Типы ремней безопасности и их плюсы. Виды и устройство ремня безопасности, зачем он нужен Составные элементы и их назначение

Многие взрослые, которые не могут мириться с детским непослушанием, часто грозят детишкам ремнем. Но при этом было бы неплохо, если бы они помнили и о ремнях для себя. Речь пойдет о ремнях безопасности, благодаря которым можно перенести встречу с праотцами на неопределенный срок.

Природа человека такова, что, даже ознакомившись со статистикой ДТП и осознав всю опасность езды на автомобиле, мы никак не можем принять, что самое плохое может приключиться именно с нами. Все эти жертвы аварий и автомобили, превращенные в кучу металла, где-то там - так далеко, что это не имеет к нам никакого отношения. И мы настойчиво продолжаем игнорировать элементарные правила безопасности и не пристегиваемся спасительными ремнями. И это ошибка. Иногда фатальная.

Сценарий развития событий при аварии

Сразу же после столкновения тело водителя начинает резкое движение вперед.

Уже через 0,044 сек. грудная клетка водителя ударяется о руль.

Через 0,068 сек. в случае «сложения» руля водитель ударяется о приборный щиток с силой в 9 тонн.

Через 0,093 сек. он ударяется головой о лобовое стекло и получает смертельную травму.

Через 0,011 сек. водитель отбрасывается назад, будучи уже мертвым.

Всего этого можно было бы избежать, если бы водитель был пристегнут ремнем безопасности.

Первые ремни безопасности установила на свои авто компания Volvo

Фото

Немного истории

Говорят, что тормоза придумали трусы. Если отбросить иронию и воспринять это, как констатацию факта, то сразу же встанет вопрос - кто же тогда придумал ремни безопасности?

Есть предположения, что впервые ремни безопасности использовал пилот Адольф Пегу из Франции. Уже 1 сентября 1913 года он на своем самолете совершил первый в истории продолжительный полет вверх колесами во многом благодаря ремням безопасности.

Первыми трехточечными ремнями безопасности начали оборудовать автомобили Volvo в конце 50-х годов ХХ столетия. Что касается самых первых двухточечных ремней, то они начали использоваться еще в 1930-х гг. Их изобретателем был авиаконструктор Нильс Болин, который работал над созданием кресла-катапульты.

Польза ремней безопасности

При столкновении или при экстренном торможении сила инерции настолько большая, что бросает человека вперед, а это грозит серьезными травмами. Ученые подсчитали, что небольшая «малолитражка» которая весит не более одной тонны при скорости 50 км/ч обладает кинетической энергией в 100 Дж. Во время столкновения эта энергия идет на деформацию передней части кузова. Деформация составляет от 30 до 50 см в зависимости от конструкции машины. При столкновении величина силы, которая воздействует на водителя и пассажиров, определяется по второму закону Ньютона по формуле F=ma , где m - это масса водителя в килограммах, а - ускорение или замедление в м/с2.


Автопроизводители регулярно проводят краш-тест ремней безопасности

Фото

Давайте произведем простые расчеты. Если авто, которое двигается со скоростью 50 км/ч, сталкивается с неподвижным препятствием, а деформация передней части его кузова составляет 50 см, то величина замедления будет равна 385 м/с2. Если взять среднестатистического водителя, масса которого составляет 80 кг, то на него в этот момент будет воздействовать сила, равная 30800 ньютонов.

Что это значит? Это значит, что при столкновении масса водителя увеличивается в 40 раз! Вряд ли нужно объяснять, какие травмы можно получить при таком столкновении. Как минимум, не совместимые с жизнью.

Использование ремней безопасности позволяет уменьшить риск гибели:

● при лобовом столкновении в 2,3 раза
● при боковом столкновении в 1,8 раза
● при опрокидывании автомобиля в 5 раз

Московский автомобильно-дорожный институт провел исследования, которые позволили установить, что чаще всего пассажиры и водители легковых автомобилей получают травмы грудной клетки и головы. При этом источником травм людей, которые находятся за рулем, в 68% является рулевая колонка, в 28,5% - ветровое стекло, в 23,1% - приборный щиток, в 12,5% - боковая стойка и в 3% - крыша.


Ремнями безопасности обязательно нужно пристегиваться и пассажирам на задних сидениях

Фото

Шведские ученые проанализировали почти 30 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием как автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, так и автомобилей без них. Ниже приведена таблица анализа полученных травм.

Получили ранения, %

летальный

Водители

с ремнями

без ремней

Пассажиры на переднем сиденье

с ремнями

без ремней

Нюансы использования ремней безопасности в разных странах

Швейцария . С тех пор, как в 1976 г. ремни безопасности стали обязательными, число тяжелых травм, полученных в результате ДТП, снизилось в 5 раз.
Япония . Ремни безопасности стали обязательными после того, как ученые подсчитали, что их применение помогает избежать гибели примерно в 75 случаях из 100.
Кстати, во многих странах водители, которые не пристегиваются ремнями безопасности, в результате аварии не могут рассчитывать на получение страховки. Есть и такие государства, в которых применение ремней увеличивает сумму страховки на 25%.

Виды ремней безопасности

По своей конструкции все ремни безопасности делятся на поясные, диагональные и комбинированные. Если поясной и диагональный типы ремней не способны обеспечить полную фиксацию туловища, то комбинированный, включающий и поясную, и диагональную лямки, гарантирует полную безопасность. В свою очередь комбинированные трехточечные ремни бывают двух видов: инерционные и неинерционные. Инерционные ремни безопасности используются на всех современных автомобилях. Такие ремни втягиваются специальным устройством в непристегнутом состоянии.


Ремень безопасности - гарантия долгой и счастливой жизни

Фото

Сегодня автопроизводители стараются максимально совершенствовать системы безопасности, включая и ремни. Сегодня большой популярностью пользуются ремни безопасности с преднатяжителями, сигналом для которых служит аварийное замедление машины. Они притягивают пассажиров и водителя к спинкам сидений и реагируют даже быстрее, чем подушки безопасности.

Многие современные авто оборудуются специальными приспособлениями, которые отключают систему зажигания или перекрывают подачу топлива в том случае, если водитель или пассажиры забыли застегнуть ремни безопасности.

На сегодняшний день использование ремней безопасности регулируется статьей 12.6 кодекса об административных правонарушениях, в которой говорится, что «управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей ».

Это использовать ремни безопасности, неважно, водитель вы или пассажир. В противном случае это в буквальном смысле слова станет вопросом жизни и смерти.

С момента изобретения автомобиля в XIX веке защищённость водителя и пассажиров значительно улучшилась. В 50-е и 60-е годы ремни становятся всё более распространёнными в автомобиле, а вначале 70-х были введены подушки безопасности. Несмотря на некоторые недостатки, всегда пристёгивайтесь - это не раз спасало жизни в авариях.

Закон один для всех

Поскольку ремни являются единственным наиболее эффективным средством для предотвращения смертности и травматизма, их применение включено в закон.

Взрослые

Водитель и пассажиры на переднем сидении должны быть пристёгнуты. Это же касается пассажиров на задних сидениях, если там установлены ремни. Ответственность за использование лежит на пассажире.

Дети в возрасте до 12 лет

Дети до 12 лет должны в обязательном порядке находиться в или бустере, соответственно их весу и возрасту. Иные средства, которые можно использовать, - трёхточечный детский ремень безопасности.

Для чего он нужен

Тысячи людей, по-видимому, считают, что у них есть иммунитет перед законами физики, и умирают из-за этого каждый день в результате ДТП, потому что они не были пристёгнуты.

Когда транспортное средство находится в движении, его пассажиры и водитель также находятся в движении внутри него. В том случае, когда автомобиль останавливается во время столкновения, все сидящие в нём будут продолжать двигаться, пока что-то их не остановит. Ремни безопасности были разработаны, чтобы остановить движение пассажиров внутри транспортного средства, предотвращая травмы в результате удара о приборную панель, а также выброса через . В самом деле, большинство транспортных происшествий происходит в результате того, что человека выбрасывает из машины.

Преимущества

Ремни безопасности являются первой линией защиты против травм или смертей во время езды в автомобиле. Они несут ответственность за тысячи жизней путём ограничения пассажиров от выбрасывания с места и даже с автомобиля. Эти средства защиты сделаны из специального материала, отличительными характеристиками которого является прочность и возможность так растягиваться, чтобы диспергировать энергию от внезапного столкновения, сглаживая эффект удара.

Можно подумать, что с существованием других ремни уже устарели. Но доказано, что они по-прежнему выполняют наиболее важную роль в защищённости в транспортных средствах. На самом деле, в то время как подушки безопасности повышают эффективность ремней на целых 40%, сами по себе они не так эффективны.

На видео - зачем нужны ремни безопасности:

Безопасность

Из всех аварий, связанных с автомобильными смертями, по оценкам, более 60% людей не были пристёгнуты.

Экономия средств

Вы хотите сэкономить 1000 рублей каждый раз, когда садитесь за руль и останавливаетесь по требованию сотрудника Госавтоинспекции? А если с вами будет находиться ребёнок без детского сидения, такие до 3000 рублей! Совет один - пристёгивайтесь.

Дети

Дети не любят сидеть в своих автомобильных сидениях, когда они маленькие. Поощряйте ваших детей, чтобы они использовали детский ремень безопасности. Покажите им, что мама и папа пристёгиваются сами, поэтому они должны делать то же самое.

Недостатки

Хотя ремни значительно снижают риск смерти и серьёзных травм, к сожалению, они не идеальны. Часто они становятся причиной травм, связанных с так называемым синдромом ремня безопасности. Во многих случая его волокна могут причинить вред грудной и брюшной области. Это могут быть серьёзные порезы и синяки там, где шёл ремень, а также более серьёзные повреждения внутренних органов, таких как разрыв толстой кишки или диафрагмы. В некоторых случаях может произойти вывих поясничных позвонков.

Детский ремень безопасности находится в самом большом риске травм, поэтому следует тщательно контролировать их возникновение у ребёнка, даже если на первый взгляд он кажется целым и невредимым.

Правильное ношение

Применение этого атрибута защищённости или езды на автомобиле может спасти вашу жизнь, но только в том случае, если вы пользуетесь им должным образом. Как правильно пристёгиваться? Ремень должен идти через плечо, не под рукой, и он должен быть максимально удобен для вашего тела. Если во время аварии плечевой ремень был пристёгнут неправильно, это может привести к травме рёбер или ранам ваших внутренних органов. Поясной ремень должен лежать низко над бёдрами, а не на животе.

Вот несколько моментов, как правильно пристёгиваться:

  1. Сядьте прямо в кресле, ноги поставьте на полу. Вытяните ремень через верхнюю часть тела и закрепите пряжку до щелчка.
  2. Отрегулируйте плечевой ремень до полного натяжения.

Несколько причин пристёгиваться

  1. Это закон . Это может показаться банальным и очевидным, но его неиспользование является нарушением закона. Случайно или нет, если вас остановили не пристёгнутым, вы .
  2. Лобовое стекло . В результате несчастного случая грубая сила столкновения может заставить ваш автомобиль остановиться, но ваше тело будет продолжать двигаться, что может привести к выбросу через стекло.
  3. Подушки безопасности практически бесполезны без ремней . Когда вы попали в аварию, подушки безопасности открываются, но часто люди получают от этого травмы. Во время столкновения ваше тело выбрасывается на открытую подушку, оставляя на лице травмы. Ремень поможет удержать человека на сидении.
  4. Короткие поездки . Нужно ли пристёгиваться в городе, когда вы выехали в ближайший магазин? Даже больше оснований для этого перед другими случаями. Большинство несчастных случаев происходит в 40 км от дома.
  5. Вы не можете контролировать других водителей . Вы можете не пристёгиваться, думая, что вы хороший водитель. Тем не менее вы не можете контролировать действия других участников дорожного движения, и лучше быть законопослушным гражданином, чем потом сожалеть.

Видео о том, для чего нужны ремни безопасности:

Использование ремней должно происходить так же часто, как вы чистите зубы по утрам, но, к сожалению, как показывает статистика, это далеко не так. Не позволяйте себе или тем, кто оказался рядом с вами в автомобиле, стать ещё одной единицей в печальной статистике ДТП. Пристёгивайтесь и напоминайте об этом своим друзьям, даже если вы просто переезжаете из одной стоянки на другую. Сохраните здоровье и жизнь свою и ваших близких.

Современные автомобили отличаются огромным числом систем безопасности. Так, электроника позволяет не терять контроль над машиной в случае аварийной ситуации (занос, экстренное торможение и так далее). Но не все ситуации можно избежать. Поэтому на тот случай, если произойдет столкновение, в автомобиле реализованы элементы пассивной безопасности. Одним из таких является ремень. Что это такое и каких типов бывает? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Ремни являются самым распространенным элементом пассивной безопасности. Основная их задача заключается в предотвращении перемещения человека в случае ДТП. Использование ремня безопасности позволяет снизить риск травм при столкновении, причем значительно, исключает возможность ударов о жесткие части кузова и стекла.

Мало кто знает, но ремни появились на машинах еще в начале 20-го века. Эта система «перекочевала» в машины из авиации. Однако тогда она была доступна только в качестве опции. Наибольшее распространение ремень безопасности получил после 50-х годов. А в СССР такие системы стали появляться лишь с появлением «Жигулей». Установка ремней безопасности выполняется самим заводом, на этапе сборки автомобиля. Также владельцы занимаются монтажом так называемых спортивных ремней. Но об этом немного позже.

О конструкции

Основным элементом ремня безопасности является лента. Она изготовлена из плотных волокон полиэстера. Такой материал способен выдерживать значительные нагрузки и при этом не рвется. Лента формирует некую лямку, которая удерживает водителя и пассажиров в заданном положении и предотвращает риск смещения в случае аварии. Есть масса примеров того, как непристегнутые люди ударялись о стекло и попросту вылетали из салона. Использование ремня позволяет надежно зафиксировать тело и предотвратить несчастные случаи.

Также в конструкцию входят:

  • Замок.
  • Ограничители.
  • Точки крепления ремня. Они могут регулироваться или быть нерегулируемыми.
  • Инерционные катушки.
  • Преднатяжитель ремня безопасности.

Отличаются данные элементы только по числу Однако именно от этого фактора зависит травмобезопасность. Ниже мы рассмотрим, каких типов бывают ремни безопасности.

Двухточечные

Это самые первые системы, которые появились в автомобилях. Однако их можно встретить и сегодня. Как правило, такие ремни используют для среднего пассажира на заднем ряду. Минус данной системы в том, что длина ленты не регулируется. Из-за этого приходится использовать удлинитель ремня безопасности. Продается он отдельно и стоит порядка 25 долларов.

Данный тип ремней проходит в поясной зоне пассажира, поперечно сиденью. С точки зрения безопасности такая система малоэффективная. Ведь она удерживает тело только в поясничной зоне. При фронтальном ударе, часть тела будет не закреплена и сдвинется вперед. Чем сильнее столкновение, тем выше риск повреждения позвоночника.

Трехточечные

Это уже более современный вид, который используется как на водительских, так и на пассажирских сиденьях. Система предусматривает три точки фиксации, среди которых одна (та, что ближе к верхней части стойки) имеет возможность регулировки по высоте.

Нижняя часть оснащается катушкой для сматывания ленты. Такая схема обеспечивает надежную фиксацию тела. Фиксация производится по грудной клетке и в поясничной зоне. При этом ремень не ограничивает движений и очень удобен в использовании. Достаточно уложить его и зафиксировать в одной точке на защелке.

Ремень безопасности с четырьмя точками

Это уже спортивные варианты, о которых мы говорили ранее. Конструкция используется на автомобилях, что участвуют в ралли и кольцевых гонках. С точки зрения безопасности являются наилучшим вариантом. Но почему ремень безопасности с четырьмя точками получил столь малое распространение? Все из-за особенностей использования. Чтобы закрепить все механизмы, приходится тратить много времени. В повседневной эксплуатации это не нужно, да и трехточечные вполне справляются со своей задачей.

Отметим, что варианты фиксации могут быть разными. Но самый популярный - две лямки с неразъемным креплением и одна в поясничной зоне. Плюс такой схемы в том, что вертикальные ленты крепятся непосредственно к сиденью, а не к кузову.

Чтобы использовать такой ремень, нужно сначала накинуть вертикальные элементы на плечи (аналогично надеванию рюкзака), а затем протянуть поясничный и зафиксировать его на защелке.

Есть также схемы, где вертикальные ленты могут отсоединяться. Для этого на концах есть дополнительный замок и язычки.

Крепление ремня безопасности

Оно может быть разным. Если брать во внимание большинство автомобилей, крепеж выполняется на элементах кузова. Такая схема используется с целью того, чтобы при ударе (когда на механизмы возлагается максимальная нагрузка) лента не слетела с точек крепления. Если крепеж был бы на штатном сиденье, его могло бы просто вырвать. Но почему такая схема практикуется на спортивных креслах? Дело в том, что само сиденье имеет гораздо большую жесткость и все точки крепления заранее просчитываются на деформации и растяжение.

Также отметим, что на грузовых автомобилях используется особая схема установки ленты. Здесь ремень вытягивается из спинки сиденья.

Сделано это для того, чтобы лента не ходила вверх-вниз на неровностях, так как кресло имеет отдельную пневмоподвеску. Зачастую такая конструкция используется на крупных автобусах и магистральных тягачах. Однако не стоит полагать, что она ненадежная. На заводе инженеры тщательно просчитывают данные точки крепления, поэтому можно с уверенностью сказать, что такие ремни очень надежные и безопасные.

Как это работает?

За основу возьмем трехточечные системы, поскольку они наиболее распространенные. Итак, после посадки в автомобиль водитель вытягивает ленту и фиксирует в замке язычок. Далее инерционная катушка автоматически убирает излишки. При столкновении датчики приведут в действие преднатяжитель. В результате натянется лямка. Если удар будет усиливаться, в работу вступит торсион. Он постепенно увеличивает длину ремня, дабы снизить давящее усилие на тело. Также отметим, что при ударе вытягивается и сам материал ремня. Несмотря на плотность, полиэстер может удлиниться на сотые доли сантиметра. Это позволит смягчить инерцию.

На старых ремнях (без преднатяжителей) функцию удержания человека выполняет катушка. При резком ускорении тела она блокируется. А далее уже в действие приводится торсион.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ремень безопасности и каких типов он бывает. Напоследок отметим, что после существенного удара повторному использованию ремни не подлежат. Ведь материал вытягивается и уже не способен выдержать такую нагрузку.

Ремни безопасности - это одно из лучших средств пассивной защиты. Они предотвращают перемещение тела при ударах и столкновениях. Повышенной эффективности удаётся достичь за счёт подушек, встроенных в твёрдые части салона.

Внимание! Использование ремней безопасности в конструкции автомобиля позволяет избежать ряда серьёзных травм.

Интересный социальный ролик о последствиях работы ремней безопасности:

Виды ремней безопасности

Автомобильная индустрия насчитывает более 100 лет постоянной эволюции. Неудивительно, что за это время появилось множество уникальных конструкций. Классификацию видов ремней безопасности удобнее всего проводить по числу точек фиксации:

  • двухточечные;
  • трёхточечные;
  • четырёхточечные;
  • пятиточечные;
  • шеститочечные.

Сейчас в большинстве автомобилей установлены трёхточечные ремни безопасности. Они имеют V-образное расположение, благодаря чему удаётся добиться оптимального распределения энергии при столкновении.

Внимание! Впервые трёхточечные ремни безопасности были установлены инженерами компании Volvo. Это произошло в 1959 году. Автор разработки - Нильс Болин.

Пожалуй, самой известной модификацией такого устройства является конструкция Belt-in-Seat. В ней плечевая часть фиксатора крепится к спинке. Первыми эту технологию внедрили в производство представители компании Mercedes. Произошло это в далёком 1990 году.

Первым автомобилем, который продавался в штатах с технологией BIS, был Mercedes-Benz SL. Это машина премиум-класса, в которой комфорт пассажиров и их безопасность в то время достигли небывалого уровня.

Внимание! Считается, что технология BIS позволяет избежать получения травм при опрокидывании автомобиля.

Двухточечные ремни были созданы самыми первыми. Правда, сто лет назад это была простая верёвка, протянутая поперёк пояса водителя. Интересно, что по прошествии столь долгого времени эта технология всё ещё применяется, правда, в самолётах и для задних сидений машин.

Ремни безопасности с четырьмя точками фиксации можно увидеть на спортивных машинах. Они обеспечивают более надёжную фиксацию тела и куда меньший комфорт. Тем не менее эта технология считается весьма перспективной. Правда, для установки конструкции в автомобиль требуются верхние крепления.

Пятиточечные ремни безопасности также нашли своё применение в спортивной индустрии развлечений. Также их используют в детских креслах. По факту это целый набор ремней, состоящий из множества лямок.

Внимание! Один ремень в пятиточечной конструкции проходит через ноги, два через пояс, и столько же через плечи.

Шеститочечная конструкция в целом ничем не отличается от пятиточечной, но здесь есть ещё одни дополнительный ремень безопасности, который проходит через ноги водителя. В результате это наиболее надёжная конструкция.

Отдельно стоит отметить, что технологии не стоят на месте. Постоянно создаются новые разработки в сфере безопасности. Одной из самых многообещающих является конструкция надувного ремня. Принцип действия крайне прост. Как только происходит авария, специальная камера наполняется газом. За счёт газа увеличивается полезная площадь ремня. Это значит, что создаётся меньшая нагрузка на тело человека, благодаря более рациональному распределению массы. Также подобная конструкция обеспечивает дополнительную защиту при боковом столкновении.

Внимание! Газовая подушка встраивается только в плечевой ремень.

В действительности существует целый ряд интересных концептов, которые отлично показали себя на тестах. К таким можно причислить устройство ремня безопасности компании Volvo SCC с конструкцией крест-накрест. Отдельного внимания заслуживает система 3+2. Она была создана компанией Autoliv и обеспечивает повышенную защиту при переворачивании транспортного средства.

Из чего состоит ремень безопасности

Основная конструкция ремня безопасности состоит из:

  • лямок;
  • замка;
  • болтов крепления;
  • втягивающего устройства.

Для производства лямок чаще всего служит синтетический материал. Главное к нему требование - высокий уровень прочности. Втягивающее устройство ремня безопасности работает на основе храпового механизма. Аварийная блокировка происходит за счёт чувствительного элемента.

Основой чувствительного элемента является простой металлический шарик. Когда он смещается, катушка фиксируется системой рычажков. В некоторых конструкциях вместо шарика используется маятник.

Устройство инерционного ремня безопасности можно посмотреть на видео:

Отдельно нужно рассказать о системе, отвечающей за постепенное натяжение ленты. Это происходит благодаря маховику. Он установлен на оси катушки. Это небольшой диск, который обеспечивает плавность процесса. Но если происходит авария, образуется рывок, из-за которого диску приходится преодолевать силу трения. Параллельно возникает давление на винтовую поверхность.

Внимание! В результате описанных выше действий диск смещается и происходит блокировка храповика.

Устройство ремня безопасности позволяет обеспечить безопасность пассажиров во время столкновений. Но даже у них есть определённый предел эффективности. На скорости более 200 километров в час от ремней будет мало пользы.

Болты в устройстве ремней безопасности отвечают за надёжное крепление всей конструкции во время езды. Они делаются из твёрдого сплава, способного выдержать серьёзные нагрузки. Причём крепятся они к каркасу автомобиля, чтобы обеспечить максимальную надёжность.

Правила эксплуатации

На первый взгляд, ремень безопасности крайне прост в обращении. Но есть определённые нюансы, знание которых позволит вам максимально эффективно использовать его.

В первую очередь не стоит затягивать ремень безопасности слишком сильно. Конечно, это обеспечит более сильную фиксацию, но и риск травмироваться возрастает в несколько раз.

Тем не менее, слишком слабое натяжение в значительной мере ослабляет тормозящее действие устройства ремня безопасности в автомобиле. Есть проверенный метод, который позволяет провести правильную настройку. Нужно сделать такое натяжение, чтобы можно было засунуть руку под ремень, и на кисти было ощутимое сжатие.

Внимание! При настройке устройства необходимо, чтобы вы без проблем могли дотянуться до всех элементов управления автомобилем.

Ни при каких обстоятельствах не закрепляйте шлейку в перекрученном состоянии! Это не обеспечит нужного уровня фиксации. Мало того, вам будет просто неудобно вести машину.

Важным правилом эксплуатации является то, что после того как произойдёт ДТП, всё устройство фиксации нужно менять, включая лямки и болты. На это есть несколько причин.

Во-первых, ленты при сильном натяжении теряют свои свойства и прочность. Поэтому пользоваться ими и дальше опасно. Во-вторых, полную замену нужно проводить через каждые 5-10 лет из-за естественного износа.

Внимание! Каждая марка автомобиля оснащается оригинальным устройством фиксации водителя и пассажиров. Не стоит осуществлять замену на дешёвый аналог.

Работа ремней безопасности и подушек

Как уже говорилось выше, подушка может быть эффективной только в комбинации с фиксаторами. Мало того, в случае, если водитель не пристёгнут, при столкновении подушки могут просто не сработать.

Лямки и остальное устройство, по сути, представляют собой один из элементов общего комплекса безопасности, который должен сохранить жизнь водителя и пассажиров, а также предотвратить появление травм.

Если вы не пристёгнуты, то подушки могут нанести серьёзный вред при раскрытии. Дело в том, что сила удара ничем не смягчается, и от этого столкновение будет очень жёстким.

Статистика

Если во внимание брать автомобильную статистику ДТП, то пристёгнутая лямка спасает в 70 процентах случаев. В свою очередь, подушки доказали свою эффективность лишь в 20%.

Очень важно, чтобы в салоне были пристёгнуты абсолютно все, включая пассажиров на задних сиденьях. Дело в том, что при сильном ударе не пристёгнутый пассажир будет хаотично перемещаться по салону, нанося травмы всем остальным.

Устройство ремней безопасности позволяет в значительной мере уменьшить риск получения травм при столкновениях. Мало того, пристёгнутые лямки могут спасти жизнь. Существует множество конструкций, которые устанавливаются в разных типах машин. В большинстве случаев производители используют трёхточечную систему фиксации. Хотя всё чаще появляются интересные альтернативы, постепенно внедряющиеся в жизнь.

Ремни безопасности относятся к пассивной системе безопасности автомобиля, а так же призваны уменьшить вероятность получения травм водителем и пассажирами в аварийной ситуации.
Условно можно разделить на две группы — по типу крепления, и системе срабатывания.

Крепление бывает:

  1. двухточечное;
  2. трехточечное;
  3. четырехточечное и более (применяется в основном в спортивных авто).

Принципы срабатывания:

  • статический (в данное время не используется);
  • динамический (самый распространенный);
  • срабатывающий на опережение.

История появления ремней

Массовое распространение ремней безопасности пришлось на 50-е годы прошлого столетия. Связано это было с тем, что при все более возрастающих скоростях, аварии стали приводить к довольно серьезным травмам, а зачастую и смертельным исходам.

Густав Лебе, французский ученый, еще в 1903 году предложил устанавливать на автомобили пятиточечные ремни безопасности. Но в те времена его идея особого энтузиазма не встретила, и как следствие, не прижилась. За время изысканий наилучшей конструкции, был изобретен не один десяток устройств, но ни одно из них, по ряду причин, не прижилось. Какие-то из-за сложности конструкции и креплений, другие по причине недостаточной надежности.

Взять хотя бы те же двухточечные ремни безопасности. Фиксируя пассажира или водителя на уровне пояса, они в случае столкновения, не спасали от ударов о приборную панель, руль или лобовое стекло. Ведь верхняя часть тела не была зафиксирована совсем. Некоторые модели автомобилей ГАЗель, и по сей день имеют подобное крепление (переднее сиденье рядом с водителем).

Первопроходцем, чье изобретение не только прижилось, но и приобрело массовый характер, а впоследствии стало прародителем всех современных трехточечных ремней безопасности, стал Нильс Болин. Инженер из Швеции, занимавшийся системами безопасности катапульт в авиакомпании, придя в Volvo, предложил трехточечную систему.

Трехточечный статический ремень безопасности

Устройство данной конструкции было простым. Диагональная и поясная лямка с замок, который фиксировался у бедра. Крепление как в современном автомобиле, с той лишь разницей, что система фиксации была статической.
Существенный недостаток данной системы — необходимость регулировки. Сев и пристегнувшись, пассажир должен был настроить крепление таким образом, чтобы под лямку пролазило не более двух пальцев. Если же длина была больше, безопасность была вновь под угрозой. При столкновении, тело успевало набирать ускорение, прежде чем встречало препятствие в виде ремня безопасности.

Эволюция ремня

Инерционные трехточечные ремни безопасности, пришедшие на смену статическим в 70-х годах, стали прорывом в области безопасности. Они не только поправили статистику смертности и травматизма в ДТП, но и увеличили число пристегивающихся практически в два раза. Ведь отпала нужда регулировать ремень при посадке в автомобиль. Сел, пристегнулся, а инерционная катушка сама забирает излишки.


Конструкция такова, что в случае аварии, шариковый или маятниковый механизм катушки фиксирует ленту и не дает ей разматываться, тем самым надежно удерживая тело. Устройство катушки инерционного ремня блокирует ленту при опрокидывании автомобиля, в случае крена или заноса, а так же при резком торможении. Казалось бы, трехточечные ремни безопасности идеальны в плане безопасности, но как и любое другое, имеет существенный недостаток.

Это опоздание в срабатывании, а при аварии, когда счет идет на доли секунд, эта задержка может быть опасной. В зимний период, когда человек одет в большое количество одежды, устройство создает то опасное пространство между ремнем и телом, вследствие чего, тело успевает набрать нешуточную скорость. Поэтому следующим этапов в развитии стали системы, срабатывающие на опережение.

Преднатяжители ремней

Первыми в этой области стали пиропатроны, которые получая сигнал от системы управления, срабатывая, натягивали ремень безопасности, длина уменьшалась, сокращая то самое опасное расстояние. Чтобы натяжение не оказалось критически сильным, конструкция натяжителя содержала ограничитель усилий, устройство, которые фиксируя превышение нагрузки на грудную клетку (приблизительно 150 кг) начинало давать слабину, тем самым ослабляя мертвую хватку ремня. Единственным недостатком данных устройств, была и остается их одноразовость. После срабатывания пиропатрон необходимо заменять.


Напрочь данного недостатка лишена система электрических натяжителей. Они способны многократно выполнять данное действие. Работая в связке с радарами и датчиками, они способны определить критическое сближение ещё до момента столкновения, а значит обезопасить пассажиров и водителя заранее. Если устройство фиксирует опасность, длина ремня сокращается, и человек надежно фиксируется в кресле.

Другие виды ремней

Существуют еще четырехточечные и пятиточечные ремни. Это спортивные ремни безопасности, и используются они для надежной фиксации автогонщиков. Первый имеет крепление в четырех точках, а второй соответственно в пяти. Пятиточечный ремень безопасности так же используется, в ставших обязательными в последнее время, детских автомобильных креслах. Данное крепление наиболее надежно фиксирует тело и распределяет нагрузку на него.


Еще появилась такая разновидность как надувные ремни безопасности, наполняющиеся газом во время аварии. Крепление таких ремней в основном трехточечное.


Какой же вывод можно сделать из всего выше перечисленного? Многие умы озабочены безопасностью водителя и пассажиров, много людей трудится над усовершенствованием систем безопасности, призванных сохранить наши жизни и здоровье. Стоит ли пренебрегать этим решать вам, но садясь в автомобиль, вспомните, что для вашей безопасности сделано все возможное, от вас требуется лишь пристегнуться.