Урок по окружающему миру "виды транспорта". "какой бывает транспорт" Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Цели : обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития.

Планируемые результаты : учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа.

Оборудование : анаграмма слова «транспорт» на доске, картинки с изображением разных видов транспорта; у учащихся — игрушечные машинки, принесенные из дома, цветные карандаши, стрелки из цветной бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Что нужно, чтобы построить городской дом?

— Что нужно, чтобы построить сельский дом?

— Кто нарисовал свой дом? Какие рисунки у вас получились? (Выставка рисунков и рассказы детей о своем доме. Можно использовать КИМы (тест 25, с. 34—35).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграмма.)

СРТАТПОНР

— Расшифруйте слово, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (Транспорт.)

— Прочитайте тему урока на с. 116 учебника. (Какой бывает транспорт.)

— Что вы уже знаете о транспорте? Что хотите узнать? (Ответы детей.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие виды транспорта вы уже знаете?

— Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного места; едем поездом, плывем на пароходе, летим самолетом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!

— Прочитайте вопросы и задания на с. 116 учебника. Обсудите их в парах.

— Какой транспорт называют наземным? (Тот, который передвигается по земле.)

— Приведите примеры наземного транспорта. (Автобус, троллейбус, различные машины и т. д.)

— Какой транспорт называют водным? (Тот, который передвигается по воде.)

— Приведите примеры водного транспорта. (Катер, теплоход, пароход и т. д.)

— Какой транспорт называют воздушным? (Тот, который передвигается по воздуху.)

— Приведите примеры воздушного транспорта. (Самолет, вертолет и т. д.)

— Какой транспорт называют подземным? (Тот, который передвигается под землей.)

— Приведите пример подземного транспорта. (Метро.)

(По аналогии разбираются остальные схемы.)

№1 (с. 42-43).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания на с. 117. Проверка в парах.)

4. Игра «Кто лучше?»

(Учитель предлагает желающим четко и быстро сообщить о пожаре (о драке, о необходимости оказания медицинской помощи). Нужно добиться того, чтобы учащиеся кратко и четко рассказывали о происшествии, называли адрес и свое имя (кто сообщает о происшествии).)

5. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

6. Практическая работа

(Учащиеся рассматривают игрушечные машинки, принесенные из дома, затем показывают их классу и говорят, к какому виду транспорта они относятся.)

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения постепенно продвигаются вперед на полусогнутых ногах и выполняют движения вперед и назад согнутыми в локтях руками.)

Едем, едем, долго едем.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над загадками

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь — упадет,

А педали пустишь в ход —

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Глядите — побежала

Телега без коня. (Грузовик.)

Не летит, не жужжит —

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни — глядеть во тьму,

И колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина.)

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить! (Пожарная машина.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают тексты на с- 118—119, выполняют задания к ним. В качестве дополнительных источников информации можно рекомендовать использовать справочники, энциклопедии, Интернет.)

Примерный план рассказа

1. Мечты людей о быстром передвижении (по суше, морю, воздуху).

2. Первые попытки изобретения данного вида транспорта.

3. Современные виды транспорта.

4. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

VII. Рефлексия

— Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)

— Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,... (грузовой).

— Какие виды транспорта вы знаете?

— К какому виду транспорта относится автомобиль? (К наземному.)

— Какой транспорт осуществляет перевозки людей? (Пассажирский.)

— Перечислите четыре вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина, машина службы спасения.)

— По каким номерам телефона можно вызвать специальный транспорт? (01 — вызов пожарной команды, 02 — полиции, 03 — скорой помощи, 911 — службы спасения.)

(Можно также предложить ответить на вопросы учебника (с. 119, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

— На все ли интересующие вас вопросы мы нашли ответы?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 4 (с. 45).

Дополнительный материал

Правила поведения в транспорте

1. Крепко держись за поручни.

2. Не входи в вагон метро, в салон автобуса и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

3. Старайся проходить в середину вагона, салона.

4. Не высовывай руки и голову из окна транспортного средства.

5. Уступай место инвалидам и пожилым людям, маленьким детям.

6. На платформе метро в ожидании поезда стой за ограничительной чертой.

Какой бывает транспорт

Велико значение железнодорожного транспорта. На карте видно, что железные дороги расходятся от Москвы во всех направлениях, соединяют между собой крупные и мелкие города. Это целая сеть. Днем и ночью работают железные дороги. Локомотивы ведут длинные составы пассажирских и грузовых поездов. В пассажирских поездах по 15—20 вагонов, а в грузовых — по 50—60 и даже больше.

Автомобиль — важнейший вид транспорта. Автомобильные дороги соединяют города и поселки, обслуживают сельскохозяйственные районы страны. Грузовые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют в село сельскохозяйственные машины и удобрения, везут строительные материалы и много других грузов. Большая часть грузов перевозится на короткие расстояния, но иногда и на дальние — по шоссе в больших прицепах. Автомобили и автобусы перевозят по дорогам огромное количество пассажиров.

Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолетом — несколько часов. Самолеты перевозят почту, грузы, нуждающиеся в срочной доставке.

Много грузов перевозит речной транспорт — лес, нефтепродукты, строительные материалы. Большое удовольствие можно получить от путешествия по реке на комфортабельном теплоходе.

Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идет у нас морем. Но по скорости водный транспорт уступает другим видам транспорта.

Краткая история автомобиля

Человек всегда мечтал о самодвижущихся средствах передвижения. Уже в эпоху Средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 г. первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Никола Жозефа Кюньо (1769—1770), почтовая карета Ричарда Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Уолтера Хэнкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.

В 1806 г. в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Этьену Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуанвиля-Ле-Пон (около 9 км) за 3 ч.

Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 г. моторизованный трехколесный экипаж, а Готлиб Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость — 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме. Осенью 1886 г. Даймлер показывает публике первый скоростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.

Первые состязания и соревнования способствовали техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона Беннета в 1900 г. впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 и не тяжелее 1000 кг.

В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 г., имели право участвовать только четырехместные автомобили. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха.

При производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.

С 1906 г. проводят так называемые состязания Гран-при. Они продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до 1921 г. В эти годы различные автомобильные заводы выпускали автомашины самых разнообразных конструкций.

Классификация транспортных средств

Дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и другие самоходные машины. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

Автомобили, участвующие в движении, можно классифицировать следующим образом: специальные и транспортные (грузовые и пассажирские).

К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и др.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.

Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородние.

Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию.

Мотоциклы и мотороллеры подразделяются: по конструкции — на одиночки и с коляской, по назначению — на дорожные, грузовые, специальные.

Тракторы подразделяются на гусеничные и колесные. Колесные тракторы используются как на сельскохозяйственных работах, так и в качестве средства для буксирования различных прицепов с грузом.

К самоходным машинам относятся самоходные шасси и самоходные дорожно-строительные машины, на которые можно устанавливать кузов для перевозки грузов.

Метро

Под аптеки и заводы,

Под закаты и восходы,

Под вокзалы и цветы,

Под каналы и мосты

И еще под очень много

Сверху вниз ушла дорога.

Где-то там на глубине —

Дивный мрамор на стене.

Там сверкает в подземелье

Россыпь яркая огней.

Там гремучие тоннели

Из железа и камней.

Нас увозит синий поезд,

А над нами в потолке,

Ни о чем не беспокоясь,

Рыбки плавают в реке.

1. Выполни задания.

1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74-75.

2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).
В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.


2. Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

а) наземным, пассажирским, личным: легковой автомобиль;

б) наземным, пассажирским, общественным: автобус, пассажирский поезд, трамвай, троллейбус;

в) водным, пассажирским, личным: лодка, катер, водный мотоцикл;

г) водным, пассажирским, общественным: теплоход, речной трамвай.

3. Запиши номера телефонов, по которым вызывают:

а) пожарных — 01

б) полицию — 02

в) «Скорую помощь» — 03

Запиши единый номер телефона экстренной помощи: 112

4. Сравни размеры транспортных средств, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй их в порядке увеличения размеров, а в синих квадратиках - в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя.

5. Составьте и запишите общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

1) Транспорт в древности.
2) Изобретение парового двигателя.
3) Появление транспорта на двигателе внутреннего сгорания.
4) Появление авиации.
5) Полёты в космос.
6) Электродвигатели – будущее транспорта.

История различных видов транспорта

В древние времена люди тоже использовали различные виды транспорта. Большинство из них люди используют до сих пор. Например и сейчас можно увидеть лошадь, тянущую телегу, а деревянные лодки, выдолбленные из стволов деревьев, участвуют в спортивных соревнованиях. Также люди ездили и перевозили грузы на собаках, верблюдах, слонах, ослах и других домашних животных.

В 19 веке произошло событие, которое резко изменило транспорт — изобретенный в 17 веке паровой двигатель начал применяться и в транспорте. Так в 1801 году построили первый в истории паровоз и были сооружены несколько повозок, ездящих на паровой тяге. Также примерно в это время был построен первый пароход.

В конце 19 века был изобретен и более совершенный двигатель — двигатель внутреннего сгорания. В 1885 году был построен первый мотоцикл, а в 1886 году — первый автомобиль. Чуть позже началось стали массово выпускаться более совершенные, по сравнению с пароходами, теплоходы. Через несколько десятилетий по железным дорогам поехали и тепловозы.

В 20 веке развитие транспорта пошло семимильными шагами. в 1903 году братья Райт впервые подняли в воздух самолет. Самолёты быстро усовершенствовались. Стали появляться самые разные виды авиационного транспорта: спортивный, пассажирский, грузовой, военный. Двигатели, на которых работали самолёты тоже быстро становились все более мощными. Сейчас самолёты летают на реактивных двигателях, некоторые из которых способны преодолеть скорость света.

12 апреля 1961 года произошло величайшее событие — первый полёт человека в космос. Российский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил один оборот вокруг земли и благополучно приземлился. Это событие стало началом эпохи космического транспорта.

Сейчас, в начале 21 века, человечеством используются самые разные виды транспорта, работающих на различных двигателях. Увеличивается скорость их передвижения, удобство использования и экологичность (безопасность для природы). Кстати, на экологическую безопасность транспорта сейчас обращается особое внимание. Именно поэтому сейчас на улицах городов самым лучшим транспортом считаются троллейбусы и трамваи, в железнодорожном транспорте используется электровозы и электрички, а в качестве личного транспорта все больше становится электромобилей.

6. Наш жизнерадостный Попугай предлагает тебе раскрасить воздушный шар так, чтобы он стал красивым и весёлым. Можно провести в классе конкурс на самый весёлый воздушный шар.
Приходилось ли тебе видеть настоящие воздушные шары? Если да, расскажи о своих впечатлениях. В рамке справа ты можешь наклеить фотографию воздушного шара.

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Какой бывает транспорт» УМК «Школа России» 2 класс

Учитель начальных классов Быстрова Татьяна Валентиновна

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития

Планируемые результаты:

Учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания

Оборудование урока :

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа») в начальной школе; карточки для индивидуальной работы, игрушечный транспорт, игрушечный телефон, карточки с номерами телефонов 101, 102, 103, 112.

Организация работы на уроке :

фронтальная, парная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся на уроке

УУД

1. Организационный момент

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Тут затеи и задачи,

Игры, всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Мотивационный момент

Цель:

Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

Какой транспорт использовали животные из сказки К.Чуковского «Тараканище»?

(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)

Личностные:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт?» Прочитайте определение слова «Транспорт».

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

Значение этого слова можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова.

А какой транспорт вы знаете?

Как много вы знаете! (слайд)

Посмотрите, какое разнообразие транспорта!

Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём в учебнике на стр 116.

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

4. «Открытие» нового знания

Цель:

организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

5. Физ. минутка.

Цель: создание условий для отдыха и сохранения здоровья

Вспомните зачем нужны автомобили и поезда и д ля чего служат корабли, самолеты? (перевозить людей, грузы)

Где передвигается автомобиль? (по земле)

Какой это транспорт? (наземный)

Какой ещё наземный транспорт знаете?

Где передвигаются поезда? (на земле и под землей) (слайд)

Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный- метро)

- Где передвигаются корабли? (по воде)

- Как называется такой транспорт? (водный)

- а какой транспорт мы ещё не назвали? (воздушный)

- Где передвигаются самолеты? (по воздуху)

- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете? (вертолёт, ракета,)

Таким образом, на какие виды делится транспорт? (ученик читает таблицу – (слайд)

Ребята, а для чего транспорт используется? Что на нем перевозят?

(грузы, людей)

Как называют транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какой грузовой транспорт вы знаете?

Как называют транспорт, который перевозит людей? (пассажирский)

Какой пассажирский транспорт знаете?

Самолет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

А на каком виде транспорта ездит полицейский? (полицейская машина

А что это за транспорт? (скорая, полиция, пожарная)

Этот транспорт называют специальный.

Прочитайте определение слова «специальный» в учебнике. В переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

В каком случае мы обращаемся к этой службе? (когда что-то случилось)

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, в результате анализа делают вывод, работают со схемой.

Коммуникативные:

способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

6. Первичное закрепление

Цель: оценивание результатов своей деятельности

Откройте учебник на странице 117.

Какие машины изображены?

Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.

Ребята, какую службу вызовем по номеру 101, 102, 103

Проверьте –правильно ли вы выполнили это задание (слайд)

Работа по карточкам:

КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ

1. Приведи по три примера.

Личный транспорт - ___________________

Грузовой транспорт - ___________________

Водный транспорт - ____________________

Пассажирский транспорт - ____________

Сам не едет, не идет,

Не подержишь- упадет,

А педали пустишь в ход – он помчит тебя вперед

Была телега у меня, да только не было коня,

И вдруг она заржала, заржала, побежала.

Глядите - побежала телега без коня

Рукастая, зубастая, идет бредет по улице,

Идет и снег грабастает, а дворник только щурится,

А дворник улыбается: снег без него сгребается

Носит хобот, а не слон. Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет. Без лопаты, а копает

Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить!

Не летит, не жужжит- жук по улице бежит,И горят в глазах жука два блестящих огонька.Это дал завод ему: и огни –глядеть во тьму,

И колёса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

Работа в парах : ученики рассаживаются по парам. выбирают игрушечное транспортное средство (самолет, пароход, автомобиль) и составляют описание – к какому типу транспорта данное ТС относится, как называется, для чего используется.

Затем представляют выбранное ТС классу.

И гра «Кто быстрее?» по игрушечному телефону нужно вызвать специальный транспорт и в определенном порядке назвать: происшествие, адрес, имя вызывающего.

Познавательные:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя,

достаточно полно и точно выражает свои мысли.

Регулятивные:

формируют умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения, контролируют свою речь при выражении своей точки зрения.

Личностные:

развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

Фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Игра «Что у кого?»

У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

У человека сердце, … (мотор)

У человека ноги, … (колёса)

У человека кровь, … (бензин)

Человек вытирает руками, … (дворниками)

Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

Человек может заболеть, … (ломается)

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы.

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

На все ли интересующие вопросы вы нашли ответы?

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте?

Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.

Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрасьте зеленый сигнал светофора.

Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.

А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – закрасьте красный сигнал светофора.

Регулятивные:

оценивают результаты своей деятельности.

9.Выставление отметок.

Домашнее задание

Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

Коммуникативные УУД.

МБОУ Новогородковская средняя общеобразовательная школа

Урок окружающего мира,

обучение по УМК « Школа России»

Тема урока : « Виды транспорта ».

Тип урока : изучение нового материала на деятельностной основе

2 класс

Урок разработан учителем

начальных классов

Поплетеевой Е.С

2016-2017 уч.год

Программа для общеобразовательных учреждений, одобрена

Министерством образования и науки Российской Федерации

В работе используется УМК «Школа России»

Разделы учебника представлены в виде блочно – модульного изучения.

На данном уроке задействованы межпредметные связи между историей, естествознанием, литературой (поэтический компонент), русским языком, изобразительным искусством, технологией.

УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ВО 2 «А» КЛАССЕ

Учитель начальных классов Поплетеева Е.С.

Тема урока: Виды транспорта.

Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.

Цель урока:

Задачи урока:

1.Обучающие:

2.Развивающие:

3 Воспитывающие:

развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий,игровых и групповых..

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

Принципы обучения:

1. 2. 3. Принцип обоснованного ответа;
(

4.

фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.

Ход урока:

1.Орг. Момент.Мотивирование к учебной деятельности.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся,ребята,

Скорей за работу! (все готовы к уроку).

Проверка домашнего задания.

Что такое экономика?

Какие отрасли экономики вы знаете?

(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Как же глину превращают в красивые изделия? (рассказ Поли Ряшенцевой)

Каким отраслям экономики пришлось потрудиться, чтобы мы с вами жили в тёплых домах? (строительство, транспорт)

Что необходимо для того, чтобы построить дом?

Что является основным помощником в строительстве? (машины).

Теперь я вижу,что все готовы к нашему путешествию.

Сейчас Даниил расскажет нам стихотворение.Послушайте!

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

На чем и на ком ехали звери?

На ком было жалко ехать? (на собаке) Почему? (она была хромая). Все это средства передвижения. А теперь послушайте серьезную загадку:

Есть и водный , и воздушный ,

Тот , что движется по суше ,

Грузы возит и людей .

Что это ? Скажи поскорей !

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока «Виды транспорта» (слайд)

4.Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока.

Кто знает, что называют транспортом?

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).

Некоторые ребята уже начали собирать материалы для создания проекта. С некоторыми материалами они с нами поделятся.

1 уч.- Как вы думаете, а с чего началась история транспортных средств? Думаю людям стало трудно ходить на большие расстояния и носить тяжелые грузы и человек придумал …КОЛЕСО. Когда человек изобрел колесо, то жизнь людей значительно изменилась.

2 уч.Появились такие виды транспорта как: ТЕЛЕГА, - Как вы думаете, где использовалась ТЕЛЕГА? (в селе) . А на чем передвигались зимой? (в санях) .А кто возил их? (лошади). Почему лошадь называют первым в селе работником?

Дети: На селе на лошади пахали землю,перевозили грузы, ездили на ней.

Учитель: Послушайте стихотворение, посвященное лошади!

(стих. приготовили Давыдова Евфросиния и Грищин Женя)

Для облегчения труда,

Чтоб не казалось тяжкой ноша,

Решили люди, что тогда

Можно впрягать в телегу лошадь.

И с незапамятных веков,

Стуча копытом по дороге,

С подковами и без подков

Бегают резвые их ноги.

Нелегкий лошадиный труд

Для сельской жизни много значит,

И носит каждый свой хомут,

От жеребца до старой клячи.

Они берут любой барьер,

Резвятся мирно в чистом поле,

И с места перейти в карьер

Способны лошади на воле.

Ребята, не забывайте, весь сегодняшний материал мы соберем в проект.

А в городе, конечно, были более элегантные средства передвижения: КАРЕТА, КОЛКА, ДИЛИЖАНС.

Со временем колесные виды транспорта совершенствовались и появились:

ПОЕЗДА,АВТОБУСЫ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ.

Ребята, кто из вас знает что-то интересное про ВЕЛОСИПЕД.

Ученик: ВЕЛОСПЕД появился 300 лет назад. Сначала он был деревянный, но затем превратился в нашего с вами современника. А когда к такому старинному велосипеду изобретатели прикрепили топливный мотор – появился первый мопед, а в последствии мотоцикл.

Учитель: А про автомобили ребята тоже приготовили сообщение.

Ученик: Автомобили появились впервые в середине 19 века и со временем в ходе преобразований появились легковые и грузовые автомобили. Для работы современного транспорта необходим бензин. Где может передвигаться перечисленный транспорт? (по земле).

Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает наземный.

Для чего нужен человеку наземный транспорт? (перевозить грузы, людей, военные машины, исследовательские)

Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает грузовой, пассажирский, специальный, личный, общественный)

РАБОТА В ТЕТРАДИ (в паре).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Я лечу, лечу, лечу

Облететь весь мир хочу.

Чтоб на всей планете,

Подружились дети.

Со временем транспорта на земле стало великое множество. И чтобы как-то разгрузить наземные траспортные потоки человек решил опуститься под землю. – Так появился какой вид траспорта? (подземный)

Что мы относим к подземному транспорту? (метро)

А где встречается метро? (в больших городах).

Какова его основная функция? (перевозить людей).

Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает подземный,общественный.

Однако человеку было мало путешествий на земле. Его манило безграничное небо. Стали изобретать самолеты, вертолеты.

Делаем ВЫВОД: появился воздушный транспорт.

Какой бывает воздушный транспорт? (пассажирский, грузовой, специальный)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Посмотрели вправо …. Там автомобиль.

Посмотрели влево … Там паровоз.

Посмотрели вверх … Там самолет.

Посмотрели вниз …. Там пароход.

А впереди за лесом … Наша школа.

Но не только небо манит в свои бескрайние просторы. Противоположная стихия ВОДА. Прошло более 200 лет, как появились ПАРОХОДЫ ТЕПЛОХОДЫ,КАТЕРА.

А еще человек изобрел ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, чтобы изучать морские глубины. А современные подводные лодки используют как в мирных так и в военных целях.

Делаем ВЫВОД: Появился водный транспорт.

Какое назначение было у водного транспорта?

Делаем ВЫВОД: Водный транспорт пассажирский, грузовой, специальный.

РАБОТА В ТЕТРАДИ: с. 76.

Первичное закрепление:

Какие виды транспорта мы с вами сегодня узнали?

(Наземный, подземный, воздушный, водный).

По способам использования его человеком каким бывает транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный).

По принадлежности человеку?

(личный, общественный).

Ребята, вы уже знаете с уроков по правилам дорожного движения, что любой транспорт – это повышенная опасность. О чем должны все всегда помнить?

(Правила поведения в автобусе, легковой машине, при переходе улиц и т.д.)

ИГРА « ЧТО У КОГО?»

У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

У человека сердце, а у автомобиля? (мотор)

У автомобиля колеса, а у человека? (ноги)

У человека кровь, а у автомобиля? (бензин)

Человек вытирает что-либо руками, а автомобиль? (дворниками)

Для переноски вещей у человека есть сумка, а у автомобиля? (багажник)

Человек может заболеть, а автомобиль? (ломается).

А теперь ответьте,ребята, по каким номерам телефона можно вызвать специальный транспорт? (01 – вызов пожарной службы, 02 - полиции, 03 – скорой помощи, 911 – службы спасения).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Какую тему мы изучали на уроке?

Выполнили мы свою задачу на уроке? (на какие виды можно разделить транспорт, узнать об истории транспорта,используя информацию из учебных текстов и из Интернета).

Домашнее задание: с.116 – 119 учебника.

Молодцы, вы работали хорошо. Если вам все понятно, было интересно вы поднимите ЗЕЛЕНУЮ МАШИНКУ, если кто-то не понял - поднимите СИНЮЮ МАШИНКУ.

Самоанализ

урока окружающего мира

по УМК « Школа России », 2 класс

Урок проводился по предмету – Окружающий мир.

Тема урока : Виды транспорта

Тема урока: Виды транспорта.

Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе.

Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и способами использования человеком.

Задачи урока:

1.Обучающие:
Выяснить, почему человека называют изобретателем.
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.

3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.

Современные образовательные технологии: развивающее обучение, личностно-ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных технологий, игровых и групповых..

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

Принципы:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
( каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения

индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечных машинок.

В начале урока к детям был применен элемент психологического тренинга его цель - получить эмоционально-положительный заряд на урок. Средством развития познавательной активности учащихся при изучении предмета использовалась мультимедийная презентация, как активная наглядность, дающая возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично, научно, последовательно.

При таком подходе к изложению учебного материала включаются три вида памяти учеников: Зрительная, слуховая, моторная.

Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. А как известно в младшем школьном возрасте развита более наглядно – образная память.

Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением репродуктивного и частично –поискового методов обучения (рассказ учителя, практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного материала.

Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.

Актуализация опорных знаний проводилась на личном опыте учащихся, в качестве проблемной постановки вопросов.

Материал подавался с последующим первичным закреплением. (работа в тетради на печатной основе).

Не использование учебника в данном случае считаю обоснованным, так как весь изучаемый материал выводился на экране.

Общее закрепление темы проводилось путем практической, групповой деятельности..

Научные исследования свидетельствуют о том, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно материал изучаемый на уроке, считаю, был усвоен хорошо в достаточно полной мере.

На уроке оптимально сочеталась индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.Таким образом, на уроке достигнуты варианты индивидуального, личностно – ориентированного обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности наглядного материала (просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки при письме) проводимых физкультминутках.

Цель урока достигнута. Задачи в уроке реализованы полностью.

На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип психологической комфортности реализовался в возможности учеников высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление ошибок.

Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть успешными.

В нашем мире су-ще-ству-ет боль-шое ко-ли-че-ство раз-лич-ных видов транс-пор-та. Все их вы хо-ро-шо зна-е-те. Это са-мо-ле-ты и по-ез-да, ма-ши-ны и ко-раб-ли.

2. История развития транспорта

С чего же все на-ча-лось? Из-на-чаль-но че-ло-век ходил по земле са-мо-сто-я-тель-но и на себе пе-ре-но-сил раз-лич-ные грузы. Они были раз-но-го раз-ме-ра и веса, по-это-му ино-гда че-ло-ве-ку было тя-же-ло. А неко-то-рые грузы он во-об-ще не мог пе-ре-дви-нуть. Тогда на по-мощь че-ло-ве-ку при-шли до-маш-ние жи-вот-ные - осли-ки, ло-ша-ди, а в неко-то-рых стра-нах - слоны, стали пе-ре-во-зить грузы, и у че-ло-ве-ка по-яви-лась воз-мож-ность пе-ре-дви-гать-ся на более даль-ние рас-сто-я-ния.

Через неко-то-рое время че-ло-век изоб-рел лодку и парус. Тогда че-ло-век на-учил-ся пе-ре-дви-гать-ся по воде, и по-мо-гал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже на-ча-ли стро-ить ко-раб-ли и хо-дить по рекам, морям и даже оке-а-нам и от-кры-вать новые земли.

По-треб-но-сти че-ло-ве-ка росли, грузы ста-но-ви-лись боль-ше и тя-же-лее, и пе-ре-ме-щать их нужно было на более даль-ние рас-сто-я-ния. Жи-вот-ные уже не могли по-мочь че-ло-ве-ку. То-гда-то и при-ш-лось изоб-ре-сти транс-порт-ные сред-ства. Пер-вое, что изоб-рел че-ло-век - это воз-душ-ный шар. Он мог пе-ре-ме-стить до-ста-точ-но боль-шой груз и на даль-ние рас-сто-я-ния, но, к со-жа-ле-нию, был не очень удо-бен, по-то-му что шар летел толь-ко в том на-прав-ле-нии, куда его гнал ветер.

Затем, спу-стя неко-то-рое время, че-ло-век изоб-рел дви-га-тель - серд-це любой ма-ши-ны. Пер-вые дви-га-те-ли были па-ро-вые, то есть ра-бо-та-ли на углях и на дро-вах. Тем не менее, такой дви-га-тель поз-во-лил че-ло-ве-ку при-ду-мать па-ро-воз и успеш-но ис-поль-зо-вать это сред-ство пе-ре-дви-же-ния на про-тя-же-нии дол-го-го вре-ме-ни.

Па-ро-воз был очень удо-бен, по-то-му что мог пе-ре-во-зить людей и грузы на боль-шие рас-сто-я-ния. И все же у па-ро-во-за тоже были свои недо-стат-ки - он мог пе-ре-дви-гать-ся толь-ко по рель-сам, для этого их пред-ва-ри-тель-но нужно было про-ло-жить, а это не все-гда пред-став-ля-лось воз-мож-ным. Ре-ше-ние было оче-вид-ным - убрать рель-сы и оста-вить толь-ко ко-ле-са. Так по-явил-ся пер-вый ав-то-мо-биль.

Рис. 11. Па-ро-вой ав-то-мо-биль (Ис-точ-ник)

3. Виды транспорта

С тех пор виды транс-пор-та по-сто-ян-но со-вер-шен-ство-ва-лись, и со вре-ме-нем по-явил-ся под-зем-ный транс-порт (метро), ра-ке-ты, под-вод-ные лодки.

Итак, мы се-год-ня упо-мя-ну-ли такие виды транс-пор-та:

1. На-зем-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по земле).

2. Вод-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по воде или под водой).

3. Воз-душ-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по воз-ду-ху).

4. Под-зем-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся под зем-лей).

Все виды транс-пор-та нужны и важны че-ло-ве-ку. Транс-порт еще можно раз-де-лить по его на-зна-че-нию на такие груп-пы:

1. Гру-зо-вой.

2. Пас-са-жир-ский.

3. Спе-ци-аль-ный.

Гру-зо-вой транс-порт пе-ре-во-зит раз-лич-ные грузы, пас-са-жир-ский до-став-ля-ет пас-са-жи-ров по месту на-зна-че-ния, а для чего нужен спе-ци-аль-ный транс-порт?

Бы-ва-ет так, что че-ло-век по-па-да-ет в беду, и ему нужна по-мощь, ме-ди-цин-ская или спа-са-тель-ная, и тогда че-ло-век об-ра-ща-ет-ся к спе-ци-аль-ным людям, ко-то-рые могут ему по-мочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быст-рее по-пасть к месту про-ис-ше-ствия, чтобы по-мочь че-ло-ве-ку в его беде. В таких слу-ча-ях эти люди пе-ре-дви-га-ют-ся на спе-ци-аль-ном транс-пор-те.