Заз 965 год выпуска. "русское авто с берегов даугавы"

1965 ЗАЗ 965 “Запорожец”

ЗАЗ-965 «Запорожец» - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.

ЗАЗ-965А «Запорожец» - модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год.


Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

ЦЕНА

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей - впрочем, реально в том году была выпущена лишь небольшая партия автомобилей, в основном разошедшихся по заводам-смежникам ЗАЗа, первые же товарные автомобили пошли в продажу уже после денежной реформы, по цене 1 800 руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.).

Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.

МОДИФИКАЦИИ

  • 965/965А - стандартная модификация

  • 965Э/965АЭ «Ялта» - экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).

  • 965Б/965АБ - модификация, предназначенная для инвалидов, с поврежденными ногами и здоровыми руками.

  • 965Р/965АР - модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу.

  • 965С/965АС - почтовый фургон, для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филёнками.
  • Пикап для внутризаводского использования, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.


ЗАЗ-965 В НАРОДЕ

Раннюю версию ЗАЗ-965 можно видеть в кинофильме «Королева бензоколонки».

Также автомобиль фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино» -

…и «Запорожец» старый купили, разваленный…

«ЗАЗ-965» мельком показывается в советском мультфильме «Ну, погоди!» в пятом выпуске, когда Волк пытается заставить Зайца выйти из телефонной будки. Когда он закуривает много сигарет, его начинает качать и он выходит на дорогу, где его чуть не сбивает зелёный Запорожец. Похожий на ЗАЗ-965 автомобиль можно увидеть и в 20-й серии «Ну, погоди!»

«ЗАЗ-965» также снимался в фильмах «Три плюс два» (1962), «Пока гром не грянет» (1967), «Однажды двадцать лет спустя», «Сыщик» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Золотой глаз» (1995), «Патриотическая комедия» (1992), «ЛОпуХИ. Эпизод 1» (2009); грузинских короткометражках «Субботний вечер» (1975) и «Три рубля» (1976). Экспортную версию ЗАЗ-965АЭ можно увидеть в фильме «Акселератка» (1987), а самодельный кабриолет на базе ЗАЗ-965 - в фильме «Будьте моим мужем» (1981). В серии «По-взрослому» мультсериала «Барбоскины» масштабная модель «ЗАЗ-965» с кузовом кабриолет присутствует в качестве машинки Дружка.

Также ЗАЗ-965 является одним из героев клипа на песню «Эй, парень» Криса Кельми и группы «Рок-ателье».

  • Народные прозвища: «Жужик», «Запор», «ЗАЗик», «Малыш» и др. Но не смотря на насмешки и анекдотичность, автомобиль был народным любимцем, вплоть до 80-х годов прошлого века, при этом и в XXI веке встречаются любители этой модели.


  • Жалюзи воздухозаборники, так называемые «Жабры», имеют ещё одно название, которое имеет интересную историю. В процессе разработки, среди главных проблем автомобиля, являлся перегрев мотора. Решение нашёл один конструкторов завода «Коммунар» (ЗАЗ), по фамилии Вассерман. После испытаний, идея была одобрена и после, за этой деталью, закрепилось прозвище «тёрка Вассермана».
  • Поскольку благодаря конструкции автомобиль отличался высокой проходимостью, в народе шутили: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».


  • Среди модификаций «жужика» была и модель для инвалидов с одной рукой и одной ногой ЗАЗ-965АР. Главной особенностью было автоматическое электромагнитное сцепление - для управления автомобилем использовались только две педали и рычаг переключения передач. Впоследствии оно было признано недостаточно надёжным - ферромагнитный порошок со временем терял свои свойства, кроме того из-за повышенного момента инерции якоря не обеспечивалось быстрое переключение передач, необходимое для интенсивного разгона автомобиля, а синхронизаторы коробки передач существенно перегружались и сильнее изнашивались. Поэтому со временем (уже на моделях на базе ЗАЗ-968) вместо него внедрили сцепление с вакуумным приводом.


  • ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота (на самом деле ранние ЗАЗ-966 тоже имели тумблер поворотников в середине панели приборов) и с дверями, открывающимся против движения автомобиля.

Ровно 55 лет назад, в ноябре 1960-го, на заводе «Коммунар» в Запорожье был начат серийный выпуск микролитражного ЗАЗ-965 - знаменитого «горбатого», ставшего в СССР героем многих фильмов и анекдотов

История создания этой модели началась в середине 50-х годов. Тогда СССР восстанавливал народное хозяйство после Великой Отечественной войны, которая оставила стране не только разруху, но и сотни тысяч инвалидов, ставших таковыми в ходе боевых действий. Многие из них нуждались в транспортных средствах, поскольку не могли передвигаться самостоятельно. Правда, с 1952 года на мотоциклетном заводе в Серпухове для инвалидов было налажено производство мотоколясок, но они отличались крайне неэстетичным дизайном, низким уровнем комфорта и по праву считались пародией на автомобиль и насмешкой над инвалидами войны.

При этом советские руководители, в том числе и Никита Хрущев, понимали, что люди, отдавшие за победу свое здоровье, должны ездить на хороших машинах. Да и вообще советским гражданам подобное авто не помешало бы, ведь уровень их благосостояния рос. Требовался небольшой, надежный, легкоуправляемый, дешевый в производстве, доступный и радующий глаз автомобиль. И вскоре было принято решение о выпуске такой микролитражки.

Подковерные страсти

Разработку поручили специалистам Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК), главным конструктором которого в то время был Александр Федорович Андронов. Вот что он писал об этом в своих мемуарах: «Звонок от заместителя председателя Госплана СССР Н.И. Строкина:

Заезжай ко мне сегодня часов в семь, надо поговорить об одном задании.

Явился. Слушаю.

Я тут завизировал Постановление о Запорожском заводе. В нем на тебя возлагается спроектировать автомобиль. Сроки там короткие, так что имей это в виду. Характеристику сам составь, согласуй с НАМИ и дай мне на утверждение. Я должен сказать, что мне нравится ФИАТ-600. Он технологичен, так что непременным условием в задании должно быть точно такое же членение кузова и способы соединения его панелей. Но ФИАТ мы «обдирать» не должны, это обязательное условие…

Николай Иванович! Но мы приступили к проектированию модели 408, людей не хватает, помещений нет, развивать инженерную службу никто не хочет - ни завод, ни СОВНАРХОЗ. Пусть уж кто-нибудь другой проектирует. Вот хотя бы НАМИ!

Ну, вот еще! Я же сказал, что завизировал Постановление. Тебе это в самый раз, и твои люди знают маленькие автомобили… Этот вопрос решен, приступай к выполнению. В НАМИ я поручил Липгарту готовить вместе с тобой задание и характеристики. Вот и поторопитесь в этом деле…

Но и тут явились трудности. Липгарт в лице НАМИ уперся в желание скопировать переднюю подвеску автомобиля «Фольксваген». Уж давно пора бы не «сдирать». Поспорили… Но при утверждении технического задания и характеристик Строкин принял формулировку НАМИ. Оставался вопрос с двигателем. Сначала был записан двухцилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения. А надо сказать, что от конструкции двигателя зависит конструктивное решение всего заднемоторного агрегата, включая трансмиссию и подвеску, и, кроме того, конструкция силового агрегата в большой мере влияет на конструкцию всей задней части машины.

Спроектировав автомобиль, кузов и хороший двигатель воздушного охлаждения, мы уже предвидели скорое окончание работ, но тут посыпались изменения задания по двигателю, и все утверждены Строкиным. Липгарт предложил двухцилиндровый оппозитный двигатель фирмы BMW с последующей закупкой лицензии. И это тоже было утверждено. Мы перепроектировали всю заднюю часть автомобиля. А через некоторое время был предложен другой двигатель. Очередной вариант - четырехцилиндровый, V-образный, с воздушным охлаждением. НАМИ взялся за его проектирование… В шестой раз переделали заднюю часть автомобиля… Наконец проект был готов. В основу формы кузова был положен вылепленный макет, а в схему членения и соединения кузовных панелей - заложен принцип, примененный на автомобиле ФИАТ-600. Впервые в кузове легкового автомобиля были использованы одинаковые по размеру и форме передние и задние стекла. Передняя подвеска - торсионная, аналогичная таковой фирмы «Фольксваген». Схема автомобиля жизненно крепка, параметры обеих подвесок подобраны удачно для всех видов дорог. Большой клиренс обеспечил езду по проселкам. Малый вес при относительно большой прочности и разумная подетальная унификация с «Москвичом» отличали этот автомобиль».

Поехали!

Выпускать новинку должны были на заводе «Коммунар» в Запорожье, а двигатели поставлялись с Мелитопольского моторного завода. Собственно, «Коммунаром» завод стал при советской власти, а основан он был еще в 1863 году голландским предпринимателем Абрагамом Коопом.

Главная продукция во все времена - сельскохозяйственная техника. Неудивительно поэтому, что ни оборудования, ни специалистов для автопроизводства в Запорожье не оказалось. Все пришлось организовывать с нуля. Большая заслуга в этом принадлежит тогдашнему директору предприятия Евгению Гобелко, который лично объехал все автозаводы Советского Союза и ознакомился с накопленным там опытом.

Гобелко в первую очередь приступил к созданию конструкторской и технологической служб, которые помимо основных обязанностей взяли на себя обучение рабочих, отладку технологии, производство опытных партий деталей, опытную сборку машин... Они же помогали налаживать контроль за качеством.

Когда завод смог выпускать автомобили, Гобелко перевели на другое место работы, а модель ЗАЗ-965 - знаменитый «горбатый» «Запорожец» - в конце 1960 года пошла в производство. При этом конструкторы еще долго переделывали ее, не переставая бороться с обычными в таких случаях «детскими болезнями», так что машина немного отличалась от разработанной на МЗМА.

Стоил «Запорожец» 1800 рублей - всего 20 среднемесячных зарплат простого советского человека, что было намного меньше, чем цена легковых автомобилей других автозаводов. Это и обеспечило ему успех. Хотя, чтобы купить микролитражку, требовалось не только накопить деньги, но и отстоять несколько лет в очереди. Для инвалидов машины предоставлялись по особым спискам, но и тут очереди было не избежать. Тем не менее люди получали четырехместный автомобиль, который мог ездить со скоростью до 80 км/ч, расходуя в самом экономичном режиме всего 5,5 л топлива на 100 км пути. И ничего, что этот режим приходился на скорость 40 км в час!

Был и экспорт

Завод одновременно выпускал машины для общего пользования и модификации для людей с ограниченными возможностями - ЗАЗ 965Б; 965АБ; 965АР. Кроме того, для внутризаводского применения собирали пикапы - 965П. Существовала также версия 965С с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

Особый случай - экспортная модификация 965Э/965АЭ, она же «Ялта». От машин, предназначенных для эксплуатации в СССР, она отличалась улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, наличием пепельницы и наружного зеркала со стороны водителя, боковыми молдингами. Такие автомобили отгружались через финскую фирму Konela и бельгийскую Scaldia. Некоторые их дилеры даже устанавливали в автомобиль приемник.

Правда, в Европе даже в улучшенном варианте «Запорожец» ко двору не пришелся. Зато в СССР «965-й» расходился на ура и стал не просто неотъемлемой частью советской действительности, самым дешевым автомобилем отечественного производства, но и тем, что сегодня принято называть культовой машиной. «Горбатого» любили, ему прощали и конструктивные недоработки, и дефицит комфорта, и отвратительную даже по тем временам динамику.

Спустя несколько лет после появления машина стала «кинозвездой». Одним из первых ее снял Генрих Оганесян в комедии «Три плюс два», вышедшей на экраны в 1963 году. Но народная любовь иногда принимала и весьма неожиданные формы. Так, вряд ли какой-то из отечественных автомобилей может составить «горбатому» конкуренцию по части анекдотов, героем которых тот сумел стать.

В 1963 году модель модернизировали, а спустя несколько лет сняли с производства. На замену ей пришла более современная ЗАЗ-966.

Автор Издание Автопанорама №11 2015 Фото

"Горбатый" ЗАЗ - советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства - 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод - задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу - порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины - 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.

История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок "горбатый" ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем - до 887 куб. см, мощность - до 27 лошадиных сил.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.

Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев "горбатый" ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.

Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны - зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.

Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху - 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных - два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача - задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.

Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел - это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.

Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота - 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова - седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция - местного типа.
  • Масса - 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) - 1,15/1,16 м.
  • Клиренс - 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный - 5 м.
  • Предельная скорость - 100 км/ч.
  • Силовой агрегат - бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия - 6,5.
  • Сцепление - сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора - вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза - колодки.
  1. Сборка двигателя ЗАЗ "горбатого" осуществлялась одновременно двумя производителями.
  2. В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
  3. Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
  4. "Горбатый" стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
  5. Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:

  • 965АБ - с ручным управлением.
  • 965АР - спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
  • 965С - почтовый фургон с правым рулем.
  • 965Э «Ялта» - экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
  • «Пикап» - выпускался для внутреннего пользования на заводе.

ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора - весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий "Запорожцев", а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.

Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.

Дополнительно

Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ "горбатый" станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.



Автомобиль особого малого класса ЗАЗ-965.
2008-й год, Рейкьявик, ежегодное Автошоу ретроавтомобилей. К удивлению околоавтомобильной публики, победителем автошоу в классе «ультра-ретро-компакт» стал советский автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» киевлянина Алексея Мартыненко. Не спуская машину с подиума, он тут же установил ещё один рекорд, продав её некоему американскому миллионеру за 365 тысяч евро!

История ЗАЗ-965, первого отечественного мини-автомобиля, или, как говорят сейчас, автомобиля особо малого класса, ведёт своё начало с середины 1950-х годов, когда Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) прекратил производство самого дешёвого на тот момент 401-го «Москвича» и перешёл на выпуск 402-го - более дорогого, хотя и более современного.

Надо сказать, что в послевоенные годы автомобильная промышленность стран Европы с учётом крайне низкой платёжеспособности населения сделала ставку на компактные и недорогие микролитражные автомобили - в Германии это были трёхколесный автоскутер Messerschmitt, четырёхколесные микроавтомобили BMW-Izetta, Zundapp-Janus и Heinkel-Kabine, в Италии - FIAT-500 и FIAT-600, во Франции - Citroen 2СV, Mochet и Coggomobil. Ну а перед советским автопромом задача массовой автомобилизации населения и не ставилась - идеологи того времени провозглашали для нашей страны преимущественное развитие общественного транспорта - трамвая, троллейбуса, автобуса и, в крайнем случае, такси.

Впервые в нашей стране инициатива создания недорогого массового автомобиля была проявлена руководством Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ), выпускавшего в то время тяжёлый мотоцикл М-72 с коляской. Заводчане предложили на базе основных узлов мотоцикла организовать на ИМЗ производство автомобиля особо малого класса. Разработка его проекта была поручена Научному автомоторному институту (НАМИ), при этом в результате предполагалось получить перспективную конструкцию, достаточно комфортабельную, а также неприхотливую в эксплуатации и непритязательную к качеству дорог в той же степени, как мотоцикл с коляской.

Одним из основных создателей микролитражки стал известный автоконструктор и дизайнер кандидат технических наук Ю.А.Долматовский. Добавлю - в течение многих лет он был бессменным членом редколлегии журнала «Моделист-конструктор» и его постоянным автором. В начале 1950-х годов Ю.А.Долматовский в содружестве с дизайнером В.И.Арямовым работал над концепцией заднеприводного автомобиля вагонной компоновки, которая обеспечивала компактность, повышенную вместимость, комфортабельность, а также меньший коэффициент лобового сопротивления. Именно такая компоновка была выбрана и для будущего мини-автомобиля.

Создание двух опытных образцов автомобиля, получившего название «Белка», заняло менее года. Ускоренной работе над этой машиной способствовал «кремлёвский» показ летом 1955 года европейских микролитражек руководителям государства во главе с Н.С.Хрущёвым - незадолго до этого события министерством автомобильной промышленности была закуплена партия таких машин.

Предполагалось, что на импровизированном совещании Первый секретарь ЦК даст ценные указания советским автоконструкторам и подскажет, какая из мини-иномарок сможет стать прототипом первого советского компактного автомобиля. В ходе беседы Никите Сергеевичу показали фотографии «Белки» - тот заинтересовался отечественной разработкой и распорядился в срочном порядке изготовить опытные экземпляры необычного автомобиля.

За короткий срок построили пять образцов машины. К сожалению, до их испытаний дело не дошло - по приказу свыше двигатели с них были сняты и установлены на разработанные в конструкторском бюро МЗМА макетные образцы будущего «Запорожца», получившие название «Москвич-444». Прототипом для машины министр автомобильной промышленности Н.И.Строкин утвердил итальянский автомобиль особо малого класса FIAT-600. Проектированием микролитражки руководил главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов.

Следует заметить, что компактный FIAT-600 был выбран в качестве образца не случайно - этот автомобиль, запущенный в серию в 1955 году, являл собой последнее слово итальянского автостроения, имевшего громадный опыт создания подобных автомобилей. Это давало надежду, что сделанную по его образу и подобию машину можно будет выпускать достаточно долго.

Первый образец советского компактного автомобиля «по мотивам» FIAT-600 был построен в октябре 1957 года. Машина не стала абсолютной копией «шестисотого» - при внешней схожести посадочный диаметр её шин вырос с 12 до 13 дюймов для увеличения клиренса и, как следствие, проходимости. В свою очередь, большие колёса потребовали изменения кинематики подвески, увеличения колёсных ниш и, соответственно, корректировки компоновки салона.

Ещё одним важным отличием от «шестисотого» стал двигатель - на итальянской машине была установлена 4-цилиндровая «четвёрка» жидкостного охлаждения, а будущий «Запорожец» оснастили на первых порах мотоциклетным 2-цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения МД-65 производства ИМЗ. Правда, из-за развитого картера прототип пришлось оснастить колёсными редукторами - только так можно было обеспечить автомобилю приемлемый клиренс.

Испытания автомобиля показали полную непригодность для него мотоциклетного двигателя. Мотор развивал на стенде мощность 17,5 л.с., что не обеспечивало машине необходимой динамики. Да и максимальная скорость 80 км/ч оказалась существенно ниже проектной - 95 км/ч. Не выдерживала критики и надёжность мотора - пробег машины до его капитального ремонта составлял лишь 30 тыс. километров.

Пришлось конструкторам МЗМА и НАМИ браться за проектирование нового мотора. В качестве образцов были использованы силовые агрегаты от автомобилей Citroen 2CV, BMW-600 и VW Kafer («Жук»), Наиболее приемлемым с точки зрения конструкторов 444-го оказался оппозитный двигатель НАМИ-В, сделанный по образцу мотора VW. С таким силовым агрегатом машину вполне возможно было запускать в серию.

Производство новой микролитражки в соответствии с решением коллегии Госплана решено было разместить не на МЗМА (тот был полностью занят выпуском «москвичей»), а создать под новую машину новый же автозавод на базе бывшего комбайнового завода «Коммунар» в городе Запорожье. Для справки - это предприятие было основано в городе Александрове (так до 1921 года назывался город Запорожье) в 1863 году для изготовления сельскохозяйственных орудий. В советские годы завод реконструировали и расширили, после чего предприятие под названием «Коммунар» стало выпускать комбайны.

Производство же двигателей для микролитражки было намечено развернуть на бывшем заводе лёгких судовых дизелей в городе Мелитополе. При этом, однако, было предложено использовать для машины не оппозитный мотор НАМИ-В, а НАМИ-Г, который, по мнению специалистов из Госплана, был спроектирован на более высоком техническом уровне. У него, правда, был недостаток - конструкторы спроектировали мотор таким образом, что его можно было установить только впереди машины! Но у Госплана был при этом весомый аргумент - НАМИ-Г, создававшийся специалистами ВПК в качестве силового агрегата для лёгкой десантируемой амфибии, был практически готов к серийному выпуску.

Вопреки решительным возражениям разработчиков автомобиля, 23-сильный двигатель, получивший в серии наименование МеМЗ-965, утвердили под установку на микролитражку. Правда, его габариты отличались в большую сторону от размеров тех моторов, что устанавливались на 444-й раньше, поэтому заднюю часть машины пришлось срочно переделывать - изменить задние крылья, а гладкий капот сделать выпуклым. Одновременно пришлось корректировать и компоновку двигателя - в частности, того его блока, который состоял из КПП, картера механизма сцепления, дифференциала и раздаточной коробки.

Готовая микролитражка получила название ЗАЗ-965 «Запорожец». 18 июля 1960 года машину повезли «утверждать» в Кремль.

Водитель-испытатель А.В.Скидаенко провёз Н.С.Хрущёва вдоль здания Совета Министров СССР до Ивановской площади и обратно. Никита Сергеевич автомобиль одобрил, посоветовав финансистам установить на него не слишком высокую цену, что и было исполнено - стоимость «Запорожца» составила 12 ООО рублей (после деноминации 1961 года - 1200 рублей).

Серийное производство микролитражки началось 25 октября 1960 года, до конца года завод собрал около полутора тысяч машин.

В 1966 году автомобиль был модернизирован - его оснастили более мощным 27-сильным мотором с рабочим объёмом 0,887 л, рулевым колесом с утопленной ступицей, подфарниками под фарами (а не на крыльях, как у машин первых выпусков), молдингами вдоль боковин кузова и декоративной решёткой на панели передней части.

965-й оказался долгожданным и поэтому любимым детищем советского народа. Этому способствовали и его относительная ценовая доступность, и прекрасная ремонтопригодность (утверждают, что разобрать и вновь собрать миниатюрную легковушку мог практически любой мало-мальски грамотный водитель), и фантастическая проходимость за счёт гладкого днища и грамотной развесовки по осям (даже намертво засевший в грязи 650-килограммовый «Запорожец» легко вытаскивал экипаж микролитражки), и великолепная экономичность (машина расходовала всего 6,5 литра 76-го бензина на сотню километров) и, в конце концов, высокая прочность и жёсткость двухдверного кузова.

Девять лет продолжалось серийное производство «горбатого», за это время запорожский автозавод выпустил 302 166 машин, после чего свершилось то, что зачастую случается со многими нашими автозаводами, забывающими порой о том, что создаваемые и культивируемые в течение многих лет потребительские симпатии по отношению к выпускаемому товару, которые именуются нынче ёмким термином «бренд», столь же неоценимы, как и конструкторские и дизайнерские решения, заложенные в изделие. Полюбившаяся советским автолюбителям машина была снята с производства и вместо неё начался выпуск совершенно невыразительного ЗАЗ-966, который по размерам и цене отличался от «москвичей» и «жигулей» незначительно, а по потребительским свойствам - весьма радикально.

Конструкция ЗАЗ-965А

ЗАЗ-965А «Запорожец» представляет собой безрамный микролитражный четырёхместный двухдверный автомобиль особо малого класса с несущим закрытым кузовом. Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый верхнеклапанный \/-образный, его мощность - 27 л.с., расположен он вместе с агрегатами трансмиссии в задней части кузова. Топливо - бензин А-76, контрольный расход топлива - 5,9 л/100 км; наибольшая скорость - 90 км/ч.

ЗАЗ-965А имел модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966 производства мелитопольского моторного завода, включавший собственно двигатель, сцепление и коробку передач с главной передачей. Все узлы двигателя смонтированы на общем картере, отлитом из магниевого сплава. Сверху на картере установлены отдельные чугунные цилиндры, расположенные в два ряда под углом 90 градусов. На наружной поверхности каждого цилиндра отлиты рёбра охлаждения. Сверху, на каждой паре цилиндров закреплена через прокладку общая ребристая головка, изготовленная из лёгкого сплава.

Поршни отливались из алюминиевого сплава. Коленчатый вал, имевший четыре кривошипа, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях, устанавливался на трёх коренных подшипниках в передней и задней стенках картера и в средней его перегородке.

Автомобили ЗАЗ-965А последних выпусков комплектовались модернизированным 30-сильным двигателем модели МеМЗ-966А.

Механизмы привода ведущих колёс автомобиля, включающие главную передачу и дифференциал с полуосями, установлены в общем с КПП картере, присоединённом к картеру двигателя.

1- педаль «газа»; 2 – рычаг переключения передач; 3 - педаль тормоза; 4 педаль сцепления; 5 - рукоятка замка капота багажника; 6 – кнопка звукового сигнала: 7-включатель насоса стеклоомывателя; 8 - приборный щиток; 9 рулевое колесо: 10 - противосолнечный козырёк; 11 -зеркало заднего обзора; 12 - сигнальная лампа аварийного давления масла: 13-тумблер включения щёток стеклоочистителя; 14 - центральный переключатель света; 15 - ключ замка зажигания; 16 - тумблер включения указателей поворота; 17-контрольная лампа генератора; 18 - включатель отопи геля; 19 - сигнальная лампа нормальной работы отопителя; 20 - рукоятка заслонок отопителя; 21 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора («подсос»); 22 - рычаг ручного (стояночного) тормоза

Автомобиль оснащён сухим однодисковым сцеплением с периферийно расположенными пружинами и механическим приводом выключения от педали. Стальной штампованный кожух сцепления, в котором находится нажимной диск с шестью нажимными пружинами, прикреплён болтами к маховику двигателя. Между маховиком и нажимным диском располагается ведомый диск с фрикционными накладками.

На ЗАЗ-965А установлена двухвальная четырёхступенчатая коробка передач с синхронизаторами для включения второй, третьей и четвёртой передач. Все механизмы КПП смонтированы в картере, отлитом из лёгкого сплава вместе с картером главной передачи и прикреплённом к картеру сцепления.

Задние ведущие колёса имеют независимую подвеску. Кронштейн приводного вала каждого из ведущих колёс закреплён на качающемся угловом двуплечем рычаге подвески. В подвеске колёс используются спиральные пружины, внутри которых находятся телескопические гидравлические амортизаторы.

Колёса автомобиля -дисковые, облегчённые, с глубоким симметричным ободом; шины колёс - бескамерные. Характерным признаком «Запорожца» является достаточно большой развал задних колёс, который, впрочем, при нормальной нагрузке становился практически незаметным.

Передние колёса имеют также независимую подвеску. Упругим элементом передней подвески является пара торсионных брусьев прямоугольного сечения, набранных из стальных пластин и установленных в трубчатых кожухах. Последние жёстко закреплены поперёк автомобиля на передней части основания кузова.

Амортизаторы передней подвески гидравлические, телескопического типа.

Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-965А представляет собой пару из глобоидного червяка и двухгребневого ролика. Последний закреплён на оси вала рулевой сошки на шарикоподшипниках. Червяк, установленный в картере на двух конических роликовых подшипниках, зафиксирован на нижнем конце рулевого вала. Картер рулевого механизма закреплён на кронштейне основания кузова, а рулевая колонка - в кронштейне на щитке кузова. Рулевое колесо с двумя спицами смонтировано на верхнем конце рулевого вала. Кнопка сигнала располагается в центре «баранки».

Тормозная система ЗАЗ-965 включает колодочные (барабанные) тормоза с гидравлическим приводом от ножной педали. Задние тормоза выполняют к тому же функцию стояночных и имеют тросовый привод от рычага, расположенного между передними креслами машины.

В этом году первому советскому народному автомобилю исполняется 50 лет. Как видно, в связи с юбилеем руководители Запорожского автозавода решили реанимировать микролитражку, ставшую в своё время реальным воплощением мечты наших сограждан о собственном автомобиле. Предполагается выпуск современного автомобиля с кузовом, стилизованным под ЗАЗ-965, как это в своё время было сделано с автомобилями FIAT-500, VW Käfer или Citroen 2CV. Ну а то, что у «горбатого» до нынешнего времени сохранилось немало поклонников, подтверждают многочисленные слёты и шоу старинных автомобилей, а также клубы и сообщества любителей 965-х «запорожцев». Немало самодеятельных историков автостроения и механиков-любителей скрупулёзно, до последней детали восстанавливают ретро-автомобили, множество энтузиастов рассматривают эти микролитражки в качестве объекта для тюнинга, создавая на базе 965-х великолепные образчики автомобильного дизайна. Ну а самая немногочисленная часть продолжает ездить на «горбатых», вызывая добрую улыбку у водителей встречных и попутных машин.

22 ноября 1960 года была выпущена первая промышленная партия "Запорожцев" ЗАЗ-965. До конца года было выпущено около тысячи экземпляров. Модернизация автомобиля шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года. За это время было выпущено всего 322 106 "Запорожцев" моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С.

Заводские номера двигателя, шасси (он же номер автомобиля) и кузова - Выбиты на табличке, расположенной с левой стороны моторного отсека (под капотом). Номер двигателя, кроме того, выбивается на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса.

Двигатель.

Модель двигателя - МеМЗ-965
Тип двигателя - Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Число цилиндров - 4
Диаметр цилиндра в мм - 66
Ход поршня в мм - 54,5
Рабочий объем в л - 0,746
Степень сжатия (номинальная) - 6,5
Мощность в л. с:
- максимальная (при 4000 об/мин) - 23
- налоговая - 2,85
Крутящий момент наибольший (при 2200—2500 об/мин) в кгм - 4,5
Эффективный удельный расход топлива наименьший в г/л.с. ч. - 260
Порядок работы цилиндров - 1—2—4—3
Цилиндры - Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения. Угол развала цилиндров 90°
Головки цилиндров - Из алюминиевого сплава, съемные, общие на каждые два цилиндра. Гнезда клапанов вставные
Поршни - Выполнены из алюминиевого сплава с овальной конусной юбкой, имеющей Т-образную прорезь
Поршневые кольца - Два компрессионных и одно маслосъемное на каждом поршне. Верхнее кольцо покрыто пористым хромом, а второе компрессионное - луженое
Поршневые пальцы - Плавающие, удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами
Шатуны - Стальные, кованые, дзутаврового сечения, с тонкостенными сменными вкладышами в нижней головке и бронзовой свертной втулкой в верхней головке
Коленчатый вал - Отлит из магниевого чугуна, трехопорный, с противовесами, с масляными каналами, статически и динамически сбалансирован
Коренные подшипники - Из алюминиевого сплава, съемные
Распределительный вал - Стальной, полый, двухопорный; поверхности шеек и кулачков закалены
Привод распределительного вала - Шестеренчатый; ведомая шестерня из магниевого сплава
Клапаны - Верхние, расположены в головках цилиндров: впускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из стали 9С2; выпускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр головки впускного клапана 26,5 мм, выпускного - 25 мм
Пружины клапанов - С постоянным шагом навивки
Толкатели клапанов - Плунжерного типа, чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью
Седла клапанов - Вставные; изготовлены из специального жароупорного и антикоррозийного чугуна
Коромысла - Стальные с регулировочным винтом
Штанги коромысел - Дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками
Система охлаждения - Воздушная принудительная с циркуляцией на отсос; снабжена осевым вентилятором
Вентилятор - Осевого типа; расположен в развале цилиндров на оси генератора
Система смазки - Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Поддавлением смазываются коренныей и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, оси коромыселби втулки коромысел. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием
Масляный насос - Шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала; расположен в крышке распределительных шестерен
Масляный фильтр - Центробежного типа; расположен на переднем конце коленчатого вала
Масляный радиатор - Трубчатый; включен в систему смазки параллельно; расположен в развале цилиндров на картере двигателя
Вентиляция картера - Сифонная, полость картера через крышку распределительных шестерен сообщается с атмосферой
Бензиновый бак - Установлен в багажном отсеке с правой стороны кузова. Наполнительная горловина бака расположена центрально и снабжена герметической пробкой с клапаном
Бензиновый насос - Диафрагменный, с отстойником в головке, снабжен рычагом для ручной подкачки бензина
Карбюратор - Типа К-123, с падающим потоком, балансированный, двухдиффузорный, с экономайзером и насосом-ускорителем
Воздухоочиститель - Инерционно-контактного типа, с масляной ванной и капроновым фильтрующим элементом
Газопроводы - Впускной и выпускной трубопроводы размещены на противоположных сторонах головок цилиндров. Впускной трубопровод расположен сверху и отлит из алюминиевого сплава. Выпускной трубопровод изготовлен из стальной трубы
Глушитель - Для каждой пары цилиндров один глушитель, трехкамерный, с перфорированной трубой
Подвеска силового агрегата - В трех точках на резиновых подушках: две передние - в верхней части картера сцепления, третья (задняя) - на коробке передач
Система пуска двигателя:
- основная - Электрический стартер
- дублирующая - Пусковая рукоятка
Сухой вес двигателя со сцеплением, главной передачей и коробкой передач 120 кг
Маркировка двигателя - Буквенная, выбита на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса непосредственно за порядковым номером (после звездочки). По внутреннему диаметру цилиндра двигатели, собираемые на заводе и равноценные по качеству, подразделяются на две группы А и Б. Группа А - диаметр = 66,018 - 66,009 (цвет - красный); группа Б - диаметр = 66,009 - 66,000 (цвет - зеленый). Цвет, обозначающий группу, наносится краской на одном из ребер охлаждения цилиндров.

Трансмиссия.

Сцепление - Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с давлением на ведомый диск шестью цилиндрическими пружинами.
Наружный диаметр ведомого диска - 170 мм
Коробка передач - Шестеренчатого типа, четырехступенчатая, с задним ходом, трехходовая. Установлены синхронизаторы для включения второй, третьей и четвертой передач
Передаточные числа:
первой передачи - 3,83
второй передачи - 2,29
третьей передачи - 1,39
четвертой передачи - 0,897
передачи заднего хода - 4,79
Карданные шарниры - Два; крестовины шарниров на игольчатых подшипниках. Два скользящих соединения расположены в пазах полуосевых шестерен дифференциала
Главная передача - Пара конических шестерен со спиральными зубьями: передаточное число 5,12 (4 и 8 зубьев)
Дифференциал - Конический с двумя сателлитам
Полуоси - Полностью разгруженного типа

Ходовая часть.

Шины (размеры в дюймах) - Низкого давления бескамерные, размер 5,20—13"
Подвеска передних колес - Независимая торсионная; работает совместно с двумя амортизаторами
Ступицы передних колес - Отлиты из ковкого чугуна вместе с тормозным барабаном. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Ступицы задних колес - Стальные. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Подвеска задних колес - Независимая, пружинная; работает совместно с двумя амортизаторами
Амортизаторы подвески передних и задних колес - Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа
Колеса - Штампованные, дисковые, со съемными колпаками. Профиль обода М х 13". Число шпилек крепления колеса - 4
Тормозные барабаны передних колес - Отлиты из ковкого чугуна совместно со ступицами передних колес
Тормозные барабаны задних колес - Отлиты из ковкого чугуна, съемные; крепятся к ступице заднего колеса шестью болтами
Запасное колесо - Установлено и закреплено внутри багажника кузова
Вес агрегатов ходовой части в кг:
- передняя подвеска с тормозами в сборе - 50
- задняя подвеска с тормозами в сборе - 40

Механизмы управления.

Рулевое управление:
- тип рулевого механизма - Глобоидальный червяк с двойным роликом
- передаточное число - 17 (при среднем положении сошки)
Рулевое колесо - С двумя спицами и декоративной кнопкой. Диаметр обода рулевого колеса 400 мм
Тормоза:
- ножной - Колодочный с гидравлическим приводом; действует на все колеса. Колодки тормозов плавающего типа
- ручной (стояночный) - С механическим тросовым приводом; действует только на колодки задних тормозов (через уравнитель)
Диаметры тормозных цилиндров в мм:
- главного - 19
- колесного переднего тормоза - 19
- колесного заднего тормоза - 19

Электрооборудование.

Система проводки - Однопроводная; отрицательный полюс источников тока соединен с массой
Номинальное напряжение в сети 12 в
Аккумуляторная батарея:
тип - 6-СТ-42
расположение - Под поликом багажника кузова
Катушка зажигания:
тип - Б-1 малогабаритная с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
расположение - На верхнем, кожухе системы охлаждения двигателя (с правой стороны)
Распределитель зажигания - Типа Р-35В с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания - Типа СН-306 (А 7,5У) с резьбой СП-М14х1,25 мм
Генератор - Типа Г-114, параллельного возбуждения, мощностью 160 вт, 13 а
Реле-регулятор - Типа РР-109 двухэлементный: реле обратного тока и вибрационный регулятор напряжения, объединенный с органичителем силы тока. Расположен на передней стенке моторного отсека
Стартер - Типа СТ-114М, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л.с., с механическим включением
Фары - Типа ФГ110 с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 60 и 40 св.
Подфарники - Типа ПФ-205 с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св. и для указателя поворотов - 21 св.
3адние фонари - Типа ФП-110. Два с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св., для указателя поворотов - 21 св. Один с однонитевой лампой для стоп-сигнала - 21 св.
Фонарь номерного знака - Типа - ФП-111; имеет одну лампочку в 3 св.
Плафон внутреннего освещения кузова - Типа ПК-110 с одной лампой в 3 св. и с включателем
Стеклоочиститель - Типа СЛ-210 электрический с двумя щетками. Имеет переключатель типа П17-А на два положения: включено и выключено
Датчик аварийной температуры масла - Типа ММ-7 (отрегулирован на температуру 112° С)
Датчик аварийного давления масла - Типа ММ-102 (отрегулирован на давление 0,4—0,7 кг/см2)
Центральный переключатель света - Типа П44-Б. Имеет три положения рукоятки: освещение выключено, включен свет для городской езды, включен свет для загородной езды. Имеется реостат для регулирования освещения щитка
Ножной переключатель света - Типа П39 переключает ближний - дальний свет фар
Ручной переключатель света (для ЗАЗ-965Б) - Типа П46-Б переключает ближний - дальний свет фар
Подкапотная лампа - С лампой в 6 св.
Тепловой предохранитель - Биметаллический (в цепи освещения); установлен на центральном переключателе света
Плавкие предохранители - В цепях: сигнала, приборов, стеклоочистителя; блок предохранителей расположен в багажнике на щитке передка
Приборы - Щиток приборов типа КП-210 содержит: указатель уровня бензина; контрольную лампу температуры масла; контрольную лампу давления масла; указатель поворотов и дальнего света фар; спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; комбинация освещается лампой в 1 св.
Штепсельная розетка - Типа 47-К; расположена под панелью приборов, с левой стороны
Переключатель указателей поворотов - Типа П17-А; расположен на панели приборов
Включатель звукового сигнала - Кнопка в ступице рулевого колеса
Включатель стопсигнала - Типа ВК-12, включает стопсигнал при нажатии на педаль тормоза; расположен на главном тормозном цилиндре
Прерыватель указателей поворотов - Типа РС-57, дает мигающий свет для указания поворота; расположен под панелью приборов
Звуковой сигнал - Типа С-44 электромагнитный, вибрационный. Расположен на передней подвеске
Электродвигатель вентилятора отопителя - Типа МЭ-200 мощностью 5 вт
Выключатель отопителя - Типа П7-Б; имеет три положения: выключено; включены электродвигатель и спираль накала со свечей; дополнительно включен электромагнитный клапан
Контрольная спираль накала свечи отопителя - Накаляется при включении отопителя в течение 15—20 сек, установлена под панелью приборов
Контрольная лампа отопителя - В 1 св.; загорается в момент начала работы отопителя (по истечении 45—60 сек после включения)
Замок зажигания - Типа ВК-21А; расположен на панели приборов

Кузов

Тип кузова - Закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова - Багажник в передней части, зеркало заднего вида, два противосолнечных козырька,стеклоомыватель и коврики на полу
Запорные устройства дверей - Замок в ручке левой двери, запирающийся снаружи ключом. Правая дверь запирается изнутри кузова поворотом внутренней ручки. Поворотные стекла дверей запираются специальными ручками изнутри кузова
Стекла - Закаленные. Ветровое и заднее стекла гнутые
Вентиляция кузова - Местная бессквозняковая; осуществляется поворотом части стекол дверей или опусканием стекол в дверях
Сиденья - Передние - мягкие (из губчатой резины), раздельные, регулируемые в продольном направлении под рост водителя и пасажира. Заднее - мягкое, пружинное, с двухместной сплошной подушкой и спинкой
Оперение - Капот, поднимающийся вверх и отпирающийся изнутри кузова. В открытом положении капот удерживается подпоркой Имеется предохранительный крючок от самопроизвольного открывания капота
Буфера (пеоедний и задний) - Штампованные хромированные
Обивка кузова - Из специальной обивочной ткани и кожзаменителя
Окраска кузова - Синтетическими автомобильными эмалями (ТУ МХП)
Отопление кузова - Независимым отопителем, в котором воздух подогревается и подается в кузов и на обдув ветрового стекла электромотором мощностью в 5 вт
Вес отрихтованного и окрашенного кузова 210 в кг

Емкости заправочные в л

Бензинового бака - 30
Системы смазки двигателя - 2,8
Воздушного фильтра (ванны) - 0,09
Картера коробки передач и главной цередачи - 2
Картера рулевого механизма - 0,4
Ступицы переднего колеса 100 г
Системы гидравлического привода тормозов - 0,4
Переднего амортизатора - 0,2
Заднего амортизатора - 0,15

Основные данные для регулировок и контроля

Зазоры между наконенниками стержней клапанов и нажимными (регулировочными) болтами коромысел на холодном двигателе при температуре головки цилиндров 15—20° С в мм:
- для впускного клапана - 0,08
- для выпускного клапана - 0,1
Фазы газораспределения (при расчетной величине зазоров между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел) в град.:
- открытие впускного клапана - 10 до ВМТ
- закрытие впускного клапана - 46 после НМТ
- продолжительность впуска - 146
- открытие выпускного клапана - 46 до НМТ
- закрытие выпускного клапана - 10 после ВМТ
- продолжительность выпуска - 146
- перекрытие клапанов - 20
Давление масла в системе смазки прогретого двигателя (для контроля, регулировке не подлежит) - 2 кг/см2
Прогиб ремня вентилятора под давлением большого пальца руки - 12—15 мм
Расстояние от полоски разъема поплавковой камеры до уровня бензина при проверке стеклянной трубкой (на поплавковой камере «уровень») - 18 мм
Зазор между контактами прерывателя - 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечи - 0,6—0,75 мм
Свободный ход педали сцепления - 25—35 мм
Свободный ход педали тормоза (регулировке не подлежит) - 3—6 мм
Уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра (от верхней кромки наливной горловины) - 10-15 мм
Давление воздуха в шинах в кг/см2:
передних колес - 1,3
задних колес - 1,7
Схождение передних колес (при измерении между шинами) при полной статической нагрузке автомобиля - 1-8 мм
Схождение задних колес (измеряется между шинами) при перпендикулярном положении плоскости колеса к уровню пола - 1-6 мм
Угол развала передних колес (регулировке не подлежит) - 0°40"±20"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель ЗАЗ-965 ЗАЗ-965Б
Год выпуска модели 1960 1961
Число мест (включая место водителя) 4 4
Вес автомобиля в кг:
- без нагрузки 650 650
- с полной нагрузкой 950 950
Распределение веса снаряженного автомобиля с полной нагрузкой по осям в %:
- на переднюю ось 40 40
- на заднюю ось 60 60
Габаритные размеры (номинальные) в мм:
- длина 3330 3330
- ширина 1395 1395
- высота (без нагрузки) 1450 1450
База (расстояние между осями) в мм 2023 2023
Колея в мм:
- передних колес (по грунту) 1144 1144
- задних колес (при полной статической нагрузке) 1160 1160
Наименьший дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах (под кронштейнами передней подвески) в мм 175 175
Наименьший радиус поворота (по следу наружного переднего колеса) в м 5 5
>Углы свеса (с полной нагрузкой):
- передний 36° 36°
- задний 25° 25°
Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе при полной нагрузке км/ч 80 80
Наибольший расчетный угол подъема на первой передаче 14°12" 14°12"
Путь торможения на сухом горизонтальном участке асфальтированного шоссе с полной нагрузкой от скорости 30 км/ч до полной остановки в м (не более) 6 6
Контрольный расход топлива (летом, для исправного и прошедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при скорости 40-50 км/ч, на горизонтальном и ровном шоссе) на 100 км в л. 5,5 5,5