В автомобилях в России появятся «чёрные ящики. Российские машины хотят оснастить бортовыми самописцами Черные ящики на авто с

К решению проблемы несоблюдения водителями ПДД правительство РФ решило подойти кардинально: установив «слежку» за всеми автомобилистами.

В ходе совещания у вице-премьера Дмитрия Рогозина заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов предложил сформировать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Как сообщают «Известия », кардинальные методы могут быть введены в 2020 году.

«ЕГСНИ может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности», — отмечается в тексте протокола, сформированного по итогам совещания у вице-премьера РФ. Предложение было одобрено, в итоге Минпромторгу, Минтрансу, Минэку, Минкомсвязи и АО «ГЛОНАСС» поручили подготовить и представить план по формированию «единой среды» в кратчайшие сроки.

В основу ЕГСНИ ляжет система ЭРА-ГЛОНАСС, установка устройств которой является обязательной для всех новых автомобилей, которые будут выпускаться и предлагаться на российском рынке с начала 2020 года. Напомним, в штатном режиме ЭРА начала работу с 1 января 2016 года. Ряд автопроизводителей к этому времени уже начал выпускать модели со встроенными бортовыми терминалами, в их числе машины марок Lada, Mercedes-Benz, Ford, Bentley и не только.

В Московском транспортном союзе рассказали о том, что в Минтрансе предлагали следить через ЭРА-ГЛОНАСС за манерой вождения автомобилистов, однако предполагалось, что это станет инструментом для автострахования. «Отраслевые эксперты выступили резко против такого нововведения, — комментирует президент организации Юрий Свешников. — Непонятно, кто будет платить за передачу данных. Также неясно, как будет осуществляться фиксация таких нарушений, как проезд на красный свет, поворот в неразрешённом месте. По данным ГЛОНАСС можно будет определить только превышение скоростного режима».

«В России 42 миллиона транспортных средств, и анализировать информацию по каждому случаю превышения скорости будет не так просто – потребуется внушительный ресурс, у нас ведь не везде одинаковые ограничения установлены, где-то они меняются в зависимости от ряда факторов: видимости, состояния дороги и т.д. Каждый случай нужно будет отдельно реконструировать и принимать решение», — пояснил глава Московского транспортного союза.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что благодаря терминалам ЭРА-ГЛОНАСС . Данный метод предлагается использовать для борьбы с угонщиками и нарушителями ПДД.

В правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками» - специальными устройствами, записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства. 28 октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение всех эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.

Курирующий транспортный комплекс вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение создать межведомственную рабочую группу министерствам (Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязь, Минфин, МЧС), Банку России, некоммерческому партнерству ГЛОНАСС и группе «АвтоНет» Национальной технологической инициативы. Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля. Конкретные пакеты информации будут определяться потребностями: возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (это решает вопрос взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).

Новая инфраструктура ИТС позволит также осуществлять все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем», которые сейчас строятся в Москве, Петербурге и Казани. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, системе «Умный общественный транспорт», позволяющей оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т.д.

О бюджете проекта пока речь не идет - обсуждаются лишь идея и прорабатывается порядок ее реализации. Как видно из письма замглавы Минтранса Алексея Цыденова, действующими госпрограммами (например «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года) инвестиции в ИТС не предусмотрены, а субъекты создают их за свой счет и исходя из собственных потребностей.

Глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков предложил провести тестовые испытания предлагаемого технического решения и по результатам определиться с целесообразностью развертывания системы и производства оборудования на территории РФ.

Президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко заявил «Известиям», что для реализации намеченных планов необходимо сформировать проектный консорциум российских предприятий и организаций.

Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую - по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами.

Оснащение автомобилей «черными ящиками» в последнее время стало часто обсуждаемой темой. Потому что многие машины, например грузовики и пассажирские автобусы, сейчас и так предписано оснастить тахографами и терминалами «Глонасс». Большегрузные авто комплектуются еще и «Платонами» - устройствами взимания оплаты за использование федеральных дорог. С 2020 года обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, станет и терминал ЭРА-ГЛОНАСС (это система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия - ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях»). Иными словами, идея «черного ящика» для авто уже так или иначе реализуется. Но происходит это довольно фрагментарно и порой несогласованно - в результате владелец большегрузного грузовика, например, должен устанавливать три разных устройства. Поэтому сейчас дискуссии о недалеком будущем транспортной телематики свелись главным образом к тому, как лучше собирать и хранить весь объем информации, получаемой от машин, и как ее в дальнейшем использовать. Идеи высказываются самые разные: от дистанционного контроля за соблюдением правил дорожного движения до обеспечения возможности дистанционного отключения двигателя угнанного автомобиля.

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что создание государством среды для развития ИТС может обеспечить российским компаниям значимое временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем их зарубежные конкуренты.

Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще 7–8 лет назад мы сильно отставали от других стран, - говорит Игорь Хереш. - Та же ЭРА-ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог - eCall - пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых всё более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов.

С 2017 года войдет в силу обязательное обустройство автомобилей устройствами фиксации ДТП, которые, по сути, являются аналогами «черных ящиков», устанавливающихся в самолетах.

Они предназначены для считывания и запоминания различных параметров автомобиля, которые в случае ДТП дадут возможность с высокой точностью установить причину, по которой оно произошло. По мнению чиновников, применение такого оборудования позволит в разы снизить количество аварий на российских дорогах и повысить уровень дисциплинированности водителей.

Долгий ящик для «черных ящиков»

Впервые идея обязательного введения «черных ящиков» в комплектацию авто появилась в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин.

Планировалось, что уже с 2015-2016 года все автомобили будут оснащены данными устройствами. Однако нынешние экономические реалии вынудили представителей власти отложить реализацию этой инициативы до 2017 года. Более того, некоторые чиновники не исключают, что если ситуация в экономике не изменится, то вопрос «черных ящиков» может быть отложен вновь.

Вместе с тем, данный проект нельзя назвать полностью «замороженным» — сегодня проводится активная работа по внедрению системы и оборудования «черных ящиков».

При этом представители Минтранса признают, что реализацию инициативы «тормозят» экономические факторы, а также отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации.

Так, эксперты подчеркивают, что прежде чем обязывать водителей устанавливать на свои авто портативные самописцы, необходимо разработать соответствующую нормативную базу. На законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать «черный ящик», в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что в «черном ящике»

Предположительно, портативные самописцы будут устанавливаться на все новые автомобили, а владельцы уже выпущенных машин смогут переоснастить свое авто на добровольной основе. «Черный ящик» предназначен для фиксации определенного перечня параметров, среди которых: скорость движения, показатели работы мотора и коробки передач, маршрут следования авто, ускорение по 3 осям координат, углы поворота руля и т.д.

Всю основную информацию самописец сможет получать не только от бортового компьютера, но и от всех остальных датчиков авто. «Черный ящик» будет работать от электросети машины, плюс иметь собственный резервный источник питания.

Программное обеспечение устройства будет закодировано для предотвращения взлома. Право снятия показаний с самописца будут иметь специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов.

Некоторые чиновники предлагают еще одну версию использования данных устройств. Согласно их инициативе, страховым компания будет предложена возможность самостоятельного выбора поставщика портативных самописцев и разработки системы скидок для водителей, которые согласятся на установку «черного ящика».

Таким образом, страховые компании смогут увеличить свою клиентскую базу, плюс доверие к портативным самописцам среди населения вырастет, что поможет ускорить внедрение данных устройств.

Мнение экспертов

Многие эксперты сходятся во мнении, что перенос обязательного обустройства авто «черными ящиками» на является вполне закономерным. Так, в сегодняшних условиях масштабные нововведения вряд ли возможны и все они отлаживаются до лучших времен. Кроме того, властям необходимо поработать над законодательной базой и тщательно продумать все ее детали.

Наибольшие сомнения экспертов в возможности быстрого внедрения «черных ящиков» вызывает высокая стоимость данных устройств. Добавление в комплектацию авто отечественного автопрома портативного самописца повысит цену автомобиля почти до уровня иномарок. Это может привести к заметному «проседанию» спроса на российские машины среди населения.

А учитывая, что уже сегодня на автомобильном рынке заметно ощущается сокращение продаж по причине экономического кризиса, то удорожание автомобилей может стать сильным «ударом» по отечественному автопрому.

Что касается водителей, то их мнения по поводу инициативы Минтранса несколько рознятся. С одной стороны, владельцы машин считают положительной возможность фиксировать показатели авто, которые в случае аварии помогут выявить виновника ДТП и получить страховые выплаты.

С другой стороны, водителей несколько тревожит то, что устройство, предположительно, сможет записывать разговоры в машине. Ну а главным минусом «черных ящиков» одноголосно была признана их цена.

Для слежки за автомобилями предложено использовать навигационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, изначально разрабатывавшуюся для помощи людям, попавшим в ДТП


В правительстве РФ родилась идея радикального решения проблемы нарушения российскими автомобилистами правил дорожного движения. Министры полагают, что начиная с 2020 года все новые машины должны оборудоваться «черными ящиками» - устройствами, которые на основе сигнала системы ГЛОНАСС будут следить за движением автомобиля и передавать всю информацию в МВД.

Как сообщают «Известия» , инициатива была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Известно, что план получил поддержку, и в результате Минпромторгу, Минкомсвязи, Минэконому, Минтрансу и госкомпании АО «ГЛОНАСС» было поручено изучить проект и подготовить предложения по его реализации.

Технические тонкости: из спасателей в контролеры

Подготовка тотальной слежки за всем российским автотранспортом оформлена правительством как формирование «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Реализовывать концепцию предполагается на базе первоначально создавалась для помощи людям, попавшим в ДТП: аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».

При создании системы предлагалось, что датчик ГЛОНАСС будет передавать спасателям и медикам точные координаты машины, попавшей в аварию. Однако теперь власти хотят использовать возможности точного определения каждого автомобиля для слежения за транспортом в целом.

Обозреватели отметили, что речь идет о расширении функций, а не о создании новой системы. Дело в том, что обязательная установка следящих блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2020 года прописана в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза. В штатном же режиме ЭРА-ГЛОНАСС начала работу с 1 января текущего года. Правда, пока ею оборудуются только отдельные машины: Lada, Mercedes, Bentley и некоторые другие марки.

Между тем, слежка за движением автотранспорта и отправка отчетов в ГИБДД - далеко не все опции, на которые можно «раскрутить» спасательную систему. таким образом, чтобы с ее помощью можно было дистанционно глушить двигатель. Сторонники идеи утверждали, что новшество может помочь при поимке автоугонщиков и прочих преступников.

Определенная неопределенность

В качестве спасательной системы перспективы ЭРЫ-ГЛОНАСС вопросов не вызывают. Однако попытка навесить на нее дополнительный функционал порождает весьма сложные вопросы как технического, так и финансового плана, отмечают обозреватели. Во-первых, это касается информации с которой приходится иметь дело. В России 42 миллиона транспортных средств; передача данных только о разбившихся машинах - один уровень сложности, а отслеживание и анализ поведения всех автомобилей - совершенно другой, подчеркивают эксперты.

Также во властных коридорах пока нет единого представления о том, зачем, собственно, нужно следить за автомобилистами. «Представители Минтранса за манерой вождения, но, правда, нам это преподносилось как инструмент для страхования: чтобы страховщики могли оценивать, как водитель ездит, и могли бы применять понижающие либо повышающие коэффициенты», - рассказал журналистам президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Открытым остается и вопрос о финансировании проекта: государство уже вложило в создание системы более 3,9 миллиардов рублей, и больше тратить денег, похоже, не намерено. По крайней мере, государственное финансирование проект должен получать лишь первые три года работы, после чего ему придется выйти на самоокупаемость.

По информации газеты «Известия» , Минтранс отложил на неопределенный срок обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях. Об этом изданию сообщил источник в ведомстве. Ранее предполагалось, что с 2015–2016 годов все новые автомобили, которые продаются на российском рынке, будут оснащены бортовыми самописцами. Но нужны ли они на автомобилях в России? На этот вопрос «За рулем.РФ» попросил ответить главного аналитика Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрея Ионина .

-Тема использования в России автомобильных «черных ящиков» (Event Data Recorder, EDR - защищенных устройств записи технических параметров работы узлов и агрегатов), лишь затронутая в статье «Известий», на самом деле имеет несколько различных аспектов для обсуждения.

Первый - техническая возможность создания таких устройств. Такая возможность действительно есть, и ряд автопроизводителей (например, GM) по собственной инициативе и в своих целях уже с 1995 года устанавливают «черные ящики» в свои автомобили, в первую очередь, премиум-класса и большой грузоподъемности, поскольку устройства пока достаточно дороги - около 1000 долларов. При этом перечень записываемых параметров и протоколы записи у разных автопроизводителей различны.

Второе - государственное регулирование в этой сфере. Наиболее далеко здесь продвинулись Соединённые Штаты, где после нескольких лет непростых обсуждений установлены национальные стандарты (протоколы и набор записываемых параметров) к «черным ящикам», которые станут обязательными для новых автомобилей со следующего года, и законодательно прописан порядок доступа к этой информации в случае ДТП.

В России вопрос установления национальных требований к «черным ящикам» и срокам обязательного оснащения ими пока не выходил даже за рамки идеи и самого предварительного обсуждения. И, конечно, никакой нормативной базы на национальном уровне здесь не было и нет. Важно и другое: в России уже с 1 января 2015 года работает государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» , которая решает ключевую задачу для попавших в ДТП - передачу экстренного вызова и координат ДТП в службы реагирования. Устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» станут обязательными для новых автомобилей с 1 января 2017 года. Такой системы в США нет. Поэтому простой перенос американских стандартов на российскую почву просто неэффективен. Более того - в российской ситуации для ускорения внедрения любых инновационных решений в части безопасности на транспорте и минимизации расходов граждан и бюджета на эти цели разумно использовать возможности проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, реализация идеи автомобильного «черного ящика» в России возможна путем расширения обязательного функционала устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», в первую очередь, подключения его к бортовому компьютеру для снятия технических параметров (наличие внутренней памяти уже является обязательным для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»). Однако до сих пор такое развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» не обсуждалось.

Третий отдельный вопрос - это перечень технических параметров для записи. Например, в США среди таких обязательных для записи параметров: скорость ТС, управление педалью газа, включение/выключение основного тормоза, использование ремня безопасности водителя, использование подушек безопасности и другие. Все они, очевидно, имеют прямое отношение к разбору причин и обстоятельств ДТП. Запись же голосовой информации из салона автомобиля, что, конечно, в наибольшей степени волнует граждан, не рассматривается - здесь аналогия с «черными ящиками» для самолетов не работает.