Какие автомобили меньше всего теряют в цене? Назад в будущее: что станет с ценами на подержанные машины Закон сообщающихся сосудов.

Составлен ТОП-10 самых популярных подержанных автомобилей в столице России по итогам марта 2018 года.

Московский рынок автомобилей с пробегом по итогам марта текущего года показал спад. В общей сложности за указанный период было перепродано 24 090 машин. Как сообщает «Автостат », этот результат на 8,3% меньше по сравнению с показателем того же месяца 2017 года. Лидером по объёму продаж на вторичном авторынке снова стал Ford Focus.

ТОП-10 наиболее востребованных автомобилей с пробегом в Москве по итогам марта 2018 года

Место Модель Продажи в марте 2018 года, шт. Разница, %
1 Ford Focus 787 — 14,5
2 Hyundai Solaris 716 — 4,0
3 Kia Rio 523 + 16,5
4 Skoda Octavia 516 + 24,0
5 Toyota Camry 418 + 7,0
6 Volkswagen Polo 383 + 15,0
7 Opal Astra 343 — 15,0
8 Mercedes-Benz E-Class 333 — 11,0
9 BMW 5 series 318 — 4,5
10 Volkswagen Passat 309 — 19,0

На первой строчке рейтинга самых востребованных машин на вторичном авторынке столицы РФ по итогам января и февраля 2018 года был Hyundai Solaris. Теперь же на место лидера вернулся Ford Focus, несмотря на отрицательную динамику продаж. Наиболее значительный спад из десятки у Volkswagen Passat, а самый ощутимый прирост – у Skoda Octavia.

Любопытно, что Ford Focus обогнал Hyundai Solaris не только в марте, но и по итогам первого квартала, так как суммарное количество перепроданных Фокусов по итогам первых трёх месяцев составило 2 023 единицы, тогда как аналогичный показатель Солярисов – 1 958 экземпляров.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что 2018 года составил примерно 489 100 машин. Этот результат на 6,7% больше, по сравнению с мартом 2017 года. В числе лидеров в стране Lada 2114 (13 807 единиц), Ford Focus (12 167), Lada 2107 (11 630), Lada 2110 (10 523), Lada Priora в кузове седан (10 373), Toyota Corolla (9 507), Lada 4×4 (8 734), Hyundai Solaris (8 023), Lada 2112 (8 011) и Lada 2115 (7 758 машин).

По итогам 2017 года мы также публиковали . В пятёрке лидеров оказались Ford Focus, Toyota Corolla, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Renault Logan.

Продажи новых машин в России упали в феврале на 4,1%. Месяцем ранее была зафиксирована почти аналогичная динамика. При этом часть брендов, в том числе лидеры рынка, смогли улучшить свои позиции по сравнению с прошлым годом. Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы кардинального изменения ситуации ждать не стоит, но во втором полугодии продажи должны пойти вверх.

В феврале 2017 года в России было продано 106 658 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), это на 4,1% меньше, чем в феврале прошлого года. Всего с начала года в России реализовали чуть больше 184,5 тыс. машин.

Таким образом, после пятипроцентного спада в январе рынок хоть и незначительно сократил темпы падения, но по-прежнему никак не может перейти в рост. Стабилизация валютного курса и ощутимое укрепление рубля на ситуацию пока никак не влияют - автокомпании продолжают повышать цены, стремясь компенсировать потери от обвала конца 2014 года. При этом ситуация с продажами для разных брендов складывается совершенно по-разному - у кого-то наметился ощутимый рост, а у кого-то - резкий спад.

«В этом месяце мы наблюдаем очень разнонаправленную динамику продаж от бренда к бренду, что в итоге оказалось недостаточным для того, чтобы вывести рынок в плюс, так как некоторые традиционные лидеры сделали меньший вклад, чем в аналогичный период прошлого года. Возможные причины для этого разнообразны, но можно предположить, что они временные. Это предположение улучшает перспективы рынка на предстоящие месяцы», - прокомментировал результаты продаж глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидерство на рынке с большим отрывом сохраняет Lada. В феврале «АвтоВАЗ» реализовал 20 003 машины, что на 5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Заметно отстал от него южнокорейский бренд Kia - 12 390 машин (+8%). Еще недавно нога в ногу со вторым местом шел и Hyundai, материнская компания Kia, но в последнее время продажи этого бренда замедлились. По итогам февраля Hyundai просел на 11% и с результатом 9391 автомобиль опустился на четвертую строчку рейтинга самых продаваемых марок в России. На третье вырвалась французская марка Renault - 9626 машин (+9%).

Также в десятке лидеров обосновались Volkswagen - 6361 машина (+18%), Toyota - 6346 единиц (-20%), Nissan - 5300 единиц (-28%), Skoda - 4262 автомобиля (+5%), УАЗ - 3507 единиц (+13%) и коммерческие машины производства ГАЗа - 3407 экземпляров при росте 4%.

Серьезно просели в феврале ряд премиальных брендов: Mercedes (-22%), BMW (-13%), Audi (-23%), Land Rover (-19%), Porsche (-41%). Впрочем, о тенденции здесь говорить рано, ведь ряд марок смогли прибавить, причем достаточно серьезно: Jaguar (+210%), Infiniti (+51%), Lexus (+24%).

Кроме того, резко снизился спрос и на китайские машины - продажи некоторых брендов просели более чем в 10 раз.

Среди конкретных моделей продукцию «АвтоВАЗа», имеющего две одинаковые по популярности машины - Granta (4624 машины) и Vesta (4088), заметно обогнал главный бестселлер марки Kia - Rio. Обладателями этой машины в феврале стали 5693 человека. На четвертом месте недавно обновившийся Hyundai Solaris - 2886 машин, замыкает пятерку лидеров Hyundai Creta - 2565 автомобилей. Заметное отставание моделей Hyundai можно объяснить маркетинговым решением компании. С недавним выходом на рынок компактного кроссовера Creta корейцы отказались от выпуска хетчбэка Solaris, в то время как Kia, как и прежде, выпускает Rio в двух вариантах кузова.

Среди других моделей из топ-10 можно выделить заметный рост спроса на Skoda Rapid и Chevrolet Niva и ощутимое снижение продаж у Renault Duster.

«Я бы не стал из падения на 4% делать какие-то серьезные выводы. Дело в том, что январь и февраль месяцы не очень показательные, в это время спрос ослаблен, поэтому любые разовые факторы могут вызвать существенное отклонение как в одну сторону, так и в другую. Нет никакой отчетливой динамики и по брендам, - говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. - Я думаю, что в этом году рынок все-таки вырастет на 5-6%, но произойдет это ближе ко второму полугодию. Наиболее показательной должна оказаться тенденция марта - апреля».

Отвечая на вопрос о разнонаправленной динамике многих брендов, эксперт затруднился с однозначным ответом. «Тут может быть много факторов. Например, в начале года компании часто проводят промоакции, которые увеличивают спрос. Одни компании провели такие акции в этом году, какие-то - в прошлом, вот и разница. Влияет и обновление модельного ряда. У Hyundai, например, снижается спрос на Solaris за счет того, что они Creta запустили. Но сказать, что это устойчивая тенденция, нельзя».

По мнению Беспалова, последовательное снижение спроса на новые машины в России объяснимо, но есть фактор, способный улучшить ситуацию. «Люди последние четыре года меньше покупают автомобили. Многие ушли на вторичный рынок. Прежде всего это связано со снижением потребительского спроса, при таких тенденциях в экономике люди стараются экономить на товарах длительного пользования, - говорит эксперт. - Но есть и фактор поддержки, который должен сыграть в этом году. Дело в том, что в 2012 году был пик продаж, а средний срок владения автомобилем составляет примерно пять лет, поэтому я думаю, что за счет обновления своих автомобилей рынок будет поддержан».

«Падение объемов продаж автомобилей в России в январе - феврале 2017 года связано с отсутствием поддержки автопроизводителями продаж моделей 2017 года выпуска, - заявил «Газете.Ru» директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. - В марте ситуация изменилась - большинство автопроизводителей уже запустили бонусные программы, направленные на привлечение покупателей. При этом говорить о том, что авторынок уже начал или сейчас резко начнет восстанавливаться, рано, но можно отметить, что падение продаж замедляется, колебания находятся в пределах разумного. Мы прогнозируем рост российского авторынка на 5-7% по итогам 2017 года. Рост продаж можно ожидать не ранее третьего квартала, пока же происходит сокращение падения продаж, что уже в общем-то неплохо».

Падение продаж новых автомобилей в России в 2016 году составило 11%. По подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ушедшем году было реализовано 1,425 млн машин — на 176 тыс. меньше по сравнению с 2015-м.

Годовой показатель мог бы немного улучшиться за счет ажиотажного предновогоднего спроса в декабре. В последний месяц года на российском рынке было продано 145 тыс. автомобилей — всего на 1% меньше, чем в декабре 2015-го. Однако многие участники рынка после успешного ноября, когда рынок впервые за долгое время вышел в плюс, ожидали более впечатляющих показателей.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года), — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг . — Это хороший результат, если сравнивать его с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».

Практически все лидеры рынка по объему продаж ушли в минус по итогам года. Так, например, Lada завершила год с результатом в 266,2 тыс. проданных машин — на 1% меньше, чем в 2015-м.

Просела на 10%, продав за 12 месяцев 145,2 тыс. автомобилей. Результат Kia оказался на 9% ниже, чем в 2015 году, — 149,5 тыс. реализованных автомобилей. Марка показала снижение на уровне 3% (117,2 тыс. продано). Компания Toyota ушла в минус на 4%, реализовав 94,5 тыс. машин, а Volkswagen ухудшил результат 2015-го на 5%, продав 74,2 тыс.

Марок, которые смогли нарастить продажи за год, не так много: ГАЗ (55,8 тыс., +9%), Skoda (55,3 тыс., +1%), УАЗ (48,8 тыс., + 1%), (42,5 тыс., +10%), Lexus (24,1 тыс., +19%) и китайский бренд Lifan (17,4 тыс., +15%). Есть положительная динамика и у нескольких других компаний, годовые объемы продаж которых исчисляются сотнями единиц.

Модели Lada сместили с пьедестала

Таким образом, впервые в истории российского авторынка иномарка возглавила годовую статистику продаж по моделям.

Последние несколько лет первенство удерживали модели Lada Kalina и Priora, затем — Grantra, которая сейчас оказалась лишь на второй строчке, хоть и с небольшим отставанием от конкурента — 87,7 тыс. единиц. Третье место в списке самых продаваемых моделей — Kia Rio, которая разошлась в количестве 87,6 тыс. единиц.

Тем не менее, как заверил «Газету.Ru» глава , в 2017 году автогигант намерен удержать занятую им 20-процентную долю рынка.

В 2017 году есть надежда на рост

В АЕБ надеются, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.

«Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году»,

— заявил глава комитета.

В рамках ежегодной пресс-конференции комитета АЕБ Шрайбер также рассказал, что основными факторами, которые позволяют делать положительные прогнозы на 2017-й, являются рост цен на нефть, рост ВВП и, конечно, господдержка рынка — продолжение хорошо зарекомендовавших себя программ по утилизации, льготному автокредитованию и трейд-ин.

При этом, по словам источников «Газеты.Ru» в ряде автокомпаний, положительную динамику в продажах действительно можно будет увидеть только в случае продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Но пока никаких точных данных об инструментах, которые планируют запустить в , нет.

«В прошлом году заместитель министра промышленности и торговли пообещал нам очень многое, но серьезная часть этих обещаний оказалась не исполнена, — отметил один из представителей автокомпаний. — Поэтому вопросов к нему и Минпромторгу очень много. Да, нам говорят, что уровень господдержки останется на прежнем уровне. Но пока это только слова, на основании которых сложно строить планы на будущее. Кроме того, нас убеждают, что льготное автокредитование себя исчерпало. Но ведь этот инструмент работает и хорошо себя показал. Зачем придумывать что-то новое только ради того, чтобы просто что-то придумать?»

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о новых инструментах стимулирования спроса, которые разрабатывает правительство, Шрайбер отметил, что слышал только названия новых программ и не знает подробностей.

«Первый автомобиль» и «машина для села» — это звучит здорово. Будем надеяться, что новые программы станут такими же эффективными»,

— добавил он. При этом Шрайбер в очередной раз посетовал на то, что соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивает определенные льготы, у большинства автопроизводителей истекает в 2019 году, а ясности с предложенным взамен этому инструменту также пока нет.

Эксперты прогноз АЕБ в целом разделяют. «Рост авторынка в 2017 году может составить 5-6% — начнется постепенное восстановление, — говорит «Газете.Ru» аналитик « » . — После четырех лет падения спроса настроения потребителей уже должны начать улучшаться».

Гендиректор агентства «Автостат» полагает, что рост авторынка может оказаться более существенным. «Все зависит от цен на нефть, это ключевой фактор. Если она будет стоить в районе 70 руб. за баррель, тогда продажи могут вырасти и на 20%, но если цены начнут падать, то авторынок вполне может не показать роста вовсе. Но это лично мой прогноз, а консолидированного мнения агентства пока не сформировалось».

Падение продаж новых легковых автомобилей на российском рынке в январе 2017 г. ускорилось до 5%, за этот период времени было продано 77 916 новых машин, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это первые результаты текущего года, в последние три месяца прошлого, напомним, рынок показал результаты в -2,6%, +0,6% и -1% соответственно.

«Если рынок и собирается вырасти в этом году, то январь не показал никакой спешки в этом намерении. После очень медленных первых двух недель покупательская активность заметно и последовательно увеличивалась, начиная с середины месяца. Это предполагает, что покупатели приняли продуктовые предложения и цены 2017 года и смирились с новой реальностью. Это является солидной базой, чтобы стартовать в начале весеннего сезона, и с продолжением текущего тренда это должно быть только вопросом времени, когда мы увидим рост по сравнению с предыдущим годом», — объяснил результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Больше всего автомобилей в первом месяце 2017 г. было продано под брендом Lada — 16 334 единиц. Это на 5% больше, чем в 2016 г. (15 577 штук). На втором месте — Kia. В прошлом месяце продажи корейского бренда в России выросли на 14% и составили 10 306 автомобиля. Для сравнения, в 2016 г. россияне приобрели 9 049 автомобилей Kia.

Замыкает первую тройку Hyundai с результатом в 6 694 автомобилей — эта цифра на 16% ниже результатов 2016 г. (8 010 единиц). Далее следуют Renault (5 208) и Volkswagen (4 581).

Наибольшее падение в январе 2017 г. показали Brilliance (-88,6%), Geely (-78,4%), Suzuki (-53,6%), Porsche (-51,4%), Toyota (-36,8%), Honda (-35,3%).

Первое место в рейтинге самых популярных моделей заняла Kia Rio. Всего за прошлый месяц в России было реализовано 5 693 автомобилей против 3 553 единиц в 2016 году. На втором месте — Lada Granta. В январе нынешнего года россияне приобрели 4 624 таких машин. В 2016 г. за аналогичный период было реализовано 7 377 единиц. Таким образом, эта машина стала лидером по падению спроса за минувший год.

Замыкает первую тройку Lada Vesta с показателем в 4 088 автомобилей. В 2016 г. - он составил 1 643 машинв. Далее следует Hyundai Solaris (2 886 автомобилей). На пятом месте — Hyundai Creta (2 565 машин).

В премиальном сегменте пять брендов смогли продемонстрировать рост. Показатели Jaguar выросли на 0,2%, до 535 единиц. Cadillac в январе 2016 г. передал клиентам 78 машины, что на 62,5% больше, чем годом ранее. Компания Infiniti продала в прошлом месяце 379 автомобилей (+27,2%). Audi реализовала 935 автомобилей (эта цифра на 3,3% больше показателей 2016 г.), а Volvo продала 72 машины (+350%).

Mercedes-Benz сумел реализовать 2 471 автомобиль — на 22,9% меньше, чем в 2016 году. В свою очередь, Lexus реализовал в России 1 000 автомобилей (-7,8%). Упал спрос и на модели немецкой компании BMW. Всего в прошлом месяце россияне приобрели 1 758 таких машин (-8,4%). Компания Porsche за отчетный период реализовала на 51,4% меньше автомобилей — 151 штуку.


Продажи новых автомобилей на российским рынке в октябре 2015 года по сравнению с прошлым годом упали на 40-42%. Такие данные получила «Газета.Ru» от представителей отрасли за несколько дней до публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Снижение показателей наблюдается у подавляющего большинства брендов, за исключением некоторых премиальных.

На первом месте по количеству реализованных автомобилей традиционно находится отечественный .

За месяц было продано 20,6 тыс. новых машин Lada. Однако это на целых 46% меньше, чем за октябрь 2014 года, когда тольяттинский автогигант реализовал 38 тыс. автомобилей.

На втором месте с результатом 14 422 автомобиля расположилась корейская Kia. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, компания продала всего на 3 тыс. автомобилей меньше (в октябре 2014-го Kia реализовала 17 392 машины).

Локомотивом продаж марки остается бюджетная модель Kia Rio, интерес к которой благодаря недавнему обновлению и привлекательной цене только возрастает: 9017 проданных автомобилей, это на 27% больше, чем в октябре 2014 года.

Совсем немного до второго места не добрал . Продажи бренда просели всего на 8% и составили 14 145 автомобилей. Другие ведущие бренды также продолжают демонстрировать снижение продаж. Так, в реализовали 10,8 тыс. автомобилей (-35%), Volkswagen удалось продать 7,2 тыс. автомобилей (-30%).

Cильно просели две популярные японские марки: Toyota — 6,7 тыс. (-48%) и Nissan — 6,1 тыс. (-49%). На фоне очень успешных продаж в последние месяцы отрицательный результат показал и УАЗ - 5 тыс. автомобилей (-27%). У Skoda в октябре было продано 4,5 тыс. машин (-39%), Chevrolet — 3,5 тыс. (-62%), продал 3962 автомобиля (-25%).

наименьшие потери понесли премиальные бренды. В частности, они выделяют весьма уверенные позиции у Porsche, который показывает прошлогодний уровень продаж и даже в некоторые месяцы уходит «в плюс» благодаря новому кроссоверу Macan.

При скромном результате в 126 автомобилей Cadillac показал прирост продаж в 15%.

Будет только хуже

«В прошлом году в ноябре — декабре в дилерских центрах наблюдался ажиотажный спрос на все автомобили, сейчас же на такое рассчитывать не приходится, поэтому продажи ближайших месяцев могут просесть на 50-60%, — отмечает один из источников. —

Кроме того, далеко не все дилеры планируют в этом году запускать традиционные акции со скидками и подарками, что опять-таки не сможет не отразиться на динамике продаж».

Существенный разрыв в цифрах между текущими показателями и аналогичными за прошлый год эксперты «Газеты.Ru» объясняют эффектом высокой базы. Так, в четвертом квартале 2014 года на автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то что доходы населения стремительно падали, спрос на автомобили рос, причем этот рост интереса носил взрывной характер.

«Население стремилось как можно быстрее избавиться от рублевых накоплений на волне девальвации, и тогда мы наблюдали за тем, как в течение считаных дней пустели автосалоны,

— говорит «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей . — При сравнении с этим периодом текущих уровней продаж некорректно говорить об общей динамике».

Эксперт не ожидает существенного изменения нисходящей динамики спроса на рынке новых автомобилей.

«Глубинные проблемы в экономике, а также высокая волатильность на валютном рынке не позволяют населению вернуться к долгосрочному планированию собственных расходов, — отмечает Ермаков. — Граждане откладывают реализацию намерений о покупке автомобилей на будущее. В целом причины спада продаж автомобилей, сложившиеся на фоне развития кризиса в России, сохраняют свое влияние.

И до конца года никаких позитивных подвижек прогнозировать нельзя. При этом премиальный сегмент наименее подвержен влиянию кризиса. На эти автомобили будет спрос».

Ощутимое снижение продаж автомобилей «АвтоВАЗа» эксперт объясняет эффектом отложенного спроса. По его словам, потребитель ждет обновления линейки автомобилей и выхода новых моделей, поэтому в первом полугодии 2016 года можно ожидать существенного роста продаж Lada. Он уверен, что программа льготного автокредитования в этом году оказывает существенное влияние на предложение со стороны автопроизводителей.

«Автокомпании боролись именно за бюджетный сегмент, чтобы обеспечить себе максимальный уровень продаж именно в нем, — говорит Ермаков. — Эта ситуация сохранится на протяжении всего срока действия программы, но не потеряет своей актуальности и после, поскольку в течение ближайших двух лет именно сегмент бюджетных автомобилей будет демонстрировать наибольшую стабильность».

В свою очередь руководитель аналитического департамента QB Finance объясняет резкое падение продаж «АвтоВАЗа» тем, что компания не успевает быстро поставлять на рынок технологически привлекательные машины.

«Единственным козырем «АвтоВАЗа» остается низкая цена, однако люди предпочитают покупать корейские машины, которые стоят немного дороже, однако за счет кредитования, скидок и надежности они постепенно завоевывают рынок,

— говорит Кипа «Газете.Ru». — «АвтоВАЗу» надо учиться более гибко реагировать на изменения на рынке и сменить позиционирование. Падение продаж связано еще и с тем, что традиционные покупатели «Лады» — это регионы, где наиболее сильно ощущается экономический спад и где люди не спешат покупать машины».

Эксперт уверен, что в продажах ситуация стабилизировалась. Теперь же люди будут ждать февраля — марта, чтобы купить со скидкой машины прошлого года выпуска.

Падение продолжится без господдержки

«В сравнении с прошлым годом в ноябре — декабре мы увидим очень серьезное падение, — заявила «Газете.Ru» директор дилерского центра «Hyundai Рольф Алтуфьево» Мария Малинская. — Скачки курса рубля и ожидание новой волны подорожаний в будущем году могут спровоцировать кратковременное оживление покупательской активности, но мы едва ли увидим рост, сравнимый с прошлогодним. Текущий объем продаж будет сохраняться лишь при поддержке со стороны правительства.

При прекращении стимулирования отрасли и прежде всего при свертывании программы льготного кредитования мы увидим новый обвал рынка.

Эксперты сходятся в оценках, что сейчас 30-40% продаж происходит с использованием программ государственной поддержки».

Малинская обращает внимания на то, что рынок в настоящее время перенасыщен дисконтами, некоторые модели продаются «в минус» и у многих дилеров просто нет возможности еще больше увеличить размер скидки. «Очевидно, что крупные дилеры с большим марочным портфелем имеют возможность предоставить клиенту больший дисконт по сравнению с небольшими коллегами по рынку», — отметила Малинская.

Меньше спрос - меньше рабочих мест

На падение спроса со стороны покупателей автопроизводители начали реагировать уже давно. Одной из вынужденных мер стало сокращение персонала на российских предприятиях и снижение количества рабочих смен. Одним из последних о намерении сократить 500 сотрудников завода в Санкт-Петербурге сообщил Nissan. Это почти четверть всего персонала. Еще около 400 человек сократят на Ford, уверены в местном профсоюзе. Заявление о сокращении расходов на рабочую силу ранее распространил и «АвтоВАЗ».