Установка птф руками. Как установить противотуманные фары: пошаговая инструкция

Любой автомобилист знает, насколько важна оптимальная освещенность дороги, особенно при вождении в сложных погодных условиях - снегопад, ливень или туман. Те, кто часто путешествуют на своем автомобиле, не могут представить себе возможность эксплуатации авто без установленных противотуманных фар. В отличии от головной оптики, ПТФ способны эффективно осветить дорогу даже в условиях сильного тумана.

Для чего устанавливать противотуманки

Современные автомобили не зря оснащаются противотуманными фарами. Дело в том, что туман представляет собой взвесь мельчайших капель воды в воздухе, которые практически полностью отражают попадающий на них свет головных фар. Образуется сплошная белая стена, которая с увеличением интенсивности освещения головными фарами становится все плотнее. Движение в этих условиях становится невозможным.

Противотуманные фары расположены низко, и при правильно настроенном положении, освещают лишь само полотно дороги, а не пространство перед авто. Этим и объясняется их действенность. Кроме того, эффективность против тумана в определенной мере повышает желтый светофильтр, позволяя использовать совершенно другой спектр, который не отражается водяной пылью. К сожалению, автопроизводители не всегда устанавливают ПТФ штатно, вынуждая водителей делать это самостоятельно.

Как подключить ПТФ через реле

Процесс самостоятельного подключения противотуманных фар сложностью не отличается, и выполняется за несколько часов. Для этого следует заблаговременно приготовить все необходимое:

  • медные провода;
  • предохранитель мощностью не менее 15 А;
  • реле;
  • кнопка включения, если на панели отсутствует свободная;
  • изолента или «термоусадка».

Схема подключения противотуманок через реле предельно проста, и справиться с этой задачей по силам любому человеку.

Провод к аккумулятору удобно протянуть под педалями. Особое внимание стоит обратить на качество создаваемого контакта с клеммами, а также на необходимость установки предохранителя.

Важно! Его следует разместить максимально близко к АКБ - любая схема подключения противотуманных фар через реле предусматривает наличие предохранителя не менее 15 А.

После этих работ останется лишь установить сами противотуманки.

Важные моменты при установке противотуманок

Несмотря на принадлежность к дополнительному световому оборудованию, и «необязательность», если они устанавливаются автовладельцем самостоятельно, они обязаны соответствовать действующим нормативам. Так, высота размещения противотуманок должна составлять не менее 250 мм от уровня грунта, при расстоянии до каждого габарита не более 400 мм . устанавливать противотуманные фары можно только симметрично. Нельзя подключать их непосредственно к зажиганию, устанавливая выключатель, позволяющий использовать их отдельно от габаритных огней.

Установив фары на свое постоянное место, подключение противотуманок через реле не составляет трудностей. Оба минусовых провода от фар подключаются на массу, а плюсовые соединяются для подключения к 30-му контакту на реле. Если все выполнено правильно, проверка установленных противотуманок пройдет успешно. Во время выполнения работ самое пристальное внимание требуется уделить качеству всех соединений проводов. Все скрутки требуется делать качественно, а после этого желательно использовать специальную «термоусадку» - так можно исключить попадание на соединение влаги и их окисление.

При самостоятельном подключении противотуманок через реле, не меньшее внимание требуется уделить и правильной их регулировке. Они не должны освещать пространство перед авто - для этого есть головные фары. Установленные противотуманки предназначены для освещения дорожного полотна, т. е. направлены они должны быть вниз, на дорогу. Это позволит им выполнять свое основное предназначение, и не станет причиной ослепления встречных водителей. Перед самостоятельным подключением можно посмотреть видео

Далеко не все автомобили в заводской комплектации имеют ПТФ - противотуманные фары. А между тем это достаточно полезная опция, которая нередко помогает в различных ситуациях. Впрочем, это не является серьёзной проблемой, потому что комплекты таких фар продаются отдельно практически в любом специализированном магазине запчастей. Установка противотуманных фар своими руками - операция простая и не требующая особых усилий.

Стоимость подобной услуги в автомастерских достаточно высока. В некоторых случаях она может сравниться со стоимостью самого комплекта таких фар. В такой ситуации желающих тратить лишние деньги, причём тратить в большинстве случаев неоправданно, не находится. К тому же, с технологической точки зрения тут нет ничего сложного.

Естественно, самый первый шаг - это непосредственно выбор и покупка нужного комплекта. Здесь необходимо учесть все особенности и требования: модель автомобиля, тип фар, крепления и т.д. Решение данных вопросов целиком и полностью ложится на плечи автомобилиста.

Что можно посоветовать в такой ситуации?

Стоит посмотреть все предложения, имеющиеся в магазинах и на авторынках. В продаже имеются готовые комплекты конкретно для той или иной модели машины. Естественно, работать с ними проще. Но в некоторых случаях дешевле будет приобрести универсальный набор или вовсе поискать все детали по отдельности.

Любой комплект противотуманных фар включает в себя следующие детали:

  • Непосредственно сами ПТФ;
  • Набор проводов;
  • Клеммы для проводов;
  • 4-контактное реле;
  • Выносной предохранитель;
  • Выключатель.

Помимо всего вышеперечисленного могут понадобиться дополнительные коннекторы, разнообразные хомуты и крепления. И, конечно, под рукой обязательно должен быть набор инструментов: крестовая и плоская отвёртка, ключи 8 и 10, нож и плоскогубцы.

После покупки всего необходимого ещё раз проверьте наличие всех требуемых для работы деталей, а также их целостность и сохранность. Только тогда можно будет приступать к процессу установки. Так как работать приходиться с электрооборудованием, стоит вспомнить основные правила техники безопасности.

Процесс установки

Перед тем как начинать установку, обязательно нужно отключить аккумуляторную батарею. В противном случае существует риск возникновения короткого замыкания. Далее необходимо осмотреть автомобиль на предмет наличия неисправностей и механических повреждений, которые могут помешать работе. В первую очередь внимание нужно обратить на бампер, ведь именно на него будут крепиться новые фары. Далее можно в уме спланировать, как именно будет прокладываться проводка.

Установка противотуманных фар своими руками проходит в несколько основных этапов:

  • Монтаж ПТФ на бампер;
  • Установка на приборной панели специальной кнопки-выключателя;
  • Непосредственное подключение разъёмов и проводов.

Конечно, надо учитывать, что на практике всё далеко не так просто, как звучит. Все три этапа имеют свои особенности и сложности.

Установка фар на бампер

Необходимо снять защиту картера и сам бампер. Фары устанавливаются на специальные места (они закрыты заглушками), после чего крепятся винтами. Иногда стоит подумать над тем, как их лучше смонтировать. Далее вытягиваются провода под капотом. Лучше сразу скреплять их хомутами, чтобы они не мешались. Провода "минус" подключаются к кузову автомобиля.

Как только всё будет готово, можно устанавливать бампер и защиту картера на своё место. Не забудьте присоединить провода к разъёмам непосредственно на самих фарах. Также второй конец проводов вытягивается в салон - он будет подключаться к кнопке. Для этого следует использовать заглушку под мотором стеклоочистителя.

Установка кнопки-выключателя

Снимаем панель под рулём и накладку центральной консоли, а также остальных элементы, которые будут мешать работе. Вытаскиваем заглушку свободной кнопки и подводим к ней провода контактов. Тут могут возникнуть некоторые сложности с тем, как ввести новый элемент в уже существующую электроцепь.

Подключение фар

Открываем блок предохранителей и подключаем клемму от кнопки включения ПТФ в соответствующее гнездо реле (85). Клемма чёрного провода также подключается в реле, а другой конец к кузову автомобиля или "массе". Клемма с двумя отводами данного провода устанавливается в гнездо 87, а сами отводы в соответствующие гнёзда предохранителей. Достаём жгут из-под капота и подключаем клеммы во вторые гнёзда предохранителей. В гнездо 30 включается клемма красного провода. Для этого используется коннектор. В блок предохранителей устанавливается реле и два предохранителя.

После этого всё устанавливается на место, проводится окончательная проверка соединений и их целостности. Если всё в порядке, тогда подключается аккумулятор и проверяется работоспособность фар.

Видео

В следующем видео также посвящено установке противотуманных фар:

Противотуманные фары являются источником дополнительного освещения дорожного покрытия. При правильной настройке они способны эффективно подсвечивать обочину дороги, помогая при этом вовремя заметить выходящего из тьмы пешехода или другое препятствие.

Кроме того, противотуманными фарами можно пользоваться в качестве дневных ходовых огней, что для многих водителей является весьма удобной альтернативой. Основное же предназначение этих световых приборов – освещение дороги в условиях тумана, дождя или снегопада. В подобных ситуациях дополнительная оптика позволяет значительно улучшить видимость для водителя . Ввиду вышеописанного, многие водители приобретают противотуманные фары для установки на свою машину. И если с техникой монтажа самих устройств на бампер авто или другие штатные места вопросов почти не возникает, то подключение световых приборов вызывает трудности у многих. Попробуем разобраться поэтапно в нюансах данного дела. Ведь вполне реально осуществить подключение противотуманных фар самостоятельно.

Материалы и инструменты для монтажа фар

Итак, для подключения дополнительных световых приборов необходимо приобрести:

  • Отрезок силового провода с сечением 1,25 кв. мм . Его длина должна быть достаточной для протягивания к каждой из противотуманных фар. В среднем для любого авто достаточно куска 6-7 метров.
  • 4 широкие клеммы (мамы);
  • 2 узкие клеммы (мамы);
  • 3 клеммы с центральным отверстием для крепления массы;
  • Четырехконтактное реле включения противотуманных фар с проводами и колодкой;
  • Кнопка включения световых приборов;
  • Предохранитель на 15 ампер с корпусом для его установки;
  • Изоляционная лента, термоусадка и пластиковые хомуты.

Что касается инструмента, то его необходимо немного:

  • Острый нож;
  • Плоскогубцы;
  • Кусачки;
  • Клемник.
  • Отвертка.

Порядок установки противотуманок + Видео

Согласно правилам противотуманные фары должны включаться исключительно с габаритными огнями . Потому кнопка включения этих приборов должна активироваться лишь в случае включенной кнопки габаритов.

Начать лучше с размещения и кнопки активации противотуманок. Расположить реле можно как в салоне, так и в моторном отсеке. Все зависит от желания владельца и простоты монтажа. Но для экономии проводов, да и с эстетической точки зрения лучше все-таки установить реле в подкапотном пространстве. Кнопка же должна находиться в удобном месте и удачно вписываться в интерьер. Зачастую на центральной консоли или торпедо производителем предусматривается одна или несколько мест для монтажа дополнительных кнопок с заглушками. Необходимо убедиться, что кнопка нормально встает в избранное место.

Далее необходимо найти провод, который осуществляет питание подсветки приборов, регуляторов вентилятора или печки и других потребителей, которые активируются лишь вместе с включенными габаритными огнями. Один конец купленного провода подсоединить к найденному проводу питания подсветки, а другой при помощи узкой клеммы – к кнопке противотуманок.

Важно!!! При помощи такой же клеммы подсоединить второй отрезок провода ко второму контакту кнопки, а второй – провести к реле и подсоединить при помощи колодки к выводу 85. Отметим, что на подавляющем большинстве реле обозначены выводы, что упрощает задачу. На это необходимо обратить внимание при покупке.

Далее нужно подсоединить контакт 87 реле к плюсовой клемме аккумуляторной батареи . Также посредством колодки. Подключение к клемме аккумулятора осуществляется в зависимости от ее типа и конструкции. Важно, на этом отрезке необходимо расположить корпус для монтажа предохранителя. Он располагается в удобном месте для обслуживания. Но при этом желательно, чтобы он располагался ближе к аккумулятору. Еще один отрезок провода необходимо протянуть от 86 контакта реле к массе, а при возможности – к минусовому выводу аккумуляторной батареи. Для крепления противоположного отрезка провода к кузову используем клемму с центральным отверстием.

Подключение ПТФ своими руками - простая схема

Следующим этапом является подключение самих осветительных приборов. Каждый из них имеет два вывода: плюсовой и минусовый. К минусовым необходимо подсоединить отрезки проводов при помощи широких клемм, а затем соединить их противоположные концы и затем уже одним проводом осуществить подключение к кузову. Можно также осуществить подключение к кузову каждой противотуманки отдельно . Тут уж как будет удобнее владельцу. Для подключения к кузову используются все те же клеммы с центральным отверстием.

Далее подключить к каждой из противотуманных фар отрезок провода при помощи такой же широкой клеммы. Длину проводов необходимо рассчитать таким образом, чтобы соединить их в один. Далее данный провод необходимо провести к выводу 30 реле и подключить к соответствующему проводу колодки.

Теперь можно попробовать включить габариты и проверить, работают ли они. Если да, то можно переходить к этапу проверки работоспособности противотуманок.

Если все нормально функционирует, можно переходить к завершающему этапу. Он предполагает аккуратную укладку всех проводов, крепление реле к кузову, а также изоляцию всех клемм. Все провода стягиваются в один жгут при помощи вышеупомянутых пластиковых хомутов. Так будет легче осуществить их закрепление, как в салоне, так и в подкапотном пространстве. Некоторые автолюбители предпочитают прятать провода в пластиковую гофру . Это также можно сделать, но в процессе подключения перед прокладкой. Все соединения проводов необходимо надежно заизолировать при помощи изоленты. А на клеммы, при помощи которых подключены противотуманные фары, необходимо надеть термоусадку, изолирующую их от атмосферных влияний.

Вот и все, противотуманные фары подключены в соответствии с правилами и требованиями закона. Теперь необходимо их правильно настроить, чтобы эффективность их работы была максимальной.

Номинал предохранителя на этой схеме выбирается исходя из мощности подключаемой нагрузки. Например, в ПТФ ВАЗ 2109 стоят 2 лампы по 55 Вт. Тогда ток в цепи будет равен 55 Вт * 2 / 12В = 9,1 А. Предохранитель возьмем с небольшим запасом, т.е 15А.

Но такая схема в чистом виде для подключения противотуманок не подходит. Обращаем внимание на Правила, в которых говорится, что ПТФ должны включаться только после включения габаритных огней. Соответственно, схему нужно немного доработать, и она приобретает вот такой вид:

Здесь будет работать также и индикация включения противотуманных фар, т.е. будет загораться лампочка при включении ПТФ.

Единственное, чего не отражено на схеме, так это подсветка самой кнопки при включении габаритов. Но на некоторых кнопках, в том числе на старых ВАЗ 2108 она попросту отсутствует. А если необходимо, и кнопка позволяет сделать подсветку, то это очень просто сделать, подав на один контакт лампы подсветки плюс от любого провода, на котором появляется напряжение при включении габаритов (подсветка панели, соседней кнопки), а другой подключив на массу.

Ну а напоследок приведу пару типовых схем подключения ПТФ на ВАЗ 2108 и 2109, может кому пригодятся!.

По новым Правилам на автомобиле нужно ездить днём так же, как и ночью со светом. Можно с ближним светом, ходовыми огнями или противотуманными фарами. Сегодня рассмотрим: как можно подключить противотуманки на свой автомобиль. Противотуманные фары к тому же окажутся полезными и в туман. Чтобы сэкономить можно подключить противотуманные фары и самому. Ничего сложного в подключении противотуманок нет, и с этим заданием справится любой!

При монтаже ПТФ может оказаться полезной электрическая схема включения основного света фар автомобиля.

Штатная схема подключения передних фар автомобиля.

1. Блок фара.

2. Панель предохранителей и реле.

3. Подрулевой переключатель.

4. Кнопка на три положения в салоне авто.

5. Замок зажигания.

6. Приборная панель.

И так, противотуманные фары куплены, как раз те, какие нужны для Вашей модели автомобиля (мотоцикла и т.д.). Установлены. Осталось сделать электрическое подключение ПТФ.

Схема параллельного включения противотуманных фар

Лампочки одним концом присоединяем на массу автомобиля, а другие концы скручиваем и присоединяем к контакту номер 87 нашего реле.

На 30 контакт реле подаём плюс через предохранитель не менее 15 Ампер , плюс берётся до панели с предохранителями, лучше ближе к АКБ.

Теперь подсоединяем кнопку включения протифотуманных фар одним концом на корпус авто, а другим концом к 86 контакту нашего реле.

Контакт 85 реле идёт на плюс 12В, которые появляются при включении зажигания. Этот плюс можно поискать на панели предохранителей.

Автоматическое включение ПТФ

Если Вы хотите, чтобы туманки автоматически включались, когда машина заведётся, то этот провод подключаем к контрольной лампочке «зарядка» в приборном щитке. Кнопка «ПТФ» в салоне при этом должна быть включена.

Вот и всё готово! Теперь при нажатии на кнопку включения минус подаётся на обмотку реле — реле срабатывает и тем самым замыкает контакты 30 и 87 реле и — на наши лампочки загораются!

Противотуманки работают!

Экономичное (последовательное) включение ПТФ

Если Вы используете противотуманки только для того, что положено ездить днём со светом и не собираетесь ими пользоваться в туман. То две противотуманки можно соединить между собой последовательно. Туман они, конечно «не пробьют», но днём видно, что автомобиль едет со светом.

Тем самым мы «убьём» трёх зайцев 🙂

  1. Падение потребляемого тока в 4 раза! Это значит меньше нагрузка на генератор, контакты реле и проводку. Из за того, что меньше нагрузка на генератор и на двигатель в целом — это хоть и немного, но расход потребляемого топлива будет меньше.
  2. Так как лампочки светятся в пол накала — лампы прослужат дольше, а также меньше происходит нагрев самой противотуманки и главное — стекла.
  3. Мы не включаем головной свет, тем самым бережём дорогие лампы и экономим энергию авто.

Обе схемы подходят для любой марки автомобиля, мотоцикла, скутера или трактора.

Зотов А.В. Волгоградская обл.


П О П У Л Я Р Н О Е:

    Статья для начинающих радиолюбителей. В ней приводятся примеры проверки основных радиодеталей, используемых в радиоэлектронной аппаратуре (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, катушки индуктивности, дроссели, диоды и транзисторы) с помощью мультиметра или обычного стрелочного омметра.

    Уважаемые мыловары! Прежде, чем вы соберетесь варить мыло «с нуля» необходимо ознакомиться с правилами по технике безопасности при работе с щелочью!