Оригинал против аналога: сравниваем дешевые и дорогие тормозные колодки после притирки. Признаки износа тормозных колодок

В тормозной системе накладки колодок играют огромную роль. Несвоевременная их замена может привести к полному отказу тормозов при экстренном торможении. В статье обозначены основные признаки износа тормозных накладок.
К металлической основе тормозных колодок плотно прикреплёны накладки - , благодаря которому происходит процесс торможения. От состояния тормозных накладок напрямую зависит безопасное торможение автомобиля. Накладки тормозных колодок используют в своей работе силу трения. При торможении машины эта деталь вступает во взаимодействие с металлическим барабаном и поглощает кинетическую энергию транспортного средства. В результате она преобразуется в тепловую энергию и рассеивается в воздухе.

Основные признаки износа тормозных накладок:

1. Большинство тормозных планок оснащается электронным или механическим индикатором. На панели отражается степень износа накладок и необходимость их замены.

2. Важным показателем изношенности является толщина накладки . При толщине меньше 5мм их однозначно нужно менять. Если этого не сделать, поршень тормозного цилиндра будет постоянно появляться из пыльника. Это приведет образованию ржавчины на зеркале поршня. После замены колодок ржавчина попадет на уплотнительный сальник тормозного поршня. В результате появится течь из цилиндра. Его также придется менять. Кроме того, понадобится выполнить прокачку тормозов.

3. Появление шумов, стуков, вибрации при торможении также свидетельствует об износе накладок.

4. Для задних колодок актуальным показателем износа накладки является увеличенный ход рычага ручного тормоза . Это требует обязательной проверки колодок.

5. Скрежет при остановке автомобиля означает, что фрикционный материал колодок стерся до самого металла.

6. Снижение уровня тормозной жидкости .

7. Биение в районе колес говорит о неравномерном износе. Это может привести к необходимости замены барабана колеса или дисков.

8. Необычное поведение педали тормоза .

9. Появление тормозной пыли на дисках .

10. Увеличение тормозного пути и времени на остановку автомобиля. Данный показатель свидетельствует о полном или неравномерном износе накладок.

Срок службы накладок тормозных колодок

→ Износ накладки тормозной колодки можно определить также при осмотре состояния тормозов через специальное окошко в барабане. Именно регулярный осмотр тормозных накладок позволяет понять необходимость их замены. Правильно определить состояние фрикционного слоя можно также с помощью штангенциркуля.

→ Производители обычно указывают количество километров пробега для определения износа накладок в колодках. Также они всегда предоставляют данные о минимально допустимой толщине, которая указывается на упаковке.
По нормам износа накладки тормозных колодок или сами колодки нужно менять примерно через каждые 15 тысяч км. пробега. Однако этот показатель является условным. Многое зависит от манеры вождения автомобилем. Так, заметно сокращает срок службы накладок постоянное использование режима экстренного торможения. Вследствие неисправности тормозной системы наладки колодок могут выйти из строя раньше времени.
Время износа во многом зависит от массы транспортного средства. На машине массой более 1800 кг замену накладок нужно будет производить раньше по сравнению с небольшим легковым автомобилем.

→ Срок службы тормозных накладок во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некачественный состав может привести к раннему износу деталей.

Замена тормозных накладок

При износе тормозной накладки можно поменять колодки, а можно заменить сами накладки. Как правило, замена тормозных накладок возможна в барабанных тормозных механизмах. Что касается дисковых тормозных механизмов, то в них накладки к колодкам приклеиваются заводским способом и замене отдельно от колодок не подлежат.

Для замены тормозных накладок можно приобрести специальный ремонтный комплект , в который входят рассверленные и расточенные детали. При этом не нужно иметь особых навыков или специальное оборудование для выполнения данной работы. Водителю понадобится только молоток и зубило. С помощью данного набора можно в любых условиях выполнить монтаж новых тормозных накладок. При этом расточка колодки под определенный размер барабана или их сверление больше не нужны. Это позволяет сэкономить время и средства.

Тормозная колодка состоит из каркаса и фрикционной накладки. Самая большая нагрузка приходится на фрикционную накладку, которая служит для того, чтобы создавать трение о тормозной диск, для прекращения движения колес, в момент торможения. Соответственно, фрикционная накладка изнашивается в первую очередь, и водитель должен тщательно следить за этим и вовремя диагностировать износ тормозных колодок, чтобы не попасть в аварию.

У разных производителей прописаны разные сроки службы для тормозных колодок. Это объясняется технологией изготовления и другими факторами. Считается, в среднем, что через 10-15 тыс. километров пробега тормозные колодки уже достаточно изношены. Но это только приблизительные цифры, так как на износ влияет еще множество факторов, поэтому важно уметь самостоятельно определять износ тормозных колодок у своего автомобиля.

Причины досрочного выхода из строя тормозных колодок

1. Материал фрикционной накладки.
2. Естественный износ.
3. Манера вождения и торможения. Если вы привыкли к агрессивному стилю вождения, часто используете аварийное торможение, то едва ли тормозные колодки вам прослужат даже 5 тыс. км.

Если на одной оси тормозные цилиндры неисправны, то и тормозные колодки на этой оси будут изнашиваться быстрее, чем колодки на другой оси. Если разница в толщине колодок на передней и задней осях составляет 1,5-2 миллиметра, то нужно проверить, как работают тормозные цилиндры.

Как самостоятельно определить износ тормозных колодок?

Есть 3 варианта определения:

1 вариант – ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Сейчас на многих моделях автомобилей устанавливается датчик, который сигнализирует об износе тормозных колодок. Это пластмассовая деталь с сердечником, которая вставлена во фрикционную накладку. Работает он следующим образом: если износ фрикционной накладки превышает допустимый уровень, сердечник начинает задевать тормозной диск, и индикатор датчика на панели управления сразу же это показывает.

Минус и неудобство датчика в том, что его провода неизбежно страдают от коррозии, так как на них часто попадают вода и грязь.


Комплект тормозных колодок с датчиком

2 вариант – ВИЗУАЛЬНЫЙ.

Износ тормозных колодок можно определить и на глаз, по двум признакам:
1) по количеству тормозной жидкости – низкий уровень в бачке,
2) если вы обнаружили угольную пыль с частицами металла на колесном диске или на внутренней стороне декоративного колпака.

3 вариант – ДИНАМИЧЕСКИЙ.

1) Если вы, при резком торможении, чувствуете отчетливое биение, то этому явлению есть два возможных объяснения: либо тормозные колодки изношены, либо тормозной диск.

2) Если в процессе торможения педаль тормоза необычно сильно проваливается, то это также может говорить об износе тормозных колодок.

3) Если тормоза срабатывают неожиданно резко, и при этом слышен особый звук, значит, торможение уже происходит каркасом колодки, а фрикционная накладка изношена полностью. Такое, конечно, бывает крайне редко, когда водитель за тормозными колодками не следит вовсе.

Еще важно то, что тормозные колодки, расположенные на передней оси, подвергаются более быстрому износу, так как большая часть нагрузки, во время торможения, падает на них. Поэтому более пристальное внимание нужно обращать на степень износа колодок, расположенных на передней оси автомобиля.

Замена колодок в машине – регулярная процедура, так как их износ определяет качество торможения. Расскажем как самостоятельно определить критический износ колодок автомобиля и необходимость их замены.

Обычно у грамотных водителей, которые привыкли ездить без резких остановок, колодки прослужат 30-50 тысяч километров или намного больше. Стоит оговориться, что ориентироваться на количество пройденного пути следует не всегда. Стиль езды у каждого водителя свой. У любителей агрессивного движения они потребуют замены в два раза быстрее. Кроме того, многое зависит от качества самих накладок или производителя. Также влияет состояние тормозных дисков машины. Если на них есть коробления, «волны» или трещины - они серьёзно сокращают срок службы накладок тормозов.

Какие бывают признаки износа?

Чтобы начать искать причины неполадок в тормозах машины, для начала нужно проверить необходимое давление в шинах . Если какое-то колесо спущено, то возможно причина именно в нём. Отсюда неадекватные реакции при торможении автомобиля.


При резком торможении ощущается биение.

Под самый конец службы накладки стираются неравномерно. В этот период могут возникать сколы или трещины на фрикционном слое. Износившаяся колодка создает шум и биение при торможении. Для этого, например, при подъезде к красному сигналу светофора необходимо обратить внимание на присутствие биения на педали тормоза. Если отпустили педаль тормоза и биение прекратилось - значит точно виноваты колодки. Если уровень износа максимальный, то должны также услышать противный писк. Этот шум создают противоизносные пластины, которые напоминают водителю о необходимости замены.

Стоит отметить, что такой эффект может возникать и вследствие износа тормозного диска. В этом случае требуется его проточка или замена.

Тормозная система ведет себя неадекватно.

Слишком слабые, или наоборот, чрезмерно резкие тормоза могут свидетельствовать об износе колодок. В первом случае можно заметить, что педаль тормоза при нажатии опускается ниже чем обычно или торможение не такое интенсивное (педаль вялая при нажатии). А если колеса резко блокируются, то возможно, фрикционная накладка износилась совсем и происходит трение металла о металл. Это очень опасно для тормозных дисков, т.к. они при такой работе они изнашиваются мгновенно.

Если педаль тормоза полностью проваливается, то причина в тормозной жидкости . Возможно она полностью отсутствует (вытекла) или её минимальный уровень в бачке главного цилиндра под капотом.

Тормозная пыль на колесных дисках с примесью металлической стружки.

В некоторых случаях при движении износа накладок тормозов не замечается. Стоит заглянуть под колпак колеса. Если налет равномерно темный (угольный) – у колодки еще сохранена накладка. Если в налете видны блестящие металлические вкрапления – накладка стерлась и царапает диск. При такой картине – нужно незамедлительно менять колодки. Данный способ контроля практически неприменим для легкосплавных колесных дисков и вентилируемых тормозов.

Все вышеперечисленные способы проверки являются косвенными. Оптимальным способом оценки необходимости замены колодок является их визуальный осмотр в авто сервисе или самостоятельно. Для этого придётся снимать колёса с машины. В специальное отверстие через суппорт оцените толщину фрикционного слоя. Она должна быть приблизительно более 5-10 мм. Проверить накладки в задних барабанных тормозах без их разборки - невозможно. Во время этой процедуры также осмотрите тормозные диски и барабаны, оценит состояние шлангов тормозной системы.

Видео - когда надо менять колодки?

Выбираются колодки по состоянию автомобиля, необходимости, стилю езды, предпочитаемому бренду и сумме, которую автолюбитель готов на них потратить. Важно помнить, что менять их нужно часто, примерно после 30 – 50 000 км пробега, не дожидаясь полного износа. Если это время упустить, можно получить более серьезные проблемы, которые приведут к существенным затратам или выходу автомобиля из строя.

При невысоком бюджете чаще всего останавливают свой выбор на изделиях от ABE, JP Group, LPR, Delphi. Сторонники спортивного стиля при управлении машиной предпочитают таких производителей, как Ferodo, Brembo. Для спокойных поездок в условии городов лучше всего подходит продукция от Bosch, Remsa, TRW и ATE.

У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.

Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!

В качестве примера проверим состояние тормозов на , которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.

На Калине толком не определить износ даже внешних тормозных колодок, если колесо не снято. Расстояние между спицами литого диска приличное, но скоба сильно ограничивает обзор. А вот, к примеру, на Мазде 3 первых двух поколений износ внешних колодок хорошо виден и с надетым колесом. Правда, для осмотра внутренних колодок его все же придется снять.

Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая . Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.

Почему износ колодок может ускориться?

Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!

Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.

Износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.

Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести . По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.

Когда менять тормозные диски и колодки?

Если износ дисков уже критичный, а почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается . Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!

С износом задних дисковых механизмов ситуация аналогична, с одной лишь поправкой: они менее нагружены, а потому износ происходит медленнее. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Задние тормозные диски и колодки имеют больший ресурс по сравнению с передними (примерно в полтора-два раза), но и сильнее страдают от коррозии. Поэтому именно на задних тормозах важно проверять внутренние поверхности ! У нашей же Калины задние тормоза барабанного типа.

Как оценить износ барабанных тормозов?

У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.

Порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.

Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.

Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?

Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми - отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.

Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим - примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.

Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.

Каждый рачительный хозяин своей машины регулярно перед выездом проводит ее осмотр, проверяя уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но о периодической проверке такой «мелочи», как тормозные колодки (планки) многие автовладельцы даже не задумываются, а зря. В вопросе безаварийной езды не может быть мелочей, ведь от их состояния напрямую зависит безопасность, а в некоторых случаях жизнь людей.

Понятно, что демонтировать каждый раз колесо, чтобы проверить состояние планок нет смысла, есть определенные признаки, подсказывающие водителю о приближающихся сроках их замены. В этой статье мы рассмотрим, как определить износ тормозных колодок. А также какого типа планки бывают, какие из них чаще приходится менять: передние или задние. Сколько тысяч км пробега они могут выходить и на что в общем надо обращать внимание.

Основным рабочим материалом, отвечающим за процесс остановки авто, является фрикционный слой, закрепленный на металлической части колодки. Идеального сочетания материалов, применяемых в их производстве, достичь пока не удалось. Сейчас производятся четыре типа тормозных планок:

  • Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом. Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
  • Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
  • Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
  • Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.

Факторы, влияющие на износ колодок

Давайте рассмотрим факторы, влияющие на то, как часто будут меняться тормозные планки. Их немного, но они напрямую влияют на такие показатели, как: через какой срок это произойдет, и сколько километров пробега проедет машина, прежде чем сработает соответствующий индикатор на панели приборов. Вот некоторые из них:

  • Режим поездок. Когда машина двигается в городе, часто приходится останавливаться через короткие промежутки, что способствует быстрому износу планок.
  • Стиль езды. Неагрессивная манера вождения способствует меньшей нагрузке на тормозной механизм и увеличивает промежуток, через который потребуется менять колодки.
  • Характер загрузки машины. При постоянной загрузке багажника уменьшается нагрузка на передние тормозные планки, соответственно и менять их нужно будет реже.

Сроки замены и признаки

Исходя из модели механизма тормозов и фрикционного материала планок, производители указывают, сколько тысяч километров пробега смогут выходить колодки. Также производители рекомендуют, когда нужно менять планки, ориентируясь на оставшийся минимально допустимый фрикционный слой.

Все это описано в инструкции к машине, но существуют усредненные нормы, значение которых колеблется в интервале от 20 до 30 тысяч км, для передних планок в дисковых тормозах. А для колодок задних тормозов барабанного, а также дискового типа, этот интервал пробега в км, нужно умножить на два.

Также большое значение, на скорость износа, имеет масса машины. Вышеописанные цифры актуальны для небольших легковых авто массой до 1300 кг. Если же рассматривать большие седаны весом около 1600 кг, то износ планок произойдет в полтора раза быстрее. У машин же снаряженной массой 1800 кг и более, замену колодок нужно будет производить после преодоления ими расстояния в два раза меньшего, чем сможет проехать небольшой легковой автомобиль.

Если же машина покупалась б/у, зачастую нет возможности узнать, когда последний раз менялись колодки, и каков их пробег. Понять, что пришла пора их заменить, помогут некоторые признаки:

  • Загорелся сигнальный индикатор износа колодок на панели приборов. На некоторых тормозных планках стоит электронный или механический индикатор, подающий сигнал, когда фрикционный материал изнашивается до минимального предела и наступает пора их менять.

  • Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
  • При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.

(Осторожно! Громкий звук.)

  • Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто. Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
  • Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.

Наиболее точным способом узнать о том, что пришла пора менять тормозные планки является регулярный визуальный их осмотр, после того как пробег авто превысил общепринятые 30 000 км. В этом случае правильно определить состояние фрикционного слоя помогут линейка или штангенциркуль. При этом допустимый его остаток не должен быть менее 1,5 или 2 мм в зависимости от марки авто.

Все вышеописанные факторы износа касаются и задних тормозных механизмов в независимости от их типа. Разница лишь в том, что в задних дисковых тормозах способы проверки аналогичны передним. Единственным отличием, актуальным для колодок барабанных механизмов является то, что определить их износ можно еще и по срабатыванию ручного тормоза. Если при выжатом ручнике на уклоне, планки не удерживают машину от скатывания, значит, пришла пора их заменить.

Также при визуальном осмотре состояния тормозов барабанного механизма, в некоторых моделях машин предусмотрено окошко в барабане. Глянув в него, можно определить степень износа фрикционного слоя колодок.

Не допускайте полного износа на колодках фрикционного слоя, установите для себя, в зависимости от стиля езды и других факторов, оптимальный, именно для вашей машины пробег, после которого придет пора озаботиться проверкой их состояния.