Правила буксировки на жесткой сцепке грузового автомобиля. Как правильно буксировать на жесткой или гибкой сцепке – что говорят ПДД? Правила по буксированию авто с акпп

Автомобиль представляет собой технику, которая так же, как и все другие приборы, имеет свойство ломаться. Но, к сожалению, машина - это не маленький агрегат, который можно взять в руки и отнести на ремонт. Поэтому иногда его приходится буксировать до «родного» гаража или сервисного центра. Для этого требуется знать и соблюдать правила буксировки автомобиля легкового и грузового.

Виды буксировки транспортных средств

Буксировка автомобиля подразделяется на несколько основных видов, каждый из которых обладает своими особенностями и, как следствие, свои области применения.

Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке

Буксировка на гибкой сцепке производится с помощью троса с крюками. Длина последнего варьируется в пределах 4-6 метров. Данная длина выбрана для того, чтобы водитель, находящийся внутри буксируемого ТС, мог контролировать дорогу и, в случае необходимости, выполнять маневры .

При меньшем расстоянии это будет сложно, поскольку дорога не будет видна, а при большей длине может быть причинен вред буксирующему и другим участникам движения при выполнении маневра.

Буксирующие тросы для буксировки автомобиля:

  • Авиационный капрон;
  • Корабельный канат;
  • Трос из ткани;
  • Стальной трос;
  • Трос из полипропилена.

Видео: Как правильно выбрать буксирующий трос для машины.

Вместо крюков на тросе могут присутствовать шаклы, представляющие собой скобы со шкворнем. Эти тросы могут быть как из синтетического материала, так и в виде обычного каната. Либо стальные, но они обычно используются для трактора или грузового автомобиля. Из искусственных материалов распространен капрон, полипропилен и т. д. Такие тросы обычно используют для легкового автомобиля.

На тросе обязательно должны присутствовать специальные флажки, закрепленные через каждый метр. Либо не меньше, чем через каждые 2 метра. Форма флажков квадратная, на них нанесены диагональные красные и белые линии со светоотражающей основой. Такая мера необходима потому, что в ночное время другие участники движения могут не увидеть трос и попытаться вклиниться между двумя ТС.

По возможности буксируемому водителю следует придерживаться полосы движения, ближе всего расположенной к центру .

Буксировка автомобиля на жесткой сцепке

Буксировка легкового автомобиля на жесткой сцепке производится с помощью металлического каркаса, который обычно имеет вид треугольника и крепится одним углом к буксировщику, а двумя - к буксируемому ТС. Расстояние между двумя ТС должно быть не более 4 метров . Ее можно использовать и в зимний, и в летний период, поскольку ей не страшен гололед.

С частичной погрузкой

Такой тип буксировки осуществляется с помощью специальной платформы, имеющей два колеса и позволяющей закрепить переднюю часть автомобиля, оставляя для его самостоятельного движения только задние колеса. Длина такой сцепки не должна превышать 4 метров.

Буксировка грузовых автомобилей

Буксировка ТС без водителя или буксировка с водителем производится, в основном, тогда, когда в автомобиле не работает двигатель. При этом все остальные элементы конструкции могут находится в целости.

В случае, когда цела тормозная система и рулевое управление, летом можно буксировать ТС любым способом .

Буксировка зимой исключает возможность использовать трос для буксировки авто, поскольку это может быть очень опасно в условиях гололеда.

При использовании любой из сцепок, кроме частичной погрузки , водитель не только может, но и обязан находиться в автомобиле . Также там могут присутствовать и пассажиры.

Если же используется частичная погрузка, то в машине никого не должно быть.

Если в ТС не работает тормоз . В этом случае гибкая сцепка запрещена, поскольку буксируемый автомобиль может врезаться в буксировщика при торможении последнего. Однако, важное условие в том, чтобы в таком случае буксировщик был в 2 раза тяжелее буксируемого . В соответствии с Правилами, это считается минимальным весом, при котором буксировщик сможет остановить следуемый за ним автомобиль.

Когда не работают все системы автомобиля . В этом случае можно использовать только частичную погрузку. В машине никто не может находиться, поэтому все маневры осуществляются за счет буксировщика, следовательно его масса обязательно должна превышать в 2 раза массу буксируемого ТС.

Основные условия буксировки неисправного автомобиля

  • Во время буксировки необходимо пользоваться световой аварийной сигнализацией . Если она уже не работает по причине окончания заряда аккумулятора, то в таком случае сзади вешается знак аварийной остановки. В темное время суток или при проезде внутри тоннеля на буксируемом ТС должны быть активированы габаритные огни. Постоянно должны гореть либо дневные габаритные огни, либо ближний свет, либо противотуманные фары.
  • Больше, чем одно ТС за раз, буксировать запрещено . По этой причине не разрешается буксировать автотранспорт с прицепом. Однако, если имеется автопоезд, он считается одной единицей транспорта и может буксироваться. В случае буксировки крупногабаритного общественного транспорта или грузовиков запрещается провозка пассажиров в салоне или кузове.
  • Что касается автомагистрали, то она является скоростной трассой . Вследствие этого буксировка будет практически невозможна, поскольку большинство ТС на этой дороге движутся со скоростью, близкой к 110 км/ч, а оптимальная скорость буксировки составляет 50 км/ч.


Буксировка автомобиля с АКПП

При буксировки автомобиля с автоматической коробкой передач, нужно следовать следующей инструкции:

  • Положение АКПП всегда «N» или «2»;
  • Максимальное расстояние буксировки автомобиля до 50 км.;
  • Максимальная скорость машины при буксировке до 40 км/ч.;
  • Руль не должен быть заблокирован — должно быть включено зажигание или карточка должна быть вставлена в приемное устройство;
  • Снят с ручного тормоза.
  • Обеспечьте доливку трансмиссионной жидкости до максимального уровня;
  • Буксировать легковой автомобиль с включенным двигателем или нет — нужно смотреть в руководстве от производителя.

Буксировка машины в зимнее время :

  • осуществляется на жесткой сцепке или с полной погрузкой,
  • перед началом движения необходимо попереключать по положениям АКПП, что бы погонять масло в коробке передач;
  • скорость движения 30-40 км/ч.

Правила буксировки если неисправна АКПП или тормозная система не работает :

  • буксировка осуществляется с поднятыми ведущими колесами;
  • автомобиль проводящий буксировку должен иметь массу в два раза больше буксируемого автомобиля;
  • скорость движения до 40 км/ч.
  • буксировка осуществляется только жесткой сцепкой или с полной погрузкой;

Для полноприводных транспортных средств (машины 4х4) с АКПП буксировка на тросе и жесткой сцепке запрещена . Для них можно использовать только полную погрузку или вызов эвакуатора.

Многие задают вопрос «Как проводится буксировка автомобиля с АКПП с неработающим двигателем? » Ответ: «Буксировку лучше не проводить, а лучше вызвать машину эвакуатора». Если нет возможности вызвать эвакуатор;

  • долгая буксировка нежелательна, так как может привести к поломке АКПП;
  • при движении нужно будет сильнее выжимать педаль тормоза и прилагать больше усилий при поворотах, так как не будут работать тормоза и гидроусилитель руля;
  • включить аварийные сигналы;

Видео: Как буксировать автомобиль на автомате.

Мотоциклы

Если имеется двухколесный мотоцикл, то он не имеет права ни буксироваться, ни буксировать, поскольку буксировка мотоцикла производится на малых скоростях, на которых данный вид транспорта теряет устойчивость. Однако, если имеется прикрепленная «люлька», мотоцикл становится трехколесным и может поддерживать требуемую скорость движения.

Во избежание ДТП при буксировке мотоцикла необходимо следовать установленным правилам, которые помогут не только не повышать риск развития неприятных ситуаций на дороге, но и обезопасить себя от штрафа.

Видео: Правила буксировки автомобиля на гибкой и жесткой сцепке.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 25907-89

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие технические требования. Методы испытаний

Towing attachments for commercial venicles. General technical requirements and test procedure.

ГОСТ

25907-89

Срок действия с 01.01.90

до 01.0 .9 5

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шкворнем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней части автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой* до 50000 кг (а также в задней части тех автомобилей, которые не имеют тягово-сцепного устройства), и жесткого буксира типа «штанга» или «треугольник», применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк по ГОСТ 2349 или тяговую вилку по СТ СЭВ 5165.

Стандарт не распространяется на буксирные устройства автомобилей конструктивной полной массой свыше 50 000 кг и автомобилей, поставленных на производство до 01.01.92, а также на буксирные устройства других типов.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от конструктивного исполнения следует различать буксирные устройства типов «штанга - буксирная вилка» и «треугольник - буксирные вилки».

* Под конструктивной полной массой седельного тягача следует понимать сумму массы снаряженного седельного тягача и седельной массы, устанавливаемых изготовителем, а также регламентированных масс водителя и обслуживающего персонала по числу мест в кабине.

1.2. Типоразмер буксирного устройства должен определяться в зависимости от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля в соответствии с таблицей.

Размеры, мм

Типоразмер

Конструктивная полная масса буксируемого автомобиля, кг

не менее

не менее

не менее

Высота расположения продольной оси буксирной вилки

До 3500

1800

От 570

до 1150

От 1500

до 2000

От 300 до 800

Св. 3500 до 19000

2100

От 600*

Св. 14500 до 35000

2200

Св. 30000

От 900

до 1300

* Конкретное значение устанавливаетсяпо согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

1.3. Основные размеры буксирной вилки со шкворнем должны соответствовать указанным на черт. 1 и в таблице.

Черт. 1

Примечание. Конструкция буксирной вилки со шкворнем чертежом не регламентируется.

1.4. На автомобилях всех типов, кроме автомобилей высокой проходимости, должны устанавливаться одна или две буксирные вилки, а на автомобилях высокой проходимости обязательна установка двух буксирных вилок. Буксирные вилки должны быть расположены либо в вертикальной продольной плоскости симметрии автомобиля (одна вилка), либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150 мм между осями шкворней (две вилки), причем ось вилки (вилок) должна быть параллельна продольной оси автомобиля.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается иное число и расположение буксирных вилок.

1.5. Высота расположения продольной оси буксирной вилки (буксирных вилок) от опорной поверхности для автомобилей всех типов, кроме автобусов, должна соответствовать указанной в таблице, а для автобусов - устанавливаться по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).


Черт. 2

Примечания:

1. Конструкция буксира чертежом не регламентируется.

2. Отклонение размеров петель по ГОСТ 7505 .

1.6. Размеры буксиров и их петель должны соответствовать, указанным на черт. 2 и в таблице. Для буксиров типа «штанга» типоразмеров 1-3 по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются, а для буксира типоразмера 4 обязательны одинаковые размеры петель на обоих концах буксира, которые должны соответствовать указанным на черт. 2 для петли, сцепляемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля.

Для буксиров типа «треугольник», в конструкцию которых встроены шарниры с горизонтальной осью вращения, размеры петель, сцепляемых с буксирными вилками, допускается устанавливать по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

Для международных перевозок размеры петли буксира, соединяемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля, должны соответствовать СТ СЭВ 5165.

Конструкция буксира типа «треугольник» должна позволять изменять размер С в пределах, указанных в таблице.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Элементы буксирного устройства (буксирные вилки и жесткие буксиры) должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативно-технической документации.

2.2. Конструктивные размеры и формы элементов буксирных устройств, материал и способ изготовления, а также место и способ крепления буксирной вилки (буксирных вилок) к автомобилю и способ стопорения шкворня следует устанавливать в нормативно-технической документации по результатам расчета на прочность и опыта эксплуатации.

2.3. Твердость сопрягаемых рабочих поверхностей петли буксира и шкворня вилки должна быть не ниже HRC э 43.

2.4. Буксирные вилки не должны выступать за габариты автомобиля, а их конструкция и расположение должны обеспечивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля:

в вертикальной плоскости (угол a черт. 1) на угол не менее ±15°, а для автомобилей высокой проходимости на угол не менее ±45°. Последнее требование допускается обеспечивать конструкцией буксира;

в горизонтальной плоскости (угол β черт. 1) для буксира типа «штанга» на угол не менее ±50°.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются иные углы свободного отклонения прицепленного буксира.

Для буксира, выполненного с одинаковыми размерами петель в соответствии с , углы свободного его отклонения устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

2.5. Конструктивные размеры и форма буксирной вилки должны обеспечивать возможность сцепки с тросом, цепью или канатом при вытаскивании застрявшего автомобиля или закреплении автомобиля для перевозки его на другом транспортном средстве.

2.6. Шкворень должен быть расположен вертикально и иметь посадку с гарантированным зазором в отверстиях буксирной вилки. Конструкция стопорения шкворня должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения буксира во время движения и не препятствовать отклонению его в пределах углов, предусмотренных в п. 2.4.

2.7. Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» допускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость неперпендикулярность оси каждой сцепной петли буксира к. этой плоскости должна быть не более 3°.

2.8. Буксир следует окрашивать красными и белыми чередующимися поперечными полосами шириной 240-260 мм.

По требованию потребителя (заказчика) допускается однотонная окраска темных цветов.

2.9. На буксире должны быть нанесены:

обозначение типоразмера;

максимальная конструктивная полная масса буксируемого автомобиля в тоннах;

товарный знак предприятия-изготовителя;

клеймо службы контроля;

месяц и год выпуска буксира.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Испытания буксирных устройств подразделяются на лабораторные и пробеговые и должны проводиться в ходе предварительных испытаний автомобиля, а пробеговые испытания буксирных устройств - также и при приемочных испытаниях автомобиля.

3.2. При лабораторных испытаниях буксирных вилок автомобиль должен быть закреплен от перемещений на твердой горизонтальной опорной поверхности путем фиксации элементов передней оси. Вместо комплектного автомобиля допускается использовать его шасси или корпус при обеспечении эквивалентности условий нагружения.

3.3. Статическая нагрузка при лабораторных испытаниях должна быть приложена к установленному в буксирную вилку шкворню через жесткую штангу или заменяющее ее приспособление с имитацией работы штанги как на растяжение, так и на сжатие.

3.4. Лабораторные испытаниябуксирнойвилки должныпроводиться последовательно при направлениях действия статической нагрузки:

под углом ±25° к продольной оси автомобиля в горизонтальной плоскости;

под углом ±10° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна половине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля.

3.5. Для автомобилей, имеющих в передней части две буксирные вилки, дополнительно проводят лабораторные испытания буксирных вилок с буксиром типа «треугольник» при направлениях действия статической нагрузки:

параллельно продольной оси автомобиля;

под углом ±5° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна полуторакратной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля, а для автомобилей, изготовленных по требованиям заказчика, - утроенной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля или устанавливаться по согласова­нию с потребителем (заказчиком).

3.6. Лабораторные испытания буксиров должны проводиться с имитацией их работы как на сжатие, так и на растяжение, при этом величина статической нагрузки для буксиров типа «штанга» должна составлять половину силы тяжести от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля, для буксиров типа «треугольник» - полуторакратной ее величине, а для буксиров типа «треугольник», изготовляемых по требованиям заказчика, - утроенной ее величине. В качестве конструктивной полной массы буксируемого автомобиля для буксира соответствующего типоразмера следует принимать ее максимальное значение по таблице. Для буксиров типа «треугольник» допускается проводить испытания путем приложенияк петле, соединяемойс тягово-сцепным устройством автомобиля, боковой статической нагрузки, действующей в общей плоскости буксира последовательно в обоих направлениях, причем ее величина должна быть такой, чтобы обеспечить эквивалентное вышеизложенному нагружение петель буксира, сцепляемых с буксирными вилками.

3.7. Число повторений каждого приложения статической нагрузки по пп. 3.4-3.6 должно быть не менее пяти. Контроль угла приложения статической нагрузки, а также углов гибкости буксирного устройства по п. 2.4 и углов взаиморасположения плоскостей петель по должен проводитьсясоответствующим угломерным инструментом с погрешностью не более 0,2°.

3.8. Пробеговые испытания буксирных устройств должны проводиться путем буксировки автомобиля, груженого до конструктивной полной массы, в объеме не менее 250 км пробега со скоростью не выше 50 км/ч, причем 120 км пробега должно проводиться в условиях имитации городского режима движения, а 130 км пробега - при движении по грунтовым дорогам. При использовании буксира типа «треугольник»радиусы поворота буксирующего автомобиля должны превышать минимальный радиус поворота буксируемого автомобиля не менее чем в 1,25 раза во избежание бокового скольжения передней оси буксируемого автомобиля и опасности поломки буксира и буксирных вилок.

Пробеговые испытания буксирных устройств седельного тягача допускается проводить при снаряженном его состоянии.

3.9. После окончания как лабораторных, так и пробеговых испытаний детали буксирных вилок и буксира, а также детали несущей системы, к которым крепятся буксирные вилки, не должны быть деформированы, элементы крепления буксирных вилок не должны быть разрушены, а расположенное рядом с буксирными вилкамиоборудование (осветительные и сигнальные приборы, элементы тормозной системы, рулевогоуправления и т.п.) не должно быть повреждено. Контроль визуальный.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА.

О.И. Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); В.И. Соловьев, канд. техн. наук; Н.М. Варыпаев; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.89 № 2277

3. Срок проверки 1994 г.

4. Взамен ГОСТ 25906-83, ГОСТ 25907-83

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ



Самой доступной с технической точки зрения и одновременно самой сложной для водителей является, конечно, буксировка на гибкой сцепке (тросе). Недавно Правительство РФ даже приняло , согласно которым начинающий автолюбитель со стажем вождения менее двух лет больше не имеет права буксировать автомобиль. За нарушение этого пункта Правил могут привлечь по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ (нарушение правил перевозки грузов и буксировки). Получите предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Не забывайте, что буксируемый на гибкой сцепке автомобиль является полноценным участником дорожного движения, а потому его водитель обязан иметь при себе стандартный набор документов: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации или ПТС, полис ОСАГО. Ну и, конечно, буксируемый автомобиль должен иметь номерные знаки. Иначе у инспекторов ГИБДД возникнут вполне обоснованные вопросы.

Подготовка

На буксирующем автомобиле должен гореть ближний свет фар вне зависимости от времени суток. Собственно, сейчас все автомобили обязаны двигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Но нелишне еще раз об этом напомнить. Подробнее о том, когда и как использовать , написал Сергей Смирнов.

На буксируемой машине должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, необходимо сзади закрепить знак аварийной остановки. Длина гибкой сцепки должна быть от четырех до шести метров. Это в ваших же интересах. Дело в том, что потребность в буксировке, как правило, возникает из-за невозможности запустить двигатель, а значит и про усилитель тормозов тоже можно позабыть. Если трос короткий, водитель буксируемого автомобиля может с непривычки выбрать неправильное усилие на педали тормоза и «догонит» свой буксир. Если же трос слишком длинный, возникнут сложности при проезде поворотов.

У буксируемого на гибкой сцепке автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление. Скорость транспортировки - не более 50 км/ч. Нужно помнить и о том, что в буксировка запрещена.

На буксируемом автомобиле нужно включить зажигание, чтобы не сработала механическая блокировка руля в повороте. Поэтому рекомендуем отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения - это сбережет заряд аккумулятора. Кроме аварийной сигнализации водителю сломавшейся машины может понадобиться и клаксон, а в дождь - и стеклоочистители. На все это нужна энергия, и ее надо беречь.

Чтобы проблем при транспортировке не возникло, оба автомобиля должны иметь буксировочные проушины. Трос для буксировки выбирайте надежный, с карабинами, а в идеале - способный растягиваться. Так он будет лучше амортизировать, ведь при буксировке возможны рывки. Обычный трос в таких условиях может порваться, повредить бампер, фару или влететь в стекло.

Правилами процесс крепежа троса не регламентируется. Главное, чтобы он был закреплен надежно. Это в интересах обоих водителей. Если у «буксира» нет проушин сзади, трос крепится за фаркоп. Если нет и его, а задняя подвеска рессорная, трос можно зацепить за рессору.

Затем на трос нужно прицепить так называемые предупредительные устройства. Они описаны в пункте 9 основных положений Правил («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Это флажки или щитки размером 200x200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами шириной 50 мм. На трос должно быть установлено минимум два таких флажка. Если их нет, а сцепка из двух машин попала в ДТП - скажем, водитель автомобиля, едущего по соседней полосе, начал перестраиваться и задел буксировочный трос, - то виновным признают водителя буксира. Он нарушил пункт 20.3 Правил.

За отсутствие предупредительных устройств предусмотрено предупреждение или штраф 500 руб. Основной вопрос в том, где взять эти самые таблички - обычные красные тряпки не подойдут, так как они не обладают световозвращающим эффектом. Многие производители тросов флажки-таблички просто не делают, в магазинах автозапчастей этот товар тоже редкий, так что придется искать в интернете.

Что делать, если троса нет? Попробуем смастерить его из того, что окажется под рукой, то есть в багажнике машины. Прочные веревки, ремни безопасности и прочее. Главное, чтобы такой «самопал» был требуемой длины.

В путь

Троганье - один из самых сложных моментов при буксировке. Водитель первого автомобиля должен начинать движение плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления. Это смягчит рывок. Затем нужно добавить газа, чтобы не дать тросу провиснуть сразу после начала движения.

Еще один важный момент - переключение передач. Манипулировать рычагом механической коробки нужно быстро, а педалями - плавно, особенно в моменты смыкания дисков сцепления. Иначе рывки троса неизбежны, а там и до разрыва недалеко.

Нужно помнить, что водитель сзади видит дорогу хуже, чем водитель первого автомобиля, и к тому же имеет сильно ограниченные возможности для маневра. Потому в сцепке нужно двигаться осторожно, по возможности избегая торможений и остановок. Но если остановка необходима, перед торможением помигайте аварийкой. Это даст понять второму водителю, что вы собираетесь останавливаться. При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.

Важно помнить, что неаккуратная буксировка может привести к аварии и, возможно, человеческим жертвам, поэтому не стоит подходить к этому процессу легкомысленно. Если опыта буксировки нет, то не следует начинать практику на оживленных городских улицах. Лучше доверить это более опытному водителю, а когда выпадет шанс, потренироваться в буксировке где-нибудь за пределами городской черты. И все же желаю никогда не попадать в ситуацию, когда вам могли бы пригодиться наши советы.

Очень часто в наше время можно увидеть, как ТС транспортируется на буксире.

Буксировка осуществляется тогда, когда один водитель по каким-то причинам теряет возможность самостоятельно управлять своим ТС и ему приходится просить помощи у других ТС. Случится это может по разным причинам: скажем, если автомобиль забуксовал, сломался или у него кончился бензин.

Главное – учитывать все правила буксировки автомобиля. Иначе это может быть опасно и окончиться аварией. Кроме того, водитель рискует получить штраф.

Чтобы избежать нежелательных ситуаций водитель должен помнить о некоторых обязательных правилах:

  1. Нельзя брать авто на буксир в гололед;
  2. Система тормозов должна работать правильно;
  3. На тросе должны присутствовать светоотражатели;

Если транспортировка происходит на жесткой сцепке, то здесь стоит помнить о следующих правилах:

  1. Если осуществляется транспортировка машины с неработающей системой тормозов, то его вес должен быть в пару раз меньше, чем у буксира;
  2. Нельзя буксировать автомобиль, у которого не работает рулевое управление.

Наибольшая допустимая скорость при буксировке равна 50 км/ч. Важно понимать, что такое ограничение действительно как для городских дорог, так и для дорог, находящихся за пределами города. Передвигаясь по городу зимой, необходимо уменьшить скорость до 30 км/ч. Но при этом не стоит ехать слишком медленно, таким образом, вы будете затруднять движение других ТС.

Согласно ПДД буксировка разрешена и на автомагистрали. Скорость движения ТС должна быть больше, чем 40 км/ч. В ином случае это будет признано нарушением.

У авто, которое двигается первым, должны гореть фары ближнего света. У позади идущего ТС должны гореть аварийные огни. Это требование соблюдают все. Необходимо понимать, что вечером без включенных световых приборов другим водителям будет сложно понять, что ТС находится на буксире.

В каких ситуациях буксировка запрещается?

Не многие автомобилисты знают, что транспортировать таким образом ТС разрешено далеко не всегда. За незаконную транспортировку водитель может быть наказан.

Вот ситуации, когда буксировка авто запрещается:

  1. Если установлен дорожный знак «Движение с прицепом запрещено»;
  2. Если требуется транспортировать более одного ТС одновременно;
  3. Если вы владеете мотоциклом. Без бокового прицепа осуществлять буксировку авто с помощью данных ТС запрещено. Также эти ТС запрещается брать на буксир. Если они ломаются, транспортировка должна осуществляться с помощью эвакуатора.

Варианты буксировки ТС

Сегодня существует большое количество способов, с помощью которых можно транспортировать авто. Если у вас есть знакомый, который может взять вас на буксир, то лучше воспользоваться его помощью. Но если такого знакомого нет, то водителю придется вызывать эвакуатор. Это может обойтись дороже, зато ТС будет доставлено до определенной точки без особых хлопот.

На гибкой сцепке

Гибкая сцепка является наиболее часто встречающимся вариантом транспортировки авто. Чтобы сделать ее, понадобится мягкий трос, имеющий крепления. При сильной нагрузке он будет растягиваться. За счет этого будет снижен риск повреждения ТС.

Место для монтажа подобного устройства присутствует во всех авто. Трос цепляют к задней части ТС, перемещающегося впереди. Другой конец троса крепится к передней части, находящегося на буксире.

На жесткой сцепке

В этом варианте применяется конструкция из металла, у которой также есть крепление с двух сторон. Сцепка бывает разного строения. Встречаются и довольно сложные варианты, у которых имеется сразу две точки для крепления на одном конце. Подобный вид сцепки встречается очень редко. И подобная металлическая конструкция есть далеко не во всех автомобилях. Но если осуществляется буксировка грузового авто, то она нужна обязательно.

С помощью частичной погрузки

Для проведения буксировки подобным образом необходимо грузовое ТС и кран для частичной переброски авто. В основном так транспортируют только грузовики. Легковые же машины транспортировать так же нецелесообразно.

Тонкости буксировки авто с АКПП

В современное время большинство людей приобретают машины с АКПП. Так что для некоторых подобная тема довольно актуальна.

Перевозка подобного транспорта может быть произведена с помощью 2 способов:

  1. При помощи гибкой сцепки. Перед тем, как выполнить процесс, необходимо знать, на какой вес рассчитан трос. Важно проконтролировать, чтобы его длина была не меньше 4 и не превышала 6 метров;
  2. С помощью эвакуатора. Этот метод является самым востребованным для подобного типа транспорта. Службы транспортировки сами отвечают за повреждение ТС во время транспортировки. Минус этого метода в высокой цене;
  3. На жесткой сцепке. Этот метод прекрасно подойдет, если сломались тормоза. Трос должен иметь длину не больше 4 метров.

Все ТС должны транспортироваться на скорости не более 40 км/ч на расстоянии, которое не больше 40 км.

Буксировка грузовых автомобилей


Пришедшие в среднюю полосу России холода заставили некоторых автовладельцев вспомнить уже было подзабытые навыки реанимации своих замерзших железных коней. Способы есть разные, но один из самых распространенных - буксировка до ближайшего сервиса или с целью запуска двигателя «с толкача». Вроде бы ничего сложного в этом нет, однако ошибки встречаются достаточно часто. И не только технические. Знание законов необходимо и для буксировки.

В Правилах дорожного движения есть 20-й раздел, который так и называется: «Буксировка механических транспортных средств». Речь не идет о буксировке прицепа. Он хоть и считается транспортным средством, но к механическим не относится.

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке

Самый популярный способ буксировки на «галстуке», который на языке ПДД именуется гибкой сцепкой. Вопреки расхожему мнению подручные средства для этих целей подходят не очень хорошо. Причин несколько.

Во-первых, должна быть обеспечена необходимая длина троса - от 4 до 6 м. Такое расстояние считается оптимальным с точки зрения безопасности, поскольку, с одной стороны, позволяет контролировать траекторию движения обоим водителям, а с другой -дает возможность в случае необходимости затормозить без угрозы столкновения.

Второе условие - трос необходимо обозначить как минимум двумя флажками или квадратными щитками размером 20 на 20 см с красно-белыми диагональными полосами. Это вовсе не блажь, а весьма актуальное требование, особенно в зимнее время года, когда большую часть суток на улице темно: не дай бог кто-то не заметит трос и решит перестроиться между буксиром и его «прицепом» или, что еще хуже, проскочить между ними на перекрестке.

Наконец, «галстук» должен быть прочным и иметь надежный механизм крепления к буксирным проушинам. Ведь его разрыв при сильном натяжении может быть опасен не только для обеих машин, но и для оказавшихся вблизи людей.

Пользование световыми приборами

Мало кто помнит правила пользования внешними световыми приборами: аварийная сигнализация должна быть включена только на буксируемом автомобиле, в то время как на буксире - ближний свет фар. Это позволяет окружающим лучше понимать маневры «каравана», о которых предупреждают поворотники. Если из-за севшего аккумулятора «аварийка» не работает, сзади буксируемого автомобиля следует закрепить треугольник знака аварийной остановки. Это опять же связано с необходимостью привлечения внимания окружающих к особым условиям движения, что вдвойне актуально при пониженной видимости. Не забываем также, что максимальная скорость при буксировке ограничена 50 км/ч, поэтому попутных водителей не помешает заранее предупредить о том, что впереди относительный тихоход.

В каких случаях буксировка на гибкой сцепке запрещена

Конечно, за рулем буксируемого на гибкой сцепке автомобиля обязательно должен быть человек с водительским удостоверением и достаточными навыками управления. Во-первых, с точки зрения ПДД к водителю неисправного автомобиля предъявляются те же требования, что и к обычному водителю. А во-вторых, буксировка - дело вовсе не простое. На автомобиле с неработающим двигателем не функционируют и соответствующие ассистенты - усилители тормозов и рулевого управления, что делает выполнение привычных манипуляций намного более затруднительным как физически, так и морально. Если рулевое управление или тормоза неработоспособны полностью, то буксировка на «галстуке» запрещена вовсе и лучше прибегнуть к помощи профессиональных эвакуационных служб.

Еще один запрет, обозначенный в ПДД, касается буксировки на гибкой сцепке в гололедицу. Полагаем, комментариев о причинах такого ограничения не требуется. Но даже на сухой зимней дороге при запуске двигателя на ходу надо быть крайне осторожным, ведь если слишком резко отпустить педаль смешения, буксируемая машина может потерять сцепление с покрытием.

Наконец, перед буксировкой не поленитесь изучить соответствующий раздел руководства по эксплуатации вашего автомобиля. Ведь нарушение существующих технических ограничений может негативно сказаться не только на стоимости дальнейшего ремонта автомобиля, но и на безопасности движения.

Тонкости буксировки

Несмотря на то что раздел «Буксировка механических транспортных средств» не касается случаев движения с прицепами, в Правилах дорожного движения есть ограничения, касающиеся обеих ситуаций. Например, дорожный знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» распространяет свое действие в том числе и на буксировку другого транспортного средства. Аналогичным образом действует любой знак, дополненный табличкой 4.2 с изображением прицепа.

Несмотря на то что прямо это нигде не прописано, следуя логике ПДД, при буксировке необходимо выполнять требования знаков, ограничивающих общую фактическую массу и длину транспортных средств (знаки 3.11 и 3.15 соответственно). Кроме того, ПДД прямо запрещают как буксировку двух и более механических транспортных средств, так и буксировку двух и более прицепов. В то же время буксировать неисправный автопоезд допускается, поскольку с точки зрения ПДД он считается одной транспортной единицей.