Зажигание на 16 клапанных моторов 2112. Система управления двигателем

На ВАЗ 2112 устанавливались 8-ми и 16-ти клапанные двигатели. Как показала практика, 16-клапання система намного лучше. В первую очередь, это связано с потреблением горючего и надёжностью силового агрегата.

Технические характеристики

16 клапанный двигатель ВАЗ 2112, все его версии, обладают высокими техническими характеристиками. Ходит множество споров, по поводу эффективности силовых агрегатов, но большинство мнений и количество проданных транспортных средств говорит само за себя. Устройство моторов настолько простое, что ремонт двигателя ВАЗ 2112 автомобилисты проводят своими руками.

ВАЗ 2112 (двигатель) выходил в нескольких вариантах. Это связано с модернизацией и выпуском новых силовых агрегатов. Итак, рассмотрим, какие моторы присутствовали на ВАЗ 2112 с 16-ти клапанным механизмом:

Мотор ВАЗ 21120

Мотор ВАЗ 21124

Мотор ВАЗ 21128

На все силовые агрегаты Лада 2112 устанавливалась 5-ступенчатая механическая коробка передач.

Обслуживание

Техническое обслуживание, характерное для автомобилей производства АвтоВАЗ. Основные операции проведения обслуживания являются - замена масла и масляного фильтра. Для смены смазочной жидкости необходимо 3,2 литра моторного масла. В свою очередь, в мотор влезает 3,5 литра смазки.

Карта технического обслуживания выглядит следующим образом:

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе и регулировка клапанов.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвёртое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

ТО-5: Пятое ТО для двигателя, как второе дыхание. На этот раз меняется много чего. Итак, рассмотрим, какие элементы полежат замене в пятом техническом обслуживании:

  • Замена масла.
  • Замена фильтра масляного.
  • Замена воздушного фильтра.
  • Замена топливного фильтрующего элемента.
  • Меняются ремень ГРМ и ролик.
  • При необходимости ремень генератора.
  • Водяной насос.
  • Прокладка клапанной крышки.
  • Другие элементы, которые необходимо заменить.
  • Регулировка клапанов, при которой регулируется газораспределительный механизм.

Последующее проведение технического обслуживания проводится согласно карты проведения 2-5 ТО по соответствующему пробегу.

Неисправности и ремонт

Хоть моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2112, и считаются достаточно выносливыми, но не обойдётся без поломки силовых агрегатов. Так, наиболее частыми проблемами можно считать: плавают обороты, движок глохнет или плохо заводится. Причиной такого поведения могут служить разные факторы. Ремонт ВАЗ 2112 двигателя, автолюбители предпочитают, в основном, проводить своими руками, поскольку это дешевле.

Со временем эксплуатации силовых агрегатов, на первых моторах были замечены частые неисправности системы охлаждения, связанные с работоспособностью термостата и водяного насоса. Но, на следующих поколениях движков, эта хроническая неисправность была решена.

Тюнинг

Тюнинг двигателя ВАЗ 2112 бывает двух видов - механический и программный. Первый вид подразумевает расточку блока цилиндров под новую поршневую группу и замена всех деталей, таких как клапаны, шатуны, коленчатый вал, распредвалы, на облегчённые. Это позволит уменьшить вес мотора, а соответственно повысить технические показатели и аэродинамику. При правильной переборке силового агрегата, мощность двигателя ВАЗ можно увеличить вдвое.

Не стоит забывать, что установка турбины и прямоточного выхлопа на ВАЗ позволит добавить ДВС, ещё немного силушки, без изменения объёма. Стоит помнить, что при механической переделке, в обязательном порядке устанавливается новая система охлаждения, поскольку старая не выдержит таких нагрузок и выдаваемых температур. Обычно, рабочая температура двигателя ВАЗ 211216 клапанов составляет 87-103 градуса Цельсия, и если оставить старую систему ОЖ, то она не будет справляться и мотор начнёт перегреваться и сгорит.

Второй вариант - чип тюнинг ВАЗ 2112. Это программная модернизация автомобильного двигателя. Схема расшифровки прошивок:

Прошивки маркируется изготовителем алфавитно-цифровым кодом, разделённом на 5 групп.

  • первая группа - буква и цифра обозначает тип (семейство) контроллера:
    • J4 - блоки управления (ЭБУ) Январь-4/4.1;
    • J5 - блоки управления Январь-5.1/5.1.1/5.1.2;
    • V5 - блоки управления VS-5.1 (НПО «Итэлма»);
    • М1 - блоки управления Мотроник М1.5.4 (М1.5.4N); N (New) - новая аппаратная реализация
    • M7 - блоки управления Мотроник MP7.0
  • вторая группа - буква обозначает автомобиль, состояние разработки или шифр темы:
    • V - автомобили ВАЗ с передним приводом семейств 2108, 2110, 2112;
    • N - семейство автомобилей с полным приводом ВАЗ;

Исключение почему-то составили прошивки для классики, например, J5V26L52 и пр.

  • третья группа - две цифры обозначает условный номер комплектации (00…99); для переднеприводных автомобилей ВАЗ существуют следующие номера:
    • 03 - нормы токсичности Евро-2, 8-ми клапанный 1.5л двигатель;
    • 05 - нормы токсичности Евро-2, 16-ти клапанный 1.5л двигатель;
    • 07 - нормы России, 16-ти клапанный 1.5л двигатель;
    • 13 - нормы России, 8-ми клапанный 1.5л двигатель.
    • 26 - нормы России, 8-ми клапанный 1.45л двигатель. Задний привод (классика).
  • четвертая группа - буква, обозначает порядковый уровень ПО (A…Z), чем дальше буква в алфавите, тем новее уровень ПО;
  • пятая группа - две цифры, обозначает версию калибровки (00…99), чем больше номер, тем новее калибровки.

Новые блоки Bosch M7.9.7 и Январь 7.2 и Микас 10 имеют другую, пока непривычную идентификацию.

  • В них первая группа - одна буква - код производителя
    • I - Итэлма
    • B - Bosch
    • А - Автэл
  • вторая группа - одна цифра - модель контроллера
    • 1 - M10
    • 1 - M7.9.7
    • 2 - Январь 7.2
  • третья группа - 3 знака(цифро-буквенный код) - условное обозначение проекта по внутренней ВАЗ-овской классификации.
    • 03Е - проект 2111, Евро II
    • 18E - проект 2111, Евро III
    • 04D - проект 21114, Евро II
    • 18D - проект 21114, Евро III
    • 05D - проект 21124, Евро II
    • 08D - проект 21124, Евро III
    • 20E - проект 21214, Евро II
    • 21E - проект 21214, Евро III
    • 22H - проект 21214, Евро III
    • 01C - проект 11183, Евро II
    • C02 - проект 11183, Евро III
    • 02C - проект 11183, Евро III
    • 73D - проект 11184, Евро III
    • 73C - проект 21126, Евро III
    • C02 - проект 11183, Евро III
    • 26F - проект 21067, Евро II
    • 26E - проект 21067, Евро II
  • четвертая группа - 1 буква - версия ПО.
  • пятая группа - 2 цифры - номер калибровки

  • B103EQ09 - Bosch, М7.9.7, проект 03E, версия ПО - «Q», номер калибровок 09
  • I203EK34 - Итэлма, Январь 7, проект 03E, версия ПО - «К», номер калибровок 34

Классификация обозначений тюнинговых прошивок. Как правило общих правил нет, но часто используют данную схему классификаций тюнинговых прошивок:

Калибровки переднеприводных ВАЗов - «V», заменены на:

  • «А» - для прошивок на нестандартное «железо»
  • «B» - «Butan» - прошивки для работы на сжиженном газе.
  • «С» - «Cam» - прошивки под нестандартные распредвалы.
  • «D» - «Dynamic» - для динамичных прошивок
  • «Е» - «Economy» - для экономичных прошивок.

Вывод

Двигатель ВАЗ 2112 16-клапанов показал себя, как надёжный и достаточно ремонтопригодный силовой агрегат. Наиболее мощным представителем является ДВС ВАЗ 2112 1.6 литра 16V. Ремонт шестнадцати клапанного мотора большинство автолюбителей проводит своими руками. Восстановление силового агрегата достаточно простое, поскольку он имеет простые конструктивные особенности.

Переднеприводные автомобили ВАЗ десятого семейства (седан ВАЗ-2110, универсал ВАЗ-2111 и хэтчбек ВАЗ-2112) комплектовались различными движками. Среди них были карбюраторные и впрысковые, 8 и 16-клапанные.

Зажигание применялось также двух видов: от центрального распределительного модуля или с использованием самостоятельных катушек зажигания. Вниманию читателя предлагается один из этих моторов: двигатель ВАЗ 2112, начало выпуска 1997 г.

Паспортные данные

Первоначально 12-й выпускался в 2-х исполнениях: 21120 и 21124. Характеристики 16-клапанного двигателя ВАЗ 2112 этих модификаций приводятся в следующей таблице.

Из таблицы следует, что технические характеристики двух версий довольно близки, за исключением более высокого крутящего момента у 120-го мотора.

Силовой костяк

Двигатель ВАЗ 2112 создавался не с чистого листа. Его конструктивная схема с 16-клапанным газораспределительным механизмом (ГРМ) повторяет модель 2110, а блок цилиндров (БЦ) является копией «восьмерочного» (21083). В этом можно убедиться, сравнив их геометрические параметры: диаметр расточек и межосевые расстояния.

Правда, блоки не взаимозаменяемы, поскольку отличаются диаметром винтов крепления головки блока цилиндров (ГБЦ). В отличие от деталей 21083 и 2110 БЦ имеет дополнительные масляные каналы в коренных опорах для подачи масла к смазывающим форсункам. Через эти устройства осуществляется дополнительная смазка нижней части цилиндровых поверхностей, а также охлаждение днища поршней.

Теперь немного о том, чем отличаются между собой 120-й и 124-й моторы. ВАЗ 21120 содержит БЦ 2112 с высотой 194,8 мм, а 21124 - БЦ 11193. Высотный параметр последнего составляет 197,1 мм (так называемый «высокий» блок). 124-й коленвал более длинноходный по сравнению с 12-м. У мотора 2112 колено имеет размер 35,5 мм (ход 71), а у 21124 - 37,8 мм (ход 75,6). В результате рабочий объем 124-го исполнения составляет 1,6 литра, против 1,5 - у 120-го.

Различаются между собой и поршни. На тех и других имеются цековки для обеспечения выхода клапанной тарелки. Однако на 120-м двигателе их глубина является обманчивой. Она рассчитана только на штатное функционирование ГРМ, а в случае обрыва зубчатого ремня «встреча» клапанов с поршнями становится неминуемой. У 124-го привода с этим все в порядке, устранение инцидента потребует только замены ремня без разборки силового агрегата.

Замена поршней у мотора 21120 124-ми позволит избежать неприятностей, сопутствующих обрыву ремня. Правда, мощность двигателя ВАЗ 2112 окажется несколько меньшей.

Другие отличия

Движки отличаются также конструктивным исполнением «вдоха». 120-й впуск состоит из двух алюминиевых деталей: коллектора («рога») и ресивера, соединенных между собой резиновыми гофрами. Агрегат 21124 «украшает» впускная система, выполненная из пластика и состоящая из единой детали.

По-разному устроена система зажигания. ВАЗ 2112 оснащен модулем распределителя зажигания, а на 21124 для каждого цилиндра установлены индивидуальные катушки. В связи с различиями систем впуска и зажигания отличаются между собой и клапанные крышки.

1,6-литровый агрегат имеет еще некоторые отличия от собрата: регулятор давления перенесен с топливной рампы в насос, катализатор расположен непосредственно у ГБЦ, имеется 2 датчика кислорода (Евро-3) вместо одного (Евро-2) у 1,5 литрового. Раздельная конструкция кожуха ГРМ упрощает замену зубчатого ремня.

Часто спрашивают: где находится заводской номер двигателя на ВАЗ 2112? И действительно, номер, расположенный под воздушным фильтром, обнаружить довольно трудно. Находится он на заднем торце БЦ, под корпусом термостата. Чтобы найти нужные цифры, требуется освободить крепление воздушного фильтра и несколько отклонить его в сторону.

Возможные неисправности

Моторный агрегат 12-го семейства при правильном уходе работает безотказно, ведь базовая конструкция создавалась в сотрудничестве с немецкой компанией Porsche, являющейся авторитетом в области двигателестроения. Единственным «косяком» является использование ременной зубчатой передачи. Д

ело даже не в ней, а в том, что вазовцы упорно не хотят учитывать российские реалии. Применение зубчатого ремня требует качественных запчастей, о чем у нас, к сожалению, приходится только мечтать. Да и регламентированное обслуживание не все проводят, полагаясь на известный русский «авось».

Ведь сделали же в 124-м движке нормальные цековки на головках поршней, и - нет проблемы, в то время как мотор 2112, как и некоторые другие двигатели ВАЗ страдает врожденной болезнью под названием - «гнет клапана». Остальные неисправности типичны для многих ДВС, в том числе и вазовских движков:

  • Двигатель 2112 подтраивает. Неисправность следует искать в распределительном модуле, высоковольтных проводах, свечах зажигания.
  • Неустойчивая работа на холостом ходу (ХХ). В этом случае проверяют регулирующее устройство, датчики положения коленвала и дроссельной пластины. Необходимо почистить последнюю. Если поиски не дали результата, вероятней всего, отказал ДМРВ.
  • Глохнет привод на ХХ или в движении (во время переключения передач). Это может являться следствием загрязнения дроссельного механизма, его датчика (ДПДЗ) или РХХ.
  • При запуске мотор «не схватывает». Если виноват не стартер или АКБ, неисправность следует искать в системе зажигания либо питания.
  • Стучат гидрокомпенсаторы или, что гораздо опаснее, коренные либо шатунные вкладыши. К этому обычно приводит снижение давления масла в двигателе.
  • Медленно прогревается моторный агрегат. Необходимо проверить состояние охлаждающей жидкости и действие термостата.
  • Плохо тянет мотор, рабочий процесс сопровождается вибрациями. Целесообразно произвести диагностику силового агрегата.
  • Недостаточное давление масла - причин может быть несколько. Одна из них - несвоевременная замена масла в двигателе ВАЗ. При длительной эксплуатации может выйти из строя масляный насос.

Если горит индикатор - нет давления масла, движение следует прекратить до выяснения неисправности, в случае необходимости прибегнуть к услугам эвакуатора.

Ремонт и обслуживание силового агрегата

В качестве примера приводится конкретный случай проведения ремонтных работ. Ремонт двигателя ВАЗ 2112 потребовался по нескольким показаниям: приходится постоянно доливать тосол, моргает контрольный индикатор смазки, щелкают гидрокомпенсаторы. Предварительно провели замер компрессии, показавший разницу по цилиндрам до двух атмосфер.

В процессе разборки были определены причины неисправности:

  • прогар прокладки ГБЦ, в результате чего тосол уходил в один из цилиндров;
  • коррозия привалочной плоскости ГБЦ;
  • износ вкладышей коренных шеек коленвала;
  • износ направляющих выпускных клапанов;
  • спекание внутренностей катколлектора.

Описание процедур по восстановлению мотора:

  1. фрезеровка плоскости головки и привалочной плоскости блока;
  2. перепрессовка направляющих втулок выпускных клапанов;
  3. механическая обработка (без притирки) клапанных седел;

Установка новых деталей:

  • поршни размерной группы C (вместо родных B);
  • поршневые кольца;
  • вкладыши коленвала и упорные полукольца;
  • сальники и прокладки;
  • помпа охлаждения;
  • маслосъемные колпачки;
  • металлическая прокладка ГБЦ от Приоры;
  • зубчатый ремень в комплекте с натяжным роликом фирмы Power Grip;
  • гидротолкатели INA;
  • свечи NGK;
  • «паук» 4-1 из нержавейки;

Часто спрашивают: какое масло лить в ВАЗ 2112? В описываемом случае после сборки было залито моторное масло Лукойл Люкс 10W40.

Замена масла на ВАЗ 2112 требует 3,3 литра жидкости, а при сопутствующей замене фильтра - 3,4, хотя полный объем системы смазки составляет 3,6 л.

Возможности тюнинга

Любителей «прохватить» интересует вопрос: сколько лошадиных сил может дополнительно получить тюнинговый движок? Тюнинг двигателя марки 2112 выполняют по-разному:

  • замена кулачковых валов на тюнинговые (СТИ-1, СТИ-2, СТИ-3.1, Стольников 8.9) вкупе с установкой облегченной ШПГ, увеличенных дроссельных заслонок и «штанов» 4-2-1 позволит форсировать 120-й движок до 120 л. с;
  • если доработать ГБЦ и поставить широкофазные распредвалы, прибавка составит 130 - 140 л. с;
  • установка коленвала с длинным кривошипом (37,8 мм), доработка камеры сгорания в ГБЦ и применение Т-образных клапанов поднимет мощность до 150 л. с.

Фанаты «классических» жигулей устанавливают двигатель ВАЗ 2112 на заднеприводные машины: ВАЗ-2105, −2107. Чтобы агрегат мог расположиться под капотом, вырезают даже часть перегородки моторного отсека.

Поколение 12-х движков оказалось «долгоиграющим». Кроме вышеописанных марок, позднее были разработаны и другие: ВАЗ-21126, −127, −129. Их и сегодня ставят на автомобили LADA Priora, LADA Kalina, LADA Granta.

«Лада» десятого семейства в кузове «хэтчбек» – это модель ВАЗ-2112. Все авто этого семейства выпускались до 2009 года. Гамма двигателей включала в себя четыре варианта. Среди них, кстати, были два 8-клапанника. Дальше мы приводим характеристики 16-клапанных моторов, а двигатели с 8-ю клапанами внимания не заслуживают. График крутящего момента доказывает правильность этих слов. Итак, рассмотрим характеристики двигателей ВАЗ-2112 с четырьмя клапанами на цилиндр.

124 двигатель под капотом «двенашки»

В поршнях двигателей 124-й серии сделаны проточки под клапаны. Проще говоря, ДВС ВАЗ-21120 – втыковый ( в результате , а дальше как повезёт), а 21124 – не втыковый (). Оценим крутящий момент.

Момент сил, Н*м

Интереснее всего здесь выглядит мотор ВАЗ-21120. По «тяге на низах» он мало уступает 8-клапанникам.

Формальные характеристики

Приводим характеристики двух разных моторов:

  • Модель ДВС: 21120/21124;
  • Рабочий объём: 1,488/1,596 л;
  • Степень сжатия: 10,5/10,3;
  • Мощность: 93/90 л.с.;
  • Обороты номинальной мощности: 5600/5000 об/мин;
  • Наибольший крутящий момент: 140/131 Н*м;
  • Рекомендуемое топливо: АИ-95/АИ-95;
  • Экология: Евро-3/Евро-4 или Евро-3.

Чем степень сжатия ниже, тем более «всеядным» будет двигатель по отношению к топливу.

Некоторые выводы

Стальной ресивер выглядит мощно и красиво

Все двигатели хэтчбеков ВАЗ-2112 по характеристикам отличаются, и отличия – существенны. Кажется, лучшим вариантом будет 16-клапанный 1,5-литровый мотор. Но у двигателя 21124 (1,6) есть свои преимущества:

  • Номинальная мощность достигается при 5000 об/мин, а не при 5600;
  • Обрыв ремня ГРМ не приводит к загибанию ;
  • Допустимо использовать 92-й бензин.

Любой мотор 21124 допускает переделку под Евро-4 либо соответствует этим нормам сразу.

Здесь приводятся схемы управления двигателями ВАЗ-21120 и 21124. Они устанавливались на хэтчбеки «Лада» семейства 2112. Приводится и схема бортовой сети. Речь идёт о двигателях, содержащих 16 клапанов, и электросхема на ВАЗ-2112 состоит из отдельных частей: управление двигателем, общая схема. Цепь питания фар, габаритов и т.д. рассматривается в первой главе.

Схема электропроводки ВАЗ-2112

Схема проводки авто в кузове «хэтчбек» (для увеличения нажмите на картинку)

Обозначения: 1 – Блок-фара, 2 – Клаксон, 3 – Вентилятор основного радиатора, 4 – Стартер, 5 – АКБ, 6 – Генератор, 7 – Концевик КПП (задний ход), 8 – Актуатор в двери переднего пассажира, 9 – , 10 – Реле стартера, 11 – Вентилятор отопителя, 12 – Электропривод перегородки отопителя, 13 – Помпа основная, 14 – Датчик бачка омывателя, 15 – Актуатор в двери водителя, 16 – Селектор стеклоподъёмника переднего пассажира, 17 – Кнопка отпирания пятой двери, 18 – Блок сопротивлений вентилятора отопителя, 19 – Мотор основного стеклоочистителя, 20 – Селектор стеклоподъёмника водителя, 21 – Мотор стеклоподъёмника переднего пассажира, 22 – Центральный замок, 23 – Переключатель наружного света, 24 – Датчик утечки тормозной жидкости, 25 – Помпа дополнительная, 26 – Мотор стеклоподъёмника водителя, 27 – Индикатор включения ПТФ, 28 – Выключатель ПТФ, 29 – Приборная панель , 30 – Индикатор включения обогрева стекла, 31 – Выключатель обогрева стекла, 32 – Подрулевой селектор-переключатель, 33 – Реле ПТФ, 34 – Замок зажигания , 35 – Главный блок предохранителей, 36 – Подсветка регуляторов отопителя, 37 – Кнопка аварийной сигнализации, 38 – Контроллер управления отопителем, 39 – Освещение бардачка, 40 – Концевик крышки бардачка, 41 – Прикуриватель, 42 – БСК – блок индикации, 43 – Подсветка пепельницы, 44 – Розетка 12V, 45 – Выключатель , 46 – Актуатор в правой задней двери, 47 – Селектор стеклоподъёмника правого заднего пассажира, 48 – Часы, 49 – Мотор стеклоподъёмника правого заднего пассажира, 50 – Концевик тормоза (замкнуто – педаль нажата), 51 – Мотор стеклоподъёмника левого заднего пассажира, 52 – Селектор стеклоподъёмника левого заднего пассажира, 53 – Актуатор в левой задней двери, 54 – Поворотник, 55 – Концевик ручного тормоза (замкнуто – ручник включён), 56 – Мотор заднего стеклоочистителя, 57 – Светильник штурмана, 58 – Плафон салона, 59 – Датчик температуры в отопителе, 60 – Концевик открытой передней двери, 61 – Концевик открытой задней двери, 62 – Освещение багажника, 63 – Задняя оптика (на кузове), 64 – Задняя оптика (на пятой двери), 65 – Подсветка номерного знака.

Буквами обозначены клеммы, к которым подключается: А – Динамик передний справа, Б – Магнитола, В – Жгут форсунок, Г – Диагностический разъём ЭУР, Д – Динамик передний слева, Е – Диагностический разъём контроллера отопителя, Ж – Динамик задний справа, З – Динамик задний слева, И – Разъём БК, К – Нить обогревателя стекла, Л – Актуатор пятой двери, М – Добавочный стоп-сигнал.

Все концевики дверей при закрытых дверях остаются разомкнутыми. Мы приводим электросхему на ВАЗ-2112 с описанием, а сведения о концевиках будут полезны установщикам сигналок.

Заметьте, что питание стартера может подключаться по-разному. Либо ток на клемму 50 поступает напрямую с замка, либо через реле 10. Второй вариант (как на схеме) встречается реже.

Три реле, показанные на схеме, всегда установлены на колодке, закреплённой на блоке 35 сверху (см. фото).

Главный блок предохранителей и реле

Здесь деталь 5 – это «реле 9», а 7 – «реле 10».

Стеклоподъёмники

Когда зажигание включено, реле 11 замыкает контакты. Тем самым разрешается работа стеклоподъёмников, управляемых селекторами 3, 4, 9 и 10.

Без зажигания стеклоподъёмники не работают

Других пояснений схема не требует.

Центральный замок

На схеме показаны четыре актуатора, а также управляющий блок 3. Актуатор 7 находится в водительской двери.

Актуаторы, блок ЦЗ и один концевик

Казалось бы, тут всё просто. Но в описании на электросхему ВАЗ-2112 обычно не сообщают главного: белый шнур – это вход для команды «Открыть», коричневый – «Закрыть».

Существует вариант схемы, где в модуле 7 размещён только концевик (без актуатора).

Фары

Реле K4 включает лампы ближнего света, K5 – дальнего.

Блок-фары с однонитевыми лампами

Подрулевой селектор 3 включает только реле K5. Но в пояснении к электросхеме на ВАЗ-2112 сказано, что:

  • Селектор 3 служит для выбора режима «ближний/дальний»;
  • С его же помощью кратковременно включают лампы дальнего света.

Всё просто: когда переключатель 4 находится в положении II, реле K4 замыкает свои контакты. И значит, в режиме «дальний свет» работают все лампы сразу.

Габариты, стоп-сигнал, подсветка

Габаритные огни 1 и 6 включаются переключателем 3. С него ток идёт через главный блок 2, а точнее, через реле исправности ламп. На схеме вместо реле K1 показаны перемычки.

Габариты, подсветка номера, стоп-сигнал, подсветка приборов

Освещение номерного знака – это лампы 8. Они включаются вне зависимости от срабатывания реле. Работа ламп заднего хода тоже не зависит от реле K1, так же, как и от выключателя 3. Она регулируется только концевиком 10. Похожим образом включаются и (концевик 11).

Яркость подсветки приборов регулируется резистором 9. Но есть нюанс: выключатель 3 должен находиться в положении I или II. Этим положениям соответствует включение индикатора 5 (на приборке).

Поворотники

Лампы сигналов поворота 1, 5 и 6 задействуются переключателем 7. В цепь питания этих ламп включено реле-прерыватель K3, попеременно замыкающее контакты 49а-49 и 49а-31.

Основа схемы – реле-прерыватель

Без подачи тока с замка зажигания поворотники не работают. Существует и режим работы «Аварийная сигнализация», когда:

  • Выключатель 4 находится в верхнем положении;
  • Ток поступает не с замка зажигания, а с клеммы 3 разъёма Ш4.

В (обе стороны).

При нарушении контакта в патроне одной из ламп частота срабатывания реле K3 удваивается. В нормальном состоянии она равна 1,2-1,9 Гц.

Схема зажигания и системы управления двигателем

Приводим схемы управления для следующих ДВС:

Мотор 21120 (Евро-2) 21124 (Евро-2) 21124 (Евро-3)
Форсунки 1 2 2
Катушка зажигания - 1 1
Свечи 2 - -
Модуль зажигания 3 - -
Разъём диагностики 4 Б Б
ЭБУ 5 3 3
Отводы на приборку 6 Е Е
Реле зажигания (6) 7 4 4
Предохранитель цепей зажигания (1) 8 5 5
Реле вентилятора (4) 9 6 6
Предохранитель вентилятора (2) 10 7 7
Реле бензонасоса (5) 11 8 8
Предохранитель бензонасоса (3) 12 9 9
ДМРВ 13 10 10
Датчик неровной дороги - - 11
ДПДЗ 14 11 12
ДТОЖ 15 12 13
РХХ 16 17 14
Лямбда-зонд основной 17 14 15
Лямбда-зонд дополнительный - - 16
Датчик детонации 18 15 18
ДПКВ 19 16 19
Клапан продувки адсорбера 20 13 17
Блок АПС 21 18 20
Индикатор АПС 22 19 21
Датчик скорости 23 21 23
Бензонасос + датчик уровня 24 22 24
Датчик давления масла 25 23 25
Датчик термометра тосола 26 24 26
Датчик уровня масла 27 - -
Датчик фаз 28 20 22
Разъём ABS A А А
Разъём кондиционера B В В
Разъём вентилятора C - -
Подсветка замка зажигания (к бело-голубому проводу) D+E - -
Отводы к жгуту дверей - Д Д
+АКБ F Г Г
Масса G1+G2 G1+G2 G1+G2

В скобках указаны элементы, установленные в дополнительный монтажный блок.

Применяется на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор для регулировки впырыска топлива в систему. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на функционировании двигателя «железного коня». В конце 70-х гг ушедшего столетия инжекторный двигатель ВАЗ 2112 стал результатом многолетних поисков экономически обоснованной формы. Использованное техническое решение делает моторы безопаснее — при возможном обрыве поршни не будут ударяться о клапаны.

Инжектор — устройство, осуществляющее смешение потоков воздуха и топлива в соотношении 14 к 1. Чем точнее это происходит, тем выше мощность двигателя транспортного средства. Ходовые показатели «железного коня» зависят от соотношения атмосферного давления окружающего воздуха и вакуума. Оптимизировать впрыск топлива помогают датчики, контролирующие параметры двигателя ВАЗ 2112 и 2110.

На впускном коллекторе расположена рампа, где локализована смесь воздуха и топлива. Перекачку из топливного бака производит топливный насос, работающий на электрическом приводе. В идеальном состоянии двигатель ВАЗ 2112 характеризуется герметичностью, обеспечивающей надлежащий уровень давления в системе. Второй важный элемент системы — заслонка дросселя.



При нормальных условиях упомянутый элемент отвечает за количество подаваемого в двигатель ВАЗ 2110 бензина. Система подачи топлива включает в себя:

  • бензиновый насос, который приводится в движение ротором двигателя;
  • фильтр;
  • трубки;
  • рампу в моторе;
  • гибкие патрубки;
  • дроссельный узел;
  • схему датчиков (расположены между фильтром и дросселем).

Понять, чем именно отличается двигатель ВАЗ 2110 и более поздней модели с инжекторной системой впрыска, можно только при детально осмотре. С конструктивной точки зрения новая и стая формы «сердца» автомобиля не имеют различий. Несовпадения проявляются на уровне небольших деталей. К примеру, двигатель ВАЗ 2112 или 2110 имеет ровно 8 клапанов. Не стоит упускать из поля зрения термостат.

Инжекторный мотор характеризуется наличием большого количества деталей, часто выходящих из строя. Именно во время профилактических осмотров в обязательном порядке проверяется термостат с инжекторной формой впрыска топлива. Если регулярный осмотр мотора не проводится, то повышается вероятность длительного простоя из-за поломки.



Диагностирование технических неисправностей

Распространенный недуг двигателя ВАЗ 2112 — сбой в работе одного из многочисленных датчиков. Первым в списке потенциальных мишеней расположен контроллер массового расхода воздуха. Самостоятельно определить поломку в моторе сложно, но можно. Внимание необходимо обратить на обороты двигателя транспортного средства и уровень потребления ГСМ. Если показатели превышают указанные в инструкции по технической эксплуатации значения, следует провести диагностику. Медлить с этим не стоит, иначе ВАЗ 2112 16 клапанов рискует надолго стать не выездным из гаража. На втором месте находится сбой в работе гибкого патрубка.

В рабочем состоянии его длина достаточна для формирования необходимого для работы двигателя количества топливной смеси. Как только нарушается герметичность, происходят поломки мотора. К основным последствиям относятся:

  • повышенный расход ГСМ;
  • снижение мощности;
  • уменьшение динамики разгона;
  • появление в моторе слоя отложений неотфильтрованных веществ.

Актуальность последнего пункта возрастает по мере ухудшения технических условий эксплуатации. Нередко езда в большом городе негативным образом сказывается на работе фильтра мотора. Химические элементы, присутствующие в воздухе мегаполисов, приводят к неспособности упомянутого устройства подавать в смесительную камеру чистый воздух. В результате ремонт двигателя ВАЗ становится неизбежным.

Восстановление работоспособности автомобиля

Внимание автовладельца — залог здравия «железного коня». Отсутствие реакции мотора на поворот ключа зажигания в системе говорит о проблемах, в первую очередь, с инжектором. Первоначальный осмотр начинается с визуального изучения. ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов не должен иметь визуальных повреждений или сколов. Для осмотра при помощи инструментов бережно снимается крышка штуцера мотора.

Сразу после удаления золотника надлежит проверить корректность работы двигателя. В нормальном состоянии моторы ВАЗ характеризуются показателями манометра в пределах от 2,8 до 3,2 атм. Если фактический показатель ниже указанного значения, мотор нуждается в углубленной проверке. Велика вероятность, что причина неисправности кроется в гибком патрубке.



В нормальном состоянии ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов полностью герметичен. Если проверка в условиях гаража или СТО не помогла выявить место разгерметизации, сломанный мотор нуждается в замене вышедшего из строя агрегата. Сложнее, если показания манометра выше указанных значений. В этом случае двигатель 16 клапанный или его аналог нуждается в замене стартера. Схема действий при этом следующая:

  • снять тяговое реле;
  • открутить 2 болта ключом на 13;
  • снять одну гайку; если моторами долгое время профессионально не занимались, то указанная процедура несколько затрудняется; ослабить ход по резьбе поможет увеличенное физическое усилие; тем не менее, слишком сильно стараться не нужно, иначе 16 или 8 клапанный двигатель выйдет из строя;
  • демонтировать корпус стартера;
  • проверить щетки — самый уязвимый элемент; 8 или 16 клапанный двигатель нередко выходит из строя именно в результате нарушения целостности упомянутых щеток. Выявленные минимальные повреждения на них — повод осуществить немедленную замену. Медлить с указанной процедурой не стоит.

Значительно реже причиной неисправности становится засоренный редуктор. Стандартный 8 клапанов инжектор характеризуется повышенной чувствительностью к внешним загрязнителям.

Тщательная прочистка редуктора существенно снижает вероятность возникновения проблем с мотором.


Редко встречаемые виды поломок

В случае если все вышеперечисленное не принесло желаемого эффекта, необходимо искать причину дальше. С большой вероятностью можно утверждать, что ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов стал жертвой сбоя в работе шестерни редуктора. При значительных нагрузках они гораздо быстрее изнашиваются.

При регулярных технических обслуживаниях устройство двигателя ВАЗ 2110 служит исправно, но если таковые осмотры носят нерегулярный характер, с ВАЗ 2110 16 клапанов случаются неприятности. Если и техосмотр не помог устранить проблемы с автомобильным мотором, в ручном режиме проверяются все детали редуктора.

Он устроен таким образом, что при незначительной поломке всего одной детали все устройство перестает функционировать. Оживить ВАЗ 2110 16 клапанов поможет углубленный осмотр. С моторами ВАЗ случаются различные поломки, но определить и устранить таковые можно за 2-3 часа. Если по истечении указанного срока ВАЗ 2112 устройство не раскрыло тайну поломки, проще заменить редуктор.

Значительно реже винить следует неправильно осуществленный тюнинг «железного коня». При установке дополнительных элементов, не предусмотренных первоначальной комплектацией на моторы, допускается нарушение герметичности системы. На втором месте находится экологическая проблема. Увеличенный объем проходящего воздуха несет больше частичек пыли, грязи и химических элементов, засоряющих систему.


Инжекторная система двигателей улучшила ходовые показатели модельного ряда ВАЗ. При этом водитель вынужден уделять больше внимания техническому состоянию «железного коня», что снизит вероятность простоя ввиду поломки.