Через сколько моточасов проводится то. Виды и периодичность то тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей

Зачастую многие владельцы вилочных погрузчиков не соблюдают правил прохождения регламентированного ТО, что негативным образом сказывается на работоспособности спецтехники. Во время замеченные неисправности и своевременная замена непригодных запчастей погрузчика продлят срок его эксплуатации. Регламентированное тех.обслуживание необходимо проходить с периодичностью в 200 моточасов, такие сроки обычно установлены и показаны в руководстве. Допускается указанные сроки изменять, однако такое изменение не должно превышать 10%. Если четко следовать правилам и проходить техническое обслуживание как приписано, то вы не только увеличите срок службы, но и уменьшите траты топлива и траты смазочных материалов. Стандартное техническое обслуживание погрузчика подразумевает проверку надежности крепления, замену масел, охлаждающей жидкости и прочее. Неисправности устраняют сразу не оставляя на потом.

Примерный перечень работ при ТО

Номер ТО

ТО-0

ТО-1

ТО-2

ТО-3

ТО-4

м/ч

50

200

500

800

1200

Выполняемые работы

Натяжение приводного ремня

Пров

Пров

Пров

Пров

Пров

Моторное масло

Замен

Замен

Замен

Замен

Замен

Масляный фильтр

Замен

Замен

Замен

Замен

Замен

Охлаждающая жидкость

Пров

Пров

Пров

Пров

Замен

Элемент топливного фильтра

Замен

Замен

Замен

Элемент воздушного фильтра

Очист

Замен

Замен

Замен

Замен

Пров

Пров

Пров

Пров

Пров

Работа ручного тормоза

Пров

Пров

Пров

Пров

Пров

Натяжение подъемной цепи

Пров

Пров

Пров

Состояние роликов каретки

Пров

Пров

Пров

Пров

Работа мачты

Пров

Пров

Состояние роликов мачты

Пров

Пров

Пров

Пров

Пров

Крепление цилиндров подъема и наклона

Пров

Пров

Пров

Пров

Пров

Работа цилиндров подъема и наклона

Пров

Пров

Пров

Пров

Масло в ГДП

Пров

Пров

Замен

Замен

Замен

Фильтр трансмиссии

Замен

Замен

Замен

Фильтр гидросистемы

Замен

Холостые обороты двигателя

Регул

Масло гидравлической системы

Замен

Масло картера главной передачи

Пров

Пров

Тормозная жидкость

Пров

Пров

Пров

Пров

Замен

Подъемная цепь

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Втулка опоры мачты

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Консистентная смазка рабочих узлов машины

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Смаз

Шланги (тормозные, гидравлические, топливные)

Пров

Пров

Пров

Пров

При наработке погрузчика в 50 моточасов ТО проходят всего-навсего единственный раз лишь на новых погрузчиках, а остальные цикличны. Приведем пример: вы прошли ТО1200 и потом машина отработала еще 200 моточасов, тогда вы должны пройти очередное тех.обслуживание ТО200, а в общей наработке моточасы уже стали 1400.

Не стоит забывать и о ежедневном обслуживании вашей спецтехники. Подобное ЕО нужно взять в привычку, поскольку оно означает проверку машины перед работой и после нее. Что нужно проверить? В первую очередь общее состояние и конечно провести первоначальный осмотр рабочих механизмов. Далее уделите внимание комплектности. Обязательно к проверке натяжение р-я генератора. Не упустите из виду уровень масла. Осмотрите радиатор, работу сцепления. Также проверьте гидробак, ведущий мост, обязательно коробку передач и рулевое управление. Механизм обратного хода должен быть без изъянов, как и натяжение ремня привода вентилятора. Важно отметить состояние шин погрузчика, его крепление колес и тормоза. Не забывайте осмотреть место, где стоял погрузчик, так вы можете заранее обнаружить течь и ликвидировать вовремя неисправность. ЕО после возвращения погрузчика на стоянку тоже делать обязательно. Очистите погрузчик если это того требует, смажьте основные механизмы и детали.

Популярные модели John Deere 7830 и 7930 входят в серию 7030 третьего тягового класса. Для тракторов характерна прочная рамная конструкция и моноблочная компоновка. Но чтобы они исправно служили на протяжении длительного времени, необходимо соблюдать своевременность технического обслуживания.

Источник фото: act.su

Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Ежесменное техническое обслуживание

Каждую рабочую смену трактора необходимо выполнять ряд действий:

  • Проверьте уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости.
  • Слейте воду и осадок из топливного фильтра или водоотделителя.
  • Проверьте уровень масла гидросистемы и трансмиссии.
  • Смажьте мост MTFWD (при наличии системы Auto Trac).
  • Осмотрите шины трактора.
  • Смажьте компоненты навески, вала заднего ВОМ и автоматического сцепного устройства навески (при наличии). При частом использовании задней навески данные узлы следует смазывать ежедневно, а при нерегулярном ее использовании интервал можно увеличить.
  • Проверьте момент затяжки колесных болтов и болтов крепления балласта. В течение первой недели эксплуатации рекомендуется затягивать колесные болты каждые 3 часа.
  • Смажьте шкворни MFWD, наконечники соединительных тяг и мостовые опоры. Смазывать их следует ежедневно или каждые 10 часов при работе на крайне влажных и илистых почвах или при большой нагрузке. Если эксплуатация проходит не в таких условиях, то техническое обслуживание можно выполнять каждые 250 часов.
  • Проверьте датчик двухлучевого радара.

Кроме этого, еженедельно следует выполнять проверку давления накачки шин трактора.

Техническое обслуживание в первые 100 часов эксплуатации трактора

  • Проверка уровня охлаждающей жидкости (бак деаэрации).
  • Замена фильтров и масла трансмиссии и гидросистемы.
  • Проверка воздухозаборных шлангов (затем - каждые 250 ч).
  • Замена моторного масла и фильтра (в будущем каждые 250 ч).
  • Проверка батарей (затем - каждые 250 ч).


Источник фото: act.su Профилактила "заболеваний" трактора начинается с ежесменного технического обслуживания

Техническое обслуживание трактора каждые 250 часов

  • Очистка воздушного и рецикулярного фильтров кабины (интервал может изменяться в зависимости от условий эксплуатации трактора).
  • Слив отстойника топливного бака.
  • Проверка системы запуска на нейтрали.
  • Проверка тормозов трактора.
  • Проверка вспомогательного тормоза (если данный компонент присутствует).
  • Проверка положения "Стояночный тормоз" трансмиссии.
  • Проверка уровня масла в картере моста MFWD и колесных ступицах.
  • Проверка тяговой штанги, тягово-сцепного устройства навески (питон/шарового типа) и сцепного устройства навески для прицепа на отсутствие износа и замена по необходимости.
Наименование операции по техническому обслуживанию трактора 500 ч 750 ч 1000 ч / ежегодно 1500 ч
Замена топливных фильтров* .
Замена фильтра водоотделителя* .
Замена фильтров трансмиссии и гидросистемы (первоначальную замену фильтра необходимо выполнить в первые 100 ч эксплуатации)* .
Обслуживание воздухозаборной системы* .
Проверка охлаждающей жидкости и добавление присадки для охлаждающей жидкости .
Очистка продувочного фильтра топливного бака трактора .
Очистка дыхательного клапана моста MFWD .
Замена воздушных фильтров двигателя грубой и тонкой очистки* .
Замена воздушного и рециркуляционного фильтров кабины* .
Осмотр ремней безопасности .
Обслуживание батарей трактора .
Замена масла трасмиссии и гидросистемы трактора .
Очистка сетки всасывающего фильтра масла гидросистемы .
Замена масла в ступице MFWD и картере моста .
Смазка вкладышей опорного вала нижней тяги .
Проверка устройства натяжения ремня .

* Интервал может изменяться в зависимости от условий эксплуатации трактора.

Специалисты "Агро-Строительные Технологии" советуют при техническом обслуживании тракторной техники учитывать следующие тонкости.

Проверка уровня моторного масла и уровня охлаждающей жидкости (ежедневно):

  • Поверяя уровень масла, проталкивайте щуп до упора. Косоугольные засечки соответствуют FULL/полному заполнению маслом.
  • Не допускается запускать двигатель трактора, когда уровень масла опускается ниже отметки "ADD" ("ДОБАВИТЬ") на масляном щупе.
  • Если требуется долить охлаждающую жидкость в бак регенерации, но при этом отсутствуют внешние признаки утечки, это может свидетельствовать о внутренней утечке. По вопросам технического обслуживания обратитесь к дилеру.

Проверка уровня масла трансмиссии и гидравлической системы (периодичность - ежедневно):

  • При выполнении данного действия по техническому обслуживанию трактора обращайте внимание на температуру масла: она должна быть около 450С. Уровень масла в смотровом стекле будет значительно выше при нагретом масле и ниже при холодном.
  • При работающем двигателе или поднятой трехточечной навеске уровень масла понизится.
  • При уровне масла над отметкой "FULL" ("ПОЛНЫЙ") при транспортировке может теряться мощность или происходить перегрев.

Смазка моста МПП (через 250 ч):

  • При работе трактора в условиях чрезвычайно высокой влажности или при использовании системы Auto Trac смазка выполняется каждую смену.
  • Используйте смазку марки SD Polyurea производства John Deere или другую смазку, рекомендованную производителем. Не следует применять арктические смазочные материалы с техническими данными согласно MIL - G-10 - 924C.


Источник фото: act.su

Смазка карданных шарниров мостов MFWD (250 ч):

  • При чрезвычайно высокой влажности или использовании системы Auto Trac осуществляйте смазку каждую смену.
  • Следует использовать смазку, рекомендованную производителем (указано в инструкции по техническому обслуживанию трактора).
  • Убедитесь, что заглушка (А) установлена на место, чтобы не допустить потери заглушки или выдавливания смазки из смазочного фитинга.

Проверка датчика двухлучевого радара (ежесменно):

  • В звуковых сигналах датчика радара не должны присутствовать грязь и мусор: они могут отразиться на точности работы.
  • Промывочные напорные форсунки не должны быть направлены прямо на радар. Следите за этим.
  • Если для удаления грязи вокруг радара вы задействуете острые инструменты, не повредите ими радар и жгуты проводов.
  • Очистку производите теплой водой, используйте чистой мягкой тканью.

Замена на двигателе воздушного фильтра грубой и тонкой очистки (ежегодно):

  • Периодичность может меняться в зависимости от условий эксплуатации трактора.
  • Если индикаторная лампочка фильтра остается включенной, рекомендуем заменить фильтр предварительной очистки воздуха, поступающего в двигатель.
  • Не пытайтесь очистить фильтр тонкой очистки.
  • Заменяйте фильтр тонкой очистки во время каждой второй или третьей замене первичного фильтра.
  • Новый фильтр устанавливать незамедлительно во избежание попадания пыли через воздухозаборник.

Проверка и замена воздушных фильтров кабины (периодичность чистки - 250 ч, замены - ежегодно или при необходимости):

  • Система кондиционирования воздуха не рассчитана на отфильтровывание вредных химикатов.
  • В случае использования ядохимикатов следуйте указаниям инструкции по сельскохозяйственным орудиях, а также инструкции завода-производителя ядохимикатов.
  • Очищайте фильтр каждые 250 часов. Чаще выполнять данный вид технического обслуживания трактора следует в сухих и пыльных условиях.
  • Для тракторов можно приобрести воздушные фильтры для кабины с активированным углем Ultra-Gard.


Источник фото: act.su

Проверка ремней безопасности (ежегодно):

  • Если ремни безопасности, включая его пряжку, детали крепления или ретрактор имеют следы каких-либо повреждений, как то порезы, повышенный или необычный износ, обесцвечивание или потертости, ремень безопасности незамедлительно подлежит замене в сборе.
  • Для замены ремней безопасности трактора используйте только детали, предназначенные для данной машины.
  • Если необходимо заменить ремни безопасности, обратитесь к дилеру.

Техническое обслуживание батарей (ежегодно):

  • Аккумуляторы не требуют технического обслуживания. Но помните, что при длительной работе в условиях высоких температур и при частом прокручивании коленвала может возникнуть необходимость в доливе воды. Смотрите табличку на батарее.
  • Не разрешается использовать сжатый воздух для очистки батареи.
  • Есть риск образования зарядов статического электричества и, как результат, травмы.
  • Выделяющийся в батареях трактора газ может взорваться. Не допускайте искр и открытого огня вблизи аккумуляторов. Для проверки уровня электролита пользуйтесь электрофонариком.
  • Категорически запрещается прикладывать к выводам батареи металлический предмет. Для проверки зарядки воспользуйтесь вольтметром или гидрометром.
  • Заземляющие кабели всегда отсоединяйте раньше, чем положительные кабели. Присоединять же их нужно в последнюю очередь. Не позволяйте отсоединительному кабелю касаться металлических поверхностей.
  • Выводы и клемы батареи и ее аксессуары включают свинец и его соединения. Данные вещества считаются канцерогенными.
  • Избегайте контакта с ядовитой серной кислотой, содержащейся в электролите.
  • Следите за чистотой и надежностью клемм аккумуляторов.

ГОСТ 20793-86

Группа Т51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

Техническое обслуживание

Agricultural tractors and machines.
Maintenance

Срок действия с 01.01.88
до 01.01.91*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 11-12, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

С.И.Костенко, канд. техн. наук; А.В.Ленский, канд. техн. наук (руководитель темы); В.Г.Цлаф; В.М.Михлин, д-р техн. наук; Г.В.Яскорский, канд. техн. наук; И.А.Скребицкая, канд. техн. наук; Л.Ф.Левина; М.М.Фирсов, канд. техн. наук; М.М.Гулин, канд. техн. наук; А.Л.Михайличенко, канд. техн. наук; А.А.Зудин

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.86 N 3892

3. ВЗАМЕН ГОСТ 20793-81 и ГОСТ 22870-84

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ (НТД):

Номер пункта, приложения

Приложение 1


Стандарт распространяется на все сельскохозяйственные тракторы, самоходные шасси (далее - тракторы) и сельскохозяйственные машины (далее - машины), находящиеся в эксплуатации.

Стандарт устанавливает виды, периодичность, а также основные требования к проведению технического обслуживания тракторов и машин на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Виды технического обслуживания тракторов и машин должны соответствовать указанным в таблице.

Таблица

Машины

Вид технического обслуживания

Тракторы и самоход- ные шасси, пере- движные насосные станции

Комбайны, сложные самоходные и прицепные машины; сложные стационарные машины по обработке сельскохо- зяйственных культур

Посевные и посадочные машины; жатки, косилки-подборщики; почвообраба- тывающие машины с активными рабочими органами;
машины по защите растений и внесению удобрений, дождевальные машины и установки

Прицепы и тележки, транспортеры

Почвообраба- тывающие машины; простые стационарные машины по обработке сельскохозяй- ственных культур

Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке (подготовке, проведении и окончании)*

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО)

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Второе техническое обслуживание (ТО-2)**

Третье техническое обслуживание (ТО-3)

Сезонное техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (ТО-ВЛ)***

Сезонное техническое обслуживание при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (ТО-ОЗ)***

Техническое обслуживание перед началом сезона работы (ТО-Э) для машин сезонного использования

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации (песчаных, каменистых и болотистых почв, пустыни, низких температур и высокогорье)

Техническое обслуживание при хранении

____________________
Примечание. Знак "+" означает наличие вида технического обслуживания у тракторов и машин данной группы, знак " -" - отсутствие.

* Допускается исключать данный вид технического обслуживания.

** ТО-2 комбайнов, самоходных, прицепных и стационарных машин необходимо выполнять, если их ожидаемая наработка за сезон больше 300 моточасов. При наработке меньше 300 моточасов ТО-2 следует совмещать с подготовкой машин к длительному хранению.

Для самоходных, прицепных и стационарных машин в зависимости от конструктивного исполнения (электропривод вместо двигателя и т.п.) число видов ТО может быть уменьшено до ЕТО, ТО-1.

*** Проводить в зависимости от условий эксплуатации.

1.2. Техническое обслуживание при хранении (при подготовке, в процессе и при снятии) тракторов и машин следует выполнять в соответствии с разд.2 ГОСТ 7751-85 .

1.3. Периодичность ТО-1 тракторов должна составлять 60 моточасов наработки, TO-2 - 240 моточасов наработки, TO-3 - 960 моточасов наработки, периодичность ТО-1 комбайнов и сложных самоходных машин должна составлять 60 моточасов наработки, TO-2 - 240 моточасов наработки.

Периодичность ТО-1 несамоходных машин должна составлять 60 ч основной работы под нагрузкой, TO-2 - 240 ч основной работы под нагрузкой.

ЕТО следует проводить через каждые 10 ч или каждую смену работы трактора или машины.

1.4. Допускается периодичность ТО указывать в других единицах, эквивалентных наработке (литры израсходованного дизельного топлива для тракторов, комбайнов и сложных самоходных машин, физические или условные эталонные гектары, килограммы или тонны выработанной продукции и пр.).

1.5. Для тракторов, решение о постановке на производство которых принято после 01.01.82, периодичность ТО-1 должна составлять 125 моточасов наработки, ТО-2 - 500 моточасов наработки, TO-3 - 1000 моточасов наработки.

1.6. Допускается по согласованию с заказчиком (потребителем) увеличивать периодичность ТО-1, ТО-2 и ТО-3 тракторов и машин, находящихся в производстве, после повышения их надежности до периодичности, установленной в п.1.5.

1.7. Допускаемое отклонение фактической периодичности (опережение или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10 % и ТО-3 - до 5 % установленной.

1.8. По согласованию с заказчиком (потребителем) допускается вводить дополнительные операции по замене моторного масла в дизеле с обслуживанием маслоочистителя, а также проводить техническое обслуживание агрегатов электрооборудования и топливного насоса периодичностью 2000 моточасов наработки.

1.9. Сезонное техническое обслуживание тракторов следует проводить: ТО-ВЛ - при установившейся температуре окружающего воздуха выше 5 °С, а ТО-ОЗ - ниже 5 °С.

1.10. Перечень операций каждого вида технического обслуживания тракторов и машин конкретных марок должен содержать моечные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы (без ссылок на предыдущий вид), а также таблицу и схему смазки. Меры по обеспечению пожарной безопасности - по ГОСТ 12.2.019-86 .

1.11. Техническое обслуживание тракторов и машин должно содержать техническое обслуживание всех их составных частей.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ И МАШИН

2.1. Техническое обслуживание тракторов и машин следует проводить в соответствии с "Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации" и технической документацией на техническое обслуживание.

Содержание видов технического обслуживания следует разрабатывать на основании примерных перечней операций, приведенных в рекомендуемых приложениях 1 и 2, с учетом конструктивных особенностей конкретных видов сельскохозяйственной техники, применяемых масел и смазок, а также условий эксплуатации.

2.2. При проведении технического обслуживания тракторов и машин следует соблюдать санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию, утвержденные Минздравом СССР, а также требования ГОСТ 12.3.002-75 .

2.3. Для проведения технического обслуживания тракторов и машин в соответствии с установленной периодичностью (пп.1.3, 1.5) необходимо вести учет их наработки. Форма графика дана в рекомендуемых приложениях 3 и 4. Основой ведения графика технического обслуживания служит ежедневный учет наработки с момента начала эксплуатации новой или капитально отремонтированной машины.

2.4. В эксплуатационной документации (формуляре, сервисной книжке) трактора или машины в графе проведения их ТО должно быть отмечено проведение всех ТО, кроме ЕТО, с указанием даты, вида ТО, а также наработки с момента начала эксплуатации новых или капитально отремонтированных тракторов или машин.

2.5. Проведение сезонных технических обслуживаний тракторов следует совмещать с проведением очередного ТО.

2.6. Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке, ТО-3, ТО-ВЛ и ТО-О3 тракторов следует проводить в стационарных мастерских, на станциях и пунктах технического обслуживания.

ТО-1 и ТО-2 тракторов и машин допускается проводить на месте их работы с использованием передвижных агрегатов технического обслуживания.

2.7. При проведении технического обслуживания тракторов и машин следует применять оборудование, обеспечивающее его проведение в соответствии с требованиями перечня работ раздела "Техническое обслуживание", документа "Техническое описание и инструкция по эксплуатации".

2.8. При проведении ТО-3 необходимо иметь оборудование для ресурсного диагностирования машин или использовать передвижную диагностическую установку.

2.9. Параметры технического состояния составных частей трактора или машины следует проверять с применением контрольно-диагностического оборудования.

Диагностирование выполняют при помощи встроенных контрольно-измерительных приборов трактора или машины, или внешних средств диагностирования.

При диагностировании определяют необходимость проведения, а также перечень и содержание регулировочных работ (восстановление параметра) для операции технического обслуживания, проводимых с периодическим контролем.

2.10. При ТО-3, предшествующем плановому текущему (за исключением гарантийной наработки) или капитальному ремонту, трактор должен быть подвергнут ресурсному диагностированию с целью определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.

Если значения ресурсных параметров находятся в допускаемых пределах, то плановый текущий или капитальный ремонт проводят по истечении продленной наработки, назначаемой на основе определения технического состояния. При невозможности дальнейшей эксплуатации по результатам ресурсного диагностирования устанавливают вид ремонта.

2.11. При техническом обслуживании тракторов и машин следует применять масла и смазки, указанные в таблице смазки и имеющие документ, подтверждающий их марку н качество.

2.12. Проведение смазочно-заправочных операций должно исключать возможность попадания грязи, пыли и влаги в составные части тракторов и машин, а сливаемых отработанных нефтепродуктов - на почву.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРА

1. Техническое обслуживание трактора при эксплуатационной обкатке

1.1. Техническое обслуживание трактора при подготовке к эксплуатационной обкатке



трактор осматривают и очищают от пыли и грязи;

удаляют консервационную смазку;

осматривают и подготавливают к работе аккумуляторы;

проверяют уровни масла в составных частях, оборудованных устройством для проверки, и, при необходимости, дозаправляют маслом;

смазывают через пресс-масленки составные части;

проверяют и, при необходимости, подтягивают наружные резьбовые и другие соединения трактора;

проверяют и, при необходимости, регулируют натяжение ремней (привода, вентилятора, генератора, компрессора), механизмы управления, натяжение гусеничных цепей, давление воздуха в шинах;

заправляют соответственно охлаждающей жидкостью и топливом системы охлаждения и питания дизеля;

прослушивают двигатель;

проверяют визуально показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам.

1.2. Техническое обслуживание трактора при проведении эксплуатационной обкатки

Должны быть выполнены следующие операции:





проверяют уровни масла в поддоне картера двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и, при необходимости, доливают до заданных уровней;

проверяют работоспособность дизеля, рулевого управления, систему освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов;

через три смены дополнительно проверяют и, при необходимости, регулируют натяжение ремней приводов вентилятора и генератора.

1.3. При техническом обслуживании трактора по окончании эксплуатационной обкатки должны быть проведены следующие операции:

визуально осматривают и очищают трактор;

проверяют и, при необходимости, регулируют: натяжение приводных ремней, давление воздуха в шинах, зазоры между клапанами и коромыслами дизеля, муфту сцепления, механизмы управления трактором и тормоза;

проводят техническое обслуживание воздухоочистителей;

проверяют и, при необходимости, восстанавливают герметичность воздухоочистителя и, при необходимости, подтягивают наружные крепления составных частей (в том числе крепления головки дизеля);

проверяют батарею аккумуляторов и, при необходимости, очищают поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду;





промывают фильтры гидравлических систем;

смазывают клеммы наконечников проводов;



заменяют масло в дизеле и его составных частях, силовой передаче (при отсутствии фильтра для очистки масла);

осматривают и прослушивают в работе составные части трактора;

промывают систему смазки дизеля при неработающем дизеле.

Обнаруженные неисправности должны быть устранены.

2. Техническое обслуживание трактора при использовании

2.1. При ЕТО должны быть проведены следующие операции:

очищают от пыли и грязи трактор;

проверяют внешним осмотром отсутствие течи топлива, масла и электролита и, при необходимости, устраняют подтекания;



проверяют осмотром и прослушиванием работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.

Допускается дозаправлять дизель трактора маслом в течение смены.

2.2. При первом техническом обслуживании (ТО-1) должны быть проведены следующие операции:

очищают от пыли и грязи трактор;





проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и, при необходимости, доливают до заданных уровней;

проверяют работоспособность рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя, тормозов, механизма блокировки запуска дизеля;



проверяют работоспособность дизеля и продолжительность его пуска, давление масла в главной масляной магистрали;

проверяют засоренность и герметичность соединений воздухоочистителя;

проверяют продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после установки дизеля;

проводят техническое обслуживание воздухоочистителей согласно инструкции по эксплуатации;



сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов,

проверяют уровни масла в составных частях трактора (согласно таблице и схеме смазки и, при необходимости, доливают до установленного уровня;

смазывают составные части трактора согласно таблице и схеме смазки.

2.3. При втором техническом обслуживании (ТО-2) должны быть выполнены следующие операции:

очищают от пыли и грязи трактор;

осматривают (визуально) трактор;

проверяют осмотром отсутствие течи топлива, масла и электролита и, при необходимости, устраняют подтекания;

проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и, при необходимости, доливают до заданных уровней;



проверяют и, при необходимости, регулируют: натяжение приводных ремней и давление воздуха в шинах;

проверяют аккумуляторы и, при необходимости, очищают поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду;

проверяют плотность электролита и, при необходимости, подзаряжают батареи;

сливают: отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов;

смазывают клеммы и наконечники проводов;

смазывают составные части трактора согласно таблице и схеме смазки;

проверяют и, при необходимости, регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма зазорораспределения дизеля, муфты сцепления увеличителя крутящего момента, тормоз увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфту сцепления основного дизеля и привода вала отбора мощности, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость направляющих колес трактора, механизм рулевого колеса, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усилие на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления;

прочищают дренажные отверстия генераторов;

заменяют масло и смазывают составные части трактора согласно таблице сказки;

очищают центробежный маслоочиститель;





проверяют мощность дизеля.

После окончания обслуживания трактора должна быть проверена герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов дизеля.

При наличии сигнализатора и поступления от него сигнала о засорении воздухоочистителя последний должен быть очищен и промыт при очередном техническом обслуживании.

Проверяют продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной магистрали смазочной системы, продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля, работу механизма блокировки запуска двигателя.

2.4. При третьем техническом обслуживании (ТО-3) должны быть выполнены следующие операции:

очищают от пыли и грязи трактор;

проверяют внешним осмотром отсутствие течи топлива, масла, электролита и, при необходимости, устраняют подтекания;

заменяют масло в поддоне картера дизеля, проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и, при необходимости, доливают до заданного уровня;

проверяют работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов;

осматривают (визуально) трактор;

проверяют и, при необходимости, регулируют натяжение приводных ремней и давление воздуха в шинах;

проверяют аккумуляторы и, при необходимости, очищают поверхности аккумуляторов, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду;

проверяют плотность электролита в аккумуляторах и, при необходимости, проводят подзарядку или заменяют их заряженными;

сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов;

смазывают клеммы и наконечники проводов;

смазывают составные части трактора согласно таблице и схеме смазки;

проверяют и, при необходимости, регулируют: зазоры между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма дизеля;

муфты сцепления увеличителя крутящего момента, тормоз увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфту сцепления основного дизеля и привода вала отбора мощности, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость направляющих колес трактора, механизм рулевого колеса, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, механизм блокировки запуска двигателя, полный ход рычагов и педалей управления, усилия на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления;

очищают дренажные отверстия генератора;

заменяют масло и смазывают составные части трактора согласно таблице смазки;

очищают центробежный маслоочиститель;

проверяют наружные резьбовые и другие соединения трактора и, при необходимости, подтягивают;

промывают смазочную систему дизеля;

проверяют и, при необходимости, регулируют: форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос, зазоры между электродами свечи и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк-сектор, сектор-гайка гидроусилителя (при необходимости, с подтяжкой гайки-сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему;

очищают и промывают фильтр-отстойник бака пускового дизеля, топливоподводящий штуцер и карбюратор, крышку и фильтр бака основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля;

прочищают отверстия в пробках баков основного и пускового двигателей;

проверяют: износ шин или гусеничной цепи, шаг и профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной магистрали смазочной системы, техническое состояние цилиндро-поршневой группы, деталей кривошипно-шатунной группы, механизмы газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (по неравномерности, минимальной и максимальной частотам вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива, продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля;

проверяют реле-регулятор и, при необходимости, регулируют;

проверяют состояние изоляции электропроводки, поврежденные места изолируют;

проверяют показания контрольных приборов на соответствие их эталону и, при необходимости, заменяют;

заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива;

проверяют на герметичность воздушные баллоны;

проверяют (без разборки) и, при необходимости, регулируют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач;

проверяют и, при необходимости, восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов;

проверяют и, при необходимости, переставляют местами гусеницы и ведущие звездочки;

осматривают шины и, при необходимости, устраняют повреждения;

промывают систему охлаждения дизеля;

проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля;

проверяют в движении работоспособность механизмов трактора.

2.5. При сезонном техническом обслуживании при переходе к эксплуатации в осенне-зимних условиях должны быть выполнены следующие операции:

заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре;

включают индивидуальный подогреватель и устанавливают утеплительные чехлы;

заменяют масло летних сортов на зимнее согласно таблице смазки;

отключают радиатор смазочной системы дизеля;

устанавливают в положение З (зима) винт сезонной регулировки реле-регулятора;

доводят до зимней нормы плотность электролита в аккумуляторах;

проверяют работоспособность средств облегчения пуска дизеля утепления;

проверяют герметичность системы охлаждения, продолжительность пуска дизеля, целостность изоляции электропроводки (визуально), зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора, работоспособность системы обогрева кабины (опробованием).

Обнаруженные неисправности устраняют.

2.6. При сезонном техническом обслуживании при переходе к эксплуатации в весенне-летних условиях должны быть выполнены следующие операции:

снимают с трактора утеплительные чехлы;

включают радиатор смазочной системы дизеля;

отключают от системы охлаждения индивидуальный подогреватель;

устанавливают винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение Л (лето);

доводят плотность электролита в батареях аккумуляторов до летней нормы;

удаляют, при необходимости, накипь из системы охлаждения;

дозаправляют систему питания дизеля топливом летнего сорта;

проверяют: охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, охлаждающую способность радиатора смазочной системы, целостность изоляции электропроводки (визуально), зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора.

При использовании трактора в южной климатической зоне допускается исключить из перечня работ операции сезонного технического обслуживания.

3. Техническое обслуживание тракторов в особых условиях

3.1. При техническом обслуживании трактора в условиях пустыни и песчаных почв соблюдают следующие условия:

дизель заправляют маслом и топливом закрытым способом;

через каждые три смены масло в поддоне воздухоочистителя заменяют, центральную трубу воздухоочистителя проверяют и, при необходимости, очищают при каждом первом техническом обслуживании;

через каждые три смены проверяют уровень электролита и, при необходимости, доливают дистиллированную воду в аккумуляторы;

при ТО-1 проверяют качество масла в дизеле и натяжение гусениц и, при необходимости, заменяют масло и регулируют натяжение;

при ТО-2 промывают пробку бака для топлива.

3.2. При техническом обслуживании трактора при низких температурах соблюдают следующие условия:

при температуре окружающей среды ниже минус 30 °C применяют дизельное арктическое топливо А по ГОСТ 305-82 и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые предприятиями-изготовителями;

в конце смены баки полностью заправляют топливом;

конденсат из воздушных баллонов пневматической системы сливают;

систему охлаждения дизеля заправляют жидкостью, не замерзающей при низких температурах воздуха.

3.3. При техническом обслуживании трактора на каменистом грунте выполняют следующие условия:

ежесменно (визуально) проверяют отсутствие повреждений ходовой системы и защитных устройств трактора, а также крепление сливных пробок картеров дизеля, заднего и переднего мостов, бортовых редукторов, ведущих колес;

обнаруженные неисправности устраняют.

3.4. При техническом обслуживании трактора, эксплуатируемого в высокогорных условиях, изменяют: цикловую подачу топлива и производительность насоса системы питания дизеля в соответствии со средней высотой расположения трактора над уровнем моря.

3.5. При техническом обслуживании трактора на болотистых почвах выполняют следующие условия:

ежесменно проверяют и, при необходимости, очищает от грязи наружную поверхность систем охлаждения и смазывания;

при работе в лесу трактор очищают от порубочных остатков;

после преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности проверяют наличие воды в агрегатах силовой передачи и ходовой системы, а при обнаружении, в отстое воды заменяют масло.

4. Перечень проверок при ресурсном диагностировании:

для определения необходимости капитального ремонта трактора - проверяют состояние кривошипно-шатунной группы дизеля;

общее состояние цилиндро-поршневой группы двигателя;

общее состояние силовой передачи;

для определения потребности трактора в плановом текущем ремонте проверяют: общее состояние пускового двигателя;

техническое состояние главной муфты сцепления и муфт поворота;

техническое состояние главной передачи, коробки передач, привода вала отбора мощности;

износ гусеничных цепей или шин;

техническое состояние подшипниковых узлов ходовой части трактора;

техническое состояние масляных насосов гидравлических систем механизма навески, рулевого управления, коробки передач, вала отбора мощности;

работоспособность распределителя и силовых цилиндров гидросистемы (опробованием);

работоспособность агрегатов электрооборудования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН

1. Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке

2. Ежесменное техническое обслуживание [ЕТО]

2.1. Очищают от пыли растительных остатков и грязи наружных поверхностей машины рабочих органов.*
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Промывают и очищают внутренние полости машин от остатков ядохимикатов, минеральных удобрений, агрессивных жидкостей.

2.2. Осматривают машину и ее составные части, проверяют осмотром: комплектность машины, техническое состояние составных частей, крепление соединений механизмов и ограждений, отсутствие подтекания в соединениях и уплотнениях масла, топлива, охлаждающих, рабочих и технологических жидкостей, справное* состояние механизмов управления, тормозной системы, системы освещения и сигнализации, правильность регулировки рабочих органов и других систем машины, правильность агрегатирования с трактором прицепных, навесных и полунавесных машин.
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать "исправное". - Примечание "КОДЕКС".

2.3. Проверяют уровень рабочих и охлаждающих жидкостей в картерах, коробках, емкостях и доводят до норм, установленных в эксплуатационной документации.

2.4. Проводят необходимые регулировочные работы в зависимости от состояния машины.

2.5. Смазывают составные части машины в соответствии с таблицей и схемой смазки.

3. Первое техническое обслуживание [ТО-1]

3.1. Очищают от пыли, растительных остатков и грязи наружные поверхности, рабочие органы и внутренние полости машины.

3.2. Промывают и очищают внутренние полости машин от остатков ядохимикатов, минеральных удобрений, агрессивных жидкостей.

3.3. Очищают и промывают фильтры и отстойники масла, топлива, рабочих и технологических жидкостей.

3.4. Очищают окислившиеся клеммы аккумуляторных батарей, наконечники проводов и других элементов электрооборудования.

3.5. Проверяют осмотром: комплектность машин, крепление соединений механизмов и ограждений, отсутствие подтеканий в соединениях и уплотнениях масла, топлива, охлаждающих, рабочих и технологических жидкостей, натяжение цепей и ремней в передачах.

3.6. Проверяют осмотром, путем опробования в работе и с использованием простых диагностических устройств: техническое состояния рабочих органов и основных составных частей машины; правильность агрегатирования с трактором прицепных, навесных и полунавесных машин; исправное состояние механизмов управления, тормозной системы, освещения и сигнализации; дизелей самоходных машин и дизелей для привода рабочих органов.

3.7. Проверяют давление воздуха в шинах колес машин, уровень рабочих и охлаждающих жидкостей в картерах, коробках, емкостях электролита в аккумуляторных батареях и доводят их до норм, установленных в эксплуатационной документации.

3.8. Регулируют рабочие органы и основные составные части машины с использованием простых контрольных устройств.

3.9. Смазывают составные части машины согласно таблице и схеме смазки.

4. Второе техническое обслуживание [ТО-2]

4.1. Очищают от пыли, растительных остатков и грязи наружные поверхности, рабочие органы и внутренние полости машины.

4.2. Промывают и очищают внутренние полости машин от остатков ядохимикатов, минеральных удобрений, агрессивных жидкостей.

4.3. Очищают и промывают фильтры и отстойники масла, топлива и технологических жидкостей, воздухоочистителей, заменяют, при необходимости, смазочные материалы в узлах смазки.

4.4. Очищают окислившиеся клеммы аккумуляторных батарей, наконечники проводов и другие элементы электрооборудования.

4.5. Проверяют осмотром: комплектность машин; отсутствие подтекания в соединениях и уплотнениях масла, топлива, охлаждающих, рабочих и технологических жидкостей; натяжение цепей и ремней в передачах.

4.6. Проверяют путем опробования в работе и с использованием диагностических и контрольных средств: техническое состояние рабочих органов и основных составных частей машины, крепление соединений механизмов и ограждений, исправность освещения и сигнализации двигателей самоходных машин и двигателей для приводов рабочих органов.

4.7. Проверяют давление воздуха в шинах колес машин; уровень рабочих и охлаждающих жидкостей в картерах, емкостях, электролита в аккумуляторных батареях, заменяют их (при необходимости) и доводят до норм, установленных в эксплуатационной документации, проверяют плотность электролита и, при необходимости, подзаряживают батареи.

4.8. Регулируют рабочие органы и сложные составные части машины с их частичной разборкой и с использованием контрольных установок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

УТВЕРЖДАЮ:

Гл. инженер

(предприятие)

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ НА ____________ МЕСЯЦ 19 Г.

Номер
п/п

Марка трактора

Номер государственной регистрации

Вид показателя

Виды технического обслуживания (в числителе) и периодичность (кг, л, моточасы) его выполнения (в знаменателе) по числам месяца

Плановое

Фактическое

Плановое

Фактическое

Плановое

Фактическое

Плановое

Фактическое

Плановое

Суммарное число
обслуживаний по дням планируемого месяца

Фактическое

Плановое

Фактическое

Сезонное:

Плановое

TO-ОЗ, ТО-ВЛ

Фактическое


Ответственный исполнитель _____________

УТВЕРЖДАЮ:

Гл. инженер _______________

Отметка о проведении ТО (дата)

Но-
мер
п/п

Мар- ка трак- тора

Но- мер трак- тора

Вид и дата пос-
лед- него ТО

Нара- ботка от пос-
лед- него ТО (кг, л, мото-
час)

Пла- новая нара- ботка (кг, л, мото-
час)

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1987

Техническое обслуживание тракторов необходимо для поддержания техники в исправном рабочем состоянии, обеспечения безопасности и длительности ресурса. Машины проходят несколько ТО, включая ежемесячные и ежедневные проверки. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.

Подготовка к эксплуатационной обкатке

Техническое обслуживание трактора МТЗ-80 и его аналогов (перед запуском в «строй» с конвейера или после длительного хранения) проводится следующим образом:

  • Выполняют визуальный осмотр и очистку машины от запыления и грязи.
  • Удаляют консервационное смазочное покрытие.
  • Оценивают состояние и подготавливают к запуску аккумуляторы.
  • Контролируют уровень масла в основных узлах и агрегатах, доливают жидкость до нормы, при необходимости.
  • Смазывают трущиеся и составные элементы при помощи пресс-масленки.
  • Проверяют и подтягивают до требуемых параметров резьбовые и штифтовые соединения.
  • Обращают внимание на состояние натяжения ременного привода, работу вентилятора, генератора, блока управления. Проверяют давление в шинах (на гусеничных аналогах - степень натяжки соединителей гусеничных траков).
  • Включают силовой агрегат, прослушивают его работу.
  • Выполняют заправку хладагентом и горючим.
  • Визуально считывают показания измерительных приборов на соответствие стандартным нормам.

Обкатка

Техническое обслуживание тракторов в период эксплуатационной обкатки предусматривает проведение ряда обязательных манипуляций. Среди них:

  • Очистка машин от грязи и пыли.
  • Внешний осмотр на предмет наличия течи топливно-смазочных материалов и электролита, устранение существующих протеканий.
  • Контроль уровня масла и его доливка до требуемого параметра.
  • Проведение аналогичной процедуры по охлаждающей жидкости.
  • Проверка работы и состояния дизельного агрегата, рулевого узла, стеклоочистителей, тормозной системы, элементов сигнализации и освещения.
  • Через три рабочих смены дополнительно проводят и регулируют натяжение ремней вентиляторного и генераторного привода.

ТО тракторов после эксплуатационной обкатки

Здесь также проводится ряд стандартных действий:

  • Технику очищают от загрязнений.
  • Проверяют и корректируют, при необходимости, натяжение ременных приводов, величину давления в колесах, зазоры в клапанах и коромыслах газораспределения, тормозной и трансмиссионной системы.
  • На этой стадии техническое обслуживание и ремонт тракторов проводят в виде осмотра воздухоочистителя с восстановлением герметичности соединений, а также подтягивают крепежи основных узлов, шпилек и фиксаторов головки мотора.
  • Проверяют и очищают поверхности клемм, наконечников кабелей, контролируют состояние вентиляционных гнезд в пробках, доливают дистиллированную воду в аккумуляторной батарее.
  • Сливают осадок из фильтра грубой очистки масла, горючего, тормозного отсека, а также конденсата из атмосферных баллонов.
  • Проводят очистку центробежного очистителя масла.
  • Смазывают клеммы наконечников проводов и составные части техники, согласно карте смазки.
  • Промывают системы дизельного мотора на неработающем агрегате.
  • Осматривают и прослушивают прочие основные элементы машины.

Ежедневное ТО

Кроме очистки узлов от пыли и грязи, при ежедневном техническом обслуживании тракторов выполняют следующие работы:

  • Визуально проверяют наличие течи, масла, топлива и электролита в местах соединений с последующим устранении неисправностей, если в этом есть необходимость.
  • Контролируют уровень масла в картерном поддоне, доливают жидкость до требуемого уровня.
  • Аналогичную операцию проводят с хладагентом в радиаторе.
  • Способом прослушивания и осмотра проверяют дизельную установку, рулевое управление, тормоза, сигнализацию, стеклоочистители, освещение.
  • В течение смены допускается дозаправка техники маслом.

Особенности ТО-1

Техническое обслуживание и ремонт тракторов в этом контексте проводится через каждые 60 часов работы машины. В перечень работ входят следующие операции:

  • Очистка от грязи и пыли.
  • Визуальная проверка наличия течи горюче-смазочных материалов.
  • Устранение подтекания, при необходимости.
  • Проверка количества масла в картере, доливка до требуемого параметра.
  • Аналогичная манипуляция с хладагентом в радиаторе.
  • Проверка работоспособности освещения, сигнализации, рулевого управления, стеклоочистителей, блокиратора запуска мотора, натяжения ременного привода и давления в шинах.
  • Контроль состояния основной масляной магистрали, герметичности соединений и воздухоочистителей.
  • Контроль оборотистости роторной части центробежного масляного фильтра после остановки силового агрегата.
  • Очистка и проверка клемм АБ, окончаний проводки, наличия дистиллированной воды.
  • Ликвидация осадка из фильтров грубой очистки, конденсата из тормозных блоков и воздушных резервуаров.
  • Смазка всех частей, требующих данной процедуре согласно специальной смазочной карте.

Что такое ТО-2?

Этот вид технического обслуживания трактора МТЗ-82 и прочих колесных версий проводится через каждые 240 часов работ. Сюда входят все манипуляции по ТО-1, а также:

  • Контроль плотности электролита, зарядка аккумуляторов, при необходимости.
  • Слив осадка из фильтрующих элементов грубой очистки, а также остатков из тормозных отсеков заднего моста и воздушных баллонов.
  • Смазывание клемм и проводных наконечников, включая обработку частей техники в соответствии с картой смазки.

Также при этом техническом обслуживании и ремонте тракторов обращают внимание на состояние и работоспособность следующих узлов и агрегатов:

  • Зазоры между коромыслами и клапанами.
  • Узел газораспределения дизеля, муфты сцепления повышения крутящего момента.
  • Тормоза и карданную передачу.
  • Привод вала отбора мощности.
  • Поворотную муфту и механизм рулевого управления.
  • Подшипники шкворней фронтального моста.
  • Шплинтовку и осевой зазор подшипников.
  • Усилие на ободе рулевого колеса.
  • Рычаги и педали управления.
  • Дренажные отверстия.

Сюда же входит контроль мощности силового агрегата, подтяжка крепежных болтов и штифтов, очистка масляного центробежного фильтра, замена жидкости в соответствии с таблицей смазки частей машины.

Техническое обслуживание и диагностирование тракторов ТО-3

Этот период предусматривает проведение всех работ, связанных с ТО-2. Кроме того, в комплекс входят такие операции:

  • Контроль проверки давления на фазе впрыска с последующим определением качества горючего. Если есть необходимость, проводят корректировку форсунок, угла нагнетания топлива и равномерность его подачи помпой.
  • Проверка зазоров между контактами и свечными электродами, включая прерыватель магнето.
  • Определяются с положением и состоянием муфты сцепления пускового устройства, подшипников, направляющих элементов колес, опорных катков, кареток подвески.
  • Наблюдается состояние подшипников конечных передач, червячных зацеплений, гидравлической системы и стояночного тормоза.
  • Промежуточные опоры с пневматической конфигурацией.
  • Очистка отверстий в пробках баков центрального и резервного пускового приспособления.
  • Проверка износа шин или гусеничной цепи, профиля и шага зубьев ведущих звезд.
  • Контроль размеров и положений ведущих звезд и техсостояние кривошипно-шатунных приспособлений.
  • Длительность запуска силовой установки проверяется с учетом работы цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
  • Отмечают продолжительность пуска мотора и проводят проверку давления в магистралях смазочной, охлаждающей и вспомогательной систем.

Дополнение

В техническом обслуживании трактора МТЗ-80 третьей степени учитывают еще несколько нюансов, а именно:

  • Проверка работоспособности мультирежимного регулятора. Этот показатель проверяется по минимальным, предельным и другим показателям. В этот перечень входит давление, которое развивает топливный подкачивающий насос, длительность вращения ротора, учет показателей указанных механизмов после остановки двигателя.
  • Производится контроль и корректировка регуляторного реле.
  • Исследуется состояние изоляционных сопоставлений электрической проводки с восстановлением поврежденных участков.

В дальнейшем техническом обслуживании тракторов «Беларус» и их аналогов предусмотрен еще ряд процедур:

  • Проверка сведений контрольных приборов на соответствие эталону. Если этот показатель не соответствует требуемому параметру, он подлежит ремонту или замене.
  • Меняют фильтры на очистном топливном патрубке.
  • Проверяют герметичность пневматической системы.
  • Проводят диагностику (без разборки) подшипников, при необходимости проводят регулировку зазоров в узлах ведущих и сопровождающих зубчатых колес.
  • Осматривают и определяют износ по плотности посадки фланцевых карданных валов.
  • Среди прочих работ по указанному ТО осуществляется осмотр шин, промывка системы охлаждения мотора, контроль мощности и расход горючего в часах, тестирование основных агрегатов на работоспособность в движении.

Сезонные осмотры

Проведение технического обслуживания тракторов во многом зависит от условий эксплуатации, включая климатические условия.

В осенне-зимний период обращают внимание на следующие моменты:

  • Обеспечение заправки охлаждающей системы хладагентом, который не подвержен замерзанию.
  • Работу автономного обогревателя и монтаж утеплительных чехлов.
  • Замену летних категорий масла на зимние аналоги, в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Деактивацию радиатора смазочного узла дизельного двигателя.
  • Выставление в зимнюю позицию («З») регулировочного винта сезонного контроллера машины.
  • Технология технического обслуживания тракторов в зимний период предполагает доводку плотности электролита в аккумуляторах до соответствующей нормы.
  • Проверяют рабочее состояние приспособлений, направленных на облегчение запуска стартера.
  • Проверяют герметичность узла охлаждения, целостность изоляции, подачу тока от генератора, обогрев рабочего места (кабины) и эффективность срабатывания предохранителей.

Весенне-летний период

Техническое обслуживание трактора МТЗ-82 и аналогичных машин в это время также должно производиться регулярно. В перечень выполняемых работ входит:

  • Демонтаж утеплительных чехлов.
  • Активация системы работы радиатора для смазки силового агрегата.
  • Отключение от охладителя автономного подогревателя некоторых узлов.
  • Монтаж регулировочного винта релейного типа в позицию «Л» (лето).
  • Плотность электролитного состава в аккумуляторных батареях доводят до летней нормы.
  • Удаление накипи из узла охлаждения, если это необходимо.
  • Заполняют топливную часть горючим, характеристики которого соответствуют летним маркам.

Также организация технического обслуживания тракторов в это время предусматривает проверку системы охлаждения на предмет максимальной охлаждающей способности радиатора. При этом учитывается наличие смазки на трущихся элементах, а также целостность электрической проводки и ее сопутствующих элементов. Проверяют ток срабатывания регуляторного реле. Примечательно, что сезонное техническое обслуживание трактора МТЗ может быть исключено, если он эксплуатируется в южном климатическом регионе.

Особые условия использования

В определенных случаях заправка горючего и масла производится закрытым методом. Стоит отметить, что нюансы эксплуатации указанной техники в пустынных и степных условиях осуществляются следующим образом:

  • Через каждые рабочие смены выполняется замена масла в картере очистителя воздуха.
  • При необходимости, производится очистка центральной воздушной трубы.
  • В таком же режиме проверяют уровень электролита, дополняют резервуар нужным количеством дистиллированной воды.
  • При техническом обслуживании колесного трактора на ТО-1 выполняют замену масла в дизеле через экспресс-форсунку, на гусеничных аналогах регулируют натяжение траков.
  • ТО-2 включает в себя манипуляции по промывки топливного резервуара, с последующей заправкой его в конце рабочей смены полностью.

Слив конденсата из пневматических баллонов также производится, система заправляется специальной незамерзающей жидкостью, которая служит своеобразным катализатором нейтрализации конфликта температур.

На каменистой почве устройство и технологическое обслуживание тракторов несколько отличается от предыдущих вариантов. Среди особенностей отмечается:

  • Ежемесячная проверка отсутствия деформаций в ходовой и защитной части корпусов, начинок блоков и агрегатов техники.
  • Проверяются крепления сливных пробок картера мотора, а также учитываются аналогичные параметры на обоих мостах. Обнаруженные неисправности устраняются только заменой детали.

Устройство и техническое обслуживание тракторов, которые эксплуатируются в высокогорных массивах и подобных климатических условиях, имеют немного измененные параметры. Следовательно, системы технического обслуживания тракторов в таких регионах отличаются от аналогичных систем в других климатических зонах.

К особенностям ТО относится:

  • Учитывая высокогорные условия, для цикличной подачи горючего и повышения производительности топливной помпы оптимизируется работа всего агрегата с учетом рекомендаций изготовителя о возможности использования машины на метраже, выше уровня моря.
  • При проведении технического обслуживания трактора, ориентированного на функционирование на болотистых и неустойчивых почвах, дополнительно выполняют ежемесячную проверку на работу с навесными приспособлениями, которые ориентированы на возделывание соответствующего грунта.
  • Такие машины проходят ежемесячную проверку в плане очистки внешней поверхности от грязи.
  • Учитывается степень загрязнения систем смазки и охлаждения.
  • При работе в лесу учитывают чистку машины от порубочных остатков.
  • После эксплуатации техники на заболоченных или прочих сложных участках, проверяют наличие воды в узлах силовой передачи и ходовой системы. Если в указанных отсеках обнаружена вода или конденсат, необходимо заменить масло.

Диагностика

При техническом обслуживании тракторов и автомобилей подобной категории проверяют во всех случаях следующее:

  • Состояние кривошипно-шатунного узла силового агрегата.
  • Цилиндропоршневую группу.
  • Конфигурацию силовой передачи и пускового механизма.
  • Работоспособность главной муфты с поворотными сцеплениями и подшипниковые блоки.
  • Состояние рулевого управления, ходовой части, масляного насоса, привода ВОМ и коробки передач.

Что дает ТО?

Основой технического обслуживания является уход за трактором. Указанные манипуляции дают возможность регулярно проверять параметры работоспособности техники. При этом большое внимание уделяется смазке и подтяжке креплений, что напрямую влияет на безопасность и длительность эксплуатации.

Правильное и своевременное проведение технического обслуживания создает предпосылки для стабильной высокопроизводительной работы машин и агрегатов на их основе, расход горюче-смазочных материалов снижается, сокращаются простои тракторов, снижается стоимость их ремонта. Если следовать указаниям заводских инструкций, которые в большинстве своем утверждались еще в пятидесятых годах прошлого столетия, техобслуживание нужно проводить в каждую смену, ежемесячно и по истечении определенного количества рабочих часов. При этом учитываются виды и конструктивные особенности техники.

Как правило, периодичность обслуживания машин и тракторов в техническом плане учитывается после отработки конкретного числа пахотных или строительных часов. Весь процесс регулируют положения и нормативы, разработанные передовыми механизаторами совместно с научными работниками. Это очень важно, поскольку при разработке плана технического обслуживания стоит учитывать множество факторов, включая климатические особенности, топливные расходы, вид двигателя и остальные тактико-технические характеристики.

Итог

Процедура технического обслуживания тракторов и прочей позволяет обеспечить исправное состояние машин, повышает их производительность, одновременно ориентируясь на экономию энергоресурсов и повышение надежности. Несмотря на то что существующая система несколько устарела, она учитывает ряд важных факторов, распределяя проверку трактора как перед эксплуатационной обкаткой, так и после длительного использования.

Периодические технические обслуживания тракторов, как указывалось выше, включают в себя ежесменное ТО, первое ТО, второе ТО, третье ТО и сезонное обслуживание. Правила технического обслуживания сформулированы так, что каждое последующее ТО включает в себя большинство операций предыдущего.

Ежесменное техническое обслуживание включает в себя: очистку и мойку трактора; внешний осмотр с целью выявления подтеканий масла, топлива и охлаждающей жидкости; уровень электролита в аккумуляторной батареи; замеченные недостатки устраняются; дозаправку трактора при необходимости топливом, моторным и трансмиссионным маслами; проверку осмотром и прослушиванием работы двигателя, механизмов управления, освещения и сигнализации; плотность распределения снижение мощности вероятностей проверку работы двигателя механизмов управления, освещения и сигнализации; проверку работы стеклоочистителя и тормозов.

При первом техническом обслуживании (ТО-1), помимо операций ЕТО, проверяют и при необходимости регулируют: натяжение приводных ремней; давление воздуха в шинах; механизмы управления (люфт рулевого колеса, свободный и полный ход педалей тормозов и муфты сцепления и т. п.). В соответствии с инструкционной таблицей смазывают механизмы трактора. Сливают отстой из фильтров грубой очистки и топливного бака, промывают или заменяют фильтры воздухоочистителя, гидросистемы. Производят подтяжку наружных креплений.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) после выполнения операций ТО-1 требует смены масла в картере двигателя, проверки и регулировки газораспределительного механизма, поэлементного диагностирования основных сборочных единиц, обеспечивающих экономичность и безопасность работы трактора.

Зачастую по результатам диагностического заключения требуется эксплуатационный (неплановый текущий) ремонт отдельных сборочных единиц или деталей.

ТО-1 и ТО-2 выполняются либо на пунктах ТО подразделений хозяйств, либо непосредственно в поле, используя при этом передвижные средства ТО и диагностики.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) проводится только в закрытых помещениях, оборудованных необходимыми средствами для разборки, проверки и регулировки составных частей машины (стационарные посты ТО при центральных ремонтных мастерских или хорошо оснащенные пункты технических обслуживаний подразделений хозяйств).

При этом виде ТО проводят общую (комплексную) проверку технического состояния трактора, чтобы установить возможность его дальнейшей эксплуатации или срок постановки на ремонт.

Сложные проверки и регулировки топливной аппаратуры, электрооборудования и гидросистемы выполняют на специальных стендах в снятом состоянии. Правила ТО-3 требуют промывки топливного бака, масляной системы и системы охлаждения двигателя, замену трансмиссионных масел с промывкой соответствующих картеров, смену консистентных смазок в узлах трения.



Сезонное обслуживание (СО), как правило, совмещается с очередным ТО и выполняется при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации, когда среднесуточная температура воздуха переходит границу +50С. Оно предусматривает, помимо операций соответствующего номерного ТО, замену летних сортов топлива и масел зимними (или наоборот), очистку радиатора от накипи и ряд мероприятий по нормализации теплового режима как для двигателя, так и для механизатора (установка или снятие утепляющих устройств, проверка и регулировка отопителя, вентиляции, проверка систем запуска двигателя в холодное время и т.д.). Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах наработки и составляет: ТО-1 – 125: ТО-2 – 500; ТО-3 – 1000 моточасов.