Газ 52 03 технические характеристики. ГАЗ и моделирование

Грузовик ГАЗ-52 является одним из самых массовых советских грузовиков. Выпускался с 1964 по 1993 годы. За это время было выпущено более миллиона экземпляров автомобиля. В настоящее время по дорогам России и СНГ ездит немало машин данной модели. Многие владельцы давно поменяли родные карбюраторные двигатели ГАЗ-52 на более современные моторы, хотя в настоящее время большой популярностью пользуются родные моторы ГАЗ-52 с военной консервации.

История появления «ГАЗ-52»

Первая партия новых грузовиков ГАЗ-52 появилась ещё в далёком 1958 году. В его разработке приняли участие следующие конструкторы:

  • Главным конструктором модели был Александр Просвирнин;
  • Борис Шихов был ведущим конструктором;
  • Владимир Запойнов был вторым ведущим конструктором.

Просвирнин разрабатывал ещё ГАЗ-51 , хотя в те годы он был обычным конструктором, поэтому в конструкции ГАЗ-52 были использованы элементы от этого грузовика.

Новый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода был представлен на выставке ВДНХ. Кроме этого, машина выставлялась на различных выставках, которые проходили как в СССР, так и в различных зарубежных странах. Уже в 1958 году машина получила Гран-при на выставке в Брюсселе. Для советского автомобиля это было огромным достижением.

Действительно, для конца 1950-х годов карбюраторный ГАЗ-52 был высокотехнологичным грузовиком, сделанным с учётом прогресса. Изначально машину планировалось оснастить двигателем высокой мощности, который хотели разрабатывать с нуля. Но так как планы по серийному выпуску срывались, на машину установили мотор от ГАЗ-51, который был основательно доработан.

Краткое описание основных модификаций ГАЗ-52

За несколько десятилетий, в течение которых выпускали машины ГАЗ-52, было создано множество модификаций на его шасси. Мотор ГАЗ-52 показал себя с хорошей стороны, поэтому его устанавливали на протяжении нескольких десятилетий. Он несколько раз подвергался модернизациям, которые в большей степени касалась перевода на бензин более высокой марки.

Основными модификациями ГАЗ-52 стали:

  • ГАЗ-52-01. Это универсальное шасси, на которое устанавливались различные кузова и специализированные надстройки. Выпускалось данное шасси с 1966 по 1993 годы. До 1975 года на данное шасси устанавливали мотор ГАЗ-52-01. После 1975 года данный двигатель заменили на ГАЗ-52-04, который был переведён с бензина А-66 на А-72 и А-76. Шасси было рассчитано на грузоподъёмность до 2,5 тонны. Именно на данном шасси выпускались бензовозы-топливозаправщики;
  • ГАЗ-52-02. Данная модификация известна как ГАЗ-52 самосвал. На самом деле назывались САЗ-3503 и САЗ-3504. Выпускались с 1975 по 1983 годы;
  • ГАЗ-52-03 представляет собой стандартный бортовой грузовик. Выпускался с 1966 по 1973 годы;
  • ГАЗ-52-04 выпускался с 1975 по 1989 годы. Отличалась меньшими размерами колёсной базы и модернизированным двигателем;
  • ГАЗ-52-05, который выпускался с 1975 по 1989 годы, представлял собой грузовое такси. Этот бортовой грузовик отличался наличием тента на высоких металлических дугах;
  • ГАЗ-52-06. Это был седельный тягач, который мог транспортировать полуприцеп большой массы. Расход топлива данной модификации был значительно больше, чем у базовой модели;
  • ГАЗ-52-07 является бортовой модификацией автомобиля, устройство двигателя которого адаптировано под работу на сжиженном газе;
  • ГАЗ-52-08. Универсальное шасси, двигатель которого тоже адаптирован к работе на газу;
  • ГАЗ-52-08 – грузовое такси, работающее на газу.

В настоящее время можно часто увидеть в продаже ГАЗ-52 дизель. Характеристики данного двигателя значительно превышают параметры карбюраторного мотора. Можно быть уверенными, что данные модификации не являются заводскими. Кустарная замена двигателя часто приводит к проблемам с электропроводкой. Если двигатель меняют в специальных мастерских, где оформляются для этого нужные документы, тогда проводка подключается правильно. Кроме того, КПП ГАЗ-52 не всегда корректно работает в паре с дизельным двигателем.

Особенности двигателя, КПП и подвески ГАЗ-52

Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 значительно отличались от мотора ГАЗ-51, который послужил базой для его создания. Новый двигатель отличался повышенной до 85 л.с мощностью и использованием новых поршней из сплава алюминия. Объём составлял 3,4 литра.

Коробка передач ГАЗ-52 отличалась бесшумностью в работе. Конечно «бесшумность» понятие относительное, но избавиться от скрежета при переключении передач всё же удалось. Сцепление ГАЗ-52 прекрасно работало в паре с КПП.

Резина на грузовике была бескамерной, что позволило значительно облегчить ремонт при проколах. Максимальная скорость машины была около 75 км/ч. При этом реальный расход топлива был на уровне 25 литров на сто километров.

Что касается подвески автомобиля, то она была рессорного типа. Крепление рессор осуществлялось за счёт подушек из резины. Это помогло освободить листы рессор от части нагрузки. Задний мост ГАЗ-52 был способен выдерживать большие нагрузки, чем без зазрения совести пользовались в строительной и сельскохозяйственной отрасли, постоянно перегружая машину.

Изменение внешнего облика ГАЗ-52

За долгие годы производства кабина ГАЗ-52 несколько раз меняла свой дизайн. В частности, решётка радиатора несколько раз меняла свой «оскал». Начиная с 1984 года, дизайн кабины больше не изменялся. Передние фары на модификациях разных годов выпуска несколько раз менялись местами с подфарниками, а сами подфарники находились то ближе, то дальше друг от друга.

Начиная с 1973 года, на грузовики Горьковского автомобильного завода начали устанавливать боковые повторители указателей поворота. Они были оранжевого цвета и оснащались лампами А-12-5. Располагались данные повторители поворотов на крыльях грузовика.

Кабина ГАЗ-52 и её оснащение

Кабина ГАЗ-52 была цельнометаллической. В качестве сиденья был использован единый «диван» для водителя и пассажира. Новое панорамное лобовое стекло дало водителю просто великолепную обзорность, по сравнению с плоскими лобовыми стёклами на ГАЗ-51. Лобовое стекло имело подогрев в виде обдува горячим воздухом. Машина получила большие зеркала заднего вида с двух сторон, хотя изначально они были маленькие, а машины первых годов выпуска имели только по одному зеркалу с водительской стороны.

Комфорт в кабине ГАЗ-52 на сегодняшний момент можно назвать спартанским, так как в кабине нет и намёка на пластик. Тем не менее, в 1960-1970 годах комфорт для водителя ГАЗ-52 был ничуть не хуже, чем у многих зарубежных аналогов того времени.

Несмотря на свой возраст, грузовики ГАЗ-52 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Особенно много вариантов различных фургонов, которые часто эксплуатировались в щадящем режиме.

Доказали: пусть вероятность и пренебрежительно мала, но она все еще ненулевая.

Аксиома 2 . «Колхоз» — наше все. Нет ничего удивительного в том, что машина, которая по документам ГАЗ-52-04 , имеет признаки, присущие «пятьдесят третьему» семейству.

Колесные диски, например. С академической точки зрения — однозначный маркер семейства, но из-за унификации и «колхозинга» на любом грузовике могут стоять диски от ГАЗ-52… (1) , ГАЗ-53… (2) или вообще ГАЗ-3307 (3) .

Сюда же относится цветовая схема машины, светотехника, иногда даже кузов. Самому старому ГАЗ-53А, если таковой сохранился, сейчас 51 год (выпуск с 1965-го). Детали изнашиваются, металл прогнивает, ветки ломают зеркала, а иногда просто душа хочет немного тюнинга… Поэтому на замену часто ставят не то, что надо, а то, что в данный момент под рукой.

Аксиома 3 . Больше всего информации об индексе машины дадут ее документы, о семействе — один взгляд под капот.


Главное различие ГАЗ-52… и ГАЗ-53… — это двигатель, рядный шестицилиндровый (1) и V-образный восьмицилиндровый (2) соответственно. Девиации типа «ГАЗ-53Ф » (форсированная рядная «шестерка») и «приколхоженый дизель» не считаются.

Но прежде чем отправиться на экскурсию к виртуальному «ГАЗону», содержащему черты всех моделей за все годы выпуска, вспомним основные серийные грузовики.

Семейство ГАЗ-52:

ГАЗ-52-01 (июнь 1966 — 1993) – шасси для спецавтомобилей с колесной базой 3700 мм, грузоподъемность — 2500 кг. Ранее именовался ГАЗ-52А , выпускался опытно-промышленными партиями в 1964 — 1965 гг., мелкосерийно — в 1965 — 1966 гг..

ГАЗ-52-03 (июнь 1966 — 1 января 1974) – бортовой с колесной базой 3700 мм, грузоподъемность — 2500 кг.

ГАЗ-52-04 (январь 1975 — 1989) – базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей с колесной базой 3300 мм, грузоподъемность — 2500 кг.

Двигатели — рядный шестицилиндровый ГАЗ-52-01/ГАЗ-52-04 , мощность 75 л. с., объем — 3,5 л.

Семейство ГАЗ-53:

ГАЗ-53Ф (1961 — январь 1967) – бортовой и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 3500/3000 кг. Двигатель — рядный шестицилиндровый ГАЗ-53Ф , мощность 82 л. с., объем — 3,5 л.

Повод выпить : первый ГАЗ-53Ф был выпущен 23-го сентября 1961-го года, а первая опытно-промышленная партия из 25 машин — 14-го октября 1961-го. Серийное производство началось в 1962-м году.

ГАЗ-53 (июнь 1964 — июнь 1965) – базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 3000 кг. Двигатель — V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ-53 , мощность 115 л. с., объем — 4,25 л.

ГАЗ-53А (июнь 1965 — 1983) – усовершенствованный базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность — 4000 кг.

ГАЗ-53-12 (1983 — 1992) – модернизированный базовый бортовой грузовик и шасси для спецавтомобилей, грузоподъемность 4500 кг. Двигатель —V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ-53-11 , мощность 120 л.с., объем — 4,25 л.



Надежность
: 6/6 . Единичный случай — короткобазному ГАЗ-52-04 приделали подвеску от длиннобазного (синяя стрелка ), но еще виднеются следы от кронштейна под палец (розовая стрелка ), и подрессорник тоже остался родной.


Выхлопная труба у «коротыша» ГАЗ-52-04 и его братьев выходит на правую сторону (1) , у всех остальных «ГАЗонов» — на левую (2) .

Надежность : 4/6 . На «пятьдесят вторых», особенно длиннобазных, порой встречаются «самовары», сделанные не пойми из чего в гараже (у отца на машине был глушитель, сваренный из волговского). Крепиться они запросто могут и к правому лонжерону.


Ещё есть бензовозы, автомастерские и прочие спецмашины с выхлопом, выходящим под передний бампер. Обычно это ГАЗ-52-01 .


И есть опытные ГАЗ-53Ф (1961 г.), где выхлопная труба, как и горловина бензобака, располагалась справа.


Если визуально не получается оценить длину колесной базы, и рессоры не видны, то делу опознания очень поможет деревянная платформа . Две центральных петли — ГАЗ-52-04 (1) , три петли — ГАЗ-53… (2) , три петли и пять досок во всех бортах, кроме переднего — ГАЗ-52-03 (3) . Высота бортов:
ГАЗ-52-04 — 610 мм;
ГАЗ-53… — 680 мм;
ГАЗ-52-03 — 543 мм.




N. B.!
На ранних ГАЗ-53А в бортах часто были пять досок (1) , у более поздних и некоторых ГАЗ-53-12 иногда встречались семь досок (2) , но наиболее привычны все же шесть. Во всех трех случаях высота бортов была одинакова.


N. B.! В1992-м году с конвейера сходили ГАЗ-53-12 с низкими бортами (500 мм, вместе с основанием платформы — все 600 мм) из четырех досок и брызговиками от ГАЗ-3307 , а еще погодя — с металлической платформой от него же. Вот ГАЗ-53-12 из таких, я только подзатер нарощенные боковые борта.


N. B.! В конце 1964 г. на кузовах ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53 появились скобы для стоек надставных бортов (1) , (2) .



N. B.! ГАЗ-52-05 (1975 — 1989) – грузопассажирское такси, оснащенное платформой с высокими решетчатыми боковыми бортами с откидными сиденьями, дугами с тентом и задней дверью с лестницей. Пассажировместимость – 12 человек, грузоподъемность – 2500 кг. Модификация ГАЗ-52-04 .



N. B.! ГАЗ-52-06 (1977 — 1985) – седельный тягач. Полная масса полуприцепа, буксируемого тягачом – 6000 кг. Модификация ГАЗ-52-04 .



Надежность : 4/6 . Статистику портят самодельные кузова и нарощенные борта, а так же «конструкторы» типа ГАЗ-53А с кузовом от ЗИЛ-130 (1) или ГАЗ-52-01 с кузовом от ГАЗ-3307 (2) вместо положенного ему фургона/бочки/спецкузова.


Пока далеко не ушли — запасное колесо у «коротыша» ГАЗ-52-04 размещается прямо под бортовой платформой (1) , у всех «длинных» — на откидном кронштейне на правом лонжероне (2) .

Надежность : 4/6 .Мало того, что «запаску» теперь не на всякой машине увидишь, так еще хозяева ставят «коротышам» кронштейны от «пятьдесят третьего».


Топливный фильтр-отстойник устанавливался за кабиной.


Слева — у короткобазных ГАЗ-52… (1) , справа — у длиннобазных и ГАЗ-53… (2) .

Надежность : 6/6 . Разве что на фотографиях или в фильмах его редко когда видно.



— гидровакуумный усилитель тормозов. Устанавливался за кабиной со внутренней стороны рамы.


Один: все ГАЗ-53… до 1986 г., ГАЗ-52-01 с 1975 г., ГАЗ-52-04 и модификации (1) . Два: ГАЗ-53… с 1986 г., ГАЗ-52-01 с 1987 г. (ввели двухконтурную систему) (2) .


N. B.! У «коротышей» усилитель устанавливался сразу за кабиной (1) , у «длинных» — ближе к заднему мосту (2) .

Надежность : 6/6 . Но ГВУТ тоже виден далеко не всегда.


Газобаллонные модификации для работы на сжиженном нефтяном (баллон на левом лонжероне) (1) и сжатом природном (баллоны под платформой) (2) газе.

На сжиженном:
ГАЗ-52-07 (1976 — 1989), модификация ГАЗ-52-04 , баллон на 151 л.
ГАЗ-52-08 (1977 — 1993), модификация ГАЗ-52-01 , баллон на 190 л.
ГАЗ-52-09 (1977 — 1989), модификация ГАЗ-52-05 , баллон на 151 л.
ГАЗ-53-07 (ноябрь 1976 — 1983), модификация ГАЗ-53А , баллон на 190 л.
ГАЗ-53-19 (1983 — 1993), модификация ГАЗ-53-12 , баллон на 190 л.

На природном:


N. B.!
У этих автомобилей запасное колесо сдвинулось назад под раму — его место заняли баллоны.

ГАЗ-52-27 (1984 — 1989), модификация ГАЗ-52-04 грузоподъемностью 2400 кг, 4 баллона по 50 л.
ГАЗ-52-28 (1984 — 1993), модификация ГАЗ-52-01 грузоподъемностью 2400 кг, 7 баллонов по 50 л, три из них — вдоль рамы в задней ее части.
ГАЗ-53-27 (1984 — 1993), модификация ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4000 кг, ГБО в целом аналогично ГАЗ-52-28 .

Надежность : 6/6 . Главное — не спутать современную ГБО с родной.


Дополнительный бензобак от ГАЗ-66 слева за кабиной выдает армейскую модификацию базового грузовика: ГАЗ-53Н (1966 — 1983) (1) или ГАЗ-53-12-16 (1983 — 1993) (2) . Это могут быть не только бортовые автомобили, но и шасси для установки спецкузовов.



Надежность : 4/6 . У настоящего «вояки» с собой еще куча полезных вещей: переключатель датчиков уровня бензина, светомаскировочный комплект, предпусковый подогреватель, топор, пила, лопата, цепи противоскольжения, буксирный трос и многое другое. А дополнительный бензобак можно и на ГАЗ-53А прицепить, как в фильме «Трижды о любви» (1981, реж. Виктор Трегубович).

Вид сзади

Джентльмен всегда пропустит даму вперед, чтобы посмотреть, как она выглядит сзади — Константин Мелихан.

Пусть «ГАЗон» понемногу и заканчивается, но информация с него считана еще не вся.



Задние фонари ФП101 (1964 — 1986) (1) и ФП130 (1986 — 1992) (2) . «Пятьдесят вторые» до последнего выпускались со старой оптикой.


N. B.! С 1989-го года параллельно ФП130 могли устанавливаться фонари 353.3716 (левый, с освещением номерного знака) и 352.3716 (правый). Выглядят они почти так же, только рассеиватель плоский (у ФП130 его профиль V-образный) и крепежных винтов не шесть, а два.


N. B.! На машинах до середины 1963-го года устанавливались задние фонари ФП13 со стеклянным рассеивателем (у ФП101 он пластиковый). С появлением ФП101 , которые выполняли еще и функцию световозвращателей (на верхнем фото это отлично видно), с переднего и заднего бортов автомобилей исчезли катафоты — желтые и красные соответственно.


N. B.! Военный ГАЗ-53-12-16 имел герметичные фонари ФП133-А в алюминиевом корпусе.



N.B.! Характерная черта «коротыша» ГАЗ-52-04 и его бортовых модификаций — фонари расположены в вырезах под кузовом (1) . У длиннобазных ГАЗ-52-03 и «пятьдесят третьих» для этого были специальные держатели (2) , (3) . Страница из каталога деталей ГАЗ-52-01 , ГАЗ-52-03 , 1969 г.

Надежность : 2/6 — по аналогии с устаревшими подфарниками водители часто меняют и стоп-сигналы. А «коротышам» иногда делают держатели, подобные тем, что были у «длинных».

Задний мост на разных машинах был разным.


Гипоидная главная передача (1) :
ГАЗ-53 , ГАЗ-53А , ГАЗ-53-12 ;
ГАЗ-52-01 (частично — с 1973-го, все — с 1978-го), ГАЗ-52-04 (до января 1983), ГАЗ-52-06 .


Спирально-коническая главная передача (2) :
ГАЗ-53Ф ;
ГАЗ-52-01 (1966 — 1973, частично — до 1978), ГАЗ-52-03 (1966 — 1973), ГАЗ-52-04 (январь 1983 — 1989).

«Пятьдесят вторым» этот мост целиком достался от ГАЗ-51А , а вот у ГАЗ-53Ф внутри редуктор от вездехода ГАЗ-63 .


Вот как это выглядит на машине: гипоидный мост (1) , мост со спирально-конической главной передачей (2) .



Совершенно жизненный пример: два ГАЗ-52-04 . Синий выпущен после мая 1984-го (новая облицовка и спирально-коническая передача), бежевый — между 1978-м и 1982-м (уже есть ребра жесткости на крыше, но задний мост еще гипоидный, и есть отверстия под Знак Качества). Устанавливалась под капотом до первой половины 1967-го, содержала небольшое поле для указания модификации и одной цифры года выпуска. Выбивались номера двигателя и шасси. Указывалась грузоподъемность и вес нагруженного прицепа.


Устанавливалась под капотом со второй половины 1967-го по первую половину 1973-го. Содержала три поля для модели, номера двигателя и шасси.


Устанавливалась в проеме водительской двери со второй половины 1973-го по первую половину 1981-го. Содержала поля для модели, двух цифр года выпуска, номеров двигателя и шасси.


Устанавливалась в проеме водительской двери со второй половины 1981-го по первую половину 1987-го. Содержала поля для модели, двух цифр года выпуска, номеров двигателя и шасси. Был изображен Знак Качества (презабавно, что с 1982-го он, как мы помним, исчез с облицовки ГАЗ-53А ).


Устанавливалась в проеме пассажирской двери со второй половины 1987-го. Надежность : 6/6 . Но если кабину меняли целиком, то возможны несоответствия. Правую табличку я фотографировал лично, и под капотом этого ГАЗ-52-01 1989 г. в. оказалась «восьмерка» от ГАЗ-66 .


Панели приборов:
ГАЗ-53…
до III квартала 1967 г., ГАЗ-52… N. B.! В 1965-м спидометр СП24-В с верхним расположением одометра (1) был заменен на СП24-В2 с нижним его расположением (2) . Контрольная лампа включения дальнего света фар в первом случае была снизу, во втором — сверху.





Надежность : 4/6 — щитки неплохо так взаимозаменяемы. Взять, например, ГАЗ-53А из фильма «На перепутье» (2012, реж. Виталий Дудин) — щиток от позднего ГАЗ-53-12 .


А еще вместо «правильных» приборов могут поставить приборы от ГАЗ-51А со внешней подсветкой. Или чего похуже — от трактора например, если не целиком всю панель от ВАЗ-2106 — случаи были.


Часы АЧГ (1) — атрибут некоторых ранних ГАЗ-53 и ГАЗ-53А (предположительно до середины семидесятых), устанавливались напротив пассажира (2) . У ранних ГАЗ-52… на месте часов было выштамповано «ГАЗ» (3) , потом это упразднили, и машины обоих семейств выпускались с плоской площадкой (4) . На некоторых машинах в этом месте было отверстие, закрытое той же заглушкой, что закрывает отверстие в полу над главным тормозным цилиндром.

Надежность : 1/6 , ведь даже по историческим фото непонятно, какой процент ГАЗ-53А был оборудован часами, равно как и неизвестен точный год отказа от них и от выштамповки «ГАЗ».


Рулевое колесо с кривыми спицами от ГАЗ-67Б (все автомобили до конца 60-х — начала 70-х) (1) и от ГАЗ-53А с прямыми спицами (2) .

Надежность : 5/6.


Выключатель аварийной сигнализации на ГАЗ-53-12 с 1986 г.

Надежность : 5/6 при наличии щитка КП120-Б ,новой светотехники и уверенности в том, что это ГАЗ-53-12 . В противном случае это может быть самостоятельно прикрученная кнопка для чего угодно.

ГАЗ-51А — без синхронизаторов и с предохранительной «собачкой» для включения задней передачи (4) .

Надежность : 4/6 .В руководстве по эксплуатации шасси ГАЗ-52-01 минимум с 1982 г. указано, что на него может устанавливаться КПП ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12 впоследствии). Однако ставить КПП ГАЗ-51А на «пятьдесят третий» никто не будет. К слову, в 1983-м году ГАЗ-53-12 лишился синхронизатора включения третьей и четвертой передачи.


Включатель стартера на машинах с рядной «шестеркой» находится справа от педалей — (1) , (2) .

Надежность : 5/6 . Вернейший признак ГАЗ-53Ф — новелла «Сбежала машина» из киноальманаха «Бывает и так» (1965) (1) — и ГАЗ-52-03/04/05/06 . А вот на мелкие партии ГАЗ-52-01 с середины восьмидесятых устанавливался стартер с тяговым реле, чтобы машина заводилась с ключа, как ГАЗ-53А/53-12 .

Спой мне, спой мне…

А вообще различать ГАЗ-52… и ГАЗ-53… можно и с закрытыми глазами! Вместо тысячи слов — звук мотора .

Рядная «шестерка» ГАЗ-52… .

V-образная «восьмерка» ГАЗ-53… .

Надежность : 6/6 . Не забываем, однако, о дизелизации транспорта в ущерб исторической правде.

P. S. Я специально не трогаю экспортные модификации, шасси под автобусы, самосвалы «САЗ», мусоровозы, ассенизаторы и другую спецтехнику на шасси «ГАЗонов», потому что там — целый мир. Желающие могут ознакомиться со статьями Юрия Воробьева о ГАЗ-52 и ГАЗ-53 . Я же сделал упор на базовые бортовые грузовики и их наиболее известные модификации.

P. P. S. Можете присылать в комментарии фотографии «ГАЗонов» — постараемся опознать. Желательны несколько видов: сбоку, спереди, решетка радиатора крупно, рессоры, задний мост.

Благодарности

Большое спасибо Юркеш 1 , K0BRA-V

«ГАЗ-52» – один из массовых среднетоннажных двухосных грузовых автомашин советской эпохи (в общей сложности, было выпущено 1 006 330 автомобилей данной марки). В линейке продукции Горьковского автозавода данную модель можно назвать гибридной, или переходной: кабина, большинство узлов и деталей унифицированы с «ГАЗ-53», но двигатель использован менее мощный – как на «ГАЗ-51», только форсированный. Об особенностях конструкции «ГАЗ-52» и его конкретном применении в народном хозяйстве – далее в этой публикации.

Первая опытная партия грузовиков «ГАЗ-52» была изготовлена ещё в 1958 году. Главным конструктором модели был Александр Дмитриевич Просвирнин; ведущими конструкторами – Борис Ильич Шихов и Владимир Дмитриевич Запойнов. Просвирнин разрабатывал и , тогда ещё в роли рядового конструктора. Новый грузовик «ГАЗ-52» выставлялся не только на ВДНХ, но и на зарубежных автосалонах. И на международной выставке в Брюсселе 1958 года даже получил Гран-при среди грузовых машин. Для тех времён это был действительно прогрессивный, высокотехнологичный автомобиль.

Изначально планировалось, что машины данной модели будут комплектоваться двигателями совершенно новой передовой конструкции: с форкамерно-факельной системой зажигания. Это был рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель «ГАЗ-51Ф» мощностью 80 л.с. при 3000 об/мин, с максимальным крутящим моментом 21,5 кГм при 1600-1800 об/мин, степенью сжатия 6,7 и рабочим объёмом 3485 см3, с двухкамерным карбюратором «К-104». Топливо – прежний низкооктановый бензин «А-66».

В этом моторе использовалось раздельное охлаждение головки и блока цилиндров; для повышения износостойкости коленчатого вала были внедрены триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6) вместо биметаллических. Кроме того, были введены грязеуловители на коленчатом валу, вместо двух масляных фильтров (грубой и тонкой очистки) смонтирован один центробежный, а взамен обычного однокамерного карбюратора, как уже было отмечено, использовался двухкамерный, новой конструкции.

В прочих местах «ГАЗ-52» также не являлся просто «ГАЗ-51» с другой кабиной». В частности, на машине были установлены:

  • новое усиленное сцепление с увеличенным диаметром ведомого диска и фрикционных накладок;
  • четырёхступенчатая коробка передач с синхронизатором на третьей и четвёртой передачах,
  • кулачковый дифференциал заднего моста повышенного трения, улучшавший проходимость и устойчивость на плохих дорогах, гололёде, бездорожье;
  • подвеска с заделкой концов рессор в резиновые подушки.

Однако на практике, в непосредственной хозяйственной эксплуатации, мотор с форкамерно-факельным зажиганием показал себя с негативной стороны. Были выявлены существенные недостатки двигателя «ГАЗ-51Ф»: повторяющиеся с досадной регулярностью затруднения с пуском мотора; нестабильность в работе; многочисленные случаи выхода из строя без видимых причин; чрезмерная сложность регулировки карбюратора.

Отрицательный опыт эксплуатации автомобилей «ГАЗ-52Ф» и безуспешные попытки преодолеть проблемы мотора новой системы в конце концов вынудили специалистов ГАЗа отказаться от этого двигателя. И поставить на новую машину старый мотор «ГАЗ-51». Но над ним поработали, форсировав до мощности в 75 л.с., и в меру возможностей модернизировав. Он и стал основным силовым агрегатом данной модели.

Следующим шагом стал выпуск предсерийной партии бортовых грузовиков «ГАЗ-52» и многофункционального шасси «ГАЗ-52А», общим количеством 2400 единиц. Это произошло в 1964 году. Параллельно велась работа над запуском в массовое серийное производство модели , оснащённой уже не шести-, а восьмицилиндровым V-образным 115-сильным двигателем «ЗМЗ-53». В итоге «ГАЗ-53» был запущен «в серию» на год раньше «ГАЗ-52» – в 1965 году.

Так «ГАЗ-52» выглядели в 60-х годах.

52-й продолжали придирчиво испытывать вплоть до июня 1966 года, пока наконец не поставили на массовый поток производство универсальных шасси «ГАЗ-52А», с колёсной базой 3700 мм. Эта, первая серийная модель 52-го, которой присвоили заводской индекс «ГАЗ-52-01», первое время использовалась только для монтажа фургонов Горьковского завода торгового машиностроения (ГЗТМ), и использовалась в качестве развозного автомобиля в торговой и смежных с ней отраслях. Но пройдёт совсем немного времени, и выносливые и неприхотливые «ГАЗ-52» уже можно будет встретить в любом колхозе или совхозе. Форсированному двигателю от 51-го присвоили тот же индекс: «ГАЗ-52-01».

В 70-х кабина приобрела более привычные черты. На одном снимке – грузовики «ГАЗ-51», «ГАЗ-52» и .

«ГАЗ-51А» с приходом новых моделей не был снят с производства, а выпускался в массовых количествах вплоть до 1975 года включительно.

За время производства было разработано немало модификаций грузовиков «ГАЗ-52». Но на производственный конвейер попали далеко не все из них. В силу многих причин, целый ряд вариантов так и остались в ранге «экспериментальных» либо «мелкосерийных». Серийными стали следующие модификации на колёсных базах 3,3 м (как у «ГАЗ-51») и 3,7 м (как у «ГАЗ-53»):


Бортовой грузовик «ГАЗ-52-04».

  • «ГАЗ-52-05» (с апреля 1975 по 1989 год) – бортовой грузовик с тентом на металлических дугах («грузовое такси»);
  • «ГАЗ-52-06» (с 1977 года по 1985 год) – седельный тягач с колёсной база 3,3 м;
  • «ГАЗ-52-07» (с ноября 1976 года по 1984 год) – специальная модификация бортового «ГАЗ-52-04», с мотором, адаптированным для работы на сжиженном газе, мощность такого двигателя – 73 л. с., максимальная скорость машины – не более 70 км/ч;

Бензовоз-топливозаправщик на шасси «ГАЗ-52-01».

  • «ГАЗ-52-08» (с 1977 года до 1993 года) – специальная модификация универсального шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость также до 70 км/ч;
  • «ГАЗ-52-09» (с 1977 года по 1989 год) – специальная модификация «грузового такси» «ГАЗ-52-05» на сжиженном газе;
  • «ГАЗ-52-27» (с 1984 года по 1988 год) – бортовой грузовик на сжатом природном газе, с двигателем мощностью 65 л. с.
  • «ГАЗ-52-28» (с 1984 года по 1988 год) – универсальное шасси с мотором на сжатом природном газе мощностью 65 л. с.
  • «ГАЗ-52-50» (до 1975 года) экспортная модификация «ГАЗ-52-01» для стран с тропическим климатом.

«ГАЗ-52-05» («грузовое такси»).

  • «ГАЗ-52-54» (после 1975 года) – экспортная тропическая модификация «ГАЗ-52-04».
  • «ГАЗ-52-70» (до 1975 года) экспортная модификация «ГАЗ-52-01» для стран с умеренным климатом.
  • «ГАЗ-52-74» (после 1975 года) – экспортная модификация «ГАЗ-52-04» для стан с умеренным климатом.
  • «ГАЗ-52-53» – экспортный вариант бортового грузовика для стран с тропическим климатом.
  • «ГАЗ-52-73» – экспортный вариант бортового грузовикадля стран с умеренным климатом.

Поскольку внешне «ГАЗ-52» и «ГАЗ-53» были чрезвычайно схожими, на боковые борта 52-х «ГАЗ»ов на протяжении нескольких лет прямо на заводе наносили краской специальную приметную маркировку: «2,5 тонны», во избежание возможного перегруза машины (у «ГАЗ-53» штатная грузоподъёмность составляет 3,5 тонны). В чём же ещё состоят различия 52-й и 53-й моделей, кроме разных двигателей?

На «ГАЗ-52» устанавливали колёса и шины, идентичные с «ГАЗ-51»: размером 220-508 (7,50-20 дюймов). Колёсные диски «ГАЗ-52» имеют шесть отверстий по окружности. На «ГАЗ-53» устанавливались шины несколько бо́льшего размера: 240-508 (8,25-20 дюймов). А колёсные диски имели три отверстия по окружности, размещённые под углом в 120 градусов Однако диски обеих моделей являются взаимозаменяемыми.

Другим признаком, позволяющим отличить автомобили «ГАЗ-52» от «ГАЗ-53», является глушитель, который располагается с правой стороны автомобиля. Впрочем, иногда поле ремонта или переделки на машинах «ГАЗ-52» глушитель выводили также на левую сторону, как на 53-х.

Ещё одно внешнее отличие «ГАЗ-52» от «ГАЗ-53» заключается в различной ширине радиатора – с шестицилиндровым двигателем «ГАЗ-52» устанавливался более узкий радиатор. Это хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях «ГАЗ-53», с их восьмицилиндровыми двигателями, радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.

Двигатель «ГАЗ-52-01» представлял собою форсированный вариант мотора «ГАЗ-51», но отличался от последнего не только повышенной до 75 лошадиных сил мощностью. В нём использованы новые поршни из высококремнистого алюминиевого сплава «АЛ-30», триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав «СОС-6/6»).

Выпускные клапаны были выполнены из более жаростойкой стали «55Х20Г9АН4» («ЭП303»). Использован двухкамерный карбюратор («К-84МИ» либо «К-126Е»). Установлены изменённый впускной коллектор, бензиновый насос «Б-9Б» повышенной до 140 л/ч производительности. Вентиляция картера применена открытого типа. Внедрён новый комбинированный инерционно-масляный воздушный фильтр с фильтрующим элементом из капрона.

Степень сжатия мотора осталась прежней, как и у «ГАЗ-51» – 6,2. Блок цилиндров, масляный картер, коленчатый вал, газопровод, фильтр вентиляции картера, воздушный фильтр и пусковой подогреватель были унифицированы с соответствующими деталями и узлами моторов автомобилей «ГАЗ-53».

Двигатель «ГАЗ-52-01» – 6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный, мощностью 75 л.с. при 2800 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 21 кГм при 1600-2000 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 3485 см3. Система смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Масляный фильтр – тонкой очистки, полнопоточный. Охлаждение – водяное, с принудительной циркуляцией.

После модернизации 1975 года, в головку блока цилиндров устанавливались свечи «А-11» вместо «М-8»; камеры сгорания уменьшились, а степень сжатия – увеличилась до 6,7. Двигатель «ГАЗ-52-04» перешёл с бензина «А-66» на «А-72» и «А-76».

В процессе эксплуатации выявился досадный недостаток. Вкладыши шатуна не получали достаточного количества смазки. Одного предусмотренного для смазки отверстия оказывалось недостаточно, что приводило к ускоренному износу вкладышей при работе двигателя на высоких оборотах. А ведь для их замены приходилось разбирать чуть ли не весь мотор – чертовски долгая и трудоёмкая процедура.

Решение подсказали сами «трудящиеся»: вкладыши от «ЗИЛ-130» хорошо подходят по размерам, и выполнены они из сплава алюминия и стали. В них были прорезаны канавки 2х2 мм, и смазка сразу значительно улучшилась.

Если же ещё и повысить давление в системе, уменьшив зазор между шестернями масляного насоса, двигатель «ГАЗ-52» становится практически «неубиваемым». С высоты долгих лет эксплуатации об этом можно говорить совершенно достоверно, без ненужных преувеличений. А то, что двигатель «ГАЗ-52» «не любит» высоких оборотов, знали все, даже не особенно опытные водители.

В руководстве по эксплуатации «ГАЗ-52», изданном в 1978 году, отмечалось, что экономичность работы двигателя и его износ в значительной степени зависят от температурного режима работы двигателя. В связи с чем водителям рекомендовалось поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90°С. В холодную погоду прикрывать жалюзи радиатора и надевать утеплительный чехол на его облицовку. Ёмкость жидкостной системы охлаждения составляет 16 литров.

В качестве основного топлива для «ГАЗ-52» руководство 1978 года определяет бензин «А-72» ГОСТ 2084-67. В качестве кратковременного допущения, называется возможность применения бензина «А-76», с соответствующей корректировкой установки зажигания.

Контрольный расход топлива, установленный производителем, составлял 20 литров бензина на 100 км. Со следующей оговоркой: «при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче с постоянной скоростью 30–40 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием». Вот так!

Параметры двигателя «ГАЗ-52-04» в цифрах

  • Рабочий объём – 3,48 л.
  • Диаметр цилиндров – 82 мм; ход поршня – 110 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1–5–3–6–2–4.
  • Мощность максимальная, при 2800 об/мин –75 лошадиных сил.
  • Крутящий момент наибольший, при 1400-1600 об/мин – 21 кгс-м.
  • Масса двигателя (со сцеплением и коробкой передач) –306 кг.

Сцепление на «ГАЗ-52» – усиленное, аналогичное с применявшимся на полноприводных . По сравнению с «ГАЗ-51», изменён кожух, нажимные и ведомые диски –увеличенного диаметра, с фрикционными накладками и ступицей ведомого диска, оттяжными рычагами, нажимными пружинами и пластинами крепления дисков. Диаметр ведомого диска, снабжённого демпферными пружинами и гасителями крутильных колебаний, составлял 280 мм против 254 мм у «ГАЗ-51А».

Четырёхступенчатая коробка передач «ГАЗ-52» оснащена синхронизатором инерционного типа на III и IV передачах, предназначенными для облегчения переключения ступеней коробки путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Бесшумность и долговечность работы КПП достигались за счёт применения косозубых шестерён постоянного зацепления на второй и третьей передачах.

Основной карданный вал, скользящая вилка со шлицевым концом, опора промежуточного карданного вала обеих машин, а также промежуточный карданный вал «ГАЗ-52» полностью соответствовали таким же узлам «ГАЗ-51А», промежуточный вал удлинённого шасси «ГАЗ-52А» (вследствие увеличения колёсной базы) – валу «ГАЗ-53».

Рама длиннобазных «ГАЗ-52» (с колёсной базой 3700 мм) аналогична раме «ГАЗ-53». На автомобилях с колёсной базой 3300 мм использовались лонжероны с меньшим сечением

Задний мост на «ГАЗ-52» – унифицированный с мостом «ГАЗ-51А», однако, в отличие от данной модели, на нём смонтированы кожухи полуосей с закалкой резьбовых концов.
По ходовой части: была внедрена усовершенствованная подвеска с заделкой концов новых рессор безушковой конструкции в резиновые подушки. В результате этого коренные листы разгружались от скручивающих усилий, что увеличивало эффективность работы и срок службы. Одновременно значительно повысилась долговечность кронштейнов рессор, а также уменьшилось количество точек смазки автомобиля, что упростило его техническое обслуживание.

Подвеска грузовика «ГАЗ-52» на продольных полуэллиптических рессорах, спереди –телескопические амортизаторы, задняя – с дополнительной рессорой, без амортизаторов.

Рессоры передней подвески состоят из двенадцати листов (семь верхних листов толщиной 7 мм и пять нижних листов толщиной 6 мм). Эти рессоры, а также кронштейны амортизаторов были унифицированы с соответствующими деталями грузовика «ГАЗ-53». На задней подвеске – десяти-листовые основные рессоры (семь верхних листов толщиной 10 мм и три нижних листа толщиной 9 мм).

Тип рулевого механизма – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Рулевые тяги трубчатые. Шарниры – нерегулируемой конструкции. Механизм рулевого управления – основа от «ГАЗ-51А», но с доработками и усовершенствованиями. В частности, вал руля и рулевая колонка удлинены.

Как и на «ГАЗ-53», вместо двух одинаковых шаровых пальцев установлены короткий и длинный, а взамен служивших для предохранения отверстий тяги от грязи и пыли резиновых защитных накладок, заключённых в металлические обоймы, введены резинометаллические защитные муфты, полностью облегавшие наконечники тяги и крепившиеся на ней винтами с гайками.

Рабочая тормозная система – одноконтурная, с гидравлическим приводом и барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Усилитель привода – гидровакуумный. Стояночная тормозная система – трансмиссионная, с барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.

  • Грузоподъёмность – 2500 кг.
  • Наибольшая масса буксируемого прицепа – 2500 кг.
  • Масса снаряжённого автомобиля – 2520 кг.
  • Полная масса автомобиля – 5170 кг (5465 кг – в длиннобазном варианте).
  • Габаритные размеры автомобиля: длина – 5708 мм (6395 мм – длиннобазный); ширина – 2280 мм (2380 мм – у длиннобазного); высота (по кабине, без нагрузки) – 2150 мм (2190 мм – длиннобазный).
  • Колёсная база: базовая – 3300 мм; удлинённая – 3700 мм.
  • Колея колёс: передняя – 1650 мм; задняя (между серединами двойных скатов) – 1690 мм.
  • Угол свеса: передний – 41 градус; задний (по буксирному крюку) – 31,5 градус.
  • Радиус поворота (по колее наружного переднего колеса) – 7,5 метров.
  • Наибольший угол подъема, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой – 15 градусов.
  • Погрузочная высота грузовой платформы – 1,210 м (1,280 м – на длиннобазных машинах).
  • Дорожный просвет в нижних точках, с максимальной нагрузкой: под передней осью – 335 мм; под картером заднего моста – 245 мм.
  • Ёмкость топливного бака – 90 литров.

За годы производства производители несколько изменяли дизайн кабины – формы облицовки радиатора. Выштамповка решётки радиатора меняла выражение своей «улыбки», пока не стала с конца 1984 года просто «прямоугольно-полосатой». Фары на ранних «ГАЗ-52» располагались сверху, подфарники – соосно им внизу. Потом они «поменялись местами», а затем подфарники ещё и немного «разъехались в стороны».

Седельный тягач «ГАЗ-52-06».

С 1973 года на автомобили «ГАЗ-52» начали устанавливаться боковые повторители указателей поворота «УП-101» с лампами «А-12-5» и рассеивателями оранжевого цвета, расположившимися на боковых поверхностях крыльев.

Кабина цельнометаллическая, двухместная, с единым сиденьем-«диваном» для водителя и пассажира. По сравнению с двумя плоскими лобовыми стёклами «ГАЗ-51», расположенными под углом друг к другу, новое панорамное лобовое стекло обеспечивало просто великолепный обзор.

Большие овальные зеркала появились на «ГАЗ-52» не сразу: в первые годы они были маленькими и круглыми (первоначально – вообще всего одно, с водительской стороны). Лобовое стекло обдувается тёплым воздухом из отопителя. Стеклоочистители – вакуумные, с приводом от специального насоса.

На приборной панели размещены указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, амперметр и спидометр. Здесь же разместились замок зажигания; контрольные лампочки аварийного давления масла, дальнего света и переключателя поворотов. Уровень комфорта в салоне кабины можно назвать достойным для начала семидесятых годов; впоследствии он, конечно, всё более и более отставал от мировых стандартов. В наши дни смотрится такое обилие металла и отсутствие пластмассы смотрится чрезвычайно по-спартански и аскетично.

История одного из крупнейших предприятий российского автомобилестроения, Горьковского Автомобильного Завода, расположенного в Нижнем Новгороде, насчитывает уже более 80 лет. За это время конструкторами было создано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также огромное количество их модификаций для гражданских и военных нужд. И в наши дни, и в середине прошлого века машины, сходившие с заводского конвейера были обречены на популярность. А как иначе объяснить то, что давно снятые с производства, они до сих пор успешно эксплуатируются на всей территории постсоветского пространства и даже за её пределами?

Как все начиналось...

Третье поколение среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ было представлено несколькими моделями грузоподъемностью от 1,2 до 4,5 тонн. Необходимость создания мало- и среднетоннажных грузовиков была обусловлена насущной потребностью страны, в которой полным ходом шло восстановление народного хозяйства, разрушенного во время войны и активное строительство городов. Автомобилей для работы в городской среде катастрофически не хватало, не развиты были и грузоперевозки в составе автопоездов.

В связи с этим, перед конструкторами советских автозаводов была поставлена задача - разработать проект грузовика (-ов), в первую очередь, предназначенных для развозных перевозок в городе и в селе. Группа нижегородских инженеров под руководством А.Д. Просвирина начала работу над созданием новой модели - ГАЗ 52 грузоподъемностью 2,5 тонн на основе А, выпускавшегося с 1955 года. Впоследствии усовершенствованная модель успешно заменила собой предшественника. От него новинка отличалась кабиной, дизайн которой во многом был схож с американскими грузовиками 50-х годов.

В то время никто и не мог и предположить, что эта конструкция останется востребованной на протяжении более 30 лет. Разработанная для ГАЗ 52 цельнометаллическая кабина, имеющая капотную компоновку, была оснащена улучшенным ветровым стеклом. По сравнению с V-образным с плоскими стеклами, которое устанавливалось на ГАЗ 51А, новое стекло обеспечивало водителю панорамный обзор. Кабина была рассчитана на двух человек. Что касается её внутреннего комфорта, то конструкторы добавили отопительное устройство, которое позволяло включать обдув ветрового стекла, стеклоочистители вакуумного типа, работавшие от специального насоса и новые стекла на боковых дверях, с возможностью опускаться/поворачиваться.

Особенности кабины ГАЗ 52

Новая кабина должна была стать унифицированной для всех капотных , внешние отличия проявлялись лишь в некоторых деталях. Об этом знали далеко не все, поэтому многие часто путали модели ГАЗ 53, с которым, кстати, унифицирована база и большая часть основных узлов машины, и ГАЗ 52. Первые автомобили этого семейства по дизайну были схожи с ранними ЗиЛами: подфарники располагались внизу, фары - строго над ними. В 1975 г. было решено несколько модернизировать внешний вид кабины, в связи с чем подфарники были перемещены наверх, а внешний вид решетки радиатора напоминал "улыбку". Начиная с 1984 года, облицовка радиатора грузовиков претерпела очередные изменения - её отверстия стали были вытянутыми, а поворотники были смещены каждый к своему краю. В таком виде автомобили сходили с конвейера вплоть до 90-х годов, когда им на смену пришли обновленные ГАЗы-3307.

Основными цветами, в которые окрашивались кабины грузовиков ГАЗ 52, были песочный и защитный хаки. На рубеже 60-х и 70-х годов цветовая гамма пополнилась такими вариантами, как "морская волна" и "кофе с молоком". В 1978 году появились машины с кабиной голубого цвета. В этом же году на крыше кабины появились штампованные ребра жесткости, по которым многие и различали 52-ю и 53-ю модели. Отличались и колесные диски этих двух машин: резина ГАЗ 52 была более узкой, а вентиляционных отверстий было 6, у ГАЗ 53 же отверстий этих было три и расположены они были под углом 120°. Но все-таки, несмотря на небольшую разницу во внешних деталях, основным отличием между этими двумя моделями был двигатель.

Технические характеристики

На "пятьдесят второй" изначально планировалось установить силовой агрегат, созданный на основе 70-сильного карбюраторного шестицилиндрового двигателя, которым комплектовали ГАЗ 51А. Однако установка этого мотора вызывала ряд проблем: при увеличении его мощности с 70 до 90 л.с. , его эксплуатация оказывалась абсолютно неэкономичной. Увеличить мощность мотора можно было, увеличив его степень сжатия. Так, благодаря совместной работе конструкторов и ученых, в начале 60-х годов был создан новый двигатель, который впоследствии стал основой для более современных 8-цилиндровых агрегатов.

Двигатель ГАЗ 52, сходивших с заводского конвейера с 1958 по 1959 гг., был форкамерно-факельным (ГАЗ 51Ф). Карбюратор рабочим объемом 3,4 литра имел мощность 85 л.с. Он позволил значительно повысить динамические качества автомобиля и одновременно снизить расход топлива. Первая опытно-промышленная партия грузовиков ГАЗ 52Ф была представлена бортовыми машинами с базой 3 300 мм и грузоподъемностью 2,5 тонны.

Кроме нового двигателя, машины получили новую, более надежную и бесшумную КПП. Четырехступенчатая (4 передних + 1 задняя передачи) коробка ГАЗ 52 имела синхронизаторы на 3-й и 4-й передачах.

Рессорная подвеска колес также была усовершенствована. Измененное крепление концов рессор, которое теперь осуществлялось с помощью специальных резиновых подушек, позволило максимально освободить основные листы от усилий, возникающих при скручивании рессор. В свою очередь, техническое обслуживание грузовика стало более простым, а ремонт не таким частым.

Для того, чтобы улучшить проходимость автомобиля на не очень качественном или скользком дорожном покрытии, конструкторы разработали принципиально новый для советского автомобилестроения задний мост с кулачковым дифференциалом. Благодаря ему ГАЗ 52 более уверенно проходил сложные участки дороги и, в целом, был более устойчивым, чем его предшественники.

Вообще, модельный ряд этой серии был представлен огромным количеством модификаций. Так, в 1966 г. начался выпуск шасси ГАЗ 52-01 с увеличенной до 3 700 мм колесной базой, которое использовалось для создания автобусов и других специализированных транспортных средств. С конвейера это шасси сходило более 20 лет, последние образцы были выпущены в 1989 году.

Параллельно с 1966 по 1989 годы было налажено производство шасси ГАЗ 52-02, ставшее основой для самосвалов ГАЗ-САЗ. ГАЗ 52-03 был максимально унифицирован с более тяжелым ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 тонны, "забрав" от него раму, кабину и более вместительную платформу, правда, с уменьшенной высотой бортов. Двигатель же, впрочем как и остальные основные узлы, этому автомобилю достался от ГАЗ 51А.

Достаточно популярной в советское время стала модификация ГАЗ 52-04 (годы производства 1975 - 1989 гг.) с базой 3 300мм. Размеры этого грузовика (д х ш х в) были 5 708 х 2 200 х 2 150 мм. Модель явилась тандемом шасси ГАЗ-51А, но с более компактным кузовом, и кабины ГАЗ-53А. При этом 75-сильный двигатель также было решено оставить от предшественника - "пятьдесят первой" модели. На основе этой модификации было создано грузовое такси, получившее индекс 52-05. Седельный тягач этого семейства, выпуск которого осуществлялся с 1977 по 1985 годы, назывался ГАЗ 52-06.

В конце 1976 года конструкторами нижегородского завода была разработана модель ГАЗ 52-07, которая работала на сжиженном газе. Она комплектовалась 73-сильным двигателем. В 1977 году появились ГАЗ 52-08 и ГАЗ 52-09 - модификации ранее созданных версий, двигатель которых также работал на сжиженном газе. Кроме того, Горьковский завод выпускали экспортную и тропическую версии автомобиля.

Технические характеристики ГАЗ 52, несмотря на большое количество модификаций, были схожи у всех автомобилей этого семейства горьковских грузовиков. В основном, они комплектовались 6-цилиндровым 4-х-тактными двигателями мощностью 75 л.с. Расход топлива составлял 17 литров / 100 км. Топливный бак вмещал до 90 литров горючего.

Мотор этого грузовика доставлял немало проблем водителям - они считали его слабым и ненадежным. И не зря. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль была 70 км/час, при любых попытках превысить её, двигатель попросту не выдерживал нагрузок и ломался. Что только не делали народные автоумельцы, чтобы отодвинуть дату очередного ремонта. Уже в 90-х годах появились ГАЗ 52, работающие на дизеле. Многие автолюбители стали переделывать своих "рабочих лошадок", ставя на них более дешевые в эксплуатации дизельные силовые агрегаты.

Несмотря на что, производство грузовых автомобилей этой модели было прекращено уже более 20 лет назад, тысячи машин до сих пор колесят по дорогам нашей страны, и купить на вторичном рынке ГАЗ 52 с пробегом не составляет никакого труда. Средняя цена грузовиков - 100 - 200 тыс. рублей. Машины, нуждающиеся в ремонте, стоят еще дешевле - 30 - 70 тыс. рублей. Так что, если есть желание, время и силы, можно заняться "приведением в порядок" видавшего виды грузовичка. Благо, запчасти на ГАЗ 52 найти нетрудно, да и заменить их при необходимости можно на аналогичные.


По российским дорогам до сих пор колесят грузовые автомобили, бывшие когда-то гордостью советского автопрома. Одним из них является самосвал ГАЗ 52. Несмотря на то что его выпуск завершился в 1989 году, эта машина не сдает своих позиций. Она является незаменимым помощником сельских жителей и небольших компаний, которым не по карману покупка дорогого грузовика.

Общие сведения о 52 модели

ГАЗ 52 – это двухосный грузовик, отличающийся небольшой грузоподъемностью. В кузове этой модели самосвала можно перевозить грузы весом не более 2,5 тонн. Но этот недостаток не помешал автомобилю несколько десятилетий занимать позиции лидеров автопрома. Именно этот небольшой грузовичок составлял львиную долю автопарка грузовых авто в России и бывших союзных республиках.

По сей день грузовики ГАЗ 52 часто встречаются в тех населенных пунктах, где дорожное покрытие не отличается высоким качеством, либо дороги вовсе отсутствуют. Наряду с низкой стоимостью, грузовики ценятся за надежность, хорошую проходимость и возможность беспроблемной замены деталей.

Конструктивные особенности автомобиля

Кузов самосвалов 52 модели, вне зависимости от их модификации, снабжался задней разгрузкой. Облегчить выгрузку позволял откидной задний борт. Машины снабжались гидроцилиндром и шарнирно-рычажным подъемным устройством, которые отвечали за подъем кузова. Точно такие же механизмы ранее устанавливались на грузовики ГАЗ-93.

Изначально на автомобиль устанавливался 6-цилиндровый рядный двигатель, изготовленный по типу карбюраторного ГАЗ-11. Двигатель работал на бензине А-72, а в дальнейшем - А-76.

Автовладельцам он сразу не полюбился, и этому есть несколько причин. Главная заключалась в невозможности развивать скорость более 70 км в час. Самосвал мог ехать и быстрее, но малейшее превышение скорости приводило к выходу из строя силового агрегата.

Именно поэтому в конце прошлого столетия на 52 модель ГАЗ стали устанавливать дизельные двигатели, которые пришлись по душе всем без исключения автовладельцам.

Коробка передач также была позаимствована у более старой модели ГАЗ-51А. Она оснащалась прямозубыми шестернями и не имела синхронизаторов. Но есть модели, оснащаемые короткозубыми шестернями с синхронизаторами на 3 и 4 передачах. Также машина снабжалась гипоидным задним мостом с передаточным числом 6,83.

Характеристики ГАЗ 52

На самосвалы ГАЗ 52 устанавливалась усиленная версия двигателя от 51 модели. Он более мощный, а его поршни выполнялись из высококачественного сплава, состоящего из алюминия и кремния. Другие детали двигателя также были усовершенствованы.

В цельнометаллической кабине установлено сиденье-диван, на котором помещаются 2 человека – водитель и пассажир. Лобовое стекло у машины ГАЗ 52 панорамное, обеспечивающее отличный обзор.

Первоначально автомобиль оснащался маленькими круглыми зеркалами. В дальнейшем модель ГАЗ 52 оснастили увеличенными зеркалами овальной формы. Обогрев лобового стекла обеспечивается теплым воздухом, поступающим из системы отопления. Его хватает для того, чтобы стекло быстро оттаяло даже в самые сильные морозы.

Вакуумные очистители стекол, работающие от специального насоса, прекрасно справляются с очисткой лобового стекла, обеспечивая качественный обзор в любую погоду.

На приборной панели размещены датчики, информирующие водителя о состоянии самосвала. Взглянув на них, можно оценить уровень топлива в топливном баке, температуру охлаждающей жидкости, давление масла. Здесь же располагаются спидометр и амперметр. На рулевой колонке расположены переключатели поворота и дальнего света.

В цифрах технические характеристики самосвала ГАЗ 52 выглядят следующим образом.

Характеристики Показатели
Грузоподъемность 2,5 т
Максимальная масса груженого кузова 2,5 т
Снаряженная масса 2,52 т
Полная масса 5,17 т
Колесная формула 4х2
Количество цилиндров 6
Диаметр цилиндров 82 мм
Ход поршня 110 мм
Тип силового агрегата карбюраторный
Мощность двигателя 75 л. с.
Объем 3,48 л
Степень сжатия 6,2/6,7
Максимальный крутящий момент 21 кГм
Масса двигателя 306 кг
Объем топливного бака 90 л
Расход топлива 20 л на 100 км

Заключение

Самосвал ГАЗ 52 – это поистине долгожитель. До сих пор можно приобрести автомобиль, который не только на ходу, но и находится в хорошем состоянии. Этот автомобиль является настоящим спасением для людей, которым приходится часто транспортировать грузы.