Чем отличается коробка автомат от робота. Коробка передач робот или автомат: что лучше

Любой автолюбитель, когда задумывается над вопросом покупки нового автомобиля или авто с пробегом, решает задачу, с какой коробкой передач покупать машину. И достаточно часто именно этот выбор ставит человека в тупик.

И если в вопросе выбора между автоматом и механикой все относительно понятно, то роботизированные коробки передач вызывают у автолюбителей немало вопросов. Поэтому мы сегодня расскажем своим читателям о том, чем отличается робот от автомата, попытаемся выяснить, что лучше: робот или автомат.

Ведь нужно учитывать все особенности автоматической и роботизированной коробки передач, их недостатки и преимущества. В чем отличия, условно говоря, робота и автомата, их плюсы и минусы. И перед тем как выбрать автомобиль с той или иной коробкой, нужно все тщательно взвесить.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач состоит из двух основных модулей: гидротрансформатора и редуктора. Основная функция гидротрансформатора – плавное переключение скорости, вернее, плавное и без рывков переключение передач. В определенной степени гидротрансформатор выполняет задачу сцепления, которое есть на автомобилях с механической коробкой передач.

Редуктор автоматической коробки передач имеет несколько пар шестеренок, которые находятся в зацеплении. Редуктор АКП имеет несколько ступеней: 4, 5, 6. И возможности у разных по количеству ступеней АКП, совершенно различные.

Преимущества АКП

АКП обеспечивает простое управление автомобилем. Не нужно выжимать и отпускать сцепление, не нужно думать о переключении передач, не нужно думать, как правильно тронуться с места. За все это отвечает автоматика, освобождая водителя для внимания за дорогой.

Если рассматривать гидротрансформатор в качестве аналога сцепления, становится очевидно, что по сравнению с традиционным сцеплением, привести в негодность этот механизм, так быстро, как это происходит с классическим сцеплением у новоиспеченных водителей, невозможно.

АКП не создает таких нагрузок на двигатель, как это может происходить с механикой. Переключение скоростей происходит без лишнего увеличения числа оборотов. Таким образом, ресурс двигателя не расходуется впустую.

За счет использования гидротрансформатора снижается нагрузка не только на двигатель, но и на ходовую часть автомобиля.

Автомобили с АКП имеют пассивную систему безопасности. В случае если автомобиль стоит на уклоне, он покатиться не может.

Для шестиступенчатой АКП характерен меньший расход топлива.

Минусы АКП

Автомобили с АКП не имеют такой динамики разгона, как это есть на автомобилях с механикой.

На четырех и пятиступенчатых АКП расход топлива значительный. Особенно это проявляется на четырехступенчатых автоматических коробках.

В целом автомобили, на которых установлена АКП, имеют меньший КПД. Это происходит из-за того, что значительные потери КПД происходят в гидротрансформаторе.

Сама автоматическая коробка передач стоит дорого. Это не может не сказаться на общей стоимости автомобиля. Помимо этого дорого стоит ремонт и обслуживание АКП.

В АКП используется большой объем масла. Причем масло это дорогостоящее. И это все накладывает свой отпечаток на стоимость обслуживания.

Автомобиль, на котором установлена автоматическая коробка, менее динамичен. Т.е. разгон на нем занимает гораздо больше времени, чем это происходит на механике или на автомобилях с роботизированной коробкой передач.

Существует определенная инерция в переключении передач. Т.е. автоматическая коробка работает с небольшой задержкой.

Если начало движения происходит на склоне, может произойти определенное скатывание назад.

Роботизированная коробка переключения передач

Теперь, чтобы выяснить, чем отличается робот от автомата, разберем особенности, плюсы и минусы роботизированной коробки передач.

Все коробки передач этого типа можно разделить на два вида. Первый вид роботизированной коробки передач предполагает, что имеется, по сути, механическая коробка передач, имеющая автоматическое управление.

В такой коробке переключение передач выполняется при помощи электроники. Таким образом, у такого устройства нет традиционного сцепления. Одновременно с переключением передач при помощи автоматики, может происходить переключение в ручном режиме, как на обычной механике. В таком случае на автомобиле устанавливается сцепление.

Для таких коробок передач характерно прерывание крутящего момента, поэтому могут возникать провалы при переключении скоростей.

Второй тип роботизированных коробок более совершенен. Такие коробки передач используются в автомобилях спортивного класса. Именно в тех машинах, которые участвуют в гонках. Специфика таких роботизированных коробок состоит в том, что имеются две системы сцепления, которые отвечают за различные передачи. Благодаря наличию двух систем сцепления и прямому включению, скорость переключения передач максимальная. Это очень важно в спорте.

Плюсы роботизированных коробок передач

Если рассматривать первый тип роботизированной коробки переключения передач, то их недостатки проявляются гораздо больше, чем их достоинства. Система достаточно сырая.

Но, тем не менее, у нее есть свои преимущества по сравнению с АКП.

Роботизированные коробки передач более экономичные, по сравнению с АКП. Их экономичность находится на одном уровне с механическими коробками.

Роботизированная коробка стоит дешевле, чем АКП, к тому же она дешевле в обслуживании и ремонте. Потребляет меньше масла, чем АКП.

Вес роботизированных коробок меньше, чем коробок-автоматов.

Могут использоваться специальные системы переключения передач, расположенные на руле, которые делают переключение скоростей весьма быстрым. Таким образом, динамика у автомобиля гораздо выше, чем у автомобилей с автоматами.

Минусы роботизированных коробок передач

По сравнению с АКП переключение скоростей происходит не настолько плавно. Рывки автомобиля во время переключения весьма ощутимы.

Существует определенная задержка после включения нужной передачи и началом ее выполнения.

Практически любая остановка требует переключения рычага в нейтральное положение, чего нет в автомобилях с АКПП.

Любые пробуксовки при движении негативно сказываются на ресурсе роботизированной коробки передач. Т.е. такая коробка подходит в основном для твердых дорожных покрытий.

Во время начала движения происходит определенный откат. Хотя и небольшой.

Определенные выводы

Таким образом, в вопросе о том, что лучше робот или автомат, не может быть однозначного ответа. Если бы один вариант был однозначно хуже другого, производители выпускали бы автомобили с коробкой передач лишь одного типа. Другое дело, что вопрос выбора КП индивидуален, и каждый автолюбитель решает его самостоятельно, опираясь на свои представления об удобстве и комфортности управления автомобилем.

Сегодня автомобиль – столь необходимое устройство индивидуального использования, как и мобильный телефон, фотоаппарат или персональный компьютер. Большинство автолюбителей в процессе выбора новой машины не могут до конца понять, чем отличается коробка передач робот от автомата, а также с трудом понимают технические особенности и терминологию представленных их вниманию моделей. АКПП в скором времени заменят механические, однако мало кто знает о большом числе их разновидностей и отличиях. Однако об этом рано говорить, сейчас необходимо разобраться, чем выступает роботизированная механика, а что представляет классический автомат.

«Автомат» составляют два основных элемента:

  • является альтернативой сцеплению, используемому классической коробкой передач.
  • Редуктор сделан из зацепленных пар шестерёнок. Благодаря своей структуре раскрывается особенность автоматической системы – способность переключать скорости без помощи водителя. Механизм практически не оснащается электроникой.

«Робот» по своему принципу близок к механике, но имеет некоторые отличия. В его строении присутствует типа, состоящий из сервоприводов и гидроприводов, работающий на основе определённых алгоритмов. Коробка передач самостоятельно переключает фрикционную систему сцепления, а также скорости, она позволяет водителю не вмешиваться в данный процесс

Визуальное отличие «автомата» от «робота»

Когда вы решили приобрести авто или уже сделали это, но понятия не имеете, какая коробка передачустановлена внутри, вам необходим ответ на вопрос, каковы различия между автоматикой и роботом, чем же одно лучше другого. Визуальное отличие этих двух коробок передач – робота и автомата, выражено достаточно ярко. Всё, что необходимо, так это обратить внимание на оформление канала переключения передач, именно они отличаются. Если вверху находится такое положение, как Паркинг – «Р», то это АКПП коробка автомат, когда подобное положение отсутствует, но при этом есть Нейтраль – «N», а также Задняя «R», то вы имеете дело с роботизированным устройством.

Принцип работы «автоматов»

Коробка автомат АКПП изготовлена из двух частей (гидротрансформатор, редуктор), о чём уже было сказано ранее. Теперь рассмотрим устройство и принцип работы коробки. Редуктор производит передачу усилия посредством системы шестерёнок, находящихся в зацеплении друг с другом в разных вариациях. Именно благодаря такому их положению изменяется усилие. Гидротрансформатор ответственен за плавность переключения одной скорости на другую, он также отвечает за выполнение функций, подобных сцеплению на механике.

Автоматическая коробка существенно облегчает управление, позволяя водителю не обращаться к педали сцепления в постоянном режиме. Водителю не приходится переключать передачи рычагом и контролировать плавное движение, так как автоматика всё делает за него. Благодаря этому у владельца авто появляется масса способов всецело контролировать любую ситуацию на дороге (это то, чем АКПП отличается от РКПП). Гидротрансформатор в качестве узла здесь гораздо надёжнее, в отличие от КПП механической. Практически невозможно сломать его по причине неопытности. За счёт этой детали снижается нагрузка на ходовую часть и силовой агрегат.

Ресурсы двигателя лучше сохраняются за счёт переключения скоростей с приемлемыми оборотами. Топливо расходуется более экономно за счёт большого количества ступеней у передаточного числа. Автомобиль никогда не покатится самостоятельно, стоя на уклоне, так как установлен пассивный режим системы безопасности.

Помимо явных достоинств даже такой вариант управления имеет недостатки. Автомат от робота отличается тем, что динамика увеличения скорости меньше в процессе езды. Менее экономный расход топлива относительно большого числа ступеней передач. У агрегата КПД значительно ниже из-за поглощающего часть мощности гидротрансформатора. Высокая стоимость агрегата оказывает влияние на общую цену всего изделия. Обслуживание, замена деталей, ремонт дороже.

Совет! Поскольку наиболее неэкономной считается коробка, имеющая четыре ступени передач, отдавайте предпочтение меньшему числу ступеней передач при покупке авто с автоматической КПП.

Рассмотрим для начала принцип работы «автомата», чтобы понимать саму конструктивную особенность. Как уже многие, наверное, знают, в конструктив «автомата» входит два главных и основных узла – гидротрансформатор и редуктор. Первый обеспечивает четкое, а главное плавное переключение передач, с минимальной задержкой, то есть в классической «механике», его работу выполняет сцепление. Редуктор же состоит из частного количества шестеренок, которые располагаются в «зацеплении» и составляют несколько ступеней, по характеристикам они бывают 4,5,6 и даже 8 ступенчатые. Внедрение большего количества передач, положительно влияет на уменьшение расхода топлива.

Ввиду особого типа конструкции, АКПП сама переключает передачи, исходя из конкретных оборотов двигателя и нагнетенного масляного давления, то есть самостоятельно, без какой-либо посторонней помощи. Благодаря такому переключению, нагрузка на систему электроники минимальная.

«Робот». Если выражаться обычным языком, без научных терминов, то это обычная «механика,» на которую установлен соответствующий блок управления, состоящий из сервопривода и гидропривода. Первый, это полностью электронный узел, так называемые «мозги». Как раз этот узел и заведует всем управлением, в том числе сцеплением и переключением, без участия человека. Принцип работы точно такой же, как и у «механики», только в нашем случае, все работы выполняются автоматически, без посторонней помощи.

Плюсы и минусы

Чтобы понять, чем отличаются между собой «автоматы» и «роботы», нужно знать и понимать их эксплуатационные характеристики.

  • 1. АКПП существенно снизила нагрузку на самого управляющего, то бишь водителя. Особенно это замечается при движении в условиях города. Современные «коробки» уже способны подстроить собственную работу под каждого водителя, зная его манеру езды и стиль, особенно это полезно, когда на одной машине ездит сразу несколько человек. В специальном интерфейсе выбираем свой режим, и «коробка» уже сама настраивает себя. Также для «автомата» свойственно практически незаметное и плавное переключение. Конечно, есть и минусы, к примеру, это повышенный расход топлива. Также к недостаткам можно отнести дорогостоящий ремонт, конечно, это происходит не так часто, но все-таки на ремонт придется потратить круглую сумму.
  • 2. «Робот» по характеру работы относят к «механике», соответственно обслуживание и ремонт значительно дешевле. Потребление топлива приравнивается к механическим коробкам, причем в условиях городской езды, этот показатель даже ниже, с учетом плавного переключения. Также «кушать» масло у «роботов» не принято, в отличие от тех же АКПП. Передача крутящего момента от двигателя непосредственно на колеса передается без значительных потерь, что явно не относится к «автомату». Отсутствие в большинстве АКПП возможности переключаться на ручной режим, также является недостатком, ведь любой «робот» получает эту опцию с «рождения».

Но, не стоит думать, что у роботизированных коробок только одни плюсы, есть и минусы, причем значимые. В случае, когда водитель резко давит на акселератор, «робот» не способен молниеносно отреагировать и при этом плавно переключить передачу. Поэтому производители настоятельно не рекомендуют «рвать» со светофоров с роботизированной КПП. В противном случае можно «попасть» на ремонт. В городских условиях, комфортность «робота» ниже, ведь при остановках нужно постоянно переводить рычаг селектора в положение «нейтраль».

Итог

Итак, давайте же подведем разумное заключение нашей статьи, что мы узнали, какие же главные отличия, и существенные ли они для рядового водителя? Основные отличия:

  • РКПП – это та же «механика» с присущей ей «болячкой», но только оснащенная автоматическим блоком управления, отличия от «автомата» в самой конструкции и характере переключения скоростей.
  • При переключении скоростей, автоматическая коробка явно выигрывает у своего конкурента, не только по скорости изменения передачи, но и по плавности переключения.
  • Роботизированные коробки все оснащены ручным управлением, а у большинства «автоматов» такая опция попросту отсутствует.
  • Значительное отличие в потреблении горюче смазочных материалов, «робот» расходует и того и другого меньше, по сравнению со своим прямым конкурентом.
  • Обслуживание и возможный ремонт для роботизированной коробки обойдется значительно дешевле. Единственно, не во всех сервисах можно найти специалистов.

Из вышеописанного можно сделать неоднозначный, но требующий наблюдения и обсуждения вывод, что «робот» все еще темная лошадка, которая может принести массу сюрпризов. Ведь внедрение роботизированных коробок только начинается и в полной мере все нюансы работы еще не изучены. Когда же с «автоматом» успело познакомиться значительно число автолюбителей. Тем более, на положительную оценку автоматической коробки влияет и появление современных КПП, оснащенных большим количеством передач, что способствует уменьшению расхода. Плюс за «автомат» играет еще немаловажная опция, как адаптация под каждого водителя. Надеемся, статья помогла ответить на вопрос, - коробка робот и автомат в чем разница на современных машинах?

1897 Просмотров

При покупке машины, будущий автовладелец сталкивается с проблемой выбора. Он бывает самым разнообразным: объем двигателя, комплектация, кузов, . В наше время КПП бывают самыми разными: механическими, автоматическими, роботизированными и вариаторными. Больше всего автовладельцев заботит вопрос выбора «автомата» или «робота», так как далеко не все знают, чем они отличаются, и что лучше. Ниже мы постараемся рассказать, в чем различия между этими двумя видами АКПП, и что выбрать.

Как работает автомат

Автоматическая коробка передач примечательна тем, что может переключать передаточные числа самостоятельно. Но делается это почти без использования электроники на «голой» механике.

Основную роль тут играют редуктор и гидротрансформатор. Последний следит за тем, чтобы переключение осуществлялось без рывков и ездоков не трясло при переходе с одной ступени на другую. Примечательно, что в автоматической КПП может быть установлено 5, 6, и, даже, 8 скоростей. Такое большое их количество обусловлено тем, что автомобиль может более плавно и гибко менять ступени в зависимости от скорости езды.

Переключение происходит во время повышения или понижения оборотов. Чем быстрее крутится мотор, тем больше увеличивается давление масла в гидротрансформаторе. Чем больше давление, тем выше скорость. Схема проста и незамысловата. Также, подобный подход, как уже говорилось выше, позволяет собирать функциональные автоматические коробки передач почти без использования электроники.

Как работает робот

Тут все устроено совершенно иначе. Если в предыдущем случае контроль велся при помощи редуктора, а переключение производилось под давлением масла, то тут работу по слежению за оборотами возложили на электронное устройство, а переключение производится как в механической (ручной) коробке передач.

Вся разница заключается лишь в наличии управляющего блока.

При достижении определенных оборотов микрокомпьютер решает, что пора переключаться на более высокую скорость и приводит в движение штоки, которые блокируют шестерни. Собственно говоря, из-за такого симбиоза механики и электронных мозгов, данную коробку переключения передач и назвали «роботом».

Плюсы и минусы автомата

Начнем «разбор полетов» с плюсов:

  1. Переключение передач в автоматической коробке передач происходит более гладко и без рывков.
  2. Коробки автомат могут быть оборудованы 8-ю ступенями. Это позволяет подбирать наиболее оптимальные обороты двигателя для переключения. То есть, рабочая скорость вращения вала может находиться в пределах 2-3 тысяч оборотов. Таким образом, машина всегда будет двигаться с оптимальным расходом, мощностью или скоростью.
  3. Автомат надежнее робота.

И минусы:

  1. Автомат потребляет немного больше топлива.
  2. передач производится, хоть и не так часто, но стоит дороже.
  3. требует периодической замены масла, что также сказывается на кошельке владельца.

Плюсы и минусы робота

И тут тоже начнем с выяснения, чем робот лучше автомата:

  1. Тут меньше расход топлива.
  2. С учетом того, что аналогична механической, стоимость ее ремонта обходится намного дешевле.

И минусы:

  1. Учитывая, что здесь переключение скоростей происходит за счет жесткой сцепки зубчатых колес, при переключении могут наблюдаться рывки. Особенно хорошо это заметно к тому моменту, когда роботизированная коробка передач уже требует ремонта.
  2. Из предыдущего выплывает следующий пункт: детали коробки передач изнашиваются быстрее. То есть, тут все шестерни соединяются «на сухую» без использования масла. Соответственно, если ваш стиль вождения агрессивен, то в скором времени на металле появятся сколы и задиры, а стружка будет заполнять коробку передач, еще больше приводя в негодность ее элементы.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Если для вас в приоритете стоит надежность и срок бесперебойной работы, то автоматическая коробка передач однозначно выигрывает у роботизированной, поскольку все части постоянно смазываются маслом и переключаются более плавно, еще больше увеличивая срок службы деталей.
  2. Роботизированная КПП потребляет меньше топлива.
  3. В свою очередь, для любителей экзотики роботизированная коробка передач, в отличие от АКПП, может предложить интересную опцию: ручное переключение передач. То есть, ручка управления может быть переведена в специальное положение, когда водитель может самостоятельно выбирать, переключиться на повышенную или пониженную передачу.
  4. Во время движения робот, по сравнению с автоматической КПП «зависает», переключение происходит с некоторой задержкой.
  5. Однако же, роботизированная коробка передач конструктивно исполнена проще, а соответственно, и ремонт ее обойдется намного дешевле, да и провести данный ремонт можно самому или доверить «гаражным экспертам» — они справятся!

Заключение

Как видите, и там и там есть свои положительные и отрицательные стороны относительно КПП. И каждый из кандидатов на покупку может противопоставить своему конкуренту весомое отличие. Но большинство автолюбителей из нашей страны отдают предпочтение КПП автомату, даже не смотря на его расход и дороговизну ремонта. Почему? Решающим фактором является следующая разница: АКПП надежнее роботизированной КПП. И это является решающим фактором.

Один энтузиаст даже провел исследование и выяснил, что сумма, сохраненная на топливе и удешевлении ремонта, меньше той, которая сберегается на редкости поломок. В итоге, АКПП обходится владельцу просто дешевле роботизированной коробке переключения передач. И именно поэтому КПП автомат для наших условий подходит лучше.

Но, в то же время, практически вся Европа и Америка уже пересели на «роботов». Почему так? Что заставляет западных жителей считать, что робот лучше? Все дело в национальной проблеме, имя которой «дороги». При движении по нормальным трассам без ям, кочек и выбоин робот – действительно надежная и экономичная штука. А при стиле езды, популярным у нас: «разогнался-сбросил скорость», — переключение происходит настолько часто, что детали быстро изнашиваются и разбиваются.

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.
В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Знаете ли вы? Самый дорогой автомобиль произведён компанией Mercedes. Это - Mercedes-Benz CLK/LM. Его цена составляет свыше 1,5 миллиона долларов. Он развивает максимальную скорость 320 км/ч. и разгоняется с места до 100 км/ч. за 3,8 с.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:


Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

  • Р (Park), П - парковочная блокировка;
  • R (Reverse), ЗХ - задний ход;
  • N (Neutral), Н - нейтральная передача;
  • D (Drive), Д - движение вперёд;
  • L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).
Преимущества АКПП:
  • плавность при смене передач;
  • высокая надёжность;
  • комфортность управления авто;
  • щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:
  • дороговизна;
  • высокий расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • требуется больше времени для разгона;
  • небольшой срок службы;
  • невозможность заведения «с толкача».
Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

  • собственно вариатор;
  • узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;
  • система управления;
  • механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:


Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

  • эффективность при использовании мощности мотора;
  • высокая экономия топлива;
  • комфортность управления и самого движения;
  • плавность хода авто;
  • ровный разгон и оперативный набор скорости;
  • экологичность;
  • высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:
  • сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;
  • малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;
  • быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;
  • специфический шум при работе;
  • короткий срок эксплуатации;
  • не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.
При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

  • низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);
  • экономный расход топлива;
  • возможность переключения в режим ручного управления.
Недостатками такого вида КП считают:
  • присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;
  • заторможенность;
  • невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

  • возможность быстрого разгона;
  • экономичность при расходе масла и топлива;
  • максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:
  • высокая стоимость;
  • дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;
  • рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

  1. Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.
  2. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля. Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT».
  3. Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.
  4. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.
При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:
  • к добросовестному продавцу,
  • к опытному автослесарю,
  • к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

  1. При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.
  2. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.
  3. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

  1. Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.
  2. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.
  3. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.
  4. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.
  5. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.
  6. Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.
  7. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.
  8. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.
  9. Не буксировать другие транспортные средства.
  10. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:
  1. Не допускать буксования в холодное время года.
  2. Производить простой автомобиля, включив режим «Е».
  3. При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи.
  4. При кратковременной остановке переходить в режим «А».
  5. Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

  • надёжностью;
  • доступностью ремонта и замены запчастей;
  • возможностью ездить по любым дорогам.
Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в