Что такое зимник. Кто и почему не пускает на зимники частный автотранспорт? Правила движения по зимним дорогам

    ЗИМНИК, зимника, муж. 1. Дорога, которой пользуются только зимой, по которой нельзя ездить летом (обл.). «Вот он едет зимником по реке… с возом на мельницу.» Салтыков Щедрин. 2. Санный путь (обл.). 3. Крестьянин, приезжающий на зиму в город для… … Толковый словарь Ушакова

    ЗИМНИК, а, муж. Дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой. | прил. зимниковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 10 автозимник (1) ветер (262) декабрь (8) … Словарь синонимов

    Гонять. Кар. Ходить в поисках денег, заработка. СРГК 1, 365 … Большой словарь русских поговорок

    зимник - Временная дорога, прокладываемая зимой по снежной целине, речному или озерному льду. Syn.: снежно ледяная дорога … Словарь по географии

    М. 1. Дорога, которой пользуются только зимою. отт. Санный путь. 2. Небольшая тёплая изба, в которой живут зимой. 3. Землянка или строение для ночевки лесорубов, охотников, рыбаков и т.п. (обычно в зимнее время). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Мы проехали 21 тысячу километров по дорогам России, но меня не покидает ощущение, что мы видели лишь малую её часть. Узкая полоска цивилизации вьется вдоль Транссиба. А в стороне лежат огромные земли, доступные, как и сотни лет назад, только там, где есть реки. И зимники.

Зимники — это главные артерии Северов , районов лежащих вне дорог в привычном для жителя европейской России смысле. 65 процентов территории России приходятся на районы с вечной мерзлотой, причем, именно там сосредоточена масса полезных ископаемых, с которых, собственно, и кормится Россия. Изрядная часть северных поселений соединена с материком только зимниками. Каждый год их строят, накатывают, поддерживают или просто едут по ним на свой страх и риск. Вот, например, в Якутии:

  • почти 7 тысяч километров зимников прокладывается в Якутии каждый год
  • зимники — это 60% общей протяженности местных якутских дорог
  • по зимникам в Якутии перевозится 80% необходимых грузов
  • 18 северных и арктических районов Якутии сообщаются с Большой землей только по зимникам.

Зимники — это испытание для человека. Рассказы дальнобойщиков не хуже, чем рассказы Джека Лондона. Мороз, удаленность от цивилизации, капризы природы делают доставку грузов опасным приключением. Обязательно почитайте заметки Альбины С. на drom.ru. Зоркий глаз и хороший слог. Она уже 12 лет ездит с мужем-дальнобойщиком и повидала на своем веку немало. Собственно, большая часть фотографий — это то, что бывает с машинами на зимниках.

Подъем на зимнике. Не осилил подъем. Фото Альбины С. @ drom.ru

Каждый подъем с тяжелым грузом чреват сходом с дороги. то отмечали, что многие грузы тащат машины, которым не хватает энерговооруженности. Обычно в голове такой «колбасы», которая движется километров 20 в час, едет КАМАЗ, который еле справляется с грузом. Эта «колбаса» растягивается на десятки километров, и обогнать ее очень сложно.

А на зимниках перегруженные машины просто порой не выдерживают.


Перегруженный цементом прицеп просто сломался на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Судя по фото Альбины С., большую часть парка составляют именно КАМАЗы. Видимо, основным критерием оказывается то, что их можно починить в самой глухой глуши (об этом, собственно, нам рассказывал Ильдар ).


Ремонт КАМАЗа на зимнике. Зимой звенеть ключами особенно «приятно». Фото Альбины С. @ drom.ru

Однако Альбина отмечает, что:

Машин много. Почти все — большегрузные иномарки, которые вызвали двоякое чувство. Радостно, что в прошлое уходят старые машины, появился некоторый достаток. Огорчало, что в этой массе автомашин мало отечественных. И что заработанные деньги россиян уходят на новые рабочие места за рубежом, на процветание чужого автопрома.


Грейдер на зимнике. Фото Альбины С. @ drom.ru

Важные зимники чистят и ровняют грейдером, подсыпают щебень на подъемах. Однако, и тут экономят:

От начала зимника и до пикета «Бур» пролетели махом. Это около 200 км. Раньше этот участок проходили почти сутки. Одно огорчило, что дорогу сделали узкой. Говорят, строили две организации. Одни — шириной шесть метров, другие - семь. Мужики, которые укладывали грейдер, рассказывали, что вышестоящая организация не разрешила делать дорогу шире хотя бы метра на два. Денег нет. Чувствую, ударит по дальнобойщикам эта экономия, если уже сейчас видны следы съездов машин на обочину.


Не разъехались на зимнике. Дорога узковата.

Но, пожалуй, не буду больше рассказывать с чужих слов и показывать чужие фото. Я, собственно, это пишу, чтобы еще раз подчеркнуть, что та дорога, по которой мы ехали — это очень и очень хорошая дорога. И что есть много территорий, достаточно населенных, но построить там постоянную дорогу пока не получается. Конечно, новые технологии, применение геополотна и геосеток дают надежду на исправление ситуации. Вот

Так что, пока жизнь на Северах — это борьба за жизнь в достаточно суровых условиях. Спасает закалка людей, только обидно, что на людях по-прежнему экономят.

Документальный фильм «Зимник. Край лютых»

Типичное видео про зимник на Ямале

Бовоненково — поселок на Ямале, где располагается администрация Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Это гигантское месторождение в центре Ямала и зимников тут хватает. Фото, музыка, кадры ДТП.

Автозимник – это дорога с проезжей частью, построенной изо
льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также
проложенная по замерзшему льду рек и озер.

Так, для многих жителей отдаленных и труднодоступных
населенных пунктов Якутии зимники, протяженность которых составляет более 16
тыс. км - это настоящая дорога жизни, которая действует в течение почти
полугода. По зимникам в период закрытия навигации доставляют продукты питания,
топливо, строительные материалы и другие жизнеобеспечивающие грузы.

Зимники есть не только в Якутии, но в других регионах: на
Чукотке, в Камчатке. Корреспонденты ТАСС узнали, как и в каких условиях
прокладываются зимники и чем отличаются такие дороги в разных регионах.

Теплая погода – угроза для зимников

В этом году аномально теплая погода на севере привела к
срыву сдачи автозимников не только в Якутии, но и на Чукотке, где задержалось
строительство снежной трассы от городского округа Певек до поселка Билибино
Чаунского района.

"Традиционно автозимник открывался 15 января, но сейчас
строительство автозимника происходит в сложных условиях. Этот год отличается от
трёх предыдущих сильными ветровыми нагрузками и нетипичными для чукотской зимы
плюсовыми температурами. Западные ветра, наледи на реках, метели осложняют нашу
работу на автозимнике. Часто приходится возвращаться на уже готовые участки,
чтобы заново всё расчищать”, - сообщил заместитель директора обособленного
подразделения Чукотской горно-геологической компании в Певеке Александр
Слободяник.

В Якутии нынче сложная погодная обстановка сложилась в
колымской группе районов, где из-за отсутствия зимников ощущается нехватка
дизельного топлива для электростанций. На данный момент идет прокладка зимника
до села Андрюшкино, где проживают более 800 человек, которое расположено в 450
км от райцентра Нижнеколымского района Черского. Было принято решение пробивать
дорогу со стороны соседнего Среднеколымского района города Среднеколымск,
который расположен в 240 км от Андрюшкино. До начала февраля дорожная техника
должна добраться до села, где для экономии дизельного топлива каждые два часа
проводятся веерные отключения света, на 10 градусов понижен температурный режим
в жилом секторе.

В начале января такая же ситуация сложилась и в другом
населенном пункте – селе Колымское, но силами муниципалитета и дорожников
удалось пробить зимник в кратчайшие сроки и начать бесперебойный завоз топлива
и продуктов питания в село.

По словам дорожников Якутии, причиной, повлекшей за собой
позднее открытие автозимников, стал обильно выпавший снег в северных и
арктических районах в начале ноября, превышающий месячную норму в 4-5 раз, что
значительно усложнило работу дорожников. Толщина снега местами колеблется от
1,2 до 1,8 метров. Непростая ситуация осложнялась тем, что под снежным покровом
протекали многочисленные незамерзшие речки, которые затрудняли проезд
вездеходной и дорожной техники для пробивки автозимников.

"В сложных природно-климатических условиях Якутии
погода играет важнейшую роль в жизни каждого местного жителя. Именно поэтому
каждая подрядная организация закрепляет за своим участком автомобильной дороги
дежурную вездеходную и дорожную технику для экстренных случаев", -
отмечают дорожники.

Особенности якутских зимников

О технологии и особенностях прокладки зимника в Якутии ТАСС
рассказал генеральный директор Управления дорог Республики Саха Николай Сивцев.

"Автозимники в основном прокладываются в ноябре-декабре
месяце учитывая фактическое состояние льда и погодных условий. Нынче, несмотря
на эти погодные сложности, скоординированная работа наших экспертов совместно с
подрядными организациями позволяет проводить работы в соответствии с
план-графиком по пробивке и очистке автозимников. В целом дорожные работы
проводятся без отставания от календарного графика", - сказал он.

Автозимники в Якутии рассчитаны в основном на 5 месяцев
эксплуатации в зависимости от погодных условий, максимальный тоннаж составляет
от 3 до 40 тонн.

Если говорить про отличительные особенности автозимников в
разных районах республики, то можно отметить, что в зависимости от местности у
каждого района есть свои специфические особенности в части назначения
конструкций и методов строительства автозимников.

К примеру, при обустройстве автозимников, проходящих
через реку Лена, где местами есть
участки с образующимися наледями и не замерзающими речками, делают объезды для безопасного и
бесперебойного проезда автомобилей.

В Булунском районе, где автозимник проходит через тундровую
местность и море Лаптевых, снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают
дорогу, делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После
каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в
основном трактора К-700 ("Кировец"), которые тащат за собой
специальные волокуши для расчистки или трамбовки снега.

Для удобства работы техники, а также для транспорта,
передвигающегося по нерасчищенному зимнику, дорога маркируется специальными
вешками со светоотражающими лентами, благодаря которым даже заметенная дорога
легко читается, а полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться
с пути.

Главная чукотская зимняя магистраль: Певек-Билибино

На Чукотке, где в зимнее время действуют около 1 200 км
автозимников, в ближайшее время будет произведена госприемка самого длинного
зимника Певек–Билибино протяженностью около 300 км, по которому доставляется
наибольшее количество грузов. Эта магистраль будет работать до конца апреля.
Сейчас ее строят сразу две мобильные бригады, которые уплотняют снег
специальными тяжелыми волокушами.

Также на Чукотке идет интенсивное намораживание льда для
открытия ледовых переправ. “Обычно ледовая переправа через Анадырский лиман
открывается в первых числах февраля, однако в этом году из-за оттепели там еще
открытая вода. Ожидается, что переправа по лиману откроется не раньше второй
половины февраля”, - сказал представитель пресс-службы МЧС по региону.

Зимой через Анадырский лиман проходит ледовая дорога между
городом Анадырь и аэропортом “Угольный”. Всего в этом году на Чукотке с февраля
по март должна быть запущена в работу 31 ледовая переправа.

Между Корякией и Камчаткой

На территории Камчатского края расположен один автозимник от
села Анавгай Быстринского района до поселка Палана в Корякии протяженностью
около 500 км. Автозимник, соединяющий север и юг Камчатки, зимой является
единственной наземной транспортной артерией между населенными пунктами
Корякского округа и бывшей Камчатской области, которые с 2007 года являются
единым Камчатским краем.

Он делится на два участка – зимник продлённого действия и
зимник. Первый участок проходит от села Тигиль до поселка Палана и составляет
около 200 км. Это гравийная дорога, с мостовыми переходами, она действует
круглогодично. Но зимой ее не расчищают, а накатывают по трассе колею. Второй
участок – от села Анавгай до села Тигиль - 240 км пути. Этот зимник работает с
конца января – начала февраля по апрель.

"В настоящее время идет намораживание ледовых переправ
и утрамбовка снежной колеи тяжелой техникой. В частности, благодаря
установившимся морозам, начато намораживание самой крупной ледовой переправы в
том районе – через реку Тигиль шириной 20 метров, длиной 230 метров.
Грузоподъёмность ледового проезда через реку составит 20 тонн", - сообщили
ТАСС в пресс-службе правительства Камчатского края.

На первый взгляд идея ехать в Надым через достигнутый Салехард выглядит странной: из простейшей географической карты следует, что оба города стоят в тупиках, причём если до Салехарда железная дорога из Москвы в целом прямая, то до Надыма по рельсам и шоссе надо сделать гигантский крюк через пространства Сибири. Между ними же три сотни километров лесов и болот, которые, казалось бы, можно только перелететь... да не совсем. Между Салехардом и Надымом я впервые познакомился с такой специфической сущностью Крайнего Севера, как ЗИМНИК - это дорога, которую наводят зимой по наморожённому льду да укатанному снегу. Зимников в России много, и Салехард-Надым среди них натуральный хайвей - даже называют его местные "трассой".

А проходит он вдоль насыпи Мёртвой дороги - пожалуй самой необычной из многочисленных российских железных дорог. Её насыпь на заглавном кадре видна слева, но о ней - в следующих двух частях, пока же расскажу о зимнике какой он есть: устройство, нюансы, техника, встречи по дороге, в том числе со съезжавшимися к Надыму ненцами. Здесь - совсем другая жизнь.

Утром, переехав на маршрутке замёрзшую Обь, в аэропорту Салехарда я встретился с Максимом raven_ptitsa и удалым, но правильным, как казак, надымчанином Мишей, который приехал за нами ночью на чёрном "Паджеро". Покрутившись по Салехарду, купив в "Дарах Ямала" несколько хвостов муксуна, мы взяли курс на восток по асфальтовой дороге. Зимник в наше время "уже не тот", из 300 километров треть (от Салехарда) - асфальт, треть (от Надыма) - отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель и непроходимым в пургу, и даже по идеальной погоде - безветренному крепкому морозу - эта треть пути съедает две трети времени. Раньше при хорошем раскладе путь из Надыма в Салехард занимал 12 часов, сейчас - 5-6 часов, а вот при плохом раскладе что сейчас, что раньше можно было ехать сутки и в итоге где-нибудь застрять в ожидании МЧС. Асфальтовая дорога проходит мимо поворотов на и Аксарку - единственных соседей Салехарда на правом берегу Оби, и то, куда она ведёт, видно хотя бы по встречным машинам, будь то колонна грузовиков с дорожно-строительной техникой:

Или колёсные вездеходы. Вот например нам повстречались подряд два "Петровича " - такие с 2011 года выпускают в Тюмени, и производитель Xpen"ов, на которых парой недель позже мне , в шутку назвал их "вездеходами премиум-класса".

Час пути по асфальту - и мы упёрлись в шлагбаум: это и есть начало собственно зимника. По фактической погоде его порой закрывают - иногда для самых тяжёлых и самых малопроходимых машин, а порой и для всех. Первыми отсекают фуры и легковые "пузотёрки", последними - джипы с высокой посадкой, как наш "Паджеро". На постах у шлагбаумов все проезжающие машины отмечают, чтобы в случае чего было ясно, кого искать:

В основном зимник выглядит как-то так - утрамбованный снег, под которым слой льда, качество дороги - "смерть подвеске":

Дело в том, что лёд - не асфальт и даже не глина: зимник - "живой", и каждая оттепель, каждая метель изрядно его меняет. Вот потеплело и сквозь лёд пробились ручьи, вскоре замёрзшие кочками и скользкими пространствами; вот прошёл "Урал" и выдавил колеи да ухабы, а вот задул ветер и намёл перемётов. Вдобавок, в сечении зимник представляет собой горбыль с твёрдой серединой и мягкими обочинами, заехав на которые одной стороной скорее всего увязнешь в снегу. На зимник не ездят без троса и лопаты... вернее, конечно, ездят, но сугубо на свой страх и риск.

Здесь бывают разные коллизии - например, пока я сидел в Надыме, упавшая на бок поперёк дороги фура перекрыла зимник более чем на сутки. Типичный сюжет - две фуры пытаются разъехаться и обе вязнут у обочин, а вытянуть их сможет разве что гусеничный вездеход, которому ползти до места полсуток. И это ещё сейчас, когда зимник накатан и широк: Миша рассказывал, что ещё недавно на нём не могли разъехаться две машины. Вот пример местной этики: ты идёшь в колонне из 5 машин, тебе навстречу колонна в 7 машин, и значит ты проиграл - все пять машин сворачивают с твёрдой середины и падают в снег. Но это не потому, что выживает сильнейший - просто семью машинами, проехав, вытащить обратно пять машин намного легче, чем наоборот.

Вот на обратном пути (там я ехал с оказией на "Ниве") мы попытались обогнать фуру и влетели колёсами в снег. Фура сразу остановилась, водитель "Нивы" нашёл трос и машину благополучно вытянули. На "Паджеро" мы тоже увязли, но там справились сами - мы с Максом вылезли из машины и повисли на её подножке, чтобы сместить центр тяжести, пока Миша выруливал из снежного кювета.

Доводилось слышать, что в снегу у дороги погребено немало сгоревших машин - это общесибирский сюжет: вот ты заглох на дороге в лютейший мороз, а мимо никто не едет. Чтобы согреться, водитель сжигает сначала какие-то вещи, потом кресла или покрышки, а под конец остаётся сжечь лишь саму машину, и дай бог если этого хватит до прибытия помощи. Честно говоря, ни одного горелого остова я не видел, вот разве что скелет снегохода валялся близ сталинского лагеря "Щучий":

Основная техника на зимнике - фуры типа "Уралов" и "Камазов": техника на Севере в основном отечественная, потому что обратная сторона её ненадёжности - возможность починить на коленке и достать запчасти в любой дыре. Попадаются и легковушки, и в принципе движение тут весьма активное - раз в полчаса что-нибудь да проедет.

Но обслуживает зимник едва ли не больше техники, чем его проезжает - тут и там попадаются базы дорожников в виде россыпи балков (жилых вагончиков), немалая часть фур везёт трактора или экскаваторы, не редкость повстречать бульдозер, расчищающий снег или тягач с волокушей:

Собственно волокуша, в народе "балалайка" или "гитара" - такой тромбуют снег на проезжей части:

Почти военного вида гусеничные вездеходы "Витязь " разработки 1980-х годов (считаются чуть ли не самой проходимой в мире машиной) у отворота на Ярудейское газовое месторождение - уж не знаю, его ли они обслуживают или сам зимник:

То и дело попадаются горы заметённого снегом песка - для отсыпки, которая местами тёмная и плотная, напоминая пошорканный асфальт:

Не забывают и про разметку - вдоль зимника стоят дорожные знаки, указатели, километровые столбы, деревянные вешки со светоотражателями (на случай низкой видимости; видны на вводном кадре), и разве что на поверхности разметку сделать не представляется возможным:

А водных предград по дороге так много, что всем не хватило названий, поэтому у ледовых переправ и мостов часто написано просто "Ручей":

Капитальный мост тоже не случаен - сейчас полным ходом идёт строительство круглогодичной дороги, которую обещают сдать к 2018 году:

Немало мостов, особенно ближе к Надыму, уже открыты для проезда, но некоторыми приходится любоваться с ледовых переправ:

И если раньше зимник представлял собой единственную тоненькую нить, то сейчас первые и последние десятки километров он изрядно ветвится - тут и насыпи строящейся дороги, частью уже открытые для всех едущих, а частью нет, тут и усиленные зимники для тяжёлой техники дорожников, куда посторонних как правило не пускают, а салехардские и надымские форумы переполнены советами, как и где туда "запрыгивать" и где самый удобный "спрыг".

Большая часть зимника проходит сначала вдоль правого берега Полуя вверх по течению, затем вдоль опять же правого берегу реки Ярудей вниз по течению - первый впадает в Обь, второй - в реку Надым. А посредине, на их водоразделе, полого поднятом чуть выше - соответственно, чуть сильнее ветра и потому лес растёт не очень охотно. Это так называемое Русское поле, где злые ветра чаще всего заметают дорогу или сдувают снежное покрытие со льда, самая сложная часть пути:

А снова нырнув в лес, не стоит удивляться вот этой вывеске:

В тёплом безветренном месте у середины пути образовалось натуральное кафе, куда на той же "Ниве" мы подвозили вдупель пьяного дорожника. Более того, километров через 20 есть ещё и бензоколонка, причём цены не сильно отличаются от обычных дорог - вот только про качество ничего не знаю.

Не знаю, насколько это кафе легально, но народная тропа сюда не зарастает, и когда откроется круглогодичная дорога - дядя Вася будет её королём:

И по всей длине зимнике, перепрыгивая то на правую, то на левую сторону тянется Мёртвая дорога - заметная насыпь, в снегу которой покоятся рельсы, мосты, водоспуски. Порой её постройки очень капитальны:

Но помимо всяческих мостов, семафоров, путейских домиков на разъездах тут и там в лесу мелькают силуэты бараков, заборов и вышек сталинских лагерей. Обилие истории - главное отличие этого зимника от любого другого. Об этом всём будут отдельные посты.

"Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, Потому что не водится здесь воронья... " - пел Высоцкий, но из всей живности на этом зимнике нам попадался лишь чёрный ворон:

А среди многочисленных дорожных знаков зимника и вообще северных дорог самые необычные - вот эти:

Олени на дороге нам действительно встретились неподалёку от Салехарда:

"Так вот ты какой, северный олень" - удивительно, но я видел этих животных впервые. Впрочем, олени очень пугливы, и только завидев машину, быстро утянулись в разреженный лес. Я так и не успел разглядеть, были ли среди них белый олень - один такой, как неприкосновенный хранитель, должен быть в каждом стаде.

Обратите внимание, как разрыт снег - они копытят, то есть добывают из под снега корм. Позже случилась оттепель, за которой вновь ударил мороз, и землю сковал мощный наст - поэтому это стадо так и осталось единственным, увиденным мной за без малого месяц: в поисках корма они куда-то ушли. А вот на ездовых оленей ещё насмотримся.

Ведь где олени - там, стало быть, и оленеводы: коренастые ненцы в мешковатых подпоясанных малицах и меховых сапогах-кисАх, которые крепятся к поясу. Параллельно зимнику тянентся снегоходная тропа, по которой они носятся на "Буранах" и "Ямахах" один за другим, лишь на некоторых участках выходя на сам зимник.

Эй!
-Давай запрыгивай, только быстро, спешим!
-Я вас сфоткать хотел!
-А, фоткай, фоткай!

Максим говорил, что такие вот войлочные балахоны, видимо за неимением своих оленей, носят "промысловики", то есть рыболовы и охотники, и по крайней мере на Дне оленевода я таких одежд действительно не видел. Впрочем, вот с этим товарищем у меня вышел такой диалог:
-Простите, вы рыболов?
-Браконьеров что ли ищешь?
-Ну, я слышал, что в такой одежде рыболовы ходят.
-Не, оленеводы тоже.
Но возможно, он меня принял за рыбнадзор и потому не стал распространяться на эту тему. Кстати, всех представителей коренных народов в Надыме почему-то называют ханты, хотя на самом деле в его окрестностях кочуют исключительно ненцы.

А ездят по снегоходной тропе не только на буранах. Но когда из-за поворота дороги показались нарты с парой оленей, которых ненец в малице подгонял длинной палкой-хореем, сильнее меня удивились Максим и наша попутчица, большую часть жизни прожившая в Надыме - как и я, новичок в этих краях, они такое видели впервые.

На зимник я выезжал суммарно 4 раза (дважды - от начала до конца, дважды - с Максимом по объектам Мёртвой дороги), и ненцы встречались мне каждый раз, причём становилось их всё больше и больше. Это специфика их труда, из-за которой они единственными среди народов СССР сумели сохранить кочевой образ жизни: дело в том, что северный олень не приручается, и их сада по сути остаются дикими, ходят из века в век своими тропами и в своё время, зимой уходя на юг от морозов, а летом на север от оводов, и люди за этими стадами лишь приглядывают, чтобы их не уморили болезни и не подрали волки. С марта начинается каслание - то есть перекочёвка людей вслед за стадами, и Дни оленевода в том или ином селении проходят тогда, когда захотят сами олени, проще говоря - когда близ населённого пункта скопится больше всего оленеводов. Ну а Надым так расположен на оленных путях, что столица Дня оленевода - именно он, а не Салехард. Вот в чистом поле гружёные нарты - верный признак каслания:

А накануне Дня оленевода мы повстречали такую вот нарядную команду на буране с прицепом - они ехали на праздник, в котором собирались активно участвовать: женщина представилась "хозяйкой чума". Тут обратите внимание на три основных вида ненецкой зимней одежды - слева мужская малица, справа женская ягушка (отличается тем, что распашная, чтобы кормить детей грудью без отрыва от производства), а посредине совик, соок или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в гусе можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она хранится не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть. Но для жизни в тундре более совершенной одежды не придумано до сих пор...

Женское украшение - шапка с амулетами и бляшками, передающимися из поколения в поколение. Аналогичное украшение у мужчин - "пояс оленевода", где висят инструменты и амулеты, включая обязательный медвежий клык, и такие я ещё покажу в посте про сам День оленевода.

Но у ненцев необычна не только одежда, но и само тело - ведь в тундре они не имеют возможности помыться, даже летом не купаются, и поэтому пахнут... нет, не застарелым потом, а почему-то смолой. Слышал, что кожа у них самоочищается какими-то особыми выделениями, и дающими этот смолистый запах, а может просто так пахнет ношенная-переношенная одежда из оленьей шкуры. Запах оленеводов не спутаешь ни с чем.

Непосредственно накануне Дня оленевода в 6 километрах от Надыма и вовсе выросло целое стойбище. , правда поселковом, я был ещё в августе под , там же рассказывал о происхождении, культуре и просто впечатлениях от общения с этим удивительным народом. Впечатление с тех пор не изменилось: ненцы конечно себе на уме, но у них очень твёрдый внутренний стержень, и по крайней мере на трезвую голову (сильно пьяных ненцев я, вопреки стереотипам, пока не встречал) они держатся с редким достоинством - это редкий в постсоветской России народ, сохранивший свою сущность.

В один из дней мы заметили ненца в нартах с четвёркой оленей, гнавшего по снегоходке километров 30 в час. Мы его, конечно, довольно быстро обогнали:

А затем свернули к остаткам сталинского лагеря, и вскоре он нас нагнал и притормозил. Олени, убрав красные языки, тут же принялись лизать снег, а Максим недолго думая предложил кочевнику чая из термоса и печенья к чаю: к ненцам в принципе не принято ходить без подарка. Так на снегоходке произошла встреча двух миров, в равной степени друг от друга далёких и потому друг другу интересных - оленевод сделал привал, а мы с чайком присели на его нарты. Он был из Яр-Сале, посёлка и тундры за Обской губой, и встреченная на Дне оленевода землячка сходу опознала его по фотографиям и сказала даже, как его зовут - Гоша Худи:

Я спросил, почему он ездит на оленях, когда есть буран (тем более горючее для кочевников дотируется государством), и Гоша ответил, что оленям надо тренироваться, чтобы выдержать косалание. С большим отрывом крупнейшее в России поголовие оленей Ямало-Ненецкого округа, порядка 600 тысяч голов, примерно поровну совхозное и частное, и Гоша Худи - частник. Несколько лет назад у него случился мор, и (тут я не понял) то ли выжила, то ли вымерла треть стада, к чему он, впрочем, относился философски: природа проводит выбраковку, оставляя для потомства сильнейших. Часть оленей тогда потерялись, и вот одного из них он нашёл в совхозном стаде под Надымом и ездил туда его забирать, и думаю не стоит удивляться, что своего "быка" (взрослого ездового самца) оленевод узнал в лицо.

Олени маленькие, размером то ли с ослика, то ли с пони - пониже, но подлиннее. Однако - очень мощные, натуральные комки мышц и сухожилий под шкурой с необычайно плотным мехом. Если малицы и чумы - совершенные вещи для здешних реалий, то северный олень - совершенное животное для здешение природы. А ненцам он - и еда, и одежда, и стройматериал, и транспорт. Только очень уж пуглив - даже за ухом почесать не каждый олень в упряжке дастся, но эти вот дались.

Наконечник хорея. На другом его конце в старину было острие - при надобности хорей превращался в копьё, ведь как и всякие кочевники, ненцы были прирождёнными воинами.

Ну а яр-салинцы, как мне показалось из общения - это самые нэнэй-нэнэч ("настоящие люди" - именно так переводится на русский название "ненцы"), в смысле самые true среди оленеводов. Гоша Худи говорил, что их притесняют - и вроде с одной стороны мы знаем о том, что кочевникам платят пособие, дотируют топливо, спутниковую связь, лекарства и продукты, а с другой... Например, "Газпром" на Ямальском полуострове построил самую северную в мире железную дорогу , но не оборудовал её проходами для оленей, и конечно же, для оленеводов это не только серьёзная проблема, но и просто пощёчина, от которой каждый ненец за устьем Оби решил, что строительство дорог - это плохо. Вернее, как пояснил sibir79 , с тех эту проблему успели решить, хотя и не без ошибок, но, как говорится, "осадочек остался".

Выпив чаю, Гоша спросил, где можно будет посмотреть фотографии, и Максим ответил, что без проблем вышлет их на электронную почту. Гоша быстро сообразил, что у него в Яр-Сале есть то ли сын, то ли племянник (это уже я запамятовал), который дружит с компьютером, а значит надо доехать туда, где ловит сеть, и позвонить ему узнать адрес электронной почты. И хотя все сотни километров зимника необитаемы, где-то как-то всё же местность ловит сигналы, и те, кто ездит здесь постоянно, знают такие места. Вот и Гоша сказал нам, где его подождать километрах в 20 отсюда, и мы поехали туда. Пока ждали, Максим достал армейский индивидуальный пищевой набор - такие сейчас не проблема купить в интернете. Вполне съедобно и даже вкусно, вот только гуляш с привкусом металла цвета хаки:

Гошу мы прождали дай бог минут 15, удивишись такой скорости. В какой-то момент из-за холма раздались удалые пронзительные крики - каюр подгоняет оленей не только хореем, но и голосом, и как я понимаю, у каждого свой клич. Оленья упряжка на большом ходу - зрелище впечатляющее, у оленей розовые языки болтаются шлейфами, а пыхтят они как небольшой паровоз.

Устанавливаем связь с Яр-Сале. Кстати, заметьте - лица у ненцев как правило грустные:

Рассматриваем кисы и пояс. Это опять же о том, кто тут ещё "туземцы" - гордый оленевод и мы, удивлённо пялящиеся его снаряжение.

"Поселковые ненцы - они не настоящие. Если ненцы потеряли оленеводство - значит, они потеряли сущность" - сказал нам Гоша, да помчался дальше, свернув с зимника куда-то на свою тропу. Ненецкие тундры - кажется, последнее место в России, где бетонные русские города окружены землёй кочевников.

А ещё где-то у зимника (где - не скажу) есть священно дерево - лиственница с длинной горизонтальной веткой, увитая и увешанная цветными лентами. Возможно, это "дерево желаний", что-то сродни - повязнная ленточка обозначает какую-то просьбу к духам и богам. Один раз, проезжая мимо этого дерева, мы видели, как двое ненцев ему кланялись - наверное, молились. Где-то в более потайных местах есть и жертвенники, и идолы, но свои храмы ненцы ставили так, чтобы случайный человек не смог их найти, и говорят, выдают их в первую очередь горки оленьих рогов, оставшихся от принесённых в жертву животных. А в посте про окрестности Антипаюты (где стойбище) я показывал ещё и хальмер - ненецкое кладбище, не похожее ни на что из привычного нам.

Зимник стоит с декабря до мая с перерывами по несколько дней на погоду, ненцы тут частые гости в феврале-марте, но с ними или без них это целый мир, как бы подпространство, параллельное измерение, разделяющие два богатых города. Тут можно встретить многое - вот например в Надыме видел такую вот афишу, от которой что мне, что Максу делалось слегка не по себе.

Впереди в какой-то момент появляются огни телевышки, и за расступившимся лесом встают многоэтажки Надыма:

Надымский шлагбаум и выезд из города по узкой дорожке среди гаражей и балков:

Но про Надым расскажу позже. А в следующей части - о сопровождающих на протяжении всего зимника остатках Мёртвой железной дороги.

P.S.
Извиняюсь за режим "два поста в день" - так надо, чтобы успеть выложить всю серию (а это десяток постов) подряд.

Большая у нас страна, расстояния огромные, дороги длинные. Часть дорог существует только зимой, называются они зимниками. Недавно я вернулся из автопробега за полярный круг, проехал от Москвы до Нарьян-Мара и обратно, на пути были ледовые переправы, а часть пути проходила как раз по зимникам. Из-за закрытого зимника , но сейчас я хочу рассказать о том, как делают зимники.

2. Зимники — дороги из намороженного снега и льда. Чаще всего их прокладывают по водоемам, руслам рек или заболоченным местностям. Иногда зимник выглядит как еле заметная дорога посреди бесконечного белого поля. Чтобы было видно, где можно ехать, по бокам устанавливают вешки. Слева белые, справа красные.

3. Для того, чтобы устроить зимник, снег уплотняют, разгребают и намораживают лед. Сейчас покажу подробнее, как это происходит.

4. К трактору прицепляют конструкцию из труб, называемую гитарой, при помощи нее снег разглаживается и уплотняется.

5. По пути в Нарьян-Мар мы проходили зимник ночью, а на обратном пути видели немало тракторов.

6. Через несколько десятков километров на зимниках обустраивают городки для рабочих и пункты обогрева. Тут же, на реках, находятся пункты водозабора, где в цистерны закачивают воду.

7. Цистерны едут по зимнику и проливают его, мокрый снег разравнивается опять же тракторами с волокушами и превращается в лёд. Обратите внимание, цистерны утеплены, морозы здесь нешуточные.

8. После трамбовки и выравнивания получается ровное и твердое покрытие.

9. По нормативам зимники должны иметь две полосы с шириной не менее трёх метров каждая. В местах со сложными условиями рельефа допускается одна полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 метров и шириной не менее 8 метров.

10. Протяженность зимника на участке Харьяга — Нарьян-Мар чуть более 70 километров, но сама дорога длиннее, при сильном ветре и снегопаде она, как и зимник, становится непроходимой.

11. Дорогу от Нарьян-Мара на Усинск часто называют «дорогой жизни», по ней зимой можно попасть на большую землю. Летом есть гораздо более долгий и дорогой вариант на паромах. А вот в весеннюю и осеннюю распутицу, когда льда нет, а суда уже не ходят, единственная возможность добраться — это авиация. В такие периоды стоимость продуктов сильно возрастает.

12. Состояние зимника контролируется МЧС. На выезде из Нарьян-Мара установлено светодиодное табло, сообщающее о состоянии зимника. Часто движение по зимнику ограничено для легкового не полноприводного транспорта. У нас все машины были 4x4.

13. На обратном пути нам повезло с погодой, зимник был открыт. Больших переметов не было, мы прошли весь участок без приключений, хотя прямо перед нами одна машина развернулась и поехала обратно.

14. Некоторые водители предпочитают ездить по зимникам ночью. Здесь несколько факторов: во время оттепели ночью зимник лучше держит, и в свете фар лучше виден рельеф.

15. Для того, чтобы было понятно, как выглядит зимник, заметенный снегом, выложу фотографию, снятую на пути «туда». Были такие участки, где наметало по полметра снега за считанные минуты. Если кто-то не читал, как мы штурмовали зимник, .

16. В целом у нас получилось совершенно шикарное путешествие. В том числе узнали суть зимников.

Хроники автопробега «Драйв ради драйва» (Москва — Нарьян-Мар — Ижма — Москва) :