Оао ржд ласточка. Поезд "Ласточка": схема вагона, расположение мест

В этом посте пойдет рассказ о электропоездах Сименс Дезиро Рус (Siemens Desiro Rus) "Ласточка" (ЭС1), которые с 23 января 2013 года стали выполнять регулярные рейсы с пассажирами по сети ОАО "РЖД".
Поезда Siemens Desiro Rus, в первую очередь, закупаются для обеспечения перевозок при проведении Олимпиады 2014-го года в городе Сочи. Так же (в дальнейшем) - для улучшения качества региональных перевозок на сети ОАО "РЖД".
Электропоезд Siemens Desiro Rus - двухсистемный, высокопольный, пятисекционный (пятивагонный). Конструкционная скорость электропоезда - 160 км/ч. Такие электропоезда могут эксплуатироваться в сцепке из двух составов - итого 10 вагонов.
С 23 января 2013 г. началась эксплуатация данных электропоездов с пассажирами по маршруту Санкт-Петербург - Бологое/Великий Новгород. Таким образом, от станции Санкт-Петербург-Главный до станции Чудово следуют два сцепленных пятивагонных поезда. В Чудово происходит расцепка (на обратном пути - сцепка) поездов и далее каждый из поездов следует своим маршрутом - до Великого Новгорода или до Бологое.

Подробнее с порядком следования нового электропоезда, со схемой вагонов, расписанием и т.п. можно ознакомиться в нижевыложенных документах - частично отсканированных буклетах ОАО "РЖД" о запуске скоростного электропоезда "Ласточка" (они кликабельны).

01. Общая информация об электропоезде "Ласточка", первом маршруте его следования и порядке покупки билетов

02. Расписание электропоездов "Сапсан" и "Ласточка"

03. Схема полигона обращения скоростных поездов ОАО "РЖД" и стоимость проезда на "Ласточке" по маршруту Петербург - Бологое/Великий Новгород

04. Схема вагонов электропоезда "Ласточка".

На настоящее время я совершил две поездки на электропоездах "Ласточка".
23 января 2013 г, в день открытия движения этих электропоездов, я ехал в ЭС1-009 от Тосно до Петербурга, а уже 26 января 2013 г. была совершена поездка в электропоезде ЭС1-012 по полному маршруту от Петербурга до Великого Новгорода и обратно.

Сразу скажу - я ожидал от нового электропоезда много большего. Поэтому, и такое название этого поста. Так же, в силу специфики своей работы, я привык многие вещи рассматривать критически. Не обошел я вниманием и этот поезд, рассматривая его с точки зрения очень придирчивого пассажира. Некоторые оценки основаны на опыте поездок в поездах аналогичного класса страна Европы и даже Республики Беларусь.
Итак, начинаем.
Сначала несколько фотографий общего вида электропоезда ЭС1 "Ласточка" снаружи.

05. Сплотка из электропоездов ЭС1-009 и ЭС1-010 на станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) после прибытия из первого рейса с пассажирами из Бологое и Великого Новгорода. 23 января 2013 г.

06. Электропоезд ЭС1-012 на станции Новгород-на-Волхове. 26 января 2013 г.

Ну а теперь перейдем к оценке электропоезда.
Электропоезд высокопольный. Понятно, что основные полигоны обращения этих поездов имеют высокие платформы, но в Европейских странах последнее время высокопольных поездов не делают. Да, у "Ласточки" есть штатные выходы на низкие платформы - в виде выдвижной лестницы. Но лестница эта с маленькими ступеньками и с отсутствием каких-либо поручней. Так что олимпийцы, выходящие из этого поезда на низкую платформу, вполне возможно продолжат свое участие уже в паралимпийских играх... Что уж говорить об обычных, особенно пожилых, пассажирах...

07. Обратите внимание на уровень пола поезда и уровень платформы. В Великом Новгороде, в Тосно и на Московском вокзале в вагон поезда приходилось шагать примерно на 30 сантиметров вверх. То ли платформы у нас везде неправильные, то ли сам поезд.

Следующий пункт. Вам необходимо произвести посадку в поезд и, соответственно, найти свой вагон. Вы ищите номер вагона... Интуитивно это делается на электронном информационном табло... ...где Вы номер вагона не обнаруживаете.

08. Наружное информационное табло. На головных вагонах (секциях) отсутствует

Следующий пункт - посадка в вагон электропоезда.
Прибывает поезд, останавливается. Вы идете к ближайшей двери, нажимаете кнопку адресного ее открывания а дверь... ...не открывается. Потому что в составе из 5 вагонов всего два кондуктора и всего две открытых двери (при посадке). Соответственно вам приходится бежать (в условиях минутной стоянки) до ближайшей открытой двери...
Если же оказалось, что кнопка адресного открытия дверей сработала, дверь открылась, но за ней нет кондуктора (дверь почему-то не заблокировали), тут же находится человек, который выставляет Вас из вагона и требует пройти к двери с кондуктором.
Почему в таких поездах нельзя применить Европейскую систему посадки пассажиров во все двери с более поздней проверкой билетов - я ума не приложу. В пользу этого говорят и двери, которые автоматически закрываются через фиксированное время после их открытия. Поэтому, проводнику при посадке пассажиров на вокзале, требуется не только проверять билеты, но и мгновенно по многу раз предотвращать начавшееся закрытие дверей.

10. Одна из дверей электропоезда "Ласточка". По центру двери - зеленая кнопка адресного открывания дверей. Тамбура в поезде отсутствуют, соответственно - и места для курения. Курение в этом электропоезде запрещено, что написано и на билете.

Итак, Вы попали в вагон и начинаете искать своё место.
Сиденья в электропоезде расположены по схеме 2+3. Имеются сиденья как друг напротив друга (их большинство) так и друг за другом (их значительно меньше), плюс - откидные сиденья.
С нумерацией мест проблем я не обнаружил. Номера мест приведены под багажной полкой. Места у окна имеют нечетный номер, все остальные места у прохода, в середине и откидные - четные. Место, располагающееся у окна, помечено соответствующей пиктограммой.
Под полосой с указанием мест есть крючки для одежды. Прелесть этих крючков в том, что их можно передвигать вдоль всего окна в удобное Вам места. Про надежность крючков для одежды скажу лишь то, что мне они оказались недостаточно прочными - эксплуатация покажет.

11. Нумерация мест в вагоне электропоезда "Ласточка", крючки для одежды

Теперь пройдемся немного по составу и посмотрим на салон, некоторые виды мест и на санузел.

12. Салон головного вагона. Головные вагоны поезда предназначены, в том числе, для перевозки лиц с ограниченными возможностями. В вагоне имеется место для расположения инвалидных колясок. В головных вагонах так же размещается огромного размера санузел. На фото - обычная пассажирская часть головного вагона

13. Сиденья, как я уже и говорил, в основном, расположены друг напротив друга, но есть и сиденья друг за другом. Сиденья мягкие, красного и синего цветов, причем расположение разноцветных сидений - хаотичное. Это довольно интересно - глаз не замыливается. Между сиденьями имеются подлокотники. Регулировка положения спинки сиденья отсутствует. Расстояние между напротив стоящими сиденьями, в принципе, позволяют разместиться двум людям средних пропорций. Но если поезд заполнен и все места заняты, то при длительной езде ноги уже не вытянешь - это существенный минус для такого расположения сидений в электропоезде, который планируется эксплуатировать на региональных линиях.

14. Это - откидное место. Пока продажа на такие откидные места закрыта. Но, насколько мне известно, скоро билеты в "Ласточку" будут продаваться и на эти места, причем по обычному тарифу без скидок.

15. Санузел огромного размера - специально для лиц с ограниченными возможностями. Биотуалет, умывальник. Дверь открывается вручную по полукругу. Почему-то при отправлении из Великого Новгорода с санузлом было все нормально, а на пол пути к городу перед входом в него загорелся индикатор "Только для обслуживающего персонала"...

16. Удивительные откидные места - по типу верхней боковой полки у туалета в плацкарте. Мало того, здесь нет окон, так еще и по Вашим ногам будут ходить желающие попасть в туалет. О запахе я наверно промолчу.

17. А это - стеллажи для расположения лыж. Все-таки электропоезда планируется эксплуатировать на зимней олимпиаде.

18. Мусорный ящик рядом с дверьми. Его вместимость - несколько поллитровых бутылок

19. Стенд с информационными буклетами, журналами и газетами. Располагается тоже у дверей, посажен клеем на стеклянную перегородку.

20. Салон промежуточного вагона электропоезда. Здесь располагаются много-много сидячих мест для лиц без ограничения их возможностей.

Плавно перейдем к вопросу информационного оповещения пассажиров.
В каждом вагоне установлено по несколько бегущих строк. На двух языках (русский, английский) на бегущей строке показывается станция назначения, маршрут движения поезда, температура воздуха за бортом, текущее время, дата, скорость движения поезда.
И если при поездке 23.01.2013 из Тосно в Петербург бегущая строка работала замечательно, то по пути в Новгород с оповещением пассажиров были значительные неувязки...
Еще совсем не понятно, почему на такой бегущей строке не написать номер вагона, в котором в настоящее время находится пассажир. Мелочь, а досадно.

21. Бегущая строка в вагоне электропоезда "Ласточка"

При поездке в Новгород 26.01.2013 бегущая строка работала неоднозначно.
Хоть поезд имеет два пункта назначения - Бологое и Великий Новгород, но на бегущей строке указывалось только Бологое, что весьма смущало некоторых пассажиров. После Чудово следующей остановкой была объявлена Малая Вишера. Непосредственно в Великий Новгород, судя по информационному табло, поезд захотел ехать только после расцепки сдвоенного состава по станции Чудово, причем первоначально вообще объявили об отправлении поезда из Чудово в сторону Санкт-Петербурга.
Так же, весь путь и туда и обратно время на информационном табло не соответствовало действительному - отставало от него ровно на два часа...

22. Информационное табло в головном вагоне. Электропоезд следует с максимальной скоростью 160 км/ч.

Сели Вы в поезд и, допустим, Вам необходимо подзарядить мобильный телефон. Розеток в поезде не много - 8 штук на вагон. Но интересно не это, а место расположения этих розеток: смотрим следующую фотографию.

23. Одно из характерных мест расположения розетки в вагоне электропоезда "Ласточка".

Розетка располагается... ...в районе багажных полок. Представим себе розетку, включенный в нее тройник и несколько зарядных устройств... По мне так, количество розеток и их расположение не коррелируются с классном и назначением такого поезда.
Но это ладно. Допустим, вы все-таки воткнули зарядное устройство в розетку, подключили к нему телефон и... ...вам приходится держать его в руках, так как какие-либо столики в этом поезде отсутствуют как класс, а "подоконник" у окна имеет скошенное положение - на них ничего не положить.
В комплексе эти параметры я считаю громадным упущением в конструкции этого поезда по параметру комфортности пассажира и качеству проезда.

24. Нумерация мест, крючки для одежды, молоток для аварийного разбивания окна.

Что еще можно сказать про этот поезд:
1. Между вагонами поезда имеются ручные двери. Для открытия дверей требуется достаточная сила. Неоднократно видел, что эти двери вызывают значительные трудности для их открытия, к примеру, девушкам, или пожилыми людьми.
2. Межвагонные переходы недостаточно герметичны и в них попросту холодно. Так же этот холод распространяется на близлежащую к переходу часть вагона. А так, в принципе непонятно наличие межвагонных дверей - в поезде "Штадлер-Флирт" сочленение герметичное и двери отсутствуют.
3. Пол межвагонного перехода вызывает значительные трудности для перекатки "технологического оборудования" - к примеру, передвижных киосков по продаже кофе, еды и т.п. К этому - необходимость одновременного открытия двух относительно не лёгких межвагонных дверей.
4. Отопление, как и в электропоездах серии ЭД4М, может осуществляться потоком холодного воздуха сидящего у окна пассажира.

В силу приведенных выше причин я бы поставил этому электропоезду оценку "3+".
Конечно, это новая эпоха в развитии движения электропоездов в нашей стране. Но такие поезда приятнее видеть, и они более соответствуют по своим параметрам обычному пригородному движению, а не межрегиональному. С учетом того, что скорость 160 км/ч развивать в нашей стране можно на ограниченном количестве участков, в плюс этому поезду может пойти только его "двухсистемность" - возможность работы от сетей как постоянного, так и переменного тока. На региональных линиях эксплуатация таких поездов на значительные расстояния будет просто неудобной для пассажиров.
Вообще, в этом поезде я бы отметил для себя следующее, возможно не верное, умозаключение - немецкое качество сборки для заказанной не лучшей и во многом вредной российской компоновки (комплектации) состава. Все таки это поезд не Европейского уровня. Он лучше всяких там уже 20 лет назад морально устаревших ЭД4М, но и не то замечательное, что можно было бы получить с относительным минимумом дополнительных затрат относительно "Ласточки".
Ну и уровень "сервиса" от обслуживающего поезд персонала остается на вечном уровне "РЖД". Такая вот "Бедная "Ласточка".

Теперь немного непосредственно про маршрут "Ласточки" Петербург - Великий Новгород.
Стоимость проезда по этому маршруту на "Ласточке" - 400 рублей, что всего на 30 рублей дороже обычной электрички - это просто замечательно. Единственное, что билет приходится покупать по паспорту.
Время ходя поезда от Петербурга до Чудово очень тянутое - смело можно выкидывать минут 20. Максимальную скорость в 160 км/ч, да и вообще скорость выше 130 км/ч поезд развивал лишь на небольшие отрезки времени. Сложилось впечатление, что по такому графику сможет проехать и обычный электропоезд ЭТ2М.

В заключение - несколько билетов на скоростные электропоезда "Ласточка"

Я не претендую на какую-то полноту, непредвзятость этого поста об электропоезде "Ласточка", но у меня впечатление сложилось именно такое. Многие оценки были сделаны исходя из сравнения с электропоездом "Штадлер-Флирт".
Благодарю читателей за внимание:)

Я обещал рассказать об электроне, который доставил меня на эту выставку. И вот я готов представить вашему вниманию скоростной электропоезд ЭС2Г, с кодовым названием «Ласточка»

Для начала разберем что значит аббревиатура, «ЭС2Г». «ЭС2» — это означает что электропоезд питается постоянным током, а буква «Г» обозначает принадлежность электропоезда к городскому типу.

Производство было начато 11 ноября 2013 года на одном из уральских заводов «Уральские локомотивы». Данная модель, которая возила людей на иннопром была изготовлена первой в 2014 году, что подтверждает номер «001» в названии, нанесенном на корпусе электрички. Как уверяют производители, она состоит из 62% Российских комплектующих, так же планируется увеличить этот показатель до 85%. Производство электропоездов проходит на территории России. На данный момент произведено уже около 5 моделей, а к 2021 году планируется произвести 240 электропоездов. Это получается около 35-40 моделей в год! Вроде с математикой я дружу! 😀

Электропоезд Ласточка не боится уральских холодов и редких высоких температур, Уверено себя чувствует в диапазоне температур от -40 до +40°C. А диагностические системы помогают значительно увеличить время до плановых техосмотров. А модульно-блочная реализация всех устройств и оборудования позволяет в кратчайшие сроки исправить неисправность, путем замены неисправного блока исправным. Данные подход применяется во многих сферах. Например в сотовой связи, радиорелейные станции уже давно не большие залы оборудования, а небольшие коробки с несколькими модулями! 🙂

Двери у электропоезда прямо как из фантастических фильмов! У каждого вагона по две двери с каждой стороны. Шириной они примерно 1,3 метра в высоту около двух метров, моему придется наверное пригибаться чтобы не удариться! 😀 Когда двери закрыты они сливаются с корпусом для лучшей обтекаемости, а во время остановки они раздвигаются наружу. Благодаря специальным уплотнителям по краям дверей, двери закрываются герметично! Когда поезд трогается, снаружи реально ничего не слышно! Когда электропоезд ласточка подъехала на перрон, двери не открылись. Думал, что как придет время откроют, но прождав минут 5 меня заинтересовала зеленая светящаяся кнопка! А почему бы и не нажать? И о чудо, двери открылись! Оказывается, двери специально оборудованы этими кнопками. Чтобы пассажиры могли на станции выходить сами, когда захотят.

Вот так выглядят двери изнутри. Пока ехали я все думал, что будет если нажать на ту зеленую кнопку во время движения. Разработчики не дураки же, во время движения кнопка блокируется, чтоб такие как я любопытные люди случайно не выпали на ходу! 😀 Справа от выхода расположен стоп-кран и контейнер для мусора, которого так не хватает в обычных электричках! Если бы был, я думаю люди хоть чуть-чуть меньше мусорили. Слева как я понял расположены механизмы для помощи инвалидам. При нажатии на синюю кнопку, скорей всего приходит специально обученный человек, который при помощи данного механизма помогает попасть в вагон.

Вопрос к знатокам! Зачем нужен это стоп-кран, если тех, кто его срывают по серьезным причинам, все равно ругают и штрафуют? Не раз видел, как у кого то сумку своровали и выбежали, или ребенок на станции остался, а поезд тронулся. Постоянно слышится мат машиниста по громкой связи, а охранники бегут бить несчастного человека…

Так как разработчики разместили оборудование либо на крыше, либо под вагоном, визуально внутреннее пространство вагона выглядит шире и просторней, что позволяется использовать всю площадь для удобства пассажиров. При облицовке вагона применены изолирующие материалы, что заметно ощущается по отсутствию внешних шумов внутри вагона. А светлые тона в дизайне, создает большее ощущение комфорта у пассажиров.

На потолке установлены лампы, динамики громкоговорителей, вентиляция и довольно интересное цифровое табло со всей необходимой пассажирам информацией. На табло указаны дата, время, температура за бортом электропоезда и самое главное скорость! Я специально наблюдал с какой скоростью мы движемся. Ласточка может развивать скорость до 160 километров в час, но больше 100 километров в час мы не разгонялись, видимо это максимальная разрешенная скорость железнодорожного полотна.

В головном вагоне имеется 67 мест, а в промежуточных примерно по 103. В итоге в общей сложности получается 443 места.

Переходы между вагонами электропоезда ласточки оборудованы двустворчатыми, противопожарными дверьми. Между дверьми переход окружен герметичным и гибким перекрытием. Стекла позволяют лучше просматривать соседние вагоны на предмет наличия знакомых личностей, чтобы не ехать одному. В старых электричках приходилось высматривать друзей через небольшое окошко, причем нужно было зайти еще в тамбур, а тут тамбура нет! Так как тамбур отсутствует, а двери отделены от салона только небольшими стеклянными перегородками, в зимнее время температура поддерживается с помощью дополнительных обогревателей. Так же не забываем про то, что двери сами закрываются и пассажиры открывают их, когда им нужно. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров, в салонах имеется системы видеонаблюдения и пожарная сигнализация.

Окна выполнены из ударопрочного стекла, запасные выходы оборудованы специальными молотками для разбивания стекла. Снаружи такие окна будет затруднительно разбить. Так что сельские детишки-террористы, кидающие камнями в окна теперь точно не страшны!

Когда зашел в вагон обратил внимание на странные рамы, оказалось место для багажа. А за ним откидные сидения, а также место для инвалидов с колясками и мам с колясками. В принципе удобно и хорошо продумано. Позаботились обо всех!

Спинки сидений оснащены вот такими откидными столиками. Теперь можно удобно расположить перед собой телефон, ноутбук или айпад и смотреть фильмы в дороге! Так же над креслами расположены удобные полки куда можно убрать лишние вещи и передвижные крючки на которые можно повесить свою одежду. Так же обратил внимание что в некоторых местах присутствуют розетки напряжением 220в!

Как и в обычных электричках, в головных вагонах имеется туалет. Для тех, кто бывал в тех страшных туалетах будут удивлены как он выглядит здесь. Пока все чисто и цивильно. Туалет такой широкий, чтобы было удобно пользоваться инвалидами. Имеются даже специальное оборудование, расположенное слева.

Ну и как позвольте вас спросить дорогие читатели выйти из такого интересного места, не сделав ? Правильно, никак! Сфотографировал все что захотел и спокойно сидел со самого Кольцово, смотрел в окно и на пассажиров с детьми. Которые носились по вагонам с радостными лицами и фотографировали все во круг!

В заключении хотелось бы добавить, что благодаря наличию четырех автономных электропреобразователей, Ласточка при отсутствии питающего напряжения из контактных сетей, может сохранять свою автономность 1,5 часа для ламп аварийного освещения, звуковых устройств, габаритных сигналов, систем автоматических дверей, стояночного тормоза и аварийной вентиляции вагона. Как преподавателя электропитания меня это очень радует! 😀

Не знаю как вам, но мне очень понравился Электропоезд Ласточка. Очень удобно, но зная, как РЖД планирует расписание поездов и количество вагонов в них, надеюсь Ласточек ждет счастливое будущее. Сильно расстраивает то что, когда едут много людей, вагонов всего четыре, люди стоят… А когда время малолюдное пускают 5, а то и 6 вагонов.

На этом хотелось бы закончить данный пост. Дорогие друзья не забывайте оставлять свои пожелания и вопросы в комментариях, рассказывать в своих социальных сетях об этом посте. Буду премного благодарен!

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


Фирменный поезд «Ласточка» — электропоезд сконструированный с учетом природных условий России на базе Siemens Desiro. В данное время поезд набирает все большую популярность, и постепенно вытесняет более старые модели электропоездов на территории России. Существует 2 типа электропоездов «Ласточка», которые отличаются типом питания.

История поезда

В 2009 году был заключен договор на разработку скоростного электропоезда между РЖД (Российские железные дороги) и компанией Siemens. Новые электропоезда планировалось использовать для городских перевозок на период Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В дальнейшем «Сочинские» поезда планировалось перераспределить между другими направлениями. В итоге 29 декабря 2009 года было подписано соглашение на покупку 54 электропоездов Siemens Desiro RUS. Их стоимость составила 410 млн. евро. Новые номера получили техническое название — ЭС1 (Ласточка). Из 54 составов 14 планировали произвести в России.

Особенностью конструкции поезда Ласточка является то, что поезд может переходить с постоянного тока на переменный. Из-за особенностей электрификации ж/д линий (3 кВ и 25 кВ), возможность работать в 2 режимах является жизненно необходимой. Так же подверглась изменению базовая ширина колеи. Ее привели к российскому стандарту — 1520 мм.

Для обеспечения создания электропоездов в России было создано совместное предприятие. Производить поезда начали в 2013 году в Верхней Пышме (Свердловская область). Планируется, что завод должен выпускать в год около 200 вагонов. Планируется к 2017 году производить порядка 80% поездов в России.
Второй контракт на закупку 1200 вагонов у компании Siemens был заключен 7 сентября 2011г.

Технические характеристики «Ласточки»

Масса состава поезда - 267 т;
Максимальная скорость поезда - 160 км/ч;
Первоначальное ускорение (при трогание с места) - 0,64 м/с²;
Тяговооруженность (мощность)
Модель ЭС1 - 2550 кВт;
Модель ЭС2Г - 2932 кВт;
Сила тяги (пять вагонов) - 280 кН;
Сидячие места для пассажиров — 409
Места для инвалидов-колясочников — 4
Места с функцией откидывающихся сидений — 30
Запитка поезда от линий:
Модель ЭС1 - Может использовать и постоянный и переменный ток (3 кВ/15 кВ)
Модель ЭС2Г - Использует только постоянный ток (3 кВ).

Маршрут и время в пути

Отправление Прибытие Расстояние В пути Класс поезда
Санкт-Петербург () Бологое 319 км 3 часа 12 минут Стандартный
Санкт-Петербург () Великий Новгород 192 км 2 часа 50 минут Стандартный
Санкт-Петербург () Петрозаводск 192 км 4 часа 55 минут Люкс
Москва () Нижний Новгород 482 км 4 часа 00 минут Стандартный
Москва () Курск 537 км 5 часов 55 минут Люкс
Москва () Орёл 383 км 4 часа 05 минут Стандартный
Москва () Смоленск 418 км 4 часа 32 минуты Стандартный
Краснодар Адлер 251 км 4 часа 53 минуты Стандартный
Краснодар Ростов-на-Дону 278 км 3 часа 23 минуты Стандартный
Майкоп Адлер 254 км 5 часов 23 минуты 2-й и 3-й классы вагонов
Санкт-Петербург (Чудово-московское) Великий Новгород 75 км 1 час 12 минут Стандартный

Схемы вагонов поезда «Ласточка», «Ласточка-премиум» и их модификаций ЭС1П и ЭС2Гп

На этой странице представлены схемы расположения мест в вагонах скоростных региональных поездов «Ласточка», «Ласточка-премиум», а также их модификаций ЭС1П и ЭС2Гп. Они помогут вам выбрать удобное место — у окна или у прохода, по ходу движения или наоборот, а путешествующим семьёй или дружной компанией — специальные совмещённые блоки кресел.

Поезда «Ласточка» имеют салон пригородного типа. Поезда с салоном междугороднего типа называются , они имеют несколько модификаций, различающихся расположением мест. На маршрутах Москва – Иваново, Москва – Курск, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Сортавала, Санкт-Петербург – Маткаселькя (Рускеала), Псков – Петрозаводск работают модификации .

Поезда «Ласточка» (с салонами пригородного типа)

Головные вагоны (№1, №6).

Промежуточные вагоны (№2, №7).

Промежуточные вагоны (№3, №4, №8, №9).

Головные вагоны (№5, №10).

В сентябре мы преодолели путь от Новороссийска до Ростова-на-Дону на скоростной электричке "Ласточка". Подробности, мои впечатления, а также про позор РЖД под катом...


Для начала хочу отметить, что я люблю поезда. Гораздо больше, чем самолёты, и часто на них езжу.
Но эта "Ласточка" мне не понравилась.

Когда встал вопрос о том, на чём ехать до Ростова, были варианты сесть на обычный поезд дальнего следования или попробовать таки "Ласточку". На "Сапсанах" и прочих отечественных скоростных электричках (бывают "Стрижи" и "Ласточки"), мне путешествовать до того не удавалось. Да и цена билета на электричку была ниже, чем на обычный поезд. Поэтому выбрали "Ласточку".

Время в пути - чуть больше 6 часов. На самом деле, это важно, поскольку в электричке только сидячие места.

Когда покупал билет на сайте РЖД, встал выбор - эконом или бизнес-класс? Посмотрел, чем отличается бизнес, вот скриншот:

Привлекло прежде всего то, что есть рацион питания, поскольку за 6 часов в пути аппетит даст о себе знать...

Но не всё так просто у РЖД, как выяснилось.

Но давайте по порядку.

"Кожаные кресла.с регулируемыми спинками, индивидуальным освещением и розеткой между креслами"
Да, здесь всё правда. Вот как выглядит изнутри вагон бизнес-класса "Ласточки":

Кресла и впрямь кожаные (правда, тип кожы остался для меня загадкой), с высокими спинками. Рычаг регулировки расположен сбоку:

Но сама регулировка какая-то странная. По факту это не регулировка спинки, а регулировка подушки, потому что подняв рычаг, вы можете сдвинуть всё кресло как бы вперёд, т.е. подушка удлиняется, а спинка становится ниже. Кресло как бы съезжает вниз. Не уверен, что это добавляет комфорта, прилечь всё равно не получится...

Мне понравилась компоновка вагона. Во-первых, есть разные места. Хочешь сидеть один - можешь выбрать одиночное место у окна. Вдвоём - тоже можно. Вчетвером - выбираешь места вокруг столика. Очень хорошо!

Столики, кстати, с откидными секциями - это удобно:

Розетки между креслами действительно есть, но поначалу мы их не заметили и пользовались той, которая наверху, под полкой для багажа:

"Зона самообслуживания (чай и кофе)"
По факту ничего подобного в вагоне бизнес-класса Ласточки нет! Как так? А вот так - нет и всё. Даже кипятка нет! За ним приходится идти в соседний вагон, где установлен кулер. РЖД - не зачёт!

"Рацион питания, прохладительные напитки, пресса"
Когда мы отправились из Новороссийска, я подошёл к проводнику и спросил, будут ли кормить. Ответ был отрицательный. Она показала мне в моём билете отсутствие аббревиатуры "У1", которая означает количество рационов питания. Но в описании бизнес-класса питание есть - как же так? Оказывается, описание общее для всех скоростных электричек РЖД. А будет питание на самом деле или нет - понять на сайте РЖД невозможно, пока ты не купишь билет. Вот такой бардак! :-(((
Да, прохладительных напитков и прессы тоже не было...

Но хватит о грустном, давайте посмотрим, что ещё интересного в вагоне бизнес-класса.
Во-первых, есть гардеробная:


Не уверен, хватит ли её на всех пассажиров, но зимой будет актуально.

Во-вторых, в вагоне целых 2 туалета. Расположение необычное: не с края вагона, как в поездах дальнего следования, а в средней части. Один из них расположен в непосредственной близости от одиночных мест, а второй - напротив гардеробной. Он адаптирован для инвалидов, дверь сдвижная:

В начале пути внутри всё чисто:

Но знаете, что самое ужасное? То, что в соседних вагонах туалетов нет! Да-да, "Ласточка" состоит из 5 вагонов, время в пути между конечными станциями более 6 часов, а туалеты есть только в первом (бизнес-класс) и пятом (эконом) вагонах! Вы можете себе такое представить в 2017-ом году? Это самая настоящая жесть! Даже если Вы купили билет в бизнес-класс, всё время следования мимо вас в туалеты и обратно будут ходить люди из соседних вагонов. И через 3-4 часа туалет при такой нагрузке из чистого превратится в ужасный.
Здесь также стоит отметить, что двери между вагонами не автоматические, как в современных составах дальнего следования. Они раздвижные, т.е. их приходится открывать двумя руками, одной это сделать практически не реально. А если вы идёте с детьми или с пожилым человеком или с инвалидом?

РЖД, зачем ты так делаешь? Прекрати!!!
Если время в пути более 3-х 2-х часов, туалеты должны быть в каждом вагоне!

Теперь о том, как эта "Ласточка" летает едет.
Во-первых, между Новороссийском и Ростовом она делает порядка 9 остановок:

Скоростной назвать эту электричку на участке между Новороссийском и Краснодаром язык не поворачивается. В основном она движется со скоростью 40-60 км/ч, лишь изредка разгоняясь до 85 км/ч:

Информационное табло висело совсем рядом с моим креслом, поэтому была возможность мониторить скорость.
После Краснодара едем быстрее и однажды даём жару аж до 140 км/ч, но только единожды:

Продолжительность остановок разная. От 2 минут до 15. На некоторых из них машинист по громкой связи объявляет время стоянки. Автоматические двери на стоянках открываются не во всех вагонах. Это заранее тоже объявляют. Как я понял, таким образом РЖД борится с "зайцами"...

Во время движения несколько раз от начала до конца состава ходит сотрудница с большой тележкой и предлагает напитки и сэндвичи за дополнительную плату. Самое сложное для неё - перебраться с тележкой из одного вагона в другой, почему РЖД разработчики вагонов сделали такие неудобные двери - для меня загадка. В бизнес-классе работает система кондиционирования - при температуре за бротом +34 градуса внутри было терпимо. Правда, пару раз кондиционер почему-то отключали, но затем по просьбам пассажиров включали вновь...

Ехать 6 часов нам было тяжело. Многие пассажиры выходили на промежуточных станциях. В Краснодаре вышел почти целый вагон, но тут же зашли новые пассажиры до Ростова...

Почему же "Ласточка" превратилась в свинью? Во-первых, из-за ситуации с туалетами. И, во-вторых. при поворотах из мест контакта колёс с рельсами издаются очень характерные звуки, напоминающие хрюканье. Даже не напоминающие, а практически копирующие. Да, звуки эти заглушены, но они весьма различимы и вызывают насмешки пассажиров. Хотите послушать их на протяжении 6 часов? Тогда Вам в "Ласточку", во всех остальных случаях я отныне предпочту поезд дальнего следования...

P.S. Чуть не забыл: персоналу "Ласточки" - проводнику вагона бизнес-класса и машинисту - хочется сказать слова благодарности. Они были максимально вежливы. На конечной станции машинист лично помогал всем спускаться из вагона на низкую платформу. Проводник при общении улыбался. В этой части сработали хорошо, молодцы!