Все о опель мокка тест драйв. Сравнение Opel Mokka и Skoda Yeti: Инь и Ян

«Не выпендривайтесь, слушайте свою любимую песню “Валенки”» - так в советском анекдоте отвечало радио на просьбу слушателя поставить в эфире Boney M или Бетховена. В последнее время наши сограждане снова стали привыкать к жизни по принципу «бери что дают». С 2014 года ассортимент автомобилей в России сократился почти вдвое: если два года назад покупатели могли выбирать примерно из 500 моделей, то за прошедшее с тех пор время с рынка ушли 200 автомобилей. Такие цифры приводит глава Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.

Кроссовер должен быть полноприводным? Кто это сказал? Вы уверены? Так ли нужен в городе, основной среде обитания таких автомобилей, привод на четыре колеса? Данные продаж, особенно в компактном сегменте, говорят об обратном: около 70-80% реализованных в России маленьких паркетников - переднеприводные! Именно поэтому мы решили свести в этом тесте «карликов», выступающих в кроссоверном жанре, которые имеют модификации только с приводом на переднюю ось. Мы выбрали самые мощные бензиновые версии и попытаться собрать из них идеальный кроссовер для города. Так в нашу компанию попал 200-сильный Nissan Juke Nismo…

Opel Mokka далеко не новинка на российском рынке: модель представлена в России с конца 2012 года.. Казалось бы, есть ли смысл только из-за новой комплектации возвращаться к этой, не самой популярной у нас, модели кроссовера? Но давайте не будем спешить с выводами…

Наверное, я в детстве избыточно любил Иеронима Босха. Иначе чем объяснить пристрастие к эстетически конфронтационным, амбивалентным сюжетам? Таким, например, как фотосъёмка новейшего Opel Mokka в антураже ЗиЛа, находящегося в предпоследней стадии обветшания и стремительно превращающегося не в обещанный город-сад, а в огромную технократическую помойку.

Камеру заднего вида приходится постоянно протирать

В городе Opel Mokka - как рыба в воде. А все потому, что обладает совокупностью качеств, несколько превосходящей свод характеристик типичного «горожанина». Главные козыри «Мокки» относительно банальных легковушек - это, конечно же, большой дорожный просвет, высокая посадка за рулем и полный привод. 19-сантиметровый клиренс позволяет не церемониться с бордюрами и снежными сугробами при парковке и без замирания сердца преодолевать коварные дорожные и дворовые ямы. Насколько это «окрыляет», не поймешь, пока не попробуешь.

Маленький багажник зачастую не способен вместить весь багаж

Высокая вертикальная посадка водителя (да и остальных членов экипажа) - тоже «бальзам на душу». Возвышенное положение в обществе позволяет объективнее оценивать дорожную обстановку, а «табуреточный стиль» - сделать компактный салон большим. Правда, для задних пассажиров инженерами определена избыточная вертикальность спинок сидений, что не добавляет комфорта в продолжительных поездках. Эти свойства, разумеется, присущи и моноприводной (точнее, переднеприводной) версии машины.

Оперативно почистить дворники непросто из-за малого угла отгибания

С полным же приводом, автоматически подключаемым электроникой в случае необходимости, возможности «Мокки» еще шире. Она лучше стоит в поворотах и штурмует бездорожье. Хотя переоценивать возможности машины не следует. Если переборщить со скоростью на скользкой дороге, то урезонить в заносе полноприводную «Мокку» будет непросто. Даже сложнее, чем обычную. А желание съехать с дороги, допустим, в зимнем лесу, вероятнее всего кончится пленением автомобиля из-за чересчур «шершавого» днища. Большая парусность и скромный 350-литровый багажник - тоже не самые веские аргументы в пользу автопутешествий. Короче, город «Мокке» предписан «по полной», а природа - без фанатизма.

Эстетически салон безупречен

Бензинового 1,8-литрового 140-сильного движка этому автомобилю хватает не только за глаза, но и за уши. И расход адекватный: 10–12 литров на сотню. Трансмиссионный автомат машине тоже кстати. Он существенно облегчает жизнь, особенно в «опробированном» (изобилующем пробками) городе. Правда, характер у коробки передач своеобразный. Тяга на колеса подчас передается с некоторым сдвигом по времени. Это приходится учитывать и в напряженных ситуациях, скажем, при выезде со второстепенной дороги на главную, заблаговременно активизировать педаль газа для «выстрела».

Подвеска у машины компромиссная, с небольшим креном в сторону жесткости. Это придает уверенности при маневрировании. Вместе с тем подвеска неплохо справляется с неровностями, даже с серьезными. Хотя в этом случае ее работа сопровождается приглушенным звуковым аккомпанементом. Тормоза у кроссовера настроены великолепно и позволяют замедляться «по сценарию». Руль тоже неплох. А вот обзорность вызывает нарекания. Вернее, вызывала бы, если бы не дотошные парктроники спереди и сзади. Плюс к этому, минимизировать заднюю угрозу позволяет камера, показания с которой выводятся на информационный дисплей. Правда, всевидящее око камеры, чтобы оно все видело, частенько приходится протирать. Скоплению грязи и пыли также подвержена ручка пятой двери, что подразумевает наличие либо дежурной тряпки, либо грязных рук.

Одной из кнопок на руле можно случайно включить лимит скорости

Салон у «Мокки» очень приятный в эстетическом плане. Качество отделочных материалов радует, как и удобство передних кресел и насыщенность комплектации «вкусностями», такими, например, как навигация, подогрев руля или продвинутый головной свет. Однако некоторые эргономические решения вызывают вопросы. Почему подлокотник спереди только у водителя, и почему он расположен выше, чем хочется? Зачем под левой рукой на руле расположена кнопка, которой можно совершенно случайно лимитировать скорость движения? Почему шкалы у приборов такие мелкие? Почему в районе 20 о С климат-контроль «лихорадит» с жара на холод и обратно с холода на жар? А огромное количество кнопок на центральной консоли? Это можно объяснить лишь внезапной потерей чувства меры у создателей машины.

Пользоваться ручным режимом «+» «-» на селекторе не очень удобно

Отдельная тема дворники. Они сделаны так, что упираются в кромку капота при отгибании. Избавить стеклоочистители от наледи во время снегопада или после ночной стоянки - проблема. Понятно, что есть сервисное положение дворников или возможность глушения двигателя во время взмаха, но необходимость регулярного использования одной из этих процедур несколько напрягает. Кстати, при омывании лобового стекла дворники делают всего лишь один взмах, после чего остатки жидкости приходится счищать повторно.

Удивляет обилие кнопок на центральной консоли. Во время эксплуатации «климатические» кнопки нижнего сектора несколько раз самопроизвольно гасили подсветку

Как бы там ни было, ко всему привыкаешь. Негатив уходит на второй план. А на первом остается шлейф положительных эмоций, вызванных Opel Mokka. Дружелюбный дизайн усиливает ощущение. Благодаря обаятельной «шарообразности» и фирменному оранжевому цвету на ум приходят забавные ассоциации: недаром один из остроумных владельцев «рыжей Мокки» величает свой кроссовер «опельсином».

Небольшой компактный кроссовер от Компании Opel появился на рынке относительно недавно. Дилеры начали продажи в конце 2012 года. Этот автомобиль собирается в том числе и у нас в России. Сразу же после своего появления, Opel Mokka вызвал много вопросов, инициировал большое количество дискуссий. Кому-то этот городской кроссовер кажется чересчур маленьким, а кто-то видит в этом его отличительный характер, кто-то считает его излишне круглым, а кого-то наоборот влекут его обтекаемые формы. Так или иначе, каждый для себя решает сам насколько ему симпатично данное авто. Ну а для того, чтобы помочь читателям Автомобильной Энциклопедии Opel разобраться в этом новом автомобиле, мы подготовили специальную подборку видео с тестдрайвов Opel Mokka.

Большой тест-драйв: Opel Mokka

Обзор от канала Авто Плюс: Opel Mokka

Москва рулит с Анастасией Трегубовой: Opel Mokka

Тест-драйв: Opel Mokka

KM.ru: Видеотест Opel Mokka

От нуля до ста: Opel Mokka

За рулем: Тест-драйв Opel Mokka 2013

Обзор (большой тест-драйв) от ATDrive.ru: Opel Mokka 2013

Тест-Драйв Opel Mokka

Opel Mokka — обзор

В мире дорог: Opel Mokka

Автоблог: Opel Mokka

К сожалению, в нашей кампании не оказалось Джука или Кашкая, один из которых тоже планировалось взять на тест. Представители дилерских центров Nissan как один твердили о том, что для выдачи автомобиля им нужен запрос, время на согласование запроса, разрешение, одобрение, подтверждение одобрения, резолюция с печатью и отпечатки пальцев всех сотрудников редакции. Шутим, конечно. Ну, ничего. Талантливые участники группы и в неполном составе смогли сыграть неплохую партию.

Многие сразу обратят внимание, что компания подобралась достаточно разнородная. Автомобили отличаются размерами, двигателями, трансмиссиями, комплектациями и ценой. Однако нашей задачей в этом тесте является не выявление победителя и проигравшего. Интереснее посмотреть, на кого ориентирован каждый автомобиль и насколько ожидания покупателей совпадут с реальными возможностями. Ведь как ни крути, все три машины относятся к классу компактных полноприводных кроссоверов. И по большому счету небольшие разночтения в характеристиках не настолько велики, насколько схожи потребительские качества.

На первый взгляд может показаться, что Opel – один из самых маленьких кроссоверов. Но это не так. Мокка, к примеру, выше Спортейджа на 2,3 см, длиннее Йети на 5,5 см, а Джука – значительно больше по всем параметрам.

Начнём, конечно, с новичка. Как и положено, Opel Mokka появился на свет благодаря стараниям двух родителей: Opel и корейского подразделения Chevrolet DAT. В счастливой семье родилась сразу тройня (у Мокки есть ещё два брата-близнеца Buick Encore и Chevrolet Trax, причем последний появится и в России, правда, под менее двусмысленным именем Tracker).

Но несмотря на совместную германо-корейскую платформу Gamma II, внешние данные не позволяют сомневаться, что перед нами именно Опель, очень милый и симпатичный Опель. Отсутствие в дизайне экстерьера какой бы то ни было брутальности, подведённые «черной тушью» контуры фар и разнообразные хромированные и серебристые «рюшечки»-накладочки сразу определяют целевую аудиторию – она, без сомнения, женская.

Противоположность Opel Mokka – Kia Sportage. «Кореец» буквально источает агрессию всем своим видом, хотя хромированных украшений у него ничуть не меньше, но они скорее для пафоса. Во многом именно привлекающий внимание стиль явился ключевым фактором в популяризации кроссовера Kia. Жаль лишь, что тестовый автомобиль оказался в невыразительном темно-сером окрасе, а не фирменном оранжевом.

Skoda Yeti – этакий унисекс. В нем одинаково гармонично будет смотреться и молодая девушка, и мужчина средних лет. Главное – опять-таки, правильно подобрать соответствующий цвет. И если в начале своей карьеры экстерьер «cнежного человека» казался немного легкомысленным для насквозь прагматичной марки Шкода, то после выхода более ярких конкурентов стилистика Yeti стала довольно обыденной.

Интерьер. Наиболее вместительным из всей тройки, естественно, оказался Kia Sportage – по габаритам он самый большой. Места хватает всем без исключения, но особенно комфортно тем, кто расположится на удобном и широком диване с самым большим из троицы запасом пространства для ног.

Кроме того, у кроссовера Киа самый дорогой на вид и ощупь интерьер: качественные отделочные материалы со вставками из черного лакированного пластика, эффектный щиток приборов, сенсорный дисплей мультимедийной системы и (в нашей комплектации) кожаный салон и панорамный люк. А самое приятное, что это богатство не идёт вразрез с эргономикой – пользоваться почти всеми функциями интуитивно просто.

Второй по объёму – Skoda Yeti. Главной особенностью чешского кроссовера является второй ряд, три части которого можно регулировать отдельно, меняя наклон спинки или двигая сиденья вперед-назад. Именно от выбранного положения задних кресел зависит простор в салоне или в багажнике.

Внешний вид интерьера у Шкоды самый простенький – не спасает даже продвинутая магнитола с большим сенсорным дисплеем. Нужно отметить, что в отличие от двух соперников, Йети достался нам в скромной комплектации. Однако качество материалов не вызывает нареканий, а эргономика традиционно великолепна.

Несмотря на то что Mokka длиннее Yeti, места в Опеле чуть меньше. Человек ростом 180 см сидит сам за собой почти впритык, а о том, чтобы разместиться сзади втроем речи вообще не идёт – по ширине немецкий кроссовер из всех прямых и косвенных конкурентов выигрывает только у Nissan Juke и Suzuki SX4.

Подкачал задний ряд и с точки зрения посадки – нерегулируемая спинка поставлена слишком вертикально, а подушка дивана коротковата - удобно будет только людям с идеальной осанкой. Тактильные ощущения от интерьера оставляют благоприятные впечатления, оформление радует глаз немногим меньше, чем в Киа. Единственное, к чему придётся привыкать, – россыпь кнопок на передней панели, среди которых не сразу находишь нужную.

Зато у Opel Mokka самая удобная посадка за рулём. «Баранка» обладает наиболее оптимальной толщиной и диаметром, кресло плотно обнимает боковой поддержкой, но ровно настолько, насколько это нужно. Масса регулировок, включая изменение длины подушки, позволяет подобрать положение сиденья под любую посадку.

Водительское кресло у Шкоды немногим хуже – оно радует выверенным профилем и столь же плотным наполнителем, но по количеству настроек проигрывает опелевскому. А вот рельефность сидушки Kia только визуальная – у Спортейджа самое широкое и плоское кресло с невнятной боковой поддержкой. Зато именно на таких сиденьях будет удобно людям плотной комплекции.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Самый большой багажник предсказуемо у Kia Sportage – 564 литра. Он же – единственный, у кого в подполье полноразмерная «запаска». Грузовой отсек Skoda Yeti объемом 405 литров самый функциональный по трансформации – задние кресла можно не только подвинуть или сложить, но и вовсе вытащить из салона. Самый скромный трюм у Opel Mokka – 362 литра. Его возможностей вполне хватит для городских нужд.

Динамические характеристики и управляемость.

По скоростным параметрам бесспорный лидер – Skoda Yeti. Его турбированный двигатель 1.8 мощностью 152 лошадиные силы уносит кроссовер до 100 км/ч за 9 секунд. Но самое приятное, что достойные протокольные цифры ТТХ полностью совпадают с ощущениями. Та резвость, с которой Йети реагирует на продавливание акселератора, подзадоривает на хулиганскую манеру передвижения.

Да и шасси чешского кроссовера готово к провокациям. Шкода прекрасно держится и в виражах, и, тем более, на прямой. А рулевое управление не оставляет пробелов в единении с машиной. Для активной езды хорошо подходит и преселективная коробка DSG с возможностью включения спортивного режима. Боится она только одного – «рваной» езды, когда электроника путается с включением пониженной или повышенной передачи.

Ещё интереснее управлять Opel Mokka. Подвеска Опеля настроена чувствительнее, а усилитель руля налит большей тяжестью, чем у Шкоды. За счёт этого повышается точность как в отклонении водителем «баранки», так и в реакциях самого автомобиля.

Эх, будь у Опеля моторчик помощнее, он отлично бы смотрелся в роли drivers car. Однако медлительным Мокку не назвать: старый атмосферный двигатель 1.8 честно везёт на свои 140 сил, равномерно ускоряясь и подхватывая в верхней зоне тахометра. К тому же в паре с мотором работает плавный, но расторопный шестиступенчатый «автомат».

Kia Sportage в скоростных дисциплинах – аутсайдер. Понятно, что он тяжелее соперников на 75-80 кг, но это не та разница в весе, которая оправдывает столь вялую динамику. Причина - в равномерно размазанной по всей шкале тахометра и шести передачам тяге бензинового двухлитрового двигателя, без выраженного подхвата.

Крутить взвон 150-сильный мотор Киа бесполезно – ускорения этим не добиться, что особенно печалит при обгонах. Кроме того, у Киа Спортейдж самый неинформативный руль – в околонулевой зоне он «болтается», а при повороте спотыкается об искусственную «ступеньку» по усилию. Однако за дорогу «кореец» держится исправно, не допуская ни заметных кренов, ни уходов с траектории.

Ездовой комфорт.

А вот в этой номинации Kia Sportage выступил лучше своих соперников. В салоне «корейца» радует, прежде всего, тишина. Шумоизоляция кроссовера отлично справляется как с гулом шин, так и со звуком работы двигателя. Правда, здесь у Киа была фора в виде фрикционных зимних покрышек, в то время как Шкода и Опель передвигались на шипах. Зато работа подвески Спортейджа по выравниванию отечественных колдобин ни в какой форе не нуждается. Кроссовер не поперхнувшись глотает все изъяны дорожного покрытия.

Чуть хуже с реалиями российских дорог справляется Skoda Yeti. Мелкие и средние выбоины подвеска тоже не замечает, но пассажиров в салоне потряхивает сильнее, чем в Киа. Крупные препятствия лучше стараться объезжать – не ровен час, как амортизаторы могут замкнуться на отбой. Несмотря на наличие шипованной резины, «Снежный человек» не докучал и навязчивым шумовым сопровождением.

Удивил Opel Mokka – именно он оказался самым громким, что Опелям обычно не свойственно. Завывания ветра, гул покрышек и звук работы двигателя, особенно на высоких оборотах – все это заставляет прибавлять звук магнитолы, а пассажиров разговаривать громче. Ожидать от плотной и настроенной на активную езду подвески убаюкивающего комфорта бессмысленно – либо одно, либо другое. Пробоев она не допускает, но с точностью граммофонной иголки передаёт в салон малейшие неровности дороги.

Внедорожные возможности.

Такая проверка многим может показаться бессмысленной – львиная доля компактных кроссоверов продаётся в России исключительно в моноприводном варианте. И даже те, кто выбирают модификацию 4х4, чаще всего съезжают с асфальта разве что на грунтовку. Производители автомобилей это тоже знают, поэтому не сильно заморачиваются с вездеходными способностями своих моделей. Но коль уж у тестовых Opel Mokka, Skoda Yeti и Kia Sportage гребут все четыре колеса, не нащупать предел их возможностей вне асфальта мы не могли.

Заявленный дорожный просвет у Kia Sportage меньше всех – 172 мм. У Skoda Yeti и Opel Mokka по 180 мм. Все три автомобиля оснащены помощниками при спуске, Опель и Киа имеют дополнительно систему помощи при трогании в гору. И только у Спортейджа есть электронная блокировка муфты.

Сюрприз преподнес Спортейдж. Оказалось, что этот сверкающий хромом, ксеноном и светодиодами гламурный «кореец», который отлично смотрится на парковке бизнес-центра или фитнес-клуба, лучше и легче всех ползает по засыпанным снегом холмам. Во-первых, только у Kia есть электронная блокировка муфты. Во-вторых, у него самые широкие, пусть и нешипованные покрышки, которые на глубоком и рыхлом снегу увеличивали пятно контакта. В-третьих, у «корейца» самые лояльные настройки электронных «ошейников» - противобуксовочная система и ESP вмешивались очень корректно, особо не мешая движению подтормаживанием колес и сбросом оборотов.

Ну а в-четвертых, на бездорожье Kia Sportage как раз помогли «сонные» настройки двигателя и КПП – именно благодаря тому, что у «корейца» абсолютно ровная тяга без пиковых подхватов, по зыбкой целине на нём легко двигаться равномерно внатяг без риска перегазовать и закопать машину. А ведь положить более тяжёлый Kia на брюхо легче всего – у Спортейджа самое маленькое расстояние до земли под защитой картера.

Судя по названию, можно было бы предположить, что для белого чешского кроссовера почти нетронутые снежные холмы окажутся родной стихией. И, в общем-то, Йети не разочаровал, преодолев все препятствия, в которые мы его отправили.

Но чтобы барахтаться в снегу, на Шкоде нужно чуть аккуратнее работать педалью газа. Кроме того, желательно ещё перевести коробку DSG в ручной режим, поскольку слишком активная игра акселератором опять-таки запутывает два сцепления трансмиссии. Зато у Шкоды самый правильный по форме передний бампер, который без особой опаски позволяет Yeti взбираться на достаточно крутые подъемы.

А вот у Opel Mokka с передним бампером настоящая беда. На треть препятствий, которые Киа и Шкода преодолели без проблем, Мокку мы отправлять побоялись именно из-за возможности повредить передний бампер или как минимум оторвать его «юбку». А ведь потенциал у Мокки определённо есть.

Пусть взбираться по снежной целине Опелю труднее всего – часто приходится отступать назад и пробивать путь второй, третий раз: автомобилю не хватает тяги на «низах», а на верхней границе оборотов есть риск пережать демпфированную педаль газа и зарыться. Мешает Мокке и чересчур боязливая страховочная электроника, работающая на опережение – её пришлось отключить. Но всё же Опель ползёт по достаточно глубокому снегу - и по прямой, и в гору! Только требует от водителя опытной руки. Так что рекомендовать съезжать с асфальта на Мокке мы не осмелимся, но если надо - по легкому бездорожью кроссовер проедет.

Позволить себе заехать и съехать с этой горки Mokka не смог. О чем думали люди из компании Opel, делая полноприводный кроссовер с «лежащей на земле мордой», которой Мокка цепляет почти всё, - решительно непонятно. Даже если потенциальный владелец никогда не окажется вне асфальта, в городе при парковке Опель передком соберет все поребрики.

ФИО: ……………………………………………………………………………………………………………………..

Образование: …………………………………………..…………………..………..…..…………………..……….

Дата рождения: ………………………………………..…………………..………..…..…………………..……….

Дата обследования: …………………………………..…………………..………..…..…………………..………

Оптико-пространственная деятельность/исполнительные функции

Нарисуйте часы, которые показывают десять минут двенадцатого (3 пункта) Балл
5

Называние

3
нет баллов

Внимание

Прочитайте ряд цифр (1 цифра/с). Повторить в прямом порядке 2 1 8 5 4.

Повторить в обратном порядке 7 4 2.

2

Прочитайте ряд букв. Пациент должен хлопнуть рукой по столу на каждой букве А. Более 2 ошибки – 0 б.

Ф Б А В М Н А А Ж Л Л Б А Ф А К Д Е А А А Ж А М О Ф А А Б

1

Серия вычитаний из 100 по 7

93 86 79 72 65

3

Речь

Повторить: Я не знаю ничего, кроме того что Ваня сегодня дежурит.

Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате.

2

Скорость

За одну минуту назовите как можно больше слов на букву «К». (N≥11)

Абстрактное мышление

Сходство между предметами, например, банан и апельсин – фрукты.

Поезд и велосипед часы и линейка

Баллы без подсказки

6

Сумма баллов _____/30. Прибавьте 1 балл, если образование ≤12 лет.

Методика обследования и оценка результатов

Монреальская шкала когнитивной оценки (МоСА) разработана для быстрого скрининга мягких когнитивных нарушений. Она оценивает различные когнитивные функции: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, речь, оптико-пространственную деятельность, концептуальное мышление, счет и ориентированность. Обследование пациента при помощи МоСА занимает приблизительно 10 минут. Максимальное количество баллов – 30;

норма – 26 и больше.

1. Черчение ломаной линии:

Методика: Обследуемого просят: «Нарисуйте линию от цифры к букве в порядке увеличения. Начните здесь (указать на (1) и проведите линию от 1 к А, а затем к 2 и так далее. Закончите здесь (указать на (Д).

Оценка: Поставьте один балл, если обследуемый правильно соединяет знаки в следующем порядке: 1-А-2-Б-3-В-4-Г-5-Д так, чтобы линии не пересекались. Любая ошибка, не исправленная немедленно самостоятельно, оценивается как 0.

2. Оптико-пространственная деятельность (куб):

Методика: Дают следующие инструкции, указывая на куб: «Аккуратно перерисуйте эту фи-гуру на пустом пространстве под ней».

Оценка: За правильно перерисованную фигуру ставят один балл:

Фигура должна быть трехмерной;

Должны быть нарисованы все линии;

Не должно быть лишних линий;

Линии должны быть относительно параллельны и незначительно отличаться по длине (принимается рисунок прямоугольной призмы).

Задание не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.

3. Оптико-пространственная деятельность (часы):

Методика: Указывая на правую треть графы, дают следующие инструкции: «Нарисуйте часы. Рас-ставьте все цифры и нарисуйте стрелки так, чтобы часы показывали десять минут двенадцатого».

Оценка: За выполнение каждого из условий дают 1 балл:

Контур (1 б): циферблат должен быть круглым, возможно с погрешностями формы (например, слегка незамкнутым);

Цифры (1 б): должны быть все цифры циферблата и не должно быть лишних; цифры должны располагаться в правильном порядке и приблизительно в соответствии с квадрантами циферблата; допускаются римские цифры; цифры могут располагаться снаружи циферблата;

Стрелки (1 б): должно быть две стрелки, показывающие правильное время; часовая стрелка должна быть отчетливо короче минутной; стрелки должны сходиться внутри контура циферблата и пересекаться близко к его центру.

Балл за пункт не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.

4. Называние:

Методика: Слева направо указывают на рисунок и просят: «Назовите это животное».

Оценка: За каждый ответ дают балл: (1) лев, (2) носорог, (3) верблюд.

5. Память:

Методика: Называют 5 слов со скоростью одно слово в секунду и дают следующие инструкции: «Это тест для проверки памяти. Я прочитаю набор слов, которые нужно запомнить сейчас и вспомнить через некоторое время. Слушайте внимательно. После того как я закончу, назовите слова, которые вы запомнили. Порядок не имеет значения». Ставят отметку в графе под каждым словом, которое обследуемый называет при первой попытке. После того как об-следуемый заканчивает перечислять слова (говорит, что не может вспомнить больше), список слов читают второй раз и дают следующие указания: «Я прочитаю те же слова второй раз. Постарайтесь запомнить и назвать как можно больше слов, включая те, которые вы назвали в первый раз». Ставят знак в графе, соответствующей каждому слову, которое обследуемый называет при второй попытке.

В конце второй попытки обследуемому говорят: «Я попрошу вас назвать эти же слова в конце обследования».

Оценка: За первую и вторую попытку не дают баллов.

6. Внимание:

Называние чисел в прямом порядке:

Методика: Дают следующие указания: «Я назову несколько чисел, а потом вы должны повторить их за мной». Называют пять чисел со скоростью одно число в секунду.

Называние чисел в обратном порядке:

Методика: Дают следующие указания: «Сейчас я назову еще несколько чисел, а потом вам нужно будет их назвать в обратном порядке». Называют три числа со скоростью одно число в секунду.

Оценка: Дают один балл за каждую правильно повторенную последовательность (N.B.: правильный ответ для чисел в обратном порядке – 2-4-7).

Реакция

Методика: Читают последовательность букв со скоростью одна буква в секунду и дают следующие указания: «Я прочитаю ряд букв. Каждый раз, когда я буду называть букву А, нужно будет один раз хлопнуть рукой по столу. Когда я буду называть другие буквы, хлопать по столу не нужно».

Оценка: Дают 1 балл, если задание выполнено без ошибок или с одной ошибкой (ошибка – хлопок не на ту букву или отсутствие хлопка на букву А).

Последовательное вычитание по 7:

Методика: Дают следующие указания: «Сейчас отнимите от ста семь, а затем продолжайте вычитать из полученного числа по 7, пока я вас не остановлю». При необходимости повторите указания.

Оценка: Задание оценивают тремя баллами. При отсутствии правильного вычитания дают 0 баллов, за одно правильное вычитание – 1 балл, 2 балла дают при 2–3 правильных вычитаниях, 3 – при 4–5 правильных вычитаниях. Подсчитайте все правильные вычитания по 7, начиная с 100. Каждое вычитание оценивают независимо, то есть, если обследуемый делает ошибку, но продолжает правильно вычитать из результата 7, дают балл за каждое правильное действие.

Например, обследуемый может отвечать: «92-85-78-71-64», но даже учитывая, что 92 – неправильный результат, все последующие действия выполнены правильно. Такой результат будет оценен в 3 балла.

7. Повторение предложений:

Методика: Дают следующие указания: «Я прочитаю предложение. Повторите его за мной слово в слово (пауза). Я не знаю ничего, кроме того что Ваня сегодня дежурит.» После ответа говорят: «А теперь я прочитаю другое предложение. Повторите его за мной слово в слово (пауза). Кошка всегда пряталась под диван, когда собака была в комнате».

Оценка: Дают 1 балл за каждое правильно повторенное предложение. Повторять нужно точно. Внимательно следите за ошибками, например похожими словами (того – всего), и за-менами/добавлениями («что она сегодня дежурит», «спряталась» вместо «пряталась», изменение числа и т.п.).

8. Скорость:

Методика: Дают следующие указания: «Назовите как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы, которую я вам сейчас назову. Можете называть любые слова, за исключение имен собственных (например, Марина, Москва), чисел или однокоренных слов (например, дом, домик, домовой). Через минуту я вас остановлю. Вы готовы? (Пауза) Теперь называйте как можно больше слов на букву К. (60 сек) Стоп».

Оценка: Один балл дают, если обследуемый называет 11 или более слов за минуту. Запишите результат обследуемого.

9. Абстрактное мышление:

Методика: Просят объяснить, чем похожи предметы в каждой паре. Начинают с примера: «Скажите, чем похожи апельсин и банан». Если обследуемый дает определенный ответ, ему задают следующий вопрос: «А еще чем они похожи?». Если обследуемый не дает ответа «фрукты», говорят: «Да, а еще все это фрукты». Ничего больше не объясняют.

После пробы говорят: «А сейчас скажите, чем похожи поезд и велосипед?». После ответа дайте следующее задание: «А чем похожи часы и линейка?». Не давайте дополнительных указаний и подсказок.

Оценка: Оцениваются только 2 задания после пробного. Дают 1 балл за каждый правильный ответ. Принимаются следующие ответы:

Поезд – велосипед = средства передвижения, транспорт, на них можно ездить;

Линейка – часы = измерительные приборы, используются для измерения.

Не принимаются ответы: поезд – велосипед = у них есть колеса; линейка – часы = на них есть цифры.

10. Отсроченное воспроизведение:

Методика: Дают следующие указания: «Я называл вам слова и просил вас их запомнить. Назовите из этих слов те, которые вы помните». Поставьте галочку в графах, соответствующих словам, которые были названы самостоятельно без подсказки.

Оценка: За каждое названное без подсказки слово дают 1 балл.

Не обязательно:

После самостоятельного вспоминания подсказывают смысловую категорию для всех слов, которые не были названы. Отмечают галочкой соответствующую графу, если обследуемый вспоминает слово при помощи категории или выбирает из нескольких предложенных. Такие подсказки дают для всех слов, которые не были названы. Если обследуемый не вспоминает слово после категориальной подсказки, ему дают выбрать из нескольких слов, например, «Как вы думаете, какое это было слово: НОС, ЛИЦО или РУКА?

Оценка : Слова, названные с подсказкой, не оцениваются баллами. Подсказки используют только для клинической оценки. Они позволяют получить дополнительную информацию о виде расстройства памяти. При нарушениях вспоминания можно улучшить результат подсказкой. При нарушениях запоминания (кодирования) результат не улучшается с подсказкой.

11. Ориентировка:

Методика: Дают следующие указания: «Назовите сегодняшнюю дату». Если обследуемый не дает полный ответ, ему помогают: «Скажите год/месяц/число/день недели». Затем просят: «Назовите название места, где мы находимся, и этого города».

Оценка: За каждый правильный ответ дают балл. Обследуемый должен назвать точные дату и место (название клиники, больницы, поликлиники). Не засчитывается ответ с ошибкой в дате или дне недели на один день.

Сумма баллов: К сумме баллов добавляют один балл, если обследуемый имеет 12 лет образования или меньше. Максимальное количество баллов – 30. В норме количество баллов – 26 и выше.