Как расшифровать 5w30 на масле. Жидкости: Моторное масло, все что нужно знать

Моторное масло — одна из основных жидкостей, предназначенных для обслуживания автомобилей, а в частности двигателей внутреннего сгорания. Для того чтобы обеспечить надёжную работу силового агрегата, необходимо с умом подходить к выбору моторного масла.

В этом вопросе могут помочь маркировки, находящиеся на упаковках со смазочными жидкостями. Некоторые из них относятся к одной из общепринятых классификаций составов данной категории, например, классификация по спецификации API, АСЕА, а также одна из основных систем — SAE. Понимая, что означают маркировки, можно с лёгкостью подобрать подходящую смазку для того или иного автомобиля.

Классификация API подразделяет все автомасла на несколько категорий по области применения, например, для бензиновых или дизельных двигателей, либо подходящие и тем, и другим. Но всё-таки главная система, разделяющая смазочные жидкости на классы, является SAE.

Классификация SAE

Основной признак, по которому здесь систематизируются все автомасла — это вязкость, а также температурный режим. Данные параметры во многом отвечают за надёжную работу двигателя, а также за его долговечность.

По указанному выше признаку в представленной классификации выделяют три типа смазочных жидкостей:

  • Для летнего периода;
  • Для зимнего периода;
  • Всесезонные или универсальные.

Первая категория моторных масел — летние — обладают повышенным уровнем вязкости, защищая тем самым двигатель внутреннего сгорания от перегрева. Так как данный состав является сезонным, то и менять его нужно в конце сезона — примерно раз в полгода на тот, у которого температурный режим соответствует природному периоду.

Летняя смазка может быть эффективна при положительных температурах, но уже при 0 она начинает застывать (чего уж говорить об отрицательных температурах!), теряя при этом часть своих свойств, в то время как ещё часть просто неэффективна при холодах. В итоге получается, что такая смазка даже негативно влияет на работу двигателя.

Зимние моторные масла более текучие и менее вязкие по сравнению с летними. Благодаря данным эксплуатационным параметрам, смазка быстро проникает во все уголки двигателя внутреннего сгорания, обеспечивая тем самым защиту его деталей от трения. Также данными свойствами смазка обеспечивает быстрый запуск автомобиля при отрицательных температурах.

Что касается смены смазочной жидкости, то ситуация здесь та же, что и с летними маслами: примерно раз в полгода нужно заливать тот состав, который подходит по сезону. Использование зимних автомасел в летний период может привести к негативным последствиям, которые отразятся на работе силового агрегата.

Сезонные смазки в последние годы всё сильнее притесняются универсальными, всесезонными, так как эти вещества обладают качественными характеристиками — температурным режимом эффективной эксплуатации, вязкости, текучести — и зимних, и летних автомасел. По этой причине они эффективны в использовании в любое время года, а менять их нужно намного реже — раз в двенадцать месяцев или более.

Немного о вязкости моторного масла

В первую очередь смазочная жидкость призвана выполнять главную функцию: защитить детали двигателя внутреннего сгорания от трения, то есть «работы на сухую». Кроме этого, данное вещество должно обеспечивать герметичную работу цилиндров.

Эксплуатационные характеристики могут изменяться во время работы двигателя внутреннего сгорания под влиянием высоких температур. В зависимости от интенсивности работы силового агрегата температура смазочного вещества может доходить до ста пятидесяти градусов по Цельсию.

Именно для того, чтобы надёжно защитить двигатель автомобиля, нужно тщательно выбирать смазочную жидкость для него, следуя рекомендациям производителя, указанными в сервисной книжке.

Расшифровка индексов моторных масел

На упаковках с данными смазками можно увидеть подобные цифры и буквы: SAE 30, SAE 0w 30 и прочие подобные. К летним маслам относятся те, что помечаются только цифрами (30, 40); к зимним — 0 w, 5 w и прочие, буква w означает «зима» (англ. winter), а цифра — температурный диапазон, в котором может работать смазка. Всесезонные универсальные смазочные жидкости маркируются и как летние, и как зимние, например: 0 w 30, 10 w 30, 30 w 40 и другие. Цифры означают определённые свойства моторного масла.

Что касается моторного масла 5w30, то оно относится к категории универсальных и может применяться как в летнее, так и в зимнее время года. Расшифровка обеих частей маркировки данной смазки позволит подробнее узнать о её характеристиках и свойствах.

Индекс 5w характеризует низкотемпературные свойства смазочной жидкости SAE 5w 30. Вязкость состава позволяет осуществлять «холодный запуск» автомобиля в -35 градусов. Данная цифра получается так: от 40 отнимается то число, стоящее перед буквой «w». Результат этого простого вычисления — это минимальная температура смазки, при которой можно осуществить прокачку состава по смазочной системе двигателя внутреннего сгорания без работы всухую.

Внимание! Следует учитывать, что при -35 запуск двигателя сразу может не состояться, так как под влиянием отрицательных температур масло постепенно густеет, и стартеру проворачивать его всё труднее.

Вторая часть, индекс тридцать свидетельствует о том, что смазочная жидкость SAE 5w30 будет эффективна при летних температурах приблизительно в плюс тридцать, если температура движка во время его эксплуатации составляет около ста-ста пятидесяти градусов. С повышением температуры окружающей среды эффективность смазки будет снижаться. Покупать состав, обладающий хорошей высокотемпературной вязкостью не стоит — лучше следовать рекомендациям производителя автомобиля.

Внимание! Основа моторных масел данной категории может быть разной, но для автомобилей с большим пробегом и сроком эксплуатации лучше подойдёт минеральная смазка, а для новых машин — синтетика.

Некоторые особенности

  • Большинство производителей моторных масел допускают использование своих продуктов при температуре в -20, однако во многих регионах холода намного суровее. При проживании в подобных территориальных зонах лучше выбирать смазочную жидкость, которая обладает большим уровнем вязкости;
  • Высокий уровень вязкости — не залог хорошей работы двигателя. Следует учитывать рекомендации производителя, некоторые характеристики силового агрегата, а также возраст и пробег автомобиля. Вообще моторные масла с высоким уровнем вязкости рекомендуется применять в спорткарах. Слишком вязкая смазка автомобилям, например, отечественного производства только навредит: в лучшем случае просто снизится мощность двигателя, в худшем — потребуется его ремонт.

Как часто следует менять масло?

Часто ли нужно менять масло в автомобиле?

Для того чтобы обеспечить эффективную работу двигателя внутреннего сгорания, необходимо делать замену смазки примерно через каждые десять тысяч километров пробега. Также следует регулярно выполнять замер уровня данного вещества в двигателе (не менее 2-3 раз в месяц). В автомобилях, работающих на газу, засорение масел происходит не так быстро, поэтому менять его можно через двадцать тысяч километров.

Своевременное выявление недостатка смазочной жидкости позволит избежать появления проблем с силовым агрегатом (вплоть до необходимости капитального ремонта).

Таким образом, расшифровка маркировок, которые находятся на упаковках смазочных жидкостей, позволяет узнать о свойствах вещества и подобрать подходящее средство.

Внимание! Расшифровка масла SAE 5w 30 и любого другого является приблизительной. Конкретные значения зависят от множества факторов, таких как состояние двигателя внутреннего сгорания, температурные условия эксплуатации, возраст и пробег автомобиля, его общее техническое состояние. Также следует учитывать рекомендации производителя.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Неопытных водителей и собственников автотранспорта часто интересует вопрос: как именно расшифровываются маркировки разных видов масла.

Как правило, все масла для автомобильных моторов имеют маркировку, которая состоит из двух чисел и буквы W между ними, она имеет приблизительно следующий вид: XXWYY, где XX и YY — указанные числа.

В данном случае разберем масло класса SAE 5W30. Забегая наперед, стоит отметить, что SAE — это название данной классификации, которое унаследовало свое название от своих разработчиков.

Согласно принятой во всем мире классификации SAE, описанным выше способом маркируются автомобильные масла, которые предназначены для всесезонного использования.

По большому счёту, первое число обозначает вязкость масла при низкотемпературных режимах работы, а второе — вязкость в рабочем состоянии при высоких температурах внешней среды.

Признанная основной в большинстве стран мира и принятая за международную, эта система классификации была разработана в Соединенных Штатах Америки. Разработкой данной классификации занялось Общество автоинженеров США — Society of Automotive Engineers, сокращенно SAE. Именно SAE 5W30 (на примере) — самое традиционное обозначение класса масла, хотя есть и другие.

Кроме классификации SAE принято еще ряд классификаций, которые отталкиваются и от типа топлива для моторов, и года разработки автомобиля. Но это — другие направления классификации. В данном случае расшифровка масла с маркировкой 5W30 может производится только по стандарту SAE.

Буква W как раз обозначает слово Winter (зима), что как раз и свидетельствует о принадлежности моторной смазки к классу вязкости, который предусмотрен для использования в низкотемпературных условиях.

На примере масла SAE 5W30 нужно понимать, что число 5 соответствует некоторым параметрам, которые имеет данное масло. Разумеется, число 5 — это не какой-то единственный параметр вязкости или температуры, этот параметр сборный (составной), поскольку характеризует сразу несколько критериев, необходимых для классификации машинного масла.

Что обозначают оба параметра?

Во-первых, данный параметр классификации масла указывает на скорость прокачивания смазки с момента после старта. Также он показывает, насколько быстро масло поступает в рабочие агрегаты двигателя. При этом данный параметр также указывает количество необходимой энергии аккумуляторной батареи, которое используется на привод стартера в рабочее состояние (в данном случае — к температуре 40 градусов Цельсия).

Второе число, которое обычно указывается после W (иногда параметры разделяют с помощью тире, что правильно, а иногда нет), соответствует летнему или как его еще называют высокотемпературному режиму работы двигателя. Этот класс вязкости масла показывает его основные характеристики при температуре двигателя в рабочем состоянии — в диапазоне нагрева около 100 градусов по Цельсию.

К сожалению, просто измерить эти параметры невозможно, поскольку данные величины — это только классы, которые также могут соответствовать целому набору характеристик масла.

Для того, чтобы указать данные числа, для масла проводят измерение в комплексе, в том числе определяя, например, динамическую вязкость и кинематическую, а также другие показатели. Стоит также понимать что класс соответствует не одному значению рабочих температур, а некоторому их диапазону. Поэтому даже масла с одним и тем же классом вязкости могут отличаться по некоторым своим характеристикам и для разных двигателей, или при отличиях в температуре могут показывать разные результаты.

Расшифровка SAE 5W30

Принятая классификация предполагает, что SAE 5W30 имеет целый ряд характеристик. Стоит их разбирать отдельно, и в первую очередь обозначение 5W (из диапазона от 0W до 20W) предвидит соответствие некоторого диапазона температур (всего предвидены температуры от -35 до -10 градусов Цельсия).

  • 5W — один из наиболее низкотемпературных классов вязкости, который позволяет использовать двигатель при довольно сильных морозах. Температура для этого класса масла при -30, -25 градусах Цельсия — достаточно комфортная для работы.
  • Высокотемпературная вязкость (в данном случае 30) обозначает пригодность использования масла при температурах 2025 градусов по Цельсию.

Таким образом масло 5W30 хорошо подойдет для условий северных стран с довольно низкими температурами, но без сильной жары летом.

Моторные масла – это масла, которые используются для смазки поршней и роторов в ДВС. Сегодня они представляют собою базовую жидкость с повышающими параметры присадочными веществами. За основу берутся дистилляты и остаточные элементы с разным индексом вязкости (углеводородные компоненты), их смеси, синтетические вещества (эфиры, олефины). Основная часть всесезонных смазок производится посредством загущения маловязкой базы макрополимерами.

Что требуется от автомасел

Автомобильная смазка является значимой частью ДВС. Она способна долго и надежно исполнять собственную задачу, обеспечивать определенный ресурс мотора лишь при полном соответствии ее показателей тем температурным, химическим и механическим влияниям, которые она переносит в смазочном комплексе авто. Описание основных требований к автомаслам:

  • Хорошие моющие характеристики относительно разных загрязнений, что обеспечивает чистоту элементов мотора;
  • Устойчивость к изнашиванию, которая достигается прочной масляной пленкой и оптимальной вязкостью;
  • Отсутствие коррозийного воздействия на компоненты ДВС;
  • Устойчивость к старению, возможность справляться с воздействиями извне, минимально ухудшая свои показатели;
  • Сочетаемость с уплотнениями и катализаторами;
  • Низкая вспениваемость;
  • Слабая летучесть, малый расход на угар.

К определенным смазкам предъявляются особенные требования. К примеру, смазки, которые загущены присадочными макрополимерами, должны иметь нужную устойчивость к термодеструкции. Для энергосберегающих смазок немаловажна антифрикционность, хорошие реологические характеристики.

Как масла классифицируются по происхождению

В зависимости от химического состава, а также метода изготовления основания, смазки подразделяются на пару широких подгрупп – минеральные и синтетические. Минеральная масляная жидкость делается из нефти с помощью перегонки. Синтетическая производится посредством органического синтеза, тоже на нефтяной основе, однако с более полной обработкой базового вещества.

Также есть полусинтетические смазки. Полусинтетика изготавливается добавлением в минеральное масло синтетических элементов. Полусинтетика – не совсем верное название, корректнее сказать «минеральная с добавленными синтетическими элементами».

Расшифровка 5w30

Зачастую, при приобретении моторных масел, владельцы машин не понимают, какая же у 5w30 расшифровка. О чем свидетельствуют подобные данные о масле? Для каких авто желательно его использовать? Для того, чтобы полностью расшифровать маркировку масляной жидкости, создана особая база.


Смазка по сфере своего использования делится соответственно c API (нефтяным институтом). На канистре с задней стороны обозначение API свидетельствует не о качестве, а о характеристиках эксплуатации. К примеру, буквы S либо C показывают то, что смазку надо применять в бензиновом/газовом двигателе. То бишь, если полусинтетика либо синтетика A3/B3 категории по свойствам напоминает API SL/CF, то ее применение исключительно в турбированных моторах нерационально.

Для подобных силовых агрегатов оптимально полусинтетическое масло с небольшой вязкостью и отличными экологическими характеристиками. Ввиду этого, среди множества изготовителей моторов сегодня распространена такая смазка, как ACEA A5/B5. Данное масло по множеству показателей может опередить API SM/CI-4. Не секрет, что при грамотном выборе масляной жидкости категории ACEA уменьшается вероятность появления необходимости полного ремонта силового агрегата.

Также бывает моторное масло с маркировкой ISLAC. Она свидетельствует о том, что продукт был произведен соответственно с требованиями Американо-Японского комитета. Следовательно, множество данных совпадает с API. К примеру, ISLAC GL-2 по своим показателям почти одинаково с API SL.

Что делать, если вам необходимо купить для собственной машины энергосберегающую смазку? Подобное масло дает возможность значительно уменьшить затраты горючего. Соответственно с параметрами «High temperature/high shear viscosity, это масло применяется для эксплуатации в условиях высокой температуры. Иначе говоря, если температура мотора становится больше ста градусов Цельсия, повышаются:

  • Индекс вязкости масла;
  • Толщина масляной пленки;
  • Затраты горючего.

При применении энергосберегающей смазки вязкость в аналогичных эксплуатационных условиях меньше, чем у обыкновенного масла, однако масляная пленка тоньше. Кроме того, владелец авто должен быть в курсе возможностей применения смазки в разных температурах.

Значение 5w30

Российская Федерация – большое государство, в некоторых частях которого сильные холода, в других – невыносимая жара. Ввиду этого, технические характеристики автомасла надо знать любому владельцу машины.


Масло 5w30 промаркировано по специальной системе SAE. По маркировке возможно установить температуру, при которой необходимо его применять. Соответственно с SAE 5w 30 предназначено для использования в зимнее время, однако его можно применять и летом. Расшифровка моторного масла 5w30 следующая:

  • Первая цифра сообщает о том, каков нижний предел температуры, при которой свойства масла (допустим, вязкость) не изменяются. «5» означает, что заливать данную смазку можно, если температура воздуха не ниже минус тридцати градусов. Также она показывает, насколько беспрепятственно и с какой скоростью станет проходить смазка по масляному комплексу к рабочим поверхностям, сколько энергии окажется при этом потрачено;
  • Буква обозначает, в какое время года рекомендуется применять смазку. «w» – желательно использование в зимних условиях;
  • Последнее число показывает максимальную температуру, при которой возможно нормально использовать масло (если температура силового агрегата не больше ста градусов). «30» обозначает, что масло можно использовать только при температуре до плюс двадцати пяти градусов.

Двигатель автомобиля нуждается в постоянной смазке и защите комплектующих от сил трения. Для нормальной работы силовой установки необходимы смазочные материалы, ограждающие детали мотора от лишнего контактирования. Если техническая жидкость подобрана правильно, то срок службы агрегата заметно увеличивается. На рынке фирменных смазочных материалов масло моторное 5w30 занимает лидирующее место по востребованности, среди продукции синтетического происхождения.

Любая смазывающая моторная жидкость имеет свою классификацию и технические характеристики, это необходимо учитывать перед покупкой продукта. Выделяют смазки, предназначенные для бензиновых двигателей, дизелей. Кроме того, существуют и универсальные составы, сочетающиеся с любым типом силовой системы, включая дизельные установки. Моторные автосмазки по своей природе делятся на минеральный состав, полусинтетическое масло и синтетику.

Сегодня водители, при выборе расходного материала, не знают, как расшифровывается маркировка моторной смеси. Рассмотрим подробно, какая же у SAE 5w30 расшифровка, что означает каждая из цифр, каков смысл этих значений.

Температурный диапазон использования моторных масел

К моторным смазкам предъявляются особые требования. Среди главных физических параметров выделяют вязкость вещества и его температурный режим. В развитых государствах используется классификация SAE, учитывающая вязкостно-температурные характеристики. Масло 5w30 синтетика промаркирована по системе SAE. Обозначение по этой классификации устанавливает рабочий температурный диапазон материала.

Согласно SAE все моторные смазывающие жидкости разделяются по сезонности эксплуатации:

  • Зимние смеси. Незначительная вязкость масла обеспечивает гарантийный запуск двигателя в условиях пониженных температур.
  • Летние составы. Благодаря высокой вязкости раствор надежно смазывает двигательную систему автомобиля при высоких температурах.
  • Универсальные (всесезонные) материалы. Автомобильные масла используются, как в зимнее время, так и в летний период года.

Что же означают цифры? По этой классификации все моторные смеси делятся на 12 групп, среди которых 6 зимних категорий (0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w) и 6 летних групп вязкости (10, 20, 30, 40, 50, 60). У всесезонных автомобильных масел в обозначении указываются две цифры. Первая характеризует свойства состава в среде пониженной температур, а вторая показывает вязкость компонента в летнее время. 5w30 расшифровка масла:

  • Первая цифра 5 в маркировке продукта указывает на минимальный температурный режим, при котором не изменяются параметры вещества. В нашем случае нижний предел температуры составляет не ниже 30 градусов мороза
  • Буквенное обозначение «W» показывает, что смазочную жидкость желательно использовать в холодное время года. Получается, что моторное масло SAE 5w относится к зимнему разряду смазочных компонентов.
  • Последняя цифра соответствует предельной температуре, при которой нормально функционирует смазка. Моторное масло SAE 5w 30 указывает, что оно применяется только до 30 градусов тепла.

5w30 расшифровка масла позволяет понять, что смесь можно использовать при температуре от -30 до +30 градусов Цельсий. Чтобы получить вещество с заданными вязкостно-температурными свойствами необходимо наличие специального пакета присадок. Добавки способны разжижать технический раствор при низких температурах и густеть при более высоких значениях.

Технические характеристики

Моторное масло в двигателе

Масло моторное 5w30 имеют массу достоинств. Отличные технические характеристики этого компонента помогают справиться с неблагоприятной окружающей обстановкой при эксплуатации. Неблагоприятным воздействием на детали двигателя считают:

  • продолжительная эксплуатация транспортного средства на холостом ходу;
  • постоянные остановки и пробки;
  • повышенная загазованность и запыленность местности.

Благодаря реакции синтеза набора присадок и универсальной структуры, масло моторное 5w30:

  • защищает механизмы и элементы двигателя от механического и химического воздействия;
  • образует устойчивую масляную пленку на деталях;
  • замедляет окислительные и коррозионные процессы;
  • избавляет рабочие поверхности от нагара и других отложений;
  • охлаждает узлы системы должным образом.

Масло моторное 5w30 впечатляет своими характеристиками. Выбирая смазку для силового агрегата автомобиля нужно обратить особое внимание на его техническую документацию. В данных актах содержатся рекомендации производителя по эксплуатации двигателю. В том же документе устанавливаются допуски автомобильных масел, но нужно помнить, что рекомендации производителя направлены только на «сердце» машины.

Химическая основа

7TOTAL Quartz INEO 5W30

Комплекс присадок, включенных в состав смазок SAE 30, выполняют строго заданные функции в конкретных видах двигательных систем. Применяемые присадки соответствуют всем регламентациям и нормативным стандартам.Выбрать расходный материал для своего автомобиля – индивидуальное решение для водителя. Он учитывает его некоторые технические характеристики и выбирает смазку по своему вкусу и природному происхождению. Распространено мнение, что минеральное масло 5w30 в поддержанных машинах, приводит к снижению потребления расходного материала и увеличению срока службы мотора. Синтетика или полусинтетика применяется для более современных автомобилей, но все зависит от хозяина. Если же у владельца силовая установка еще не обкатанная, то рекомендуется использовать синтетические составы. В этой категории находится и синтетическая моторная смазка SAE 5w30.

Стоит отметить, что перед получением сертификата качества, производится тест масел 5w30 и их химанализ. В результате тестов моторных масел SAE 5w30 удается предельно точно смоделировать реальные условия эксплуатации и зафиксировать полученные результаты. На упаковке продукта содержится вся необходимая информация о соответствии свойств смазочной смеси к заявляемым требованиям. Тесты синтетических моторных масел раскрывают покупателям технические параметры приобретаемых смесей разных производителей. От покупки некачественного продукта никто не застрахован, что значит легко попасться на удочку недобросовестного продавца, поэтому не стоит приобретать автомасла в непроверенных точках. Рациональнее посещать официальные пункты продаж, где возможность приобретения поддельного машинного масла сведена к нулю. Перед покупкой товара следует внимательно изучить упаковку на наличие потертостей и царапин, деформаций крышки и информационной этикетки.Рассмотрим описание некоторых популярных автосмесей, где по качеству моторных масел и цене оптимальное соотношение:

  • ZIC XQ 5w-30. Смазка – всесезонная и предназначается для двигателя с турбонаддувом (турбированные установки) или без него. В масле сочетается две главных функции – это надежность работы мотора и экономный расход топлива.
  • General Motors Dexos2 Longlife 5W30. Особенностью этого вещества считается высокая смазываемость деталей силового агрегата, что позволяет эксплуатировать автомобиль в тяжелых условиях.
  • TOTAL Quartz INEO 5W30. Смесь отличается сульфатной малозольностью. Благодаря этой характеристике экономится топливо, и выброс вредных веществ снижается. Компонент предназначается, как для бензиновых систем, так и для дизеля

Подведем итоги

Синтетика SAE 5w 30 – это демисезонная смазочная смесь. Благодаря этому свойству масло моторное 5w30 применимо круглогодично, даже в условиях неожиданных температурных изменений в межсезонье, при этом сохраняя все свои «полезные» функциональные характеристики в любом типе двигателя.

Подавляющее большинство автовладельцев, занимающихся самостоятельным подбором смазочных материалов для своего авто, как минимум имеют общее представление о таком понятии, как классификация по SAE.

Таблица вязкости моторного масла, предусмотренная стандартом SAE J300, подразделяет все смазочные материалы для двигателей и трансмиссий автомобилей в зависимости от степени текучести при определенной температуре. Причем это разделение так же определяет температурные рамки использования того или иного масла.

Сегодня мы подробно рассмотрим, что собой представляет классификация смазочных материалов по таблице из стандарта SAE J300, а также разберем, какую смысловую нагрузку несут в себе указанные в ней значения.

Что собой представляет таблица вязкости

Для рядовых автомобилистов, не занимающихся детальным изучением параметров моторных масел, таблица вязкости масла по SAE означает диапазон температур, при которых разрешена его заливка в силовой агрегат .

В общем смысле это правильное утверждение. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что данные в таблице не совсем соответствуют общепринятому мнению.

Сначала рассмотрим, что же включает в себя таблица вязкости масел по SAE. В ней имеется разделение в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной.

Классическая версия таблицы разделена горизонталью на зимние и летние смазки (в верхней части таблицы находятся зимние, в нижней – летние и всесезонные). По вертикали идет разделение на ограничения при использовании смазок при температурах выше и ниже нуля (сама черта проходит через отметку 0 °C).

В интернете, и некоторых печатных источниках, часто встречаются две различные версии этой таблицы. Например, для масла вязкостью 5W-30 в одной из версий графического исполнения стандарта SAE J300, оно способно работать при температурах от –35 до +35 °C.

Другие же источники ограничивают область применения масла стандарта 5W-30 диапазоном от –30 до +40 °C.

Почему так происходит?

Напрашивается вполне закономерный вывод: в одном из источников ошибка. Но если углубиться в изучение темы можно прийти к неожиданному выводу: обе таблицы верные, давайте разбираться.

Детальное рассмотрение параметров, указанных в таблице

Дело в том, что когда проектировались таблицы и рассматривался алгоритм создания зависимости вязкости масла от температуры, учитывались имеющиеся на тот момент технологии автомобилестроения.

То есть в конце XX века все двигатели строились по приблизительно одной и той же технологии. Температура, контактная нагрузка, создаваемое масляным насосом давление, схема и исполнение магистралей находились примерно на одном и том же технологическом уровне.

Именно под технологии того времени создавались первые таблицы, увязывающие вязкость масла и температуру, при которой оно может эксплуатироваться. Хотя на самом деле стандарт по SAE в чистом виде не привязывается к температуре окружающей среды, а лишь оговаривает вязкостные показатели масла при определенной температуре.

Значение букв и цифр на канистре

Классификация по SAE включает в себя два значения: цифра и буква «W» – зимний коэффициент вязкости, следующая за буквой «W» цифра – летний. И каждый из этих показателей комплексный, то есть включает в себя не один параметр, а несколько.

В зимний коэффициент (с буквой «W») входят следующие параметры:

  • вязкость при прокачивании смазочного материала по магистралям масляным насосом;
  • вязкость при проворачивании коленчатого вала (для современных двигателей этот показатель учитывается в коренных и шатунных шейках, а также в шейках распределительного вала).

О чем говорят цифры на канистре — видео

В летний коэффициент (идущий через дефис после буквы «W») включаются два основных параметра, один второстепенный, и один производный, рассчитываемый из предыдущих параметров:

  • кинематическая вязкость при 100 °C (то есть при средней рабочей температуре в нагретом ДВС);
  • динамическая вязкость при 150 °C (определяется для представления о вязкости масла в паре трения кольцо/цилиндр – одном из ключевых узлов в работе двигателя);
  • кинематическая вязкость при температуре 40 °C (показывает, как поведет себя масло в момент летнего пуска двигателя, а также используется для изучения скорости самопроизвольного стекания масляной пленки в поддон под действием времени);
  • индекс вязкости – указывает на свойство смазочного материала оставаться стабильным при изменении рабочей температуры.

Зачастую для зимнего ограничения по температуре предусматривается несколько значений. Например, для взятого в качестве примера масла 5W-30, допустимая температура окружающего воздуха при гарантированном прокачивании смазки по системе должна быть не ниже –35 °C. А для гарантированного проворачивания коленчатого вала стартером – не ниже –30 °C.

Класс по SAE Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t=100°С Min вязкость
HTHS, мПа*с
при t=150°С
и скорости
сдвига 10**6 с**-1
Мах вязкость, мПа*с, при температуре, °С Min Мах
0W 6200 при -35 °С 60000 при -40 °С 3,8 - -
5W 6600 при -30 °С 60000 при -35 °С 3,8 - -
10W 7000 при -25 °С 60000 при -30 °С 4,1 - -
15W 7000 при -20 °С 60000 при -25 °С 5,6 - -
20 W 9500 при -15 °С 60000 при -20 °С 5,6 - -
25 W 13000 при -10 °С 60000 при -15 °С 9,2 - -
20 - - 5,6 2,6
30 - - 9,3 2,9
40 - - 12,5 3,5 (0W-40; 5W-40;10W-40)
40 - - 12,5 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 - - 16,3 3,7
60 - - 21,9 3,7

Здесь и возникают противоречивые показания в таблицах вязкости масла, выложенных на разных ресурсах. Второй весомой причиной разных значений в таблицах вязкости выступает изменение технологии производства двигателей и предъявляемые требования к вязкостным параметрам. Но об этом ниже.

Методики определения и вкладываемый физический смысл

Сегодня для автомобильных масел разработано несколько методик определения всех предусмотренных стандартом показателей вязкости. Все измерения проводятся на специальных приборах – вискозиметрах.

В зависимости от исследуемой величины, могут использоваться вискозиметры различных конструкций. Рассмотрим несколько методик определения вязкости и практический смысл, который закладывается в эти величины.

Вязкость при проворачивании коленчатого вала

Смазка в шейках коленчатого и распределительного валов, а также в шарнирном соединении поршня и шатуна при понижении температуры сильно густеет. Густое масло обладает большим внутренним сопротивлением на смещение слоев относительно друг друга.

При попытке запуска двигателя зимой стартер заметно напрягается. Густая смазка сопротивляется повороту коленчатого вала и не может сформировать так называемый масляной клин в коренных шейках.

Для имитации условий проворота коленвала используется роторный вискозиметр типа CCS. Получаемое при измерении в нем значение вязкости для каждого параметра из таблицы SAE ограничено и на практике означает, насколько масло способно обеспечить холодный проворот коленчатого вала при той или иной температуре окружающего воздуха.

Вязкость при прокачивании

Измеряется в ротационном вискозиметре типа MRV. Масляный насос способен начать закачивать смазку в систему до определенного порога загустения. После этого порога эффективное прокачивание смазочного материала и его проталкивание по каналам затрудняется или вовсе парализуется.

Здесь общепринятым максимальным значением вязкости считается 60000 мПа с. При этом показателе гарантируется свободная прокачка смазки по системе и доставка ее по каналам до всех трущихся узлов.

Кинематическая вязкость

При температуре 100 °C определяет свойства масла во многих узлах, так как эта температура актуальна для большинства пар трения при стабильной работе двигателя.

Например, при 100 °C влияет на формирование масляного клина, на смазывающие и защитные свойства в парах трения палец / подшипник шатуна, шейка коленвала / вкладыш, распределительный вал / постели и крышки и т. д.

Автоматизированный капиллярный вискозиметр и вискозиметр для измерения кинематической вязкости AKV-202

Именно этому параметру кинематической вязкости при 100 °C уделяется наибольшее внимание. Сегодня его измеряют в основном автоматизированными вискозиметрами различной конструкции и с применением различных методик.

Кинематическая вязкость при 40 °C. Определяет густоту масла при 40 °C (то есть приблизительно в момент летнего пуска) и его способность надежно защищать детали двигателя. Измеряется аналогичным с предыдущим пунктом образом.

Динамическая вязкость при 150 °C

Основное назначение этого параметра – понять, как ведет себя масло в паре трения кольцо/цилиндр. В этом узле в нормальных условиях при полностью исправном двигателе держится приблизительно такая температура. Измеряется на капиллярных вискозиметрах различной конструкции.

То есть из всего вышесказанного становится очевидным, что параметры в таблице вязкости масел по SAE комплексные, и однозначной их интерпретации (в том числе касательно температурных границ использования) не существует. Границы, обозначенные в таблицах, имеют условный характер и зависят от множества факторов.

Индекс вязкости

Немаловажным параметром, указывающим на рабочие качества масла и определяющим его эксплуатационные свойства, является индекс вязкости. Для определения этого параметра используется таблица индекса вязкости масла и формула.

Прикладная формула для определения индекса вязкости

Показывает, с какой динамикой будет густеть или разжижаться масло при изменении температуры. Чем выше этот коэффициент, тем менее подвержена рассматриваемая смазки тепловым изменениям.

То есть простыми словами: масло более стабильно во всех интервалах температур. Считается, что чем выше этот индекс, тем лучше и качественнее смазочный материал.

Все значения, представленные в таблице для расчета индекса вязкости, получены эмпирическим путем. Не углубляясь в технические подробности, можно сказать так: было два эталонных масла, вязкость которых определялась в особых условиях при 40 и 100 °C.

На основании этих данных были получены коэффициенты, которые сами по себе не несут смысловой нагрузки, а используются лишь для расчета индекса вязкости исследуемого масла.

Заключение

В заключении можно сказать, что таблица вязкости масла по SAE и ее увязка на допустимые температуры эксплуатации в настоящее время играет весьма условную роль.

Будет относительно правильным шагом применять взятые из нее данные для подбора масла в автомобили не младше 10 лет. Для новых авто этой таблицей лучше не пользоваться.

Сегодня, например, в новые японские авто льется масло 0W-20 и даже 0W-16. Если исходить из таблицы, то использование этих смазок допустимо в летний период лишь до +25 °C (по другим источникам, подвергшимся локальной коррекции – до +35 °C).

То есть по логике получается, что автомобили японского производства с большой натяжкой могут ездить в самой Японии, где летом температура может достигать +40 °C. Это, само собой, не так.

Обратите внимание

Сейчас актуальность применения этой таблицы снижается. Использовать ее можно только в отношении европейских авто с возрастом более 10 лет. Выбирать же масло для автомобиля следует исходя из рекомендаций производителя.

Ведь только он точно знает, какие зазоры в сопряжениях деталей мотора выбраны, какой конструкции и мощности установлен масляный насос и какой пропускной способности созданы масляные магистрали.