Специальный или специализированный? Cпециализированные транспортные средства Классификация автомобилей: специальные автомобили.

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

В самом начале автомобильной эры, на рубеже XIX и XX веков, машины были исключительно пассажирскими. Очень скоро произошло их первое разделение по назначению: для перевозки людей и для транспортировки грузов. Сегодня существует несколько классификаций автомобильного транспорта, но на первом месте всегда будет стоять его назначение.

Какие бывают классы автомобилей

Грузовые машины предназначены для транспортировки различных грузов на малые и большие расстояния.

Пассажирские перевозят свыше 8 человек и представляют собой разновидности автобусов.

Легковые перевозят до 8 человек, это наиболее массово выпускаемые автомобили.

Грузопассажирские способны перевозить одновременно людей и грузы.

Специальные – это специализированные автомобили для выполнения определенных задач.

Сравнение

Конструкция каждого из них еще на стадии проектирования «заточена» для решения одной определенной задачи. Этим достигается ее максимальная эффективность.

Грузовые автомобили, наряду с железнодорожным, водным и воздушным транспортом, играют важную роль в экономике любой страны, обеспечивая транспортировку грузов в нужные места. Грузовые автомобили делятся по грузоподъемности и по типу кузова: бортовые, крытые, тентовые, самосвалы, перевозящие готовые стройматериалы (например, бетономешалки), жидкие и замороженные продукты, контейнеры. К грузовым автомобилям относятся и разнообразные тягачи: от мощных армейских и до дальнобойных автопоездов с прицепами и полуприцепами.

Пассажирские автомобили представлены исключительно автобусами разной вместимости. К этому классу относятся и микроавтобусы (маршрутки), и труженики городского общественного транспорта, и автобусы, обеспечивающие пригородные и местные пассажирские перевозки. Особое место среди автобусов занимают специализированные модели – школьные, предназначенные исключительно для детей. Более мощные и габаритные автобусы курсируют по междугородным трассам. Самые представительные автобусы по конструкции, дизайну и уровню комфорта пассажиров – это туристические модели. Автобусы междугороднего и туристического назначения нередко путешествуют за пределами страны.

Легковые автомобили открыли эру автотранспорта и сегодня являются бесспорным лидером автомобильной промышленности. Каждый год их во всем мире выпускаются десятки миллионов штук. Внутри своего класса легковые автомобили делятся по типу кузова и по рабочему объему цилиндров двигателя. Пожалуй, именно здесь сконцентрировалось все разнообразие конструкторской мысли автопрома и весь дизайнерский размах. Под одной крышей собираются скромные микролитражки на двух человек и шикарные длинные лимузины, внутри которых прячутся богачи и суперзвезды, деловые пикапы и семейные минивэны, стремительные седаны и неприхотливые кроссоверы. Легковой автомобиль ныне не обходится без применения новейших материалов, компьютерной начинки и спутниковой системы позиционирования.

Грузопассажирские автомобили используются там, где требуется одновременно перевезти и людей, и грузы. Например, на базе легкового микроавтобуса создан перевозчик малогабаритных предметов мебели и аналогичных грузов вместе с грузчиками. А на базе грузового КамАЗа – автомобиль, доставляющий дежурную слесарную бригаду вместе с инструментами и оборудованием к месту проведения срочных работ.

К специальным автомобилям относится специализированный транспорт экстренных служб: кареты скорой помощи и пожарные автомобили. Большую отдельную группу составляют специальные автомобили для выполнения различных строительных и дорожных работ: тракторы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, автокраны. Для уборки городских улиц служат несколько типов уборочных автомобилей. Автолавки помогают вести передвижную мелкорозничную торговлю. В труднодоступные места помогут добраться амфибии, выжить в горячих точках – бронемобили. Наконец, самые яркие и знаменитые представители специальных автомобилей – гоночные модели: болиды Формулы-1, молнии NASCAR, легкие и прочные багги.

Выводы сайт

  1. Грузовые автомобили обеспечивают транспортировку разнообразных грузов. Они перевозят грузы как в кузове, так и в прицепах.
  2. Пассажирские автомобили перевозят более 8 человек, это автобусы разной вместимости.
  3. Легковые автомобили перевозят от 2 до 8 человек. Таких моделей выпускается в мире больше из всех классов автотранспорта.
  4. У легковых автомобилей наибольшее разнообразие по типу кузова.
  5. Грузопассажирские автомобили перевозят людей вместе с грузами.
  6. Специальные автомобили конструируются для выполнения определенных задач узкого направления.

Cпециализированные транспортные средства


Такие транспортные средства приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки, и оборудованы различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность и качество доставляемых на строительные объекты грузов и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Применение специализированного транспорта способствует повышению эффективности и качества строительства, позволяет снизить себестоимость перевозок, свести к минимуму потери строительных материалов и полуфабрикатов, а такте повреждение строительных изделий и конструкций, которые весьма значительны при использовании транспортных средств общего назначения. В настоящее время без применения специализированного транспорта практически невозможна доставка многих грузов на объекты строительства. Большинство специализированных транспортных средств представляют собой сменные прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, пневмоколесным тягачам и тракторам, что позволяет более эффективно использовать базовую машину.

В условиях городского строительства широко применяется автомобильный специализированный транспорт. Современные специализированные транспортные средства для строительства выпускаются в соответствии с утвержденным Госстроем «Типажом специализированных автотранспортных средств для строительства» и предназначены для перевозки грунта, сыпучих и глыбообразных грузов (самосвалы), жидких и полужидких (битумовозы, известковозы, бетоно- и растворовозы), порошкообразных (цементовозы), мелкоштучных и тарных грузов (контейнеровозы), длинномерных грузов (трубовозы, металловозы, лесовозы), железобетонных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).

Автомобили-самосвалы перевозят строительные грузы в металлических кузовах с корытообразной, трапециевидной и прямоугольной формой поперечного сечения, принудительно наклоняемых при разгрузке с помощью подъемного (опрокидного) механизма назад, на боковые (одну или две) стороны, на стороны и назад. По назначению различают специальные карьерные и универсальные общестроительные самосвалы. В условиях городского строительства применяют универсальные самосвалы (рис. 2.7) грузоподъемностью 4… 12 т, предназначенные для перевозки грунта, гравия, щебня, песка, асфальта, бетонной смеси, строительного раствора и т. п. Современные универсальные самосвалы выпускают на шасси грузовых бортовых автомобилей общего назначения (иногда с укороченной базой) и оборудуют однотипными гидравлическими системами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова, высокую надежность и безопасность работы.

Основными узлами таких систем является масляный бак, гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, один или несколько (в зависимости от грузоподъемности) телескопических гидроцилиндров одностороннего действия, непосредственно воздействующих на кузов, распределитель или кран управления, соединительные трубопроводы и предохранительные устройства. Гидроцилиндры подъемных механизмов могут иметь горизонтальное, наклонное и вертикальное расположение и устанавливаются на раме автомобиля под передней частью кузова или на переднем его борту (рис. 2.7, а). Разделитель или кран управления направляет поток рабочей жидкости от насоса к гидроцилиндру (или синхронно работающим гидроцилиндрам) при опрокидывании кузова, соединяет полости гидроцилиндров со сливным баком при опускании кузова, ограничивает давление в системе и обеспечивает фиксацию кузова в определенных положениях (крайних или промежуточных).

Наиболее распространены в строительстве самосвальные автопоезда в составе автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Автомобили-самосвалы

Автомобиль-самосвал разгружается на стороны, а прицеп-самосвал - на стороны и назад. Прицепы-самосвалы могут иметь разъемные (сдвоенные) кузова, передний из которых разгружается на две (боковые), а задний - на три (боковые и назад) стороны. Современные автомобили-самосвалы и самосвальные прицепы имеют унифицированные кузова, ходовую часть, подъемные механизмы и оборудуются системой автоматического открывания и закрывания бортов с управлением из кабины водителя.

Для перевозки керамзита и других сыпучих материалов с небольшой плотностью применяют специализированные прицепы и полуприцепы - керамзитовозы грузоподъемностью до 12 т, т. е. самосвалы с увеличенной вместимостью кузова.

При перевозках на строительные объекты мелкоштучных и тарных грузов (санитарно-технической и вентиляционной аппаратуры, отделочных, изоляционных и кровельных материалов, кирпича, оконных и дверных блоков, небольших по массе и размерам сборных железобетонных конструкций и т. п.) все шире используют контейнеризацию и пакетирование. Для доставки контейнеров и пакетов применяют бортовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения и специализированные транспортные средства - автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы.

Автомобили-самопогрузчики наряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-раз-грузочных устройств, установленных на самом автомобиле. Автомобили-самопогрузчики оборудуют бортовыми манипуляторами, качающимися порталами, грузоподъемными бортами и навесными грузоподъемными устройствами.

Автомобили-самопогрузчики с качающимся порталом (бокового или заднего расположения, рис. 2.8, а) предназначены для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров массой до 5 т. Рабочий орган - качающийся портал шарнирно соединен с платформой для установки контейнеров и может поворачиваться в вертикальной плоскости на угол до 120° двумя синхронно действующими длинно-ходовыми гидроцилиндрами двустороннего действия. Качающиеся порталы используют также для погрузки-разгрузки сменных кузовов-контейнеров. Для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров большой грузоподъемности (20 т и более) применяют полуприцепы, оборудованные боковыми гидравлическими перегружателями (рис. 2.8, б).

Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы оборудуют выдвижными и откидными гидравлическими опорами 3, действующими при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающими устойчивость машины и разгрузку ее ходовой части.

Автомобили-самопогрузчики с бортовыми гидравлическими манипуляторами осуществляют самопогрузку и саморазгрузку базового автомобиля и прицепа, погрузку-разгрузку других расположенных рядом транспортных средств, а также могут быть использованы на строительно-монтажных работах небольшого объема.

Манипулятор грузоподъемностью 2,5 т состоит (рис. 2.9) из поворотной колонки, шарнирно сочлененного стрелового оборудования, двух выносных гидравлических опор, механизма поворота стрелы в плане, двух пультов управления и комплекта сменного рабочего оборудования.

Рис. 2.8. Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы

Рис. 2.9. Автомобиль-самопогрузчик с бортовым манипулятором

Стреловое оборудование смонтировано на поворотной колонке, установленной на опорной раме шасси, и состоит из рукояти, рычага, телескопической стрелы с основной и выдвижной секциями, гидроцилиндров управления, крюковой подвески или ротатора. Ротатор обеспечивает манипулирование грузом в горизонтальной плоскости через реечную передачу и гидроцилиндр двустороннего действия, штоком которого является рейка ротатора, входящая в зацепление с шестерней.

В комплект сменного рабочего оборудования манипулятора входят удлинитель стрелы, выдвигаемый вручную, вилочный подхват, клещевой захват для пакетированных грузов и захват для контейнеров. Поворот стрелового оборудования в плане на угол 400° обеспечивается реечным поворотным механизмом, включающим два попеременно работающих гидроцилиндра, рейку и шестерню, жестко закрепленную на валу поворотной колонки. Привод аксиально-поршневого насоса гидросистемы манипулятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Управление манипулятором может осуществляться с любого из двух пультов управления, расположенных по обеим сторонам автомобиля.

Конструкции отечественных бортовых манипуляторов выполнены по единой принципиальной схеме и различаются между собой грузовым моментом, грузоподъемностью, высотой подъема и опускания крюка, массой, габаритными размерами. Компоновочные схемы размещения бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах показаны на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Размещение бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах

Для перевозки жидких вяжущих материалов (битум, гудрон, эмульсии) в разогретом состоянии от предприятий-изготовителей к местам производства дорожных, кровельных и изоляционных работ применяют битумовозы и автогудронаторы. Они представляют собой цистерны эллиптической формы, смонтированные на шасси автомобилей или на полуприцепах к седельным тягачам, и оснащаются системами подогрева (для поддержания температуры перевозимого материала не ниже 200°С) и выдачи мастики. Вместимость цистерн гудронаторов 3500…7000 л, битумовозов - 4000… 15000 л.

Для перевозки труб длиной 6… 12 м диаметром до 1420 мм и сварных секций из труб (плетей) длиной 24…36 м применяют специальные автопоезда - трубовозы и плетевозы. В состав трубовоза входят автотягач, одноосный прицеп-роспуск с жестким дышлом или полуприцеп. Тяговое усилие на груженый прицеп-роспуск передается у трубовозов через тягово-сцепное устройство и дышло, у плетевозов - непосредственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и двухосном прицепе-роспуске. Количество одновременно перевозимых труб устанавливается, исходя из грузоподъемности автопоезда. При многорядной укладке трубы увязывают предохранительным канатом. Для перевозки изолированных труб в городских условиях обычно применяют специализированные полуприцепы-трубовозы о гидравлическими разгрузочными механизмами, обеспечивающими сохранность изолирующего слоя и подготовленных для сварки торцов труб при транспортировке, погрузке и разгрузке.

Рис. 2.11. Автопоезд для перевозки труб

На рис. 2.11, а показан седельный тягач с полуприцепом-трубовозом грузоподъемностью т, оборудованным двумя (передним и задним) гидравлическими разгрузочными механизмами 2. Рама полуприцепа выполнена раздвижной и на передней и задней ее частях имеются деревянные опорные плоскости и боковые стойки. Полуприцеп оборудован передним и задним металлическими предохранительными щитами 5, предотвращающими осевое перемещение труб при перевозке. Разгрузочный механизм состоит из телескопической стрелы (рис. 2.11, в), раздвигаемой встроенным гидроцилиндром, и двух телескопических гидроцилиндров для поворота стрелы с грузовым захватом для труб в вертикальной плоскости. На рис. 2.11, б, в показаны положения стрелы соответственно перед разгрузкой и в конце разгрузки. Устойчивость автопоезда обеспечивается откидными опорами 6. Пульт управления разгрузочными механизмами расположен в передней части полуприцепа. Трубовозы и плетевозы оборудуют габаритными сигналами. Грузоподъемность автомобильных трубовозов 9…12 т, плетевозов - 6…19 т.

Для перевозки крупноразмерных железобетонных конструкций и деталей с заводов-изготовителей на строительные площадки применяют специализированные прицепы и полуприцепы: панелевозы, фермовозы, балковозы, плитовозы, блоковозы и сантехкабиновозы. Выбор типа транспортного средства определяется габаритами, массой и условиями перевозки изделий.

Панелевозы (рис. 2.12, а) выполнены в виде полуприцепов к седельным автотягачам и предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п. Различают ферменные и рамные полуприцепы-панелевозы. Несущий металлический каркас ферменных панелевозов выполняют в виде пространственной фермы («хребта») трапециевидного (рис. 2.12, б) или прямоугольного сечения или в виде двух плоских продольных ферм, соединенных между собой передней и задней опорными площадками и горизонтальными связями (рис, 2.12, в). Хребтовая ферма располагается по продольной оси симметрии полуприцепа, а перевозимые панели - в кассетах по обеим сторонам от нее под углом 8… 12° к вертикали. Передняя и задняя площадки фермы имеют поручни для такелажников. У панелевозов с плоскими несущими фермами панели располагаются в несколько рядов вертикально в кассете между фермами. Некоторые конструкции панелевозов имеют также дополнительные боковые наклонные кассеты для перевозки укороченных панелей в один ряд (рис. 2.12, г), что позволяет лучше использовать грузоподъемность автопоезда. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Рамные прицепы-панелевозы (рис. 2.12, д) имеют раму, несущую кассету и воспринимающую основную нагрузку. Панели устанавливаются внутри кассеты на деревянный настил и удерживаются от бокового перемещения зажимными винтами. Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задняя - на одноосную или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами.

Рис. 2.12. Панелевозы

В стесненных условиях городской застройки обычно применяют панелевозы с управляемыми задними тележками, улучшающими маневренность автопоезда. Современные полуприцепы-панелевозы оборудуются раздельно управляемыми гидравлическими опорами с гидроцилиндрами двустороннего действия, работающими от гидросистемы автомобиля, и имеют автоматическую сцепку с тягачом, что позволяет вести монтаж непосредственно с панелевозов (монтаж с «колес»), более эффективно использовать базовый автомобиль, который может обслуживать несколько сменных полуприцепов (челночный метод работы) и осуществлять погрузку-разгрузку панелевоза на неровных площадках. Грузоподъемность полуприцепов-панелевозов 9…22 т.

Ферменные и рамные панелевозы можно переоборудовать в полуприцепы платформенного типа и использовать для перевозки плит, балок, фундаментных блоков и других грузов. Это повышает их универсальность и коэффициент использования пробега за счет возможности загрузки машины при движении в обратном направлении.

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены для перевозки ферм длиной 12…30 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют ферменную или балочную конструкцию с кассетной платформой и двухосной со сдвоенными колесами управляемой и неуправляемой тележками. В условиях стесненных строительных площадок применяют полуприцепы-фермовозы с гидравлическим управлением тележки, у которой каждое колесо поворачивается на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда.

На рис. 2.13 показан автопоезд-фермовоз для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 2,5 м. Рама полуприцепа кассетного типа ферменной конструкции передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней - на седельно-опорное устройство двухосной задней управляемой тележки 4. Колеса тележки управляются автоматически с помощью следящей системы с гидравлическим приводом. Переднюю передвижную опору полуприцепа устанавливают вдоль рамы в зависимости от длины перевозимых ферм и передвигают с помощью ручной лебедки. Ферма опирается на грузовые площадки рамы и закрепляется в верхнем ее поясе прижимными винтами. Грузоподъемность полуприцепов-фермовозов 10…22 т.

Рис. 2.13. Автопоезд-фермовоз

Полуприцепы-сантехкабиновозы и блоковозы предназначены для перевозки объемных элементов жилых и промышленных зданий (унифицированных санитарно-технических кабин, блок-комнат, маршей), технологического оборудования (секций лифтов, трансформаторов, котлов, бункеров, баков и др.) и контейнеров. По конструкции они имеют много общего с панелевозами рамного типа и отличаются низким расположением грузовой площадки и отсутствием специальных средств крепления.

Рис. 2.14. Сантехкабиновоз

Полуприцеп-сантехкабиновоз (рис. 2.14) представляет собой сварной из гнутых и прокатных профилем каркас кассетного типа, передняя часть которого опирается на седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задняя - на одно- или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Оборудуются они механическими или управляемыми гидравлическими опорными устройствами. Грузоподъемность 4…30 т.

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Несущей частью грузовой площадки плитовоза является хребтовая рама с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками. Полуприцепы имеют одноосную или двухосную заднюю тележку. Некоторые конструкции плитовозов выполняют с раздвижной телескопической рамой. Грузоподъемность плитовозов до 22 т.

Для перевозки тяжеловесного крупногабаритного оборудования и строительных машин применяют трех-, четырех- и шестиосные многоколесные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20… 120 т с низкорасположенной платформой. Прицепы транспортируют балластными автомобильными тягачами, а полуприцепы - седельными. Прицепы и полуприцепы большой грузоподъемности оборудуют гидравлическими подъемными механизмами для опускания платформы при погрузке и подъеме ее при транспортировке грузов. Для погрузки и выгрузки грузов на тягаче устанавливают лебедку с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

Основными направлениями развития специализированных транспортных средств являются: расширение их серийного производства и номенклатуры с одновременным снижением количества типоразмеров, создание транспортных средств многоцелевого назначения, совершенствование механизмов крепления грузов, опорных, зажимных и погрузочно-разгрузочных устройств, повышение единичной грузоподъемности и широкая унификация машин.

Необходимость создания специализированных транспортных средств связана с разнообразием перевозимых грузов. Это относится в первую очередь к перевозке строительных грузов: крупногабаритных строительных конструкций различных конфигураций, сыпучих нерудных материалов и других видов грузов, необходимых для промышленного и гражданского строительства. Для перевозки промышленных, торговых и сельскохозяйственных грузов требуется многообразный специализированный подвижной состав: контейнеровозы, таровозы, лесовозы, трубовозы, металловозы, автомобили, оборудован, ные саморазгружающимися устройствами, и др. Изобретатели и рационализаторы ленинградских автопредприятий и авторемзаводов, а также конструкторы и разработчики постоянно совершенствуют и создают новые образцы специализированных транспортных средств, способствующих механизации погрузочно-разгрузочных работ и в конечном итоге повышающих производительность труда при автоперевозках.

Самосвальный прицеп модели Т-325А предназначен для работы в составе автопоездов с автомобилями-самосвалами «Татра»-148СЗ, «Татра»-815СЗ и используется для перевозки сыпучих материалов. Прицеп состоит из сварной рамы, выполненной из швеллеров № 14 и 12. В передней части рамы расположено сцепное устройство, в средней части смонтированы кронштейны под крепление гидроподъемника, в задней части рамы приварены кронштейны подвески задней оси.

Платформа прицепа представляет собой сварную конструкцию из прокатных и гнутых профилей, ее внутренние размеры -3224X2350X618 мм. Платформа опрокидывается на боковые стороны. Боковые борта подвешены на верхних шарнирах, запоры бортов - рычажного типа. Подвеска осей прицепа выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Колеса бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами.

Пневматический привод осуществляется по однопроводной («Татра»-148СЗ) и двухпроводной («Татра»-815СЗ) схемам. Стояночный тормоз имеет ручной механический привод только на колодки задней оси, для фиксации привода использовано храповое устройство.

Прицеп оснащен телескопическим гидроподъемником от автомобиля-самосвала MA3-503.

Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978 (рис. 1) предназначен для перевозки санитарно-технических кабин с габаритными размерами не более 2700Х1600Х Х2600 мм, а также илит, блоков и контейнеров. Этот низкорамный полуприцеп имеет три погрузочные площадки (на переднюю и заднюю устанавливается по одной кабине, на среднюю - три кабины).

Платформа полуприцепа представляет собой сварную конструкцию ступенчатой формы с продольными несущими балками. Опорная и колесная рамы имеют трехстороннее ограждение. Ось с колесами и рессорами в сборе заимствована от полуприцепа MA3-93801. Пневматический привод тормозов осуществлен по однопро-водной схеме.

В качестве основного седельного тягача применяется автомобиль МАЗ -5429 (МАЗ -504) или тягач К.амАЗ-5410.

Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2 (рис. 2) служит для перевозки строительных^ железобетонных плоских стеновых панелей и изделии объемного типа. Рама полуприцепа имеет сварную конструкцию, изготовлена из швеллера № 20, в верхней части по всей длине замкнута верхним поясом ферм, а в средней части - нижним поясом ферм. Боковые фермы образуют в средней части полуприцепа кассету.

Рис. 1. Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978

Рис. 2. Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2

Рис. 3. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-2

Рис. 4. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-3

Опорное устройство, подвеска и ось заимствованы от полуприцепа МАЗ -5245. Опорное устройство представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме полуприцепа. Подвеска выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Трапы и верхние площадки полуприцепа имеют ограждения для безопасной работы такелажников. Основным тягачом полуприцепа является седельный тягач МАЗ -504А.

Полуприцеп кассетного типа изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт» по чертежам проектно-технологического бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-самосвал модели 84А2 выпускается в трех модификациях: 84А2-ПС-1-для перевозки сыпучих строительных материалов с большой удельной массой; 84А2-ПС-2 (рис. 1.3) - для перевозки обычных сыпучих строительных материалов; 84А2-ПС-3 (рис. 1.4) - для перевозки длинномерных строительных изделий и материалов.

Опорное устройство полуприцепа унифицировано с опорным устройством полуприцепов А-483 и А-490 и представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме. Ось с колесами и подвеской в сборе заимствованы от полуприцепа MA3-93801.

Полуприцеп оборудован двумя гидроцилиндрами от автомобиля-самосвала ЗИЛ -ММЗ -555. Возможна установка гидроцилиндров от автомобилей ЗИЛ -ММЗ -4502 и МАЗ -5549.

Основным тягачом полуприцепа-самосвала является седельный тягач модели МАЗ -5429 с гидрооборудованием или тягач КамАЗ-5410 с гидрооборудованием.

Тягач с подъемным седельным устройством на базе автомобиля ЗИЛ -130 модели А-824 используется на территориях перевалочных баз, товарных станциях и других грузообразующих объектах, где постоянно существует необходимость транспортирования полуприцепов на небольшие расстояния к местам погрузки и выгрузки. Для выполнения этих операций в автопредприятиях используются маневровые тягачи с подъемным седельным устройством на базе стандартного автомобиля ЗИЛ -130. Конструкция тягача, выполненная по предложению рационализаторов проектно-технологического бюро Главленавтотранса, исключает необходимость механического подъема опорных катков полуприцепа и высвобождает линейные автомобили от непроизводительной работы на грузовых площадках.

Переоборудование стандартного автомобиля ЗИЛ -130 в маневровый тягач не представляет особой сложности и может быть выполнено в условиях автопредприятия. Для этого на раму автомобиля ЗИЛ -130 устанавливается подъемная рама, передний конец которой шарнир-но связан с кронштейном, а задний - со штоками гидроподъемников. Гидроподъемники (2 шт.) использованы от автомобиля ЗИЛ -ММЗ -555. На подъемной раме крепится седельное устройство, заимствованное от автомобиля-тягача ЗИЛ -130В1. Высота подъема седла - 300 мм. Лонжероны рамы соединены между собой опорной плитой, в передней части которой установлены направляющие салазки для облегчения сцепки тягача с полуприцепом.

Седельно-сцепное устройство связано с подъемной рамой тормозной камерой, которая служит для открывания замка седельного устройства. Подъемная рама в поднятом положении (для разгрузки гидроцилиндров) удерживается опорными башмаками; поворот башмаков осуществляется через вторую тормозную камеру, установленную на поперечине подъемной рамы. Управление тормозными камерами через пневмоприводы осуществляется из кабины автомобиля.

Весь монтаж подъемно-сцепного устройства производится без разборки или какой-либо доработки шасси автомобиля ЗИЛ -130. Электропроводка сигнальных и световых приборов выполняется по электрической схеме тягача ЗИЛ -130В1.

Рис. 5. Автомобиль-картофелевоз

Автомобиль-картофелевоз, изображенный на рис. 5, выполнен на базе автомобиля ГАЗ -53.

Существующие способы перевозки картофеля (в бортовых автомобилях, фургонах, контейнерах, поддонах, различной таре) не обеспечивают должной механизации погрузочно-разгрузочных операций и сохранность картофеля в холодное время года Новая конструкция кар-тофелевоза служит для бестарной перевозки картофеля с овощных баз в торговые точки города.

Основным оборудованием картофелевоза является специальный кузов-бункер с ленточным выдвижным транспортером. Кузов-бункер каркасного типа имеет

П-образное основание. Снаружи корпус бункера обшит листовым железом. Внутри обшивка деревянная, предохраняющая картофель от ударов и одновременно служащая теплоизолятором. Вертикальные стенки бункера покрыты теплоизоляционным материалом, обшитым фанерой.

В крыше бункера имеется загрузочный люк, который открывается и закрывается с помощью рукоятки через систему блоков на задней стенке бункера. Разгрузочный люк перекрывается шиберной заслонкой, над которой в раструбе вмонтирован ворошильный рычаг. Рычаг приводится в движение рукояткой на левом борту бункера. Для свободного скатывания картофеля разгрузочный люк поверх обшивки покрыт алюминиевым листом. Для наблюдения за погрузкой и выгрузкой картофеля в левой стенке бункера предусмотрено смотровое окно.

Ленточный транспортер имеет приводной и натяжной барабаны. Приводом служит электромотор мощностью 1,3 кВт. Питание электромотора осуществляется от городской сети 220 В.

Электромотор с приводным барабаном расположен в передней части транспортера под бункером. Задняя часть транспортера с натяжным барабаном в транспортном положении частично выступает за пределы бункера. При разгрузке она может быть поднята на необходимую высоту (до 2300 мм) от уровня поверхности стояночной площадки автомобиля. В рабочем и транспортном положениях транспортер крепится фиксирующим устройством. Пульт управления транспортером расположен в шкафу на задней стенке бункера.

При выгрузке бункера картофелевоз устанавливают задним концом транспортера против складского помещения на расстоянии не ближе 2 м от стены здания, транспортер поднимают на нужную высоту к месту приема груза и с помощью присоединительного кабеля включают питание электродвигателя. По окончании разгрузки транспортер устанавливают в транспортное положение, затем отключают питание электродвигателя. При закрытых загрузочном люке и шиберной заслонке автомобиль готов к движению.

В картофелевозе предусмотрен воздухообогрев бункера за счет отвода тепла от выхлопного трубопровода. Циркуляция воздуха осуществляется вентилятором системы отопления кабины водителя.

Техническая документация на автомобиль-картофеле-воз находится в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-панелевоз модели А-483 хребтового типа предназначен для перевозки домостроительных панелей длиной до 7,5 м. Панелевоз представляет собой сварную рамную конструкцию, обеспечивающую транспортировку панелей в наклонном положении. Полуприцеп-панелевоз работает в сцепе с тягачом МАЗ -5429.

Полуприцеп разработан в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении (рис. 1.6) обеспечивает перевозку строительных изделий различного типа, в том числе конструкций, которые необходимо перевозить в подвешенном состоянии, например Т-образных рам. Полуприцеп состоит из сварной рамы, изготовленной из двух продольных ферм. Фермы связаны поперечинами, образующими в средней части замкнутую кассету, которая служит для перевозки стеновых панелей. Для перевозки конструкций типа Т-образных рам в подвешенном состоянии на верхних поясах продольных ферм установлены подвижные поперечные балки, имеющие ролики и стопорные устройства. Для предотвращения поперечного перемещения строительных конструкций подвижные балки снабжены боковыми вертикальными роликами.

м

Рис. 6. Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении

Полуприцеп буксируется седельным тягачом, выполненным на базе автомобиля КрАЗ.

Фургон модели 84А15 предназначен для перевозки промышленных и продовольственных грузов. Он устанавливается на шасси газобаллонных автомобилей ГАЗ -52-28 или ГАЗ -53-27. Фургон изготовлен из металла, его каркас выполнен из профиля прямоугольного сечения, наружная обшивка каркаса - из стального листа толщиной 0,8 мм. На передней и боковых стенках фургона расположены деревянные брусья типа решетки. В задней стенке имеется двустворчатая дверь, надежно запирающаяся специальным штанговым запором с устройством, обеспечивающим сохранность пломбы от повреждения. Для удобства входа и выхода из фургона у задней двери расположена выдвижная откидывающаяся лестница, которая в транспортном положении крепится под полом фургона.

Кузов-фургон модели 79А2, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий в контейнерах, устанавливается на автомобиле ГАЗ -52-01. Кузов имеет сварной каркас из труб прямоугольного сечения. Снаружи каркас обшит листовым металлом толщиной 0,8 мм, внутри потолок и стенки обиты фанерой, пол набран из досок толщиной 25 мм, сверху каркас покрыт оцинкованным листом.

Для удобства погрузки и выгрузки контейнеров предусмотрены две направляющие из неравнобокого уголка с упорами, крепящиеся с помощью шпилек к основанию фургона, и два зажима, прижимающие контейнеры к передней стенке фургона и предохраняющие их от продольного смещения.

Фургон имеет пять дверей - четыре двери с правой стороны и одну сзади. Двери сварные, двустворчатые, снабжены внутренними верхними и нижними замками, снаружи обшиты листовой сталью, изнутри фанерой.

В фургоне предусмотрены естественная вентиляция, отбойные брусья и водосток. Вентиляционные люки расположены в передней и задней стенках фургона.

Рис. 7. Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей

Кузов-фургон разработан проектно-технологическим бюро Главленавтотранса и изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт».

Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей (рис. 7) предназначена для буксировки автомобилей НЫСА , ЖУК , ЕрАЗ, УАЗ и др. Ось тележки изготовлена из толстостенной трубы диаметром 130 мм. На оси насажены ступицы от автомобиля НЫСА -522. Колеса тележки использованы от автомобиля УАЗ . Ширина колеи колес- 1400 мм.

Ось тележки проходит через дышло коробчатого сечения, изготовленного из листовой стали толщиной 10 мм. К передней части дышла приварена буксировочная петля, задняя часть дышла является опорной площадкой, на которую установлен гидравлический домкрат грузоподъемностью 5 т. К средней части дышла приварены две вертикальные стойки длиной 240 мм, связанные между собой стальной перемычкой. Детали выполнены из швеллера № 10.

К атегория: - Транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины

В.И.КРАСНЫХ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ?

Прилагательное специальный впервые было зафиксировано в Новом словотолкователе Н.Яновского в 1806 г. Как и многие другие прилагательные абстрактного характера, оно было заимствовано из латинского языка. Во всех толковых словарях нашего времени (начиная со Словаря Ушакова) у этого слова выделяются два значения. Приведем толкование, содержащееся в БАС и МАС (в скобках, как и раньше, указываем существительные, употребляемые с этим словом в указанных двух словарях):

1. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение, особый (С. станки, костюм, поезд, задание, заказ и др.).

2. Относящийся к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли (С. статьи, образование, учебное заведение, термины) .

Приведенное толкование представляется нам в целом несколько громоздким, а выделение второго значения – недостаточно оправданным и искусственным, поскольку граница между этими значениями весьма условна. По нашему мнению, в этом случае речь может скорее идти о выделении оттенка основного лексического значения. Исходя из этого мы предлагаем сформулировать значение прилагательного специальный следующим образом: «Особый, предназначенный для какой-л. определенной цели; относящийся к отдельной области, отрасли чего-л., присущий той или иной специальности» . Такое толкование, на наш взгляд, является более точным и компактным и вполне отвечает современному употреблению этого слова.
Рассматриваемое прилагательное сочетается с очень широким кругом существительных, как конкретных, так и абстрактных: автобус, бригада, вагон, гостиница, группа, диета, журнал, задание, заказ, закон, инструменты, исследование, командировка, комиссия, корреспондент, костюм, курс (обмена валюты), лечение, мероприятие, механизм, наблюдение, обслуживание, одежда, операция, организация, подразделение, поезд, поликлиника, помещение, помощник, поручение, правила, представитель, прибор, приглашение, программа, проект, пропуск, раздел, разрешение, рейс, самолет, станок, стоянка, тренировка, ферма, фирма, фонд, школа, экспедиция; образование, учебное заведение, литература, курс лекций, семинар, симпозиум, методика, терминология и т.д. Приведем примеры:
Специальная комиссия пока не раскрыла все военные секреты Багдада (Сегодня. 1994. 16 июня); Для полноценного функционирования агентства нужен специальный закон (Итоги. 1999. № 10); Участникам спектакля выдавались специальные пропуска (Г.Вишневская . Галина); Припарковав машину на специальной стоянке , мы вошли в огромный холл (Т.Полякова. Я – ваши неприятности); Были посланы специальные экспедиции на поиски людей в малоизвестные места Каракумов (Аргументы и факты. 1994. № 27); Муклевич имел специальное морское и техническое образование (Сегодня. 1994. 7 июня); Кабинет Синицына был заставлен стеллажами со специальной литературой и папками с документами (М.Серова . Всем назло).
Как видно из сравнения приведенных примеров, какой-либо четкой, «непроходимой» границы между основным значением прилагательного специальный и его оттенком не существует, поскольку последний как бы перекрывается первым, растворяется в нем. По существу, здесь имело бы смысл говорить лишь об уточнении в ряде случаев указанного обобщающего значения и об актуализации некоторых его скрытых нюансов.

Интересно отметить и такое явление. Многие словосочетания с прилагательным специальный , как и сочетания со словом туристический (см. нашу статью в газете «Русский язык» № 31/2000), за счет семантического стяжения превращаются в сложные слова, так называемые универбы. Однако если образование универбов со словом туристический (например, турбюро, турзаявка ) – процесс активный, характерный для наших дней, то возникновение и функционирование многочисленных универбов с морфемой спец . (спецпаек, спецбуфет, спецателье, спецполиклиника, спецтюрьма, спецхран и мн. др.) – яркая примета советского времени. Большинство таких советизмов перешли из активного словарного запаса в пассивный и становятся историзмами. Исключением являются лишь слова, в которых морфема спец. имеет следующее значение: «специальный, предназначенный для выполнения особых задач или особо трудных заданий». Это значение актуально и для наших дней. Сюда относятся, например, такие сложные слова: спецгруппа, спецотряд, спецназ (отряд специального назначения в системе Вооруженных сил РФ, МВД и ФСБ), спецподразделение, спецрейс, спецслужбы . Все эти слова широко употребляются в современных средствах массовой информации. Кроме того, в современной разговорной речи часто встречаются и такие весьма привычные сокращения: спецкурс, спецсеминар (в вузах), спецподготовка (обучение студентов на военных кафедрах вузов), спецодежда, спецшкола (школа с углубленным изучением иностранного языка или других школьных дисциплин, а также школа для детей с умственными или физическими недостатками).
В отличие от прилагательного специальный его пароним специализированный (причастие, употребляемое в качестве прилагательного) появился в русском языке сравнительно поздно – впервые зарегистрирован в Словаре Ушакова в 1940 г. БАС дает следующее толкование этому слову: «Предназначенный для работы или использования в какой-л. одной узкой области, отрасли; имеющий специальное, особое назначение» . Круг существительных, сочетающихся с этим словом, значительно уже, чем со словом специальный : агентство, ателье, бригада, булочная, выставка, журнал, издание, клиника, магазин, мастерская, предприятие, санаторий, транспорт, ученый совет, ферма, фирма и др. Например:

Специализированные булочные работают, как правило, с реализации (Моск. комсомолец. 1997. 2 декабря); Нужно проводить специализированные выставки сибирских кошек с большим числом участников (Друг. 1999. № 1); «Эксперт» вначале был журналом скорее экономическим, специализированным изданием (Мир за неделю. 1999. № 11); В 1993 г. уже пять торговых фирм имели специализированные магазины (Итоги. 1999. № 44); фотографии нашего любимца (кота Лелика) печатали в специализированных журналах (Работница. 1998. Октябрь).
Несмотря на некоторое неизбежное сходство в толковании рассматриваемых паронимов, между ними имеется тем не менее существенное различие как с точки зрения их значения, так и сочетаемости. Прилагательное специальный в отличие от его паронима специализированный обладает очень широкой сочетаемостью с существительными (см. выше) и используется для выделения какого-либо лица, предмета (в грамматическом смысле слова) или действия из ряда себе подобных. При этом имеется в виду их целевое предназначение или принадлежность к определенной (но достаточно широкой) области человеческой деятельности.
Что же касается паронима специализированный , то он, имея значительные ограничения в лексической сочетаемости, выступает, как правило, в качестве определения к существительным, обозначающим сферу трудовой деятельности человека (например, магазин, ателье, журнал и др.), причем в этом случае указанная деятельность обязательно характеризуется весьма узкой направленностью, т.е. специализацией. Именно поэтому существительные, легко сочетающиеся со словом специальный (например, костюм, прибор, статья, механизм, пропуск, корреспондент, разрешение ), не могут употребляться с прилагательным специализированный .
В то же время надо отметить и другую закономерность: существительные, сочетающиеся со словом специализированный , могут обычно употребляться и со словом специальный , образуя при этом паронимические словосочетания. Сравним несколько таких словосочетаний, смысловое различие между которыми вполне ощутимо. Так, например, когда мы употребляем словосочетания специальный магазин, специальный санаторий, специальное ателье, то имеем в виду, что эти учреждения носят закрытый характер и предназначены для избранного, привилегированного круга людей. С другой стороны, словосочетания специализированный магазин и специализированное ателье означают, что там продают или шьют только определенный вид изделий – мужскую верхнюю одежду, женское платье, изделия из меха, обувь, головные уборы и т.д. А сочетание специализированный санаторий употребляется тогда, когда речь идет о лечении заболеваний той или иной группы – сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, урологических.

Аналогичным образом можно провести разграничение словосочетаний (и, естественно, стоящих за ними понятий) специальный журнал (в знач.: «периодическое издание») и специализированный журнал. Специальный журнал обычно адресован более широкой аудитории, чем специализированный журнал. Каждый читатель выбирает для себя тот или иной специальный журнал исходя из своих интересов и увлечений, а не узкопрофессиональных потребностей. Так, издаются специальные журналы для детей («Мурзилка»), для женщин («Мир женщины», «Работница»), для мужчин («Мужской клуб», «Андрей»), для семейного чтения («Домовой», «Вояж и отдых»), для любителей русского языка («Русская речь»), для любителей собак и кошек («Друг») и т.д. Но есть и специализированные журналы : «Вопросы языкознания», «Стоматология», «Металловедение» и др., предназначенные для сравнительно узкого круга специалистов.
Ввиду семантической близости рассматриваемых прилагательных встречаются случаи ошибочного употребления слова специализированный вместо специальный . Рассмотрим три примера из периодических изданий: «Дети, страдающие этими редкими заболеваниями, нуждаются в специализированном питании либо многие годы, либо всю жизнь» (Известия. 1994. 28 июня); «На Западе имеются специализированные институты для глухих, но у них нет такой практики, как у нас» (Мир за неделю. 1999. № 10); «Пытался устроиться на работу при помощи специализированных изданий , публикующих информацию о вакансиях» (Итоги. 1999. № 10).
В этих предложениях, вероятно, было бы правильнее написать: «нуждаются в специальном питании » (по аналогии: «нуждаются в специальной диете »), «имеются специальные институты » (по аналогии: «имеются специальные школы ») и «при помощи специальных изданий , поскольку издания, о которых идет речь, не являются научными и публикуют информацию не для специалистов какой-либо одной узкой области, а для представителей разных специальностей, ищущих работу. Впрочем, грань, разделяющая такие случаи, является весьма тонкой и не всегда очевидной с первого взгляда. Надеемся, что предложенные нами принципы разграничения указанных паронимов помогут избежать таких ошибок.

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ». Медицинский центр «ТОП ИХИЛОВ» предоставляет услуги лечения в Израиле. Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете получить высококачественную медицинскую помощь врачей с мировым именем в лучшей клинике Израиля . Высочайший уровень сервиса, индивидуальный подход к каждому пациенты, использование современного оборудования и технологий, опыт и профессионализм врачей медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ» позволят в самые быстрые сроки побороть заболевание. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, задать вопрос онлайн-консультанту и записаться налечение, не покидая кресла за своим компьютером, можно на официальном сайте медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ» http://ichilovtop.com

Особый, отдельный, не общий, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Специальный прибор. Специальные инструменты. Поезд специального назначения. Специальный корреспондент газеты. Нужно уделить этому специальное внимание. Специальная одежда.

2. Связанный с отдельной, обособленной отраслью общественной жизни (науки, техники и т.п.), присущий той или иной специальности. Специальная терминология. Специальная научная работа. Специальное образование (отличие от общего).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    специальный - ая, ое. spécial, e adj., нем. spezial <лат. specialis особый, особенный, своеобразный. 1. Отн. к какой л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли. БАС 1. Двояка же есть География, едина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. specialis, от species вид, род). Относящийся к отдельному предмету, к одной науке или к одной ветви её; противоположный общему. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СПЕЦИАЛЬНЫЙ исключительный,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    The Outer Limits: The Special One … Википедия

    специальный - СПЕЦИАЛЬНЫЙ, ая, ое. Ирон. Специфический, особенный, выдающийся. Это мужик специальный … Словарь русского арго

    СПЕЦИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. полн. Особый, исключительно для чего н. предназначенный. Специальное оборудование. Специальное задание (особо важное). С. корреспондент. 2. Относящийся к отдельной отрасли чего н., присущий той или иной… … Толковый словарь Ожегова

    См. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    Прил., употр. часто Морфология: специален, специальна, специально, специальны; специальнее; нар. специально 1. Специальным называют то, что предназначено исключительно для какой либо цели, то, что имеет особое назначение. Специальное оборудование … Толковый словарь Дмитриева

    специальный - ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Особый, предназначенный для определенной цели. Специальный инструмент. Отряд специального назначения. Специальный корреспондент. Деньги, продолжал артист, должны храниться в госбанке, в специльных сухих и хорошо… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Специальный агент высших сил , Алексей Зубко. Не думал бывший специальный агент преисподней, что, выбрав жизнь простого смертного, он против своей воли окажется втянут в битву с новоявленным божком, претендующим ни много ни мало на…
  • Специальный приз , А. Ампелонов. Герои этой книги - современные школьники. Читатель встретится с ними на уроке, в школьной мастерской, на спортивной площадке и школьной сцене. Рассказы повествуюто том, как важно научиться…