Как делают настоящие машины. Как это сделано, как это работает, как это устроено

В автомобильной истории советского периода был один отрицательный момент: ограниченный модельный ряд. Но не только это вынуждало граждан делать автомобили своими руками. Энтузиастам был важен сам процесс, однако и результаты часто оказывались достойными. Некоторые самоделки дожили до наших дней, и «Автоцентр» смог познакомиться с ними.

Движение автосамодельщиков партия и правительство взяли под свое крыло и нарекли его «Самавто», справедливо рассудив: творческий досуг в гараже куда полезнее интеллигентских посиделок «на кухне». Человек же, создавая машину по собственным чертежам, преследовал две цели - заполучить новый автомобиль задешево и без очереди, а также самореализоваться. На самом же деле временные и денежные затраты на постройку новой машины были никак не меньше, нежели на приобретение серийной.

Перед теми, кто решился на непростой шаг - сделать авто своими руками, в стране вечного дефицита проблемы выбора комплектующих не существовало. Концептуальные решения были почти стандартными: например, кузов в большинстве случаев мастерили из стекловолокна и эпоксидных смол. Этот материал легко формовался и обрабатывался, позволяя без дополнительного оборудования достигать требуемых форм, он был крепким и устойчивым к коррозии. И все же некоторые супер-отчаянные умельцы на деревянных болванках выстукивали металлические кузовные панели. Люди, уже построившие самодельные машины, писали книги, в которых делились опытом («Я строю автомобиль», «Автомобиль своими руками»).

Кроме дефицита запчастей, было еще одно ограничение полета фантазии для народных конструкторов. Специальные Правила регламентировали основные параметры силового агрегата, габариты автомобиля, радиусы закруглений бамперов и углов кузова и т. д. Что касается двигателя, то его удельная мощность не должна была выходить за рамки 24-50 л. с. на тонну веса машины. Поэтому по весу для большинства авто подходили только моторы от «Запорожцев»: 0,9 л (27 л. с.) и 1,2 л (27-40 л. с.) или, от силы, от ВАЗ-2101 - 1,2 л (64 л. с.). Интересно и то, что минимально допустимый клиренс равнялся 150 мм. Одним словом, упомянутые Правила подчинялись только безопасности и не содержали идеологического подтекста. Так что Госавтоинспекция разрешала строить любой тип кузова. И часто «самоделкины» выбирали откровенно буржуазные варианты кузовной компоновки - купе, кабриолет, минивен, реже универсал.

Отличительная особенность этого купе с компоновкой «2+2» (два взрослых и два детских места) в том, что он является первой серийной самодельной машиной в СССР (изготовлено как минимум 6 штук). Стоит отметить, что кроме комплектных авто, было изготовлено и несколько стеклопластиковых заготовок кузовов. Об этом ярком представителе всесоюзного движения «Сам-авто» много писала пресса тех времен. Еще бы, стильное заднемоторное купе было создано на базе 965-го «Запорожца» - самого примитивного и непрестижного автомобиля своего времени.

Один из первенцев такого достаточно распространенного некогда явления, как постройка самодельного автомобиля. Об этом авто не писали статей в научно-популярных журналах, его не вывозили на выставки за рубеж, потому что она создавалась исключительно как средство передвижения. Автомобиль оснащен самодельным трехцилиндровым бензиновым двигателем. Столь смелый шаг конструктора объясняется тем, что ему было трудно найти силовой агрегат дозволенной мощности, а ждать, когда он поступит в магазин запчастей, можно было несколько месяцев.

На спортивном купе «Гран Туризмо Щербининых» в 1969 году стоял мотор от ГАЗ-21 «Волга», который разгонял авто до 150 км/ч. Тяжелая машина оснащалась более мощным двигателем, что не разрешалось законодательством, но все же суровая по тем временам ГАИ, покоренная уровнем самоделки, выдала братьям номерные знаки и поставила авто на учет. История создания кузова машины отображает увлеченность и «фанатизм» создателей. Раму будущего автомобиля братья Щербинины сварили во дворе своей многоэтажки. Потом ее автокраном подняли в квартиру на седьмой этаж, где на раму надели кузов, выклеенный из стеклопластика. После этого уже внизу, во дворе, собранный кузов обзавелся силовым агрегатом, КП, подвеской, фурнитурой.

Эта самоделка стояла на учете и в ГАИ, и в Госинс-пекции маломерных суден. Мотор от 21-й «Волги» в паре с КП от «ушастого» «Запорожца» на суше разгонял автомобиль до солидных 120 км/ч, а на воде - до 50 км/ч. Благодаря отличному распределению веса по осям (50:50) машина обладала завидной плавностью хода и устойчивостью на загородном шоссе. Вместо гребного винта для движения по рекам и озерам автор использовал водомет, как у армейских амфибий, позволяющий двигаться по мелководью. Облегчал автомобилю штурмовать берега полный привод. На воде колеса поднимались вверх вдоль бортов тросовой лебедкой, магистрали гидропривода тормозов имели быстродействующие «сухие» разъемы.

Еще одна нехарактерная для «Самавто» машина-«многотиражка». По одним чертежам на базе тольяттинской «шестерки» было построено пять автомобилей: два в Тбилиси и три в Москве. Для изготовления кузова использовалась как дефицитная на те времена стеклоткань, так и обычная мешковина, которая пропитывалась эпоксидной смолой. Основой кузова послужило металлическое днище от вазовской «классики», которое во избежание появления коррозии было проклеено стеклотканью. В последующем одна из этих самодельных машин была переделана в электромобиль.

Полноприводный микроавтобус с передним расположением двигателя построен с использованием агрегатов от седана ВАЗ-2101. Он легко превращается в пикап благодаря съемным металлическим боковинам и крыше. За это машину любили операторы, снимавшие репортажи о всесоюзных пробегах «Сам-авто». Кузов «однообъемника» установлен на клепаной раме от довоенного автомобиля, раздаточную коробку создатель позаимствовал у внедорожника Willys MB времен войны. Подвеска, как это принято у «правильных» покорителей бездорожья, полностью зависимая, рессорная. Хотя машина внешне похожа на «буханку» УАЗ-452, общего у них мало. Несмотря на немалую вместительность, авто легко вписалось в ограничения по габаритам, определенные нормативными документами для самоделок. Тогда по объему перевозимого груза микроавтобус сравнивали с «Волгой»-универсалом ГАЗ-24-02.

Советская «Lamborghini» построена на агрегатах ВАЗ-2101 в стеклопластиковом несущем кузове. Благодаря обтекаемым формам автомобиль разгонялся до 180 км/ч. Он отличался рядом новшеств, невиданных для тогдашнего автопрома. Например, роль дверей играла часть крыши, поднимающаяся пневмоприводом вместе с лобовым и боковыми стеклами. Двигатель запускался не ключом зажигания, а набором цифрового кода на кнопочной панели. Боковые зеркала в конструкции не предусматривались, вместо них был перископ, укрепленный возле люка в крыше. Но для получения госномеров зеркала пришлось установить. Автомобиль помог своему создателю инженеру Александру Кулыгину получить работу в дизайнерском бюро АЗЛК.

Две переднеприводные машины, построенные друзьями-инженерами, появились одновременно с первыми массовыми переднеприводниками СССР. В 1986 году на выставке «100 лет автомобиля» в Праге сам Нуччио Бертоне был приятно удивлен современным купе и не сразу поверил в то, что это - самоделка. Мотор от ВАЗ-2105 расположили спереди, КП от «Запорожца» перевернули задом наперед (иных вариантов создания переднеприводного авто в Союзе тогда почти не было). Привод колес осуществлялся ШРУСами от ВАЗ-2121 «Нива», кузов - стеклопластиковый.

Константин Широкун
Фото Сергея Ионеса

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Многие из жителей Челябинска видели данный автомобиль но далеко не все знают что это не творения японского или немецкого автопрома, а разработка нашего сожителя.

Автомобиль его называется ISV - это инициалы автора латиницей.

Под катом интервью с владельцем автомобиля.


- Как у вас возникла идея собрать автомобиль своими руками?

Она, наверное, возникла с моего рождения. Когда я маленьким был, занимался бесконечно реконструированием различных игрушечных машинок, в четвертом классе мне захотелось иметь машинку уже с настоящим моторчиком от мотовелосипеда. Все, что я смог сделать в то время, это полную деталировку, чертежи. Папа мне в этом никак не помогал. Идея осталась идеей, чертежи пропали во дворце пионеров, где сейчас органный зал. Потом идея как-то затихла, увлекся магнитофонами. А потом пошли автопробеги. Один автопробег проходил через Челябинскую область, и я смог не только посмотреть, а принять в нем участие в качестве рекомендованного официального лица. С тех пор, как они уехали, я так и загорелся вновь своей идеей. Год на подготовку и вперед…

- Что нужно, для того, чтобы собрать автомобиль?

Нужен талант, какое-то фанатическое желание, любовь к этому делу. Мастерство. Нужно быть мастером на все руки. Это просто дано богом.

- Как много времени занимает этот процесс?

Я рассчитывал года на три, а получилось 20 лет . Но я не хочу сказать, что какой я машину задумал, такой она и получилась. Я ее задумал в другом виде. Сделал – не получилось, переделал – устарела, опять переделал. Все что вы можете видеть сейчас, переделывалось три раза. Так что тройной объем работы выполнен. Учился на собственных ошибках, образования ведь десять классов.

- Сколько времени занимает сборка или изготовление самой простой детали или же самой сложной?

Понимаете, каждая деталь – это титанический труд. Часть детальки в каком-нибудь подфарнике я неделю полировал (полоска в 20 сантиметров). Сидел и полировал с утра до ночи, такая у меня работа. Про подфарники задние, которые я сделал, спрашивают: «Где взял?» Да нигде не взял, сделал. Ушло на это месяца четыре, может и больше. И вот так каждая-каждая деталь. Если сейчас берут готовый автомобиль и переделывают его, то я вообще начинал с огромного нуля. В то время были только советские машины, и мне пришлось все делать самому. Все, что сделано внутри, все, что там спрятано, этого никто и никогда не увидит.

- С ремонтом автомобиля, собранного своими руками, больше проблем, чем с заводскими машинами?

Ремонт, конечно, присутствует, но просто знаю каждый уголок своего автомобиля и устраняю все недостатки самостоятельно. А заводские авто, это проще, банально – автосервис.

- Сколько стоит собрать автомобиль?

- Насколько безопасна машина, сделанная своими руками?

Машину я, конечно, не испытывал, просто учитывал какие-то направления в этом ключе. Конечно, самодельный автомобиль может быть ущербным в этом плане. Моя машина – это отголосок советской эпохи, когда нигде ничего не было, а изредка доходили импортные журналы. И вот, когда смотришь на какую-нибудь «Феррари», думаешь: «Мама родная, как хочется, неужели никогда не куплю такую машину?! Не куплю. Сделаю!» И делал, мне нужно было качество, вот и сделал только сейчас.

- Что говорят люди, когда видят ваш автомобиль?

Все думают, что иномарка. А какая иномарка? Самоделка советская. Я поставил жирную точку в самодельном автомобилестроении.

- Где и как можно достать материалы, чтобы собрать автомобиль?

Сейчас с этим проблем нет, были бы деньги. У меня это было на грани фола. Чтобы что-то достать, нужно было забираться на такие высоты, к таким акулам снабжения (некоторые из них ушли в легенды). Каданников лично подписывал бумагу, чтобы мне продали банальный жигулевский мотор, сейчас он ни много, ни мало директор Автоваза. Все по великому блату. К счастью, мой брат работал снабженцем, его друзья – мои хорошие знакомые. Они мне помогали. Стекла... Сейчас покупай любое, какое хочешь, а тогда ничего не было. Ни заводов, которые их делали, ни самих стекол. У меня стекла все – это лобовые стекла Икаруса. Я доставал их по блату, резал, а их режешь – они ломаются. Двадцать стекол угробил, прежде чем вырезал. Все через такие тернии давалось, что никому и в голову не придет, что можно так мучаться.

- Сложностей было много?

Да, сложностей было настолько много, что уже выработалась философия труда и жизни. Это определило отношение мое к машине и машины ко мне. Вот сколько я себя знаю - я не талантливый конструктор, а обычный мастер. Была такая история в прошлом году. Машина с жигулевским мотором не едет и все, потому что мотор слабый. Надо покупать мотор, а у меня моторный отсек маленький, запаса пространства никакого. Мне надо подобрать двигатель, да еще с задним приводом. Таких две-три модели, где их взять и как померить?

И я иду на такую авантюру: на удачу покупаю двигатель, покупаю коробку, пытаюсь ее затолкать. Я волновался, но внутренне был спокоен. Думал: все равно ее засуну. От хвостовика коробки до носа двигателя и в ширину и снизу у меня по три-пять миллиметров зазора, я затолкал двигатель, и он туда встал так, как будто бы он там и был. Оставалось только развести руками. Даже кривизна тоннеля под коробку каким–то неведомым образом совпала с размером коробки.

Рассказал товарищу в Москве, он мне ответил: «Дуракам везет». Невозможно себе представить, что так можно затолкать. Вот это последнее чудо, которое произошло, но это чудо пока не хочет нормально работать. Стараюсь последнее время что-то поправить, подвинуть.

Части каких автомобилей вы использовали?

Так как я начинал еще в Советском Союзе, части самые банальные. Жигулевский мотор у меня был, нивовские мосты переделанные, задний привод. Вещи самые банальные, а из них получилось сделать конфетку. Люди говорят: «О, кожаный салон», были бы деньги - был бы кожаный салон, а так только руль кожаный. А под занавес строительства уже перепали обломки от «Ауди» – гидроусилитель руля, японский кондиционер достали мне по великому блату. А в этом году я умудрился купить и поставить мотор от «БМВ».

- Вы все время усовершенствуете свой автомобиль?

Да, конечно. Это ведь процесс бесконечный. Хотя сейчас стараюсь меньше времени уделять этому, нужно и на жизнь зарабатывать, а не только увлекаться своей идеей, которая доходов не приносит.

- Дизайн автомобиля вы сами придумывали?

Да придумал сам. Я хотел стать дизайнером, но не стал им. Одно дело рисовать машинки и быть ценителем, а другое – их творить. Я изваял свою машину из пластилина, по технологии делаются слепки, а потом по слепкам выклеиваются тоннели - и вот машина. Машина, вылепленная из пластилина, вроде и нравится, и не могу осознать, что это настоящая машина. Промежуток времени между тем, когда машина была пластилиновая и когда я выклеил и собрал пластиковые панели, - полгода. Когда я увидел кузов, я подумал: «Мама родная, какой же я дизайнер, я козлик-мозлик. Ужас тихий». Пострадал месяца два, и снова пластилин... Второй кузов вполне приличным получился, его можно было уже людям показывать. Одно дело кузов сделать, а другое сделать автомобиль, а уже третье – сделать это одному. А еще когда нет денег, и делаешь-то его в обыкновенном гараже... Делаешь, делаешь, а потом смотришь и все, что ты сделал, немного устарело. Начинаешь перед переделывать, а потом задняя часть не нравится. Это бесконечный процесс. Несколько лет друзья смеялись: «Ну, что опять переделываешь?»



- А что за история была у вас с пластилином?

Желание строить автомобиль было жгучее. В общих чертах представлял, как это делать, но ничего не делал, а слышал, что для этого используется скульптурный пластилин. Где я его возьму в Советском Союзе? Его нужно чуть ли ни тонну, если не две, у меня ни денег, ничего, одно желание. Увидел в магазине оконную замазку и думаю: «Подойдет». Во всех магазинах скупали оконную замазку с братом, а старушка какая-то в панику впала: «Ничего себе! Дефицит! Надо тоже взять» - берет пять пачек. А я думаю: «Куда тебе? Мне оставь». Все скупил, народ, наверное, страдал от сквозняков в окнах.

Начал лепить, сделал каркас, а потом деревянными кирпичиками (топором нарезал, рубил) выходил на поверхность, дальше тонкий слой пластилина. Осенью начал, а зимой уже вылепил всю машину. Началась ранняя весна, несколько дней просто жара, и я смотрю, у меня машина начала киснуть, оседать, первый блин оказался комом - слепки не очень и так далее. Еще была проблема – не знал, как пластилин сделать гладким, ладошкой не получается – кочки. Пошел в коптерку, работал на производстве, попросил утюг, мне дали без задней мысли. Я давай пластилин гладить, что-то не получается. Я утюг обтер, принес: «Что-то у меня не получилось, спасибо». Ко мне подходят через два дня и говорят: «Ты что с утюгом сделал, что ни гладим – все жирное». Я его просто забил пластилином, а нужно было взять банальную металлическую линейку и все. Этой линейкой вся машина в зеркальный блеск выводится. Вся машина вылепливалась из пластилина, потом делались слепки из гипса, затем вся машина выклеивалась.

- В жизни вы ездите на автомобиле, который сами сделали?

В прошлом году машину зарегистрировал, всего лето покатался, потом мотор переставлял – опять глобальные переделки, и вот буквально на днях начал ездить. Есть, конечно, еще кое-какие огрехи, но процесс идет и машина едет.

- Почему вы выбрали такой ярко-желтый цвет для своей машины?

Это получилось практически спонтанно. Никогда я не хотел желтый цвет. Мне хотелось иметь солидный цвет. Потом я закупил красной краски, хотел в этот цвет покрасить, а потом мне мои мечты за 20 лет так надоели, что я решил покрасить автомобиль в какой-нибудь яркий, броский цвет. И вот выбрал такой цвет. Самому очень нравится.

-Как реагируют на ваш автомобиль обычные прохожие?

Думал, девушки будут смотреть на меня, они смотрят, но не более. (улыбается) И бабушки семидесятилетние смотрят, которые вообще машин не замечают, видимо, перегнул палку. Водители на светофорах спрашивают, что за машина, а так, кто просто обгоняет, показывают – отлично. Обычно, люди не вдумываются, как это дается, они просто говорят, что очень красиво, но никто не знает, какими муками это дается. Любой изгиб, любая линия – это все так выстрадано, далось такими муками. День и ночь, проведенные с лампочками в гараже. Каждый сантиметр – это титанический труд. В каждый образ вживаешься, вдумываешься.

-На каком топливе ездит ваш автомобиль?

У меня мотор от BMW, соответственно 92, 95 бензин. Мощности двигателя мне хватает, я ведь уже немножечко не молодой, и поэтому адреналин вырабатывать у меня необходимости нет. Пацаны говорят, что нужно мотор мощнее, стекла затонировать. А мне этого не нужно, я делал для себя, и мне этого хватает.

-Как вы называете свой автомобиль?

Одно время у меня в голове витало какое-то название, а потом понял – назовешь машину, и все будут спрашивать, почему назвал «Луч», а не «Ласточка». И чтобы автор не затерялся, я поставил свои инициалы ISV (Иванцов Сергей Владимирович). Вот и все.



- В какую стоимость вы сейчас оцениваете свой автомобиль?

Я его не оцениваю и продавать не собираюсь. Люди меня постоянно мучают этим вопросом, дело в том, что стоимость любой вещи объективно определяет аукцион при условии, что владелец согласен расстаться с этой вещью. Я не продам ее никому, потому что моя машина дорога мне как матери ребенок, это мой ребенок, 20 лет жизни отдано. Столько сил и души было вложено, что ни один человек не оценит и не поймет. Стоимость моей машины – 20 лет жизни.

- Скажите, а много в городе людей, подобных вам, которые что-то делают своими руками? Может, у вас есть какой-нибудь клуб, где вы общаетесь?

Нет, в городе я ни с кем не общаюсь, не дружу. Есть один клуб, но у них уклон на старые автомобили, да и то они на них больше катаются, чем реставрируют. Друзья-самодельщики, ну у них тоже не тот уровень, мне с ними не интересно совсем. А больше никого и нет, таких людей мало. А по стране, когда было в моде самодельное автомобилестроение, когда не было иномарок, были титаны – кто в России, кто в Нью-Йорке. Я всех знал, знал организаторов автопробегов, Василия Захарченко – главного редактора журнала «Техника молодежи», Владимира Соловьева – ведущего программы «Это вы можете», ну а те, кто постарше, кто следит за этим делом, их имена на слуху, это Александр Кулыгин, Дмитрий Парфенов. С ними я со всеми знаком. Это настоящие мастера, это личности.

- Для вас автомобиль – это способ самовыражения?

Ну, в принципе, да. В Москве таких людей много, деньги для них не имеют значения, а с помощью автомобиля они пытаются самовыразиться, что-то заказывают необычное у тех ребят, которые, как я, могут из всего сделать конфетку. А у нас, если человек богат, покупает себе дорогой автомобиль, тонирует стекла, чтоб друзья и жена не видели, куда поехал и зачем, а я здесь не у дел, так что у нас с вами пока такого нет, как в Москве.

-Вы говорили, что увлекались магнитофонами, магнитолу в своей машине вы сами сделали?

Нет, я, конечно, и в машины делал магнитолы, но прошло время, и я перебесился. Все эти сабвуферы, громкий звук стали ни к чему, меня обычная музыка устраивает. Это от «Мерседеса» магнитола, просто я ее прелицевал, чтобы явно не было видно, хотя я могу и сам сделать. Вот допустим корпус часов, я этим горжусь. Фирма «Бугатти», знаменитая фирма, которая сейчас снова возродилась. В каждой машине сейчас считается особым шиком иметь свои фирменные часики. Каждые имеют свой контур. И вот фирма «Бугатти» как-то не увидела форму своих часов, а я увидел, ну я же не буду им это отдавать, я взял и себе сделал. Это контур радиатора старого «Бугатти» и стилизован в таком эллипсном вензеле. Сам придумал и сделал.

Еще несколько фактов...

    В 2003 году ISV получил приз как самый экзотичный автомобиль года на выставке "Автоэкзотика".
    "Родной" мотор - от ВАЗ, 1,8 литра ("Надежда"), сейчас - БМВ.
    Рулевое управление - с гидроусилителем.
    Панель приборов - от Ауди.
    В машине установлен кондиционер.
    Каждая дверь поддерживается в открытом состоянии двумя "Нивовскими" демпферами от двери багажника.
    Формула - строго двухместная, сиденья - доработанные от 2108.
    Стекла - все триплекс. Вырезаны из Икарусовских и РАФовских (тут Сергей добавляет: "сколько их было перебито при резке - вспомнить страшно…").
    Диски - от БМВ.
    А прописка этого автомобиля - город Челябинск.


В поисках материала для сообщества я случайно наткнулся на блог, в котором автор описывал как он создавал машину. Эта была не просто какая-то машина, а автомобиль-легенда с интересной историей - Mercedes 300SL "Gullwing". Я заинтересовался историей воссоздания автомобильного раритета и погрузился в увлекательное чтиво о том, как с нуля делали копию легендарной машины, и не просто копию, а машину собранную из оригинальных запчастей.
Позже мне удалось встретиться с Сергеем, который воплотил свою мечту в жизнь и узнать некоторые подробности создания автомобиля. Он разрешил мне взять текст и фото из его блога и сделать пост для читателей сообщества.


В процессе создания Mercedes 300SL "Gullwing" была использована подвеска от мерседеса W202 и W107. Помня что лучшее - враг хорошего ставим регулируемые амортизаторы. Особое внимание стоит обратить на редуктор заднего моста, обычно именно с ним возникают самые большие проблемы, именно поэтому кастомайзеры так любят не разрезные мосты. На мерседесе этот узел вместе с приводами собран на подрамнике, что много упрощает работу с ним.

Выпускная система из нержавейки соответствует стандарту евро 3, а топливный бак - настоящее произведение искусства: чтобы топливо не плескалось, в нем установлены перегородки и переливные трубки. На одном из фото - замок запирания руля

В проекте "Gullwing" было решено использовать следующее поколение двигателей M104 обьемом 3,2 литра и мощностью 220 л.с. в паре с автоматической 5-ступенчатой трансмисией. Выбор двигателя был не случаен - он мощнее, легче и тише. Коробка передач примитивная, с гидротрансформатором, многим эти агрегаты знакомы по мерседесам W124, W140, W129, W210. Также был установлен гидроусилитель, все агрегаты новые, так что проблем быть не должно.

Делаем кузов.

В далеком 1955 году компания "Даймлер Бенц" выпустила 20 автомобилей с алюминиевым кузовом и 1 с композитным. Решили пробовать композит.

После изготовления кузова и сборки шасси начинается скрещивание кузова с рамой. Процесс настолько кропотливый и муторный, что никакие фотографии и слова не передадут. Сборка и разборка, подгонка - все это занимает не один день. Многие детали дорабатываются на месте, а кузов крепится к раме через специальные демфиры болтами в 30 местах.

Устанавливаются и подгоняются все детали кузова - двери, капот, крышка багажника. Очень много хлопот со стеклами - они крепятся на резиновых уплотнителях, а так как все уплотнители оригинальные и рассчитаны под сталь, то приходится строго соблюдать толщину рамок проемов. Каждая деталь снимается, подгоняется вручную и только потом устанавливается на место.

Многие детали на наиболее востребованные раритетные модели до сих пор выпускают мелкосерийно в некоторых цехах, чем активно пользуются все реставраторы. Да что там греха таить: сами заводы подделывают свои раритеты, особенно в этом преуспели "Ауди" и "Мерседес".

Во многих музеях стоят откровенные копии. Так в последнее время очень много расплодилось "Хорьхов". Это особенно интересно, учитывая что вся заводская документация была утеряна во время войны. Десятки мастерских на оборудовании тех лет штампуют подделки, выдавая их за тщательно восстановленные изделия. Дьявол кроется в деталях.

Так и мы просто купили и собрали все детали которые могли бы украсить любой раритет за 500 тыс. евро. Уверяю вас, каждая гаечка и болтик, (я уж про резинки не говорю) имеют правильную маркировку 1955 года. Оригинальное все, даже салазки сидений.

Вот уже и кузов загрунтован, а это самый главный момент, ибо композит - особый в покраске материал, потому что тут нужны пластификаторы и всякие другие сложные штуки. Секреты грунтовки берегут и никто вам никогда их не расскажет. Но смотрится красиво.

Небольшое видео с процесса покраски

Ну а пока кузов красится, займемся подготовкой узлов к сборке. Как я уже говорил - дьявол кроется в деталях, а их в машине больше 2 тысяч! Приборная панель, ее искали очень долго.

Приборчики и реле тоже находим, не все конечно получается сразу.

Но при завидном терпении и упорстве у вас появится возможность получить полностью аутентичную панель приборов состоящую из 80 (!) деталей.

Главное, чтобы это потом еще и заработало: приборчики-то все дорогие. Дешево хорошо не бывает.

Кузов покрывается в 6 слоев лака, это очень красиво и не надо будет пленкой под хром оклеивать. Да, шагрень - это обязательно, ну и зерно чтобы было мелкое. Сейчас так уже не красят, все водой разбавляют, экология у них, природу берегут. Кстати, краска 744 (серебро) самая сложная для покраски, вам любой маляр скажет.

Поженили наконец-то шасси с кузовом.

Установили двери. Казалось бы дело не хитрое, но я хочу рассказать вам одну историю. Mercedes 300SL "Gullwing" имел множество конструктивных недоработок. Одной из них были собственно двери: они были стальными, тяжелыми и крепились петлями к крыше кузова, а фиксировались пружиной, заключенной между полыми стальными трубками с шарнирами на конце.

В крайнем верхнем положении пружина была сжата, а при опускании двери растягиваясь с грохотом захлопывала дверь. При открывании нужно было преодолеть сопротивление пружины, которая просто вырывала дверь вместе с кронштейнами (по 900 евро за штуку).

Опытные владельцы "Gullwing" знают, что при неумелом пользовании это неминуемо приведет к деформации крыши, к тому же сами кронштейны просто ломаются. Шток с пружиной в сборе со временем стал бешеным дефицитом и его стоимость возросла до астрономических высот. Каждый владелец такого раритета ремонтирует эти узлы раз в сезон. Мы же решили пойти другим путем и поставить газовые амортизаторы.

Казалось бы, чего проще, но не тут-то было. Пришлось узел разрабатывать целиком, на это ушло 4 месяца упорного труда. Благо, нашлась мастерская воплотившая идеи и чертежи в жизнь. При полной внешней аутентичности, двери сегодня открываются как задняя пятая дверь у немецкого внедорожника. Узел получился настолько удачным, что тут же стал предметом вожделения всех владельцев раритетов, думаю что скоро все "гулвинги" будут иметь очень эфектно и плавно, без стука открывающиеся двери. Сейчас этот процесс действительно стал похож на взмах крыла чайки - грациозно и плавно.
Это только один, причем самый простой пример тех задач которые пришлось решать при постройке этого автомобиля.

Кстати механизм замка двери тоже подвергся изменениям. Несмотря на стоимость в 1 500 евро, он очень часто заедал и не фиксировал дверь, но это уже другая история.

В самом начале проекта казалось, что отделка салона - это самая маленькая проблема, благо на каждом шагу мастерские по перешивке салонов, уж что что, а с кожей сейчас любой мастер справится. Делов то - обшить кучу деталек кожей, но как выяснилось, это ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА!
После четырех попыток создания деталей интерьера в тюнинговых ателье, я понял: все гораздо сложнее.

Создаваемые изделия ну никак не хотели смотреться как на оригинале. Все выглядело дешевой подделкой: кожа топорщилась, были видны следы термообработки, фактура не совпадала, да и материал никто не мог подобрать. Короче, стал вникать в тонкости и выяснил, что современные мастера совершено не умеют работать с войлоком, шерстью и другими материалами использовавшимися в то время. Они тупо грели и растягивали кожу, применяли поролон везде, где могли, активно работали утюгом, короче говоря нещадно уничтожали материалы, лишая их натуральности и благородства. Я уж и про долговечность не говорю.

Промучившись полгода, мы пришли к выводу, что только реставраторы способны на такую работу. У них и паралон специальный и войлок. В общем, нашли фирму, ребята - волки, дядьки, лет под 60, которые уже 40 лет реставрируют только мерседесы. То, что они нам показали и расказали - это просто роман о коже, причем свои секреты они охраняют примерно так же, как и секрет изготовления бумаги для доллара.

На видео примерный ход процесса.

Детали интерьера на моего малыша делали 4 месяца. Кожа просто как живая.

Добавлю еще, что та кожа, которую сегодня предлагают производители - это фуфло химическое с пропитками. Недаром все владельцы мерседесов и бмв после года эксплуатации офигивают - салоны выглядят как у старинных редванов: не свежие, кожа вытягивается, облезает. Как я говорил ранее - дьявол кроется в деталях.

Я уж не говорю о винилах, широко используемых японцами, да и всеми производителями в принципе. Сейчас в мерседесе кожи и на курточку не хватит, одно фуфло, поэтому и появляются опции - "десигно", "индивидуал", "эксклюзив". Ведущие производители, хотя бы за 10-15 тыс. долларов вам настоящую кожу предложат, а то, что вам шьют за 50 тыс. рублей даже кожей язык не поворачивается назвать.

Колеса - одна из важных деталей автомобиля. Вот и для нашего красавца существовало два типа колес. Первые ставились на гражданскую версию.

Вторые предлагались как опция. Они пришли из спорта - настоящие, с центральной гайкой. Конечно красиво иметь хромированные колеса, но и цена в 5 тыс. евро за колесо несколько напрягает.

Как потом лупить молотком по гайке, зная что она золотая? Оригинальный диск для классики тоже не дешев - 3 тыс. евро. Вот и думаю, уж больно хочется 8 тыс. евро сэкономить.

Одним из главных факторов работы двигателя является отвод отработанных газов (продуктов горения). Я не хочу вспоминать тут законы термодинамики, скажу только, что последние 150 лет выхлопная труба является символом прогресса. Вспомните паровозные трубы, пароходы, домны. Помня мою любовь к деталям, хочу вас уверить, что именно трубе было уделено самое пристальное внимание. Это шедевр инженерной мысли.

Выпускная система выполнена из нержавеющей стали, чего не может себе позволить ни один производитель, и представляет из себя сложнейшую систему толкостенных и тонкостенных труб смонтированных одна в другую, это позволило при полной аутентичности внешнего вида трубы решить проблему "гулвинга" - шум и нагрев салона. Ну и главное - это звук выхлопа, это просто песня. Проблема была решена с помощью резонаторов, установленных внутри системы.

Хотите понять какая у вас машина - посмотрите на выхлопную трубу!

На дату на фото не обращайте внимания, просто купили приличный фотик. Вот отщелкали, только с инструкцией не разобрались получилась не та дата. Ну да хрен с ним, всем заинтересованным -наслаждайтесь.

Внесли много изменений в конструкцию, стараемся максимально аутентично все сделать. Очень хитрый ручник.

С баком отдельная песня, свой сделали из нержавейки, несколько изменив местоположение горловины, но это отдельный рассказ.

Есть хорошая поговорка - лучше один раз увидеть, чем сто раз читать об этом. Все, кто читает и смотрит мой блог, знают мое любимое выражение - ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ. Именно эти детали я вам сегодня и покажу. Нет смысла долго писать, вы сами все поймете.

Жгуты и проводки в оплетке, ну, такого я думаю вы просто еще не видели, двухтональный клаксон, короче, просто смотрите, все это и называется ТЕХНОЛОГИИ.

Главной задачей стоявшей перед реализацией этого проекта было создание полной аутентичности всех деталей интерьера. Казалось бы, что может быть проще, чем копировать имеющийся образец, но как говорится, все не так просто, и намного сложнее, чем даже реставрировать.

Так, нам нужно было заставить работать все аналоговые приборы, и работать правильно с электронными блоками современных агрегатов; всунуть в тесный автомобильчик кучу дополнительного оборудования, таких как кондиционер, гидроусилитель, усилитель тормозов. Все это должно работать от штатных тумблеров и переключателей. Заслонки печки раньше имели механические привода, как на волге Газ 21, потому пришлось основательно переделать и печку. Но самой большой проблемой стало изготовление селектора переключения передач.

Вся сложность заключалась в том, что машина изначально строилась для спорта, была маленькой и очень низкой, даже двигатель пришлось разместить под наклоном в 30 градусов, чтобы силуэт машины не нарушать. Коробка была расположена в туннеле и имела прямой шарнирный привод.

Между коробом и самой коробкой было не более 2 см. свободного пространства. Я уже говорил, что сама машина была тесной и очень шумной, надо было решать и эту проблему. Так как была взята стандартная пара двигатель-коробка, то задача стала еще сложнее, потому что автоматическая коробка много больше по своим размерам и имеет совершенно другой принцип управления.

После долгих мучений был сконструирован шарнир и система тяг, позволившая полностью сымитировать этот узел, в чем легко убедиться посмотрев на оригинал.

Ну и самое интересное: если вы внимательно изучите фотографии, то увидите, что сидения стоят много ниже, чем у оригинала, это тоже хитрость. Дело в том, что машина была такой тесной, что человек с ростом 180 см. упирался головой в крышу и был вынужден сидеть сгорбившись у руля, я же люблю ездить на прямых руках, потому пришлось менять угол наклона рулевой колонки, чтобы обеспечить комфорт и не нарушать общий вид. Каким образом это было достигнуто - это целый роман, начиная с изготовления уникальных салазок и кончая переделкой пола и сидений.

Я не первый, кто решил воссоздать легендарную машину. Еще в конце 70-х годов в Америке были предприняты подобные попытки, дальше всех продвинулся Тони Остермаер, бывший инженер-механик из Гардены. Ему удалось построить за 10 лет порядка 15 автомобилей с использованием агрегатов от мерседесов тех лет. Сегодня эти машины сами являются раритетами.

Я видел их, конечно это далеко не такие качественные изделия, как хотелось бы, но это лучшее, что было сделано. В 90-х годах были попытки американской компании "Спидстер" используя матрицу Тони имплантировать ее на узлы "шевроле корвет с03". Было изготовлено всего 2 автомобиля. Один из них сейчас в Украине, а другой в Москве. Машины были проданы по 150 тыс. $.

Собственно это все. Правда были попытки надевать скорлупу на SL и еще много громких заявлений, но все это пшик, люди бежали впереди паровоза, как с нашим ё-мобилем: еще нет ничего, зато уже 40 тыс. заявок подано.

Кстати, работа с композитом очень сложна. Только его качественная покраска стоит порядка 10 тыс. евро. Ну и самое главное: ПОДДЕЛЫВАТЬ И КОПИРОВАТЬ -ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.

Говорят, что в машине все должно быть прекрасно, и мотор и багажник. На первой машине решили использовать газовые амортизаторы для открывания и фиксации крышки багажника.

Мы немного переделали заливную горловину, разумно посчитав, что если она будет герметично прилегать к крышке багажника. то это снизит риск распространения запаха бензина внутри салона в случае его пролива.

Идея мне не понравилась. На этой машине сделали ближе к оригиналу, изменив только форму заливной горловины (стальная воронка вокруг крышки должна препятствовать проливу топлива на карпет).

Конечно, без колхоза не обошлось: соорудили кожаный гондон вокруг заливной горловины. Вроде смотрится красиво, и отказались от амортизаторов, поставив родной механизм (палку) фиксации крышки багажника. Можно было конечно заморочиться с пружинами, как на современных машинах, но мне кажется это убьет сам дух машины. Очень красиво смотрится багажник в открытом состоянии.

Да и сзади очень здорово все выглядит. Учитывая, что сегодня уже все используют безкамерные шины, решили высвободить место, разместив в багажнике докатку вместо штатного колеса. Теперь хоть авоську есть куда бросить.

Собственно, дело неумолимо движется к своему логическому завершению. Конечно приятно, что все так быстро заканчивается, осталось помазюкать мовильчиком и приляпать колесики.

Колеса временные, чтобы не угваздать оригинал.

Вот в принципе и все!

Обойдем вокруг машины.

Одно могу только добавить: прежде чем начинать что-то делать, хорошенько подумайте, хватит ли вам сил довести начатое до конца.

После приезда в Россию.

Видео изнутри воссозданной машины.

В этом видео можно видеть как немцы реставрируют героя репортажа, тот самый "гуллвинг".

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Сделать машину своими руками - задача, достойная настоящего мужчины. Задумываются многие, берутся некоторые, до завершения доводят единицы. Мы решили рассказать истории машин, сделанных, что называется, на коленке. О работах профессиональных кузовных ателье, в том числе , типа A:Level или ElMotors, поговорим в другой раз.

Дело мастеров Востока

Больше всего самодельщиков в так называемых развивающихся странах. Позволить себе дорогую машину могут далеко не все, но всем хочется . А на авторское право в этих странах смотрят, скажем так, своеобразно, не по-европейски.

В Сети легко найти видео про целую фабрику «самопальных» суперкаров в Бангкоке. Стоят такие в десятки раз дешевле оригинала. Сейчас она уже не работает: видно, германские журналисты, снявшие видео о самодельщиках, оказали им медвежью услугу, и местные власти задумались об отсутствующих лицензиях «мастеров» и безопасности машин, которые они клепали. Понятное дело, специально краш-тесты этих поделок не проводили.

Интересно, что в принципе тайцы выдерживали суперкаров - делали пространственные рамы из металлических профилей и труб и «одевали» их в кузова из стеклопластика. В большинстве же случаев самодельщики просто берут старые машины, срезают «лишние» кузовные панели и навешивают свои. По такой технологии построена, например, эта реплика Bugatti Veyron из Индии. Честолюбивый проект, прямо по присказке «полюбить - так королеву, воровать - так миллион». Автор и владелец использовал в качестве основы старый Honda Civic. И постарался - внешне копия получилась достойная: недаром ее так внимательно рассматривают зрители.

Другой индиец, бывший актер, нынешний социальный реформатор, состряпал пародию на Вейрон из Honda Accord. Получилось жутко. Еще один взял за основу Tata Nano. Напомню, что это официально самая дешевая серийная машина мира со своеобразными пропорциями. Очень слабая и медленная. Впрочем, автор этого проекта явно не лишен чувства юмора, ведь Veyron, напротив - один из самых дорогих, мощных и быстрых серийных автомобилей.

Суперкары со свалок

Не отстают от тайских и индийских коллег и китайцы. Молодой рабочий стекольной фабрики Чен Янкси не стал или пародировать чужой дизайн, а сделал свой, авторский. И пусть его машина выглядит прилично только на расстоянии, а ездит лишь 40 км/ч (больше не позволяет установленный электромотор), смеяться над Ченом не хочется. Молодец, что пошел своим путем. Чаще бывает иначе.

Три года назад 26-летнего китайского реквизитора Ли Вейлея так впечатлил бэтмобиль Tumbler («Акробат») из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, что он построил . На это у него и четырех друзей ушло 70 000 юаней (около 11 тысяч долларов) и всего два месяца работы. Сталь для кузова Ли брал со свалки, перелопатив 10 тонн металла. Чтобы компенсировать расходы, теперь он сдает свой Тумблер в аренду для фото- и видеосъемок, всего за 10 баксов в месяц. Но арендаторы должны быть готовы катать «реплику» вручную. Ездить машина не может, так как у нее нет ни силового агрегата, ни функционального рулевого. К тому же в КНР на дороги выпускают только автомобили, выпущенные сертифицированными производителями.

Другой китайский умелец, Ванг Цзиань из провинции Цзянсу, сделал собственную «копию» Lamborghini Reventon из стареньких минивэна Nissan и седана Volkswagen Santana. И также тащил металл со свалки. Потратил на это дело 60 000 юаней (9,5 тысячи долларов). У машины карбюраторный двигатель, она нещадно дымит, у нее отсутствует интерьер и даже стекла, но самому автору получившееся нравится, а соседи считают, что машина Цзианя довольно точно копирует Lambo. Автор утверждает, что способен разогнаться на своем суперкаре до 250 км/ч. Разуверять его никто не рискует.

Как видно, больше всего самодельщики обожают копировать Ferrari и Lamborghini. Внешне. Внутри этой машины авторства Мистера Мита из Таиланда стоит мотоциклетный двигатель Lifan объемом в четверть литра.

Самое смешное и трогательное творение - китайского фермера Гуо из Чженчжоу. Он сделал Lambo для… своего внука. У машины детские размеры - 900 на 1800 мм и электромотор, позволяющий разгоняться до 40 км/ч. Батареи из пяти аккумуляторов хватает на 60 км пути. Гуо потратил на свое детище 815 долларов и полгода работы.

Вьетнамский автослесарь из провинции Бакзянг создал подобие Роллс-Ройса, использовав для этого «семерку». Купил ее за 10 миллионов донгов (примерно 500 долларов). Еще 20 миллионов потратил на «тюнинг». Большая часть суммы пошла на металл, электроды и решетку радиатора а-ля «роллс-ройс», заказанную в местной мастерской. Получилось грубо. Но парень прославился. Настоящий Rolls-Royce Phantom во Вьетнаме стоит около 30 миллиардов донгов.

Самавто-2017

На просторах бывшего СССР тоже сильны традиции самостроя. В советские годы было движение, называемое «самавто», объединявшее энтузиастов самодельных автомобилей и мотоциклов. И таковых было немало, так как в те годы казалось, что собрать своими руками машину проще, чем купить - несмотря на тотальный дефицит запчастей и бюрократические препоны. А какие интересные проекты рождались в те годы! ЮНА, Панголина, Лаура, Ихтиандр и прочие… Да, были люди. Впрочем, и остались.

Несколько лет назад я писал о детище москвича Евгения Данилина под названием - внедорожнике, напоминающем Hummer H1, но значительно превосходящем его по проходимости.

Тут же вспоминается давнее знакомство с Александром Тимашевым из Бишкека. Его мастерская ZerDo Design в 2000-х создала целую серию интересных самоделок, первой из которых стал «Бархан», также подобие Хаммера на базе ГАЗ-66. Потом появилась «Бешеная кабина» (Mad Cabin), типа американского хот-рода, сделанная из кабины армейского грузовика ЗИЛ-157 - «Захара». .

За «Бешеной кабиной» последовали самоделки в стиле ретро - так называемые репликары, спидстер и фаэтон. И для них киргизские мастера изготавливали не только кузовы и интерьеры, но даже рамы.

О собственном автомобиле мечтают многие, но лишь некоторые находят в себе силы, вдохновение и желание упорно и кропотливо работать над созданием собственной машины-мечты. Именно эти отчаянные самоучки и делают автомобильный мир интереснее, спасая его от скуки конвейерного производства. Именно их творения притягивают к себе внимание окружающих порой сильнее, чем топовые модели именитых производителей.

Сегодня мы хотим познакомить вас с самыми лучшими самодельными автомобилями со всего мира. В наш рейтинг попали действительно достойные самоделки, которые можно хоть сегодня отправлять в массовое производство, совершенно не боясь низкого спроса. Большинство попавших в рейтинг автомобилей легко смогут конкурировать с авто крупных производителей, но, к сожалению, навсегда останутся в единственном экземпляре, радуя публику разве что на различных автошоу. Впрочем, именно это делает их особенными, неповторимыми, уникальными, а их владельцам позволяет чувствовать себя героями, сумевшими в одиночку создать по-настоящему достойный автомобиль. Итак, стартуем.

В нашем рейтинге всего пять самоделок. Можно было бы и больше, но мы решили ограничиться только автомобилями, прошедшими всю необходимую сертификацию и поставленными на учет, т.е. все участники рейтинга допущены к езде по дорогам общего пользования без всяких ограничений. Это лишь подтверждает их качество и уникальность, а также говорит о реальной возможности конкурировать с серийными автомобилями.

Пятое место отдано внедорожнику «Черный ворон », построенному в Казахстане. Этот уникальный автомобиль, созданный для охоты в степных условиях, обладает угрожающим и одновременно футуристичным дизайном. «Черный ворон» мог бы смело сниматься в фантастических фильмах или даже выступать в роли армейского автомобиля, но используется он лишь своим создателем – скромным инженером-самоучкой из Караганды.

Внешность у внедорожника действительно оригинальная, немного неуклюжая, но самобытная и брутальная. «Черный ворон» – настоящий мужской автомобиль с мощным рамным шасси, клепанными алюминиевыми панелями обшивки корпуса, «многоглазой» оптикой и вездеходными колесами, готовыми вгрызаться даже в сложный грунт. В бой «Черный ворон» рвется за счет мощного мотора V8 американского производства, работающего в связке с АКПП и редуктором от ЗИЛ-157, расположенным на задней оси. Отличные ходовые качества внедорожника гарантируются длинной базой, широкой колеей, центральным расположением двигателя и КПП, а также независимой подвеской с торсионами от БТР. Все это позволяет автомобилю сохранять устойчивость при резких маневрах даже при скорости около 100 км/час и легко преодолевать ямы и кочки, встречающиеся на пути.

Салон уникальной самоделки рассчитан на двух пассажиров. В оснащение джипа входят светодиодные стопсигналы и поворотники, электропривод лобовых окон, электропривод капота и уникальный самовытаскиватель с цепным приводом, вмонтированный в днище. Что касается цены, то примерная стоимость «Черного ворона» составляет порядка 1 500 000 рублей.

Идем дальше. На четвертой строчке у нас расположился первый в истории камбоджийский автомобиль – «». Как ни странно, создан он не государственной или частной автомобильной компанией, а простым механиком Нхин Фелоеком, решившим, что в свои 52 года пора обзавестись собственным автомобилем.

Angkor 333 – очень компактный двухместный родстер с весьма современной начинкой и довольно привлекательным, особенно для бедной азиатской страны, дизайном.

Камбоджийская самоделка получила кузов с обтекаемыми формами, стильной оптикой и современными аэродинамическими элементами. Более того, Angkor 333 – это гибридный автомобиль, снабженный тяговым электромотором, 3-ступенчатой АКПП и 45-сильным бензиновым агрегатом, предназначенным для подзарядки аккумуляторной батареи. Удивительно, но самодельный родстер способен разгоняться до 120 км/час и преодолеть около 100 км на одном заряде батареи. Кроме того, в оснащение Angkor 333 входит сенсорный дисплей, выполняющий роль щитка приборов, а двери открываются посредством специальной магнитной пластиковой карты. Подобных функций нет даже у большинства серийных автомобилей, так что разработка талантливого механика достойна уважения.

Первый Angkor 333 был собран в 2003 году. В 2006 году создатель представил второе поколение своего детища, а в 2010 году свет увидел доработанный автомобиль третьего поколения, который и по сей день вручную собирается мелкими партиями под заказ в гараже Нхина Фелоека, обеспечивая вышедшему на пенсию механику безбедную старость. К сожалению, о стоимости родстера ничего не известно.

На третьем месте нашего рейтинга расположился автомобиль, который чаще всего называют «». Создал этот внушительный внедорожник Вячеслав Золотухин из Краснокаменска, Забайкальский край. В основе самоделки – доработанное шасси ГАЗ-66, дополненное переделанными амортизаторами от КАМАЗа, передними разъемными ступицами и гидроусилителем руля от грузовика Hino.

В движение Mega Cruiser Russia приводится атмосферным 7,5-литровым дизелем Hino h07D, который в процессе доработки получил камазовскую систему воздухоочистки. Помогают мотору 6-ступенчатая механическая коробка передач и раздатка от ГАЗ-66, в которой были заменены на импортные все подшипники. Привод у самоделки полный, с возможностью блокировки мостов, в которых были заменены главные пары, что позволило добиться плавности хода на дорогах с твердым покрытием.

Кузов Mega Cruiser Russia металлический, сборный, прикреплен к раме через 12 амортизируемых опор. «Жилая часть» представляет собой модернизированную кабину грузовика Isuzu Elf, к которой прикреплен также переделанный «задок» минивэна Noah. Передняя часть кузова состоит из модернизированных крыльев от ГАЗ-3307, капота собственной конструкции и радиаторной решетки, слепленной из нескольких экземпляров решетки Land Cruiser Prado. Бампера у самоделки металлические, собственной разработки, а колесные диски «переклепаны» из колес ГАЗ-66, что позволило установить резину от армейского джипа «ТИГР».

Если заглянуть в салон, то увидим 6 посадочных мест, много свободного пространства, правый руль, довольно симпатичный интерьер и удобное водительское место с отличным обзором по всем направлениям.

Mega Cruiser Russia оснащен 150-литровым бензобаком, гироскопом, электролебедкой с усилием 6 тонн, аудиосистемой и даже спойлером. По словам автора самоделки, внедорожник способен разгоняться до 120 км/час, его масса равна 3800 кг, а средний расход топлива составляет 15 литров на трассе и около 18 литров по бездорожью. В прошлом году Mega Cruiser Russia был выставлен создателем на продажу по цене 3 600 000 рублей.

Вторую строчку нашего рейтинга самоделок занимает еще один уникальный внедорожник, на это раз из Украины. Речь идет об автомобиле «Бизон », также построенным на базе ГАЗ-66. Его автор – Александр Чувпилин из Белой Церкви, Киевская область.

«Бизон» получил более современный и более аэродинамичный облик, оригинальность которого подчеркивается, в первую очередь, передней частью кузова. Большинство кузовных панелей создатель позаимствовал у VW Passat 64, но некоторые элементы пришлось изготавливать самостоятельно.

Под капотом украинской самоделки расположен 4,0-литровый турбодизель с отдачей 137 л.с., позаимствованный у китайского грузовика DongFeng DF-40. Он же подарил «Бизону» и 5-ступенчатую механическую коробку передач. В паре китайские агрегаты обеспечили самодельному внедорожнику возможность разгона до 120 к/час при среднем расходе топлива на уровне 15 литров на 100 км. Постоянный привод у «Бизона» задний, с возможностью подключения передней оси, блокировки дифференциала и использования пониженной передачи.
Автомобиль способен преодолевать брод глубиной до 1,2 метра, а также снабжен системой регулировки давления в шинах с дополнительным выходом для бытовых нужд: накачка лодок, использование пневмодомкрата или пневмоинструментов и т.д.

Кузов «Бизона», посаженный на 12 опор, усилен многочисленными ребрами жесткости и рамным каркасом, а крыша внедорожника выполнена из металла толщиной 2 мм, что позволило расположить на ней раскрывающуюся палатку для ночлега. Одна из особенностей «Бизона» – девятиместная компоновка салона (3+4+2), при этом два задних кресла, способных поворачиваться в любом направлении, могут убираться, позволяя увеличивать свободное пространство багажного отсека. В целом, у «Бизона» комфортный и просторный интерьер с качественной отделкой, удобными креслами и передней панелью с двумя бардачками.

Среди многочисленного оборудования, установленного на «Бизоне», выделим наличие усилителя руля, двойного усилителя тормозной системы, камеры заднего вида, навигатора GPS, лебедки с электроприводом, специальных фар заднего хода и выдвижной подножки для задней двери. На создание «Бизона» Александр Чувпилин потратил около 15 000 долларов.

Ну что же, осталось только назвать победителя, которым, естественно, мог стать только спорткар, ведь именно о гоночном автомобиле мечтает каждый автомобилист. Мечтал о нем и простой самоучка без технического образования, челябинец Сергей Владимирович Иванцов, задумавший постройку собственного спорткара еще в 1983 году. Автомобиль, с незатейливым названием «ISV », состоящим из инициалов создателя, строился около 20 лет и за этот долгий путь успел пережить два прототипа, вылепленных в масштабе 1:1 сначала из оконной замазки, а затем из пластилина. При этом, по словам создателя, он все делал «на глазок», обходясь без чертежей и расчетов.

С пластилиновой модели Сергей лепил гипсовые слепки деталей будущего кузова, после чего кропотливо выклеивал их из стеклоткани и эпоксидной смолы. Тут стоит отдельно упомянуть, что у создателя этого шедевра аллергия на эпоксидную смолу, а потому работать ему приходилось в армейском противогазе, порой проводя в нем по 6-8 часов. Что тут сказать, упорство, с которым он шел к своей мечте заслуживает уважения, а итог его работы впечатляет не только простых зевак, но и бывалых специалистов автомобильной индустрии. С точки зрения дизайна самоделка ISV готова поспорить со многими ныне выпускаемыми спорткарами, а ведь задуман окончательный концепт спорткара был лет 15 назад. Как признался сам Сергей, вдохновение он черпал в Lamborghini Countach, но, если присмотреться, то в облике ISV можно уловить нотки и Aston Martin, и Maserati, и даже Bugatti.

В основе ISV лежит пространственная сварная рама из труб квадратного сечения, а вся ходовая и подвеска позаимствованы с небольшими доработками у «Нивы». Привод у ISV, как и положено хорошему спорткару, только задний. Что касается мотора, то изначально самоделка получила скромный двигатель от «классики», но затем он уступил место 4-цилиндровому 1,8-литровому мотору мощностью 113 л.с. от BMW 318, работающему в паре с 4-ступенчатым «автоматом». К сожалению, из-за большой любви к своему детищу, Сергей никогда не нагружал ISV на полную мощность, так что истинных скоростных возможностей автомобиля мы никогда, видимо, не узнаем. Сам же автор спорткара ездит довольно аккуратно и больше 140 км/час не разгоняется.

Заглянем в салон ISV. Здесь классическая спорткаровская 2-местная компоновка с интерьером, максимально заточенным под удобство водителя. И это не удивительно, ведь изготовлен салон вручную, неоднократно дорабатывался и переделывался. Здесь, как и в экстерьере, можно увидеть достойную спорткара концепцию оформления интерьера, некоторые детали которого также напоминают стилистику автомобилей известных производителей. У ISV съемная крыша, гильотинные двери, есть кондиционер, гидроусилитель, стильная панель приборов от Audi и аудиосистема.
О цене ISV говорить сложно. Сам создатель считает свой автомобиль бесценным и, по некоторым данным, однажды отказался продать его за 100 000 евро.

На этом все, мы познакомили вас с самыми интересными и качественными самодельными автомобилями последнего времени, допущенными к эксплуатации на дорогах общего пользования. Каждый из них по-своему уникален, оригинален и интересен. Но все вместе они, безусловно, оставили свой яркий след в истории мирового автопрома и подарили море положительных эмоций не только своим создателям, но и многочисленным посетителям различных автомобильных выставок и шоу. Надеемся, что количество любителей творить в своем гараже автомобили-шедевры будет только расти, а, значит, у нас появятся поводы для новых рейтингов.