Силовые пороги на авто своими руками. Самодельный порог автомобиля

Пороги автомобиля – одна из частей автомобильного кузова, которая более всего подвержена агрессивному влиянию окружающей среды. Перепады температуры, высокая влажность, агрессивные химикаты, которыми посыпают дороги в зимний период – все это крайне негативно влияет на лакокрасочное покрытие кузова.

Пороги на авто, почему пороги, низ дверей и арки очень быстро приходят в негодность

Рано или поздно на поверхности уязвимых частей кузова запускается процесс коррозии. В первую очередь «страдают» пороги, низ дверей, и арки автомобиля. Кроме ржавчины, вышеперечисленные элементы кузова подвержены регулярному влиянию крутящих и изгибающих моментов, а также сильным вибрациям. Очень часто на поверхности порогов появляются вмятины по вине самого автовладельца, как следствие неправильного использования домкрата. Однако в этом случае ремонт порогов можно произвести и своими силами. Иногда нужно заменить вставки, наложить заплатку, или проделать другие ремонтные работы, речь о которых пойдет ниже.

Коррозия металла, причина быстрой коррозии

Коррозийный процесс очень быстро превращает металл в ржавую труху. Например, из всего произведенного в мире «черного» металла 10% ржавчина убивает в первый же год. Две главные причины коррозии металлов — электрохимическая и химическая.

химическая коррозия

Химическая коррозия не щадит ни черных ни цветных металлов.
Этот процесс протекает в среде, которая не проводит электрический ток (сухие газовые смеси, спирты, разного рода нефтепродукты, и.т.д.). Интенсивность протекания процесса может возрастать параллельно с повышением температуры окружающей среды. Как результат – на поверхности металла появляется характерная оксидная пленка.

электрохимическая коррозия

Для полноценного протекания данного процесса достаточно тонкой электролитической пленки на его поверхности, образовать которую может и обычная вода. Однако самой распространенной причиной возникновения электрохимической коррозии является тотальное применение технической и бытовой соли, которые являются хлоридами натрия и калия, и применяются для устранения льда и снега на дорогах в зимний период. От хлоридов страдают не только автомобили, но и подземные коммуникации. Например, только в США ежегодные потери от использования соли составляют более 2-х миллиардов долларов.

Пороги на авто, какого вида бывают пороги

По материалу изготовления пороги делятся на пластиковые и металлические. Пластиковый вариант самый дешевый, но и самый недолговечный. Пороги из пластика почти всегда идут в стандартной комплектации автомобилей и очень быстро приходят в негодность.

Металлические пороги намного более долговечны и надежны. Выбор металлических порогов довольно разнообразный – материалом изготовления может служить алюминиевый профиль, нержавейка, сплавы с содержанием хрома, и.т.д.

Специально для фанатов автомобильного тюнинга производители изготавливают под заказ специальные накладки с подсветкой, которые подсоединяются к проводке, и лампы загораются при открытии дверей. При этом пороги освещаются приятным светом, что не только придает авто оригинальный вид, но и помогает комфортно сесть или высадиться из автомобиля в темное время суток.

Съемные пороги, приваренные пороги, в чем разница

По способу соединения с кузовом автомобильные пороги могут быть съемными или, как их еще называют, подвижными, а также приваренными к корпусу авто.

Съемные автомобильные пороги изготавливаются из пластика или металла, крепятся к кузову с помощью саморезов. В случае возникновения необходимости в ремонте такие пороги очень легко снять, выполнить необходимые работы и прикрепить обратно.

Специнструменты для ремонта порогов

Для ремонта съемных порогов понадобятся:

Верстак.
Наковаленки.
Киянка, другие инструменты для рихтовки металла.

Для ремонта несъемных порогов нужны:

Верстак.
Споттер или сварочный аппарат.
Ручная вытяжка, для плавного и щадящего устранения вмятин.
Молотки для поддержки и рихтовки.
Наковаленки.
Болгарка.
Другие слесарные инструменты.

Съемные пороги, когда можно отреставрировать съемные пороги, а в каких случаях лучше поставить новые

При небольших повреждениях отремонтировать съемные пороги можно и самостоятельно. Такие работы, в основном, выполняются без использования сварочного аппарата – достаточно сделать рихтовку или вытяжку. Если работать аккуратно, возможно даже обойтись без покраски детали, ведь хотя порог и съемный, но такие работы считаются кузовным ремонтом.

Вмятины вытягивают осторожно, стараясь не повредить лакокрасочное покрытие. Если на пороге обнаружены следы коррозии, нужно оценить степень повреждения. Если оно незначительное, можно обойтись небольшой заплаткой. При более масштабном поражении порога коррозией, особого смысла в ремонте нет – деталь проще и быстрее заменить.

Как уже упоминалось выше, довольно часто пороги получают повреждения не только от камней и бордюров, но и от неправильно установленного домкрата при замене колеса. Прежде чем приступить к устранению вмятин и прочим ремонтным работам, необходимо оценить тяжесть повреждений, после чего подбирать необходимые инструменты и материалы.

При небольшой и средней тяжести повреждений отремонтировать приваренные пороги можно самостоятельно. Чтобы удалить вмятины или небольшие перекосы и не повредить при этом краску, используется вытяжка и плоттер.

Если же вмятины глубокие и вытянуть их не получается, то в боковой части порога делают прямоугольное отверстие, в которое вставляется наковаленка. После этого вмятину аккуратно ровняют с помощью рихтовочного молотка.

Основные способы ремонта автомобильных порогов с применением сварки — это замена приваренных порогов, и установка заплаток на поврежденные места.

Если повреждения достаточно серьезные, делают надрезы металла в нескольких местах. После окончания рихтовочных работ надрезы закрывают заплатками. При поражении порога коррозией поврежденные участки вырезают болгаркой, делают выкройку, по которой затем вырезается заплатка. Заплатку приваривают на поврежденное место.

Сегодня существуют технологии, с помощью которых можно самостоятельно починить приваренные порог без использования сварочного аппарата. Для этого используется стекловолокно и эпоксидный клей.

Что делать, если повреждены пороги и стойка

Если одновременно с порогом повредилась стойка, производят их одновременную замену. В этом случае алгоритм действий довольно прост. В первую очередь вырезают лонжерон средней стойки. Перед тем, как начинать выпрямлять лонжерон, необходимо убедиться в том, что кузов автомобиля не содержит повреждений. После этого место установки тщательно зачищают, все лишние частички металла при этом убираются.
Далее поверхность лонжерона выравнивают и подгоняют, после чего производятся монтаж крепление и сварочные работы – остается только установить на место двери и подогнать все зазоры.

Чем можно обработать металл для защиты от коррозии

автохимическая защита

Составы, предназначенные для защиты кузова автомобиля (антикоры) подразделяются на несколько категорий: составы, предназначенные для обработки скрытых полостей, и составы для нанесения на поверхность кузова.

Средства для скрытых полостей, в свою очередь, делятся на две категории: в первую входят препараты на масляной основе, обладающие жидкой консистенцией. Это позволяет им проникать в самые труднодоступные места и заполнять микротрещины в лакокрасочном покрытии. Защиту от коррозии обеспечивают входящие в состав препарата ингибиторы коррозии – вещества, замедляющие коррозийный процесс, а также жирная масляная пленка, предохраняющая металлическую поверхность от контакта с влагой. Единственный существенный недостаток этих препаратов – низкая механическая прочность, и неспособность удерживаться на вертикальных поверхностях.

Второй вид антикоров для обработки скрытых полостей представляют препараты на основе парафина. Входящие в состав ингибиторы коррозии работают только тогда, когда препарат находится в жидком состоянии (то есть, некоторое время после нанесения). Когда растворитель испаряется из препарата, ингибиторы практически полностью прекращают свое действие. После высыхания препарат образует восковую пленку, которая полностью перекрывает доступ кислорода к металлу. Составы на основе парафина не очень прочные, поэтому используются исключительно для обработки скрытых полостей кузова автомобиля.

Для нанесения на внешнюю поверхность используются составы на битумной основе. Битумные мастики производят на основе синтетических и битумных смол. Они одновременно выполняют несколько задач: защищают днище, арки и пороги от агрессивного воздействия окружающей среды, и защита от механических повреждений.

Иногда производитель включает в состав мастик ингибиторы коррозии, но, скорее, в профилактических целях. Препарат не сможет защитить оголившийся металл от коррозии. Намного важнее его защитные, «укрывные» свойства – мастика должна крепко держаться на поверхности металла, даже после ударов об камни, бордюры и прочие препятствия.

Мастики наносятся на поверхность толстым слоем, благодаря чему являются неплохим шумоизолятором. Некоторые препараты после нанесения твердеют и хорошо противостоят механическим воздействиям, но могут растрескаться, другие не высыхают полностью, сохраняя прекрасную эластичность, но плохо противостоят механическим воздействиям.

полироли

Представляют собой вещества в идее пасты или эмульсии. Делятся на:

Восстановительные.
Защитные.
Комбинированные.
Восковые полироли.

В процессе восстановительной обработки поверхности полиролью частично убираются потертости, матовые (окислившиеся) участки краски, а также небольшие царапины. Полировку выполняют специальными полировочными машинами. При этом используют абразивные пасты и составы разной зернистости.

Мягкая полировка производится, если лакокрасочное покрытие кузова изношено слабо, и необходимо только восстановить блеск поверхности. В отличие от восстановительной полировки, в этом случае используются только финишные полировочные составы.

антигравийная пленка

Еще один способ защиты наиболее уязвимых частей кузова, в том числе и порогов. Каждый производитель антигравийной пленки усиленно рекламирует свой товар, утверждая что именно его пленка обладает всеми необходимыми качествами. На самом деле, подобная реклама предназначена только для оправдания высокой цены на товар.

Раскройка пленки производится с помощью компьютера и специальных электронных лекал, нарезка осуществляется плоттером. Клеит пленку любой сервис, занимающийся тонировкой стекол. Снять пленку нетрудно – весь клей остается на ее поверхности, а не на поверхности порогов.

Электрохимическая защита

Представляет собой абсолютно безвредный для владельца и его автомобиля способ защиты порогов и прочих труднодоступных мест кузова авто.
Принцип действия очень прост, и основывается на принципе взаимодействия гальванической пары (кузов авто и электроды). При этом кузов играет роль катода, анодом служат стальные пластины. Их крепят в самых проблемных местах кузова, где чаще всего образуется коррозия. В результате разницы электрических потенциалов металл анодов окисляется и отдает свободные электроны металлу кузова, таким образом восстанавливая его.

Чтобы электрохимическая защита работала максимально эффективно, на авто необходимо установить от двух до трех десятков анодов, срок годности которых составляет до восьми лет.

Пластиковая накладка на порог, достоинства и недостатки

Из преимуществ пластиковых накладок необходимо отметить дешевизну и эффективность данного способа защиты порогов. Пластик неплохо защищает пороги от грязи и механических повреждений.

Если говорить о недостатках, то пластиковая накладка не может защитить металл от влаги, которая «забирается» под нее, способствуя возникновению коррозии. Поэтому пластиковые накладки на порог рекомендуется ставить только после антикоррозийной обработки.

Как на Алиэкспресс найти и заказать нужные запчасти и инструменты по сходной цене и бесплатной доставкой

Для того, чтобы найти подходящий товар и сделать заказ, необходимо выполнить следующие действия:

Для начала необходимо зарегистрироваться в системе. Вводим свои данные и адрес элеткронной почты на латинском алфавите в соответсвующих строках:

После регистрации в своем профиле нужно ввести адрес, по которому будет доставлен товар. Адрес вводится только латинскм алфавитом:

Выбираем подходящий товар, нажимаем кнопку «купить сейчас, оплачиваем:

Времени в обрез - воюю с ремонтом квартиры. Но урвал таки пару часов свободного времени на любимого Пшеничного…

Подножка

Данное приспособление безусловно является крайне полезный изобретением для всех поклонников всякого там эндуро и просто дачных покатушек! Вообще на KTM XCF в стоке есть подножка и даже на «Пшеничном» есть подножка, правда отдельно от мотоцикла.

Не знаю уж, что с ней делали и родная ли вообще это подножка, но как я ее и не пытался приспособить к мотоциклу, ничего не получалось. По идее там должно быть 2 точки крепления, у меня же на мотоцикле есть только одна специальная проушина и на подножке только один болт. Крутил - вертел ее так и сяк, но не держит она мотоцикл.

Ладно, наши просто так не сдаются. Благо под рукой есть болгарка, сварочный аппарат и пара 2 мм металлических пластин. В качестве прототипа была использована идея фирмы Pro Moto Billet и их замечательной подножки Kick It Kickstand. Основная идея в том, что одним в одном месте подножка цепляется за штатное крепление, а другим в точке крепления подрамника.

Минут за 40 была выпилена соответствующая болванка, приварена к подножке и все это добро прикручено на свое законное место. Колхоз, конечно, получился жуткий, но на текущий момент мот с хоть какой-нибудь подножкой лучше, чем вообще без подножки.

По результатам двух последующих покатушек пришел к выводу, что данное решение в моем исполнение права на жизнь не имеет:)
Ну т.е. в следующий выезд сорвало сварку, так я ее перевари основательно, тогда при парковке на подножку, начало выгибать металлическую пластину и снова оторвало сварку.

В целом, если приварить нормально и взять металл потолще, который не будет гнуться, то можно сделать вполне рабочий вариант. Я же решил не заморачиваться и пошел по пути приобретения качественной Aftermarket подножки, про которую расскажу в следующем посте.

Охлаждающая жидкость

В рамках замены всех жидкостей мотоцикла на новые решил обновить охлаждающую жидкость.

Каких - то особенных нюансов там нет: слил старую охлаждайку (на насосе обычно есть специальный болтик для слива), промыл радиаторы дистиллированной водой, залил 50% раствор Motul Inugel Expert Ultra.

Собственно возможно это единственный нюанс: бывают уже готовые растворы, которые просто заливаются в радиаторы. Бывают и концетраты, которые необходимо разводить дистиллированной водой.

Для смешивания использовал 1,25 литровую бутылку из под воды. Практически весь объем поместился в радиаторы.

Регулировка подвески:

Подвеску, если честно, трогать совсем не хотелось. После Китайца я продолжаю ей наслаждаться, т.к. разница заметна невооруженным взглядом. Крутил исключительно ради того, чтобы узнать, почувствую ли разницу.

Итак, изначально она была у меня настроена в режим «Спорт». Для эксперимента решил вернуть настройку в «Стандарт».

Ничего сложного нет, в сервисном мануале все подробно с картинками расписано.

Настройки амортизатора:

Медленное сжатие (винт в верхней части): 15 кликов против часовой стрелки

Быстрое сжатие (: 2 оборота против часовой стрелки

Отбой (винт в нижней части): 15 кликов против часовой стрелки

Настройки вилки:

Сжатие (крутилка сверху): 12 кликов против часовой стрелки

Отбой (винт снизу под резиновой заглушкой): 12 кликов против часовой стрелки

На этом на сегодня все. Всем добра и хорошего настроения!

В наше время пороги на авто — это элемент конструкции кузова. Их расположение на кузове автомобиля не совсем выигрышное, так как они постоянно поддаются воздействиям воды, разных растворов, которыми поливают дорогу, а также очень часто на них образовываются вмятины, из-за камней, летящих из-под колес машины. Длительные наблюдения и эксперименты показали, что пороги на автомобиль можно восстановить. Кроме этого, их можно ремонтировать, не обращаясь в специальные фирмы, а собственными руками.

Пороги на транспортные средства делятся на несколько видов. Отличие их друг от друга заключается в том, как они крепятся на транспортное средство и для чего именно предназначены.

Разберем подробно, какие виды порогов для автомобилей бывают.

  • Несъемные. Такие пороги крепятся сваркой и составляют целосную конструкцию кузова. Она выглядит более жесткой.
  • Съемные. В отличии от несъемных, эти пороги прикрепляют к нижним частям кузова транспортного средства, с помощью саморезов или специальных болтов. Они могут быть как защитные, так и как дополнительная ступенька.
  • Силовые пороги ставят на рамных внедорожниках. Прикрепляют их к раме сваркой или же, используя специальные мощные болты с гайками. Эта силовая конструкция будет намного больше нежели пороги на автомобилях, у которых несущий кузов.

Съемные пороги, которые делались в условиях заводов или специальных фирм, в большинстве случаев размещены в салонах транспортных средств. Их называют верхней частью порогов.

Именно эта часть наиболее загрязняется, когда в автомобиль садятся или выходят пассажиры.

Если же на кузов что-нибудь воздействует, то верхняя часть порогов поддается механическим повреждениям.

Бывают съемными и нижние части порогов транспортного средства, они находятся снаружи машины.

Съемные пороги для защиты устанавливаются автовладельцами и для того, чтобы можно было защитить основные конструкции от разных повреждений: грязи, химических веществ, а также трещин.

В сети вы найдёте множество видео на тему как сделать пороги на автомобиль своими руками.

Изготовление порогов на авто, а также их ремонт, можно сделать самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам и не потратив лишние сбережения. Пороговая конструкция, довольно-таки, легко снимается. Чтобы выполнить такую работу, нет надобности использовать сварку. Достаточно будет приготовить рихтовку или вытяжку. Если всю работу по ремонту порогов сделать предельно аккуратно, то вам не понадобиться красить конструкцию. Защитные пороги являются съемными деталями, но, все-таки, это считается ремонт кузова.

Чтобы сделать ремонт порогов автомобиля, необходимо подготовить:

  • верстак;
  • наковаленки;
  • киянку, а также все для рихтовки.

Если на пороге есть вмятина, ее необходимо устранять без особых усилий, так как можно нанести вред структуре металла, а также испортить лакокрасочное покрытие. Бывает, что металл порога начала разъедать коррозия. В таком случае, необходимо правильно оценить степень поражения.

Если разрушения незначительные, то можно просто вырезать часть с изъяном и наварить другую.

Но, бывает, что коррозия повредила большую часть, тогда лучше поставить новую конструкцию.

Несъёмные пороги также могут подвергаться повреждениям. Это может быть вмятина, коррозия, если автомобилем пользовались в не хороших условиях. Если транспортное средство постоянно контактирует с водой, грязью или химическими веществами, которые есть на наших дорогах, то, естественно, что пороги будет поедать коррозия. Когда автомобиль еще и некачественно покрашен, то проблемы с износимостью порогов могут возникнуть намного раньше, чем нам бы хотелось. В большинстве случаев это относится к отечественным автомобилям.

Иногда вмятину можно сделать собственноручно, без каких-либо камней. Это элементарно, достаточно будет неправильно установить домкрат для смены колеса.

Чтобы начать ремонтировать кузовные пороги самостоятельно, сначала нужно оценить, насколько они повреждены. Это даст возможность правильно подобрать инструменты для будущей работы.

Каждый автовладелец может сам справится с небольшими повреждения ми на кузове.

Если вы уверенно решили самостоятельно заняться ремонтом, вам понадобится:

  • верстак;
  • сварка;
  • вытяжка;
  • несколько наковаленок;
  • болгарка;
  • инструменты для слесаря.

Для того, чтобы удалить вмятины или другие незначительные перекосы и не повредить покраску деталей, вам необходимо сделать поверхностный ремонт, используя вытяжку или плоттер. Если вмятина все же остается, необходимо попробовать переделать сваркой. С боку порога вырезается прямоугольное отверстие. В него вставляют наковаленку и пробуют осторожно выровнять вмятину. Когда на вашем автомобиле более серьезные повреждения, придется вырезать металл в нескольких местах. Потом отверстия прячут с помощью заплаток.

Если пороги повредила коррозия, место повреждения вырезают болгаркой, делают выкройку, по ней вырезают заплатку, которую потом приваривают.

Повреждения кузовной части автомобиля встречаются у каждого автовладельца. Ничего сложного в их ремонте нет, но если вы не уверенны в своих силах и знаниях, можно обратиться за изготовлением порогов для авто на заказ.

Накладки на пороги своими руками - это тема, которая интересует многих владельцев авто. Объясняется это разными причинами:

  1. Во-первых, самодельный тюнинг выглядит выигрышнее, ведь он уникальный и завершает образ автомобиля. Главное, чтобы выполнен он был качественно и с любовью.
  2. Во-вторых, самодельные накладки обойдутся дешевле оригинальных. Продукция, представленная производителями, зачастую в стоимости превосходит все возможные ожидания. Даже если выбрать пластик, то для не дорогой иномарки он обойдется в неоправданную сумму.

Сделать такой элемент тюнинга может каждый, главное правильно подобрать размеры, учесть технологию установки и прочие моменты.

На эту тему в сети представлено множество статей. При этом условно можно представить два способа создания накладок - из более дешевых моделей, созданных отечественными производителями, или же из подручных материалов собственными силами. Какой бы не был выбран способ, каждый имеет свои преимущества и используется довольно часто.

Накладки из стеновых панелей

Минимум навыков и инструментов потребуется для создания данного элемента из стеновых панелей. И вопрос, как сделать накладки на пороги своими руками, исчезнет, ведь в процессе открывается столько нюансов работы.

Как только все элементы для процедуры подобраны, стоит приступить к ней:

  1. Для фиксации необходимы саморезы, поэтому для них и делаются отверстия в пороге. Их необходимо обработать антикоррозийным материалом, ведь в действительности днище постоянно подвергается воздействию химических веществ, влаги, что негативно сказывается на его состоянии.
  2. Используя саморезы для крепления направляющих можно получить визуально более низкую машину.
  3. Сама же панель фиксируется к установленным направляющим, для фиксации используются все те же саморезы.
  4. Чтобы придать большую надежность накладки, ее стоит обернуть пропитанной клеем стеклотканью.
  5. Чтобы визуально устранить образовавшиеся переходы, трещины, стоит использовать шпаклёвку, грунтовку, которые потом шлифуются для получения гладкой поверхности.
  6. Подбираем необходимый цвет для покраски с учетом цвета кузова и наносим лакокрасочное покрытие.

Выглядят такие накладки красиво, вот только прослужат не так долго, как следующий вариант.

Накладки на пороги из готовых моделей

Такие накладки на пороги авто своими руками создаются из моделей отечественных производителей. Перед тем как покупать необходимую деталь, необходимо провести замеры, ведь только так можно выбрать оптимальный вариант.

В интернет-магазинах запчастей представлен большой ассортимент необходимых составляющих. Но не всегда с учетом всех характеристик можно подобрать накладки, тогда приходится дорабатывать их собственными руками. В таком случае установка будет выглядеть таким образом:

  1. Прикладываем накладку к порогу, с помощью маркера отмечаем лишнее. С помощью болгарки отрезаем лишнее, все работы стоит осуществлять без спешки. После всех процедур стоит примерить и оценить, что получилось. Если все работы проведаны правильно, но деталь должна стать на место.
  2. Чтобы закрепить накладку, стоит использовать один из предложенных вариантов - стеклоткань или эпоксидный клей.
  3. Порог и накладки подлежат последующей шпаклёвке, грунтованию и покраске. Накладка будет выглядеть как «родная».

Стоит отметить, что данный способ создания накладки своими руками считается весьма трудоемким процессом, который требует сил и времени. Но еще больше придется потрудиться, если у вас есть сварочный аппарат и металл.

Детали из железа

Если решено сделать накладки на пороги своими руками - видео представляет необходимые элементы для осуществления данной процедуры. Первым делом необходимо подобрать лист нержавейки, который будет поддаваться элементарным манипуляциям с ним - он будет гнуться:

  1. Измерив порог, необходимо по полученным размерам вырезать необходимый кусок нержавейки.
  2. Сгибаем заготовку, чтобы померять и при необходимости подправить ее форму, как это было сделано в предыдущем методе.
  3. Завершительным этапом станет шпаклевка, грунтовка и покраска полученного элемента.

Процедура хоть и позволяет сэкономить, но времени будет потрачено больше, чем в предыдущем случае, потребуются навыки в работе со сварочным аппаратом.

Самый простой вариант - пенопласт

Такой вариант обойдется не дорого, да его и не жалко, можно постоянно делать такие накладки. Единственная сложность - вырезать правильную форму. Делать это придется медленно и осторожно, если вы хотите, чтобы накладка смотрелась красиво. В противном случае все шероховатости будут заметны.

Полученная заготовка обрабатывается стекловолокном и несколько раз. Опять же для фиксации используют эпоксидный клей. Чтобы установить образовавшиеся щели используется шпаклевка, грунтовка и покраска. Только так удастся добиться красивого перехода. Похожим образом некоторые владельцы авто делают накладку монтажной пены. Такой элемент декора потом просто демонтировать, а вот элемент на саморезах хоть и прочнее, но когда надоест, снять его будет сложнее.

Интересует мото тюнинг? Полезные советы . Какие аксессуары для тюнинга могут понадобитсья? Читайте в этой статье .

Такая популярность накладок объясняется тем, что каждый старается усовершенствовать свое авто, данный вид тюнинга один из самых простых и доступных. Тем более каждый может самостоятельно провести все процедуры.