Хорьх история марки. Ауди возвращает имя Хорьх

Имена в автопроме:

как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Сегодня мы помним Августа Хорьха, как одного из пионеров немецкой автомобильной промышленности, гениального конструктора, инженера-изобретателя, основавшего две автомобильные компании, одна из который процветает по сей день - это Audi. Но в свое время Хорьх славился и другим - своим сложным характером неуживчивого. человека. Инженер возносился до высот и дважды с них падал.

текст: 5 колесо / фото: wikipedia.org, petrolicious.com / 27.07.2018

Детство Августа Хорьха не было легким. Он родился в 1868 году в семье простого кузнеца и уже в 13 был вынужден бросить школу ради работы. Он помогал отцу, запресовывал ударами кувалды стальные бандажи на колеса на вагоностроительном заводе и какой только еще черновой работой не занимался. Лишь в 20 лет Хорьх смог вернуться к учебе, поступив осенью 1888 года в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.

Август Хорьх (1868–1951)

Свой долгий и тернистый путь в автомобильной промышленности Август Хорьх начал, устроившись на работу руководителем производства к Карлу Бенцу. Но всего через три года Хорьх решает, что получил достаточно опыта и может открыть свое дело. Заручившись финансовой поддержкой он открывает компанию A. Horch & Со со штатом из 11 сотрудников и уже в 1900 году выпускает свой первый автомобиль. Дела идут в гору, штат сотрудников растет и всего через два года стены предприятия покидает второй автомобиль с двухцилиндровым 10-сильным мотором.

Всего через пару лет капитал акционерного общества A. Horch & Со вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Модель за моделью выходили с конвейера предприятия, которое обосновалось в городе в Цвиккау. Рабочим на заводе Хорьха приходилось не сладко. Август ввел жесткую систему штрафов за опоздания и нарушения, а рабочая смена длилась 10,5 часов.

Август Хорьх в автомобиле Horch, 1908 г.

Со временем росли не только продажи автомобилей Horch, но и разногласия Августа Хорьха с акционерами. Они не одобряли его методы управления и порой слишком инновационные идеи. Например, изобретатель уже в те годы настаивал на создании автомобиля с несущим кузовом. В итоге, 19 июня 1909 года Хорьха не только сместили с поста президента, но и попросили покинуть компанию. В качестве компенсации основателю выплатили 25 000 рейхсмарок. Для сравнения, автомобиль Horch-ZD с четырехцилиндровым 5,8-литровым 40-сильным двигателем стоил 15 000 рейхсмарок.

Audi Type A, 1910 г.

Хорьх не сдался и всего через четыре недели открыл новую автомобильную компанию, которую нарек August Horch Automobilwerke GmbH. Но, так как в названии вновь фигурировала его фамилия, судебный иск от A. Horch & Со не заставил себя долго ждать. В результате судебных разбирательств Август потерял возможность использовать свою фамилию в названиях любых своих начинаниях. Так появилось имя Audi, что на латыни означало “слушать”, и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Производство автомобилей Audi

Первый автомобиль его новой компании сошел с конвейера в 1910 году. Это была модель Audi-AU/22 с четырехцилиндровым мотором объемом 2612 см 3 мощностью 22 силы. Дела вновь пошли в гору. Хорьх модернизировал старые и конструировал новые модели. Его автомобили участвовали в гонках, причем, весьма удачно. Но, как и в прошлой компании, взаимоотношения с акционерами у изобретателя не складывались и после 1916 года Хорьха отстранили от управления Audi, оставив его членом наблюдательного совета.

Логотип концерна Auto-Union.

В дальнейшем Август Хорьх не возвращался к конструированию автомобилей. Он занимал административные посты в государственных и окологосударственных структурах, получил в 1922 году звание почётного доктора инженерных наук, даже стал в 1933 году директором завода компании Horch, которая, как и Audi, вошла в состав концерна Auto-Union. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета концерна. После Второй Мировой войны Хорьх ушел в отставку, а 3 февраля 1951 года, на 82-м году Август Хорьх ушел из жизни.

Полное название: Audi
Другие названия: Audi AG
Существование: 1909 - наши дни
Расположение: Германия: Ингольштадт
Ключевые фигуры: Аугуст Хорьх (August Horch)
Продукция: легковые автомобили
Модельный ряд: Audi A5
Audi A6
Audi RS Q3
Audi Q3
Audi R8
Audi A7

Возможно, автомобильная марка «Ауди» не появилась на свет, если бы у Августа Хорьха был более покладистый характер.

Именно он создал ныне всемирно известную марку. Но этому предшествовали судебные тяжбы конструктора-изобретателя и людей, инвестировавших в его изобретения.

Август Хорьх появился на свет 12.10.1868 г. Его отец был кузнецом. Семья жила небогато, поэтому мальчику пришлось оставить учёбу и приступить к работе в 13 лет.

В 20 лет Август решил получить образование и поступил в училище. По окончании учебного заведения он получил работу на литейном заводе. Позже молодой Хорьх стал сотрудником конструкторского бюро судостроительной компании. Там он имел непосредственное отношение к двигателям торпедных катеров.

КБ находилось в Лейпциге, где Август увидел Benz Velo. Этот автомобиль настолько поразил молодого человека, что буквально перевернул всю его жизнь.

Напористый Хорьх, не долго раздумывая, написал письмо Карлу Бенцу (конструктору увиденного авто) и предложил свои услуги инженера. Предложение было принято, и следующие три года Август занимался созданием автомобилей. Из-за неуживчивого характера Хорьха он расстался в Бенцем в 1899 г.

В том же году Август нашёл спонсора и открыл собственное дело.

«Хорьх и Компания»

Новая фирма стала носить имя своего основателя. Дела компании шли неплохо. Она выпустила первый автомобиль Horch уже через год. С каждым годом изделия становились более усовершенствованными. По тем временам завод Хорьха производил самые современные транспортные средства в Германии.

К концу первого десятилетия 20-го века (к 1909 г) фирма поставила на колёса 307 авто с двигателями мощностью в 22 л.с. Одну из таких солидных машин приобрёл сам султан с остова Ява.

Неудача настигла Хорьха в 1909 г. Его новое изобретение – двигатель с шестью цилиндрами не оправдало надежд. Компаньоны желали прибылей, а Август новых достижений. Конфликт интересов привёл к разрыву партнёрских связей.

Хорьх был изгнан из фирмы. Спустя всего месяц, он организовал новую компанию, дав ей название старой. Бывшие компаньоны через суд требовали изменения названия новой фирмы Августа. Проиграв дело, Хорьх был вынужден подобрать другое название для своего детища. Выход нашёлся быстро. Старое название «Horch» было переведено на латынь. Так появилась марка «Audi».

Довоенная история «Ауди»

Audi-A был первенцем новой фирмы. Он вышел в 1910 г. В следующем появился Audi-В. Эта модель участвовала в гонках в Австрии. Трасса длиною 2,5 тыс. км проходила в Альпах. В 1912 г. в Ауто Альпенфарт (так назывались австрийские гонки) отлично зарекомендовала себя Ауди-С. Эту модель впоследствии стали именовать «Альпензигер», что значит «Покоритель Альп».


Финансовые проблемы начались у фирмы с двадцатых годов. Сначала она объединилась с другой, затем обе перешли в собственность Йоргена Скафте Расмуссена. Те же проблемы заставили мелких производителей создать концерн Auto Union в 1932 г. В него вошли, кроме прочих, и обе созданные Хорьхом компании. Правда, сам он к этому времени уже давно (с 1916 г.) не занимался производством.

Концерном были выпущены две переднеприводные модели, оснащённые моторами Wanderer. Они пользовались спросом и отлично продавались, пока не началась война.

Ауди после войны

Концерн Auto Union по окончании войны подвергся национализации. Серьёзное реформирование произошло в 1949 г., когда к фирме Mercedes-Benz перешли основные права Auto Union. Потом контрольный пакет акций несколько раз переходил от одной фирмы к другой. Марка Audi на несколько лет исчезла.

Название Ауди вновь появилось лишь в 1965, когда владение акций закрепилось у Volkswagen. Четыре круга, присвоенные Ауди с момента объединения четырёх фирм (1932 г.), красуются на капотах всех моделей этого авто.

К 1968 году Audi была представлена на рынках в широком ассортименте. Её продажи неуклонно росли.

Являясь «дочкой» знаменитого Volkswagen, Ауди получила мировую известность во многом благодаря модели «Audi Quattro». Этот автомобиль имел «спортивную внешность» и полный привод. Он отличался лёгкостью, скоростью и удивительной устойчивостью. Мало кто мог состязаться с Quattro, что подтвердили результаты нескольких автогонок.


С 1958 г. фирма именуется Audi AG. Автомобилестроительная компания Германии входит в состав Volkswagen Group – одного из мощнейших мировых концернов.

Производство машин год от года увеличивается. Начиная с 10-го года нашего столетия, оно перевалило за 1 млн. штук.

Модельный ряд Ауди весьма обширен. Он представлен и машинами представительского класса, и гоночными автомобилями, и суперкарами, и кроссоверами.

Благодаря отличным техническим характеристикам Ауди – очень популярна, в том числе и в России. Стоит отметить, что у нас пользуются спросом не только новые авто. Отлично идёт продажа модели и на вторичных авторынках. А особо ярым фанатам немецких автомобилей, можно посоветовать специальные гаджеты для компьютера, такие как

Легендарный бренд Horch в скором времени планируют возродить. Компания Audi приложит все необходимые усилия для этого, стали известны подробности возрождения и сфера применения. В конце статьи видео-обзор истории бренда Audi.


По словам представителей компании Audi, в ближайшее время они планируют возродить легендарный бренд Horch для топовой комплектации седана Audi A8. По разным данным новые седаны с шильдиком бренда Horch появятся через 2-3 года. От обычного седана топ-версия Audi-Horch отличается роскошным салоном с особой отделкой, оригинальными дисками колес и уникальным декором.

Основная задача возрождения бренда Horch это создание мега роскошного автомобиля Audi A8, который станет основным конкурентом нового S-Class. При этом колесную базу модели A8 не планируют увеличивать. Под капотом Audi-Horch будут установлены только самые мощные двигателя серии V8 и W12 . Не меньше придется на системы безопасности и комфорта новых Audi. Производитель пообещал укомплектовать такие автомобили только самыми лучшими и современными системами безопасности, включив полный список последних разработок.

Легендарный немецкий бренд Horch, он же прародитель компании Audi, просуществовал с 1904 по 1942 год. Пик своей популярности бренд обрел в 1920 – 1930-ых годах, а начиная с 1932-го года три бренда Horch, Audi и DKW создали концерн Auto Union AG, логотипом которого стали ныне известные 4 кольца. Во время Второй Мировой войны выпуск автомобилей Horch существенно сократился, но после войны впервые бренд воскресили в Восточной Германии. В период с 1955 по 1958 года на заводе в Цвиккау производитель выпускал известные автомобили Horch P240 в разных вариантах кузова. После приобретения концерна Auto Union компанией Daimler-Benz, историческое имя Horch запретили использовать.


Возрождением легендарного бренда Horch, компания Audi пыталась заняться не один десяток лет, но, к сожалению, все предложенные проекты не проходили тех требований и качества. Из-за нехватки разных данных, дизайнерских решений и прочей информации проект постоянно откладывался. Теперь же компания Audi решила совместить имеющиеся наработки, воплотив их в современный седан Audi A8, при этом никакой речи не идет о выделении бренда Horch в полноценный отдельный бренд, с собственным производством и моделями.

Видео-обзор истории компании Audi:

Хорьх-850. Автомобиль Вальтера Шелленберга January 27th, 2013

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля - настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит АН-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.




Вальтер Шелленберг


Август Хорьх


На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Родился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство - и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда - в конце 1930-х годов - был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину коллежского асесора. А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.

Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать Трабанты) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня - 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна - тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа - они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна - мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.

Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин. Однако для Покрышкина он оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили ЗиМ, а в 1959 он пересел на Волгу ГАЗ-21. Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году Покрышкин не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .

Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.

Аугуст Хорьх

Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.

Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.

Основание компании

Четыре кольца - четыре бренда

Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.

Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль "Хорьх ZD" с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.

Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии - и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили Wanderer - средний класс, DKW - бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль "Хорьх" - это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.

Самые популярные модели

Самыми популярными моделями "Хорьх" по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего литража. Объемы продаж автомобилей с двигателями большего литража (спортивные, представительские) всегда были меньше по нескольким причинам. Исключением стали модели, выпущенные с 1937 по 1940 год (851/853/853A/855/951/951A). Именно эти солидные представительские машины запомнились как символ марки "Хорьх". Автомобиль (фото 1939 года, расположенное ниже, это доказывает) выглядел великолепно.

Помимо выпуска гражданских легковых Horch обладала немалым опытом по выпуску военных машин. Одним из самых знаменитых является средний многоцелевой автомобиль "Хорьх 901" повышенной проходимости. Эта машина выпускалась с 1937 по 1940 год по целевой программе вермахта для оснащения армии полноприводными автомобилями трех типов: легким, средним и тяжелым.

Послевоенный закат компании

Начиная с середины 30-х годов руководство компанией Аугустом Хорьхом носило формальный характер. Он все больше занимался общественной деятельностью, занимал целый ряд руководящих постов. После войны город Цвиккау остался на территории, подконтрольной Советскому Союзу. Предприятия были национализированы и вошли в состав ИФА, хотя некоторое время еще выпускались автомобили под маркой Horch, например, представительская модель 930S.

Автомобили Хорьх в хронологическом порядке

Модельный ряд гражданских легковых автомобилей по годам можно увидеть в таблице ниже.

Годы выпуска

Двигатель и кол-во цилиндров

Рабочий объем, л

10 M 20 (10/35 PS)

10 M 25 (10/50 PS)

Typ 303/304 (12/60 PS)

Typ 305/306 (13/65 PS)

Typ 350/375/400/405 (16/80 PS)

Typ 420/450/470/720/750/750B

Typ 480/500/500A/500B/780/780B

851/853/853A/855/951/951A

Теперь вам известна история этих удивительных машин и их талантливого создателя.