Неисправности и техническое обслуживание грм. Ремонт и техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания Техническое обслуживание и текущий ремонт газораспределительного механизма

Основой любых силовых агрегатов и главной составляющей двигателей внутреннего сгорания является сложный газораспределительный механизм (ГРМ). Назначение газораспределительного механизма состоит в управлении впускными и выпускными клапанами двигателя. На такте впуска он открывает впускной клапан, смесь, состоящая из воздуха и топлива или воздуха (для дизельных двигателей), попадает в камеру сгорания. На такте выпуска — открытием выпускного клапана из камеры сгорания ГРМ удаляет отработанные газы.

Устройство газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм состоит из следующих элементов:

  1. Распределительный вал — изготовляется из чугуна или стали — в задачу которого входит открывание/закрывание клапанов газораспределительного механизма при работе цилиндров. Он монтируется в картере, который перекрывает крышка газораспределительного механизма, или в головке блока цилиндра. При вращении вала на цилиндрических шейках происходит воздействие на клапан. На него воздействуют кулачки, расположенные на распределительном валу. На каждый клапан воздействует свой кулачек.
  2. Толкатели, изготовленные также из чугуна или стали. В их задачу входит передача усилия от кулачков на клапаны.
  3. Клапаны впускные и выпускные. В их задачу входит подача топливно-воздушное смеси в камеру сгорания и удаления отработочных газов. Клапан представляет из себя стержень с плоской головкой. Основным отличием впускных и выпускных клапанов является диаметр головки. Впускной состоит из стали с хромированным покрытием, а выпускной — из жаропрочной стали. Клапанный стержень изготавливается в виде цилиндра с канавкой, необходимой для фиксирования пружины. Клапана двигаются только по направлению ко втулкам. Чтоб масло не попадало в камеру сгорания цилиндра, производят установку уплотнительного колпачка. Его изготавливают из маслостойкой резины. На каждый клапан крепятся внутренняя и наружная пружина, для крепления используют шайбы, тарелки.
  4. Штанги. Они необходимы для передачи усилия от толкателей к коромыслу.
  5. Привод газораспределительного механизма. Он передает вращение коленвала на распредвал и тем самым приводит его в движения, причем движется он со скоростью в 2 раза меньше, чем скорость коленвала. На 2 вращения коленвала распредвал делает 1 вращение — это и называется рабочим циклом, при котором происходит 1 открытие клапанов.

Таково устройство ГРМ и общая схема газораспределительного механизма. Теперь следует разобраться, каков принцип работы газораспределительного механизма.

Работа газораспределительного механизма

Работа системы газораспределения поделена на четыре фазы:

  1. Впрыск топлива в камеру сгорания цилиндра.
  2. Сжатие.
  3. Рабочий ход.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра.

Рассмотрим подробнее принцип действия газораспределительного механизма.

  1. Подача топлива в камеру сгорания цилиндра происходит за счет движения коленвала , который передает свое усилие на поршень и он начинает движения из так называемой ВМТ (это точка, выше которой поршень не поднимается) в НМТ (это точка, соответственно, ниже которой поршень не опускается). При этом движении поршня одновременно открывается впускной клапан и топливно-воздушная смесь заполняет камеру сгорания цилиндра. Впрыснув положенное количество топливно-воздушной смеси клапан закрывается. При этом коленвал поворачивается на 180 градусов от своего начального положения.
  2. Сжатие. Дойдя до НМТ поршень продолжает свое движение. Меняя свое направление в ВМТ, в этот момент в цилиндре и происходит сжатие топливно-воздушной смеси. При подходе поршня к высшей точке фаза сжатия заканчивается. Коленчатый вал продолжает свое движения и поворачивается на 360 градусов. И на этом фаза сжатия закончена.
  3. Рабочий ход. Воздушно-топливная смесь воспламеняется свечей зажигания , когда поршень находится в высшей точке цилиндра. При этом достигается максимальный момент сжатия. Затем поршень начинает двигаться к нижней точке цилиндра, так как на поршень оказывают огромное давление газы, образовавшиеся при горении воздушно-топливной смеси. Это движение и есть рабочий ход. При опускании поршня до НМТ фаза рабочего хода считается завершенной.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра. Поршень движется к высшей точке цилиндра, все это происходит при усилии, которое оказывает коленчатый вал газораспределительного механизма двигателя. При этом открывается выпускной клапан и поршень начинает избавлять камеру сгорания цилиндра от газов, которые образовались после сгорания топливно-воздушной смеси в камере сгорания цилиндра. После достижения высшей точки и освобождения ее от газов. Поршень начинает свое движение в низ. Когда поршень доходит да НМТ, то рабочая фаза удаления газов из камеры сгорания цилиндра считается законченной, а коленчатый вал совершает оборот на 720 градусов от своего начального положения.

Для точной работы клапанов газораспределительной системы происходит синхронизация с работой коленчатого вала двигателя.

Основные неисправности газораспределительного механизма:

  • Уменьшение компрессии и хлопки в трубопроводах. Как правило, происходит после появления нагара, раковин на поверхности клапана, их прогорания, причиной чего является не плотное прилегания впускных и выпускных клапанов к седлам. Также оказывают влияние такие факторы, как деформации ГБЦ , поломка или износ пружин, заедание клапанного стержня во втулке, полное отсутствие промежутка между коромыслом и клапанами.
  • Уменьшение мощности, троение мотора, а также металлические стуки. Появляются эти признаки, потому что впускные и выпускные клапана не полностью открываются, и часть воздушно-топливной смеси не попадает в камеру сгорания цилиндра. Следствием этого является большой тепловой зазор или поломка гидрокомпенсатора, что и становится причиной неполадки и не штатной работы клапанов.
  • Механический износ деталей, таких как: направляющих втулок коленвала, шестерни распредвала , а также смещение распредвала. Механический износ деталей, как правило, происходи при достаточном сроке работы мотора и работы двигателя в критических пределах.
  • Так же происходит выход из строя двигателя по причине износа зубчатого ремня, который имеет свой гарантийный срок службы, цепи, которая при длительном сроке работы и постоянном на нее воздействии становится менее работоспособной, успокоителя цепи и натяжителя зубчатого ремня.

В данных случаях не редко заменяют газораспределительный механизм, однако возможен и ремонт поврежденной детали газораспределительного механизма.

Газораспределительный механизм имеет 2 свойственные неполадки - неплотное примыкание клапанов к гнездам и невозможность полностью открыть клапаны.

Неплотное примыкание клапанов к гнездам обнаруживается по таким показателям: хлопки, возникающие иногда во впускной либо выпускной трубе, уменьшение мощности мотора. Факторами неплотного закрытия клапанов могут быть:

  • возникновение нагара на поверхности клапанов и гнезд;
  • формирование раковин на рабочих фасках и искривление головки клапана;
  • неисправность пружин клапанов.

Неполное открытие клапанов сопровождается стуком в троящем моторе и уменьшением его мощности. Данная поломка возникает в следствии значительного промежутка меж стержнем клапана и носком коромысла. К характерным поломкам для ГРМ нужно причислить кроме того изнашивание шестерен распредвала, толкателей, направляющих клапана, смещение распредвала и изнашивание втулок и осей коромысел.

Практика демонстрирует, что на газораспределительный механизм приходится примерно четвертая часть всех отказов мотора, а уже на предотвращение этих отказов и восстановление ГРМ уходит 50% трудоёмкости обслуживания и ремонтных работ. Для диагностирования поломок применяют следующие параметры:

  1. определяют фазы газораспределительного механизма автомобиля;
  2. измеряют тепловой зазор между клапаном и коромыслом;
  3. измеряют промежуток между клапаном и седлом.

Измерение фаз газораспределения

Подобное диагностирование ГРМ двигателя выполняется на заглушенном моторе с помощью особого набора устройств, среди которых имеются указатель, моментоскоп, малка-угломер и прочие дополнительные приборы. Для того, чтобы фиксировать период раскрытия впускного клапана на 1-ом цилиндре, необходимо покачивать вокруг своей оси коромысло, а далее направить коленвал мотора до момента появления зазора меж клапаном и коромыслом. Малка-угломер для замера разыскиваемого зазора ставится прямо на шкив коленвала.

Измерение теплового промежутка между клапаном и коромыслом

Тепловой зазор измеряют при помощи набора щупов либо иного особого устройства. Это набор из металлических пластинок длиной в 100мм, толщина которых обязана быть не больше 0,5мм. Коленвал мотора поворачивают вплоть до верхней предельной точки, в период такта сжатия подобранного для контроля цилиндра. Непосредственно благодаря щупам разной толщины, поочередно вставляемым в сформировавшееся отверстие, и измеряется зазор.

Данный метод не может дать результата при диагностировании ГРМ, когда неравномерен износ торца штока и бойка коромысла, а трудоемкость этого метода весьма значительная. Увеличить точность замеров позволяет особое устройство, которое состоит из корпуса и индикатора по типу часов. Подпружиненная подвижная рама содержит персональное соединение с ножкой этого индикатора. Раму фиксируют между коромыслом и клапанной пружиной. Когда открывается клапан, в период поворота коленвала, на индикаторе ставят 0. Распознает тепловой зазор последующее показание прибора, снимаемое в период поворота коленвала.

Определение промежутка между клапаном и седлом

Его можно оценить по объему воздуха, который будет выходить через уплотнитель перекрытых клапанов. Эта процедура прекрасно объединяется с чисткой форсунок. Когда они уже сняты, убирают валики коромысел и прикрывают все клапаны. Затем в камеру сгорания под большим давлением происходит подача сжатого воздуха. Поочередно на любом из контролируемых клапанов ставят устройство, которое позволяет измерить расход воздуха. Если потеря воздуха превысит разрешенную, выполняется ремонт газораспределительного механизма.

Процесс ремонта ГРМ

Частенько необходимо производить техническое обслуживание газораспределительного механизма. Основной проблемой являются износ шеек, кулачков вала и увеличение зазоров в подшипниках. Для того, чтобы устранить зазор в подшипниках коленчатого вала, производят его ремонт путем шлифовки опорных шеек и углубления канавок для подачи масла. Шейки нужно отшлифовать под ремонтный размер. После завершения ремонтных работ по восстановлению коленвала, нужно произвести проверку высоты кулачков.

На опорных поверхностях под шейки коленвала не должно быть никаких даже самых незначительных повреждений, а корпуса подшипников обязаны быть без трещин. После чистки и промывки распредвала обязательно нужно проверить зазор между его шейками и отверстием опоры головки цилиндра.

Для определения точного зазора требуется знать диаметр шейки распредвала, это позволит произвести установку соответствующего ей подшипника. Установив его на корпус, замерьте внутренний диаметр подшипника, затем отнимите его от диаметра шейки и таким образом найдете величину зазора. Он не может превышать 0,2мм.

Цепь не должна иметь никаких механических повреждений, быть растянутой более чем на 4мм. Цепь газораспределительного механизма можно регулировать: отверните стопорный болт на пол оборота, поверните коленвал на 2 оборота, затем стопорный болт нужно повернуть до упора.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Основными неисправностями механизма газораспреде­ления являются нарушение тепловых зазоров клапанов; вы­тягивание зубчатого ремня и износ зубчатых шкивов или цепи и звез­дочек привода; износ маслоотражательных колпачков; ослабление креплений крышек подшип­ников распределительного вала; неплот­ное закрытие клапанов вследствие изнашивания их головок и седел, а также снижения упругости клапанных пружин; износ подшипников, шеек и кулачков распределительного вала, а также других деталей клапанного механизма (толка­телей, поршней и их осей, клапанов, их втулок и седел).

Нарушение регулировок и износ деталей механизма га­зораспределения сопровождаются повышенной шумностью и стуками при работе двигателя, потерей им мощности, а также повышенным дымлением и расходом масла (при из­носе маслоотражательных колпачков, когда масло начинает просачиваться в камеры сгорания цилиндров через клапа­ны). Необходимость ремонта или регулировки механизма газораспределения определяется по результатам проверки его технического состояния на автомобиле.

Проверка технического состояния механизма газораспределения заключается в оценке состояния его деталей по шумам и стукам, расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, и компрессии, по измерениям изменений разря­жения во впускном трубопроводе, а также упругости кла­панных пружин.

По шумам и стукам определяются растяжение и износ цепи и звездочек привода газораспределительного механиз­ма, износ под­шипников и опорных шеек распределительного вала, увели­ченные зазоры в клапанном механизме вследствие наруше­ния регулировки или износа его деталей.

По расходу сжатого воздуха и падению компрессии уста­навливают нарушение герметичности клапанов вследствие износа посадочных поверхностей их седел и головок (при наличии нормальных тепловых зазоров клапанов). Расход сжатого воздуха определяется с помощью прибора К-69М, как это было описано выше. Поскольку повышенный расход воздуха одновременно характеризует состояние как криво­шипно-шатунного механизма, так и механизма газораспре­деления, для уточнения конкретной причины повышенного расхода сжатого воздуха производится повторное измерение расхода после заливки в цилиндр небольшого (25...30 г) ко­личества моторного масла, так же, как и при измерении ком­прессии. Если при этом расход сжатого воздуха восстанав­ливается до требуемой величины, то детали клапанного ме­ханизма находятся в удовлетворительном состоянии, а если нет - то потребуется снять головку цилиндров для ремонта (притирки клапанов, замены изношенных деталей).

По результатам измерений определяется необходимость разборки и ремонта механизма газораспределения (снятия и ремонта или замены головки цилиндров, распределитель­ного вала, деталей клапанного механизма).



Проверка упругости пружин клапанов производится как без снятия их с двигателя, так и после разборки клапанного механизма. Для контроля пружин непосредственно на дви­гателе необходимо снять клапанную крышку, установить поршень соответствующего цилиндра в ВМТ такта сжатия и с помощью прибора КИ-723 измерить усилие, необходимое для сжатия пружин. Если оно окажется меньше пре­дельно допустимого, то производят замену пружин или подкладывают под нижнюю опорную тарелку дополнительную шайбу.

Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов необходимы для обеспечения эффективной рабо­ты и долговечности двигателя. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый при малой частоте вращения на хо­лостом ходу. При этом происходят усиленное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб, падение мощности двигателя, так как сокращается время нахождения клапанов в открытом поло­жении и вследствие этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработавших газов. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов по­являются хлопки из глушителя, а у впускных - из карбюра­тора. При этой неисправности клапаны неплотно садятся в седлах, что приводит к снижению компрессии, уменьшению мощности двигателя и обгоранию головок клапанов.

Для предотвращения этих неисправностей нужно перио­дически проверять и своевременно регулировать тепловые зазоры, а при износах клапанов и седел притирать их к сед­лам или заменять. Проверка и регулировка зазоров в приво­де клапанов производится на холодном двигателе при тем­пературе 15.,.20°С.



Техническое обслуживание механизма газораспределе­ния. Ежедневно при контрольном осмотре автомобиля пос­ле прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в от­сутствии стуков при различной частоте вращения коленча­того вала.

После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через 30 000 км на двигателях надо подтягивать гайки креп­ления крышки подшипников распределительного вала в ус­тановленной последовательности моментом 18,4...22,6 Н м (1,9...2,3 кгс-м).

После каждых 15 000 км пробега необходимо проверять состояние и степень натяжения ремня привода распредели­тельного вала и натягивать его. При наличии складок, тре­щин, расслоения, замасливания и разлохмачивания привод­ного ремня возникает опасность разрыва при работе двига­теля, поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее установленного срока (60 000 км пробега). В случае замасли­вания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной бензином.

После каждых 30 000 км пробега (а при необходимости и раньше) надо проверять и регулировать тепловые зазоры клапанов. После каждых 60 000 км пробега рекомендуется производить замену зубчатого ремня привода распредели­тельного вала и маслоотражательных колпачков.


К атегория:

Техническое обслуживание автомобилей



Техническое обслуживание механизма газораспределения

Механизм газораспределения двигателя должен обеспечивать своевременный впуск в цилиндры двигателя свежего заряда воздуха или горячей смеси и выпуск из цилиндров отработавших газов. Возникновение неисправностей в механизме газораспределения нарушает нормальную работу двигателя, уменьшает его мощность и ухудшает экономичность.

Основными неисправностями механизма газораспределения являются: нарушение тепловых зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел, подгорание рабочих фасок клапанов и седел, потеря упругости или поломка пружин клапанов, повышенный износ толкателей, штанг, коромысел, направляющих втулок клапанов, опорных шеек, втулок и кулачков распределительного вала, его упорного фланца и зубьев распределительной шестерни.

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает плотную посадку клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма в процессе работы двигателя.



При увеличенном тепловом зазоре в механизме впускного клапана уменьшается высота подъема и соответственно проходное сечение клапана, в результате чего уменьшается наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха или горючей смеси. Увеличение теплового зазора в механизме выпускного клапана приводит к ухудшению очистки цилиндра от отработавших газов, что в свою очередь ухудшает процесс сгорания. При данной неисправности происходит повышенное изнашивание стержней клапанов и снижение мощности двигателя. Характерным признаком увеличенного теплового зазора является резкий звонкий стук, который хорошо прослушивается при работе двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. При уменьшенном тепловом зазоре клапанов нарушается герметичность их посадки в седлах, а как результат уменьшается компрессия в цилиндрах, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями, падает мощность.

Признаками неплотного закрытия клапанов являются периодические хлопки в впускном или выпускном трубопроводе. У карбюраторных двигателей при уменьшенных тепловых зазорах впускных клапанов возникают хлопки в карбюраторе, а выпускных клапанов - в глушителе. Причинами указанной неисправности могут быть также отложения нагара на седлах клапанов, поломки пружин клапанов, обгорания рабочих поверхностей клапанов и седел. Зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел следует систематически проверять и при необходимости регулировать в последовательности, показанной на рис. 7 и 8.

Рис. 7. Механизм газораспределения двигателя КамАЗ-740:
а - устройство механизма: А - тепловой зазор; 1 - распределительный вал; 2 - толкатель; 3 - направляющая толкателя; 4 - штанга; 5 - прокладка крышки; 6 - коромысло 7 - гайка; 8 - регулировочный винт; 9 - болт крепления крышки головки; 10 - сухарь; 11 - втулка тарелки; 12 - тарелка пружины; 13 и 14- клапанные пружины; 15 - направляющая клапана; 16 - упорная шайба; 17 - клапан; б - регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме

Рис. 8. Механизм газораспределения двигателя ВАЗ-2101:
а - устройство механизма: 1 - клапан; 2 - направляющая втулка клапана; 3 - уплотнительный колпачок; 4 и 5 - клапанные пружины; б - сухарь; 7 - тарелка пружины; 8 - шпилечная пружина рычага; 9 - рычаг; 10 - корпус распределительного вала; 11 - кулачок; 12 - крышка клапанного механизма; 13 - сферическая опора рычага; 14 - регулировочный болт; 15 - контргайка регулировочного болта; 16 - стальная втулка; 17 - нижняя опорная шайба; 18 - стопорное кольцо; 6- последовательность регулировки тепловых зазоров клапанов: А и Б - метки, при совмещении которых поршень в четвертом цилиндре достигает в. м. т. в такте сжатия; В - регулировочный болт; Г - контргайка; 1-4 - очередность регулировки клапанов

Стуки распределительных шестерен и шум в крышке распределительных шестерен сливаются с общим шумом, но они прослушиваются в крышке распределительных шестерен, в зоне зацепления зубьев.

Неисправности, вызванные повышенным износом деталей механизма газораспределения, устраняются при ремонте двигателя.

Регулировка тепловых зазоров в клапанных механизмах (на холодном двигателе)

Двигатели ЗИЛ-130, -375, -375ЯТ, -375Я5

Первый способ (регулировка зазоров по цилиндрам согласно порядку их работы): – отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров, снять крышки, установить поршень первого цилиндра в положение в. м. т. в такте сжатия. Для этого провернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой в. м. т. указателя установки момента зажигания, расположённом на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала (см. табл. 18, а). В этом положении коленчатого вала оба клапана первого цилиндра полностью закрыты, между стержнем клапана и носком коромысла образуется зазор; – для этого, придерживая отверткой (см. рис. 7, б) регулировочный винт, ослабить контргайку, затем вложить щуп в зазор между стержнем клапана и носком коромысла и вращать отверткой регулировочный винт до начала закусывания щупа в зазоре, – оставить щуп в зазоре и, придерживая винт отверткой, затянуть контргайку; вытащить щуп и проверить установку зазора (щуп 0,25 мм должен входить в зазор свободно, а щуп 0,30 мм проходить не должен); – отрегулировать зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров согласно порядку их работы – 1-5-4-2-6-3-7-8, последовательность регулировки показана сплошными стрелками на рис. 9. После регулировки зазоров в клапанных механизмах очередного цилиндра следует провернуть коленчатый вал на четверть оборота.

Второй способ (регулировка зазоров в клапанных механизмах одновременно в нескольких цилиндрах): – установить поршень 1-го цилиндра в положение в. м. т. в такте сжатия указанным выше способом; – отрегулировать зазоры в механизмах следующих клапанов – впускного и выпускного 1-го цилиндра, выпускного 2-го, впускного 3-го, выпускных 4-го и 5-го, впускных 7-го и 8-го цилиндров; – отрегулировать зазоры в остальных клапанных механизмах (регулируют после поворота коленчатого вала на 360°).

Рис. 9. Схема нумерации и порядок работы цилиндров двигателя КамАЗ-740

После окончания регулировки зазоров тем или иным способом поставить и закрепить крышки головок цилиндров, пустить двигатель и прослушать его работу.

Двигатель 3M3-53

Отвернуть болты крепления и осторожно, чтобы не повредить прокладки, снять крышки головок блоков цилиндров.

Установить поршень первого цилиндра в положение в. м. т. в такте сжатия. Для этого вывернуть свечу, закрыть плотно отверстие для свечи бумажной пробкой и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не вылетит пробка. Затем снять крышку люка на картере сцепления и, вращая коленчатый вал, через отверстие люка наблюдать за появлением установочных меток на маховике. Осторожно проворачивать коленчатый вал до совпадения указателя на корпусе сцепления с шариком, запрессованным в маховик, или до совпадения риски на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя в. м. т. на крышке распределительных шестерен.

Отрегулировать зазоры в клапанных механизмах 1-го цилиндра способом, указанным выше.

Зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров регулировать согласно порядку работы двигателя (1-5-4-2-6-3-7-8), проворачивая коленчатый вал на 90° после регулировки зазоров в механизмах очередного цилиндра.

Двигатель КАМАЗ- 740

Тепловые зазоры в клапанных механизмах регулируются одновременно в двух цилиндрах, следующих согласно порядку работы друг за другом, при тактах сжатия или рабочего хода в них. Клапаны регулируемых механизмов в это время должны быть закрыты.

При регулировке зазоров коленчатый вал последовательно устанавливается в положения I, II, III и IV. Положение I определяется относительно начала впрыс-ка топлива в первом цилиндре, остальные – поворотом коленчатого вала от первого положения на углы 180, 360 и 540°.

Для регулировки зазоров необходимо: – снять крышки головок цилиндров; – проверить момент затяжки (он должен быть в пределах 40-50 Н м) и при необходимости затянуть гайки крепления стоек коромысел и болты крепления головок цилиндров, соблюдая установленную последовательность; – установить фиксатор маховика в нижнее положение (см. рис. 57, б); снять крышку люка в нижней части картера сцепления; – вставить ломик в отверстия на маховике и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком; – проверить положение меток I и II (см. рис. 59) на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления в торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Если риски находятся внизу, вывести фиксатор из зацепления с маховиком и повернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике; – установить фиксатор маховика в верхнее положение; – повернуть коленчатый вал на угол 60° (поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°), т. е. в положение I. В этом положении клапаны регулируемых 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко поворачиваться от руки); – проверить щупом зазор между носками коромысел и стержнями клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного клапанов должен входить с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров – впускные, левого ряда – выпускные). Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного должен входить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного – с небольшим усилием. Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть в пределах 40-50 Н * м.

Дальнейшее регулирование зазоров в клапанных механизмах производить попарно по цилиндрам, указанным выше: в 4-м и 2-м (II положение коленчатого вала), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на угол 180°.

После регулировки пустить двигатель и проверить его работу на слух. Если клапанные механизмы отрегулированы правильно, то стука в механизмах не должно быть. Затем установить крышку люка картера маховика и крышки головок цилиндров. Фиксатор маховика должен находиться в верхнем положении.

Двигатель ЯМЗ-236

Для регулирования тепловых зазоров в клапанных механизмах необходимо: – выключить подачу топлива скобой регулятора; – отвернуть гайки-барашки крепления крышек головок цилиндров и гнять обе крышки – проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек осей коромысел, который должен находиться в пределах 120-150 Н м, и затяжку гаек шпилек крепления головок цилиндров; – вращать коленчатый вал по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны вентилятора) ломиком, вставленным в отверстие маховика, или ключом за болт крепления и, внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т. е, полностью закроется), после чего повернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. Это положение вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра закрыты.

При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм – с некоторым усилием. Это требование соблюдается при регулировке зазоров в клапанных механизмах всех цилиндров.

Для регулировки тепловых зазоров в клапанных механизмах следующего цилиндра необходимо провернуть коленчатый вал по направлению его вращения до момента полного закрытия впускного клапана, а затем еще на 1/4-1/3 оборота.

Регулировку зазоров в клапанах остальных цилиндров выполнять в последовательности, изложенной для первого цилиндра, согласно порядку работы цилиндров двигателя: 1-4-2-5-3-6.

Приобретя необходимые навыки, зазоры в клапанных механизмах двигателя ЯМЭ-236 можно регулировать одновременно для двух цилиндров: 1-го и 4-го;

2-го и 5-го; 3-го и 6-го. Для регулировки зазоров в клапанных механизмах 1-го и 4-го цилиндров коленчатый вал нужно провернуть по ходу вращения на 40° после совмещения метки “20” на маховике 2 (см, рис. 57, в) с указателем на крышке картера сцепления. При этом клапаны регулируемых механизмов должны быть закрыты, что проверяется проворачиванием штанг этих клапанов рукой. В таком положении коленчатого вала можно регулировать зазоры в клапанных механизмах 1-го и 4-го цилиндров. Последовательно проворачивая коленчатый вал в направлении вращения на 240°, далее следует отрегулировать зазоры в клапанных механизмах 2-го и 5-го, 3-го и 6-го цилиндров.

На маховике и крышке шестерен механизма газораспределения имеется только по одной метке, поэтому проворачивать коленчатый вал на нужное число градусов можно с достаточной точностью по числу отверстий в маховике. Угол между двумя соседними отверстиями составляет 30°.

На двигателе ЯМЭ-238 аналогичным способом регулируются тепловые зазоры в клапанных механизмах 1-го и 5-го, 4-го и 2-го, 6-го и 3-го, 7-го и 8-го цилиндров. Отличие заключается в том, что после регулировки зазоров в клапанных механизмах каждой пары цилиндров коленчатый вал следует проворачивать по ходу вращения на 180°.

Двигатель ЗИЛ-645

Снять крышки головок цилиндров и люка в нижней части картера маховика; установить фиксатор маховика на его картере в нижнее положение и поворачивать коленчатый вал монтажной лопаткой, вставляя ее во впадины между зубьями венца маховика, до совпадения фиксатора с прорезью в маховике.

В таком положении проверить и отрегулировать величину тепловых зазоров в клапанных механизмах следующих цилиндров: 1-го для впускного клапана, 2-го для выпускного, 4-го для выпускного, 5-го для впускного и выпускного, 6-го для выпускного, 7-го для впускного и 8-го для впускного клапана. Провернуть коленчатый вал на 360° и отрегулировать зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров.

Двигатель РАБА-МАН

Открыть надмоторный люк, снять опоры впускного трубопровода; отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки; вывернуть болты крепления стоек коромысел и снять стойки с коромыслами; затянуть болты крепления головок цилиндров в порядке, указанном на рис. 6, е, прилагая момент 180 Н м и установить на место стойки коромысел клапанов; провернуть коленчатый вал до совмещения метки на маховике с меткой на его картере, при этом клапаны 1-го цилиндра (со стороны маховика) находятся в закрытом положении (конец такта сжатия); проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме 1-го цилиндра (щупы толщиной 0,2 мм для впускного клапана и 0,25 мм для выпускного должны проходить с некоторым усилием); проворачивая коленчатый вал по ходу вращения на 180°, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров согласно порядку их работы: 1-5-3-6-2-4; поставить на место крышки головок цилиндров с прокладками и завернуть болты крепления; установить и закрепить опоры впускного трубопровода.

Двигатель “Москвич-2140”

Отсоединить трубку вентиляции картера, снять гибкий шланг с приемного патрубка воздушного фильтра, отвернуть от карбюратора штуцер трубки вакуумного регулятора распределителя, отвернуть гайки крепления крышки головки цилиндров и снять ее с двигателя.

Установить поршень 1-го цилиндра в положение в. м. т. в такте сжатия, совместив метку на шкиве коленчатого вала с острием установочного штифта (см. табл. 15).

Проверить при помощи плоского щупа толщиной 0,15 мм тепловые зазоры между торцами наконечников коромысел и стержней впускного и выпускного клапанов и если нужно отрегулировать. Щуп должен протаскиваться легким усилием руки.

Провернуть по часовой стрелке коленчатый вал на 180° и проверить зазоры в клапанном механизме 3-го цилиндра, а затем, проворачивая коленчатый вал на 180°, последовательно проверить зазоры в клапанных механизмах 4-го и 2-го цилиндров.

Двигатель ВАЗ

Отсоединить тягу дроссельной заслонки от рычага провода и трос управления воздушной заслонкой, снять воздушный фильтр, крышку головки цилиндров, крышку распределителя, не вытаскивая из нее проводов, а вместо крышки установить приспособление для измерения угла поворота бегунка.

Проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока метки А и Б совместятся (см. рис. 8, б). В этом положении поршень 4-го цилиндра достигает в. м. т. в такте сжатия. Отрегулировать зазоры выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускного клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок). Ввертывая и вывертывая регулировочный болт 14 (см. рис. 8, а), установить необходимый зазор. Щуп толщиной 0,15 мм должен входить в зазор между рычагом 9 и кулачком 11 и выходить из него с легким усилием.

Повернуть коленчатый вал на 180° и отрегулировать зазоры для выпускного клапана 2-го цилиндра (4-й кулачок) и впускного клапана 4-го цилиндра (7-й кулачок). Затем после очередного поворота коленчатого вала на 180° регулируют зазоры для впускного клапана 2-го цилиндра (3-й кулачок) и выпускного клапана 1-го цилиндра (1-й кулачок), после поворота коленчатого вала еще на пол-оборота регулируют зазоры для впускного клапана 1-го цилиндра (2-й кулачок) и выпускного клапана 3-го цилиндра (5-й кулачок).

Закончив регулировку, все снятые детали следует установить на место и закрепить.

Регулировка натяжения цепи привода механизма газораспределения двигателей автомобилей ВАЗ, кроме ВАЗ-2105, осуществляется натяжным устройством при помощи специального ключа (или ключом 13 мм). Для регулировки натяжения цепи следует ослабить колпачковую гайку натяжителя цепи, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота, чтобы пружины натяжителя подействовали на башмак и автоматически установили необходимое натяжение цепи. Завершив эту операцию, затянуть колпачковую гайку.

На автомобилях ВАЗ-2105 следует снять защитную крышку, ослабить болты крепления натяжного ролика и провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота. При этом пружина натяжного ролика без какой-либо помощи натягивает приводной ремень. После этого затянуть болты и установить крышку.

К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание механизма газораспределения (ГРМ) заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и регулировке зазоров между клапанами и седлами, а также обеспечении плотности прилегания клапанов к седлам. При нарушении герметичности посадки клапанов производят притирку их конусных фасок к седлам.
Для проверки герметичности сопряжения «клапан-седло» можно воспользоваться таким способом: установить снятую головку цилиндра впускным (выпускным) окном вверх и залить в него дизельное топливо. Нормально притертый клапан не должен пропускать дизельное топливо в течение 30 сек. Качество притирки клапана проверяют также "на карандаш": поперек фаски снятого клапана мягким графитовым карандашом наносят на одинаковом расстоянии 2-3 черточек; осторожно устанавливают клапан в седло и, надавив его, проворачивают на 1/4 оборота; все черточки должны быть стертыми.
Клапаны к седлам притирают с помощью ручной дрели с присоском и пасты ГОИ (при ее отсутствии готовят смесь: 1,5 частей (объемных) микро-порошка карбида кремния зеленого; 1 часть моторного масла; 0,5 части дизельного топлива). Последовательность действий следующая: снимают головку цилиндра; очищают ее от грязи, масла и нагара; разбирают клапанное устройство; очищают клапаны и их седла от нагара и промывают в керосине; наносят ни фаску клапана тонкий слой пасты, смазывают стержень клапана членам моторным маслом, устанавливают клапанную пружину и клапан; надавливая клапан проворачивают его на 1/3 оборота; потом на 1/4 оборота в обратном направлении (вращательным движением притирать нельзя); периодически поднимают клапан и наносят на фаску новые порции пасты притирая до тех пор, пока на фасках клапана и седла не выработается сплошной матовый поясок; после притирки промывают детали в дизельном топливе и обдувают воздухом, после чего собирают клапанное устройство и проверяют герметичность пары "клапан-седло".
При техническом обслуживании ГРМ , клапаны регулируют на непрогретом (холодном) двигателе в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров «1-2-0-0». Для этого при помощи указателя и метки ВМТ на шкиве привода вентилятора устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (при этом впускной и выпускной клапаны первого цилиндра должны быть закрыты), а затем для регулировки клапанов других цилиндров проворачивают коленчатый вал на 180° (для облегчения вращения пользуются декомпрессионным механизмом).
Для регулировки зазора ослабляют контргайку регулировочного винта на коромысле и, ввертывая или вывертывая винт, устанавливают требуемый зазор между бойком коромысла и стержнем клапана, после чего надежно затягивают контргайку и снова проверяют (щупом) запор, проворачивая штангу толкателя.
Чтобы механизм газораспределения действовал синхронно с топливоподачей приводные шестерни должны быть установлены по соответствующим меткам (рис. 54 и 55).

Рис. 54. Приводы ГРМ и топливного насоса (Д-16):
1 - штанга толкателя; 2 - толкатель впускного клапана; 3 - шестерня привода топливного насоса; 4 - промежуточная шестерня; 5 - палец промежуточной шестерни; 6 - распределительный вал; 7 - кожух штанги; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - шестерня распределительного вала; 10 - шарикоподшипник; 11 - стопорное кольцо; 12 - замковая шайба; 13 - шайба; 14 - стопорная шайба; 15 - шайба фланца; 16 - шлицевой фланец; 17 - стопорное кольцо; 18 - сегментная шпонка; 19 - гайка; 20 - шайба; 21 - шарикоподшипник; 22 - болт; 23 - упорная шайба; 24 - болт; 25 - гайка; 26 - толкатель впускного клапана.