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
˂ 1 тыс. см куб. 0,86 5,3
1-2 тыс. см куб. 1,34
2-3 тыс. см куб. 2,56 16,12
3-3,5 тыс. см куб. 3,47 28,5
от 3,5 тыс. см куб. 5,5 35,01

Коэффициенты К(а) для автобусов:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
До 2,5 тыс. см куб. 1
2,5-5 тыс. см куб. 1,2 3
5-10 тыс. см куб. 1,6 4,4
от 10 тыс. см куб. 2 5,2

Коэффициенты для различных грузовых автомобилей, тут все зависит от их массы:

Объём двигателя Авто ˂ 3 лет Авто ˃ 3 лет
До 2,5 т 0,5 0,88
2,5-3,5 т 0,8 1,25
3,5-5 т 1 1,6
5-8 т 1,1 4,56

Дополнительные коэффициенты установлены для крупногабаритного и спецтранспорта. А вот коэффициент для электромобилей составляет 0,86 и 5,3 для нового и трехлетнего авто соответственно.

УС для граждан

А вот утилизационный сбор для физлица вообще рассчитывать не нужно. Дело в том, что если легковой автомобиль ввозится вами для личного пользования, то ставка остается прежней - 20 тыс. руб., а вот коэффициент принимается значительно меньший - 0,1 для нового авто и 0,15 для «трехлетки» и машин более почтенного возраста. Так что гражданин должен заплатить всего две или три тысячи соответственно.

Условия ввоза автомобилей для физических лиц тоже намного демократичнее. Если вы не оплатили утилизационный сбор на таможне — не беда, сделаете это позже. Неуплата УС не может быть причиной отказа для ввоза транспортного средства. Тем не менее платить все же придется, так как без отметки об уплате сбора за утилизацию в паспорте ТС вы не сможете поставить машину на учет.

Когда сбор платить не нужно

И все же бывают случаи, когда платить утилизационный сбор не понадобится вовсе:

  • если паспорт ТС был выдан до 31.08.12;
  • когда вы являетесь участником государственной программы;
  • если вас официально признали беженцем;
  • в том случае, если вы сами (или ваши ближайшие родственники) являетесь сотрудниками международной организации, диппредставительства или консульства;
  • если вы являетесь владельцем машины-патриарха возрастом старше 30 лет.

Для всех случаев, кроме первого, в ПТС нужно проставить специальную отметку об освобождении от утилизационного сбора, более подробно о том, как это делается, нужно узнать в ГИБДД. Если подобной отметки у вас нет, то платить все равно придется.

Где и как оплатить УС

Уплата утилизационного сбора осуществляется очень просто, сделать это можно в ближайшем отделении любого банка, имея на руках необходимую сумму в российских рублях. При этом сумму платежа придется рассчитывать самостоятельно, однако платить придется все равно на таможне. Там же вас снабдят чистыми бланками, реквизитами для оплаты и в итоге поставят вожделенную отметку в ПТС о том, что утильсбор вы добросовестно уплатили.

Внимание! Покупая авто на территории РФ, обязательно проверьте наличие записи об уплате утилизационного сбора в паспорте ТС в графе «Особые отметки». Если там пусто - у вас есть три выхода:

  • попросить продавца сделать платеж добровольно;
  • уплатить сбор самостоятельно;
  • отказаться от совершения сделки.

Что такое программа Trade-In

Справедливости ради стоит отметить, что, взимая с нас все новые и новые налоги и сборы, государство старается хоть как-то подсластить пилюлю. В качестве такой «конфетки» всем гражданам РФ предлагается участи в программе Trade-In ("Трейд-Ин"). По условиям этой программы можно приобрести у дилера новое авто с немалой скидкой, в размер которой входит цена утилизируемого автомобиля, а также сумма утильсбора. По условиям такой программы можно приобрести новую машину марки Ford, Volkswagen, PEUGEOT, Opel, ГАЗ, ŠKODA, Nissan, УАЗ, SsangYong, Renault, Citroen и другие.

Для участия в программе нужно представить:

  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • оригинал паспорта ТС;
  • свидетельство о регистрации ТС.

Чем отличается порядок действий

Если вы решили воспользоваться программой Trade-In, вам нужно:

  • найти в своем городе дилера — участника программы;
  • оценить старое транспортное средство с учетом износа, комплектации и рыночной стоимости авто;
  • выбрать хорошую новую машину;
  • определить окончательную стоимость покупки за вычетом утилизационной компенсации;
  • оформить все необходимые документы на продажу старого и покупку нового транспортного средства;
  • оставить «старушку» у дилера и уехать из салона на новой машине;

Обратите внимание, в этом случае утилизационный сбор за «пресс» вам платить не придется.

Если вы решили действовать без участия дилера, то вам нужно:

  • снять ТС с регистрационного учета в ГИБДД;
  • самостоятельно переправить машину в компанию, занимающуюся их утилизацией;
  • оплатить утильсбор «за пресс»;
  • взамен получить утилизационный сертификат и отправиться в любой салон, который участвует в программе за новым автомобилем.

Обратите внимание, что у утильпрограммы 2015 года есть некоторые особенности:

  • скидка на новый автомобиль не выдается деньгами, а предлагается в виде сертификата;
  • получить скидку можно только на новый автомобиль;
  • участвовать в программе могут как физические, так и юрлица, однако воспользоваться можно не более чем одним сертификатом;
  • скидка распространяется только на автомобили российского производства;
  • размер дисконта может варьироваться от 50 до 350 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства.

Что такое утилизационный сбор, кто и когда должен его оплачивать, порядок расчета сбора для физических и юридических лиц, а также, кто входит в льготные категории лиц, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Какие автомобили облагаются?

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды. Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте (ПТС) приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля.

В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.
Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения, продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утилизационного сбора.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто;
  2. приобретение авто у льготников, освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей, своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух - Федеральная налоговая служба.

Когда необходима оплата утилизационного сбора?

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

При ввозе транспортного средства из-за рубежа.

Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.

При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.