Почему нельзя мешать антифриз разных цветов. Можно ли смешивать антифризы: последствия неправильного смешивания

Довольно часто в автолюбительских беседах автомобилисты задаются вопросами об антифризах: можно ли их смешивать, какого цвета антифриз выбрать, в чём его отличие от тосола, на что влияет цвет антифриза и прочие. Антифриз представляет собой низкозамерзающий раствор на водной основе (масленая жидкость), состоящий из спирта этиленгликоля. Его предназначение – защита металлов алюминия от коррозии с помощью входящих в состав силикатов. Мы постараемся ответить на самые интересные вопросы этой темы.
На сегодняшний день в магазинах существует огромное количество разновидностей антифризов. Они бывают почти всех радужных цветов: желтый, красный, фиолетовый, синий и другие. Не все антифризы одинаково воздействуют на автомобиль. По своему составу антифризы с антикоррозионными приставками делятся на несколько видов:

1) Гибридный антифриз
Имеет зеленую окраску, состоит из ингибиторов (силикаты и фосфаты). Представляет собой сочетание карбоновых кислот. Предназначается для внутреннего использования. Срок годности данного антифриза истекает через три года.

2) Карбоксилатный антифриз
Окрашен в красный цвет и основывается на карбоновых кислотах, содержащих коррозионные ингибиторы. Прослужит пятилетний срок. Он создает на системе охлаждения защитный слой и абсорбируется только в местах, потерпевших коррозию. Карбоксилатный антифриз более эффективно защищает от кавитации, оптимально охлаждая двигатель.

3) Лобридный антифриз
Состоит из минеральных ингибиторов, которые сочетаются с органикой, и органических кислот. Они создают очень тонкую пленку для защиты на системе охлаждения. Израсходуются только при появлении коррозии. Лобридный антифриз обладает насыщенным фиолетовым цветом. Истечения срока годности не имеет.

4) Традиционный антифриз
Состоит из ингибиторов, включающих в себя смеси нитритов, боратов, фосфатов и нитратов. Данный тип антифризов является устаревшим. Прослужит не больше двух лет. Не может выдержать слишком высокие температуры (выше 110 °С). К таким можно отнести тосол.

Можно ли смешивать антифризы разных цветов?

Как правило, антифризы не рекомендуется смешивать друг с другом, особенно с тосолом, так как возникает опасность появления коррозии. Однако карбоксилатный антифриз (красный) разрешается смешивать с антифризом любого цвета.

Свойства антифризов:

Любой антифриз замерзает при температуре гораздо меньшей, чем температура замерзания воды. Достигается она при помощи этиленгликоля, входящего в его состав. Замерзая, это вещество превращается в густую кашицу, которая оберегает детали двигателя. У него есть способность кипения.

Качественный антифриз вспенивается только слегка. А иначе большое образование пены способствует снижению количества теплоотдачи. Он должен так же обладать инертным свойством для того, чтобы не проявлять агрессии к резиновым шлангам.
Существуют и другие разновидности антифризов: солевые, гликолевые, спиртовые, глицериновые и др. Все эти виды созданы на одной основе – пропилен-гликоль и этиленгликоль с присадками.
Некоторые автовладельцы заменяют их, на тосол. Да, конечно так можно делать. Только в отличие от тосола антифриз обладает некоторыми преимуществами.

Чем антифриз лучше тосола?

  • Охлаждает двигатель с повышенной эффективностью 0.5 миллиметрового защитного слоя
  • Больше эксплуатируется карбоксилатная жидкость с охлаждающим эффектом
  • Отлично защищает алюминий от высоких температур
  • Увеличивает эксплуатационный срок водяного насоса
  • Защищает гильзы двигателя от кавитации
  • Обладает стабильными свойствами охлаждающей жидкости
  • Безопаснее реагирует с пластиком и эластомером
  • Не оставляет засоры в радиаторе
  • Обеспечивает хорошую высокотемпературную стабильность

Какого цвета антифриз выбрать?

Антифриз для своего железного коня следует выбирать только по требованиям, которые предъявляют производители марки машины, а так же по рекомендательному сроку его замены. Так как у каждой машины срок действия антифриза разный, рекомендуется посмотреть точные данные в автомобильном паспорте. Если паспорт утерян, то можно уточнить по телефону у официального дилера.
Если вам неизвестно какие марки жидкостей заливались в машину, следует заменить в ней всё на новое: и жидкость для стёкол, и масло, и антифриз в обязательном порядке.

Разводить антифриз разрешается только дистиллированной водой. Пропорции указываются в инструкции по применению (как правило, 1:1). Обычная вода имеет много примесей и солей, что может отрицательно сказаться на свойствах антифриза и, следовательно, ухудшить охлаждение двигателя. Дистиллированную воду можно купить в любой аптеке или автомобильном магазине.

Без охлаждающей жидкости мотор автомобиля перегревается и может выйти из строя. Охлаждающую жидкость называют антифризом. Антифриз может быть разных марок и классов, все зависит от особенностей автомобиля, его года выпуска, а также от финансовых возможностей автовладельца. Очень часто возникает ситуация, когда, по каким-либо причинам, антифризы разных классов и производителей смешиваются. В некоторых случаях, смесь антифризов допустима, в некоторых – нет.

Какой может быть результат смешивания

Антифризы от разных марок и производителей имеют цветовое различие. Но цвет никак не определяет характеристики охлаждающей жидкости. Цвет определяется красителем, который добавляется компанией-производителем. Главное отличие антифризов друг от друга – это химический состав. Химический состав может отличаться антикоррозийными присадками, наличием смазывающих соединений, защитой от воздействия высоких температур и так далее. Также различия охлаждающих жидкостей заключаются в том, что у них разная температура закипания и разная степень взаимодействия с деталями автомобиля, то есть какие-то жидкости, например, тосол, агрессивно воздействуют на алюминиевые части системы охлаждения.

Если смешать разные по цвету антифризы, то можно получить один из двух возможных результатов:

  • Получится смесь, которая будет иметь меньшую эффективность, нежели два смешанных вещества по отдельности. Итогом будет пониженный срок работы, то есть через некоторое время придется полностью заменить хладагент
  • Смешанные жидкости начнут функционировать друг против друга. То есть, к примеру, если в двух смешивающихся антифризах имеются разные антикоррозийные присадки, то есть вероятность, что они начнут взаимоисключение из общей охлаждающей системы автомобиля. Итогом будет некорректная работа мотора, либо совсем выход его строя

Таким образом, в первую очередь, при смешивании стоит руководствоваться именно составом жидкости, а не цветом, ведь изначально любой хладагент бесцветен, и уже потом он раскрашивается компанией-производителем. Некоторые компании выкрашивают антифриз в яркий цвет, чтобы предупредить автовладельцев о том, что это яд, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Другие компании выкрашивают антифриз в зависимости от состава и наличия конкретных присадок. То есть, каждый производитель руководствуется своими принципами добавки красителя, на который не стоит ориентироваться при смешивании.


Требует отдельного рассмотрения результат неправильного смешивания разных по составу антифризов:

  • Появление пены. При смешивании зачастую возникает ненужная пена, которая оседает в расширительном баке и во всей системе охлаждения. Естественно, пенные образования мешают нормальной работе мотора. В итоге, только полная промывка системы может решить данную проблему.
  • Осадок. Осадок, чаще всего, является показателем неправильной работы химических соединений между собой. Итогом может стать образование более густой жидкости, которая из-за осевшего осадка не сможет быстро перемещаться по системе охлаждения. Осадок попадет и в патрубки. В этом случае, также поможет только полная промывка системы охлаждения. Возможна, в последствии, и замена шлангов
  • Воздействие высоких температур на водяной насос, что может вывести его из строя
  • Поломка подшипника
  • Воздействие высоких температур на головку и блок мотора, что приведет к ухудшению работы двигателя

Какие антифризы можно смешать

Существует миф, что антифризы от одного производителя хорошо и гармонично смешиваются между собой в системе охлаждения транспортного средства. Это не так. Различные присадки могут привести к результатам, которые описаны выше.

То же самое касается ситуации, когда, допустим, смешиваются два зеленых антифриза, произведенные разными компаниями. Здесь тоже результат предсказать тяжело, так как состав химических веществ может быть разным.

В антифризах есть определенное деление жидкостей на классы – G11, G12, G13 и так далее. Некоторые эти жидкости можно смешивать, некоторые – не стоит. К примеру, первые две. G11 отличается от G12 своей основой и химическим составом, так как в первую входит этиленгликоль и срок работы этой охлаждающей жидкости равняется примерно двум годам. G12 же имеет в составе карбоксилат и не имеет силикаты, что позволяет такому антифризу функционировать до четырех лет. Таким образом, G11 и G12 не рекомендуются к смешиванию друг с другом.

По вышеуказанным причинам, смешивание следует производить осмотрительно, убедившись, что антифризы имеют одинаковый состав присадок. Стоит повторить, по цвету охлаждающие жидкости смешивать не стоит. Если ситуация безвыходная, нужно долить антифриз, но такого же под рукой нет, то в летнее время можно обойтись дистиллированной водой. Естественно, если долить необходимо небольшой объем.

Таким образом, в случае возникновения потребности повысить уровень антифриза в охлаждающей системе автомобиля, лучше, по возможности, долить антифриз такой же марки или осуществить полную замену жидкости с промывкой.

Чем грозит смешивание разных антифризов

Формулы современных антифризов имеют массу отличий. Хотя основа, которая обеспечивает низкотемпературные свойства одна - моноэтиленгликоль. Антифризы отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, к тому же имеют ещё и региональные особенности.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а, к примеру, в Европе они не применяются. В Японии используют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой. Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами, с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого делается двигатели и радиаторы.

В России большинство автовладельцев не придают значения многообразию антифризов и ориентируются в основном на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве. Часто бывает, что антифриз в эксплуатации потерял цвет, и в радиаторе плещется серо-буро-малиновая жидкость.

Поэтому, при смешивании антифризов различных производителей одного цвета, возможны негативные реакции и самое безобидное - потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо. Возможные неприятности от смешивания антифризов от разных производителей могут быть очень печальными:

  1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
  2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
  3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
  4. Забивается радиатор печки - соответственно печка не греет в салоне автомобиля.

Каждая неисправность тратит ваши деньги и время, хотя подобных проблем можно легко избежать. Просто не надо смешивать разные антифризы.

А если утечка, упал уровень охлаждайки, «ругается» бортовой компьютер и растет температура двигателя? Наши рекомендации очень просты:

Если не хватает порядка полулитра антифриза, то долейте простой дистиллированной воды, это компенсирует естественное выпаривание воды из системы. Если убыль больше литра, то нужно ехать на диагностику, а в процессе дальнейшего ремонта полностью сменить антифриз на проверенный продукт. При ремонте нет смысла экономить копейки, собирая старый антифриз для последующей заливки в систему. Название свежего антифриза следует записать и доливать в будущем только его.

18 февраля 2017

Что будет, если смешать несколько разновидностей антифриза разных марок? Можно ли смешивать их между собой вообще? Чем это грозит? Чем отличается синий антифриз и красный? Эти и другие вопросы постараемся осветить в данной статье, чтобы читатель имел исчерпывающий ответ и не занимался «алхимией», издеваясь при этом над своим транспортным средством.

Сразу скажем, что смешивать антифриз разных марок можно, если предельно четко соблюдать определенные условия. В остальных случаях вы практически гарантированно угробите радиатор в течение пары-тройки лет. В большинстве случаев его будет невозможно восстановить. Поэтому трижды подумайте прежде, чем подвергать транспортное средство различным испытаниям.

Из чего состоит антифриз?

Начнем с ликбеза по химическому составу. 80% любой охлаждающей жидкости – сочетание дистиллированной воды и этиленгликоля. Эта формула характерна для стандартов G11 и G12. Остальные 20% (в среднем) приходятся на присадки, которые и характеризуют тот или иной антифриз.

Присадки – ключевой аспект состава . Они добавляются для того, чтобы ликвидировать разрушающую способность воды и этиленгликоля на металлические компоненты системы охлаждения автомобиля, в особенности стенки и трубки радиатора. Грубо говоря, существует лишь 2 типа присадок:

  • защитные – защищают патрубки и прочие элементы, создавая тонкую пленку на стенках комплектующих. Используются в ТОСОЛах и составах G11;
  • антикоррозийные – ликвидируют любой тип ржавчины в процессе работы, или максимально замедляют подобные процессы. Такие присадки характерны для G12 и G12+.

Есть и гибридные присадки, выделенные в отдельный состав G13. В них в правильных пропорциях сочетаются химические элементы первой и второй категории. Именно поэтому данная категория считается универсальной и подходит для «долива», но не во всех случаях.

Цветовые характеристики

Антифриз разных цветов изначально разрабатывался для работы с определенной группой металлов. На данный момент это не принципиально, хотя ранее производители автомобилей пытались внедрить эту градацию, предлагая рекомендованные «красители» для составов. На данный момент категории имеют следующий окрас:

  • G11 – зеленый, синий и вариации;
  • G12 – желтый и красный, ядовито-оранжевый;
  • G13 – фиолетовый.

Это все теория. На практике многие производители окрашивают антифризы так, как им заблагорассудится, поскольку отсутствует жесткая стандартизация. Так G11 имеет «разлет» от синего к багровому, G12 может быть и зеленым, а G13 и вовсе желтым. В итоге получается путаница и автовладельцу все сложнее сориентироваться в различиях состава и их назначении.

Что будет при смешивании разных цветов?

Положа руку на живот, ничего не произойдет, если смешать составы различных производителей, хотя есть и определенные условия. Ситуации бывают разные, в том числе и форс-мажорные, поэтому изначально читайте состав. Если зеленый G11 мешать с зеленым, но иного изготовителя при максимально схожих параметрах, двигатель не пострадает. К прочим стандартам это тоже относится. Можно смешивать между собой только одинаковые по цвету и присадкам продукты охладителей.

Теперь про «светофор». Как было указано выше, тот же G11/12/13 может иметь широкую палитру оттенков. Антифриз разных цветов при идентичной формуле будет отлично взаимодействовать друг с другом . Основная головная боль автомобилистов – G13 в фиолетовом и желтом исполнении. Многие боятся, что они совершенно разные, хотя это в корне неверно. Начнем с того, что этот антифриз универсален по своей сути и обладает двойной порцией присадок, которые уживаются между собой без особых последствий. Вы лишь получите новый оттенок, не более.

Можно ли мешать разные стандарты?

Вот здесь уже ситуация более интересная. Если антифриз разных цветов, но одной группы поддаются взаимозаменяемости, то разные продукты могут вызвать непредвиденные реакции в системе, лишь усугубив положение вашего радиатора и прочих компонентов системы охлаждения.

Можно ли смешивать антифриз разных подгрупп? Нужно понимать, что G11 и G12 имеют совершенно разные присадки: первые нацелены на создание пленки, вторые – на устранение ржавчины. Проконтролировать смешение активных компонентов практически невозможно. Да, осадок может и не выпасть, но пленка существенно снизит эффективность охлаждение. Все потому, что зеленые антифризы снижают диаметр трубок и прочих агрегатов. Температурный режим падает, как и характеристики охладителя. Может и вовсе образоваться своеобразный «тромб», который чреват выходом радиатора из строя.

Здесь все зависит от итогового объема жидкости-разбавителя. Если вы вливаете до полулитра, то никаких последствий не будет. Но в дальнейшем нужно заливать «родной» охладитель.

Последствия от смешивания желтого и зеленого

Мы уже выяснили, можно ли доливать антифриз одной марки и чем это грозит, но можно ли смешивать антифриз красного (зеленого) и желтого типа? А вот здесь последствия будут плачевными.

Зеленый (он же красный и синий) – охладитель на основе этиленгликоля и дистиллированной воды. Желтая (фиолетовая) жидкость состоит из пропиленгликоля, и это существенное отличие. Можно ли смешивать эти антифризы? Категорически нет.

Этилен и пропилен – разные типы спирта, пусть и одноатомного. Другое дело, что первый токсичен, а во втором случае этот изъян убрали. Добавим в G13 еще и 2 вида присадок. Получаем следующую картину:

  • мы понятия не имеем, как реагируют спирты друг с другом и насколько плачевны последствия;
  • присадки в составе G13 рассчитаны именно на пропиленгликоль, поэтому никто не скажет, как они поведут себя в «инородной» стихии;
  • никто не даст уверенного ответа о совместимости антифризов.

Помните, что универсальным донором выступает не G13, а G12++. Выше подробно написано, какие антифризы можно смешивать без последствий.

Крайне внимательно читайте состав продукта и никогда не экономьте на охлаждающей жидкости. Ремонт автомобиля все равно обойдется дороже, тем более капитальный. Не самый разумный способ сохранить деньги в кошельке.

Итоги

Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю. Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.

В двигательной системе автотранспорта имеется антифриз, он же хладоноситель, представляющий собой специальную жидкость для охлаждения рабочих элементов, вмещающую в себя специально разработанные добавки. В автомагазинах реализуется охладитель не только от разных производителей, но и различных цветов, вследствие чего возникает закономерный вопрос: какие цвета антифриза можно смешивать между собой и зависят ли его качественные показатели от цветовой гаммы?

От каких факторов зависит цвет

Благодаря своему составу антифриз не имеет способности замерзать при низких температурных значениях. Его добавляют в экстенсивный бак охлаждающей системы автомобильного транспорта с целью снизить температуру рабочих механизмов двигателя и уберечь их от перегрева.

Любой антифриз – химическое соединение (этиленгликоль), которое состоит из гликолей, очищенной воды и дополнительных добавок. В натуральном виде он несет в себе угрозу, так как концентрат неблагоприятно влияет на стойкость узлов двигателя к коррозийным процессам. Чтобы этого избежать, в состав добавляют различные силикаты, чтобы снизить воздействие коррозии на элементы. Он может отличаться по установленным стандартам, содержащими определенные нормы. Эти эталоны отличают хладоносители между собой по введению в раствор пакета присадок.

Цветность антифриза формируется при введении в техническую жидкость безвредных пигментов. В нормах не предусмотрено определение колористики, но имеется упоминание о некоторых правилах:

  • Расцветка применима только насыщенная;
  • Собственно цвет антифриза может быть любым, главное – чтобы технический раствор отличался от бензина и очищенной воды.

Допустима ли смесь антифриза

Итак, цвет зависит лишь от введенного в раствор красителя, и это может подтолкнуть к ошибочным выводам, что все хладагенты одинаковые. Но это не так, антифризы отличаются между собой и по другим параметрам. Например, состав функционального пакета присадок подразделяется на четыре типа:

  1. Традиционные составы: в основном уже неактуальны, но изредка применяются при первой заливке автомобилей на заводах-изготовителях.
  2. G11: Смешанные, включающие в себя замедлители органической и неорганической природы.
  3. G12 и G12+: хладоносители на основе карбоксилата, отмечаются увеличенным сроком эксплуатации более пяти лет.
  4. G-12++, G-13: в составе антифриза содержатся минеральные замедлители химических реакций.

На таре охлаждающей жидкости всегда выделяется информация, к какой разновидности она принадлежит. Только с учетом этих данных можно приступать к смешению разноцветных растворов.

Если самостоятельно выбирать, какие цвета антифриза можно смешивать, можно наделать грубых ошибок. В основном это связано с тем, что даже при смешивании составов одного типа имеющийся в баке остаток может вступить в конфликт с доливкой. В конечном счете полезные функции охладителя снизятся или исчезнут вовсе. Риски всегда есть, даже если, например, смешать одноцветный G12 от разных производителей. Поэтому не допускается смешивать одноцветные и многоцветные составы, лучше полностью заменить хладоноситель в системе автомобиля, чтобы не сомневаться в качественных характеристиках залитого вещества.

Если долить охлаждающую жидкость нужно долить, то необходимо подобрать предельно возможную вариацию. Существует простая рецептура проверки совместимости. В один резервуар заливают две экспериментальные жидкости. Если при смешении густота и насыщенность не изменились, то все в порядке. Если же в смеси произошло образование осадка, и раствор помутнел, то такую техническую жидкость воспрещается использовать по назначению.

Какие цвета антифриза можно смешивать, таблица.