Почему стучат гидрокомпенсаторы? Причины стука гидрокомпенсаторов на прогретом двигателе.

Для достижения высоких показателей КПД силовой установки кулачок распредвала и толкатель клапана должны плотно контактировать между собой. На некоторых автомобилях, например на Hyundai Solaris, это обеспечивается путем регулировки тепловых зазоров. С прогревом мотора они исчезают благодаря расширению деталей. Ряд двигателей, к примеру, ВАЗ 21124 или 21126, не требуют вмешательства, поскольку в них установлены гидравлические компенсаторы (ГК).

Почему возникает стук гидрокомпенсаторов ГРМ на холодную: вероятные причины

ГК – деталь неприметная. Она именуется гидротолкателем, если установлена непосредственно между кулачком распределительного вала и ножкой клапана, т.е. вместо толкателя. Гидроопору можно увидеть в газораспределительных механизмах с коромыслами.

Конструкция и принцип работы гидравлического компенсатора зазора

Понять природу стука гидрокомпенсаторов в двигателе на горячую или на холодную невозможно без знания основ функционирования механизма. Эта деталь позволяет за счет давления масла выбирать свободный зазор при любой температуре двигателя.

Рабочие моменты проще разобрать на конструкции обычного гидротолкателя. Он включает примитивные конструктивные элементы:

  1. Плунжер, один торец которого неплотно контактирует с внутренней поверхностью толкателя, другой – содержит шариковый клапан.
  2. Цилиндр, по стенке которого двигается плунжер.
  3. Отверстие для забора масла из канала маслосистемы ГБЦ.


Маслоэмульсия поступает через канал головки блока цилиндров и проточку в толкателе во внутреннюю полость плунжера. Под воздействием давления жидкости шарик преодолевает сопротивление пружины и открывает путь маслосоставу в замкнутую полость цилиндра.

Эмульсия быстро заполняет пространство и начинает двигать плунжер с толкателем вверх. В момент достижения плотного прилегания гидротолкателя к кулачку, полость цилиндра заполняется до отказа и жидкость двигает шарик вверх, закрывая таким образом шариковый клапан.

Из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Гидравлический компенсатор будет бесшумно выполнять свою функцию, если обеспечены должные уровень, качество и давление смазки. В ином случае будут стуки. Время их проявления свидетельствует о неисправностях различного происхождения.

К сведению . Довольно часто стучат «гидрики» у неопытных владельцев, не осведомленных, автомашины.

Встретить стук гидрокомпенсаторов на холодную можно по следующим причинам:

  • Некачественный или грязный маслосостав.
  • Неверно подобранная смазка. Не рекомендуемые производителем показания холодной и рабочей вязкости приводят к тому, что маслоэмульсия не проталкивается в непрогретом состоянии через микронные каналы и не заполняет рабочую полость гидротолкателей или гидроопор.
  • Загрязнение каналов маслосистемы ГБЦ и ГК. Это приводит к уменьшению проходного сечения отверстий, что делает невозможным проталкивание холодного вязкого масла через них.
  • Износ механизма. Повреждение шарикового клапана или поверхностей плунжера приводит к тому, что смазка постоянно стравливается из подплунжерного пространства.
  • Заклинивание плунжерной пары из-за чрезмерного количества нагара в сборочной единице.
  • Проблемы с давлением в масляной магистрали. Могут быть вызваны неисправностью маслонасоса или забитым маслофильтром.

Неполадки или стук гидрокомпенсаторов газораспределительного механизма на горячую: основания для диагностики неисправности

Характер функционирования силовой установки, достигшей рабочего температурного режима, отличается от холодного состояния. Здесь и расход поменьше, и эластичность получше. Да и природа стука гидротолкателей может быть другой.

На холостом ходу

Провоцировать шумную работу гидравлических компенсаторов могут те же факторы, которые актуальны в случае появления стуков на холодную. Чаще всего – это засор продуктами нагара и износа маленьких отверстий и каналов маслосистемы. В результате этого маслонасос не может обеспечить должного давления для прохождения смазки по узким сечениям.

Впрочем, стук гидрокомпенсаторов на горячую может возникнуть и по другим причинам:

  • Недостаточный уровень масла в системе. Оптимальный уровень смазки в картере измеряется после 10-минутной стоянки. След должен быть на равном расстоянии от меток Max и Min. Многие водители предпочитают смещать объем маслосостава в сторону максимальной отметки, что отвечает рекомендациям многих производителей.
  • Увеличились габариты посадочных мест под ГК в результате перегрева двигателя.

В процессе езды

Бывает и такое, что гидравлические компенсаторы стучат на высоких оборотах, а на холостых демонстрируют бесшумную работу при любой температуре. Это возникает по двум причинам:

  • Вспенивание малоэмульсии. Возможно при переливе смазывающей жидкости: уровень находится выше максимальной отметки.
  • Засасывание воздуха маслонасосом. Вероятно при недостаточном объеме маслосостава в картере.

Нередко шум не зависит от частоты вращения коленвала. Тогда мастера с уверенностью твердят о возникновении зазора между кулачком и толкателем. Природа его происхождения определяется после разборки ГБЦ. Это может быть как повреждение контактной поверхности, так и закоксовывание гидрокомпенсатора.

К сведению . Стучать могут не все гидромодули. Поиск дефектной единицы производится путем перемещения гидротолкателя вдоль оси деревянным клином. Если какой-то компенсатор опускается быстрее других, его стоит извлечь и заменить, либо почистить.

Самостоятельное устранение стука в двигателе от гидрокомпенсаторов без разбора: внутренняя мойка

Неприятный цокот, сопровождающий работу гидротолкателя, беспричинно не возникает. Безразличное отношение к выбору смазки, использование подделок и продуктов из бюджетного сегмента приводит к образованию лаковых отложений и нагара в каналах масляной системы и на поверхностях гидроопор. Игнорирование заводских рекомендаций также укорачивает ресурс компенсаторных деталей.

Легкая неполадка


Быстро ликвидировать стук гидрокомпенсаторов или его устранение без разбора головки блока цилиндров возможно лишь на начальном этапе, когда неисправность только начала проявляться на холодную. Если использовалось качественное масло, и регулярно производилась его смена, а после крайней замены внезапно застучали ГК, необходимо срочно залить новую смазку и сменить фильтр. Вполне вероятно, что попалась поддельная канистра.

Не уверены в качестве предшествующих маслосотавов, а гидравлические компенсаторы только начинают постукивать – покупайте промывочное масло, к примеру, от Лукойл, и промывайте 15-20 минут на «холостых». Работы осуществлять на новом фильтре.

Запущенный случай

Устранить стук гидрокомпенсаторов на высоких оборотах без разборки двигателя тяжелее. Технология здесь актуальна, но не всегда помогает. Все зависит от степени загрязнения гидрокомпенсаторов.

В особых случаях на помощь приходят агрессивные составы в виде аптечного димексида. Он отмывает детали любой степени закоксованности. Однако методика непроста и требовательна к начальному состоянию силовой установки. В частности, внутри не должно быть покрашенных деталей и хрупких пластиковых конструктивных элементов.

Безусловно, лучшим вариантом будет очистка промывочным маслом с предварительной подготовкой силового агрегата. Если она не помогает, лучше разобрать ГБЦ и путем ручной диагностики выявить неисправные ГК. Далее извлечь их и почистить, либо поменять.

В крайних случаях на помощь приходят специальные присадки. Они временно устраняют неисправность, отлаживая неизбежное вскрытие клапанной крышки. С лучшей стороны показали себя присадочные составы от Liqui Moly и XADO.

Короткий Help

Внезапно возникнувший стук гидрокомпенсаторов механизма газораспределения на холодном моторе и/или на горячем свидетельствует о проблемах в маслосистеме. Редко стучит ГРМ в связи с износом или заклиниванием ГК.

Недостаточный уровень масла, некачественная смазка, закоксованные каналы, проблемы с маслонасосом, забитый фильтр – все это влияет на давление в маслосистеме, к которому очень чувствительны гидротолкатели. На начальных стадиях при условии продолжительного использования качественных смазывающих продуктов помогает заливка качественного и отвечающего требованиям производителя маслосотава.

Решить вопрос можно без разборки силового агрегата – путем промывки промывочным маслом. Агрессивные составы применять можно в ограниченных сериях агрегатов, да и риск забить микронные отверстия велик. Отсрочить вскрытие ГБЦ помогают спецприсадки.


Современный двигатель работает довольно тихо, и посторонний шум слышен практически сразу. По звукам можно диагностировать самые разные неисправности - от чрезвычайно опасных до простых, с которыми можно еще поездить. Часто бывает, что стучат гидрокомпенсаторы в двигателе. Чтобы разобраться в причинах проблемы, надо изучить их устройство.

Устройство газораспределительного механизма

Поступление топливной смеси в цилиндры осуществляется через специальные отверстия в головке блока цилиндров. Они открываются и закрываются тарельчатыми клапанами, которые приводятся в движение толкателями.

Последние, в свою очередь, приводятся в движение кулачками (выступами) распределительного вала, который вращается с некоторой скоростью. Кулачки расположены в последовательности цилиндров. При работе толкатели нагреваются. Это объясняется тем, что кулачки действуют на них с немалой силой, а с обратной стороны их подпирает возвратная пружина. Нагрев вызывает тепловое расширение. Вследствие этого кулачки сильнее нажимают на толкатели, и зазор между ними полностью исчезает.

Что такое гидрокомпенсатор

Данные устройства автоматически регулируют тепловой зазор, позволяя без ударных нагрузок осуществлять работу газораспределительного механизма. Такие элементы появились на многоклапанных моторах, поскольку регулярно проверять и корректировать тепловые зазоры довольно утомительно. Внешне эти устройства напоминают металлические цилиндры, состоящие из подпружиненной плунжерной пары. В нее под давлением подается масло. Но ввиду того, что эти детали работают под постоянной нагрузкой, в результате различных факторов при запуске на холодную стучат гидрокомпенсаторы.

Основные производители

Конечно, оригинальные детали и расходники, те, которые устанавливались на заводе-изготовителе, качественнее и надежнее. Поэтому надо стремиться сохранить их работоспособность. Тем не менее иногда аналоги превосходят оригинал.

Гидрокомпенсаторы производятся самыми различными компаниями. Но больше всего в этом преуспели немцы. Гидрокомпенсаторы компаний INA, SWAG, FEBI хорошо зарекомендовали себя в надежной и продолжительной работе самых различных двигателей. Также эти детали выпускаются компаниями AE и AJUSA - они тоже европейские, но, по отзывам, имеют невысокое качество изготовления. Элементы могут начать стучать уже через несколько тысяч километров. Основной проблемой для всех таких деталей является опасность брака или некачественного исходного материала. В результате быстро происходит выработка трущихся поверхностей - гидрокомпенсатор стучит на холодную и на горячую. Ездить с такой неисправностью крайне не рекомендуется.

Причины возникновения стука

Как уже говорилось, гидрокомпенсаторы уменьшают тепловые зазоры и автоматически регулируют их в процессе работы двигателя.

Появлению стука способствуют три основные причины:

  • Механический износ гидрокомпенсаторов или их брак при производстве.
  • Неисправности в системе смазки двигателя.
  • Особенности моторного масла.

Все три причины можно разобрать более подробно и выяснить, почему же стучат гидрокомпенсаторы (на холодном двигателе в том числе).

В процессе эксплуатации на рабочей поверхности данных элементов появляются различные дефекты и естественная выработка. Кроме того, сами детали и клапан подачи масла могут заклинить вследствие недостаточной смазки.

Еще одной причиной стука гидрокомпенсаторов является загрязнение системы смазки. Естественно, смолистые отложения никак не могут способствовать хорошей обработке трущихся деталей. Грязь и отложения не только препятствуют нормальному функционированию агрегата, но и значительно ускоряют износ.

Еще одной причиной стука являются проблемы с масляным фильтром, в котором может быть некачественный перепускной клапан. Из-за этого плохо очищается смазка. Подобранное не по сезону и с неподходящими характеристиками масло также может стать причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, а также на горячем двигателе. Масса может быть слишком вязкой, а на горячем двигателе - наоборот, жидкой, и не обеспечивать всей полноты смазочных свойств.

Серьезной причиной того, что гидрокомпенсатор стучит на холодную, могут стать последствия перегрева двигателя. Также это попадание антифриза или топлива в систему смазки двигателя, избыток картерных газов вследствие неисправной или забитой вентиляции. Таким образом, в моторное масло попадают посторонние примеси. В результате меняются его физические свойства, гидрокомпенсаторы начинают постукивать. Этот звук может проявляться в разные периоды работы двигателя - в начале работы, на прогретом или непрогретом моторе, под нагрузкой или без нее. Наиболее часто гидрокомпенсатор стучит на холодную, причем это бывает сразу же после замены моторного масла. Здесь необходимо остановиться на факторах, вызывающих эту неисправность.

Что делать, если гидрокомпенсаторы стучат на холодную

Причина звука может быть проста - не до конца разогретое масло просто не успело дойти до плунжерной пары. Металлические детали при отсутствии смазки стучат друг о друга. Со временем жидкость расходится по всем элементам и звон пропадает. Часто бывает, что на холодную стучат гидрокомпенсаторы на «Приоре». Причины могут быть те же самые, ведь конструкция ГРМ типична для таких моторов. Неисправность или износ самого гидрокомпенсатора, засорение системы смазки, некачественное масло или несоответствие его сезону и типу, рекомендованному для данного двигателя, вызывает подобные проблемы.

Также можно перечислить список причин, помогающих ответить на вопрос, почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную:

  • Неисправность самого гидрокомпенсатора, его выработка. Следует отметить, что в таком случае он будет постукивать и при горячем двигателе. Поэтому такую версию можно рассматривать лишь после проверки всех остальных. Здесь единственный вариант - полная замена.
  • Слишком густое моторное масло вследствие несоответствия сезону и применяемому типу. Выход один - поменять смазку.
  • Отток масла от самого узла при неработающем двигателе, вследствие чего в гидрокомпенсатор попадает воздух. Он препятствует нормальной работе механизма. Это происходит вследствие негерметичности клапана гидрокомпенсатора, который стоит заменить, а сам узел - промыть и прокачать.
  • Засорение впускного отверстия для масла в корпусе гидрокомпенсатора. Во время работы двигателя жидкость разогревается и проникает внутрь, а отложения и грязь могут этому препятствовать.

Как определить неисправный элемент

Выявить вышедший из строя гидрокомпенсатор достаточно просто.

При снятой клапанной крышке достаточно сильно нажать на него. Исправный элемент будет держать нагрузку, а изношенный провалится даже под небольшим давлением. Точно так же он будет проваливаться и не компенсировать зазор при работе двигателя. Посторонние звуки здесь неизбежны.

Почему стучат новые гидрокомпенсаторы на холодную?

Новые механизмы должны приработаться. Поэтому незначительный стук в начале работы считается нормой. Но если звук и после долгой работы продолжается, значит, дело не в них. Конечно, не исключена возможность производственного брака, для чего при покупке желательно оформлять гарантию.

Тем не менее стук новых гидрокомпенсаторов может быть связан с их неправильной установкой. В результате они не наполняются маслом в должной мере.

Последствия неисправности гидрокомпенсатора

Естественно, многих интересует вопрос о том, можно ли эксплуатировать мотор со стучащими компенсаторами зазоров клапанов. Можно, но нежелательно, потому что автомобиль не будет соответствовать заявленным параметрам, а именно:

  • Снизится мощность двигателя и вырастет расход топлива.
  • Уменьшится эластичность и приемистость двигателя (хуже будет набирать обороты).
  • Повышенная вибрация и шум, а также снижение общего ресурса газораспределительного механизма.

Поэтому стучащие гидрокомпенсаторы приравниваются к неисправности двигателя и требуют скорейшего ремонта или устранения причины проблемы.

Профилактические мероприятия

Для обеспечения бесперебойной и долговременной работы гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать достаточно простые правила эксплуатации.

Их мы перечислим ниже:

  • Во-первых, своевременно менять моторное масло. Причем руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя и сезонными особенностями: зимой заливать более жидкое, летом - более густое, чтобы при рабочей температуре двигателя характеристики смазки были одинаковыми.
  • Во-вторых, при возникновении стука надо как можно быстрее выявить его причину, чтобы эта неисправность не привела к возникновению других. Ведь стучащие компенсаторы - признак неисправности не только последних, но и множества других, сопряженных с ними систем и агрегатов автомобильного двигателя.

Итак, мы выяснили, почему стучит гидрокомпенсатор на холодную, что делать с этим и как решить проблему.

), обеспечивающий его работоспособность, путем поддержания оптимального зазора между кулачком распредвала (или коромыслом) и своей рабочей поверхностью.

Стук гидрокомпенсаторов говорит о неисправности, устранение которой позволит получать от двигателя полную отдачу.

Он состоит из:

  • корпуса со специальными проточками и отверстиями;
  • плунжерной пары с пружинкой и шариковым клапаном.

Верхний конец стержня клапана автомобиля упирается в дно плунжера. То есть, компенсатор – промежуточное звено между клапаном и кулачком вала ГРМ.

Что там внутри

Регулировка зазора происходит автоматически. Принцип работы гидрокомпенсаторов базируется на ничтожно малом коэффициенте сжатия масла. В момент, когда совпадут отверстия (сделанные специально для пропуска смазки) в головке блока цилиндров и корпусе компенсатора, в него поступит масло. Далее, оно через проточку попадет в верхнюю камеру плунжера, а потом, через открывшийся шариковый клапан, заполнит нижнюю камеру.

Так как, масло подается под давлением, плунжер выдавливается, толкая корпус компенсатора вверх, пока тот не упрется в кулачок. Кулачок вала, проворачиваясь, давит на гидрокомпенсатор, который идет вниз. Отверстия перекрываются, поступление масла прекращается и закрывается шариковый клапан.

Масло обладает свойством несжимаемости, поэтому усилие кулачка вала ГРМ, через гидрокомпенсатор передается на автомобильный клапан. Он открывается. Дальнейший ход кулачка приводит к тому, что пружина клапана толкает его вверх, и он закрывается.

Часть масла может просачиваться через седло шарика плунжера в обратном направлении, увеличивая зазор, но, в следующем цикле, когда отверстия маслопроводов снова совпадут, объем масла пополнится и зазор нормализуется.

Работа ГРМ приводит к выработке поверхности компенсатора, при этом зазор увеличивается. Пополнение объема масла в цикле снова нормализует его. Тепловое расширение деталей тоже влияет на зазор, но и тут гидрокомпенсатор позволяет избавиться от сверхнорматива.

Стук стуку рознь, потому что последствия разные

Чем удобны эти устройства? Тем, что выполняют свои функции, не требуя обслуживания и специального ухода.

О них можно не вспоминать до тех пор, пока не слышен определенный, специфический стук гидрокомпенсаторов.

Причем, он может появляться только при запуске и по мере прогрева исчезать, а может продолжаться все время.

Что происходит, когда стучат гидрокомпенсаторы:

  • прекращается функционирование плунжерной пары;
  • прогорают головки клапанов с последующим повреждением головки блока;
  • возникают шумы в двигателе, затрудняющие общую диагностику;
  • ухудшается разгонная динамика.

Почему стучат гидрокомпенсаторы? Ответов может быть несколько, в зависимости от обстоятельств. Необходимо установить момент, когда начинается стук. Это помогает прояснить ситуацию.

Если слышен стук гидрокомпенсаторов на холодную, то есть, сразу после запуска и продолжается до тех пор, пока мотор не прогреется, то вероятными причинами могут быть следующие:

  1. Клапан плунжера пропускает масло при выключенном двигателе.
  2. Сужение маслопроводящих каналов загрязнителями. В момент пуска масло имеет большую вязкость и не поступает в плунжер, поэтому и стучат гидрокомпенсаторы на холодную. При разогреве вязкость уменьшается и увеличивается его проникающая способность.
  3. Высокая вязкость масла . Стук пропадает по мере увеличения текучести.

Такое явление не очень критично, хотя не стоит оставлять его без внимания. Часто «гидрики» стучат только в момент пуска. Это происходит от того, что при остановке, часть клапанов двигателя замирает в открытом положении и клапан плунжера «стравливает» немного масла.

Не следует причислять эти звуки к признакам неисправности. На холодном двигателе это допустимо. Новые гидрокомпенсаторы, стукнут при пуске, потому что при длительном хранении часть масла может вытечь.

Ну, а если стучат гидрокомпенсаторы на горячую? Хотя вопрос поставлен несколько не корректно. Разберемся, от чего стук появляется при запуске движка и не прекращается по мере прогрева. В этом случае, как и в предыдущем, вероятных причин несколько:

  1. Масло плохого качества изначально или давно не менялось. Стук, чаще всего, прекращается после замены масла.
  2. Неисправность самого гидрокомпенсатора.
  3. Загрязнение масляного фильтра .
  4. Стук гидрокомпенсаторов на горячую возникает, если масляный насос не развивает необходимого давления.

Есть еще одна причина, которая, почему-то, проявляется на Приоре. Стук в компенсаторах появляется после замены масла 5W40 на 0W40.

Принимаем меры

Итак, стучат гидрокомпенсаторы, что делать? Не паниковать. Подобное явление еще не доводило автомобиль до исключения из перевозочного процесса.

Функционирование этой важной детали непосредственно связано с системой смазки. Если застучали гидрокомпенсаторы, вероятность того, что масло утратило первоначальные характеристики, достаточно велика.

Не стоит сразу думать о разборке мотора. Первым делом, чтобы устранить стук, меняют масло и фильтр. После замены, при пуске не вздрагивайте от стука гидрокомпенсаторов, в процессе слива масла, оно уйдет и из них, а наполнятся плунжеры, когда запустился масленый насос.

Если это не помогло, то необходимо выяснить, какой гидрокомпенсатор стучит. Возникает вопрос, как определить тот, который необходимо менять? К примеру, у ВАЗ 2112 16 клапанов, как узнать, какой не функционирует?

Для этого необходимо поставить кулачок распредвала (коромысло) так, чтобы он не мешал и попробовать выколоткой надавить на компенсатор. Исправный продавится если приложено значительное усилие, неисправный уйдет вниз легко. Его необходимо убирать.

Как проверить гидрокомпенсаторы без разборки? Неисправный можно выявить и на работающем двигателе.

Место его установки определяется при помощи фонендоскопа. Некоторые умельцы делают приспособление, используя металлический стержень и резонатор из алюминиевой банки. Опытные мотористы обнаруживают просто на слух. Далее, устраняется причина стука гидрокомпенсаторов.

После обнаружения неисправных деталей, некоторые автовладельцы снимают их, с целью убрать загрязнители из плунжера путем разборки и промывки. Другие идут на их удаление и замену. Часто, после этих манипуляций удается устранить стук лишь на некоторое время.

Разбор и анализ периодичности ремонта этих узлов подсказывает, что их износ и условия эксплуатации, примерно одинаковы, а значит и состояние тоже. Поэтому рекомендуется менять гидрокомпенсаторы комплектом.

Практически на всех автомобильных двигателях происходит процедура регулировки клапанов. Процедура регулировки клапанов, это выставления зазоров между клапаном и толкателем. На двигателях, где тепловой зазор клапанов регулируется вручную, делать это необходимо с определенной периодичность. Для это нужен определенный навык, поэтому инженеры придумали автоматическую регулировку зазоров. Но есть и проблемы у данной технологии — это стук гидрокомпенсаторов о котором сегодня и пойдет речь.

Гидрокомпенсатор – является устройством, которое позволяет автоматически выставлять зазор между клапаном и толкателем двигателя. Оно представляет собой металлический цилиндр в котором находится пружина и обратный клапан.

Принцип действия заключается в изменении длины цилиндра гидрокомпенсатора на всю длину зазора в ГРМ. Работает данное устройство от обратной пружины и давления масла.

Гидрокомпенсатор представляет собой не хитрое устройство цилиндрической формы которое состоит из плунжеров, клапан обратного действия и пружина.

Огромное преимущество гидрокомпенсаторов заключается в том, что они автоматически регулируют зазоры клапанов и избавляют владельца автомобиля, от данной процедуры. Но помимо плюсов существуют и минусы данной технологии. Основной из них – стук на холодную или на горячую в случае неисправности.

Как стучат гидрокомпенсаторы

Стук гидрокомпенсаторов напоминает цокот, очень похожий на цокот не натянутой цепи. Доносится он из головки блока цилиндров. С ее верхней части. Стук компенсаторов может проявляться на холодную или на горячую, либо же присутствовать всегда, в зависимости от износа компенсаторов.

Как мы знаем, работа гидрокомпенсаторов напрямую связана с маслом. Когда двигатель холодный, масло еще просто не попало в гидрокомпенсаторы, поэтому мотор может какое-то время характерно цокать. Но спустя короткое время, если нет других предпосылок – стук пропадет.

Очень явно данный симптом наблюдается на отечественных классических моторах, которые устанавливаются в Нивы последних годов выпуска. В свое время в компанию “ВАЗ” счастливые обладатели данных моторов писали коллективное письмо и требовали отзывную компанию.

Причины стука гидрокомпенсаторов

К основным причинам стука гидриков можно отнести две неисправности:

  1. механическая части гидрокомпенсатора
  2. масло подачи двигателя к гидрокомпенсатору

К механическим неисправностям можно отнести:

  1. Выработка и износ плунжерной пружины. Чаще всего является естественным износом, возникает из-за того, что кулачки распредвала оставляют выработку на поверхности.
  2. Засорение гидрокомпенсатора. А именно засорение клапана который отвечает за масло подачу. В следствии данной неисправности гидрокомпенсатор начинает залипать.
  3. Завоздушивание. Возникает при недостаточной подачи масла в механизм.
  4. Нагар и загрязнение основных элементов гидрокомпенсатора. Возникает при использовании некачественного масла или присадок.

Неисправности масло подачи к гидрокомпенсатору, могут быть вызваны:

  • Неисправность масляного фильтра.
  • Низкое давление масла
  • Неправильная вязкость масло, либо не то масло
  • Перегрев мотора, вследствие чего масло теряет свои свойства.

Как говорилось ранее стук гидрокомпенсаторы возможен как на горячую, так и на холодную.

Когда мотор хорошо прогрет, и появляется отчетливый стук гидриков который означает, что есть проблемы с маслом. Возможно масло уже потеряло свои свойства и требует замены. Либо залито масло, которое не подходит по регламенту к вашему мотору. Так же не исключен вариант засорившегося масляного фильтра.


Помочь в данном случае может замена масла и масляного фильтра. Если стук на горячую остался, стоит продиагностировать другие элементы двигателя. Возможно проблема в них.

Что касается стука на холодную, то тут не стоит беспокоится, практически всегда данный стук не является критичным.

Что делать если стучат гидрокомпенсаторы?

Прежде всего, нужно определить какой гидрокомпенсатор стучит. Для мотористов определить какой гидрокомпенсатор вышел из строя обычно не составит труда. Да вы и сами сможете это сделать. Это просто.

Для этого нужно снять клапанную крышку. Так же потребуется устройство которое называется фонендоскоп.

Фонендоскоп устройство с длинной спицей на конце и наушниками.

Если данного устройства нет под рукой, можно попробовать воспользоваться стетоскопом. Суть я думаю Вы уже поняли, нужно прослушать где же сильнее всего стучит, таким образом можно определить какой гидрокомпенсатор барахлит.

В случае обнаружения неисправного гидрокомпенсатора, можно попробовать устранить стук путем чистки. Для этого его нужно разобрать и промыть в солярке или керосине. В некоторых случаях это помогает устранению стука. Если нет, то увы придется менять. Их стоимость не так велика и лучше это сделать как можно быстрее, потому что в противном случае последствия могут быть печальными.

Как проверить гидрокомпенаторы

Проверить гидрокомпенсаторы самому достаточно просто. Устройство по своему строению не сложное.

Для того чтобы выяснить исправность, нужно попробовать нажать на внутреннюю часть гидрокомпенсатора (которая прилегает в клапану). Если она легко проминается, то значит гидрокомпенсатор неисправен, если нет, то значит с ним все в порядке.

Можно ли ездить со стучащими компенсаторами?

Как уже говорилось ранее, запускать данную неисправность нельзя. Убитые гидрокомпенсаторы, оказывают очень негативное воздействие на весь привод газораспределительного механизма. Ремонт его стоит, очень не дешево. Также стук гидриков приводит к более быстрому износу всех элементов ГБЦ.

Минусы гидрокомпенсаторов

Кроме всех перечисленных положительных качеств этой замечательно технологии, у нее есть несколько значительных минусов.

  • Практически всегда бывает стук гидрокомпенсаторов на холодно двигателе.
  • Гидрокомпенсаторы плохо работают при высоких оборотах.

Поменяли гидрокомпенсаторы а они все равно стучат

Стук новых гидрокомпенасторов после замены не всегда может быть связан с их неисправностью или браком. Как говорилось выше, работа этих устройств зависит от масла. Если новые компенсаторы не заполнены маслом, то они будут какое-то время постукивать пока не заполнятся.

Итог

Несомненно, технология применения гидрокомпенсаторов, очень удобна. Ее применяют множество различных производителей в двигателях как для бюджетного так и для премиум сегмента. Но некоторые все так же используют технологию ручной регулировки клапанов, например компания Honda. Это связано с тем, что их моторы являются высоко оборотистыми, а как мы говорили ранее гидрокомпенсаторы, так же в механизме газораспределения банально мало места, так как там в большинстве случаев используется фирменная технология Vtec и для гидрокомпенсаторов очень мало места.

Многие автомобилисты сталкиваются с такой проблемой – на горячем двигателе стучат гидрокомпенсаторы. В нашей статье мы поговорим об этом неприятном явлении. Начнем с того, что стук гидрокомпенсаторов может проявляться не только на горячем двигателе , но и при его запуске (на холодную). Появление стука гидрокомпенсаторов в горячем и холодном двигателях может зависеть как от одних и тех же, так и от разных причин. Бытует такое мнение, что компенсаторы стучат на горячую более системно. В то время как на холодном двигателе этот ударный звук может проявляться лишь в какие-то моменты.

Первым делом, любой автомобилист должен убедиться, что появившийся ударный звук издают именно гидрокомпенсаторы , а не какой-то другой узел или механизм двигателя внутреннего сгорания. Проверять это нужно лишь на горячем двигателе . Впрочем, сделать это нетрудно, так как стук компенсаторов имеет характерное звучание. Однако если вы сомневаетесь в поставленном диагнозе, то лучше обратиться к специалистам в ремонтную мастерскую.

Теперь рассмотрим причины, вызывающие стук в гидрокомпенсаторах. Таких причин несколько, однако, стоит отметить, что не все из них являются проблемой именно компенсаторов.

Первая (самая распространенная) причина. Компенсаторы стучат, потому что в мотор залили некачественное масло или же оно давно не менялось. Чтобы избежать появления ударных звуков советуем покупать только качественное моторное масло у надежных поставщиков.

Следующая причина – забитые каналы, по которым должно поступать моторное масло в гидрокомпенсаторы . Причем стук обязательно будет на горячем двигателе , а вот на холодном его может и не быть. Дело все в том, что пока мотор холодный, моторное масло в нем имеет одну вязкость, но как только мотор начинает прогреваться, масло меняет свою вязкость и начинают появляться проблемы. Чтобы убрать этот звук нужно заменить моторное масло и качественно промыть всю систему. Кроме того, возможно следует в будущем использовать более вязкое моторное масло.

Третья причина – компенсаторы стучат из-за засорения масляного фильтра. Моторное масло просто не подходит к гидрокомпенсаторам под требуемым давлением, вследствие чего образовывается воздушная пробка.

Четвертая причина – повышенный или пониженный уровень моторного масла. В этом случае происходит обогащение масла воздушными массами. Пока мотор холодный процентное содержание воздуха в масле еще не велико, для того, чтобы сделать его сжимаемым. Немного проработав, двигатель нагревается, количество воздуха в масле увеличивается, делая его критическим. В результате чего гидрокомпенсаторы начинают стучать.

Пятая причина вызвана проблемами с масляным насосом. Такое происходит с изношенными насосами, которые не выдают давление, требуемое для полноценного функционирования системы смазки автомобиля.

Шестая причина – износ посадочного места под гидрокомпенсатор. В результате нагрева двигателя происходит расширение всех его деталей, соответственно, посадочное место гидрокомпенсатора тоже расширяется и еще больше прослабляется, что и вызывает появление стуков.

Седьмая причина – в самом гидрокомпенсаторе. Стук появляется из-за проблем с гидравликой и механикой компенсатора.

Как вы видите, причин появление такого рода стуков достаточно много. Разобраться в них, а тем более точно определить, какая из них является основной – весьма сложно. Хотя, можно не задумываться и просто поменять всю цепочку начиная от масляного насоса и заканчивая самими компенсаторами. Это, конечно, приведет к положительному результату, но, во сколько же это все обойдется?

По нашему мнению, наиболее правильным решением для начинающего автомобилиста является обращение к нормальному специалисту, который уж точно знает по какой методике найти причину появления стука и как ее оптимально нейтрализовать.