М 21 волга. Автомобиль Волга ГАЗ-М21


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ М-21 "Волга" (первая серия)

Определение "первый выпуск" придумали уже после того, как на смену "Волге" со звездой пришла "Волга" с "акульей пастью" и обнаружилась некоторая разница в каталожных номерах запчастей. Деление всех М-21 на выпуски облегчало поиск: снабженцам - нужных деталей, милиционерам - угнанных автомобилей.


"Волга" М-21.
Номинально базовой моделью "Волги" и родоначальницей всех ее модификаций считалась М-21 - машина с первой в стране серийной автоматической трансмиссией и двигателем в 70 л.с. Ей даже не приписывали никаких буквенных индексов. Однако с 1957 по 1959 год было выпущено всего лишь семьсот таких автомобилей. Поэтому из массового производства вышла, а в массовое сознание вошла другая базовая модель - "21В" - с таким же двигателем, но с механической коробкой передач. Форсированным до 80 л.с. экспортным версиям "базовых" машин были присвоены индексы "21Д" (с "механикой") и "21Е" (с "автоматом").


"Волга" М-21Г.
Первая базовая модель "Волги" родилась в результате нештатной ситуации. Изначально предполагалось, что с нижнеклапанным мотором будет выпускаться модель такси - М-21Б. Но из-за задержек в освоении принципиально нового верхнеклапанного двигателя было принято решение запускать и базовую "Волгу" с 65-сильным мотором "Победы". Первые версии "Б" и "Г" оснащались и задними мостами от "Победы". Только летом 1957 года они получили гипоидный мост от ГАЗ-12 с укороченными полуосями. Всего до августа 1957 года было изготовлено около 1100 автомобилей с нижнеклапанным двигателем.


М-21В с "улучшенной" внешностью.
В 1958 году рестайлинг "Волги" подавался как "улучшенная внешность". Проще говоря, это была переходная между первым и вторым выпусками модель: формально - "21В", а внешне - почти "21К". Смена выпусков происходила не в один день, а по мере поступления деталей нового образца или из-за их внезапного отсутствия, поэтому четкой закономерности в эволюции машины не было. Большая часть переходных образцов унаследовала от первого выпуска "голую" приборную панель и фасон хромированных молдингов, по-прежнему отсутствовали стеклоомыватели. Полностью эти "рудименты" были вытеснены с конвейера только к середине весны 1959 года.


Такси.
"Волги"-такси первой серии были двух моделей - "21Б" с нижнеклапанным двигателем и "21А" с верхнеклапанным. Машина с двигателем "Победы" рабочим объемом 2,34 литра и мощностью 65 л.с. отлично подходила для эксплуатации в качестве такси, особенно в городах со слабой ремонтной базой. "21Б" выпускалась до конца 1958 года - и больше года параллельно с "21А". Но вскоре штатный мотор окончательно вытеснил с конвейера двигатель "Победы", и в первое время доля такси в общем выпуске была увеличена: ГАЗу требовалась эксплуатационная статистика по новому двигателю, а в таксопарках машины набегали по 100-150 тысяч километров за год.

СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Для "Волги" М-21 первого выпуска характерна "голая" приборная панель с расположенными на разных плоскостях радиоприемником и динамиком. Бликование металлической панели приборов в лобовом стекле - обычное явление для первых М-21. От этого эффекта попытались избавиться на автомобилях следующих выпусков, оклеивая верхнюю часть панели искусственной кожей. Шкала спидометра огромных размеров с прозрачной сферой - знаковая деталь для всех автомобилей "двадцать первого" семейства.
У машин первого выпуска - харизматичная внешность. На лобовом стекле "Волги" М-21 не было стеклоомывателей. Привод замка капота расположили как можно дальше от водителя - по правому борту, сто было крайне неудобно.
Часы установлены на всех модификациях М-21. Прикуривателя не было только на такси. Приемник А-18 Муромского радиозавода принимал длинные и средние волны. Приборный щиток. "Климат-контроль" середины прошлого века.
Двери открываются необычно широко. Задние фонари на "Волгах" первого выпуска еще не имели светоотражателей. Цвет "зеленая липа" - один из первых артикулов краски, применявшейся на ранних "Волгах".
Масленка с жидким маслом для смазки подшипников генератора. Гидравлика: тормозная система (вверху слева) и централизованная система смазки передней подвески и рулевых тяг. Моторы для "Волг" первого выпуска, полностью изготовлявшиеся на ГАЗе, по качеству превосходили аналогичные двигатели Заволжского моторного завода

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля "Волга" М-21

Технические характеристики "Волга" М-21 Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг
Число мест 5 без нагрузки общий 1460
Максимальная скорость 130 км/ч с нагрузкой 5 человек общий 1860
Время разгона до 100 км/ч 34 с на переднюю ось 730
Паспортный расход топлива 11-13,5 л / 100 км на заднюю ось 730
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ Дорожные просветы, мм
Генератор Г-12 под передней осью 200
Реле-регулятор РР24 под задней осью 190
Стартер СТ21
Прерыватель-распределитель Р3-Б Наименьший радиус поворота, м
Свечи зажигания А14У по колее переднего наружного колеса 6,3
Размер шин 6,70 - 15
Объем топливного бака 60 л
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
  • Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
  • Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
  • Максимальная мощность: 70 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 167 нм при 2200 об/мин

И если Победа была началом золотой эпохи легковых газовских машин, то «двадцать первая» стала её истинным зенитом. Опытно-промышленная партия ГАЗ-21 Волга была произведена в 1956 году, через десять лет после запуска Победы. Самые первые Волги сошли с конвейера в Горьком 10 октября. Ровно 60 лет назад.

Проект Волги вырос из процесса модернизации Победы. Старт ГАЗ-20-М в серийном производстве вышел не слишком гладким – к автомобилям «первой серии» был целый ряд серьёзных нареканий. Тогда министр автопрома С. А. Акопов лично распорядился доработать машину, и часть этой работы была передана на НАМИ. Как мы знаем, в итоге газовцы «на отлично» справились с доработкой машины самостоятельно, но и проект «Победа-НАМИ» 1948 года за авторством Ю. Долматовского и Л. Терентьева получился интересным – в частности, он предусматривал переход от кузова фастбэк к седану, и такое видение весьма пригодится создателям нового автомобиля в будущем.

На фото: «Победа-НАМИ» 1948 года Ю. Долматовского и Л. Терентьева

Впрочем, первая собственная попытка газовцев создать второе поколение Победы (именно так, о названии «Волга» речь в то время ещё не шла) получилась весьма осторожной – появившийся в 1951 году прототип отчётливо напоминал ЗИМ (ГАЗ-12), только немного уменьшенный в размерах. Однако о консерватизме такого подхода мы можем говорить только сейчас, зная, какой получилась реальная «сменщица» Победы. Вполне вероятно, что и тот прототип мог бы в итоге стать удачной серийной моделью – его погубил не только и не столько консерватизм.

Время было сложное. В 1951 году из-за доноса одного из рядовых сотрудников был снят с должности главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт – человек, который уже успел создать Победу, ЗИМ и грузовик ГАЗ-51. Новая команда, костяк которой составили главный конструктор Владимир Сергеевич Соловьёв (тот самый, который спустя почти двадцать лет возглавит инженерный штат ВАЗа и превратит FIAT-124 в ) и инженер проекта Александр Михайлович Невзоров, сможет сформировать своё видение нового автомобиля только ко второй половине 1953 года.


На фото: ГАЗ-М21 "Волга" Предсерийный "1954–55

Новая машина должна была стать лучше Победы по всем статьям: больше, мощнее, экономичнее и комфортабельнее. Салон – более просторный. Двигатель – заново разработанный. Трансмиссии – «автомат» и «механика», причем в качестве основного варианта виделась именно АКПП, «механика» же предполагалась только на «служебках» и такси. Подвеска – энергоёмкая и надёжная, приспособленная к просёлку и бездорожью. Машине в обязательном порядке полагались отопитель (как известно, на Победе «печка» появилась далеко не сразу), радиоприёмник и педали прогрессивной конструкции – подвесные. Всё это вкупе должно было, по сути, вывести авто в новый класс, сделать самым статусным среди продающихся в СССР.

Не последняя роль в этом отводилась и дизайну. История с внешностью «двадцать первой» Волги – это один из самых первых случаев в отечественном автопроме, когда в разработке был применён конкурсный подход: над экстерьером работали сразу две группы – художник-скульптор Лев Еремеев возглавлял работу по направлению «Волга», а английский дизайнер Джон Уильямс, осевший в СССР ещё в 1936 году, занимался альтернативным проектом «Звезда».

У англичанина получился элегантный фастбэк с футуристичным «оперением» задней части, характерным для второй половины 1950-х, но в итоге победил более близкий к реалиям седан Еремеева – щеголявшая стремительным силуэтом и модными гнутыми лобовым и задним стёклами (панорамическими, как тогда говорили) – красавица Волга.

Тут бы вспомнить знаменитое «дёшево, надёжно и практично» Анатолия Папанова из фильма «Бриллиантовая рука», в котором Волга сыграет одну из ролей – практичность кузова седан была доказана ещё на этапе «Победа-НАМИ», а более скромная по сравнению с вариантом Уильямса корма Волги действительно легче и дешевле внедрялась в серийное производство – однако в отсутствии эстетики получившийся автомобиль уж точно нельзя было обвинить. Ведь в качестве основного источника вдохновения Еремеев использовал Ford Mainline 1952 года.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Можно бесконечно спорить о том, полностью ли «взял за основу» Еремеев американскую машину или же только в похожем ключе интерпретировал сумму всех прогрессивных стилистических решений того времени, но связь этих двух авто отрицать невозможно.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Да, Волга заметно выше Форда (соответственно, увеличился и клиренс), а также короче более чем на 20 сантиметров – а всё потому, что советскому автомобилю суждено было не «стелить» по , а покорять размытый просёлок и перемахивать через валуны и пригорки.

Но в общих чертах она действительно чётко напоминает Форд. Иными словами, если бы Mainline родился в России, получилась бы в точности «двадцать первая» Волга. Справедливости ради отметим, что Волга похожа сразу на несколько автомобилей той эпохи – она была в тренде.

Вот это внутреннее противоречие – быть во всём лучше Победы и при этом оставаться крепким советским авто – привело и к некоторым компромиссам в конструкции. Компоновочно машина была типичным седаном середины 1950-х, однако по проекту имела продвинутый цельноалюминиевый верхнеклапанный двигатель с мокрыми гильзами, задний мост с гипоидной главной передачей и полуразгруженными полуосями, но при этом – консервативные шкворни в передней подвеске и рычажные амортизаторы, практически ушедшие в прошлое.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

А от чего-то пришлось отказаться уже после начала серийного выпуска автомобиля. Так, центральная система смазки была призвана упростить работу шофёра по обслуживанию – он просто нажимал на отдельную педаль и смазка подавалась ко всем ответственным соединениям в передней подвеске и рулевом управлении. Правда, на деле маслопроводы часто выходили из строя, и в более поздних комплектациях появились привычные пресс-маслёнки, а шофёры вернулись к «шприцеванию».

1 / 2

2 / 2

Похожая история приключилась и с «автоматом»: узел у советских инженеров получился отличный (конструктивно опирающийся на Ford-O-Matic всё с того же Mainline), да только слишком уж требовательный к качеству масла. В итоге производство «автоматических» Волг свернули, не выпустив и тысячи экземпляров.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Но и «механическая» Волга, с гидроприводом сцепления, обеспечивавшим невероятную по тем временам мягкость включения, с подрулевым переключателем передач, полукруглым спидометром (ещё одна отсылка к «американцам») и сплошным передним диваном в просторном салоне, с вместительным багажником, эффектными выпуклыми росчерками на боковинах и сияющей хромом решёткой, стала настоящим олицетворением всего лучшего, что было тогда в СССР.

Пожалуй, появление звезды на той самой радиаторной решётке машин «первой серии» следует считать в некотором смысле судьбоносным. Говорят, министр обороны Георгий Жуков на госприёмке в Кремле забраковал слишком «хищную» пасть прототипа Волги, и Еремееву пришлось буквально за ночь нарисовать новую – он снова оттолкнулся от решения, реализованного на Mainline, только в центральную окружность вписал пятиконечную звезду. И Волга действительно стала подлинной звездой своего времени.

Хотя на начальном этапе сложностей хватало. Новую 70-сильную верхнеклапанную «четвёрку» освоили только к середине 1957-го – практически год новые Волги шли со старым, форсированным до 65 л. с. нижнеклапанным мотором Победы. По проекту у цилиндров нового мотора должна была быть полусферическая камера сгорания, а клапаны располагаться не в ряд, а под углом. Ещё в 1955-м такой мотор был построен, испытан и… подвергнут тотальной переделке, ибо оказался прожорлив и слаб на «низах». В результате сферическую камеру сгорания заменили на клиновидную и вернули шестерёнчатый привод кулачкового вала. Благодаря алюминиевому блоку двигатель стал существенно легче и производительнее предшественника, однако Волга в варианте такси будет оснащаться «победовскими» моторами аж до 1959 года.


На фото: ГАЗ 21А «Волга» (II) "1958–1962

В основной же модификации с начала 1958 года все ГАЗ-21 будут идти со своим мотором. Его несколько раз форсировали, причем имелись обычные и экспортные модификации: на ранних образцах мощность составляла, соответственно, 70 и 80 л. с., на более поздних – 75 и 85 л. с. Да и сам автомобиль прошёл своеобразные три стадии модернизации – известны машины первой, второй и третьей серий. Технически автомобиль менялся несильно, хотя и «по делу», но самые заметные изменения были связаны с лёгкой коррекцией внешнего вида и интерьера. Стоит отметить, что двигатель форсировался без чёткой привязки к выпуску этих серий.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Первая серия, автомобили, имевшие ту самую звезду на радиаторной решётке, выпускались с 1957 по 1959 годы, и в данный момент представляют наибольшую коллекционную ценность. С 1959 по 1962 выпускалась вторая серия – её легко отличить по радиаторной решётке, получившей прозвище «акулья пасть» из-за 16 вертикальных прорезей, служащих косвенной отсылкой к варианту, некогда забракованному Жуковым. Наконец, третья серия выпускалась с 1962 по 1970 годы – она лишилась изящной фигурки оленя на капоте (та была травмоопасна при ДТП с пешеходом, в дождь бросала на ветровое стекло слишком много воды, а кроме того, пользовалась повышенным интересом у воришек) и обзавелась радиаторной решёткой с частыми прорезями, прозванной за это в народе «китовый ус». Третья – самая массовая серия ГАЗ-21, её выпустили в количестве порядка 470 000 экземпляров. Всего же за 14 лет было произведено почти 640 000 автомобилей ГАЗ-21 Волга.


Однако «народным» этот автомобиль никогда не был. В первый год выпуска купить Волгу можно было за 17 400 рублей (по ценам до денежной реформы 1961 года), а в последующие годы цена варьировалась от 5 100 за обычную Волгу первой серии до 6 455 рублей за экспортный вариант образца 1965 года. Позволить такую покупку могли себе далеко не все. Тем более, что набранная сумма вовсе не гарантировала обладание автомобилем – нужно было либо выстоять огромную очередь, либо иметь блат.

Словом, Волга, как и задумывалось, с самого начала стала очень статусным автомобилем. Со временем за ней и вовсе закрепился богемный, элитарный имидж – хотя и была она по классу ниже представительских «Чаек», но на «двадцать первых» раскатывали Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий, а уж роль в кинокартине «Берегись автомобиля» (как и менее заметная, но весьма романтичная роль в «Три тополя на Плющихе») ещё более романтизировали Волгу, сделав из неё почти объект культа. Впрочем, особый размах эта «романтизация» приняла уже значительно позже, в постсоветскую эпоху ностальгии по СССР. В своё же время ГАЗ-21 Волга попросту была автомобилем, которым очень хотелось обладать.


Как вы уже догадались, речь пойдет о самой изящной, привлекательной и престижной модели автомобиля, которая была доступна советским гражданам с 1956 года. Эта автомашина выпускалась в различных вариациях исполнения двигателя, дизайна кузова и салона и применялась как легковой автомобиль, автомобиль милиции, КГБ СССР и конечно такси (вспоминаем сюжет “такси на Дубровку”). Этот автомобиль имел кузов седан и серийно выпускался на Горьковском автозаводе. Угадали его имя?

Правильно, это - машина ГАЗ 21 “Волга” . Всю историю производства этого автомобиля условно можно разделить на три периода или на три серии выпуска. Первоначальное название машины было ГАЗ-М21 (завод носил имя Молотова), затем буква “М” исчезла. Кто помнит фирменного оленя на капоте? Олень кстати тоже окончательно исчез в сериях “третьего выпуска” (1965-1970), этого блестящего на солнце примечательного элемента дизайна не стало по соображениям безопасности. Хотя смотрелся он очень стильно.

Основные модификации машины ГАЗ 21 «Волга».

В период с 1956 года по 1965, выпускалось достаточно много модификаций автомобиля, и отличались они достаточно сильно. Машины первых выпусков до 1957 года комплектовались модифицированным двигателем от автомобиля «Победа » (мощность 65 л.с.), всего таких машин было изготовлено 1100 штук. Автомобиль ГАЗ-М21Г помимо двигателя от “Победы ”, получил задний мост с укороченными полуосями от автомобиля “ЗИМ ”. “Фишкой” всех автомобилей первой серии считается соединение плюсового провода электропитания с кузовом машины. Для такси выпускалась модель ГАЗ-М21Б , где применялась более дешевая отделка салона. С 1957 года на «Волги» ставят двигатель ЗМЗ-21, который был специально разработан под машины ГАЗ 21.

Двигатель ЗМЗ-21 отличался рядом прогрессивных решений, он обеспечивал мощность 70 л.с., был верхнеклапанным и практически целиком алюминиевым. Таким образом, уже с двигателем ЗМЗ-21, серийный автомобиль получил название ГАЗ-М21В, автомобиль для такси стал называться ГАЗ-М21А, экспортная модификация получила название ГАЗ-М21Д. В экспортном варианте ГАЗ-М21Д был установлена механическая коробка передач (КП) и форсированный двигатель развивающий тягу до 80 л.с. Экспортная модификация ГАЗ-М21Е отличалась установленной автоматической КП и также имела двигатель мощностью 80 л.с.

Периодом выпуска “второй серии” машин ГАЗ 21 считают время с 1959 по 1962 годы, и за время произведено уже около 160 тысяч машин. Завод изготовитель постепенно вносил изменения в конструкцию и они касались в основном дизайна кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения полярности электропроводки. Кузов автомобиля в машинах с 1960 года уже подключен к общему проводу (минусу) питания. Это позволило снизить коррозию металла и уменьшить потери тока за счет конструкции. Базовая модель стала называться ГАЗ-М21И и появились новые модификации, такие как ГАЗ-М21У с кожаной отделкой салона (модификация люкс) и ГАЗ-М21К экспортный вариант, иногда в двухцветном варианте кузова и с дополнительными декоративными хромированными элементами кузова.

Мощность двигателя ГАЗ-М21У составляла 75-80 л.с.

С 1962 по 1970 годы производились автомобили “третьей серии” выпуска. Всего было изготовлено порядка 470 тысяч машин. Машины “третьей серии” имели решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота окончательно исчезла фигурка оленя, было уменьшено общее количество хромированных декоративных элементов. В серийной модели стал применяться двигатель 75 л.с, амортизаторы стали телескопическими, слегка изменились линии кузова. Они стали более гармоничными.

Основные модели третьей серии такие:

  • “Волга” ГАЗ-М21Л - 4-дверный седан, массовая серийная.
  • “Волга” ГАЗ-М21У - модификация «люкс», улучшенная отделка салона и молдинги на крыльях.
  • “Волга” ГАЗ-М21Т – автомобиль для такси, передние сидения разделены. Пассажирское переднее сидение справа от водителя складное, и на его месте можно размещать дополнительный багаж.

Краткая характеристика машины ГАЗ 21.

  • Число посадочных мест (вместе с водителем) - 5;
  • Габариты (длина*ширина*высота) в метрах - 4,77*1,80*1,62;
  • “Третья серия” машин имела длину 4,83 метра. Высота определяется без нагрузки.
  • База (расстояние между осями) - 2,7 метра;
  • Колея передних колес - 1,41 метра;
  • Колея задних колес - 1,42 метра;
  • Клиренс - 190 мм;
  • Тип топлива – бензин АИ-72;
  • Расход топлива на 100 км – от 9 до 13.5 литра;
  • Трехдиапазонный ламповый радиоприемник с подсветкой шкалы в салоне.

Конечно, сейчас владельцы машин ГАЗ 21 редко используют их для повседневной езды. Хотя в небольших поселениях такие люди есть. Сегодня это уже коллекционный и достаточно дорогой автомобиль. Особенно дорого ценятся у коллекционеров автомобили с подлинными заводскими деталями и элементами интерьера.

Конструкторам Горьковского автозавода удалось создать автомобиль-мечту многих советских людей. Даже сегодня, спустя 45 лет после схода с конвейера последней машины ГАЗ 21 , безупречный дизайн этой машины останавливает взгляд и привлекает внимание. Жаль, конечно, что для большинства советских людей эта машина, так и осталась мечтой навсегда.

Дата публикации: 23-12-2015, 21:41

Не будь снобом... Сделай репост!

ГАЗ-21 "Волга" - пятиместный легковой автомобиль среднего класса. Он является дальнейшим развитием автомобиля "Победа". Автомобиль ГАЗ-21 "Волга" выпускался Горьковским автомобильным заводом с октября 1956г. Часть "Волг" в 1957—1958 гг. комплектовалась гидромеханической трансмиссией — впервые в истории нашего автомобилестроения. Завод выпускал несколько модификаций автомобиля "Волга": М-21 - автомобиль с верхнеклапанным двигателем и автоматической коробкой передач. М-21А - автомобиль-такси с верхнеклапанным двигателем и механической коробкой передач. М-21В - автомобиль с верхнеклапанным двигателем и механической коробкой передач (основная модель)

УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ

Кузов:

Закрытый, несущий, цельнометаллический

Двигатель:

Тип - Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный. Расположение цилиндров - Вертикальное, в один ряд. Число цилиндров - 4. Рабочий объем в л - 2,445. Диаметр цилиндров в мм - 92. Ход поршня в мм - 92. Наибольшая мощность (при соответствующей степени сжатия и октановом числе бензина) в л. с. - 75 при е=6,7 и октановом числе 72; 85 при 8=7,65 и октановом числе 80. Число оборотов коленчатого вала в минуту - 4000. Наибольший крутящий момент в кГм - 17 при 8=6,7; 18 при е =7,65

Трансмиссия:

Сцепление - Однодисковое, сухое с гидравлическим приводом. Коробка передач - Механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами между второй и третьей передачами. Передаточные числа: - первой передачи - 3,115, - второй передачи - 1,772, - третьей передачи - 1,000, - заднего хода - 3,738. Карданная передача - Открытого типа. Имеет два вала и три шарнира, а также промежуточную опору. Главная передача - 4,55. Передаточное число главной передачи - 4,55. Дифференциал - Конический с двумя сателлитами. Полуоси - Фланцевые, полуразгруженного типа

Ходовая часть:

Подвеска: - передняя - Независимая, на поперечных рычагах, с витыми цилиндрическими пружинами: смонтирована на отъемной поперечине, - задняя - Рессорная, на листовых продольных полуэллиптических рессорах. Рессоры заключены в чехлы. Стабилизатор поперечной устойчивости - Торсионного типа. Расположен впереди передней подвески. Амортизаторы - Гидравлические, телескопического типа, двустороннего действия (4 шт.). Шины - Низкого давления, бескамерные или с камерами

Механизмы управления:

Управление рулевое - Глобоидальный червяк с двойным роликом. Тормоза: - ножные - Колодочные, на все колеса, привод гидравлический, - ручной - Центральный, барабанного типа, привод тросовый

Электрооборудование:

Система проводки - Однопроводная, отрицательный полюс соединен с "массой". Номинальное напряжение в В - 12. Радиоприемник - Трехдиапазонный, с кнопочной настройкой

Берет свое начало в далеком 1952 году. Работы над дизайном автомобиля, в которых немаловажную роль сыграли разработки концерна «Форд», производили художники в двух независимых проектах параллельно:

  • ГАЗ-21М - Волга , художник Лев Еремеев;
  • ГАЗ-21М - Звезда , художник Джон Вильямс.

В 1953 году были изготовлены макеты двух автомобилей. Если второй макет выглядел более передовым, первый макет был признан идеально соответствующим требованиям того времени. Также в 1953 году к работе группы присоединился конструктор А. Невзоров, и в первом полугодии 1954 года первые прототипы были изготовлены. Приступили к предварительным испытаниям.

На протяжении всего года работы по доводке и усовершенствованию прототипов шли полным ходом, и 3 мая 1955 года из ворот Горьковского автозавода своим ходом направились на государственную приемку три автомобиля, один из них - с механической коробкой, два - с . Каждый автомобиль достойно выдержал испытания, в том числе длительный и сложный в то время автопробег по маршруту Москва–Крым–Москва.

Массовое производство

Получив одобрение, группа приступает к изготовлению промышленных чертежей и занимается подготовкой конвейерной сборки. 10 октября 1956 года три промышленных образца с 65-сильными нижнеклапанными «победовскими» двигателями объема 2,432 литра вышли в свет. В декабре 1956 года сборочный конвейер был запущен, и модель получила официальную дату рождения.

В 1957 году конвейерная Волга комплектуется как первым, так и новым 70-сильным двигателем с верхним расположением клапанов, с V – 2,445 литра. В соответствии с задачами, первоначально заводом серийно выпускаются автомобиль в двух модификациях:

  • М-21Б - для общего использования;
  • М-21Г - для такси. В них на заводе устанавливали счетчик и зеленый фонарь.

С появлением нового двигателя и установкой заднего моста с гипоидной передачей произошли изменения в индексах, и Волга получила следующие модификации:

  • М-21А - такси;
  • М-21В - общего использования;
  • М-21Д - экспортный вариант с механической коробкой передач.

В 1958 году завод начал выпуск автомобилей с автоматической трансмиссией, и к ряду добавили экспортный вариант М-21Е с автоматической коробкой передач и форсированным 80-сильным двигателем.

Выпустив около 700 машин с автоматической коробкой передач, завод прекратил их производство из-за отсутствия сервисного обслуживания по стране.

Первые значительные внешние и внутренние изменения Волга претерпела в 1959 году. В этот период в автомобиле появились:

  • стеклоомыватель;
  • светоотражающий элемент в задних фонарях;
  • новая облицовка радиатора, передний бампер, подфарники;
  • задние брызговики;
  • новая панель приборов;
  • мягкие поручни на спинках передних сидений и заднего сиденья.

В соответствии с внесенными изменениями, появились новые модификации:

  • М-21И - для общего использования;
  • М-21К - экспортный вариант с форсированным двигателем и хромированным молдингом по нижнему краю остекления.

Следующие и последние внешние изменения были сделаны в 1962 году:

  • изменение , бамперов;
  • добавление подсветки заднего номера, изменение подфарников и задних фонарей;
  • усовершенствование передней подвески;
  • появление буксировочных крюков.

Начат выпуск модифицированной Волги со следующими индексами:

  • М-21Л - для общего использования;
  • М-21У - с улучшенной отделкой, названный народом «Люкс»;
  • М-21Т - такси, с 1963 года выпускались с раздельными передними сидениями;
  • М-21М - экспортный вариант с 80 и 85-сильными двигателями, хромированными окантовками стекол, накладками на крыльях и стилизованными надписями на передних крыльях. Выпускался также с правосторонним расположением руля.

Последняя модернизация была проведена в 1964 году, при этом во всех модификациях вместо буквы М появилась аббревиатура ГАЗ. В ходовой части были сделаны изменения и усиления передних лонжеронов, ступицы передних колес стали комплектоваться роликовыми подшипниками. Салон автомобиля получил мощный обогреватель, передние сиденья с регулируемым углом наклона спинки, модернизированные стеклоочистители.

Любители ГАЗ-21 получили возможность приобрести базовую модификацию с индексом Р, а модификация такси стала именоваться ГАЗ-21Т

Секрет успеха

Чем же так интересна модель ГАЗ-21 в наше время? Почему, завидев эту машину, так и тянет сделать несколько фото на ее фоне? Откуда популярная тенденция у молодоженов: в день свадьбы, воспользовавшись автомобилем клуба «Ретромобиль», прокатиться на раритетном автомобиле по городу с помпезностью и ветерком?

На видео - история автомобиля ГАЗ-21:

Ответ прост. В 50-е годы прошлого века конструкторам удалось сделать прорыв в создании идеальной формы автомобиля, которая притягивает взор и в наши дни. С 1956 по 1970 год заводом было выпущено 638 798 автомобилей отличного качества, простоты и надежности в эксплуатации. Не стоит говорить о том, что отлично известно, - о прочности кузова. Применяя при производстве стандартный металл, при помощи точных просчетов силовых элементов конструкторы добились такой прочности, что миф о «специальном толстом металле» жив и сейчас.