Управление транспортным средством в экстремальных условиях. Учебно-методическое пособие для водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории «В», «С», «D

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.

Если коротко описать основы экстремального вождения, то можно представить перечень основных рекомендаций и требований. В целом, же предела совершенствованию в экстремальном вождении не существует.
Чем меньше количество совершаемых водителем манипуляций по управлению автомобилем, тем меньше вероятность совершения ошибки.

Правила вождения машины в экстремальных условиях.

Чем более медленными являются действия водителя, тем более быстро перемещается автомобиль. Нажимать на педаль тормоза необходимо аккуратно и с чувством, а отпускать педаль нужно очень плавно. Педаль газа представляет собой не рубильник, работающий по принципу «включено-выключено». Чем меньшим является угол для поворота руля, тем более высокой является скорость движения автомобиля. Рулить необходимо скупо, поворот руля осуществлять на наиболее незначительный угол. В зеркала необходимо смотреть настолько часто, насколько это является необходимым, чтобы получать регулярную информацию о том, какие объекты располагаются поблизости от тебя. Передачи необходимо переключать очень аккуратно и с истинным чувством.

Сначала необходимо тормозить и только после этого осуществлять переключение на пониженную передачу. Для того, чтобы перемещаться быстрее, для начала необходимым является понимание того, каким образом свою работу осуществляют шины. Вести автомобиль необходимо с минимально возможным отклонением увода шин, которое обеспечивает их оптимальное сцепление. Плавно - означает быстро. Необходимо нагружать шины полезной работой при поворотах постепенно. Необходимо стремиться к совмещению усилий торможения поворота и ускорения. Обычно гонки выигрываются на прямолинейных участках трассы, а не в области поворотов. Каждый раз лучшим решением будет более медленно войти в поворот, а выход из него произвести намного более быстрыми темпами, чем в противоположном случае. Это основы вождения вообще, благодаря которым возможно перейти к безопасному экстремальному вождению.

Чем большее количество времени колеса смотрят прямо перед собой, и педаль газа является полностью нажатой, тем более высокой будет скорость перемещения автомобиля. Чем меньшее количество времени вы будете затрачивать на осуществление торможения, тем более быстрыми темпами будет перемещаться автомобиль. Для того, чтобы езду осуществлять быстро, но в безопасном режиме, для начала необходимо осознать, в каких местах можно перемещаться «на полном отрыве», а в каких случаях и местах необходимо соблюдать максимальную осторожность. Необходимо спрогнозировать такую траекторию, в случае которой будет возможно наиболее оптимальное сцепление шин. В случае, когда автомобиль перемещается как по рельсам, мы имеем дело с ситуацией, когда потенциал сцепления шин применяется недостаточно, а водитель может осуществлять свою езду куда более быстрыми темпами.

При обгоне необходимо в обязательном порядке убедиться в том, что тебя заметил водитель обгоняемого автомобиля. Нужно концентрироваться на своем вождении машины, а не на том, какие действия выполняют остальные водители. Нужно свой взгляд фиксировать на том месте, где ты желаешь оказаться. Необходимо думать и смотреть настолько далеко, насколько это представляется возможным. Тренировка сама собой не позволит прийти к совершенству, лишь совершенная тренировка позволит добиться оптимальных результатов экстремального вождения.

Основные правила.

Нужно получать удовольствие! В противном случае удача обойдет вас стороной. Если думаете, что у вас не получится - не получится на самом деле! В случае, если у вас есть уверенность, что уже на протяжении долгого времени отсутствует прогресс, это значит, что ты стоишь у самого порога нового уровня. Перед тем, как выполнять выезд на трассу, необходимо проехать ее в своем воображении с каждой подробностью.

Необходимо оставить свои ожидания и полностью сосредоточиться на собственных способностях и возможностях. Необходимо тренировки выполнять ежедневно, каждую свою поездку использовать в качестве тренировки. Правило обнаружения идеальной трассы звучит так: чем более быстрым является поворот, тем более близко к геометрической траектории гонщик должен вести автомобиль. Чем более медленным является поворот, тем в большей степени траектория должна иметь отличия от геометрической и тем более поздним должен быть апекс.

Зачастую скорость в месте входа в поворот намного важнее, чем более позднее торможение. Чем более крутым, то есть медленным, является поворот, тем позднее апекс, и тем более резко и решительно необходимо выполнять поворот руля «быстрыми руками». Чем более быстрым является поворот, тем более плавными темпами необходимо осуществлять поворот руля «медленными руками», чтобы автомобиль плавно вошел в поворот. Высокое значение средней скорости составляется из высокой скорости при входе, а также сбалансированности автомобиля и раннего разгона в случае выхода из поворота. Степень адаптации желательно повышать лишь благодаря тренировкам и знаниям.

Качество отдачи находится в прямой зависимости от качества приобретаемой информации. Тренировка представляет собой программирование. Управление автомобилем опытным водителем осуществляется на «автопилоте», т. е. на уровне подсознания.

Каждый раз помни, что свое внимание необходимо фокусировать на потенциальных достижениях, а не потенциальных испытаниях. Свое мышление необходимо строить в позитивном ключе, смотреть необходимо туда, где ты в конечном итоге желаешь оказаться как в прямом, так и в переносном смысле слова. Нужно полностью расслабиться, не особо напрягаться, стараться нужно в достаточной мере. Просто нужно допустить все таким, как есть! Необходимо виртуальным образам проигрывать движение автомобиля по наиболее подходящей траектории при повороте в собственной голове. Чем более часто вы будете этим заниматься, тем лучше будет, если это станет наиболее важной составляющей частью твоей мыслительной программы. Вот основы экстремального движения, которые желательно знать каждому начинающему экстремалу.

Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.

Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.

Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – до­рога», участники которых случайны, а действия их взаимосвяза­ны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонима­ния.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.

Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автобуса, быстро выполнять задачи по перевозке пассажиров. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить представление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.

Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспор­тного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факто­ре, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ± 18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 - 5°. Это обусловливает снижение надежности води теля, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя.

Данные статистики ДТП показывают, что значительная их часть происходит при ясной, сухой погоде, на дороге мало загруженной транспортом; на крутых поворотах, например, число ДТП составляет всего 0,6% (остальное на прямых участках дороги); в снегопад совершается всего 3,5% ДТП, а в туман 0,1%. Но в темное время суток, когда у некоторых водите­лей объективно ухудшается зрение и одной бдительности недостаточно, число ДТП увеличивается до 20%.

Психологи считают, что при обоих крайних состояниях водителя, дремотном или повышенной бдительности, быстрая смена развивающихся событий, ведущая к ДТП, воспринимается водителем как неожиданность.