Создание снегохода своими руками. Снегоход своими руками — мечта или реальность? Как собрать самостоятельно? Изготовить снегоход

Этак как движок собирался использовать 6-10л/с, а масса снегохода должна быть небольшая , от подлинней гусеницы для снегоходов слету категорично категорически отказался . Собирался сделать сам гусеницу длинной около 4 метров и шириной 50см., но приобрести пригодного размера транспортерную ленту никоим образом никак не смог , пришлось сделать гусеницу короче длинной около 2,7м. ширина гусеницы вышла 47см. Для изготовления гусеницы сделал кондуктор при помощи которого перьевым сверлом делал отверстия в транспортерной ленте.

В магазине приобрел четыре колесика от тележки с подшипниками, две мягкие звезды от БУРАНА, и два 205 подшипника для ведущего вала, пластиковую трубу диаметром 40мм. длинной 8метров, все остальное для постройки снегохода у меня нашлось в сарае, квадратная труба 25Х25мм, от старого офисного стола для рамы, обрезки уголков, водопроводные сгоны и муфты.


Сделал чертежи для токаря и через неделю для меня сделали нужные детали. Процесс сборки ясен по фотографиям все очень просто, а принцип работы будущего снегохода примерно такой по твердой поверхности (укатанные дорожки) снегоход двигается на колесах, лыжа, которая находиться внутри гусеницы не касается троков, только своими боками не дает гусеницы сместиться в сторону, тем самым не возникает дополнительной нагрузки и износа траков без смазывания траков снегом, а в рыхлом снегу упор происходит на лыжу.

За первый выходной сделал гусеницу и ведущий вал, за крепил его на раме, так как валы для колес сделать токарь не успел.

Поворот лыж сделал очень просто, к поперечной балки рамы приварил водопроводные муфты, в них вворачиваются сгоны с креплением для лыж и рулевой тяги. По поему все очень просто и надежно, ни каких втулок и токарных работ только наличие солидола и долгий срок службы обеспечен, а выворачивая и вворачивая сгон можно регулировать высоту стойки лыжи.

Крепление передних колес без регулировки, крепление за дних колес сделано подвижно перемещая ось происходит натяжка гусеницы.

Рулевая тяга сплошная и не регулируется (это временный вариант)

Регулировка цепи, смещением двигателя.

СМОТРИТЕ ФОТО (ПРИ НАЖАТИИ НА ФОТО ОНИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ)

Вот что у меня получилось, к сожалению пока не успел установить опорную лыжу во внутрь гусеницы, но уже катался правда сейчас на поверхности снега наст и выводы делать рано, но даже без опорной лыжи траки держат снегоход и не срываются в букс, что хорошо видно на фотографиях, результатом пока доволен, конструкция получилась очень легкая. Раму обреза ть пока не стал, хочу проверить как короткая гусеница поведет себя в глубоком и рыхлом снегу, расстояние между лыж можно уменьшить, а двигатель хочу поставить с вариатором 125см3 от скутера, или 150см3 сза дней скоростью от квадроцикла, ну конечно разумеется поработать над диза йном, но это уже наверно к будущей зиме, хотя как знать.

В условиях суровой русской зимы неплохо бы иметь снегоход. Раньше такая машина была роскошью, и купить ее можно было только заграницей. Сегодня же, это средство передвижения можно встретить практически в любом мотосалоне. Снегоход можно приобрести просто для развлечения (для езды на зимнюю рыбалку и охоту), порой без него не обойтись и на работе (спасателям, лесникам, геодезистам). Стоимость снегохода зависит от фирмы производителя, модификации, мощности и других факторов. Самая простая модель может стоить около 100 000 руб., а цена более продвинутого снегохода доходит до 1 000 000 руб. Конечно, если эта техника необходима для работы, то экономить не стоит, ведь от надежности снегохода могут зависеть жизни людей, особенно, если он эксплуатируется спасателями. А вот для развлечения можно собрать эту чудо-машину и в домашних условиях.

Самодельный снегоход, сможет соорудить любой человек мало-мальски разбирающийся в технике. Перед тем как начать делать снегоход, нужно понять какие преимущества вы от этого получите.
Плюсы самостоятельной сборки:

  • Стоимость. Для некоторых это может выступать самым главным плюсом. Цена самодельного снегохода обойдется в разы дешевле, чем, если приобретать его в магазине.
  • Характеристики. Делая снежный агрегат, вы сами контролируете весь процесс, выбираете конфигурацию, мощность и внешний вид.
  • Надежность. Собирая аппарат самостоятельно, вы будете использовать самые лучшие комплектующие и детали.

Качественно сделанную машину своими руками можно использовать не только в городе, на ней вполне безопасно выезжать за пределы населенных пунктов, на горнолыжные базы и путешествовать по бездорожью.

С чего начать?

Лучше всего начать работу по сборке аппарата своими руками с чертежей. Для создания чертежа не лишними будут инженерные навыки. Однако если вы в этом не преуспели, то стоит воспользоваться интернетом и распечатать готовую схему. Во всемирной паутине есть возможность найти чертежи снегоходов разных модификаций, от самых простых и дешевых вариантов до сложных, сконструировать которые под силу лишь опытному механику. Чертежи есть в общем доступе, распечатав которые вы без труда соорудите машину мечты.
Изучая чертежи, обратите внимание на массу агрегата, чем он будет легче, тем выше будет его проходимость. Снегоход с легкостью будет маневрировать по рыхлому и глубокому снегу. Однако не только масса готового изделия влияет на проходимость, не менее важна опорная площадь гусеницы.

Из чего состоит снегоход?

Любые снегоходы состоят из основных деталей, которые будут не измены вне зависимости от модификации аппарата, таких как:

  1. Рама. Можно использовать раму от старого мотоцикла или мотороллера, если таковая отсутствует, то можно сварить ее на заказ. Токарь запросто справится с такой задачей.
  2. Двигатель. Можно использовать мотор от мотоблока, хотя стоит сказать, что при его мощности, получившееся изделие лучше назвать детским снегоходом, разогнать его до приличной скорости не выйдет. Есть альтернатива использовать мотор от мотоцикла или скутера. Выбор двигателя зависит еще и от массы снегохода.
  3. Гусеницы. Самая важная и одновременно сложная деталь снегохода.
  4. Привод. Соединяет двигатель и гусеницу. Для привода отлично подходит цепь от мотоцикла.
  5. Руль. Тут нужно отталкиваться от личных предпочтений и удобства, но чаще всего он также берется от скутера или мотоцикла.
  6. Лыжи. Здесь используется готовый вариант, если таковой имеется или можно сделать лыжи из фанеры. Лучше отдать предпочтение листам фанеры толщиной не менее 3 мм.
  7. Топливный бак. Для этой детали следует выбрать емкость из пластика или металла. Вместимость 15 литров вполне достаточна для того чтобы преодолевать большие расстояния при этом она не займет много места.
  8. Сиденье. Лучше всего изготовить на заказ, так как самодельный снегоход будет эксплуатироваться в суровых условиях, следует отдать предпочтение прочным, износостойким материалам. Не забывайте об удобстве, вы должны чувствовать на нем себя комфортно.

Можно ли сделать гусеницы самому?

Это самый сложный элемент, для самостоятельного изготовления. Гусеницы машины играют решающую роль в том, какую скорость будет развивать агрегат, и какова будет сцепка с ледяным покрытием. Качественно сделанные кустарным способом гусеницы способны прослужить достаточно долгое время. Чаще всего для гусениц используют покрышки от автомобиля. Для начала нужно освободить покрышки от бортов, оставив лишь гибкую дорожку. Теперь нужно изготовить грунтозацепы. Для этого используют пластиковую трубу диаметром 4 см. Ее нужно распилить на части длинной 50 см, получившиеся заготовки распилить еще вдоль. Эти детали крепятся к покрышке болтами. Важно соблюсти одинаковый интервал крепления грунтозацепов, в противном случае гусеница будет соскакивать с катка. Оптимально будет крепить их на расстоянии 5 см друг от друга.
Аналогичным методом делают гусеницы. Для их изготовления нужно использовать транспортерную ленту, которую следует отрезать, сделав длину оптимальной для самодельного агрегата. Важно правильно и надежно сцепить обрезанную ленту. Для этого ее концы накладываются друг на друга на 5 см и фиксируются болтами.
Как вариант, для изготовления гусениц можно воспользоваться клиновыми ремнями. Они скрепляются грунтозацепами, образуя гусеницу с готовыми выемками под шестерню.
Делая гусеницы своими руками нужно учесть такой нюанс: чем больше площадь гусеницы, тем лучше аппарат будет проходить по сугробам, но в управлении будет хуже. В магазинах, готовые изделия чаще всего представлены в трех вариантах, со стандартными гусеницами, широкими гусеницами и сверхширокими.
Чтобы упростить себе задачу, вместо самостоятельного производства, можно приобрести гусеницы в магазине. Таким образом, вы получите возможность приобрести гусеницы подходящие под рельеф местности и условий перемещения.

Особенности сборки

Готовую раму, сваренную собственноручно или позаимствованную от другой техники нужно оснастить рулем с помощью сварки. Двигатель устанавливается строго в соответствии с чертежом. Лучше всего, чтобы он располагался как можно ближе к карбюратору. На готовую конструкцию нужно установить гусеницы, которые были изготовлены заранее.
Когда проделана основная работа, можно приступать к подключению бака, тросов газа и тормоза, установке сиденья.

Самый простой способ изготовления снегохода

Взять за основу мотоблок и видоизменить его в снегоход – это, наверное, самый легкий способ для создания агрегата для передвижения по снегу. Его можно использовать полностью, можно взять лишь некоторые детали.
Если мотоблок используется полностью, то к нему нужно приварить раму с задней осью и модифицировать рабочий вал в привод, который должен передавать вращающие движения от двигателя к гусенице.
Если использовать мотоблок не полностью, то из него следует взять только двигатель и рулевую вилку. На нижнюю часть вилки нужно будет установить гусеницы.
В этом случае нужно также учитывать, что мощность мотоблока рассчитана на вес и давление колес, которые меньше чем гусеницы. Для того чтобы избежать лишней траты бензина и амортизации деталей, колеса снегохода должны быть с низким давлением.
Мини самодельный снегоход легок в управлении. К слову сказать, если самодельный снегоход получился не очень мощный и развивает скорость до 15 км/час, то оснащать его тормозами не обязательно. Для остановки самодельного снегохода достаточно просто снизить обороты, и он остановится сам.
Подойдя к работе серьезно и изучив всю имеющуюся информацию, наверняка вы будете гордиться своим агрегатом собранным собственноручно!

Инструкция

Сначала выполните эскиз задуманной конструкции . При этом предусмотрите две составные части аппарата: ведомую и ведущую. Первая должна состоять из полозьев, рулевой колонки и . Вторая часть должна содержать силовую установку, раму, привод и сиденье водителя. Однако, при необходимости можете изменить конструкцию, более приспособив ее к выполнению предполагаемых задач.

Определите части и агрегаты снегохода, которые вы не сможете сделать самостоятельно. Приобретите их и приблизительно прикиньте расположение агрегатов на , размеры конструкции и ее отдельных частей. Подходя к компоновке профессионально, изготовьте плаз – макет снегохода в натуральную величину из фанеры или плотного картона. Сделайте макеты всех покупных частей, макет рамы и соберите из этого плаз. После определите размеры и расположение деталей, которые предполагается изготовить самостоятельно.

Самостоятельное изготовление рамы предполагает обязательное наличие трубогиба, сварочного оборудования и соответствующих навыков. Если всего этого нет, закажите изготовление рамы в ближайшей мастерской по предварительно нарисованному чертежу. Делать раму самостоятельно начните с выбора необходимых труб. Трубы, снятые с мотоциклетных рам предпочтите водопроводным. Специальные рамные трубы, как правило, более прочные.

Согните трубы на так, как это необходимо. Перед соберите раму, соединяя детали точечной сваркой. Проведите предварительную подгонку элементов рамы и крепящихся к ней деталей снегохода. Это позволит избежать ошибок в конструировании. Окончательную сварку проводите единым швом, желательно без разрывов и других огрехов. Приварите кронштейны крепления двигателя, полозьев, колесного привода, сиденья, рулевой колонки и других частей.

Полозья изготовьте в виде двух широких лыж. Сварите рулевую колонку и закрепите на ней полозья с помощью скоб шарнирных соединений. Более сложный вариант предполагает использование амортизаторов в подвеске лыж. Если конструкция снегохода предусматривает широко расставленные передние лыжи, то в качестве амортизаторов более подходят рычажные от «Урал». Непосредственно на руле закрепите органы управления от любой модели мотоцикла.

На второй части снегохода закрепите двигатель и коробку передач. Их тоже возьмите от любого легкого мотоцикла. В качестве заднего колеса (или колес) примените покрышки низкого давления самостоятельного изготовления. Их можно сделать из подходящих ободов и пневматических камер автомобильных шин. В накачанном состоянии они будут хорошими колесами низкого давления. Для движения по рыхлому снегу обязательны снегозацепы, расположенные по все окружности колеса (колес).

Если конструкция снегохода предполагает наличие одного заднего колеса, заднюю подвеску выполните по мотоциклетному образцу. Для этого дополнительно к раме сварите задний маятник и прикрепите его к раме через шарнир. Используя мотоциклетные амортизаторы, сделайте подвеску маятника. Продумайте и установите цепной привод от двигателя к заднему колесу. После подгонки привода установите заднее колесо.

При желании установить два задних колеса, прикрепите к задней части рамы ведущий мост укороченного типа. Для этой цели найдите задний мост от грузового мотороллера «Муравей» или самостоятельно укоротите мост от легкового автомобиля. При использовании мягких колес низкого давления необходимость в задней подвеске частично отпадает. Использование мотоциклетных амортизаторов технически сильно усложняет задачу. Применение амортизаторов автомобильного типа не сделает подвеску мягкой, так как они рассчитаны на гораздо больший вес, чем снегоход.

Снегоход - очень практичная и полезная вещь, которая обязательно пригодится в снежных краях. Заводской снегоход стоит немалых денег, но ведь его можно сделать самостоятельно.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Снегоход своими руками — это реально

Как говорится, если у человека руки растут, откуда надо, то он справится с любой задачей. Такому мастеру дай обычный двигатель и вскоре он смастерит катер, трактор, мотоблок или же снегоход. Так как во многих городах и поселках России снег лежит по несколько месяцев, то создание снегоходов — вопрос очень даже актуальный. Сегодня мы расскажем вам, как сделать самодельный снегоход в домашних условиях.

Это только на первый взгляд кажется, что все слишком сложно, нужно просто иметь навыки и много подручных материалов. Главное, будьте готовы потратить на работу несколько дней, но результат однозначно будет стоить того. Снегоходы самоделки ничем не уступают заводским моделям, прекрасно чувствуют себя в глубоком и рыхлом снегу, не ломаются и не изнашиваются.

Не существует определенных правил из чего должен быть изготовлен самодельный снегоход. В Интернете можно найти определенные чертежи, размеры и схемы. Это может быть обычный простой снегоход с одной или двумя гусеницами, на колесах и так далее.

Ребята, которым удалось смастерить чудо-машину, с радостью делятся своим опытом и впечатлениями от процесса создания снегохода. Но секрет состоит в том, чтобы использовать те материалы, которые есть у вас под руками. Вы можете взять мотор из мотоблока, фару из чего-то другого, капот из-под старой машины, и так далее.

Если речь идет о мини-снегоходе, который является бюджетным вариантом, то его можно спокойно смастерить всего за два выходных. Для этого используйте самодельную гусеницу, которую можно легко смастерить из транспортерной ленты. В роли грунтозацепов можно использовать любые материалы, в том числе и пластиковые водопроводные трубы. Не переживайте, уже проверено мастерами, что пластмассовые трубы нормально чувствуют себя при сильных морозах.

1) Гусеничный снегоход должен быть максимально легким, тогда он сможет без проблем преодолевать даже самый рыхлый и глубокий снег. Раз уж мы начали говорить про такую модель снегохода, тогда следует уточнить некоторые детали. Хотя конструкция довольно простая, но надежная.

Как собратьтакой снегоход-палочник? Сначала делаем внутри транспортерной ленты четыре колеса, они будут катиться прямо по ленте, на которой также прикреплены пластмассовые грунтозацепы. В целом, схема движения своеобразной техники понятна. Двигатель можно взять от мотоблока, но это только как вариант. Используйте то, что есть у вас под руками.

Теперь несколько слов о том, как сделать правильно грунтозацепы из пластмассовых труб. Сначала водопроводная труба нарезается на одинаковые заготовки. Их размер зависит от габаритов будущего снегохода. Каждую заготовку распилите с помощью циркулярки на две одинаковые части. Есть специальное приспособление, которое позволяет спокойно нарезать пластиковые трубы. Именно благодаря ему, получились ровные и красивые «палочки» в роли грунтозацепов. К ленте их прикрепить можно с помощью специальных болтов.

Очень важный момент, чтобы между грунтозацепами было максимально одинаковое расстояние. В противном случае они будут просто наскакивать друг на друга, тем самым сбивать гусеницу.

Сверлить транспортерную ленту нужно с помощью специального кондуктора. В магазине можно приобрести небольшие резиновые колеса, ведущие звездочки для гусеницы и подшипники. Лыжи можно использовать от любого детского снегоката. Этот снегоход считается разборным, ведь на его сборку тратится не больше получаса. Поэтому будет выгоднее, после окончания зимнего сезона разобрать конструкцию. Двухгусеничный снегоход — уже более сложная модель, но его тоже реально смастерить вручную.

2) Колесный снегоход — довольно оригинальное строение, его еще называют на пневматиках. Другими словами, это крошечный трактор с весьма необычными колесами. Сделать такую технику можно из мотоцикла, мотоблока. Конструкция благополучно преодолевает рыхлый глубокий снег, потому что есть большая площадь для контакта с поверхностью.

3) Электроснегоход тоже можно сделать самостоятельно. Но раз уж вы решили смастерить электрический снегоход, тогда забудьте о литиевых и полимерных аккумуляторах. Они просто ненадежны для морозной погоды и будут требовать постоянной замены. Лучше всего остановить выбор на свинцовых. Можно смастерить крутойэлектро снегоход для ребенка. Напряжение в 12 вольт — это норма. Наверняка, все видели или внимательно изучали модель снегоход амфибия. Некоторые идеи можно взять из этой всем известной конструкции. Время изготовления настоящего самодельного самохода: от двух дней и до недели. Все зависит от наличия нужных деталей, а также вашего свободного времени. Постарайтесь наперед все просчитать до мелочей, дабы не было проблем уже в процессе работы.

Делаем снегоход из мотоблока своими руками

Мы уже говорили о том, что смастерить снегоход можно практически из любых подручных материалов из:

  • бензопилы;
  • мотоцикла(ИЖ, Планеты 5, Юпитера 5, Днепра, Минска);
  • снегоката;
  • скутера;
  • велосипеда;
  • автомобиля (Нивы, Запорожца);
  • мопеда (из муравья, альфы);
  • пилы;
  • покрышек;
  • мотособаки;
  • шуруповерта;
  • культиватора (мотолкультиватора, крота);
  • триммера (бензотриммера);
  • газонокосилки;
  • снегокатааргамака;
  • мотобуксировщика.

Этот список можно продолжать вечно. Но ведь это не означает, что все детали или основа берется из одного конкретного предмета техники. Зачастую донор служит лишь для маленькой цели (каркас, двигатель, лыжи).

Мы не будем детально рассматривать пошаговую инструкцию изготовления снегохода из различной техники. Разберем только модель из мотоблока на пневматиках (без использования гусеницы)своими руками.

Так как нет гусеницы, то ремонтировать конструкцию будет намного проще. Вам понадобится: трубы для рамы, уголок из стали, чтобы укрепить всю конструкцию, от донора берем только силовую установку. Чтобы сделать колеса, нужно использовать камеры внушительных размеров. Отлично подойдут от любой большой сельскохозяйственной техники. Из ВАЗ (не обязательно 2106) можно взять коробку передач и детали ходовой. Также не забудьте о дрели, болгарке и, конечно же, сварочном аппарате.

Внутри рамы будут спрятаны все важные элементы снегохода. Труба нам нужна для того, чтобы изготовить силовой каркас. Рассчитывайте, чтобы мощность мотора более или менее подходила для колес подобного диаметра.

Несколько слов о том, как осуществляется трансмиссия в снегоходах из мотоблока. Есть несколько вариантов. Первый (штатный редуктор) — не самый оптимальный, потому что для переключения требуется полная остановка конструкции. Если есть возможность, то вместо редуктора можно поместить коробку передач из старого автомобиля.

Итак, снегоход из мотоблоков быстро стал популярным и чем-то напоминает собой примитивный легковой автомобиль. Ведь передачи можно переключать не останавливаясь, на первой и второй передачи можно спокойно пробираться по любым дорогам. Третья и четвертая позволят вам медленно прокатиться по уже накатанной трасе.

Для удобства перемещения в темноте, не поленитесь установить тракторные фары, а также автомобильный генератор. Вообще, этот транспорт не будет комфортным более чем двум людям. Если хотите кататься компанией, то позаботьтесь о прицепе.

Но о скорости и думать нельзя. Ведь ваше транспортное средство не оснащено упругими элементами и амортизаторами. Пневматики будут давать о себе знать на скорости. К тому же нет никакой кабины для укрытия, а сильный ветер при быстрой езде сразу же даст о себе знать.

Одни из самых известных моделей снегоходов, такие как: Буран, Рысь, Тайга, Тикси — были оснащены двигателем лифан. Неплохой двигатель можно одолжить из ОКИ.

Снегоход — довольно простой в изготовлении вид транспорта, который поможет свободно передвигаться в снежной местности. Это своего рода внедорожник. Поэтому не поленитесь изготовить технику своими руками, если уж вам посчастливилось проживать в зоне частых снегов. Внимательно составьте схему действий и у вас все обязательно получится!

Вспоминая историю создания самодельного снегохода, осознал, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по молодости (а сейчас я уже пенсионер) получил специальность слесаря и освоил самостоятельно сварочное дело, другие специальности металлообработчиков. А вот знаниями по конструированию, по правде сказать, «похвастаться» не мог, да и поучиться было негде. Строил по наитию всякие «дрындоходы» на колёсах и гусеницах: ездил на них и по бездорожью, и по снегу, но ни надёжности, ни красоты в них не было.

Но вот в начале 1988 года вышел «Моделист-конструктор», в котором была статья о снегоходе «Гусеница вокруг лыжи». Вот тут и началось!

Места у нас такие, что снежный покров лежит по полгода и даже более! Местные дороги чистят, как правило, не вовремя, да и то так, чтобы только вездеходный грузовик мог проехать. Ну а о просёлках уж и говорить нечего. К тому же у меня были увлечения: охота и рыбалка. Вот всё это и сподвигнуло сделать добротный проходимый снегоход.

Построил для себя, помогал друзьям, родным, набирался опыта. Постоянно совершенствовал конструкцию «по законам эволюции»: заменял тяжёлое – на лёгкое, ненадёжное – на прочное, внедрял подвески: рессорные, пружинные, амортизаторные. Всего построил больше десятка снегоходов: на гусеницах с деревянными и полиэтиленовыми траками вокруг лыжи-скпиза; резиновый с блоком катков; и с одной управляющей лыжей, и с двумя.

рассказ поведу о последнем своём снегоходе. Не могу сказать, что он не имеет недостатков, но в его конструкцию я вложил весь накопленный опыт и машина получилась, вроде бы, удачная, хотя и без излишеств (или, как сейчас говорят, – утилитарная), но смотрится неплохо, и надёжность на высоте.

Компоновочная схема снегохода выбрана наиболее распространённая, как на подобных отечественных машинах, так и на зарубежных: две передние управляемые лыжи; силовой агрегат, расположенный впереди под капотом; далее – гусеничный блок, а над ним сиденье и позади – багажник. Общая длина снегохода – 2300 мм, ширина по наружным краям лыж 900 мм, высота до руля – 1000 мм, до сиденья – 700 мм.

1 – управляемая лыжа (2 шт.); 2 – подвеска управляемой лыжи (2 шт.); 3 – дуга (труба Ø32); 4 – капот (от бокового прицепа мотоцикла «Ява»); 5 – ветровое стекло; 6 – руль; 7 – топливный бак (сварен из двух мопедных); 8 – сиденье; 9 – инструментальный ящик; 10 – ограждение багажника (труба Ø16); 11 – брызговик (стальной лист s0,5); 12 – пружинный амортизатор подвески натяжных маятниковых рычагов гусеничного блока (2 шт.); 13 – фара; 14 – гусеничный блок

1 – нижний лонжерон (труба 28×25, 2 шт.); 2 – верхний лонжерон (труба 20×20, 2 шт.); 3 – Г-образный кронштейн крепления корпуса опорного подшипника удлинителя выходного вала силового агрегата (труба 28×25); 4 – под-косная межлонжеронная стойка (труба 20×20); 5 – вынос (труба 28×25,2 шт.); 6 – опорная планка стакана рулевого вала (стальной лист s3); 7 – стакан рулевого вала (труба Ø32); 8 – рулевая колонка (труба Ø32); 9 – стойка-дуга, 2 шт.); 10 – подседельная рамка (труба Ø20); 11 – подседельная стойка (труба Ø20); 12 – обвязка инструментального ящика (стальной уголок 20×15); 13 – вваренный кронштейн крепления гусеничного блока и натяжения гусеницы (2 шт.); 14 – подкос кронштейна (труба 20×20, 2 шт.); 15 – полурамка площадки багажника (труба 20×20); 16 – ушко крепления заднего амортизатора (сталь s4,2 шт.); 17 – подкос полурамки багажника (труба 15х 15,2 шт.); 18 – подкос нижнего лонжерона (труба 28×25,2 шт.); 19 – траверса (труба 28×25); 20 – поперечина выносов (труба 28×25); 21 – поперечины подвески рулевой колонки (труба Ø16); 22 – моторный подрамник (труба 28×25); 23 – стяжка-опора (стальная пластина); 24 – поперечина нижних лонжеронов (труба 28×25); 25 – стяжка-замок топливного бака; 26 – продольный элемент подседельной ниши (труба 20×20,2 шт.); 27 – втулка шкворня (велосипедная, усиленная, 2 шт.); 28 – подкос втулки шкворня (труба 20×20, 2 шт.)


Под капотом:

а – вид справа; б – вид слева

Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка перемены передач в одном блоке) – «Тула-200м» производства ТМЗ (Тульского машиностроительного завода). Ставился он на всякую производимую в Туле мототехнику: мотороллеры (в том числе и на грузовой «Муравей»), мотоциклы и др. Агрегат довольно надёжный, хотя и тяжеловат.

Мощность нового мотора составляла 11 л.с. с числом оборотов до 3600 в минуту. Но ему уже не один десяток лет. Однако сил восемь-девять, по моим ощущениям, в нём ещё сохранились. Двигатель рабочим объёмом 196 см3, двухтактный и работает на смеси низкооктанового бензина с моторным маслом (типа «Автол») в соотношении 10:1.

Цилиндр снабжён штатным принудительным воздушным охлаждением.

Коробка передач имеет передаточное число 2,353.

Для передачи вращения с вторичного (выходного) вала на звёздочку приводного вала пришлось сделать сварной удлинитель из трубы со шлицевыми наконечниками. На одном конце внутренние шлицы нарезаны непосредственно в трубе (для насаживания удлинителя на вал). На другом – наружные шлицы для переходника, посадочное место под подшипник и резьба М20х1,5 для крепления на удлинителе звёздочки, выполнены на приварном наконечнике.

Забегая вперёд, отмечу, что точно такой же наконечник приварен к приводному валу гусеницы, который изготовлен из натяжной задней оси гусеницы от снегохода «Буран».

Рама снегохода – пространственная, сварена из стальных труб прямоугольного, квадратного и круглого сечений.

Основа рамы – два парных трубчатых лонжерона – верхний и нижний. Верхний лонжерон каждой пары выполнен из трубы сечением 20×20 мм. Из такой же трубы и большинство вспомогательных элементов: промежуточные поперечины, подкосы и даже задняя рамка багажной площадки. Нижние лонжероны – из трубы сечением 28×25 мм – это самая толстая труба в конструкции рамы. Из такой же трубы передняя траверса, передние поперечины и консоли, подмоторный хребет.

Надо сказать, что трубы рамы – сечения небольшого и даже не толстостенные. А потому в местах, где сверлил отверстия, в них вставлял втулки и приваривал по кругу.

Надстройка рамы (стойки, дуги) изготовлена из круглой трубы диаметром 20 мм – от старых стульев, тонкостенных, но достаточно прочных. Вот только сваривать их было сложновато, но если это делать с помощью аппарата-полуавтомата, то процесс значительно облегчается. Рамка багажника под сиденьем, также как и рамка срединной части площадки, – из равнополочного 15-мм уголка. Между этими рамками я укладываю длинномерные вещи, например лыжи. Колонка рулевого вала – из трубы диаметром 32 мм – встроена в переднюю часть надстройки. Втулки поворотных шкворней вырезаны из велосипедных рам и приварены к концам траверсы. В раму также интегрированы (приварены к задним концам нижних лонжеронов) кронштейны узлов натяжения гусеницы. Эти же кронштейны служат и местами крепления к раме корпусов подшипников балансирного вала гусеницы. Кроме того, к элементам рамы приварены многочисленные ушки, проушины для установки силового агрегата, топливного бака, сиденья, амортизаторов и пр.

1 – удлинитель; 2 – наконечник для насадки на вал; 3 – наконечник для ведущей шестерни

1 – гусеница; 2 – приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 3 – узел приводного вала гусеницы; 4 – рессора (2 шт.); 5 – кронштейн балансирного блока (2 шт.); 6 – маятниковый рычаг натяжной оси (2 шт.); 7 – натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 8 – опорный каток (10 шт.); 9 – крайняя тележка (2 шт.); 10 – средняя тележка; 11 – ось балансирного блока; 12 – поддерживающий каток (2 шт.); 13 – корпус с подшипником оси балансирного блока (2 шт.); 14 – кронштейн крепления рессоры к оси балансирного блока (2 шт.)

Гусеничный блок (точнее – его продольная половинка) позаимствован от старого промышленного снегохода «Буран». Почему половинка? Да потому, что, во-первых, – легче. Во вторых -меньше затрат и проще конструкция. Ну а в-третьих, предполагал ездить не по снежной целине, а по следам «первопроходцев».

Однако в сочетании с парой довольно широких лыж снегоход уверенно преодолевает и глубокие сугробы, и свежевыпавшие «пухляки».

Крайние тележки переделаны – пружины удалены, а втулки сварены между собой, так как тележки балансируют сами по себе, сидя на своей оси на концах рессор.

Переделан и узел натяжения гусеницы. Передние концы его маятниковых рычагов сидят на общей оси с рессорным балансирным узлом, а задние подвешены на самодельных пружинных амортизаторах к раме.

Движитель снегохода – резиновая гусеница шириной 380 мм (на «Буране» таких стоят две). Привод гусеницы осуществляется от приводного вала через пару 9-зубых «бурановских» капроновых колёс. Приводной вал – трубчатый. Как отмечалось ранее, он изготовлен из задней гусеничной «бурановской» оси, установлен в подшипниках 80205, корпуса которых прикреплены непосредственно к верхним лонжеронам рамы. Натяжение гусеницы осуществляется натяжной осью с зубчатыми колёсами (такими же, как и приводные) через пару маятниковых рычагов, насаженных на ось балансирной тележки (перемещением её подшипников вдоль лонжеронов рамы). Натяжной вал гусеницы (а точнее – ось, поскольку эта деталь не передаёт крутящего момента) с зубчатыми колёсами – тоже «бурановские». Контакт гусеницы с дорогой по длине – чуть более метра.

Ранее движители строил с опорной лыжей-склизом. Они хороши на «пухлом» снегу и сугробах, но очень чувствительны к твёрдым неровностям дороги. От них – не только передаётся водителю дискомфорт, но случаются поломки траков и даже самого склиза. Поэтому на этот раз решил сделать движитель с резиновой гусеницей и опорными катками, так как предполагал ездить по накатанному снегу и даже льду.

Трансмиссия снегохода, что называется, проще не бывает, хотя и не без изюминок. Состоит она из одноступенчатой цепной передачи от мотоцикла «ИЖ» с шагом 15,875 мм с парой звёздочек: ведущая имеет 15 зубьев, ведомая – 21, то есть передаточное число составляет 1,6. Вторичный (выходной) вал силового агрегата удлинён трубой с внутренними шлицами на насаживаемом на вал конце и шлицевым наконечником – на другом. Свободный конец удлинителя установлен в подшипнике 80205, корпус которого закреплён на Г-образном кронштейне, приваренным к раме. На этот наконечник через переходник с внутренними и внешними шлицами посажена ведущая звёздочка цепной передачи. Ведомая звёздочка посажена (тоже через шлицевой переходник) на шлицевой наконечник приводного вала гусеницы. Переходники изготовил из шестерён: отжёг, проточил, отфрезеровал. Благодаря шлицевым переходникам звёздочки (а, следовательно, и передаточное отношение) легко менять даже в полевых условиях под дорожные условия (точнее, под плотность и глубину снежного покрова).

Управляемые лыжи снегохода – самодельные, длиной 900 мм (заготовка – 1000 мм) и шириной 200 мм. Изготовлены из стального листа толщиной 2 мм. Полозья штампованные: по середине – треугольный паз, а по краям – отбортовки-подрезы, спереди загнуты вверх (контактная поверхность со снегом – 800 мм). Сверху к полозьям приварены продольные рёбра жёсткости П-образного сечения, выгнутые из такого же стального листа, а к ним – ушки и проушины для крепления узлов подвески, а впереди – дужки из стального 10-мм прутка.

Каждая лыжа имеет подвеску, состоящую из амортизатора (от мотороллера «Тула») и самодельного рычага из трубы квадратного сечения 20×20 мм.

Рулевое управление – смешанного типа. Сам руль – мотоциклетный рычажный, а остальное – как у автомобиля. Рулевой вал – «переломный» с карданным шарниром и даже своеобразным рулевым механизмом. «Переломным» его сделал потому, что он никак не входил в «параллель» с шкворневыми втулками (а вообще-то, прямой вал лучше). Надо обратить внимание, что нижний конец вала конструктивно оказался впереди поворотных рычагов и тяг, а сошка направлена назад. При таком положении при повороте направо руль нужно было поворачивать влево, и наоборот, что противоречило здравому смыслу. Поэтому пришлось ввести рулевой механизм, служащий для согласования поворота руля и направления лыж. Механизм представляет собой пару одинаковых шестерней в корпусе. Ведущая шестерня посредством шлицевого соединения насажена на конец рулевого вала, а вал ведомой шестерни соединён (сварен, хотя этот узел целесообразно и нетрудно сделать тоже разборным) с Т-образной сошкой. От сошки через рулевые тяги и поворотные кулаки осуществляется одновременный поворот лыж теперь в ту же сторону, в какую поворачивают руль.

Оборудование. Топливный бак сварен из двух баков от мопеда «Рига».

Сиденье – от мотоцикла «Минск» смонтировано на стойках с обшивкой из дюралюминиевого листа. Под сиденьем находится инструментальный ящик, а между ящиком и полом – свободная ниша с отверстием сзади. В неё укладываю при необходимости лыжи, лопату и другие длинномерные предметы. Капот – перекроенная передняя часть коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Ява-350». Электрооборудование штатное. Фара – от мотоцикла «Минск».

1 – полоз; 2 – усилитель; 3 – дужка; 4 – ушко крепления амортизатора; 5 – ушко крепления рычага

1 – руль (велосипедный); 2 – верхнее колено рулевого вала; 3 – кронштейн поддержки верхнего колена рулевого вала (обстановка); 4 – карданный шарнир; 5 – рулевая колонка; 6 – нижнее колено рулевого вала; 7 – хомут шлицевого соединения нижнего колена и вала-шестерни; 8 – ведущая вал-шестерня; 9 – ведомая вал-шестерня; 10 – сошка; 11 – ось сошки и рулевых тяг; 12 – рулевая тяга (2 шт.); 13 – наконечник регулировки длины рулевой тяги (2 шт.); 14 – контргайка 15 – рулевой рычаг (2 шт.); 16 – ось тяги и рычага (2 шт.); 17 – поворотный кулак (2 шт.)

1 – приёмный патрубок; 2 – корпус; 3 – глушитель; 4 – выпускной патрубок

1 – дышло; 2 – поперечина; 3 – кронштейн-ушко (2 шт.); 4 – тяга (2 шт.); 5 – лыжа (2 шт.); 6 – кузов; 7 – стойка (10 шт.)

Санки-прицеп – самодельные. Я считаю, что лучше иметь небольшие санки, чем большой багажник на снегоходе: если где-то застрянешь, то санки можно отцепить, путь протоптать и снова прицепить. Кузов когда-то был корпусом бокового прицепа мотоцикла «Ява-350», а точнее то, что от него осталось после изготовления капота для самого снегохода. Его укоротил, вырезав около 200 мм посередине. Затем склепал переднюю и заднюю части вытяжными заклёпками. Под кузовом разместил несколько поперечин из трубы прямоугольного сечения 40×20 мм, одну из широких стенок которых оставил в качестве ушков с обоих концов. Ушки прикрепил к боковинам кузова вытяжными заклёпками.

Кузов установлен на лыжах из алюминиевых панелей электрошинопровода посредством трубчатых стоек квадратного сечения 20×20 мм. Стойки вверху приварены к поперечинам с ушками и внизу – к «пяткам» – стальным квадратным пластинам толщиной 2 мм. «Пятки» приклепал к полозьям лыж всё теми же вытяжными заклёпками.

Хочу отметить, что чертежи узлов -не рабочие, а ознакомительные: на некоторых проставлены не все размеры (например, рамы), где-то что-то может и не совпасть, так как чертежи делались по уже готовой конструкции.

А вообще-то, я считаю, что изготовление конструкции по чертежам – это уже производство, а не творчество.

В.СМИРНОВ, п. Сява, Нижегородская обл.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.